Эту истину, конечно, весьма ясно понимали и пророки. Поэтому-то Осия с сильным негодованием восклицает: «Мерзость телец твой, Самария! пылает гнев Мой на них; как еще долго они могут оставаться ненаказанными. Ибо произведение Израилево и он; в щепу обратится Самарийский телец. Поскольку ветр сеют они, то вихрь и пожнут» ( Ос.8:5–7 ). Действительно, история и свидетельства пророков показывают, что, исказив истинную религию служением тельцу 5 , царство Израильское более и более становилось идолопоклонническим, и один вид идолопоклонства распространялся в нем вслед за другим. Кроме государственной религии или служения тельцу, о котором пророки Амос и Осия говорят во многих местах ( Ам.3:14, 4:4, 5:5 ; Ос.8:5–7, 10:5, 15, 13:1 ), в их писаниях есть много указаний и на другие языческие суеверия. Безнравственное служение Астарте, появившееся в самой Самарии еще при Иоахазе ( 4Цар.13:6 ), особенно распространилось в роскошное царствование Иеровоама II; это постыдное служение совершалось теперь народом публично во многих местах, особенно в Галгалах, некогда столь священном месте служения Иегове ( Ос.4:15, 9:15, 12:12 ). На это горько жалуется Иегова устами пророка Осии: «И на холмах приносят курение, под дубом и тополем и теревинфом, потому что хороша тень. От того блудодействуют ваши дочери и невестки ваши прелюбодействуют. Не буду Я взыскивать с дочерей ваших, хотя оне и блудодействуют, и с невесток ваших, хотя оне прелюбодействуют. Ибо сами они с блудницами уходят в сторону и с сими посвятившимися греху приносят жертвы» ( Ос.4:13–14 ). Религиозный смысл народа до того омрачился и притупился, что среди него распространились самые глупые суеверия: народ дереву предлагал вопросы и верил, что жезл может дать ответ на предложенный вопрос ( Ос.4:12 ) 6 . Поэтому именно Осия говорит о многих ваалах, т.е. вообще идолах, которым предался Израиль ( Ос.2:7–15, 17, 11:2 ). И чем больше благоденствовал народ в материальном отношении, чем он был богаче, тем более развивалась в нем страсть к идолопоклонству, тем ниже падал он в религиозном отношении: «виноград благолозен Израиль, плод обилен его: по множеству плодов его умножи требища, по благотам земли его возгради капища» ( Ос.10:1 ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskiy...

Осии рядом с 11:1, 3–4; 12:13 – его горькую жалобу на тяжелое преступление Израиля в земле моавитской ( Ос.9:10 ); то эти ссылки докажут, что для обеспечения невозмутимо добрых отношений Иеговы к Израилю в это время со стороны Израиля не прилагалось больших усилий, что, по мнению пророков, как и вообще в истории Израиля, так в частности и в особенности за первое ее время, когда выведенный из Египта Израиль шел в обетованную землю, – Иегова, вступивший с ним в свободный союз, основанный исключительно на любви и милости, не встречал ответной любви со стороны облагодетельствованного Им народа; а напротив, часто встречал в ответ на Свою попечительность о нем измену и черную неблагодарность; и как в течение всей истории Израиля, так в частности и во время странствования по пустыне, должен был то привлекать к себе жестоковыйный народ отеческою любовью, то устрашать его наказаниями ( Ос.11:3 ). Что касается в частности странствования по пустыне, то пророки знают, что это не было временем добровольного пребывания Израиля в пустыне, «земле жаждущей» ( Ос.13:5 ). Пророк Осия определенно говорит, что пребывание Израиля в кущах было актом наказания для согрешившего народа: «Я Господь Бог Твой, от самой земли Египетской, опять поселю тебя в кущах» ( Ос.12:9 ). Ту же мысль о пустыне, как о месте наказания, раскрывает прор. Осия ( Ос.2:14 ) в образе неверной жены, которую Иегова для ее исправления увлечет в пустыню и там будет говорить к сердцу ее. Образ второй пустыни есть здесь (срав. тоже о завете в 2 гл. ст. 18–20), конечно, повторение образа пустыни сорокалетнего странствования. Наконец, не надо забывать, что Амос и Осия, знают, что за пребыванием в пустыне должно было последовать завоевание земли ханаанской. Это было вожделенною целью странствования народа еврейского ( Ам.2:9–10 ; Ос.2:13 ); а потому 40 лет пребывания в пустыне, которую можно было пройти до ханаанской границы самое большее в один-другой год, конечно, не могло представляться пророку, как особенное благодеяние «золотого века теократии» 168 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

