Уникальный иконостас найден в музейных запасниках – его изготовили по поручению Петра I 8 июня, 2018. Новостная служба «Это целый срез эпохи в именах иконописцев» 8 июня. ПРАВМИР. В запасниках Московского музея-заповедника «Коломенское» обнаружен 300-летний монументальный резной иконостас Высоко-Петровского монастыря, считавшийся утерянным. Считалось, что он был уничтожен при закрытии обители советской властью, пишет ТАСС . Элементы шестиярусного иконостаса были перевезены в конце 1930-х годов в Коломенское. Они хранились без описи и без соблюдения должных условий, но зато уцелели. Ученые обнаружили резные колонны, панели двух рядов, отдельные элементы и почти все иконы. «Перед музеем стоит непростая задача реставрации икон и оставшихся резных элементов. Ряд икон в очень плачевном состоянии», – рассказал наместник монастыря игумен Петр (Еремеев). Иконостас был выполнен по поручению царя Петра I. Его установили в соборе обители в 1690 году. Иконы для иконостала написаны мастерами Оружейной палаты. «Это целый срез эпохи в именах иконописцев. Примечательно, что стиль икон разнится. Вообще это самостоятельный богатый экспозиционный зал, не меньше», – считает священнослужитель. Высоко-Петровский монастырь основан в 1315 году святителем Петром, митрополитом Киевским, Владимирским и всея Руси. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 23 мая, 2023 8 июня, 2022 20 февраля, 2006 12 августа, 2009 29 июля, 2011 11 октября, 2023 22 сентября, 2023 26 мая, 2023 24 мая, 2023 23 мая, 2023 8 июня, 2022 20 февраля, 2006 12 августа, 2009 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/unikalnyiy-ikonostas-n...

Яблоко царского чина – золотой шар, украшенный драгоценными камнями и увенчанный крестом; иначе называется яблоком владомым, яблоко державным, яблоком вседержавным или великодержавным и просто яблоком, также державою Российского царствия. Вместе с скипетром яблоко служит «видимым образом самодержавия, даннаго государю от Вышняго над людьми, к управлению их и ко устроению всякаго желаемаго им благополоучия» 1077 . О торжественном вручении яблока царю при венчании на царство упоминается в первый раз при венчании на царство Василия Иоанновича Шуйского (1 июня 1606 г.) 1078 . В чине венчания Михаила Федоровича на Всероссийское царство (11 июля 1613 г.) сказано, что при перенесении царского сана из Казенного двора в Золотую подписную палату, а оттуда в Успенский собор «скифетр нес боярин Дмитрей Михайлович Пожарский, яблоко царскаго чину казначей Микифор Васильевичь Трананиотов, блюдо нес диак Сыдавной Васильев, стоянец (для яблока) нес диак же Олексей Шапилов» 1079 . При самом венчании, по возложении на царя животворящего креста, святых барм и царского венца, митрополит подал «царю и великому князю скифетр в правую руку, а яблоко в левую руку» 1080 . – Впрочем и до царя Василия Иоанновича, при торжественных приемах послов употреблялось яблоко, как принадлежность царского чина: 22 мая 1597 года, при представлении царю Федору Иоанновичу знатного посла Австрийского, «государь был в большой в Грановитой в подписной полате …, у государя стоял Борис Федорович Годунов, а держал царского чину яблоко золотое» 1081 . Из Выходных книг видно, что и впоследствии, когда государь в царском наряде Большой казны торжественно принимал послов и некоторых других лиц (напр. Сибирского царя, Кызылбашских купчин), на переднем окне палаты, где происходил прием, по левую руку государя, обыкновенно ставился стоянец, а на нем яблоко 1082 . – Хранящиеся в Московской Оружейной Палате: яблоко великодержавное старинное, яблоко великодержавное Греческого дела и малая золотая держава изображены и подробно описаны в Древностях Российского Государства 1083 . Яблочки

