Фронтальное погрудное изображение И. Д. есть на картине И. И. Никитина «Родословное древо русских царей» (1731, ГРМ; Гос. Рус. музей. 1980. С. 216. Кат. 3803; Андросов С. О. Живописец Иван Никитин. СПб., 1998. С. 186. Кат. 23). В композициях с изображением родословного древа и таблиц рус. государей портрет И. Д. также встречается на гравюрах и литографиях XVIII - нач. XX в. (ГИМ, ГЛМ, РГБИ; см. также: Ровинский. Народные картинки. Кн. 2. С. 240). Вел. кн. Иоанн Данилович. Фрагмент миниатюры из Синодика Новоиерусалимского мон-ря. 1676–1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 56) Вел. кн. Иоанн Данилович. Фрагмент миниатюры из Синодика Новоиерусалимского мон-ря. 1676–1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 56) Получили распространение декоративные костяные пластины холмогорской работы с изображением «Родословного древа русских князей и царей»: 1772-1774 гг. (мастерская О. Х. Дудина, ГИМ; см.: Гос. Ист. музей. 2006. С. 401. Кат. 22), 1774 г. (Я. И. Шубный, ГИМ), кон. XVIII в. (Егорьевский ист.-худож. музей), известна резная костяная кружка Дудина 70-х гг. XVIII в. (ГЭ; Щукина. 2000. С. 101; Рязанцев. 2003. С. 470). Образ И. Д. неоднократно воплощался в скульптуре, напр. в серии портретных медалей рус. князей и царей 1768-1772 гг. (работа Т. Иванова), барельефов 1774-1775 гг. Ф. И. Шубина, созданных для интерьера Чесменского дворца в С.-Петербурге (с 1831 находятся в Оружейной палате Московского Кремля, их копии - в Петровском дворце и здании Сената в Кремле), в составе 2 серий бюстов российских вел. князей и царей, выполненных на с.-петербургской фабрике Ф. Ю. Шопена (1849, 60-70-е гг. XIX в.; Гончарова Л. Н. Русская художественная бронза XIX в. М., 2001. С. 84-85). Существует серия рельефных инталий на зеленой сибир. яшме с изображениями рус. правителей, созданная по заказу Я. В. Брюса нюрнбергским мастером И. К. Доршем (ок. 1723, ГЭ; Рязанцев. 2003. С. 97, 104-105). Согласно «Запискам» Я. Штелина, по представлению А. А. Нартова на основе серии Дорша в 70-х гг. XVIII в. были созданы медали, на лицевой стороне к-рых размещались портреты правителей в окружении легенды с именем и титулом, на обороте - краткая надпись, характеризующая события жизни и правления изображенного персонажа. Порядок перечисления князей и царей, их жизнеописания и даты взяты из «Краткого российского летописца» М. В. Ломоносова 1760 г. Внизу проставлен номер медали в серии; И. Д. изображен на медали 35 (резчик И. Б. Гасс; Щукина. 2000. С. 40, 63-64. Прил. С. 256). Коллекция факсимильных копий «ломоносовских» медалей была выпущена в 2002 г. (НПО «Геральдика»), в ней изображение И. Д. находится под 56.