священник Евгений Капралов III. Пророческое самосознание Амоса и Осии Понимая историю своего народа, как в собственном смысле историю откровения Иеговы, Амос и Осия выступают в своей проповеди с ясным сознанием и своего особенного места в этой истории и той роли, которую они чувствуют себя призванными выполнить. Свое выступление на проповедь они сопровождают спокойным, но непоколебимо твердым убеждением в божественном источнике своего слова, в том, что они Иеговой призваны действовать среди и против Израиля, – что они вестники Иеговы, Его пророки, – вследствие чего они чувствуют не только право, но и обязанность говорить и действовать так, как они говорили и действовали среди своих современников. Наименование пророк – (nabî) употребительно в речах обоих пророков. Амос, хотя по-видимому решительно отрекается от этого названия в применении к себе (о чем – ниже), в рассказе о своем призвании к пророческому служению однако называет поручение, данное ему Иеговой, глаголом того же корня, как и слово nabî: «иди, пророчествуй () к народу Моему, Израилю» ( Ам.7:15 ). Сверх того и в словах, изображающих повод к его выступлению на проповедь, он прямо определяет свое призвание, как дело пророков ( Ам.3:7 : срв. ст. 8: ) Равно и Осия решительно ставит свою проповедь в историческую связь с делом своих предшественников пророков – nebiim (6:5; 12:10, 13). Оба пророка выразительно оттеняют в рассказах о своем пророческом призвании чрезвычайное свое богопосланничество, свое призвание к пророческой деятельности волею и требованием Иеговы. Амос был фекойский пастух и собирал сикоморы ( Ам.1:7; 7:14 ), т. е. был человеком простой среды, занимался мирным трудом, едва дававшим необходимые средства к существованию. Ничто в обстановке и условиях его личной жизни не предуказывало на возможность видеть в нем будущего пророка вообще и пророка северного царства в особенности: он был иудей, которому, конечно, ближе были интересы его собственного отечества; не имел он ни нарочитой подготовки к учительному званию, ни каких либо особенных в собственном самосознании настроений, предрасполагавших его к пророческой деятельности. По собственному сознанию он не был ни пророком, ни сыном пророческим ( Ам.7:14 ). Но Сам Иегова, когда это оказалось необходимым по божественному усмотрению, взял его от овец и облек полномочиями пророческого звания: «Господь взял меня от овец, и сказал мне Господь: иди, пророчествуй к народу Моему, Израилю» ( Ам.7:15 ). И Амос, послушный божественному повелению, покидает свои стада и отечество, и идет в северное царство, чтобы возвещать грешному народу слова Иеговы. Осия также привлечен к делу пророческой проповеди волею Иеговы. По воле Иеговы (и сказал Господь Осии: иди, возьми... и сказал мне Господь: иди еще... Ам. 1:1; 3:1 ) он выступает с обличением против своего народа, сделав по воле же Иеговы свою семейную жизнь живым символом великого суда Иеговы с неверным и нечестивым Израилем.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