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События Путешествие во времени В декабре наши семиклассники совершили путешествие во времени.  Помогла нам в этом Алиса - экскурсовод Оружейной палаты Московского Кремля. Наше знакомство с музеем началось с зала «Драгоценные ткани, лицевое и орнаментальное шитье XIV-XVIII веков. Светский костюм в России XVI - начала XX века». Нам, православным людям, это особенно интересно, потому что именно здесь можно увидеть коллекцию церковных облачений русских митрополитов и патриархов. Здесь же в витринах платья (так называли раньше и мужскую и женскую одежду) из парадной светской одежды и коронационного костюма. Коллекция тканей и одежд, хранящаяся в Оружейной палате, является ценностью мирового значения. До 1917 г. большая часть этих сокровищ находилась в Патриаршей ризнице, в ризницах соборов Московского Кремля и в многочисленных церквях. Многие экспонаты связаны с какими-либо историческими событиями или известными деятелями своего времени. Наиболее древние из одежд, имеющихся в Оружейной палате, относятся к XIV-XV вв. и принадлежали первым московским митрополитам. Они сшиты из очень дорогой для того времени ткани - византийского атласа и, тем не менее, носят названия саккосов. Здесь есть небольшой нонсенс с точки зрения лексического значения слова: слово «саккос» в переводе означает «власяница», т. е. простая, скромная одежда. Это название сохраня­лось за церковными одеждами в XVI-XVII вв., несмотря на то, что в это время они богато украшались жемчугом и драгоценными камнями. Облачения русского духовенства и произведения художественного шитья произвели на ребят большое впечатление. Особенно запомнился саккос Патриарха Никона. Он очень тяжелый - весит 24 килограмма. Объясняется это тем, что и сама ткань тяжелая и, кроме того, на нее нашиты драгоценности. В этом же зале мы увидели коронационные платья царственных особ. Девочки не могли отвести восхищенных взглядов от этих платьев. Поражает все - и красота тканей, и изысканность украшений, и тоненькие талии... Здесь мы узнали, что женское платье XVIII в. имело лиф с глубоким открытым вырезом и широкую длинную юбку с прикрепленным сзади шлейфом. Длина шлейфа зависела от того, какое общественное положение занимала его владелица: чем знатнее она была, тем длиннее был шлейф ее платья. Самый длинный шлейф " по протоколу " носила императрица.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/605...

Георгий Дмитриевич Филимонов (1828–07.06.1898) Георгий Дмитриевич Филимонов Историк, археолог, собиратель русских древностей, основатель «Общества любителей древнерусского искусства». Биография Родился в 1828 году (в «Некрологе» — 1829) в семье полтавского помещика. Воспитывался в Московском дворянском институте, после чего окончил историко-филологический факультет Московского университета (около «Еще будучи юношей Г. Д. Филимонов стал интересоваться русскими древностями и проводил свободное время в осмотре кремлевских соборов, ризниц, Оружейной палаты, частных собраний древностей». В 1849 году издал свою первую археологическую работу: «Описание памятников древности церковного и гражданского быта Русского музея П. Коробанова» (М.: Унив. тип., 1849. — 28 с., 60 л. ил.), показав себя хорошим для того времени знатоком иконописи. В 1850 году в «Архиве Калачева» (кн. 1) Филимонов напечатал статью: «О древней в России портретной живописи». С 1849 года в течение пяти лет он работал библиотекарем в Харьковском университете. Затем вернулся в Москву. В 1856 году Г. Д. Филимонов был прикомандирован к московской Оружейной палате для объяснения её коллекций съехавшимся в Москву, по случаю коронационных празднеств, иностранцам; в 1858 году стал заведующим архивом и канцелярией Палаты. В 1859 году появилось его исследование «Церковь Св. Николая Чудотворца на Липне, близ Новгорода: Вопрос о первоначальной форме иконостасов в русских церквах», в которой он заявил о тесной связи археологии с современным искусством, которое без её посредства может только стремиться к восстановлению древнего стиля (например в церковных постройках), а на самом деле будет искажать его. Сразу после этого в 1-й книге «Летописей» Н. С. Тихонравова он поместил небольшую статью «Дополнительные сведения об истории Остромирова Евангелия», в которой на основании собственного открытия, разъяснил, откуда и когда этот драгоценный памятник попал в Петербург. Затем он исследовал оклад Мстиславова Евангелия и исторические данные о нём, уделив внимание финифтевым миниатюрам (Оклад Мстиславова евангелия: Разбор древнейших финифтей в России).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Filimo...

