К. Доршем по заказу Я. В. Брюса (ГЭ). Согласно «Запискам» Я. Штелина, по представлению А. А. Нартова на основе серии Дорша в 70-х гг. XVIII в. были созданы медали, на лицевой стороне к-рых размещались портреты правителей в окружении легенды с именем и титулом, на обороте - краткая надпись, характеризующая события жизни и правления изображенного персонажа (жизнеописания князей и царей взяты из «Краткого российского летописца» М. В. Ломоносова 1760 г.). Внизу проставлен номер медали в серии, И. И. изображен на медали 38 (резчик И. Б. Гасс; Щукина. 2000. С. 40, 63-64. Прил. С. 256). Коллекция факсимильных копий «ломоносовских» медалей была выпущена в 2002 г. (НПО «Геральдика»), в ней изображение И. И. находится под 58. Образ И. И. входит в состав серии портретных медалей рус. князей и царей 1768-1772 гг. (работа Т. Иванова), барельефов 1774-1775 гг. Ф. И. Шубина, созданных для интерьера Чесменского дворца в С.-Петербурге (с 1831 находятся в Оружейной палате Московского Кремля, их копии - в Петровском дворце и здании Сената в Кремле; Рязанцев. 2003. С. 16, 117, 470), 2 серий бюстов российских вел. князей и царей, выполненных на с.-петербургской фабрике Ф. Ю. Шопена (1849, 60-70-е гг. XIX в.; Гончарова Л. Н. Русская художественная бронза XIX в. М., 2001. С. 84-85. Примеч. 238). В 2003 г. была выпущена почтовая марка из сер. «История Российского государства» с изображением И. И. (худож. Л. Зайцев): в центре - оплечный портрет И. И., по сторонам представлены сцены его поставления на великое княжение в Успенском соборе и изгнания из московских земель ордынского посла. Лит.: Срезневский И. И. Родословное дерево рус. князей и царей: Рисунок 1676-1682 гг.//ИИАО. 1863. Т. 4. Стб. 308-310. Рис. 17; Ровинский. Словарь гравированных портретов. Т. 2. Стб. 37, 57, 81, 86, 102; Щукина Е. С. Два века рус. медали: Медальерное искусство в России, 1700-1917 гг. М., 2000; Рязанцев И. В. Скульптура в России XVIII - нач. XX в.: Очерки. М., 2003; Гос. Ист. музей: [Альбом]/Отв. ред.: Е. М. Юхименко.

http://pravenc.ru/text/469778.html

Значение луны под крестом, по афонским памятникам Севастьяновского собрания 25 августа, 2008. Г. Д. Филимонов Почему маковки русских церквей украшает крест с полумесяцем, то есть крест, в основании которого помещен полумесяц? Каково происхождение этой традиции? Каким образом – естественно ли — вписывается символика креста в христианские представления? Что означает полумесяц? Почему так устойчиво само это сочетание? Почему маковки русских церквей украшает крест с полумесяцем, то есть крест, в основании которого помещен полумесяц? Каково происхождение этой традиции? Каким образом – естественно ли — вписывается символика креста в христианские представления? Что означает полумесяц? Почему так устойчиво само это сочетание? Правда ли, что мнение типа «эта символика, это сочетание знаменуют победу Православия над мусульманами, освобождение от татарского владычества» не выдерживает никакой критики? Эти и другие подобные вопросы волновали не только далеких наших предков. Ищут на них внятных ответов и наши современники. Автор статьи «Значение луны под крестом, по афонским памятникам Севастьяновского собрания» Г. Д. Филимонов , которую мы предлагаем нашим читателям, делает очень интересные выводы об истоках этой традиции обозревая преимущественно любопытные афонские кресты Севастьяновского собрания. Собрание напрестольных, резных по дереву крестов в сканной оправе, в фотографических снимках г. Севастьянова, в Московском публичном музее, обращает на себя особое внимание. Ни в подлинниках, ни в рисунках — нам нигде еще не приходилось встретить в таком значительном количестве вместе собранных крестов подобного рода. Кое-где в древних   русских монастырях нам попадался один или два таких креста, больше же всего мы их видели до сих пор в теремах Московского Кремля. Хорошие рисунки двух из них с порядочным текстом приложены в Древностях Российского Государства (Отдел I, рис. 33 и 34, текст стр. 56). Судя по известиям в Архиве Оружейной Палаты, они представляют убогие остатки святыни, хранившейся в XVII веке в Крестовой царской палате.

http://pravmir.ru/znachenie-luny-pod-kre...

