771 Φλος σου πολς στν 6 κρλης: Послание патриарха Антония митрополиту Киприану (1397)//ММ. Vol. 2. Р. 283. 775 1. В 1367 году экс–император Иоанн Кантакузин обратился с подобным проектом к папскому легату, и патриарх Филофей даже приступил к его реализации. «Митрополит России» упоминается как обязательный участник собора. Однако этот проект был отвергнут Римом (ср.: Meyendorff J. Projets de concile ecumenique en 1367 [ Иоанн Кантакузин . Беседа с папским легатом, 10]). См. ниже, гл. IX, с. 553–554. 777 Миропомазание императоров при коронации в древней византийской практике отсутствовало. Оно было введено в Никее, чтобы отличаться от латинских императоров (ср.: Ostrogorsky G. Zur Kaisersalbung und Schilderhebung in spatbyzantinischen kronungceremoniell//Historia 4 (1955). P. 246–256). 778 MM. Vol. 2. P. 188–192 [РИБ. Т. VI. Приложение. 40. Стб. 266–276]. См. выше, гл. VII, с. 447–449. 779 Ответить на этот вопрос можно только после тщательного изучения рукописной традиции славянской богослужебной литературы. На мой взгляд, известные нам факты позволяют предположить, что Киприан действительно ввел поминовение императора и что это новшество вызвало ответную реакцию великого князя (Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia. P. 255–256 [ Мейендорф И. Византия и Московская Русь. С. 508–509]). 781 Выдающаяся личность Киприана заслуживает большего внимания, чем ей уделяли до недавнего времени историки Русской Церкви. Теперь см.: Ταχιος А.. Επιδρσεις του συχασμο εις την εκκλησιαστικν πολιτικν ν Ρωσα. 1328–1406. Thessaloniki, 1962; Прохоров Γ.Μ. Повесть о Митяе. Л., 1978; и особенно: Obolensky D. Six Byzantine Portraits. P. 173–200 [Оболенский Д. Византийское содружество наций; Шесть византийских портретов. С. 527–545]; ср. также подробный анализ его богословской политики: Meyendorff J, Byzantium and the Rise of Russia. P. 226–260 [ Мейендорф И. Византия и Московская Русь. С. 475–492]. 782 Саккос ныне хранится в Оружейной палате Московского Кремля (ср.: Банк А.В. Византийское искусство в собраниях Советского Союза. Λ.; М., 1965; англ. пер. Сорокиной И. А., 1977. Ил. 300–304, 329). Ср. работу Мейендорфа «Три литовских мученика», упомянутую в прим. 47.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Церковь Нерукотворного образа Спасителя в Балахне. 1668 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь Нерукотворного образа Спасителя в Балахне. 1668 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. К редкому типу церкви с 2 внутренними столбами вместо обычных 4 под центральной главой принадлежит Преображенская в с. Пурех (ныне Чкаловского р-на, в 1613 было пожаловано кн. Д. М. Пожарскому), построенная в честь освобождения Москвы от иноземных захватчиков (см.: Там же. С. 284; в церкви до 1827 хранилось знамя ополчения 1612 г., ныне находится в Оружейной палате Московского Кремля). В наст. время древний объем церкви окружен поздними пристройками, особенно подавляют скромную церковь обширная трапезная (1879) и шатровая колокольня. Церковь Рождества Христова в Балахне. 1675 г. Церковь Рождества Христова в Балахне. 1675 г. Успенская ц. в с. Кирикове Лысковского р-на (1692; построена на месте старой деревянной, где служил свящ. Анания - учитель Никиты Минина (впосл. патриарх Никон); см.: Там же. С. 257) имеет кубический объем, ограниченный четкой линией горизонтального карниза, в верхнюю часть которого входит ряд небольших арочек. Сложное покрытие полукруглых (в прошлом) закомар заменено 4-скатной кровлей. Карнизы, обрамления окон с кокошниками, перспективный портал зап. входа выполнены в стиле средневек. рус. архитектуры. Сооружению придает живописность необычная композиция: к церкви пристроен невысокий алтарь, позднее с сев. фасада - придел, а главный вход находится под арками пристроенной к юго-зап. углу небольшой шатровой колокольни. Преображенская церковь в с. Пурех Чкаловского р-на. 1-я четв. XVII в. Фотография. 10-е гг. XXI в. Преображенская церковь в с. Пурех Чкаловского р-на. 1-я четв. XVII в. Фотография. 10-е гг. XXI в. Перемены, характерные для рус. зодчества посл. четв. XVII в., видны в архитектуре ц. в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» в с. Палец Перевозского р-на (1680): при общей объемной композиции традиц. пятиглавия отсутствуют закомары и соответствующее им 3-частное деление фасада (Там же. С. 266). Церковь покрыта 4-скатной кровлей с простым горизонтальным карнизом, под к-рым проходит ряд небольших арочных ниш. С запада к церкви пристроена обширная трапезная. Отдельно от них на той же продольной оси на высоком кубическом основании, прорезанном аркой, выстроена колокольня - позднее сооружение, которое имеет вид 8-гранной башни, завершенной куполом и главой.