Иконописец. Художник: А.А. Турлыгин Иконописец Михей Сергеев по прозвищу Тонконог пил горькую. Он сидел, запершись в своей келейке, где уже несколько дней нетронутыми пылились кисти и сохли в скляницах разведенные санкирь и белила, и, опустошая жбаны с горькой полынной настойкой, причитал: «Матерь Божия… Да что ж сие творится на земле… И как теперь писать Твой образ… Срам-то какой… В ковер обернули, аки девку-полонянку, говорят, список с какого-то ларца латынского… Да с какой же поры латиняне нам первообразы присылают?!» Он закрывал лицо руками и плакал, как обиженный ребенок, а потом вновь принимался за жбан с полынной. Михей слыл одним из лучших изографов царской Оружейной палаты. Истовый в вере и искусный в мастерстве, он с детства навык иконописному делу. Как и все, начинал с фонов и горок, затем был допущен к фигурам святых и, наконец, с трепетом написал первый самостоятельный образ – как полагалось исстари, это был Нерукотворный Спас. Икона удалась на славу: очи Христа глядели грозно и милостиво и, казалось, заглядывали в самую душу. С тех пор Михей Тонконог, прозванный так за худощавую, несолидную по тем временам фигуру, стал писать лики святых и Спасителя. Писал и на стене, успевая по сырой штукатурке изобразить фреской иконную композицию, работал и на доске. Мог ли он, с восторженной радостью созерцавший разворачивающийся перед ним творческий путь, с любовью лобызавший написанные им же святые образы и изумлявшийся, как из-под его грешной руки могло выйти это откровение Горнего мира, мог ли он подумать, до какой душевной скорби и падения доведет его этот путь?.. Михей слыл одним из лучших изографов царской Оружейной палаты Все началось, когда в Успенском соборе расстригали и анафематствовали протопопа Аввакума. Казалось, так ли давно он вместе с будущим Патриархом и с молодым Государем Алексеем Михайловичем радел об очищении древнего благочестия, о справе книжной – и вот, «анафема», громогласно возглашаемая соборным диаконом, словно древнему еретику… А народ-то рыдает, а кто-то и неподобное на Царя и Патриарха прямо в храме выкликает! Стрельцы – шасть в толпу, да как понять, кто крикнул! Что на Руси деется?..

http://pravoslavie.ru/148032.html

Сейчас вы похожи на человека, который будет узнавать, что на участке, на котором он всю жизнь выращивал картошку, оказывается, зарыт гигантский клад, больший, чем все сокровища Оружейной палаты. Вы будете обнаруживать, что ваша жизнь без Церкви — огромная потеря. Но эту потерю можно восстановить. Человек был крещен в детстве, но рос вне церковной среды, вне церковной жизни. Он стал взрослым, понял, что ему Церковь необходима. С чего начать свое сознательное движение к Церкви? Рассказывает протоиерей Федор Бородин. Вы были крещены в детстве. Это решение принимали не вы. Это решение принимали за вас. Сейчас вы стоите перед Церковью, и у вас очень много вопросов. Вы хотите в нее войти. Это прекрасно. Господь этому радуется, Он сказал о том, что об одной душе, которая потерялась и нашлась, Он радуется больше, чем о 99, которые никогда не терялись. Протоиерей Феодор Бородин Действительно, на Небе радость, потому что вы решили вернуться на свою Родину, на которой были, может, несколько дней всего в своем дальнем-дальнем детстве. Первое, что хотелось бы вам сказать: Господь знает, почему вы не были в Церкви. Воспитание, отсутствие храмов, отсутствие традиций, никто вас не привел. Господь знает все эти сложности, особенно в нашей стране, где в течение очень многих лет невозможно было ходить в храм. Были целые города, где вообще не было ни одного открытого храма. Господь все это знал. Сейчас вы похожи на человека, который будет узнавать, что на участке, на котором он всю жизнь выращивал картошку, оказывается, зарыт гигантский клад, больший, чем все сокровища Оружейной палаты. Вы будете обнаруживать, что ваша жизнь без Церкви — огромная потеря. То количество лет, которое вы прожили рядом с храмом, не зная, какое это сокровище, — огромная потеря. Но эту потерю можно восстановить. Бог милостив принимать всех, в какое бы время человек ни пришел в Церковь. Что еще вы для себя откроете? Вы откроете то, что в Церкви дается помощь жить по-христиански. Вы возьмете в руку Евангелие, откроете, начнете читать, попытаетесь исполнить, почти ничего не получится. Очень тяжело. Тяжело быть кротким, тяжело быть смиренным, тяжело быть нищим духом, тяжело быть милосердным, сложно и тяжело. А вот когда вы начнете приступать к таинствам, вы увидите, что Господь начнет вам помогать.