http://pravenc.ru/text/469776.html

Сб. 23. М., 1982, с. 328, 329. Прим. 16. Прориси миниатюр с изображением, как спускают Митрополита Макария с кремлевской стены см. Шмидт С. О. Первое упоминание об Оружейной палате в миниатюре Царственной книги//Государственные Музеи Московского Кремля. Материалы и исследования. Вып. 2. М., 1976, с. 14–16. 756 Видимо, при переписывании листы оригинала были перепутаны, или по какой другой причине, но продолжение этого текста находится в середине л. 323. 757 Спасский Ф. Г. Священное Предание в богослужебных книгах//Богословская мысль. Труды Православного богословского института в Париже. Париж, 1942. С. 133–134. 759 См. Священник П. Веретенников. Московские Соборы 1547 и 1549 годов//ЖМП. 1979. 12, с. 76, прим. 39. 762 Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество (по современным Минеям). Париж, 1951. С. 199; Минея Январь. Изд. Московской Патриархии, 1983. Ч. 1. С. 393–406. 763 Архимандрит Макарий. Подвижничество Всероссийского Митрополита Макария (Заметки в связи с семантикой имени)//Макариевские чтения: Вехи русской истории в памятниках культуры. Материалы V Российской научной конференции, посвященной памяти святителя Макария (11–13 июня 1997 года). Вып. 5. Можайск, 1998, с. 43–44. 764 2-й тропарь 4-й песни канона на утрени//Служба святителю Гурию, первому архиепископу Казанскому. М., 1872, л. 9 об.; Минея Декабрь. М., 2002. Ч. 1, с. 180. 766 1-я стихира на литии//Минея Ноябрь. Изд. Московской Патриархии. 1980. Ч. 1, с. 162. Аналогичным образом говорится и в Акафисте святителю Герману о его назначении в Казань; царь «избра тя Собором Церкве в сослужебника святителю Гурию» (3-й икос//Акафисты русским святым. А–Г. СПб., 1995, с. 581). 767 «Священства благодать прием на земли, отче преподобие, в Скинии Небесной ныне священнодействуеши и со дерзновением молиши Триединаго Бога о Церкви святей и обители твоей, почитающей верно святую память твою» (3-й гропарь 6-й песни канона на утрени//Служба со акафистом святому преподобному Адриану, игумену Пошехонскому чудотворцу. М., 1912, л. 11). 768 6-й икос//Там же. Л. 18–18 об.; Акафисты русским святым. А–Г. С. 105. К сожалению, неизвестно, кто является автором данного Акафиста. Известные нам исследователи ничего об этом не говорят (См. Попов А. Православные акафисты за Синодальный период русского песнотворчества//Православный собеседник. Казань, 1902. Ч. 1, с. 33–64, 241–266, 317–337, 474–27, 611–639, 753–779; Ч. 2, с. 148–196; 277–324; 437–478; 585–638; 741–790; 1903. Ч. 1, с. 555–596; Ч. 2, с. 93–176; 337–346; 501–536; 682–696; Протоиерей А. Зноско. Акафистное творчество Русской Православной Церкви//Церковный вестник. Варшава, 1971. 12, с. 4–13; 1972. 1, с. 12–21; 12, с. 5–9; 5, с. 4–10; 9, с. 14–22).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Тулья наконечника покрыта прорезным накладным серебром, представляющим растительный узор. Наконечник имеет типичные для рогатин размеры: длина 51 см, ширина пера 6 см, диаметр втулки 4 см. [xx] . Граненая тулья этой рогатины украшена растительно-абстрактным орнаментом по всей поверхности. Элементами орнамента являются сердцевидные завитки, которые составляют раппорт. Два крупных сердцевидных завитка, ориентированных в направлении противоположном завиткам раппорта и осложненные дополнительными растительными элементами, расположены на переходе к перу рогатины. Очевидно, декор рогатины является примером русской переработки византийских растительно-завитковых орнаментов, поскольку имеет аналогии в обширном комплексе произведений прикладного искусства X- XIII веков [xxi] . Стоит добавить, что этот стиль очень близок к растительно-геометрическому орнаменту европейского и русского оружия X-XI веков, наиболее известными примерами которого являются «сабля Карла Великого» [xxii] и знаменитый меч, найденный в Карабчиеве около г. Каменец-Подольский. По конструктивным особенностям меч датируется первой половиной XI в. Декор его рукояти состоит из вариаций крина или его половины, образующих или пышное древо с ветвями, расходящимися симметрично от центрального ствола, или вьющийся побег-лозу [xxiii] . Более абстрагированной версией растительного орнаментального стиля А.М. Жилин [xxiv] считает завитковые элементы декора боковых граней на тулье знаменитой рогатины Великого князя Тверского (1425-1461 гг.) Бориса Александровича. Эта подписная рогатина, хранящаяся в Оружейной палате московского Кремля, является Уникальным образцом русского декорированного оружия. На её обтянутой позолоченным серебром тулье помимо растительного декора выполнены резные изображения людей животных и птицы, вероятно объединенные одним сюжетом. Смысл этого сюжета пока не имеет общепризнанного толкования - он связан либо с христианскими мотивами, либо с событиями из истории. Надпись «РОГАТИНА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ БОРИСА АЛЕКСАНДРОВИЧА» на основании тульи и все изображения ориентированы верхом в направлении, противоположном от острия копья.

