Еще до поступления в мон-рь Зедергольм активно участвовал в лит. деятельности Оптиной пуст. По благословению старца Макария он перевел с греческого на рус. язык поучения прп. аввы Дорофея, перевод был отредактирован мон. Иувеналием (Половцевым) и Л. А. Кавелиным (впосл. архим. Леонид ) и опубликован (Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения и послания с присовокуплением вопросов его и ответов, данных на оные святыми старцами Варсануфием Великим и Иоанном Пророком. М., 1856). Достоинства перевода отмечал свт. Игнатий (Брянчанинов) , книга неоднократно переиздавалась. Зедергольм перевел с латинского на рус. язык кн. «Преподобного отца нашего Орсисия, аввы Тавенисиотского , учение об устроении монашеского жительства» (М., 1858). Затем принимал участие в работе над переводом «Лествицы» прп. Иоанна Лествичника на рус. язык, составлял примечания (Преподобного отца нашего Иоанна, игум. Синайской горы , Лествица. М., 1862). После поступления в оптинскую братию К., как правило, до обеда писал под диктовку о. Амвросия письма, а после обеда занимался книгами. Вместе с др. монахами он работал над переводом на рус. язык слов прп. Симеона Нового Богослова (Преподобного отца нашего Симеона Нового Богослова , игум. обители св. Маманта, двенадцать слов. М., 1869), поучений прп. Феодора Студита (Преподобного и Богоносного отца нашего Феодора, игум. Студийской обители и исповедника Огласительные поучения и завещания. М., 1872), подготовил к изданию рус. перевод кн. «Царский путь Креста Господня, вводящий в жизнь вечную» (М., 1878). Также К. перевел «Увещательное послание к сербам Евгения Булгариса в ограждение их от латинских заблуждений» (ДЧ. 1865. Ч. 2. Кн. 5. С. 39-72) и «Преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина Слово о восьми греховных помыслах» (Там же. 1877. Ч. 3. Кн. 10. С. 240-243). Из отцов Церкви он выделял прп. Исаака Сирина, говорил, что его труды глубже («гуще») произведений др. авторов. В лит. деятельности К. считал себя последователем архим. Леонида (Кавелина).

http://pravenc.ru/text/1841359.html

23. Col. 53-60; Mierow ed. 1946; CPL, N 619; рус. пер.: Творения. 1903. Ч. 4. С. 44-53), написано в 390-391 гг. ( Kelly J. 1975. P. 170; Gribomont. 1986. P. 238), повествует о благочестивом старце, сирийце по происхождению, жившем в духовном браке с женой в дер. Марония близ Антиохии в имении пресв. Евагрия, к тому времени уже ставшего еп. Антиохийским вместо умершего еп. Павлина. Малх лично рассказывает И. С. об обстоятельствах поступления в мон-рь в Халкидской пустыне, о последующем выходе из мон-ря, пленении у бедуинов, насильственной женитьбе, бегстве из плена вместе с женой и возвращении в Сирию. Главной темой повествования является хранение целомудрия. Высказанная нек-рыми исследователями гипотеза о том, что «Vita Malchi» представляет собой переработку греч. подлинника, несостоятельна; наоборот, греч. и сир. редакции являются переводом труда И. C. ( Попов. 2003. С. 229). IV. Перевод «Пахомиевского корпуса» (Pachomiana Latina), сделан в 404 г. по просьбе пресв. Сильвана для нужд подвизавшихся в мон-рях Фиваиды в Египте латиноязычных монахов. На латынь были переведены «Правила» прп. Пахомия Великого (Regula S. Pachomii//PL. 23. Col. 65-86; Pachomiana Latina. 1932. P. 13-74; CPG, N 2353; Praefatio Hieronymi//PL. 23. Col. 61-66; Pachomiana Latina. 1932. P. 3-9; CPL, N 619А; рус. пер.: Творения. 1903. Ч. 4. С. 53-57), его 11 посланий (Epistulae Pachomii//PL. 23. Col. 87-99; Pachomiana Latina. 1932. P. 77-101; CPG, N 2355), аскетические сочинения его учеников: «Послание о Пасхе» прп. Феодора Освященного (Epistula ad omnia monasteria de Pascha//PL. 23. Col. 99-100; Pachomiana Latina. 1932. P. 105-106; CPG, N 2375) и трактат прп. Орсисия «Учение об устроении монашеского жительства» (Doctrina de institutione monachorum), или «Книга Орсисия» (Liber Orsiesii) (PG. 40. Col. 869-894; PL. 103. Col. 453-476; Pachomiana Latina. 1932. P. 109-147; CPG, N 2367; рус. пер.: Преподобного отца нашего Орсисия аввы Тавенисиотского учение об устроении монашеского жительства. М., 1994). Помещаемые в конце «Правил» «Наставления св.