http://pravmir.ru/kak-vojti-v-cerkov-pos...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Рейтинг изображения: 6 (120) , (4) . в этом году (за прошлые годы с 2018-12-10) Происхождение изображения: Загружено 2018-12-10, анонимно. Описание: Храм Святителя Николая в Толмачах - это уникальный храм-музей, расположенный в Замоскворечье. В Покровском приделе храма-музея находится икона Богоматери «Благодатное небо». В 1996 году она была подарена наследниками художника и реставратора А. Д. В дарственной было высказано пожелание: «Просим принять от нас в дар… икону «Богоматерь Виленская» с тем, чтобы она находилась в храме Святителя Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской галерее». Приобретена была икона А. Д. Кориным в 1924 году в селе Палех у А. И. Париловой, вдовы палехского иконописца А.П. Парилова, который привез ее в конце XIX века из Костромы. В нижней части, под изображением, сохранилась надпись, из которой следует, что образ написан в 1708 году Кириллом Улановым и Алексеем Квашниным. Кирилл Уланов (уп. происходил из Юрьевца-Повольского или Костромы. Был жалованным иконописцем Оружейной палаты, его работы высоко ценились при царском дворе. Алексей Квашнин (уп. 1700–1726 (?) – костромской изограф, в 1700 году был вызван в Москву и оставлен в Оружейной палате как пригодный к «мелочному» (миниатюрному) В 1701 году он числился здесь учеником, существует предположение, что мастерству его обучал Кирилл Уланов, поскольку впоследствии они работали вместе. Длительное время вкладная икона именовалась «Богоматерь Виленская» по поздней надписи на верхнем поле: ОБРАЗ ПРЕСВЯТЫЯ БОГОРОДИЦЫ ВИЛЕНСКИЯ. Название это не соответствует изображению. Специалисты Третьяковской галереи считают, что правильное наименование – «Благодатное По композиции икона близка другим известным памятникам с одноименным названием: иконе из церкви Распятия Большого Кремлевского дворца, исполненной в 1682 году Василием Познанским, иконе из Пермской государственной художественной галереи 1741 года, клейму на иконе «Распятие и Страсти Господни с изображением 142 чудотворных образов Пресвятой Богородицы» конца XVIII – начала XIX века из Богоявленского (Елоховского) собора в Москве и др.

http://pravicon.com/image-33106

Закрыть itemscope itemtype="" > Этот день в Русской истории Сегодня мы чтим память святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, а также вспоминаем иконописца С.Ф.Ушакова, генерала М.Д.Скобелева и публициста А.С.Шмакова 08.07.2010 243 Время на чтение 6 минут Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Во сне князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Когда князь увидел Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг к другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе. Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак. С этого года, день памяти св. Петра и Февронии отмечается как всероссийский День семьи, любви и верности. Сегодня мы вспоминаем выдающегося русского иконописца и гравера, мастера Оружейной палаты Московского Кремля Симона Федоровича Ушакова, скончавшегося 25 июня 1686 года. Он родился в 1626 г. и, вероятно, происходил из посадских людей. Будучи всего 22 лет от роду, он был принят в царские " жалованные " мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Здесь прямыми его обязанностями было делать эскизы для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, преимущественно для золотых, серебряных и эмалированных изданий, расписывать знамена, сочинять узоры для рукоделий, чертить карты, планы и т.д. Усердно исполняя подобные работы, он писал, кроме того, образа для двора, церквей и частных лиц, при чем приобрел вскоре известность лучшего московского иконописца. С переводом Ушакова на службу из Серебряной палаты в Оружейную, в 1664 г., круг его деятельности расширился, а слава возросла еще более: он стал во главе прочих царских мастеров, образовал целую школу иконописцев, пользовался милостями Царя Алексея Михайловича, исполнял всяческие их поручения по художественной части и до самой своей кончины жил в довольстве и почете.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/07/08/et...