http://ruskline.ru/analitika/2015/01/19/...

При раке А. в Чудовом мон-ре хранились принадлежавшие ему, по преданию, облачения (саккос, епитрахиль и подризник) и посох. К выносному образу А. в Чудовом мон-ре был привешен золотой перстень - по преданию, подарок исцеленной ханши Тайдулы. В 1722 г., будучи в Москве, имп. Петр I Алексеевич распорядился снять его и передать в Синодальную ризницу (ПСПиР. СПб., 1872. Т. 2. 1722 г. 509. С. 156), где позднее он был заменен медным и исчез. В Оружейной палате хранится др. медный перстень с печаткой из прозрачного камня или стекла с изображением животного, к-рый, по описям Патриаршей ризницы XVII-XVIII вв., значится как дар А. хана Джанибека ( Орешников. С. 171-186), однако, несмотря на несомненную древность изделия, его материал в сочетании с саном дарителя и одаренного вызывает сомнение в достоверности предания. До 1722 г. в Чудовом мон-ре богомольцам продавался «чудотворцев мед», служивший целительным средством от болезней и от порчи ( Лавров А. С . Колдовство и религия в России, 1700-1740 гг. М., 2000. С. 414-415). 28 февр. 1722 г. был издан имп. указ, вскоре напечатанный, запрещавший эту продажу (ПСПиР. СПб., 1872. Т. 2. 1722 г. 445. С. 90). После уничтожения в 1929 г. всего комплекса построек Чудова мон-ря мощи А. находились в музеях Московского Кремля. В 1947 г. по просьбе Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского) они были переданы РПЦ и помещены в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове , где находятся до наст. времени. Жития А. разных редакций и службы ему сохранились в огромном числе списков XV-XIX вв., с трудом поддающихся учету (наиболее полные, хотя и не исчерпывающие сведения об их рукописной традиции содержит картотека Н. К. Никольского в БАН), и в изданиях начиная с XVII в. Древнейшим житийным текстом, посвященным А., является летописная повесть «О Алексее митрополите». Текст повести изобилует хронологическими выкладками, относящимися к разным периодам жизни А., не во всем, однако, достоверными и не согласующимися с упомянутыми в том же тексте историческими реалиями.