http://pravenc.ru/text/2565206.html

В Государственном Историческом музее находится ряд рукописей из библиотеки Николо-Пешношского монастыря. Это, прежде всего, напрестольное Четвероевангелие, лицевое с орнаментом, написанное полууставом в XV столетии, житие святого Григория Омиритского 1452 года и «Лествица» преподобного Иоанна Лествичника конца XV века. С именем удельного князя Юрия Васильевича, который, делал немалые вклады в Пешношский монастырь, связан интересный памятник, сохранившийся до настоящего времени. Это золоченое серебряное кадило 1469 года, что известно из сохранившейся на нем надписи. В настоящее время кадило из Пешношского монастыря хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Стоит также упомянуть, что в одном из приходских храмов Тверской епархии, расположенном неподалеку от монастыря, сохраняется посох последнего перед закрытием настоятеля обители – игумена Ювеналия, а в запасниках историко-художественного музея-заповедника «Дмитровский кремль» – серебряная с позолотой рака, стоявшая над мощами преподобного Мефодия. Современное положение Николо-Пешношского монастыря Николо-Пешношский мужской монастырь. Фото: peshnosha.ru      В настоящее время на территории Николо-Пешношского монастыря возвращены Церкви: Сергиевский храм над мощами преподобного Мефодия Пешношского и монастырская колокольня с Богоявленским храмом и Мефодиевским храмом-усыпальницей, а также большая часть дворянского некрополя. С помощью главы администрации Дмитровского района В.В. Гаврилова усиленно ведется реставрация возвращенных зданий. Богоявленский храм, «иже под колоколы», расположенный на втором ярусе колокольни, обустроен для совершения регулярных богослужений. Современное положение монастыря отягощается пребыванием в его стенах психоневрологического интерната, вопрос о выводе которого из этого уникального памятника впервые был поднят в 1975 году. Еще покойный ныне председатель правления Советского фонда культуры академик Д.С. Лихачев неоднократно предлагал создать в Подмосковье национальный парк, центром которого должен был бы стать Николо-Пешношский монастырь. Но и в настоящее время строительство нового комплекса для перемещения диспансера еще не начато.