Потешный дворец От древних зданий гражданской архитектуры в Московском Кремле отличается особенностью плана и фасада, так называемый, Потешный дворец, что ныне Комендантский дом, между Троицкими или Курятными и Боровицкими воротами. Прежде на этом месте был малый или задний двор, где в XVI веке находились поварни, медоварни, мыльни, какие-то столбы и малые избушки, принадлежавшие к домашнему обиходу Царского дворца, (1) смежного с бывшим Троицким подворьем, иначе Богоявленским монастырем. До начала XIX столетия, между Потешным дворцом и огромным трехэтажным корпусом Сытного, Кормового и Хлебенного дворцов, был узкий проезд, глухо заросший травою. На месте теперешней Александровской улицы, между Потешным дворцом и Кавалерскими корпусами, находился, через проезд не более 4 сажен шириной, огромный трехэтажный корпус; во втором этаже южного корпуса его помещалась, в 1780 г. Экспедиция Кремлевского строения; к северу от самых отделений Экспедиции, чрез широкие сени, стояла пространная Ольгина палата. К этому зданию вдоль всего корпуса с двух сторон поперечной южной и продольной восточной примыкал каменный широкий переход на арках, и деревянный на каменных столбах; внутри арок были печуры с окнами и дверьми, где помещались мастеровые Оружейной палаты и придворные служители, далее рядом подвалы, погреба и ледники Сытного дворца, коих Котошихин считает более тридцати. От средины ныне существующего Потешного дворца, к южной стороне простираясь до Конюшенного двора двухэтажный корпус, коего второй этаж занимало до 1804 года Архитектурное училище, переведенное с Патриаршего двора из каменного здания. В таком положении был этот задний двор до начала XIX столетия! (2) При постройке Кавалерских корпусов место это очищено и расширенная улица названа Александровскою в честь Императора Александра I. Занимая возвышенное место в Кремле у самых городских стен, это здание более открыто и казисто с фасада, обращенного на запад, нежели с восточной стороны, заслоненной Кавалерскими корпусами. Сколько разные переделки и пристройки ни изменили внешность и внутренность сего величественного и красивого здания, которому следует первенство после Грановитой Палаты и Теремов; но первобытный тип и характер его зодчества еще выказывается в самой основе целого, в частях, в орнаментах и в архитектурных линиях, где опытный глаз зодчего сумеет отличить древнее от нового, подлинное от поддельного и воссоздать целое в первоначальном его виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Саввино-Сторожевский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Саввино-Сторожевский монастырь  — православный монастырь Московской епархии. Основан в конце XIV beka, расположен на горе Сторожи у места впадения речки Сторожки в Москву-реку в двух километрах западнее города Звенигорода Московской области. Некоторые историки утверждают, что царь Алексей Михайлович придал Саввино-Сторожевскому монастырю статус первой в России лавры (по значимости и по счёту), и лишь только затем такой же статус получили Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители. Содержание История [ править править код ] Монастырь основан в 1398 году монахом Саввой, учеником преподобного Сергия Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского князя Юрия Димитриевича. Вначале была выстроена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Её расположили на высокой горе Сторожи, в виду Москвы-реки — основного транспортного пути на запад из Москвы в то время, у устья речки Розвадни, позже названной Сторожкой. Для уединения Савва ископал пещерку, в которой проводил время в молитве. Поначалу площадь обители была небольшой, но со временем число монахов росло, и территория монастыря значительно увеличилась. Князь Юрий Дмитриевич с самого основания Саввино-Сторожевского монастыря опекал его, стремясь превратить в свою придворную обитель. Уже в первые годы своего существования в начале XV в. (1402 г) монастырь получил от звенигородского князя обширные владения в непосредственной близости от города: села Белгино, Дубацыно и Усть-Розвадня с тянувшими к ним деревнями, а также огромные бортные леса на юге Городского стана (село Усть-Розвадня на другом берегу Розвадни позже стало подмонастырским и стало называться Саввинская Слобода). В XV—XVII веках Саввино-Сторожевский монастырь играл роль военного форпоста Московского княжества на западе. Обитель была любимым местом молитвы многих русских царей. Сюда, в частности, приезжали Иоанн IV Грозный с супругой Анастасией Романовной, а также их сын Феодор Иоаннович. При царе Алексее Михайловиче монастырь стал загородной царской резиденцией. Здесь были возведены дворец государыни, царские палаты. Тогда же монастырь был обнесен каменными стенами. Храмы обители расписывали иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля. Архимандрит Никанор (1654—1658) впоследствии стал архимандритом Соловецкого монастыря, где возглавил Соловецкое восстание в защиту Старой Веры.

http://azbyka.ru/palomnik/Саввино-Сторож...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010