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

Самые драгоценные книги — св. Исаака Сирина и аввы Дорофея . Помня, что издание было произведено на пожертвования, и в изъявление благодарности пособникам этого дела — оптинские старцы не могли ничем лучше воздать им, как широким распространением душеполезных этих писаний. В этой цели, от Оптиной пустыни издания были разосланы в дар: во все библиотеки, как академические, так и семинарские, почти всем архиереям, ректорам, инспекторам семинарий и академий, высланы во все общежительные русские монастыри на Афонскую гору. Вот заглавие изданий, вышедших с 1846 до 1860 г.: 1) Житие и писания Молдавского старца Паисия Величковского . 2) Четыре огласительные слова к монахине. 3) Преподобного отца нашего Нила Сорского , предание ученикам своим о жительстве скитском. 4) Восторгнутые классы в пищу души. 5) Преподобных отцов Варсонофия Великого и Иоанна руководство к духовной жизни, в ответ на вопрошание учеников. 6) Преподобного отца нашего Симеона Нового Богослова , игумена, слова весьма полезные (12 слов). 7) Оглашение преподобного Феодора Студита . 8) Пр. отца нашего Максима Исповедника , толкование на молитву “Отче наш” и его же слово постническое по вопросу и ответу. 9) Св. отца нашего Исаака Сирина , епископа Ниневийского, слова духовно-подвижнические. 10) Книга преп. отцев Варсонофия и Иоанна, руководство к духовной жизни (в рус. переводе). 11) Преп. отца нашего аввы Фалассия, главы о любви, воздержании и духовной жизни. 12) Преп. отца нашего аввы Дорофея , душеполезные поучения и послания. 13) Житие преп. отца нашего Симеона Нового Богослова . 14) Преподобного и богоносного отца нашего Марка подвижника , нравственно-подвижнические слова. 15) Преп. отца нашего Орсисия аввы Тавенисиотского, учение об устроении монашеского жительства. 16) Преп. отца нашего аввы Исаия , отшельника египетского, духовно-нравственные слова. Архимандрит Исаакий, настоятель Оптиной пустыни Архимандрит Исаакий происходил из потомственных почетных граждан, из богатого купеческого, жившего в Курске, дома Антимоновых и родился приблизительно в 1809 году.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

6 . Преподобного отца нашего Симеона Нового Богослова (12 слов). 7 . Оглашение преподобного Феодора Студита . 8 . Преподобного отца нашего Максима Исповедника толкование на молитву «Отче наш» и его же слово постническое по вопросу и ответу. 9 . Книга преп. отцов Варсануфия и Иоанна, руководство к духовной жизни (в русском переводе). 10 . Преп. отца нашего аввы Фалассия, главы о любви, воздержании и духовной жизни. 11 . Преподобного отца нашего аввы Дорофея , душеполезные поучения и послания. 12 . Житие преподобного отца нашего Симеона Нового Богослова . 13 . Преподобного и богоносного отца нашего Марка подвижника , нравственно-подвижнические слова. 14 . Преп. отца нашего Орсисия, аввы Тавенисиотского, учение об устроении монашеского жительства. 15 . Преподобного отца нашего аввы Исайи , отшельника египетского, духовно-нравственные слова. Просветительная деятельность Оптиной Пустыни была значительна. В XIX веке ею выпущено свыше 125-ти изданий в количестве 225.000 экземпляров. Библиотека, собранная о. Моисеем, состояла из 5 000 книг. Письма Оптинского Старца Иеросхимонаха Макария Старец Макарий великий учитель смирения. «Ибо, – как говорит преп. Исаак Сирский, – смирение и без дел многие прегрешения делает простительными, потому что без смирения напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое делание» (Слово 46, стр. 202, Серг. Посад, 1893). Старец Макарий не сказал ничего нового от себя, но в его учении, как в тихой водной глади, отразилось все звездное небо святоотеческого учения. Его духовное учение, главным образом, запечатлелось