http://pravoslavie.ru/3579.html

На его стенах и дверцах вырезаны 12 барельефов, передающих сюжеты из «Сказания о князьях Владимирских» – литературного памятника рубежа XIV–XV столетий, где утверждалось, что династия Рюриковичей происходит из рода римского императора Августа Октавиана, в правление которого в Палестине родился Спаситель. Центральное же место занимает повествование, как на Русь из Византии были принесены царские регалии – венец и бармы, будто бы присланные императором Константином Мономахом своему внуку киевскому князю Владимиру Мономаху. (На самом деле Константин Мономах умер, когда его внуку было около двух лет, и предание, утверждавшее, что регалии выслал на Русь другой византийский император Алексей Комнин, ближе к действительности.) В любом случае, все это свидетельствовало о преемственности московской власти от Первого и Второго Рима. Шатровая сень трона, возведенная в знак священности осеняемого места, напоминает по форме шапку Мономаха. А сам трон стоит на четырех опорах в виде фантастических хищных зверей, символизирующих государственную власть и ее силу. В 1724 году Мономахов трон хотели вынести из Успенского собора, но Петр I не позволил: «Я сие место почитаю драгоценнее золотого за его древности, да и потому что все державные предки – российские государи на нем стояли». Место для цариц у левого столба было перенесено при Алексее Михайловиче из дворцовой церкви Рождества Богородицы на Сенях. Тогда над ним поместили иконы Рождества Богоматери, Рождества Христова и Рождества Иоанна Предтечи, в ознаменование моления о продолжении царского рода. А у правого юго-восточного столба находится патриаршее место. Около патриаршего места стоял посох святителя Петра. Его вручали всем архипастырям, поставляемым на митрополичью, а затем патриаршую кафедру. В 1722 году, когда патриаршество было отменено, посох убрали. Из-за своего почтенного возраста он нуждается в музейных условиях хранения и ныне находится в Оружейной палате. Главным торжеством, совершавшимся под сводами Успенского собора, было венчание русских государей на царство.

http://pravoslavie.ru/3571.html

Николая из суздальского Покровского мон-ря (ныне в Оружейной палате Московского Кремля) имеет золотой чеканный оклад; Стерлигова его причисляет к спискам «первого ранга» ( Стерлигова И. А. Драгоценные иконы свт. Николая в Др. Руси// Бугаевский А. В., сост. Добрый кормчий. М., 2011. С. 396. Ил. 27; архивная фотография с иконы и пелены к ней опубликована: Георгиевский В. Т. Памятники старинного рус. искусства Суздальского музея. М., 1927). Чеканный серебряный ковчег украшен рельефами на сюжеты деяний свт. Николая (Там же. Ил. 28-37). Память о золотом окладе по царскому заказу на саму чудотворную икону и ее почитаемые в царской семье списки была запечатлена и на иконах, написанных в провинции: напр., на поясном образе свт. Николая с подписью «Никола Великорецкий» (собрание А. В. Гулько, Вологодская обл.), имеющем написанные золотом фон и ризы ( Нечаева Т. Н. Николай Великорецкий//Шедевры рус. иконописи XIV-XVI вв. из частных собр.: Кат. М., 2009. Кат. 115. С. 480-481). Среди Великорецких икон сер.- 2-й пол. XVI в. можно выделить неск. групп. Архим. Макарий (Веретенников), упоминая иконы Николы Великорецкого из собрания ЦАК МДА, указывает на существование 2 редакций ( Макарий (Веретенников), архим. Всерос. митр. Макарий - почитатель свт. Николая Мирликийского// Он же. Московский митр. Макарий и его время. М., 1996. С. 172. Примеч. 2). Сравнительный анализ известных икон этого извода из музейных и частных собраний показывает, что можно выделить как минимум 3 редакции. Разницу между ними составляет наличие или отсутствие некоторых сюжетов (напр., «Служба свт. Николая» или сцены рождения или детства). Однако даже при сходном наборе житийных эпизодов композиции клейм могут отличаться по составу персонажей, расположению фигур, выбору жестов и по др. деталям. Если считать, что успенский список Великорецкой иконы с 1652 г. оказался в приделе у гробницы митр. Петра, то его описание в соборной описи 1701 г. содержит следующие детали: указаны «в чюдесех» 12 «венчиков малых серебреные резные позолоченые» (Описи.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

