Поварня, построенная в XVI в., – наиболее значительное хозяйственное сооружение монастыря. Она расположена в одной линии с Введенской трапезной. Здание поварни, вытянутой вдоль Сиверского озера, состоит из целого ряда помещений, различных по размеру и по назначению. Все они возникли постепенно, без единого плана, и последовательно пристраивались к наиболее древнему ядру – собственно поварне. Это самая ранняя часть здания, состоит из двух палат: большой, «естественной» поварни, и более узкой, «квасной». В большой палате стояло 6 каменных очагов. В середине ее свода уже в последующее время проделано широкое отверстие, над которым проложена кирпичная труба. Первоначально дымоходы от каждого очага проходили отдельно внутри стены, и над зданием возвышалось 14 труб. Более поздняя часть поварни, расположенная между древним ядром здания и трапезной палаты, также относится к XVI столетию. Она имеет два этажа. В нижнем помещались ледники, в верхнем – разные помещения хозяйственного назначения. В одной из них сохранились остатки древней печи. По другую сторону от древнего ядра поварни находится большая одностолпная палата, выстроенная на рубеже XVI - XVII в.в. – летний квасной погреб. В 1655 г. над этим квасным погребом была сооружена каменная Оружейная палата. Описи монастырского имущества XVII-XVIII в.в. сохранили для нас перечень богатейшего собрания разнообразного оружия, хранившегося в этой палате. В 1786 г. своды рухнули, и находившийся внизу квасной погреб пострадал от обломков кирпичной кладки. Здание монашеских келий имеет сложную строительную историю и необычную планировку. В его строительстве можно выделить четыре этапа. Вначале выстроили из кирпича небольшую Писчую келью, где велось монашеское делопроизводство. Фасад этой палаты, расположенной примерно в середине здания, был украшен наличником, увенчанным тремя остроконечными выступами. Вверху над сводчатой кельей была каменная палата без сводов с двумя окнами, обрамлёнными рамками из цветных изразцов. Впервые такие изразцы использовали в монастыре для украшения Московской башни в середине 1660-х г.г.

http://sobory.ru/article/?object=00500

28-го ч. получено было мною письмо из Москвы от А. Е. Викторова , который писал мне от 26-го числа: «Преосвященнейший Владыко! простите великодушно, что, пославши Вам, больше недели тому назад, своего рукоделья книгу, я доселе не написал Вам в объяснение той странности, что на этой книге выставлен 1877 г., а к Вам она пришла уже в 1878 г. Книга эта, составленная мною по званию Архивариуса оружейной палаты, напечатана мною (на счет Министерства Двора) ещё два года назад; потом в 1877 г. напечатан к ней и заглавный лист; а так как наш министр в прошлом году и в начале нынешнего был на Дунае, то и разрешение на выпуск книги вышло только в начале нынешнего месяца. Мне дано при этом 200 экз.; 30 экз. приказано разослать по разным ученым обществам и учреждениям, а остальные 170 экземпляров (из 600) велено хранить в архиве и без разрешения Министра Двора не расходовать. Вот это то я и хотел объяснить в письме к Вам, при посылке по-видимому запоздалого подарка. В той же посылке я послал отдельные оттиски своей статьи об описях патр. ризницы. Решительно не помню, послал ли я Вам эти оттиски в свое время, или нет. Если послал, то эти экземпляры покорнейше прошу, как и 2-й экземпляр описания архива Оруж. палаты, передать в Семинарию, или вообще распорядиться по Вашему усмотрению. Вот уже около двух недель горю нетерпением пуститься на юг, в Крым; но доселе никак не могу выбраться из Москвы. Уехал в отпуск мой товарищ по архиву, другой архивариус, а я сижу у моря и жду погоды, и, кажется, ранее 5-го июля не удастся выбраться. На этот раз, увы, я еду на юг, уже не для удовольствия, а для лечения. Всю нынешнюю зиму у меня страшно болела голова, от чего более месяца я пролежал в постели. Болезнь мою доктор объясняет золотухой, той самой, от которой происходили у меня прежде припадки и обмороки. Теперь от той же золотухи пришла другая беда, сильная, особенно после сна, головная боль, вследствие которой почти всю нынешнюю зиму не мог ничего делать. Для упразднения этой болезни мне и советуют прибегнуть к Сакским грязям (подле Евпатории), как самому сильному специальному средству против ревматизма и золотухи. К этой поездке меня особенно одушевил своими рассказами отец архим., теперь Епископ Михаил 1063 . Если на Сакских грязях доктора скажут, что они не идут к моей болезни, поеду в Пятигорск. К сожалению я уж порядочно