в сборниках его писем. Интересно отметить его личные взгляды на современность. Эти взгляды можно назвать «Оптинскими». Их разделяли духовные лица «оптинского духа», как напр. о. Антоний (Бочков), так думали и мирские «оптинцы», как братья Киреевские и многие другие. В письмах к монашествующим (письмо 165) Старец пишет: «Сердце обливается кровию при рассуждении о нашем любезном отечестве России, нашей матушке, куда она мчится, чего ищет? Чего ожидает? Просвещение возвышается, но мнимое; оно обманывает себя в своей надежде; юное поколение питается не млеком учения св. нашей Православной Церкви, а каким-то иноземным мутным, ядовитым заражается духом; и долго ли это продолжится? Конечно, в судьбах промысла Божия написано то, чему должно быть, но от нас сокрыто по неизреченной Его премудрости. А, кажется, настает то время, по предречению отеческому: «Спасай да спасет свою душу!» В письме 172 Старец говорит: «Нам надобно, оставя европейские обычаи, возлюбить святую Русь, и каяться о прошедшем увлечении во оные, быть твердыми в православной вере, молиться Богу, приносить покаяние о прошедшем». В следующем письме он пишет: «Благодетельная Европа научила нас внешним художествам и наукам, а внутреннюю доброту отнимает, и колеблет православную веру; деньги к себе притягивает».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Беседа “о должных вещах” ( Ðmil»saj t¦ dšonta), скорее всего, предполагала краткое наставление аввы относительно порядков обители и его как бы первую “проверку” новичка. Перемена одежды означала облачение в монашеское одеяние (обычно оно именовалось scБma). Желавших начать иноческое житие сразу принимали в число братий обители. См. Ladeuze P . Étude sur le pendant le IVe si–cle et la premi–re du Ve si–cle. Louvaine, 1898. P. 280–282. Палладий в самом конце IV — начале V вв. насчитывает ок. 7000 пахомиевских иноков, из которых 1300 пребывало в главном монастыре (в Певоу или Вау ). См.: The Lausiac History of Palladius. Vol. II/Ed. by C. Butler . Cambridge, 1904. P. 93–94. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит о более чем 5000 братий во всех пахомиевских монастырях. См. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин . Писания. Сергиев Посад, 1993. С. 28. Речь идет, по сути дела, о публичной исповеди, практика которойбыла распространенав древней Церкви, в том числе и в IV–V вв. См. Алмазов А . Тайная исповедь в православной восточной Церкви. Опыт внешней истории. T. I. М., 1995. С. 51–55. Правда, как видно из последующего повествования Аммона, эта исповедь у аввы Феодора обретала своеобразную форму, органично перерастая в поучение (“оглашение”) иноков. Ср. Евр 11:26. “Поношения” (ÑneidismoÚj) рассматривались в древнем иночестве как необходимое условие “следования за Христом”. О духовной пользе их неоднократно высказывались древние отцы-подвижники. — Достопамятные сказания. С. 13, 67, 106–107. Издатель “Послания Аммона” видит в этих словах преподобного Феодора предостережение монаху от впадения в ересь и увещание сохранять чистоту православных догматов. Но данное высказывание может пониматься и в чисто нравственном смысле. Например, авва Орсисий, поучая братию, также приводит Песн 4:12 и говорит: “Храните целомудрие тела вашего”. См.: Преподобного отца нашего Орсисия аввы Тавенисиотского Учение об устроении монашеского жительства. М., 1858. С. 38. Текст: Bacht H . Das Vermachtnis des Ursprungs. Studien zum fruhen Monchtum I. Wurzburg, 1972. S. 100. Святитель Григорий Нисский, толкуя Песн4:12, соотносит “вертоград” с душой человека, преисполненной плодов добродетели и обнесенной “оплотом заповедей”, так что никакой “зверь” (ссылка на Пс79:14) не может проникнуть в него. См.: Творения святого Григория Нисского. Ч. 3. М., 1862. С. 235–237.