В XVIII - нач. XX в. подобная иконографическая традиция сохранялась на живописных полотнах портретного характера, на гравюрах и литографиях, в т. ч. с изображениями родословного древа и таблиц рус. государей (ГИМ, ГЛМ, РГБИ, см. также: Ровинский. Народные картинки. Кн. 2. С. 240; Адарюков, Обольянинов. Словарь портретов. С. 288), на костяных рельефах холмогорской работы (ГИМ, Егорьевский ист.-худож. музей), в серии рельефных печатей на зеленой сибир. яшме, вырезанных ок. 1723 г. нюрнбергским мастером И. К. Доршем (ГЭ). Образ Д. И. присутствует в серии портретных медалей рус. князей и царей 1768-1772 гг. (работа Т. Иванова) и в составе барельефов 1774-1775 гг. Ф. И. Шубина для интерьеров Чесменского дворца под С.-Петербургом (с 1831 в Оружейной палате Московского Кремля, повторения в Петровском дворце и в здании Сената в Кремле). Фигура Д. И. со скипетром и шлемом в руках помещена в стенописи центрального свода парадных сеней Исторического музея в Москве (1883, артель Ф. Г. Торопова). Смотр рус. полков в Коломне вел. кн. Владимиром Андреевичем. Миниатюра из " Сказания о Мамаевом побоище " . XVII в. (ГИМ. Барс. 1798) Смотр рус. полков в Коломне вел. кн. Владимиром Андреевичем. Миниатюра из " Сказания о Мамаевом побоище " . XVII в. (ГИМ. Барс. 1798) О почитании Д. И. свидетельствует включение описаний его внешнего облика в иконописные подлинники посл. трети XVII - 30-х гг. XIX в. под 9 мая: «Аки Борис подобием» (РНБ. Погод. 1930. Л. 130); «подобием сед, власы кудреваты, брада с Николину, проста, ризы княжеския» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 54; см. также: ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 159; Большаков. Подлинник иконописный. С. 97). Предположительно Д. И. представлен в числе Московских чудотворцев на 2 прорисях с икон XVII в. ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 142-143, 340-341. 53, 169). Кроме того, его оплечное изображение в венце и горностаевой мантии (надпись на нимбе: «К Дuмumpiй московс») имеется в правой группе блгв. князей на иконе 1-й пол. XIX в. из старообрядческой моленной на Волковом кладбище в С.-Петербурге (ГМИР), в верхнем регистре - фигура св. князя с двуперстным перстосложением, изображен в шапке и горностаевой шубе, надпись: «С. б. к. Дuмumpiu».

