Духа и до безконечности во всем несходны между собою по сущностям и по славам; по крайней мере, Слово, что касается до подобия славы и сущности, совершенно чуждо тому и другому, и Отцу и Духу Св...» 621 «Есть Троица, но славы неподобны, и несмесны между собою ипостаси (ποστσεις) одна ипостась до безконечности (επ’ πειον) преславнее другой по славе» 622 . «Раздельны по естеству (τ φσει), разобщены, разлучены, чужды (πεσχοινισμνοι) и непричастны одна другой сущности (οσιαι) Отца, Сына и св. Духа» 623 . Хотя учение о св. Духе подробно и не раскрывается у первых ариан, но его общий характер виден уже в характеризованных посылках арианской доктрины. Если Ипостаси вообще «до безконечности» «чужды и непричастны одна другой», то ясно, что св. Дух, как третья Ипостась, находится в подчинении у Сына и есть Его творение, поскольку Отец «через Сына сотворил и века и все прочее» 624 . § 12. Изложенное учение Ария, впервые высказанное им на одном из пастырских собраний в Александрии, в присутствии еп. Александра и нашедшее себе поддержку в кругу более или менее значительного числа египетских и малоазийских епископов, встретило горячую оппозицию как в западной, так и восточной церкви, и эта оппозиция нашла себе торжественное выражение на 1-м Вселенском Соборе. Не входя в подробную характеристику ни первоначальной стадии арианского спора, ни исторической обстановки 1-го Вселенского Собора, 625 мы отметим лишь те общие данные, которые проливают свет на происхождение его догматического вероопределения, – и в частности на его центральный термин μοοσιος. Как известно, этот термин, которому суждено было в течение веков стать лозунгом православия, и камнем преткновения для еретиков, был внесен в символ но предложению императора Константина Великого , – светского и даже еще не крещенного лица, – очевидно, действовавшего в данном случае по влиянию тех или других авторитетов современного богословия 626 . Исторические данные с достаточной убедительностию свидетельствуют, что такими авторитетами, закулисными решителями судеб православия на Никейском Соборе, были западный епископ Осий Кордубский и Александр Александрийский , – и что термин μοοσιος по преимуществу выражал их догматическую позицию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarij_Piktavi...

Задача собора, как определили ее в своем распоряжении императоры, заключалась в том, чтобы вновь пересмотреть все сделанные после никейского собора постановления, проверить все накопившаяся взаимные обвинения и постановить новое и справедливое решение 1070 . В качестве вселенского, сардикийский собор должен был представить высшую инстанцию в отношении к только что происходившим соборам в Антиохии и Риме и дать о совершившихся на них фактах свое компетентное, суждение. Но никейцы, в составе западных и египетских епископов, прибывшие в Сардику несколько ранее восточных и собравшиеся под председательством Осия кордубского, поняли эту задачу весьма своеобразно. Ни о каком перерешении дела Афанасия и сосланных вместе с ним восточных никейцев, они не хотели и думать и с упорством, достойным более великого дела, вообразили, что все восточные епископы, явившиеся на «собор, – евсевиевы приверженцы» 1071 , как называет их Афанасий, забывая, что Евсевия никомидийского тогда уже не было в живых, – отданы им на суд 1072 . Это предвзятое мнение о задачах собора, выражавшее собой необыкновенное самомнение западных и сосланных восточных никейцев о своем положении в церкви, нанесло непоправимый удар примирительным целям его и из собрания, составившегося с самыми благими намерениями, образовало два отдельные собора, занимавшееся только взаимными препирательствами. Восточные были поражены, когда, придя в Сардику, увидели, что Афанасий, Маркелл и все «преступники», изгнанные на основании постановления антиохийского собора, занимают храм и мирно беседуют с Осием и Протогеном сардикийским 1073 . Правильно понимая задачу собора, они потребовали, чтобы осужденные были удалены из собрания и дело их вновь пересмотрено, потому что нельзя же в самом деле допустить, чтобы обвиняемые вместе с тем оказались бы и судьями в своих собственных делах. Несмотря на многократные и усиленные просьбы восточных, Осий и Протоген, неизвестно по какой причине, отказали им, и они вынуждены были собираться отдельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Епископ Иоанн ставит вопрос о подлинности приводимой пресвитером Григорием речи в зависимость от того, кто в действительности приветствовал имп. Константина: если Евсевий, то речь неподлинна, ибо содержит