http://pravenc.ru/text/81755.html

Однако от этого периода, как ни от одного из предшествующих, сохранилось (в разных странах) множество украшенных шитьем тканей. Малый саккос Фотия. XIV–XV вв. Так, к 1322 году относится великолепный саккос русского митрополита Петра, выполненный из атласа и украшенный вышивкой строгого геометрического рисунка. Серединой XIV столетия датируется малый саккос русского митрополита Фотия, находящийся сейчас в Оружейной палате Московского Кремля. Малый саккос из атласа, вышитый серебром и золотом, а также разноцветными шелками, был прислан из Константинополя в Москву в середине XIV столетия. На нем изображены такие сцены, как «Распятие», «Сошествие во ад», а на обратной стороне – «Преображение» и «Вознесение». На боковых частях саккоса в многолопастных арках представлены фигуры святых в рост. По бокам в виде орнамента расположена арабская надпись с изречением из Корана, воспринимаемая как декоративный элемент. В целом развитие искусства при Палеологах совершалось в сторону усиления живописного начала, в направлении более точного воспроизведения действительности и расширения сфер этого воспроизведения. Это был процесс сложный, часто неровный, но органический и закономерный. Расцвет византийского искусства был внезапно прерван разгромом Константинополя в 1453 году, а затем и захватом всей империи турками. Но удивительное и знаменательное явление – византийское искусство не прекратило своего существования с падением империи. В трудных условиях порабощенной страны оно продолжало существовать, и основной его чертой стала традиционность, приверженность образцам и формам, возникшим в период независимости и расцвета Византии. Центры создания художественных произведений переместились. Живописцы и строители после 1453 года стали покидать Константинополь. Они уезжали в другие страны, но, конечно, большинство из них стремилось остаться где-нибудь поближе к своей родине. Центрами византийского искусства, когда Византии уже не существовало, стали острова Крит и в меньшей степени Кипр, но прежде всего та часть Халкидикского полуострова, на которой расположен Афон.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/iskusstv...

Белгород наравне с Орлом называют «городом первого салюта». В 1943 году именно в честь освобождения этих городов в Москве прогремел первый за время войны праздничный салют. На территории Белгородской области шли одни из самых ожесточенных боев Великой Отечественной войны, здесь, к югу от Курска, проходила знаменитая «Курская огненная дуга». Деревня Прохоровка, в районе которой произошло крупнейшее танковое сражение в истории, расположена всего в 50 километрах от Белгорода. В память об этой битве в областном центре была открыта историческая панорама. О том, как тяжело пришлось белгородчине в годы войны, можно судить по цифрам статистики. Если в 1941 году в Белгороде жило 34 тысячи человек, то через два года освободителей встречали всего 150 человек. Кто-то был эвакуирован, кто-то оказался в плену, но большинство погибли. В Белгородской области родились : актер Михаил Щепкин, выдающийся инженер Владимир Шухов, философ Николай Страхов, гимнастка Светлана Хоркина. На гербе Белгорода изображены лев, лежащий на зеленой земле, и орел. Это гербовое изображение город получил в 1712 году, а впервые герб появился на знамени, изготовленном для Белгородского полка в Оружейной палате московского Кремля. Крупнейшие учебные заведения города — это Белгородский государственный университет и Белгородский государственный технологический университет имени Шухова (на фото — памятник этому великому инженеру), по номенклатуре специальностей, составу факультетов, кафедр и лабораторий являющийся единственным вузом такого профиля на всем европейском образовательном пространстве. Долгое время экономику Белгорода определяли мелкие полукустарные предприятия и торговые заведения. Ситуация изменилась лишь с началом строительства железных дорог. Направления на Сумы и Харьков сделали город важным железнодорожным узлом. Позднее, уже в советские годы, началось развитие областной промышленности. Сегодня основу экономики белгородчины составляют горно–металлургический и агропромышленный комплексы. Кроме того, в области развито машиностроение, химическая, перерабатывающая и легкая промышленности, а также производство стройматериалов.

http://foma.ru/belgorodskaya-oblast-tolk...