Но для Осии духовный блуд – это не только почитание Ваала. Чтить YHWH теми способами, какими язычники почитают Ваала – тоже духовный блуд. Немецкий профессор Альбертц в своем обширном исследовании религии древнего Израиля анализирует эту апостасию: «Уже тот простой факт, что в книге Осии говорится о Ваале не только в единственном числе, но также и во множественном, является веским аргументом в пользу того, что пророк не говорит о каком-то конкретном культе Ваала… Для Осии и его учеников «отступление» от YHWH к Ваалу очевидно не было чем-то внезапным,… апостасия была хронической со времен заселения аграрной страны (9:10)… Практически все, что Осия отвергает и осуждает как культ Ваала – высоты (4:13 и дал.; 10:8), камни (3:4; 10:1-2) , деревянные оракулы (4:12), божественные изображения (4:17; 8:4b; 11:2), статуя тельца в Бэйт-Эле (8:5 и дал.; 10:5; 13:2), вплоть до виноградных лепешек (3:1) и надрезов на собственном теле в знак траура и горя (7:14) – все это было на протяжении веков компонентами яхвистского культа и не подвергалось ни малейшей критике… Осия – первый, кто… объявляет эти элементы яхвистского культа служением Ваалу» . В синкретическом народном благочестии соблазнительно сливаются почитание YHWH и почитание Ваала (или ваалов). Но все-же это был синкретизм обычаев, не синкретизм веры. Нельзя не согласиться с Бубером в том, что с тех пор, как жизнь израильских колен стала оседлой, шел процесс ваализации народной религиозности, но не ваализации образа YHWH. Образ YHWH в сознании еврейского народа оставался непричастным никакой обыденности, просто в мирной оседлой жизни, с ее заботами об урожае, забывали о YHWH и вспоминали о ваалах. Испанские библеисты Луис Алонсо Шёкель и Хосе-Луис Сикре Диас, написавшие в соавторстве комментарий к книгам пророков, так говорят об этом: «Когда израильтяне прибыли в Палестину, они были пастухами-полукочевниками. Представляли себе YHWH Богом пастухов, оберегавшим их в странствиях, который руководил ими в пути и спасал их в сражениях с соседними племенами и народами.

http://bogoslov.ru/article/4408559

Амоса и Осии, где есть намеки на завет в библейском смысле или употреблен сам термин berith, несущественны для рассматриваемого вопроса о религиозной связи между Иеговой и Израилем, и должны быть отвергнуты или как интерполяция позднейшего времени или как не дающие удовлетворительного объяснения слову berith 52 . С тою же целью отстранить всякую необходимость мыслить в прошлой истории Израиля определенный акт торжественного вступления евреев в религиозный союз с Богом отдают – при установлении филологического смысла слова berith – предпочтение значению «повеления, закон, учение» 53 . Тогда дело с «заветом» для древнего времени представляется в виде существования между Иеговой и Израилем отношений божественного патронатства, – причем под понятие berith для того времени подводится вся совокупность религиозных знаний касательно Божества и богоугодной жизни (=культа), получаемых в разное время и по разным случаям. В таком смысле, говорят, употребляет это слово и пророк Осия в Ос 6:7; 8:1 (равно и Ос.2:20 ). Понятие berith у пророков Амоса и Осии. Пророки Амос и Осия знают слово berith. Амос, действительно, употребляет его не в религиозном смысле: именно, термин berith употреблен им ( Ам.1:9 ) в применении к дружественному (братскому) союзу между Израилем и Тиром (срв. 2Цар. 5:11 ; 3Цар. 5:1–12; 19:12–13 ), с существом которого (союза), по слову пророка, не согласуется жестокость тирян, выразившаяся в продаже израильских пленников Едому (идумеям). Пророк Осия употребляет berith двояко: Ос.10:4; 12:1 – в смысле политического союза («заключают союз – berith», «заключают они союз – berith с Ассуром»), в Ос.6:7; 8:1 – в религиозном значении и Ос.2:18 – не прямо в религиозном. Во 2 гл. 18 ст. говорится о заключении Иеговой в грядущие дни милости завета со всякими животными для того, чтобы они не причиняли более никакого вреда Израилю; в 6 гл. 7 ст. Иегова ставит в вину сынам Израиля то, что «они, подобно Адаму, нарушили завет» и в 8 гл. 1 ст. повторяется то же выражение – «нарушили завет Мой».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/religi...