http://pravenc.ru/text/178205.html

Конференция «Церковные древности» состоится в Патриаршем дворце Московского Кремля 16 января 2015 г. 10:51 В рамках XXIII Международных Рождественских образовательных чтений 22 и 23 января 2015 года в Мироваренной палате Патриаршего дворца Московского Кремля состоится научная конференция «Церковные древности. От херсонесской купели князя Владимира до Московского Кремля: корсунские святыни в истории и культуре России». Конференция организована совместно направлением Чтений «Пути Промысла Божия и святоотеческое наследие» и Музеями Московского Кремля. Конференция «Церковные древности» проходит ежегодно уже более 20 лет. Оргкомитет возглавляют генеральный директор Музеев Московского Кремля Е.Ю. Гагарина и бессменный председатель конференции кандидат исторических наук С.А. Беляев. В этом году форум посвящен празднованию 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира, а, значит, главной темой становятся святые и святыни Херсонеса и Древней Руси. На конференции традиционно выступят ученые — научные сотрудники Музеев Кремля и представители других научных организаций Москвы и регионов. Среди тем докладов — «Крещение и венчание князя Владимира в Херсонесе-Корсуни и их значение в истории Руси-России», «Корсунский цикл в росписи Архангельского собора», «Корсунские запрестольные кресты из Успенского собора Московского Кремля», «Севастопольская Казанская икона Богоматери: русская воинская святыня возвратилась в Севастополь» и другие. По завершении секционной работы для участников конференции будут организованы экскурсии по выставке «Карта России. Вехи истории», музеям-соборам и Государственной Оружейной палате. Почетный председатель секции — митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий . В работе также примут участие заместитель генерального директора Музеев Московского Кремля по научной работе, доктор искусствоведения А.Л. Баталов, епископ Дмитровский Феофилакт, сотрудник Межобластного научно-реставрационного художественного управления В.Д. Сарабьянов, сотрудник Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника Н.А. Кокорина, сотрудник Музеев Московского Кремля, кандидат искусствоведения Л.А. Щенникова и другие. Вход на территорию Кремля для участия в конференции осуществляется по специальным билетам, обращаться sbeljaev13@yandex.ru . Синодальный отдел религиозного образования и катехизации /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3950955.ht...

Время проведения: 1 и 2 февраля, 11.00. Место проведения: Патриаршие палаты Московского Кремля (Мироваренная палата), (вход через Троицкие ворота). Проезд: м. «Библиотека им. Ленина», «Арбатская», «Боровицкая». 1 февраля вход по приглашениям на открытие и пленарные заседания Рождественских чтений, 2 февраля – по специальным приглашениям, которые можно получить у руководителя секции или на открытии Чтений или на заседании секции 1 февраля 1 февраля 1. Левыкин Алексей Константинович, научный руководитель Музеев Московского Кремля, к. ист. н. Приветственное слово. 2. Джорджевич Зоран, д. ист. н.; Антанасиевич Ирина, д. филол. н. (Ниш, Югославия). «Раннехристианские и византийские памятники Ниша и его округи (древний Нисс) – города, в котором родился император Константин Великий». 3. Абеланцева Ольга Алексеевна, Институт истории РАН, к. ист. н. (Санкт-Петербург); Беляев Сергей Алексеевич, Институт всеобщей истории РАН, к. ист. н. «Автокефалия Русской Церкви по материалам посланий русских митрополитов Киприана, Фотия и Ионы по изображениям на саккосах Митрополита Фотия». 4. Беляев Сергей Алексеевич, Институт всеобщей истории РАН, к. ист. н. «Украшения Большого саккоса Митрополита Фотия и их истоки». Экскурсия по Государственной Оружейной палате. 5. Стрелигова Ирина Анатольевна, Музеи Московского Кремля. «Византийские иконы-камеи в коллекции Музеев Московского Кремля». 6. Михайлова Алла Юрьевна, Музеи Московского Кремля. «Напрестольный крест из Богоявленского собора города Богородска». 7. Исаева Елена Викторовна, Музеи Московского Кремля. «Годуновская Псалтирь 1591 года. К истории создания и бытования памятника». 2 февраля 1. Качалова Ирина Яковлевна, Музеи Московского Кремля. «История пребывания Ризы Господней в Успенском соборе Московского Кремля в XVII-XX веке». 2. Саенкова Елена Михайловна. «Восточнохристианские святыни в чинопоследовании литургии Успенского собора: Малый вход». 3. Щенникова Людмила Александровна, ст. н. с. Музеев Московского Кремля, кандидат искусствоведения. «Почитание чудотворной иконы Богоматери “Успение” и “Умиление Владимирская” в Псково-Печерском монастыре и городе Пскове. К истории прославления святынь Московского Кремля в литературной и изобразительной традиции локальных духовных центров».