выражения, которые он вряд ли мог употребить о человеке, к которому питал внутреннее расположение и после Никейского Собора; если же св. Евстафий, то «в таком случае нет никаких оснований подозревать ее в неподлинности» 61 . К. Смирнов находит неподходящим для произнесенной в начале соборных заседаний речи наличие в ней обвинения Ария в непризнании Сына Божия «единосущным и равным Отцу». «До Никейского Собора, – говорит он, – термин ο μοοσιος, не только не был лозунгом православия, но даже был прямо отвергнут на Антиохийском Соборе против Павла Самосатского 62 . Но Смирнов почему-то упускает здесь из виду то, что сам он справедливо высказал раньше, а именно следующее: «Более образованные православные епископы, каковы, например, Александр Александрийский , Осий Кордубский, Евстафий Антиохийский и другие, поняли необходимость свести спор на почву умозрения и внести в вероизложение философско-богословский термин, который бы, совмещая в себе смысл всех библейских изречений, изъясняющих догмат об отношении Сына Божия к Отцу, в то же время не поддавался перетолкованиям. Очень вероятно, что эти ученые представители еще до Собора, или, по крайней мере, до торжественных заседаний, наметили уже термины μοοσιος и τη ς ο σις, как вполне выражающие церковное учение об отношении Сына Божия к Отцу, наметили и постарались сообщить об этом православным епископам» 63 . Что же в таком случае удивительного или странного можно найти в действиях отцов Собора, которые в лице св. Евстафия в самом начале соборных заседаний решительно выдвигают ο μοοσιος, как термин вполне православный, временное неупотребление которого было вызвано лишь недолжным использованием его в системе Павла Самосатского и который в новых исторических условиях стал поистине лозунгом православия? И не это ли именно решительное заявление св. Евстафия в своего рода «программной» речи побудило императора Константина позже оказать важную поддержку православным епископам внесением как бы от своего лица предложения: включить в символ Евсевия слово μοοσιος?

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Олтарь, алтарь. Жертвенник. Антиох. 5. Одним освященным позволительно входить во святой алтарь, и там причащаться, Лаод. 19. но никому из мирян, исключая лица царского достоинства, Шест. 69. Жене в алтарь не входить, Лаод. 44. Алтари, или жертвенники, должны быть воздвигаемы с благословения епископа, Апост. 31, Ант. 5. Алтари, поставленные в полях и в вертоградах, будто бы в память мощей мучеников, равно построенные по сновидениям и суетным откровениям, должно разрушать, а мятежный народ вразумлять, Карф. 94. К алтарю не приносятся мёд, млеко, сикера, птицы, животные, мясо и овощи, но приносится вино, хлеб, Апост. 3, Шест. 57, 99, Карф. 46. Елей для лампады, фимиам, Апост. 3. начатки пшеницы или винограда для благословения, Карф. 46. Опись Церковная. Не должно расточать вещей, находящихся в церковной описи, Карф. 42. Орарь. Низшим церковным служителям не носить ораря, Лаод. 22, 23. Ориген. Его учение, состоящее в мечтаниях блуждающего ума, отвергнуто, Шест. 1. Осий, епископ Кордубский, Сард. 1. Отцы Святые. Учение их Богоглаголиво. Догм, Седьм. Вселен. Собора, стр. 7. Отлучение бывает от Святого Причастия или и от всех молитв, Анк. 5, 6, 7, 8, 9. Отлученный. Отлученный от общения или запрещенный в священнослужении не должен, до рассмотрения дела, присваивать себе общения, Сард. 14, Карф. 28, 38, Васил. 88. Молящийся с отлученными должен быть сам отлучен, Ап. 10, Ант. 2. Народ, приемлющий отлученного или запрещенного клирика, отлучается, Васил. 88. Если отлученный скроет свое отлучение, то отлучение его должно продолжаться большее время, Апост. 13. Отлученных епископом не может принять иной епископ, разве в случае смерти отлучившего или в случае разрешения своим епископам или Собором, Апост. 32, Перв. 5, Ант. 6. Клирик, отлученный своим епископом, отлучается, доколе не оправдается, Феоф. 4, См. Суд. Отлученные своим епископом могут искать оправдания пред Собором, и Собор производит основательное исследование об отлученных, Перв. 5, Ант. 6, 20; Феоф. 4. Отлученный в Африке и ищущий общения за морем (в Италии) извергается из клира, Карф. 118. Отлученные Великим Собором нигде не приемлются в общение, Премудр. 1. Отлученный, в час исхода от жизни, удостаивается причащения Святых Тайн, но в случае возвращения к жизни, возвращается в прежнее положение, Григ. Нисс. 2, 5.