опоздал делать эти экскурсии, и придется спешить и спешить. От этого к Вам едва ли мне удастся заехать, разве на обратном пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Песнопение начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. Буквы двух первых направлены внутрь произведения, двух других – наружу. Подкладка из темно-красной камки с мелким черным узором 863 . Входит в комплект с сударем «Агнец Божий» и воздухом «Христос во гробе» (кат. 136, 135). СОХРАННОСТЬ На среднике и на углах кайм в местах утрат шитья виден зеленый атлас. Потертость золотного шитья, небольшая осыпь жемчуга, загрязненность. ИКОНОГРАФИЯ Иконография традиционна для второй половины XVII в. (см. кат. 114, 140). АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции служат художественные и технологические признаки, те же, что и па других произведениях комплекта. Из той же мастерской вышли и три произведения, принадлежавшие Троице-Сергиевой лавре – сударь «Богоматерь Воплощение», воздух «Христос во гробе» и палица «Спас Вседержитель» 864 . ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Пшеничников 1894. С. 64, ил. 6; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12315. 138. СУДАРЬ АГНЕЦ БОЖИЙ Москва (?), вторая половина XVII в. Камка (XVII в., Италия), тафта (XVII в., Восток), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити; ткачество, шитье. 61х64 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 865 Инв. ТК-2550 Кат. На среднике по малиновой камке шит младенец Христос, лежащий на дискосе с фигурным стояном. Ноги Христа чуть согнуты в коленях, руки приподняты, одна с раскрытой ладонью, другая благословляющая. Над ним в перекрещивающихся ромбах – Святой Дух в виде голубя, выше – звездица с розеткой в перекрестье. По сторонам дискоса на облаках стоят два ангела, держащие рипиды с серафимами. Наверху в полуовале неба с облаками и сиянием изобретен поясной Саваоф с распростертыми благословляющими руками. На фоне – шитые пряденым серебром надписи: хс, аггли г(с)дни, саваъ. На обрамленных с двух сторон серебряными полосами каймах по зеленой камке пряденым серебром вязью шит евхаристический канон: приимите и дите//сие есть тло мое еже за вы ломимое во ставление греховъ.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

ВЫСТАВКИ 1977 Москва; 1985 Москва, с. 158; 1989–1990 Москва, 26; 2000(2), Москва, 115. ЛИТЕРАТУРА Яковлев 1865. С. 10, 3574; Опись Оружейной палаты 1884–1893. Ч. 3. Кн. 1. С. 10–11, 4062. 106. ПОКРОВ НАДГРОБНЫЙ ЦАРЕВИЧ ДИМИТРИЙ УГЛИЧСКИЙ Москва, мастерская царицы Марии Ильиничны (?), середина XVII в. Камка (XVII в., Италия и Китай), штоф (XIX в., Россия), холст (XVII в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити, жемчуг, трунцал, золото, изумруды, рубины, турмалины, перламутр, стекла, бить, кожаный шнур; ткачество, шитье, низание. 159х90 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 761 Инв. ТК-35 Кат. Прямоличное, в рост, изображение Димитрия шито на голубом шелке. Обе руки царевича у груди: одна держит свиток, другая сжата в кулак. На Димитрии – городчатая корона, поверх длинной нижней одежды с узорными каймами накинута шуба с широким воротом, длинными, узкими, свисающими по бокам рукавами и горизонтальными полосами застежек. Личное шито тонким крученым шелком золотисто-песочного цвета «атласным» швом с оттенениями широкими полосами сероватого тона. Черты лика, волосы, глаза и контуры рисунка – темно-коричневые, белки – белые. Одежда, корона и нимб шиты прядеными золотными нитями с малозаметными прикрепами песочного, голубого и малинового цвета (швы – «черенок», «ягодка с крестиком», «ягодка в несколько клеток», «разводная клетка»). Вертикальные полосы у застежек и сами застежки шиты серебряными нитями. По вороту, передку и подолу нижней одежды царевича идут полосы с бархатными зелеными кружочками и малиновыми ромбиками. Обувь шита малиновым шелком. Контуры изображения и детали обведены серебряным жгутиком. Корона и нимб обнизаны мелким жемчугом. На короне – пять золотых запон с семью камнями в каждой (средняя большая запона обшита фестонами из кожаного шнура, обвитого битью). Ниже запон – семь обвитых трунцалом камней в золотых кастах, два пустых каста и пять сверленых зеленых и красных камней, обнизанных мельчайшим жемчугом, на вороте нижней одежды – две обнизанные жемчугом полосы со сверлеными розовыми камнями и перламутровыми плашками.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