http://pravoslavie.ru/425.html

В XVI - нач. XVII в. П. создавались преимущественно иностранными мастерами, позднее - в основном иконописцами Оружейной палаты Московского Кремля (в т. ч. приглашенными), к-рые иногда писали их «с живства» (т. е. с натуры). В качестве «живописного дела мастеров» числились приезжие художники Иоанн Детерс (Детерсон) (состоял на службе в Оружейной палате в 1643-1655), Станислав Лопуцкий (в 1656-1667), Даниил Вухтерс (в 1667), Богдан (Иван) Салтанов, Иван Валтырь и др. Их ученики, напр. И. А. Безмин и Д. Е. Золотарёв, тоже именовались живописцами, а не иконописцами. В 1683 г. внутри Оружейной палаты была выделена особая живописная палата, в которой работали В. Познанский, К. М. Умбрановский, М. И. Чоглоков, Л. К. Смольянинов, Г. Н. Адольский и др. В документах архива Оружейной палаты сохранилось много упоминаний о подобных работах. Так, в 1670 г. С. Ф. Ушаков исполнил патриарху Александрийскому Паисию «персону» государя. В 1685 г. царским указом ему было поручено написать «на деревянной дске персону блаженной памяти великого государя и великого князя Феодора Алексеевича всеа великия и малыя и белыя России самодержца, по мере возраста его, и поставить в соборной церкви Архистратига Божия Михаила, у гроба великого государя»; впосл. этот заказ был передан Салтанову ( Новицкий. 1909. С. 390-392). В 1678 г. Салтанов создал «персону» царя Алексея Михайловича «во успении». В 1694 г. Чоглоков выполнил образ царицы Наталии Кирилловны «на полотне... живописным письмом» сразу после ее кончины. С «живства» писал П. при царе Алексее Михайловиче иконописец Ф. Ю. Репьев. «Парсуны» и «персоны» царей Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича (одна из них написана «по преставлении»), митр. Киевского Петра (Могилы) значатся в описи Оружейной палаты 1687 г. ( Викторов А. Е. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов. М., 1883. Вып. 2: 1613-1725 гг. С. 386). Неск. П. (на досках и холстах) царей Иоанна IV Васильевича Грозного, Феодора Иоанновича, Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича, Феодора Алексеевича, патриархов Никона и Иоакима, польского короля и др. указаны в описи имущества кн. Василия Голицына и его сына Алексея (Там же. С. 393-394).

http://pravenc.ru/text/2579059.html

От первоначального убранства Троицкого собора сохранились три металлические двустворчатые двери, украшающие порталы центрального храма - вклад Д.И. Годунова. Двери были повреждены при взрыве, но впоследствии восстановлены, хотя положение пластин перепутано. Двери обиты медными листами с изображением пророческих и евангельских сюжетов, отдельные композиции обрамлены орнаментными валиками. Многие из вкладных Годуновских икон хранятся в фондах Костромского музея-заповедника, куда они поступили из ризницы Ипатьевского монастыря, некоторые из них можно встретить в московских музеях : Третьяковской галерее, Историческом музее, Оружейной палате Московского Кремля и других музейных хранилищах. Д.И. Годунов заказывал много рукописей. Несколько весьма ценных рукописных книг он передал Ипатьевскому монастырю, в храмы Московского Кремля и церкви других городов и монастырей. Рукописи украшались миниатюрами, одевались в богатые серебрянные и позолоченные оклады, большинство из них изготовлялось в царских мастерских. Из Ипатьевского монастыря происходит лицевое, то есть снабженное иллюстрациями, Евангелие 1605 года, хранящееся в Оружейной палате Московского Кремля. Оно написано превосходным полууставом и украшено голубыми с золотом заставками и многочисленными миниатюрами. Среди них - сложная композиция " Родословное древо Иисуса Христа " , включающая библейских " предков Христа " в медальонах и " Рождество Христово " . Вкладные иконы и лицевые рукописи Годуновых в Ипатьевском монастыре и в других храмах и монастырях образуют группу памятников живописи, отмеченную определенным единством стиля. Содержание произведений живописи говорит о широком охвате самой разнообразной тематики и иконографии, причем традиционные, канонические образы соседствуют с изображениями, свидетельствующими о поисках новых средств путем обращения к разным источникам, будь это византийские или западные произведения живописи или же впечатления живой натуры. В композициях нередки многофигурные сцены с попыткой дать толпу людей в виде компактной многоголовой группы, одна композиция часто содержит несколько эпизодов. Красочная гамма строится на сочетании плотных охряных, киноварно-красных и густых зеленовато-синих тонов, в живописи заметно ощущается желание передать материальность предметов, хотя в этом направлении делаются лишь первые шаги. Фигуры представлены в разнообразных позах и быстрых движениях, излюбленный тип лица - с острым носиком и маленькими зоркими глазами.