В общей сложности в мастерских Фаберже работало до пяти сотен человек, создававших вручную примерно 10 тысяч ювелирных изделий в год. Питер Карл Фаберже родился в 1846 году в Санкт-Петербурге и пошел по стопам своего отца-ювелира, происходившего из гугенотов - преследуемых протестантов Франции. В двадцать один год Карл уже работал в музее Эрмитажа, реставрируя предметы антиквариата и занимаясь оценкой металлических и ювелирных изделий. Через пять лет он полностью берет на себя дело своего отца и занимается изготовлением ювелирных изделий. В 1885 году Фаберже назначается поставщиком двора Императора Александра III. Многие из предметов коллекции, выставляемой ныне в Эдинбурге, были подарены лично членам Британской Королевской семьи их родственниками из Императорского дома Романовых - Александром III, Марией Феодоровной, Николаем II и Александрой Феодоровной. Единственные коллекции, которые можно сравнить с Британской Королевской коллекцией, принадлежали самим Романовым и насчитывали до тысячи наименований. Они были конфискованы и разделены после революции 1917 года. В то время восемь из пятидесяти Пасхальных яиц, выполненных Фаберже, исчезли навсегда. Несколько из них были повреждены или были потеряны " сюрпризы " , хранящиеся внутри. Четырнадцать яиц были проданы в 1930 и 1933 году " Антиквариатом " - орган советского правительства, учрежденный в 1921 году для продажи российских государственных ценностей на Запад. Значительное число предметов из коллекции Романовых сейчас находится в Оружейной палате Московского Кремля, в Государственном Историческом Музее в Москве и Государственном Музее Эрмитаж. Всемирной известности российского ювелирного мастера несомненно помогло родство Императорских домов России, Великобритании и Дании. Особенно ценили работы Фаберже дочери датского короля - Императрица Мария Феодоровна, супруга Александра III, и ее сестра Александра, супруга Британского короля Эдуарда VII. Королевские семьи всегда обменивались подарками на Пасху и Рождество, дни рождения и другие праздники или во время встреч друг с другом - в России, Англии или Дании. Поэтому многие изделия, хранящиеся в Британской Королевской коллекции, непосредственно связаны с людьми, которым эти предметы были особенно дороги и напоминали о каких-то приятных или важных моментах их жизни.

http://pravoslavie.ru/27.html

Описываемый нами терем в западной части Кремля не означен на планах Олеария и Майерберга; впрочем первый говорит, что «в недавнее время построены прекраснейшие палаты каменныя в Италианском вкусе для юнаго Государя». Другие иностранные путешественники по России в XVII веке, вероятно, потому не упоминают о тереме, что он находился внутри Царского двора и был для них недоступным. Это каменное, пятиэтажное здание занимает высокое и казистое место в Кремле. Ярусы его, по мере своего возвышения, уменьшаются в своих размерах, так что верхние ярусы идут уступами. Нижний этаж, древнейший других, относится по своему строению к 1487 году; в нем теперь сараи и кладовые, под коими находятся еще белокаменные выходы, или подвалы. В нем прежде помещалась Мастерская Государева палата, 912 которая была рассадником ремесл и художеств в Московском мире; другие Мастерские палаты, в том числе Серебряная и Оружейная занимали место нынешних Кавалерских корпусов и часть проезжей улицы Александровской. В XVII веке существовали две Мастерские палаты: одна Государева, другая Царицына. Первою заведывал Стряпчий с ключем, а другою Казначея боярыня; при них были особые дьяки. По записным книгам значится Мастерская Государева палата с 1627 по 1709 год, Мастерские палаты Царицы Марьи Ильиничны с 1657 по 1672 год, Царицы Натальи Кириловны с 1672 по 1695 год, Царицы Прасковьи Феодоровны с 1685 по 1701 год, Царицы Агафии Симеоновны с 1682 г. Царевны Наталии Алексеевны и пр. 913 В Государевых и Царицыных палатах хранились Царское платье, шапки и белая казна, т. е. полотна, скатерти, ширинки и убрусы, которые готовились на Хамовном двор в Кадашевой слободе и в Брентов. Мастерской палате подведомы были разные ремесленники и художники, которые были у Государева дела, как-то: мастера станочного, резного, столярного, куячного и сабельного дел, серебряных и золотых дел мастера, часовники, иконописцы и живописцы, посошники, чеботники, заварочники, нашивочники, обшивочники, пестредильники, портные, наплечные мастера и пр. 914