СОХРАННОСТЬ Ткань подкладки сечется. ИКОНОГРАФИЯ Иконография сударя имеет ряд особенностей: от ореола вокруг Богоматери расходятся четыре луча, херувимы наверху и внизу изображены не в профиль, а в фас, фигура Богоматери заходит на ореол. Особенностью является текст тропаря, посвященного другой иконе. АТРИБУЦИЯ Схематичность черт ликов, попытки изображения херувимов в ракурсе, большое количество ошибок в надписи с тонкими, длинными, некрасивыми буквами дают основание считать сударь провинциальным произведением конца XVII в. ИСТОЧНИКИ Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 15, 16364. 146. ПОРУЧИ БЛАГОВЕЩЕНИЕ Россия, конец в. Атлас (XVII в., Восток), камка (XVII в., Китай), полосатая шелковая ткань (XVII в., Средняя Азия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити; ткачество, шитье. 16,5х28 (каждая) Приобретены у неизвестного лица в 1920 г. 879 Инв. ТК-143/1–2 Кат. На поручах по малиновому атласу в круглых арках вышито Благовещение. На одной поручи изображен стоящий в трехчетвертном повороте вправо архангел Гавриил с жезлом, благословляющий двуперстно, у его ног – стилизованные облака в виде кругов. На другой – Дева Мария, сидящая на престоле с высокой спинкой, подушкой и подножием, в трехчетвертном повороте влево, с простертыми руками. В рисунке ряд неточностей: левая рука архангела как бы выходит из колена, жезл не в его сжатой правой руке, а за ним и ниже руки не продолжается, искажен также рисунок шеи архангела и его нимба, неверно изображены правая рука и складки одеяний Богоматери. Личное шито крупными стежками крученым шелком песочного цвета «по форме» без оттенений. Черты ликов с круглыми глазами шиты довольно грубо коричневым шелком. В волосах архангела светло- и темно-коричневый шелк. Все остальное шито серебряными и золотными прядеными нитями с цветными прикрепами (швы – «черенок», «перышки», «клопчик», «тройная ягодка», «ягодка в девять клеток»). Нимбы и арки окружает серебряная «веревочка». Контуры рисунка и детали прошиты темно-коричневым шелком. Около фигур на фоне – надпись серебряной нитью: арха(н)гел гавр, мр у. По сторонам арок с изображениями – толстые извивающиеся ветки с крупными цветами, лапчатыми листьями и завитками, шитыми рельефно серебряными и золотными нитями и очерченными золотной «веревочкой». Поручи по краям обшиты шелковой тканью с черными, розовыми и голубыми полосами. Подкладка – из коричнево-красной китайской камки.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Внутренность дискоса, его отдельные детали, одежды ангелов и Саваофа, нимбы и крылья шиты прядеными золото-серебряными нитями с незаметными прикрепами (швы – «рядки», «клетчатый городок», «клопчик», «ягодка», «городок», «перышки», «косичка»). Контуры и частично детали проложены золото-серебряной «веревочкой». На каймах из светло-коричневой камки пряденым серебром шито песнопение: ко вча на заколение ведес ко агнець//непороч(н)е прмо сътригущаго//безгласенъ тако нетверза//ешь оустъ ввоихъ во съмирении. Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. На первых двух буквы направлены внутрь произведения, на двух других – наружу 925 . Подкладка из красновато-коричневой китайской камки, с узором «облаков». Наверху подкладки пришиты две матерчатые петли. Составляет комплект с сударями «Богоматерь Знамение» (кат. 161) и воздухом «Христос во гробе» (кат. 160). СОХРАННОСТЬ В чертах ликов имеются утраты коричневого шелка. Ткани на лицевой стороне помяты, подкладка сечется, загрязнена. ИКОНОГРАФИЯ Иконография повторяет произведения мастерской царицы Ирины Федоровны, однако здесь другая форма стояна, головы ангелов подняты к Саваофу, под ногами их и под стояном – облака, эти особенности характерны для произведений мастерской Акулины Бутурлиной (см. кат. 164). Необычно и песнопение, размещенное на кайме вместо евхаристического канона. АТРИБУЦИЯ Ткани, качество золото-серебряных нитей, применение аппликации, черты ликов, крупные швы золотого шитья, характер надписи (почти без лигатур) – позволяют датировать это произведение началом XVIII в. и с уверенностью предполагать, что оно вышло из мастерской Акулины Петровны Бутурлиной 926 . ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Соловецкого монастыря 1866, л. 114; Опись Оружейной палаты 1948, д. 44, 5591 соб.; Маясова 1996. С. 392, примеч. 20; Маясова 2003. С. 88. 162. СУДАРЬ БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ Москва, мастерская Акулины Петровны Бутурлиной, начало XVIII в. Атлас (XVII в., Западная Европа), камка (XVII в., Китай), тафта (XVII в., Средняя Азия?), шелковые, серебряные и золотные сканые нити; ткачество, шитье, аппликация, акварель(?) 49,5x48,5 Происходит из Соловецкого монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