http://sobory.ru/article/?object=00151

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКИТИН Христос Пантократор. Роспись купола Троицкого собора Данилова мон-ря. 1662, 1668 гг. Артель Гурия Никитина Христос Пантократор. Роспись купола Троицкого собора Данилова мон-ря. 1662, 1668 гг. Артель Гурия Никитина Гурий Кинешемцев († 1691), выдающийся костромской иконописец, давший новое стилистическое направление монументальной живописи 2-й пол. XVII в. Состоял на службе в Оружейной палате в качестве городового мастера 1-й статьи. Наряду с Симоном Ушаковым является значительной фигурой для рус. художественной культуры XVII в. Н. не был потомственным иконописцем - происходил из торгово-ремесленной среды, с которой был связан на протяжении всей жизни. Отец (ум. во время эпидемии чумы 1653-1654 гг.) - выходец из Кинешмы Никита Григорьев; по отцу художник носил прозвище Кинешемцев. Н. владел в Костроме неск. торговыми лавками, унаследованными от братьев. Иконописанию учился в Костроме предположительно у ведущего костромского художника сер. XVII в. Василия Ильина Запокровского. В документах Оружейной палаты впервые упоминается под 10 сент. 1659 г., когда получил аттестацию иконописца 1-й статьи, следов., должен был принимать участие в работах по заказам Оружейной палаты в составе артели костромских мастеров с нач. 50-х гг. XVII в. Вызывался в Москву для росписей Архангельского собора Московского Кремля в 1660 г. и в дальнейшем, вплоть до 1678 г., постоянно ездил в столицу в связи с работами различного характера (писал иконы для иконостаса дворцовой ц. св. Евдокии в 1664, деисусные и праздничные иконы, а также расписывал стены в дворцовой ц. Спаса Нерукотворного в 1676, принимал участие в иконописных работах в ц. свт. Григория Неокесарийского в 1668 и др.). В отличие от мн. др. костромских иконописцев того времени он не был переведен на постоянное жительство в Москву, по-видимому в связи с отсутствием семьи. Иногда работы по заказу Оружейной палаты Н. выполнял в Костроме (писал иконы для Антиохийского патриарха Макария в 1668).