ЖМП 5 май 2021 /  11 июня 2021 г. 17:30 Пасхальный подарок любителям искусства ОБРАЗЫ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА НА ЭМАЛИ, ОТРЕСТАВРИРОВАННЫЕ СВЯТЫНИ КОЛОМЕНСКОГО И МЕРНАЯ ИКОНА СВЯТОГО ЦАРЕВИЧА ДИМИТРИЯ: ТРИ ВЫСТАВКИ, КОТОРЫЕ НЕЛЬЗЯ ПРОПУСТИТЬ.  PDF-bepcuя. Святые на финифти Выставка «Русская финифть. Иконы на эмали XVIII – начала ХХ века» открыта до 12 июня, вход свободный. Адрес: Москва, Андронь­евская пл., 10. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева подготовил пасхальный подарок ценителям редких иконографических памятников. На выставке «Русская финифть. Иконы на эмали XVIII – начала XX века» демонстрируются полсотни финифтяных образов, изготовленных в двух крупнейших русских центрах этого промысла — в Москве и Ростове Великом. Каким же образом такое количество икон устроители ухитрились разместить в небольшом помещении? Речь идет об эмалях — а значит, как правило, о миниатюрах. Впрочем, и из этого правила бывают, оказывается, исключения.  Искусство живописной эмали наши предки позаимствовали на Западе, оттуда же во второй половине XVII столетия приехали и первые мастера. Но уже скоро финифть как декор богослужебных предметов освоили в Оружейной палате Московского Кремля, а примерно век спустя ею занялись и посадские ремесленники крупных городов.  «Первые ростовские эмальеры работали при архиерейском доме, а кафедру в то время занимали, как правило, выходцы из Троице-Сергиевой лавры, где тогда же творил знаменитый украинский мастер Казанович. Была на высоте и ростовская иконописная школа, — объясняет феномен популярности ростовской финифти заведующая музейным сектором декоративно-прикладного искусства куратор выставки Елена Давыдова. — А после открытия мощей святителя Димитрия паломникам нужны были реликвии, которые они могли бы увезти на память из Ростова, — и вот тут-то финифть пригодилась как нельзя кстати!» Живопись по эмали долговечна: краски нисколько не теряют в сочности и богатстве цветовой гаммы в течение нескольких столетий. За это приходится платить хрупкостью: пластины металла с подложкой из белой эмали чрезвычайно чувствительны к любым воздействиям, в том числе механическим (при ударах и падениях) и термическим (что особенно важно в производственном цикле последовательных обжигов и прописей).

http://e-vestnik.ru/analytics/pashalnyy_...