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Итак, никейский собор не принял, по Зеебергу, этой развитой системы ступеней покаяния потому, что она была в 325 году еще новшеством, далеко не принятым повсеместно; в Антиохии же как раньше, чем где-либо, она появилась, так быстрее, чем в других местах, и исчезла. – В отношении к никейскому собору, объяснение, предлагаемое Зеебергом, разумеется, вполне правдоподобно: каким бы влиянием не пользовался св. Евстафий антиохийский , вселенский собор не мог в своих правилах примкнуть к местной практике антиохийской церкви, не принятой еще повсеместно на востоке; но быстрое исчезновение ступеней покаяния в самой Антиохии нуждается в ином объяснении, чем то, какое предложено Зеебергом. – Справедливость требует заметить, что эта странность проще всего объяснялась бы с точки зрения, принятой и Зеебергом, гипотезы Швартца о председателе антиохийского собора 324 года. Если его председателем и главным деятелем был Евсевий «исавропольский», то он и в канонах мог ввести – неизвестную дотоле в Антиохии – систему покаяния своей местной исаврийской церкви. Но гипотеза эта несостоятельна, и под «Евсевием» в послании антиохийского собора или скрывается Осий кордубский 27 или же это имя – позднейшая интерполяция. В обоих случаях фактическим главным вождем собора был св. Евстафий; и каноны его не могли быть делом Осия уже потому, что ему, как епископу западной церкви, степени покаяния были совершенно неизвестны. Но св. Евстафий до возведения его на антиохийскую кафедру был епископом сирийского же города Верии, и следовательно, если каноны составлены им, то степени покаяния в самой развитой форме около 324 года существовали уже в Сирии. – Что же касается антиохийского посленикейского собора, то отсутствие в правилах его степеней покаяния можно объяснять тем, что его председателем был Евсевий кесарийский , и, следовательно, самое большее, что следует из его канонов, так только то, что степени покаяния не были введены в это время в Палестине. Но даже и для этого предположения в действительности нет надобности: отсутствие степеней покаяния в 25-и правилах антиохийского собора объясняется достаточно самым содержанием этих правил, имеющих дело с преступлениями главным образом епископов, и лишь отчасти пресвитеров и диаконов, для которых наивысшим церковным наказанием было уже низложение, низведение в разряд мирян, и которых, по правилу οκ κδικσει δ π τ ατ 28 , не было принято низводить еще и в разряд кающихся. II. Вопрос об адресате новооткрытого послания

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Lebed...

М., 1914. с. 53). Никейский Символ навеки утвердил учение о единстве и равночестности Лиц Св. Троицы, осудив тем самым и субординационизм, и модализм - два постоянных богословских искушения доникейской эпохи. Отсекая еретические отклонения, Собор, одобрив терминологию, заимствованную у «внешней мудрости», одобрил творческое развитие правосл. богословия, к-рое состоит в осмыслении Откровения усилиями верующего разума. Прот . Валентин Асмус Правила Собора Собор издал 20 правил, к-рые касаются разных вопросов церковной дисциплины. Эти правила после Собора были приняты всей Церковью. I Никейскому Собору приписывались и др., не принадлежащие ему правила. В течение долгого времени на Западе ему усваивали и правила поместного Сардикийского Собора (343), к-рый состоялся на границе между зап. и вост. половинами империи и среди отцов к-рого большинство составляли зап. епископы, председательствовал на нем свт. Осий Кордубский. Сардикийский Собор также издал 20 правил. Одна из причин, почему в Зап. Церкви Сардикийский Собор имел столь высокий авторитет, состояла в том, что среди этих правил есть такие, к-рые предоставляют епископу Рима право принимать апелляции (4-е и 5-е правила). Однако Сардикийский Собор был поместным Собором зап. епископов. В область Римского епископа в ту эпоху входил и Иллирийский диоцез, где и расположен г. Сардика (Сердика, ныне София). Согласно правосл. каноническому правосознанию, действие этих правил распространяется лишь на области, входящие в состав Зап. Патриархата, подчиненные епископу Римскому, о чем пишет Иоанн Зонара (XII в.) в толковании на эти правила. Применение же этих канонов в др. Патриархатах возможно лишь по аналогии, а не по букве. Во всяком случае правила Сардикийского Собора лишь в эпоху, непосредственно следовавшую за этим Собором, усваивались I Вселенскому Собору. По содержанию каноны I Вселенского Собора можно разделить на неск. тематических групп. Одна из важнейших тем правил связана со статусом клириков, с нравственными качествами кандидатов в священство, отсутствие к-рых рассматривается как препятствие к рукоположению.