http://pravmir.ru/poslanie-ob-obraze-zhi...

14. «Преподобного и богоносного отца нашего Марка подвижника нравственно-подвижнические слова» (1858). 15. «Преподобного отца нашего Орсисия, аввы Тавенисиотского, учение об устроении монашеского жительства» (1858). 16. «Преподобного отца нашего, аввы Исаии , отшельника египетского, духовно-нравственные слова» (1860). И хотя, как мы видим, эти издания не были столь многочисленными, следует все же согласиться с мнением архимандрита Никодима, который указывает на то, что «славянское Добротолюбие и Оптинские издания в их совокупности... составили полную аскетическую библиотеку, столь необходимую... во всякое время и каждому иноку в отдельности и целому монастырю вообще» 183 . Богатое духовное наследие старца Макария составляют его письма по различным поводам и написанные самым разным лицам. Красной нитью во всех его письмах проходит тема смирения. Именно смирение, противостоящее гордости, есть основа всех даров Святого Духа, именно научаясь смирению, человек преодолевает начало всех бед – свою гордыню. «Плод гордости, – научает отец Макарий в одном из писем, – падение мужей и духовных. И вообще падения людей, и жизнь нехристианская, и все бедствия человеческие в отношении души и тела началом своим имеют гордость. Как и напротив: начало и основание всего благого есть смирение» 184 . «Вы желаете уничтожить в себе гордость и стяжать смирение, – почти повторяет свое предыдущее наставление в другом письме и другому адресату старец Макарий, – похвально Ваше желание и произволение. Первая – всех зол и бедствий виновна, а последнее – податель и хранитель всех благ и добрых дел; одна другому противоположны» 185 . Смирение человеку необходимо всегда, везде и во всем. Даже во время молитвы возникает множество моментов, требующих усилий человека по стяжанию смирения. Во время молитвы, учит преподобный Макарий, мы «должны собирать скитающиеся мысли наши, и смиряться при нахождении помыслов, и отнюдь не смущаться; ибо смущение подает врагу силу больше на нас вооружаться, а смирение прогоняет его.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

232 Речь идет о книгах А. Н. Муравьева «Правда Вселенской Церкви о Римской и прочих патриарших кафедрах» (СПб., 1841) и «Римские письма» (СПб., 1846). 234 Голицын Н. Б. О возможном соединении Российской Церкви с Западной без изменения обрядов православного богослужения. Лондон, 1858. 235 Нечто о современных отношениях Римской Церкви к Православной//Православный собеседник. 1858. Ч. 3. С. 355–361. 238 См.: Ответ благосклонным к Латинской Церкви о несправедливом величании папистов мнимым достоинством их Церкви//Письма великих оптинских старцев. М., 2009. С. 500–508. 245 Речь идет о письме А. И. Герцена к императрице Марии Александровне, которое он опубликовал в журнале «Колокол» 1 ноября 1858 г. под псевдонимом Искандер. В письме Герцен в ярких эпитетах критикует существующую систему воспитания наследников престола (Герцен А. И. Полн. собр. соч. писем/Под ред. М. К. Лемке. Т. 9. СПб., 1919. С. 355–361). По свидетельству А. В. Никитенко, письмо Герцена произвело значительное впечатление при дворе (см.: Никитенко А. В. Дневник: В 3 т. М., 2004. Т. 2. С.95). 251 См.: Извлечение из отчета по Ведомству духовных дел православного исповедания за 1857 г. СПб., 1859. С. 63–64. 254 Законоучитель Санкт-Петербургского Николаевского сиротского института, в 1876 г. принял монашеский постриг с именем Виталий. 262 См.: Мнение митрополита Филарета о письме Г Т. и записке о. Саввы « ( Раскол в уральском войске»//Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. Т. 4. С. 346. 