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

ЖМП 8 август 2016 /  10 ноября 2017 г. 10:50 Неизвестные святыни алтаря России ХРАМЫ И ПАМЯТНИКИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ В МОНОГРАФИИ ИСТОРИКА СЕРГЕЯ ДЕВЯТОВА Алтарем России называл Московский Кремль Михаил Лермонтов. Однако с историей главного «алтаря» страны россияне, и даже москвичи, мало знакомы. Разумеется, тому есть и объективные причины: будучи резиденцией главы государства, Кремль не всегда и далеко не весь открыт для публичного осмотра. Большую часть пробелов закрывает книга советника Федеральной службы охраны РФ, заведующего кафедрой истории России XX и XXI веков доктора исторических наук Сергея Девятова «Московский Кремль: памятники и святыни», вышедшая в столичном издательстве «Кучково поле». Богато иллюстрированное издание с более чем полутысячей страниц стало первой постсоветской исторической монографией о Кремле. Ее автор отвечает на вопросы «Журнала Московской Патриархии». — Сергей Викторович, подобный научный труд требует изрядной кропотливой подготовки. Видимо, книга задумывалась не в одночасье? Как вообще вы пришли к мысли написать ее? — Проработав в Кремле несколько десятилетий, я давно обратил внимание на странный, на первый взгляд, факт. При огромной исторической и культурной значимости этого места для нашей страны как научно-популярные, так и научные издания о нем практически отсутствуют. Парадокс этот, впрочем, кажущийся. Практически сразу же после революции, в 1918 году, отсюда были выселены священнослужители, монашествующие Вознесенского и Чудова монастырей, работавшие в Оружейной палате и Большом Кремлевском Дворе (БКД) — парадной резиденции императора — сотрудники Дворцового управления Министерства императорского двора, обслуживавший персонал Малого Николаевского дворца. Затем после переезда большевистского правительства в Москву в Кремль заселились до 2000 человек. При этом Кремль, в том числе и его музеи, был закрыт для посещения, здесь появилась строжайшая пропускная система. В 1930-е годы, после широко известного сфабрикованного «кремлевского» дела, из открытой печати вообще исчезает вся информация о Кремле, его устройстве, постройках, архитектурных и исторических памятниках.

http://e-vestnik.ru/interviews/kreml_dev...

При осмотре тыльной стороны икон нередко приходится встречаться с покраской ее масляными красками. Это делалось в более позднее время с целью предохранения досок от коробления и поражения жучками-точильщиками. Тыльные стороны досок часть имеют специфической коричневатый или черноватый налет. Предполагают, что это следы специальных обработок досок олифой или чесночным соком (применение последнего для защиты от жучков-точильщиков описано в западно-европейских манускриптах XVII века). Уже в древности было известно (энциклопедические записки римского ученого Плиния, I век), что доски из кипариса, пинии и некоторых других деревьев не поражаются жучками-точильщиками, так как из древесина пропитана кедровым, лавандовым маслами и другими отпугивающими веществами. Со второй половины XVII века в Оружейной палате Московского Кремля некоторые иконки писали на кипарисовых досках, а к липовым иконным доскам с тыльной стороны иногда приклеивали кипарисовые доски. С этого же времени вплоть до начала XX века изготовлялись иконы небольших размеров, написанные на привозных кипарисовых досках. Со второй половины XIX века в России появляются иконы на кипарисовых досках, вывезенные из монастырей Афона (Греция). Судить о времени написания икон можно по особенностям ковчега и полей. Например, поля икон XI-XII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. С XIII века поля делали более узкими. Начиная с XVI века иконные доски иногда делали без ковчегов. С XIV по XVI век доски под иконы со средником, окруженным клеймами (сценами) жития, изготовляли с двойным ковчегом. Во внутреннем углублении размещали главное изображение иконы; на окружающей его более высокий плоскости писали сцены жития или избранных святых, а на полях также иногда помещали избранных святых и посвященные им тексты. В XVI веке ковчег обычно был неглубоким и лузга плавно переходила в углубление ковчега. В XVII веке переход между полем и лузгой вновь становится более резким. В XVIII-XX веках существовали все перечисленные виды обработки лицевой стороны доски. Их выбор зависел от вкусов заказчиков. Паволока

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-se...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010