4). Он начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. Буквы на первых двух направлены внутрь произведения, на двух других – наружу: к бце прилжно ни притец съ смирениемъ припадающе из глубины дшевным вдчце помози мардовавши на ны по(т)шис т множства грховъ не тврати раб свои тщи те бо едину помощьнцу имам помощи не надежда ра(з)в тебе вл(ады)чц(е) твои помо(з) тщс на(д)е(м) тбою хвал(иму) тво(и) бо са(ми) раби… 612 . Подкладка из голубой тафты. СОХРАННОСТЬ В личном шитье местами имеет утраты нитей (виден фон). Ткани фона имеют штопки, помяты и загрязнены. Подкладка пришита при поновлении в XIX в. (?), имеет прорывы, заплаты, выцвела и загрязнена. ИКОНОГРАФИЯ Голубая сканая с серебром нить на рубашке Младенца дает основание определять этот вариант Одигитрии как «Богоматерь Смоленская», что подтверждается и песнопением этой иконе на кайме плены. АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции служат тонкий рисунок, тщательное шитье личного почти без оттенений при развитом золотном шитье, а также характер надписи. источники Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12221. 72. ВОЗДУХ ХРИСТОС ВО ГРОБЕ Москва (?), конец XVI в.; каймы – вторая половина XVII в. Атлас (XVII в., иностранное производство), камка (XVII в., Италия), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг; ткачество, шитье, низание. 74х95 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 613 Инв. ТК-2427 Кат. 72 На среднике изображен лежащий во гробе Иисус Христос . Руки его вытянуты вдоль тела. На переднем плане – плащаница. Над гробом – херувим и два летящих ангела, каждый из которых с двумя рипидами. На рипидах – прямоличные изображения херувимов. Фоном служит более поздний атлас розового цвета (выцветший красный?). На фоне надписи мелким жемчугом: хс, аглъ гнь (дважды), херувим. На каймах, обрамленных с двух сторон серебряными полосами, по зеленой камке пряденым серебром вязью с небольшим количеством лигатур шит тропарь Великой субботы: во гроб плотски во ад же съ дшею ко бгъ в ра//и же с разбоиникомъ и на престоле вылъ еси//хр(с)те со тцемъ и дхомъ вс исполныи Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

И когда выслушал это царь великий князь, очень понравился ему добрый их совет и мудрые слова их, сказанные ему. Ибо сказано: «Вопроси Отца твоего, и возвестит тебе, и старцы твои поведают тебе». И, поднявшись с престола своего, поклонился он им на все стороны до земли и сказал: «Весьма угоден мне совет ваш, любимые мои советники, и понял я, что будет он на пользу вам и мне». О созыве русских воинов и о смотре их. Глава 51 И вскоре повелел он всем князьям и воеводам – знатным, средним и обычным – быть готовыми к царской службе в полном снаряжении, с конями и с отроками своими, разослав по всем областям своей державы, по городам, грамоты о созыве всего воинства, дабы в скором времени собрались в преславный город Москву все военные люди. И вскоре, по прошествии немногих дней, по царскому повелению собралось в прославленный город множество воинов, так что от великого множества собравшихся не было в городе места для постоя ни на улицах, ни в городских домах, и разместились они по полю около посадов в своих шатрах. И через несколько дней захотел он сам посмотреть на численность своего войска. И, послав им различные воинские украшения, повелел, красиво нарядившись, съезжаться в город на большую площадь перед своими царскими хоромами – сначала князьям и воеводам, за ними – средним и рядовым воинам. Первые же воеводы и все благородные вельможи, все знатные и незнатные, разодевшись в нарядные свои одежды, один за другим приехали в город на площадь к царским его палатам, показываясь перед ним со всеми своими отроками, ведя и добрых своих коней в красивом и добротном убранстве, как подобает воеводам, отправляющимся на войну. Царь же великий князь сам осмотрел всех до одного своих князей и воевод, благородных вельмож, стоя на дворцовых своих лестницах, и всех весьма похвалил как верно служащих ему. Так же сильно порадовался он и множеству своих воинов, скоро и незамедлительно собравшихся по слову его из дальних своих городов и земель. Увидев же, что некоторые из его воинов плохо снаряжены и не имеют самого необходимого: ни боевых коней, ни оружия, ни провианта, отворил он для них свои палаты, оружейные и ризные, и