270 Преподобного отца нашего Орсисия, аввы Тавенисиотского, учение о устроении монашеского жительства. М., 1858. 275 См.: Иоанн (Соколов) , архиман. Слово об освобождении крестьян в день восшествия на престол Его Величество Государя Императора Александра Николаевича. 19 февраля 1859 г.//Православный собедник. 1859. Ч. 1. С. 334–355; Автор статьи интерпретировал слова апостола Павла как желательность внешнего освобождения для раба-христианина. Святитель Игнатий (Брянчанинов) назвал интерпретацию «Православного собеседника» изменением текста Писания и истолкованием данного отрывка «противоположно тому, как объясняет его Церковь » (Архипастырские воззвания по вопросу освобождения крестьян//Полн. собр. творений святителя Игнатия (Брянчанинова) . М.,– 2001. Т. 2. С. 397–431).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Ср. Евр.11:26. «Поношения» (ονειδισμος) рассматривались в древнем иночестве как необходимое условие «следования за Христом». О духовной пользе их неоднократно высказывались древние отцы-подвижники. — «Достопамятные сказания». С.13,67,106–107. 21 Издатель «Послания Аммона» видит в этих словах преподобного Феодора предостережение монаху от впадения в ересь и увещание сохранять чистоту православных догматов. Но данное высказывание может пониматься и в чисто нравственном смысле. Например, авва Орсисий, поучая братию, также приводит Песн.4:12 и говорит: «Храните целомудрие тела вашего». См.: «Преподобного отца нашего Орсисия аввы Тавенисиотского Учение об устроении мошеского жительства». М., 1858. С.38. Текст: Bacht H. «Das Vermächtnis des Ursprungs. Studien zum frühen Monchtum I». Würzburg, 1972. S.100. Святитель Григорий Нисский, толкуя Песн.4:12, соотносит «вертоград» с душой человека, преисполненной плодов добродетели и обнесенной «оплотом заповедей», так что никакой «зверь» (ссылка на Пс.79:14) не может проникнуть в него. См.: «Творения святого Григория Нисского», ч.3. М., 1862. С.235–237. 22 Согласно блаженному Феодориту, изречение это «приличествует и Давидовым страданиям, и благодеяниям, явленным Давиду; но по преимуществу человеческому роду, который низведен был на самое дно греха и предан смерти, Вочеловечиванием же нашего Спасителя извлечен и приял надежду воскресения, прилично сказать: «терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою, и возвел мя от рова страстей» (Пс.39:2–3). «Ровом страстей», исполненным тления, справедливо названа смерть, а «брением тины» наименован грех, как издающий зловоние и препятствующий людям совершать течение прямым путем». — «Псалтирь с объяснением значения каждого стиха блаженного Феодорита епископа Киррского». М., 1997. С.184. 23 По словам преподобного Максима, «Долготерпелив муж мног в разуме» (Притч.14:29), потому что он все случающееся с ним выдерживает до конца и, перенося это, прекращает скорби». — «Творения преподобного Максима Исповедника», книга I. М., 1993. С.136. 24

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Орсисий, прп. Книга Орсисия. CPGS 2367. Сохранилась только в лат. пер. Иеронима. Рус. пер.: 1) Препо добного отца нашего Орсисия, аввы Тавенисиотского, учение об устроении монашеского жительства/Козельская Введенская Оптина пус тынь. М., 1858 [переизд.: M., 1994]; 2) еп. Феофана Затворника : Древние иноческие уставы. М., 1892. С. 156–192. 