(Joel) Амасия, Азария Иеровоам Захария ок.760 Амасия Иеровоам II 4 Цар 14.23; 15.7; Тов 2.6; 3 Езд 1.38–40 (Amos) ок.760 Амасия Иеровоам II 4 Цар 14.23–29; Тов 14.4–8; 3 Мак 6.6; 3 Езд 1.38–40; Мф 12.39–41, 16.4; Лк 11.29–32 (Jonah) 760–722 Амасия, Азария, Иоафам, Ахаз Иерово–ам II, 4 Цар 14.23–37; 3 Езд 1.38- 40; Рим 9.25 (Hosea) Захария, Факия, Селлум, Менаим 742–687 Иофам, Факия, Факей, Осия 3 Цар 22.8–28; 4 Цар 15.32- 20.21; 2 Пар 18.7–27, 27.1- 32.33; Ис 7.1–8.22; Иер 26.17–19, 36.1 1–13; 3 Езд 1 38 10 (Micah) Езекия 740–700 Азария, Иофам, Ахаз, Езекия Факия, Факей, Осия 4 Цар 15.1–20.21; 2 Пар 26.1- 32.33; Сир 48.21–25; 3 Езд 1.38–40; Мф 3.3, 4.14, 8.17, 12.17, 13.14, 15.7; Мк 7.6; Лк 3.3–6, 4.17; Ин 1.23, 12.37–41; Деян 8.28–30, 28.25; Рим 10.16–20, 15.12 (Isaiah) между 664 и 612 4 Цар 22.1–23.30; 2 Пар.34.1- 36.1; 3 Езд 1.38–40 (Nahum) Софония 4 Цар 22.1–23.34; 2 Пар 34.1- 36.4; 3 Езд 1.38–40 (Zphaniah) Иеремия 626–587 4 Цар 22.1–25.30; 2 Пар 34.1–36.21; Дан 9.1–2; 1 Езд 1.1; 2 Мак 2.1–9, 15.13–16; 2 Езд 1.28–2.1; Сир 49.8–9; 3 Езд 2.18; Мф 2.17–18, 16.13- 19, 27.3–10 (Jeremiah) Иохаз, Иоаким, Иехония, Седекия Аввакум ок. 605 Иоаким 4 Цар 23.31–24.7; Дан 14.33- 39; 3 Езд 1.38–40 (Habakkuk) Даниил 605–535 Иехония, Седекия Навуходоносор, Валтасар, Дарий, Кир 4 Цар 24.1–25.30; 2 Пар 36.5- 23; Иез 14.12–23, 28.1–8; 1 Мак 2.27–64; 3 Мак 6.6; Мф 24.15–19 (Daniel) Иезекииль 593–570 Навуходоносор 4 Цар.24.8–25.26; 2 Пар 36.9- 21; Сир 49.10–11 (Ezekiel) до 587 (?) Навуходоносор 4 Цар 25; 2 Пар 36.11- 21; 3 Езд 1.38–40 (Obadiah) Езд 5.1–6.22; 2 Езд 6.1, 7.3; 3 Езд 1.38–40 (Haggai) Захария перед Дарием Езд 5.1–6.22; 2 Езд 6.1, 7.3; 3 Езд 1.38–40; Ис 8.1–4; Мф 23.34–36; Лк 11.49–52 (Zechariah) Малахия ок. 433 Артаксеркс 1 Неем 13; 3 Езд 1.38–40 (Malachi) Основные темы ветхозаветных пророчеств Обличение и утешение является универсальным направлением содержания любого пророчества. Однако само содержание пророческих книг этим не исчерпывается. В пророческих и других книгах Ветхого Завета, содержащих слова пророчеств, можно увидеть невероятное разнообразие обличений и утешений, относящихся к различным темам.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Последний отрывок Книги (Ос 14. 2-9) представляет собой речь Яхве, обращенную к Израилю. В ней содержится призыв вернуться к Богу, перестать надеяться на Ассирию и прекратить идолопоклонство (Ос 14. 4). Результатом обращения станут прощение, исцеление и процветание. Заключением Книги является стих Ос 14. 10, в к-ром содержится 2 афоризма: о мудрости и о путях Господних. Ввиду их явного сходства с др. афоризмами, встречающимися в Книге Екклесиаста (Еккл 8. 1), Псалтири (Пс 106(107); Пс 1) и Книге прор. Иеремии (Иер 9. 12(11)), ученые полагают, что заключение принадлежит перу редактора Книги пленного или послепленного периода (см., напр.: Wolff. 1965. S. 310-311; Macintosh. 1997. P. 582-583). Прор. Осия. Роспись кафоликона мон-ря Ватопед на Афоне. 1311/12 г. Главной богословской темой Книги являются исключительность Бога Яхве в Его правах на поклонение Израиля и Его любовь к нему. При описании взаимоотношений Бога и Израиля используется емкая метафора: муж, женатый на блуднице (о теологических метафорах в Книге см.: Seifert. 1996). Израиль уподобляется неверной жене, а Яхве - ее мужу. В тексте указывается на избранность Израиля Богом, вслед. чего многократно упоминаются события ранней истории Израиля: пребывание в Египте, исход, странствие по пустыне (Ос 2. 13-15(15-17); 9. 10; 11. 1; 12. 9(10), 13(14); 13. 4), а также жизнь праотца Иакова (Ос 12). Большинство пророческих текстов, собранных в Книге,- это предсказания суда над Израилем (Северное царство), коленом Ефрема, занимавшим в нем лидирующее положение, столицей царства Самарией , культовыми центрами Вефилем (в Книге назван уничижительно словом     - Бет-Авен, т. е. Дом нечестия) и Галгалом, священниками, царями и вельможами Израиля. Израиль обвиняется в отступничестве, метафорически описываемом как блуд, и поклонении др. богам (Ваалам). Жители Северного царства обвиняются в отсутствии богопознания, пьянстве, блуде и грехах против ближнего, в т. ч. в убийствах и обмане. Предсказываются гибель Северного царства и ассир. плен.