хлебные амбары и давал им, сколько они захотят, всякого оружия, и дорогой одежды, и припасов, и добрых коней со своей конюшни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этом втором издании автор значительно дополнил историю библиотеки новыми данными, добытыми из разных мест и источников, особенно же из Московского главного архива министерства иностранных дел и из архива Московской Оружейной палаты и затем, вместо прежнего описания лишь некоторых рукописей, составил полный библиографический, научно обставленный, указатель всех, и греческих и славянских, рукописей синодальной библиотеки, с приложениями и объяснительным словарём как к предметам ризницы, так и к сокровищам библиотеки, также вполне научно составленными и, по суду самих учёных, раскрывавшими многое совершенно новое даже для учёных. Встреченный с сочувствием и одобрением в учёном мире и удостоенный от академии наук Демидовской премии, указатель Высокопр. Саввы служит, по отзыву комиссии, необходимою справочной настольной книгой не только для обычных посетителей синодальной ризницы и библиотеки, но и для любителей и тружеников науки. «Древнерусский, особенно церковный, быт, с его религиозным мировоззрением, с его домашним и общественным обиходом, с его искусством на различных степенях развития последнего и т. д. до наглядности ясно раскрывался в описании ризницы, а многочисленные, разновременные по происхождению и разнообразные по содержанию, памятники древней письменности, хранящиеся в библиотеке и описанные в указателе простирающиеся не только на Русь в разные времена её истории, но и на иные страны, особенно же Грецию, открывали собой, по указателю, обширное поле для изучения состояния просвещения в сих странах, для исследований в области наук богословских, философских, исторических, словесных, юридических и др.» – К работам над указателем тесно примыкал другой серьёзный труд Высокопр. Саввы – это «палеографические снимки с греческих и славянских рукописей Московской синодальной библиотеки VI–XVII века». Это издание, «особенно для тогдашнего состояния науки палеографии у нас в России, имело очень большое значение, не утратившееся и доселе»... «Достаточно сказать, что палеография, как вспомогательное средство читать и разбирать древние рукописи, дотоле у нас была совершенно неизвестна, и труд Высокопр.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Картуши, мотивы раковин, растительный орнамент своими крупными формами подчёркивают монументальность сооружения, являющегося прекрасным примером синтеза скульптуры и архитектуры. Красно-белый цвет - отличительный признак московского и строгановского барокко. Издалека колонны могут показаться белокаменными, однако они выполнены в смешанной технике кладки. Весь пьедестал, за исключением его более сложного по форме карниза, состоящего из двух белокаменных плит, выложен их кирпича. База и ствол колонны также выполнены из кирпича и белого камня. Простая по форме подушка базы сделана из кирпича, круглая профилированная часть её - из белого камня. Четырёхконечные, позолоченные, ажурные кресты крепятся к маковкам у основания за счёт растяжек. Украшены симметрично расположенными кованными звёздами. В четырёх больших по размеру звёздах, вокруг средокрестия, вписаны монограммы, которые расшифровываются как " Иисус Христос Ника " . Четверик здания очень светлый не только в силу конструкции барабанов, каждый из которых является световым, но и благодаря количеству широких окон. Световые, восьмигранные барабаны, украшены комбинированным кирпично-белокаменным декором. В более высоких и сложных по форме колонках центрального барабана, не связанных с лопатками четверика, преобладает более прочный строительный материал - белый камень. Этим они отличаются от трёх четвертных колонн малого барабана, более приземистых, связанных с его кладкой и выполненных из кирпича. Размеры кирпича основного здания: 32-34 х 15,5-16 х 8,5-9,5. Изюминка храм - его барочный иконостас, созданный в 1693 году под руководством мастера Оружейной палаты Григория Иванова. Иконостас сохранил иконы, написанные на холсте " дворовым человеком " Строгановых Стефаном Нарыковым. Журнал " Православные храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2016 г. Работы по сооружению нового каменного собора взамен сгоревшего 1688 г. деревянного ( " благословенная грамота " была получена 19 мая 1688 г.), велись с 1689 по 1693 г.г.

http://sobory.ru/article/?object=06445

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010