http://pravenc.ru/text/Вселенском I ...

Правление Григория было отмечено жестокими преследованиями православных, избегавших церковного общения с новым иерархом. Эти преследования, вызвавшие отток правосл. населения из Александрии, распространились на весь Египет, а Григорий был осужден на Соборе в Сердике ( Mansi. Т. 3. Col. 56). Через 6 лет правления он был убит своими же сторонниками. После кончины Григория (между 344 и 346) не осталось препятствий для возвращения свт. Афанасия. Посетив своего покровителя имп. Константа и папу Юлия I, он отправился на Восток, получив от папы послание к жителям Александрии с подтверждением своих прав на престол. В Антиохии ему оказал великодушный прием имп. Констанций II, безуспешно пытавшийся уговорить Патриарха позволить александрийским арианам иметь особую Церковь. С возвращением свт. Афанасия в Александрию (23 окт. 346) началось возрождение Православия в Египте. Ариане были вынуждены устраивать свои собрания тайно; многие просили Патриарха простить им их заблуждения. В общении со свт. Афанасием находилось более 400 епископов христ. мира (PG. 25. Col. 724 sq.). Для подтверждения решений, принятых в Сердике, Афанасий созвал в Александрии Собор (346). В янв. 350 г. в результате мятежа Магненция в Галлии был убит имп. Констант. Александрийские ариане воспользовались одним из выступлений Афанасия, оплакивавшего своего покровителя, чтобы скомпрометировать Патриарха в глазах Констанция II. Было даже сфальсифицировано сочувственное послание Патриарха узурпатору Магненцию. Испортить отношения императора с Афанасием в тот раз не удалось, однако постепенно Констанций вернулся к своим прежним предубеждениям против Патриарха, чему способствовали дворцовые интриги и эпизод с освящением Патриархом большой базилики в Кесарионе без предварительного одобрения императора. Ариан вдохновляло заступничество новой императрицы Евсевии и решения, принятые против свт. Афанасия Арелатским (окт. 353) и Медиоланским (зима 355) Соборами. Зап. епископы, среди к-рых были св. Осий Кордубский и папа Либерий , отказались анафематствовать Афанасия и были сосланы. Император приказал префекту Александрии лишить Патриарха привилегии распределять зерно в Египте, передав это право арианам. Имп. нотарии дважды побуждали Патриарха покинуть город, но Афанасий требовал письменных распоряжений императора. В нач. 356 г. в храм св. Феоны во время службы ворвались разъяренные воины дукса Египта Сириана и устроили побоище (Римский мартиролог поминает пострадавших в этот день под 28 янв.); Патриарху едва удалось спастись. На послание александрийцев императору с сообщением о кровавом происшествии пришел ответ с одобрением действий Сириана. Вскоре посланный в Александрию комит Ираклий осуществил передачу храмов арианам.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Самое время и цель их собрания говорит о том, что процедура их не может быть идиллической. Они созывались, когда церковное волнение доходило до крайних пределов, догматические страсти возбуждены до последней степени; в соборах видели последнее средство для того, чтобы успокоить церковь.  Есть еще одна особенность в ведении вселенских соборов, которая дает некоторым повод думать о стеснении свободы их членов. Это — участие в соборах или самих императоров, или их уполномоченных, государственных чиновников. На первый взгляд это толкование представляется весьма основательным. Действительно, мнение императора — даже и не поддерживаемое грубыми способами, как это было с Константием, — не могло не импонировать на некоторых слабодушных епископов, и должно было давать направление их решениям. Комиты Кон–стантия, являвшиеся его уполномоченными на соборах, своей ревностной поддержкой арианской партии заслужили недобрую славу в истории.  Но если рассмотреть этот вопрос внимательнее, то оказывается, что он разрешается в другой, более общий, — в вопрос о приемах покровительства государства церкви, и затем, главное зло как там, так и здесь, все–таки в самих епископах. Ведь так или иначе, но должны же были узнать последние, в какую сторону клонятся догматические симпатии двора, и если эти представители церкви не обладали стойким мужеством, были люди нравственно слабые, они и без участия власти в соборных заседаниях, при подаче голосов, сообразовались бы с требованием минуты. А если мы сравним различные соборы по их образу действий, то вредное влияние государственных чиновников на их свободу сократится до minimum " а.  