Иногда святые жены, юродивые Христа ради, благословляли мужей на подвиг юродства. Так произошло со св. блж. Марией Ивановной Дивеевской, Христа ради юродивой, которая благословила на этот подвиг «дядю Колю», епископа Варнаву (Беляева) 217 . Св. блж. Евфросиния Колюпановская благословила на подвиг юродства блж. Иоанна Тульского 218 . 2.7. Женское юродство в сопоставлении с мужским в его типичном проявлении Как уже ранее отмечалось, в специальной литературе, посвященной подвигу юродства Христа ради, в основном рассматриваются жития святых юродивых мужей. Так, в книге свящ. И. Ковалевского в разделах, посвященных описанию подвига конкретных святых, представлены жизнеописания пяти святых юродивых Греческой Церкви и двадцати святых юродивых Русской Православной Церкви. Среди них нет ни одного жизнеописания святой юродивой, хотя в разделе, посвященном историческим предпосылкам появления юродства, есть упоминания о первой юродивой – св. Исидоре Тавенисиотской. В силу сказанного представления о подвиге юродства в основном сформированы под воздействием жизнеописаний святых юродивых мужей. Так, типичным является представление о том, что юродивый часто ходит голым в общественных местах, нарушая правила приличия, принятые в обществе. Действительно, в житиях многих святых мужей отмечается факт их хождения в общественных местах в обнаженном виде. Как правило, такого рода факты находят отражение и в иконописном изображении святого. Так, по «Иконописному подлиннику» мы обнаруживаем довольно часто указания на изображение того или иного святого в нагом виде – либо частично, либо полностью: «Подобием сед, власы кудреваты, аки Авраамовы, брада аки Иоанна Богослова, риза прозелен, право плечо голо, ноги выше голеней голы, в руке свиток, а в нем написано: «Аз Богу моляшеся о сущих в бедах и печалех, и в пленениях, и о всем мире. Хождаше наг, худым платом закрывся по пояс 219 " » (св. Андрей, Христа ради юродивый); «Подобием млад, наг, препоясан платом» (св. блж. Иаков, Боровицкий чудотворец); «Сидор юродивый рус, власы велики, брада Христова, плечо правое наго, риза санкир» (св. блж. Исидор, Христа ради юродивый, Ростовский чудотворец); «Подобием рус, изчерна, власы кратки, кудрявы, не с ушей, брада подоле Козминой; наг весь, подпоясан платом, руки молебны» (св. блж. Прокопий, Христа ради юродивый, Вятский чудотворец).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

своих ногах. Факт исцеления Любови и благословения её на подвиг юродства свт. Николаем Мирликийским находит отражения в кондаке блаженной: «Святителем Николаем исцеленная и на служение Богу и людям им же благословенная, крест свой юродства с любовию до конца пронесшая... » 126 . Жизнеописатель св. Любови Рязанской сообщает, что мать, с одной стороны, очень обрадовалась исцелению дочери, но с другой – огорчилась из-за предназначенного ей юродства. Думая об этом, она обратилась за советом к местному священнику, который укрепил женщину и подтвердил волю Божию, сказав: «Воля Божия, не задерживай доч, отпусти её, и пусть она идёт и юродствует. От Господа стопы человеку исправляются» 127 . В то же время не во всех житиях святых жён, прославленных в чине блаженных и/или юродивых Христа ради, описано призвание к подвигу. Так, например, житие св. прп. Исидоры, первой (из известных) юродивой Христа ради, начинается сообщением о том, что в девическом Тавенисиотском монастыре была некая девица Исидора, которая «Бога ради притвори себе юродство, аки бы сущи бесна, и в толицем бяше от всех презрении, яко ниже пищи с нею кая вкусити хотяше» 128 . Прп. Исидора всячески скрывает свой подвиг, пребывая у всех в поношении и презрении, и после того как прп. Питирим по внушению Божию открывает этот подвиг другим сестрам и себе в назидание, прп. Исидора, Христа ради юродивая, навсегда тайно исчезает из монастыря, не терпя почитания: «Преподобная же Исидора по отшествии старцевом не терпящи быти почитаема от сестер, изыде тайно из монастыря, и в неведомых местех крыяшеся даже до преставления своего к Богу " 129 . В житии блж. отроковицы Таисии Египетской сказано, что она, будучи христианкой, после смерти своих родителей, осталась сиротой. Движима желанием высокой христианской жизни с соблюдением девства, она раздала всё своё имение нищим и своё жилище превратила в странноприимный дом для скитских иноков. После того как таким образом она истощила остатки своего имения, она начала юродствовать: «Во Египетстей стране отроковица некая христианская именем Таисия, умершим родителем ея, остася в сиротстве. Хотящи же безсупружно жити в чистоте, истощеваше имения своя нищим, и сотвори дом свой странноприемницу иноком скитским, и пребыст многое время приемлющи и упокоевающи святыя отцы. По доволъном же времени, истощившымся имениям ея, нача страдати убожеством» 130 . Правда, затем блж. Таисия была совращена с пути праведного злыми людьми, которые ввергли её в пучину блудной жизни. Но монахи, узнав о падении некогда своей благодетельницы, отправили к ней на беседу авву Иоанна Колова, который сумел исполнить волю Божию: увидев слёзы преподобного о её падении, услышав его речи, Таисия возненавидела свой грех и всем своим существом решительно встала на путь покаяния. Надо сказать, что из 16 проанализированных житий святых жён, блаженных и/или Христа ради юродивых, это единственный пример падения во время подвига.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В женском (Тавенисиотском) монастыре была дева, представлявшаяся скудоумною и бесноватою. Ею столько гнушались, что даже не ели с ней вместе. Поэтому, пробиваясь в поварне, исправляла она там всякую службу; и можно сказать, на деле исполняла написанное: аще кто хощет мудр быти в вас, в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет (1Кор.3:18). Повязав себе на голову тряпку (все же прочие были пострижены и носили кукули), в таком виде прислуживала она. Из четырех сот монахинь ни одна не видала никогда, чтоб она ела. Все время жизни своей не сидела за трапезой, не брала куска хлеба, но стирая со стола крошки и вымывая горшки, тем довольствовалась; никого ничем не обидела, не сказала ни малого ни великого, не пороптала, хотя били ее кулаками и марали в насмешку. Итак святому Питириму, отшельнику, весьма достойному уважения, когда пребывал он на уединении в Порфирите, является Ангел и говорит ему: " Что ты много о себе думаешь, как человек благоговейный и пребывающий на уединении в таком месте? Хочешь ли увидеть женщину, которая благоговейнее тебя? Пойди в монастырь жен тавенисиотских и найдешь там одну, у которой на голове повязка; она лучше тебя; потому что борется с такою нуждою, и никогда сердцем своим не удалялась от Бога. А ты, сидя здесь, блуждал мыслию по городам и как бы никогда не выходил из них " . Питирим, встав, пришел на место; где был монастырь, и просит у наставников позволения войти в женский монастырь. Они осмелились его ввести, как уважаемого всеми и старца. И так, вошедши, потребовал видеть всех. Но юродивая не появлялась. Наконец говорит им: " представьте мне всех; потому что не достает еще кого-то " ; и говорят ему: " есть у нас в монастыре, на поварне, одна юродивая; ибо так называют скудоумных " . Старец говорит им: " приведите и ее, и дайте увидеть " . Они, подошедши, кликали ее; но та не слушалась, понимая, может быть, в чем дело, или и по откровению зная сие. Сестры влекут ее насильно, говоря: " святый Питирим желает видеть тебя " ; а был он муж именитый.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/845/...

   001    002   003