http://pravenc.ru/text/2581621.html

Образ печи использован в ст. 6–7. Здесь более ярко представлено то, о чем было сказано прежде: печь продолжает распаляться. Не затухает она и к утру, напротив, разгорается ярким пламенем. В ст. 7 говорится о неожиданном следствии: интриги и козни приводят к низвержению царей. Известно несколько подобных заговоров, имевших место перед крушением Северного царства ( 4Цар. 15; 17 ; см. также коммент, к 5:13–15). Берущим суд в собственные руки не следует удивляться, когда другие станут делать то же самое, причем делать более цинично и безжалостно. Цари падают, однако никто не вразумляется, никто не обращается к Богу (7б). В ст. 8–12 Осия раскрывает веер метафор для изображения гибельного пути избранного народа. Ефрем (т. е. Израиль) смешался с народами и потерял чистоту и сердечную преданность Богу (8а). Израиль как неповороченный хлеб, сырой с одной стороны и пригоревший с другой. Как огонь сжигал неповороченный хлеб, так чужие пожирали силу его, – и он не замечал. С него взимают богатую дань (не воздавая ничем), но он как будто не видит, что творится. Он не замечает, что седеет, и думает, что все еще молод, – признак той самой гордости, которая упоминается в ст. 10. Несмотря на всяческие бедствия, израильтяне не обратились к Господу Богу своему и даже не взыскали Его. В самом деле, Осия прав, называя Ефрема несмышленым, как глупый голубь, когда он пытается найти помощь в Египте и Ассирии (11). Что случится с этой глупой птицей? Бог уловит ее в сеть, и она не сможет взлететь и станет уповать лишь на Его милость. 7:13–16 Израильтяне уклоняются от Господа Здесь образ Израиля, отбившегося от Бога, по сути дела, тот же, что и в ст. 8 и 11. Главная мысль – отказ вернуться к Богу – проходит красной нитью через всю гл. 7 (ст. 1–2, 76, 10). Слова Горе им используются пророком как горестное стенание о народе. Одновременно это и провозвестие суда, что подтверждается и словами гибель им (13б). В этих стихах совершенно ясно проступают два факта – Бог любит Израиль, но у того иные приоритеты. Бог спасал их, вразумлял, желая вернуть к Себе, они же ложь говорили на Него. Страдая, они вопили на ложах своих, но пренебрегали единственно надежным источником помощи. Когда же они собираются вместе, на уме у них только хлеб и вино, а не Бог. Он вразумлял их, они же в ответ умышляли злое против Него (15).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