В эпоху, близкую ко времени Никейского собора, знаменитейшие защитники церковной свободы высказываются против участия чиновников на соборах. «Не пиши указов, — наставлял Осий кордубский, — не посылай комитов». Собор с участием чиновников Афанасий Великий противополагает истинно церковному синоду, как еретический православному. «Если император хочет церковного мира, — говорил папа Либерии, — то пусть соберется церковный собор вдали от дворца, пусть на этом соборе не присутствует император, не является комит (придворный чиновник), не приходит с угрозами наместник провинции».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Традиционное число 318 принадлежит сравнительно позднейшему времени, более же ранние показания не отличаются такой определенностью. По Евсевию, на соборе епископов было более 250, по Евстафию — ок. 270, по Константину — 300 или более трехсот. У Афанасия неоднократно встречается также число 300 (Ath. Hist. аг. 66,3 г.]; De syn. аг. 43,3 ср.: Юлий. но у него же есть и число 318, если только оно не представляет позднейшей вставки в его сочинениях (Ath. Epist. ad Afros eniscopos. 2 но Ep. ad Iovian. ap. Theod. Η. Ε. IV, 3 — вставка. Последнее число впервые, кажется, появляется у Илария (Hilar. Lib. contra Const. 27 его знают: Василий Великий (362), Епифаний, Иероним, Амвросий и Руфин, а в V в. оно приводится уже всюду. Нельзя указать прямых исторических оснований для него, и возможно, что распространению его способствовало сближение его с числом рабов Авраамовых, победивших иноплеменных царей (Быт. 14, 14 у Амвросия. De Abraham I, 3, 15). Но нельзя равным образом и совершенно отвергать его потому лишь, что оно выступает несколько поздно и что ему придается мистическое значение. Епископов сопровождали пресвитеры, диаконы и другие клирики. Собор был Вселенским, но по преобладающему числу членов носил восточный характер. Западных епископов, вследствие отдаленности и трудности пути, явилось весьма немного. Все диоцезы Запада, кроме Британии, однако же, имели своих представителей. Вместо престарелого папы Сильвестра из Рима прибыли пресвитеры Витон и Викентий. Представителем Испанской церкви был Осий Кордубский, из Галлии прибыл Никасий Дижонский, из Африки — Цецилиан Карфагенский. В составленных позднее списках имен никейских отцев можно, впрочем, встретить замечания, будто западных епископов не признано необходимым перечислять, так как Запад не так заражен был ересью, как Восток. Восточная церковь зато была представлена на соборе с замечательной полнотой. Были епископы даже и из–за пределов Империи: Иоанн Персидский, Феофил Готский, Каэм Боспорский. Евсевий Кесарийский находит возможным сравнить собор с тем собранием в день Пятидесятницы, о котором говорится в кн.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Б) Что, по свидетельству св. Афанасия и подписей под определениями собора, на нем председательствовал епископ Кордубский Осий, и, по свидетельству Евсевия, Сократа, Созомена , Феодорита и особенно св. Афанасия, председательствовал вовсе не как римский легат, а как ближайший к равноапостольному императору епископ, как епископ более всех и даже римских епископов уважаемый тогдашней Церковью, и еще, быть может, как старейший представитель христианского запада, с которого епископов на I Вселенском соборе было очень мало; что представителями римского епископа на соборе были только два римских пресвитера, Витон и Викентий, и те не председательствовали: значит и сам Сильвестр не председательствовал. О том, чтобы он председательствовал на I Вселенском соборе, современных сказаний нет 1187 . В) Что, если легаты Сильвестровы на самом соборе в Никее и, по окончании собора, сам Сильвестр в Риме подписались под соборными определениями, то те же права – подписаться под соборными определениями и утвердить их – собор усвоил равноапостольному императору Константину, всем и каждому из епископов, присутствовавших на соборе, и представителям епископов не присутствовавших, то же право утвердить соборные определения собор усвоил всем и каждому из епископов, не присутствовавших на соборе, и Сильвестр не давал верховного первосвященнического утверждения никейским определениям: напротив, современники собора, в общем голосе отцов еще не утвержденном личным согласием Сильвестра, видели уже решение спорных вопросов окончательное, непогрешимое, безусловно обязательное, божественное. Так представляют дело утверждения никейских определений и равноапостольный император, и сами отцы собора и современные историки – Руфин, Евсевий, Сократ, Созомен и Феодорит 1188 . Таким образом, ни в учении отцов и учителей, ни в деяниях и определениях Церкви первых веков, не встречаем даже мысли о единоличном видимом римском главенства в Церкви; тем менее находим подтверждения этому учению; много, напротив, видим совершенно противоположного ему. И громадное здание римского главенства оказывается построенным на песке этот краеугольный камень римского вероисповедания и церкви – висящим на воздухе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010