В 1995 г. монастырь передается РПЦ, восстанавливается Успенский собор, а в 2004 г. чудотворный образ Богородицы возвращается в родную обитель. Имеется несколько списков Тихвинской иконы, которые также прославили себя многими чудотворениями. Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь Скоро начинается возвышение монастыря, которому жертвуют значительные вклады «на помин души» многие костромские бояре. Здесь упокоились основатель монастыря Захария и его потомки. Большие земельные угодья пожертвовал в 1528 г. монастырю могущественный костромич Федор Сабур, брат Соломонии, жены великого князя Василия III. Во второй половине XVI в. значительные милостыни передают обители возвысившийся род костромских Годуновых. Благодаря их финансовой поддержке скоро здесь разворачивается активное каменное строительство. Для руководства работами появляется даже монастырская должность «строителя», которую в это время занимал талантливый зодчий Гурий Ступишин. Первоначально в 1560 г. возводится новый пятиглавый Троицкий собор с приделами во имя Святого апостола Филиппа и Священномученика Ипатия. Он был небольшим, но именно в нем 14 марта 1613 г. будет призван на царство Михаил Романов. Монастырские стены становятся каменными с несколькими въездными воротами, среди которых выделялись Святые Парадные ворота с надвратной церковью во имя Великомученика Феодора Стратилата и великомученицы Ирины, возведеннных в честь святых царя Феодора Иоанновича и его супруги Ирины. Стены протянулись на 518 м, обезопасив обитель от врагов, которая превратилась в хорошо укрепленную цитадель на старой Ярославской дороге. В монастыре создается иконописная мастерская, формируется книжное собрание, включающее древние рукописи. Здесь хранилась и знаменитая Ипатьевская летопись. Обитель обладала богатейшим собранием иконописи и драгоценной церковной утварью. Сегодня многие вкладные годуновские иконы можно увидеть в фондах известных музеев, в том числе Костромского музея-заповедника, в Третьяковской галерее, Историческом музее, Оружейной палате Московского Кремля и т.д. К началу XVII в. обитель становится богатым феодалом-вотчинником, владея более 20 тыс. десятин земли и 400 селами, став четвертым среди крупнейших русских монастырей-землевладельцев. Игумену монастыря присваивается сан архимандрита.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Он присутствует в серии портретных медалей рус. князей и царей 1768-1772 гг. (работа Т. Иванова) и в составе барельефов 1774-1775 гг. Ф. И. Шубина для интерьеров Чесменского дворца под С.-Петербургом (с 1831 в Оружейной палате Московского Кремля, повторения в Петровском дворце и здании Сената в Кремле); на костяных пластинах холмогорской работы, в гравюрах и литографиях кон. XVIII - XIX в. (гравюра нач. XIX в. с гербом - Пантеон российских государей. М., 1805. Ч. 1). Скульптурный образ Г. В. 1846-1850 гг. работы И. П. Витали расположен на юж. бронзовых вратах Исаакиевского собора в С.-Петербурге. В храме Христа Спасителя Г. В. и др. рус. св. князья («пособники святителям и преподобным в утверждении истинной Христовой веры в России») были изображены в приделе во имя блгв. кн. Александра Невского ( Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 75, 78); в росписи ок. 1888 г. художников К. В. Лебедева и А. И. Корзухина интерьера Вознесенского собора Ельца - в одной из арок сев. стены. В стенописи центрального свода парадных сеней Исторического музея в Москве (композиция генеалогического древа российских государей выполнена в 1883 артелью Ф. Г. Торопова) - ростовая фигура Г. В. со скипетром в левой руке в овале с растительным обрамлением. «Образ всех св. российских вел. князей, княгинь и княжон рода царского» 2-й пол. XIX в. (собор равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) включает клеймо с изображением Г. В. (с непокрытой головой и ладонями перед грудью) вместе с прп. и блгв. кн. Олегом Романовичем Брянским. В аналогичном ряду святых Г. В. представлен на иконе Божией Матери «Знамение» с собором блгв. князей и княгинь всероссийских, созданной как дар имп. семье к 300-летию Дома Романовых ок. 1913 г. московской фирмой Оловянишникова (ГЭ). Примеры житийной иконографии святого - «Пострижение в схиму членов семьи блгв. кн. Георгия Всеволодовича перед гибелью»; «Обретение тела блгв. кн. Георгия Всеволодовича»; «Перенесение мощей блгв. кн. Георгия Всеволодовича из Ростова во Владимир» - включены в программу росписи Успенского собора во Владимире, созданной в кон.

http://pravenc.ru/text/Георгия (Юрия) ...