http://pravenc.ru/text/2565430.html

Ипатьевский монастырь — характерный образец крепостной архитектуры Древней Руси XVI в. Каменная ограда монастыря, неприступная извне, с внутренней стороны имела важные преимущества для организации обороны. Главное боевое значение имели башни (стрельницы), где устанавливались крупные орудия. Для хранения пороха предназначалась специальная Пороховая (северо-восточная) башня. В Водяной башне был потайной выход к реке Костроме, что обеспечивало бесперебойное снабжение водой во время осады. Стены и башни с внутренней стороны связаны широким переходом — галереей боевого хода. Так монастырь стал крепостью на подступах к городу на старой Ярославской дороге. Дмитрий Годунов внёс огромный вклад в монастырскую ризницу и библиотеку. Многие из вкладных Годуновских икон хранятся в фондах Костромского музея-заповедника, куда они поступили из ризницы Ипатьевского монастыря, некоторые из них можно встретить в московских музеях: Третьяковской галерее, Историческом музее, Оружейной палате Московского Кремля и других музейных хранилищах. Д.И. Годунов заказывал много рукописей. Несколько весьма ценных рукописных книг он передал Ипатьевскому монастырю, в храмы Московского Кремля и церкви других го родов и монастырей. Рукописи украшались миниатюрами, одевались в богатые серебряные и позолоченные оклады, большинство из них изготовлялось в царских мастерских. Из Ипатьевского монастыря происходит лицевое, то есть снабженное иллюстрациями, Евангелие 1605 г., хранящееся в Оружейной палате Московского Кремля. Оно на писано превосходным полууставом и украшено голубыми с золотом заставками и многочисленными миниатюрами. Среди них — сложная композиция «Родословное древо Иисуса Христа», включающая библейских «предков Христа» в медальонах и «Рождество Христово». Годуновы жертвовали в Ипатьевский монастырь ценные сосуды из серебра, украшенные чеканкой или гравированными изображениями и орнаментом: водосвятные чаши, панихидные блюда. Предметы церковной утвари: массивный потир, дискос, копие и лжица — сделаны из золота и украшены чеканными изображениями. На одном из потиров есть надпись: «Лета 7107 (1599) при царе и великом князе Борисе Федоровиче всея Руси дал сей потир в дом Пречистые и Живоначальные Троицы в Ыпацкой монастырь золотые сосуды патырь, звездицу, три блюдца, лжицу, копейцо. Дал конюшей и боярин Дмитрей Иванович и сын его Владимир по своей душе и по своих родителей в вечный благ».

http://sobory.ru/article/?object=00151

Опись Оружейной палаты 1948 – Опись Государственной Оружейной палаты 1948 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20, оп. 1948 г., д. 41; ч. 1, д. 42; ч. 2, д. 43; ч. 3, Д. 44. Опись Патриаршей ризницы 1876 – Опись Патриаршей ризницы 1631 года//Вестник ОД-РИ, 1874–1876 гг., 1–2. М, 1876. Раздел И. Материалы. С. 1–29. Опись Патриаршей ризницы 1904 – Успенский А И. Патриаршая ризница//Мир искусства 1904. Вып. 10. С. 237–264. Опись Патриаршей ризницы 1910 – Опись Патриаршей ризницы 1720 г./Подготовил Н. Попов. М. 1910. Опись Покровского монастыря 1927 – Опись Покровского женского монастыря в г. Суздале 7101/1597 г.//Георгиевский В. Т. Памятники старинного искусства Суздальского музея. М, 1927. Приложение. С. 1–57. Опись Преображенского собора Соловецкого монастыря 1923 – Опись историко-художественных предметов Преображенского собора бывшего Соловецкого монастыря, взятых на учет отделом музеев НКП представителями отдела музеев Я. Я. Померанцевым, Е. Я. Силиным и П.Д. Варановским 1923 г. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 20,1923 г., д. 11. Опись ризной палаты Соловецкого монастыря 1791 – Опись ризной палаты Соловецкого монастыря 1791 г. – Музеи Московского Кремля, инв. Рук.1424. Опись ризным и церковным вещам Соловецкого монастыря 1828 – Опись ризным и церковным вещам, хранящимся в ризной палате Соловецкого монастыря 1828 г. – Музеи Московского Кремля, инв. Рук-1432. Опись собрания Карабанова 1851 – Опись вещам собрания премьер-майора Павла Федоровича Карабанова. 26 июня 1851 п – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 1, оп. 1, д. 55. Опись Соловецкого монастыря 1570 – Опись строений и имущества Соловецкого монастыря 1570 г. («Книга Отводная игумену Варлааму»), – Архив Санкт-Петербургского института истории РАН, кол. 2, д. 121. Опись Соловецкого монастыря 1582 – Опись строений и имущества Соловецкого монастыря 1582 г. («Книги переписные монастырские игумена Иакова 90 -го году»). – Архив Санкт-Петербургского института истории РАН, кол. 2, д 124. Опись Соловецкого монастыря 1597 – Опись строения и имущества Соловецкого монастыря 1597 г. («Переписные книги игумена Исидора 105-го году»), – Архив Санкт-Петербургского института истории РАН, кол. 2, д. 127.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010