10. Пророчество об Отрасли и Новом Едеме (Ис 11,1-9) 11. Пророчество о Предтече (Ис 40,3-5) 12. Мессия — кроткий Владыка, Царь народов (Ис 43,1-7; 49,6-7) 13. Пророчество о страждущем Служителе Господнем (Ис 53) 14. Пророчество о Новом Завете (Иер 31,31-32) 15. Пророчество о вечном Завете (Иез 37,26) 16. Мессия — Камень, сокрушающий царства (Дан 2,44-45) 17. Мессия — Сын Человеческий (Дан 7,13-14) 18. Мессия — кроткий Царь (Зах 9,9) 19. Страждущий Мессия (Зах 11,10) 20. Пророчество о Предтече (Мал 3,1; 4,5-6) 5. Хронология годы до н. э. Израиль годы до н. э. Внебиблейский мир Пророки Амос и Осия Иофам — соправитель Азарии (Узии) Основание Рима. Гесиод в Греции Смерть Иеровоама II, воцарение Захарии Шаллум (Селлум) низвергает Захарию. Через месяц сам низложен Менахемом. Менахем (Менаим) — данник Ассирии Смерть Азарии. Призвание пророка Исайи Воцарение Тиглатпалассара III в Ассирии Смерть Менахема, воцарение Пекахии (Факии) Пеках (Факей) низлагает Пехию Смерть Иофама, воцарение Ахаза. Пророчество об Эммануиле. Ахаз Тиглатпалассар III покоряет Вавилон и Дамаск Сиро-эфраимитская война против Иудеи призывает ассирийцев Пророк Одед Ахаз в ставке Вторжение Тиглатпалассара III в Тиглатпалассара III Галилею. Гошея (Осия) низвергает Пекаха Языческие культуры в Иудее Смерть Тиглатпалассара III, Взятие Гошеи под стражу ассирийцами. Восстание Израиля против Салманасара V воцарение Салманасара V Осада Самарии Падение Самарии Смерть Салманасара V, воцарение Саргона II годы до н. э. годы до н. э Внебиблейский мир Смерть Ахаза, воцарение Езекии. Реформы Езекии. Праздник Пасхи в первый год правления Езекии Начало Эфиопской династии в Египте. Шабако 713-711 Антиассирийская коалиция в Палестине. Войска Саргона в Палестине Протест Исайи Первый разгром ассирийцами Мардука-Паллидина Пророк Михей Вторая антиассирийская коалиция, Мардук-Паллидин шлет Езекии послов Смерть Саргона II, воцарение Синахериба. Воцарение Мардука-Паллидина в Вавилоне 1-й поход Синахериба в Иудею Синахериб разбивает Мардука-Паллидина

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

176 5:8 Букв.: ( мы) за тобой, Вениамин; или: ( враг) позади тебя, Вениамин. 177 5:11 Возможно, намек на введенное Иеровоамом поклонение золотым тельцам (3 Цар 12:25–33). LXX: решил следовать суете (в знач. идолопоклонству) . 178 5:13 Не вполне ясно, какой именно царь имеется в виду; скорее всего, так Осия передает титул царя Ассирии: шарру рабу – великий правитель. 179 6:3 Или: весенний. 180 а 6:5 Или: обтесывал; или: рассекал. 181 б 6:5 Перевод этой строки по LXX; масоретский текст неясен. 182 6:6 Здесь то же многозначное евр. слово хесед, что и в ст. 4, где оно также переведено как верность; ср. 2:19 ( милосердие), 4:1 ( преданность), 12:6 ( будь верным). Традиционный перевод этого слова: милость. 183 а 6:7 Или: как люди ( грешные). 184 б 6:7 Друг. возм. пер.: попрали Завет Мой, как прах. 185 6:8 Гилад здесь и далее – метонимическое название израильских колен, живущих к востоку от Иордана. 186 6:9 Т.е. на дороге, что вела к местам поклонения: Богу в Иерусалиме и идолам в Бет-Эль. 187 6:11 Или: когда верну из плена народ Мой; возможен иной синтаксис этого стиха. 188 7:6 Масоретский текст: их пекарь, очевидно, здесь в знач.: их ум, замысливший злое. 189 7:7 Син. пер.: судей. 190 7:8 Букв.: не перевернутая. 191 7:10 Или: гордость Израиля говорит против них; см. также примеч. «а» к 5:5. 192 7:13 Или: выкуплю. 193 7:16 Букв.: но не вверх. 194 8:5 Букв.: воняет твой телец, т.е. он отвратителен Богу. 195 8:10 Т.е. ассирийского царя. 196 8:12 Букв.: они почитали их чужими. 197 8:13 Наказание придет в форме насильственного возвращения в «Египет». Осия иносказательно говорит о враге-победителе, т.е. Ассирии, куда израильтяне будут уведены в плен. 198 9:1 Букв.: не радуйся… до ликования. 199 9:2 Букв.: их, т.е. народ, изменивший своему Богу. 200 9:3 См. примеч. к 8:13. 201 а 9:4 Согласно законам о нечистоте (см. Числ 19:11–22), всякий оплакивающий умершего считался ритуально нечистым из-за своего пребывания возле покойника. Он не мог приближаться к Святилищу, и всё, к чему он прикасался, становилось нечистым.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=113...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010