Стараниями святого митрополита Фотия было восстановлено молитвенно-каноническое единство Русской Церкви: отдельная Литовская митрополия, учрежденная по настояниям князя Витовта для южных и западных русских православных епархий, в 1420 году была упразднена. Святитель в том же году посетил возвращенные епархии и приветствовал паству обширным учительным посланием. Мудрый и высокообразованный пастырь оставил много поучений и посланий. Большое Богословское значение имели его обличения на возникшую в Пскове еще до его правления ересь стригольников. Усилиями мудрого святителя ересь прекратилась (в 1427 году). Важными церковно-историческими источниками являются составленный святым Фотием " Чин избрания и поставления епископов " (1423), " Поучение о важности священного сана и обязанностях священнослужителей " , а также " Духовное завещание " , в котором повествуется о его жизни. Великим делом святителя было также составление под его руководством Общерусского летописного свода (около 1423 года). 20 апреля 1430 года святой архипастырь был извещен Ангелом о предстоящей кончине и мирно почил о Господе в указанный ему срок, в праздник Положения Ризы Богородицы, 2 июля 1431 года. Мощи его были обретены в 1471 году. В Оружейной палате Московского Кремля хранятся два саккоса святого митрополита Фотия. Иконописный подлинник Москва. XVI. " Боголюбская " с избранными святыми (В среднике изображены святители Московские Петр, Фотий, Макарий, блаженные Максим, Иоанн). Истома Савин. Икона (Складень трехстворчатый). Москва. Конец XVI - начало XVII в. Размер створок 35 х 15. Москва. XIX. Собор Московских святых (фрагмент). Икона. Москва. XIX век. Восточная грань юго-восточного столба Успенского собора. Троице-Сергиева лавра. Москва. 1920-30. Все святые в земле Российской просиявшие (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Москва. Конец 1920 - начало 1930 годов. 65.3 Х 53. Из келейных икон свт. Афанасия Ковровского. Ризница Троице-Сергиевой Лавры. Москва. 1950-80. Собор святых Первосвятителей всея Руси (фрагмент). Монахиня Иулиания (Соколова). Икона. Сергиев Посад. Конец 1950-80. " Митрополичьи палаты " . Троице-Сергиева Лавра.

http://patriarchia.ru/db/text/910054.htm...

Пасхальные яйца из папье-маше в конце XIX века делали на подмосковной фабрике Лукутина, ныне знаменитой Федоскинской фабрике лаковой миниатюрной живописи. Наряду с религиозными сюжетами мастера фабрики Лукутина часто изображали на пасхальных яйцах православные соборы и храмы. Одним из первых соединить пасхальное яйцо с ювелирным украшением попытался Фаберже. Мастерские Фаберже создали 5 пасхальных яиц для императора Александра III и императора Николая II. Александр III в 1885-1894 годах преподнес своей жене 10 пасхальных яиц, творения Фаберже. Николай II в 1894-1917 годах заказал 46 пасхальных яиц для подарков своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, и жене Александре Федоровне. 12 пасхальных яиц было создано для Л.Ф. Келча, владельца нескольких золотых рудников в Сибири, для князя Ф.Ф. Юсупова и герцогини Мальборо, также выполнялись изящные и дорогие пасхальные подарки, часто содержащие различные сюрпризы. Это были пасхальные яйца со сложными заводными механизмами, представлявшие собой чудо ювелирного искусства, создание каждого из которых обходилось очень дорого. Образцы хранились в специальных футлярах или сейфах и извлекались оттуда для показа только во время Пасхи. В настоящее время известно местонахождение некоторых раритетных пасхальных яиц Фаберже: 12 экземпляров хранится у английской королевы, 11 владеет американский журнал " Форбс " и 10 находится в Оружейной палате Московского Кремля. После Первой мировой войны, падения монархии в Европе и обеднения аристократии многие изделия Фаберже были проданы и перешли к другим владельцам. В 1920-е годы для пополнения казны валютой советское правительство продало ряд произведений искусства из государственных коллекций. Из императорской коллекции, конфискованной после 1917 года, была продана большая часть, видимо, " абсолютно бесполезных " для советского правительства уникальных пасхальных яиц. Ночь, которая светлее дня 14.04.2001 [См. также: Страстная Седмица Пасха - Светлое Христово Воскресение ] В пасхальную ночь богослужение в православных храмах начинается за несколько часов до полуночи. Читают Деяния Святых Апостолов - одну из книг Нового Завета, рассказывающую о том, как христианская вера трудами и проповедью свв. апостолов распространялась по всему миру.

http://zavet.ru/news/news-s010414.htm

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010