51 [PL 103, 473 D=PG 40, 892] – 35 131 Палладий Лавсаик. CPGS 6036a [recension G]. TLG 2011/1. ИАБ IV, 332. Новый рус. пер. Н. А. Олисовой [по изд. Barmelink’a]: Иросанфион, или Новый Рай : Собрание текстов монашеской агиографии Палестины, Египта и Византии V-XV вв. Святая Гора Афон, 2010 (Византийская философия; 8; Σμραγδος Φιλοκαλ ας). С. 26–122 (текст), 123–150 (коммент.). XVIII, 14 [p. 52: 20 Butler; p. 86: 121 Bartelink; cf. PG 34, 1058 A] – 25 сн . XXXII, 7 [p. 92: 9 – 93: 6 Butler; p. 156: 57–62 Bartelink; PG 34, 1100 C] – 435 11 XXXII, 11 [р. 95: 12 Butler; p. 158: 95 Bartelink; PG 34, 1105 B 6] – 25 сн . Пётр Дамаскин, [прп.] Творения. ИАБ VI, 210–213. Рус. пер. архиеп. Литовского и Виленского Ювеналия (Половцева) цит. по изд.: Творения преподобного и богоносного отца нашего священномученика Петра Дамаскина . Вильна, 1901; рМ., 1993. Книга I, О шестом познании [ Φιλοκαλ α. 1 1782. Σ. 595= 5 1991. T. 3. Σ. 53: 33–39] – 328 50 , 92 , 351 94 , 376 18 9] Книга I, Что великое благо любовь Σ. 628=1991. Σ. 93: 36 – 94: 1] – 154 95 Книга II, слово 9 О честных страданиях Христовых Σ. 662=1991. Σ. 133: 12 π.] – 328 50 , 92 , 351 94 , 376 189 ] Прохор Кидонис О сущности и энергии. ИАБ VI, 1879. VI, 34 [p. 294 Candal] – 299 сн . Секст Изречения. CPGS 1115. TLG 1666/1. Рус. пер. А. Небольсина: Ученые записки Российского православного университета. Вып. 3. М., 1998. С. 218–230, испр. переизд.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Богословский сборник. Вып. 3. М., 1999. С. 79–100, и отдел. расш. изд.: Небольсин 2007 (пер. на с. 53–79, 299–307, коммент. на с. 80–281). – 51 36 Симеон Новый Богослов , прп. Гимны. 3116/2. Изд. и рус. пер. (с таблицами соответствий): ИАБ VI, 27–36.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

К сожалению, деятельность преп. Феодора продолжалась сравнительно недолго, ибо он скончался ок. 368 года. Авва Орсисий намного пережил своего сподвижника и отошел ко Господу в самом конце IV или в начале V века, то есть после своей встречи с архиепископом Феофилом Александрийским, происшедшей, как отмечалось, в 386 году. Сочинения аввы Орсисия «Книга Орсисия» 655 Это сочинение, полное название которого «Книга отца нашего Орсисия, которую он, умирая, передал братиям как завещание» («Liber Patris nostri Orsiesii quem moriens pro testamento Fratribus tradidit»), сохранилось только в латинском переводе блж. Иеронима и занимает, безусловно, первое место среди прочих творений аввы 656 . По характеристике архимандрита Палладия, это сочинение «подробно знакомит нас со взглядами аввы Орсисия на обязанности монаха-киновита и начальствующих в монастыре лиц. Отсюда видно, как любил он вверенных его попечению братий, как свято хранил заветы преп. Пахомия, как желал поддержать любовь и уважение к прежде установленным порядкам общежития. Знание Священного Писания у аввы Орсисия было поразительное. Примерами и изречениями из Ветхого и Нового Завета он пользуется в изобилии для подтверждения каждой своей мысли» 657 . Действительно, первое, что бросается в глаза при прочтении данного сочинения, мощный «библейский субстрат» миросозерцания его автора. Хотя это – вообще характерная черта мировоззрения древних иноков, но у преп. Орсисия она выступает с предельной четкостью. Он и обосновывает подобное первенствующее значение Священного Писания для духовной жизни, поучая иноков 658 : «Приложим тщание к чтению и научению в Писаниях, пребывая всегда в размышлении о прочитанном (in earum semper meditatione versemur)... Они ведут нас к жизни вечной, как передал нам отец наш, заповедав всегда размышлять о них (iugiter meditanda praecepit)». Согласно Орсисию, и «Слово Божие» (sermo Dei) побуждает нас к такому размышлению над Священными Писаниями, дабы то, что мы произносим устами, стало нашим неотъемлемым достоянием благодаря вере (так, думается, лучше переводить фразу: ut quae ore volvimus possideamus fide; гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010