Павла к Тимофею и Титу. К Тимофею пишет апостол: прилежащим добре пресвитеры сугубыя чести да сподобляются; на пресвитера хулы (обвинения) не приемли... согрешающих, их же пред всеми обличай, да и прочий страх имут. 81 А к Титу пишет: обличи, запрети со всяким повелением. 82 Если бы суд и решение дел, вообще управление в церкви принадлежало не епископу, а обществу, как воображают нововводители, то апостол посоветовал бы Тимофею и Титу держаться существовавшего порядка дел, т.е. спросить общество: к чему оно присудит и как решит. Но так как апостол заповедует иначе, то следует заключить, что и порядок был иной, не тот, какой выдумывают нововводители. При апостолах епископы были их сотрудники, управлявшие церковью в совершенной зависимости от того или другого апостола. После апостолов епископы были преемниками их, правившими церковью самостоятельно, но той же властью, в том же духе, по определенным правилам, словесно или письменно или на практике им переданным, а не произвольно. В своей церкви епископ был главная власть, не ограничиваемая никем из подчиненных. Таким образом, епископ церкви коринфской, по отношению к членам своей церкви был власть неограниченная, а в отношении к апостолу Павлу – его сотрудник, как бы викарий. Обращаясь ко всей церкви, апостол, конечно, не исключал и ее епископа. Кто ж и прочитает и предъявит собранию это апостольское послание, если не епископ. И так как цель послания не та, чтобы коринфяне обсудили и решили, т.е. употребили власть, но чтобы приняли и исполнили апостольское решение, то апостолу и прилично было писать к целому обществу, а не одному начальствовавшему лицу. Мы, впрочем, не утверждаем, что в Коринфе в то время, как апостол писал свое первое туда послание, был епископ; равно как и из положения, что епископы были при апостолах, не должно заключать, что епископы были во всех церквах того времени. Не подлежит никакому сомнению, что апостолы поставляли себе преемников для таких церквей, кои по духовному своему состоянию требовали постоянного и ближайшего надзора, или по местным обстоятельствам не могли быть часто посещаемы лично апостолами.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Нововводители напрасно выставляют опасения в теперешнее довольно далекое от апостолов время принять за апостольское предание и то, чего апостолы никогда не передавали. По нашему мнению, сохранение апостольских преданий нисколько не затруднительнее сохранения апостольских писаний. То и другое поручено было одним и тем же лицам: след., сохранялось и передавалось в одно и то же время, при одинаких обстоятельствах, с одними и теми же целями и побуждениями. Притом апостолы, передавая Церкви какое-либо учение или учреждение, обязывали к исполнению и сохранению его не так, что этот долг, падая на всех, в особенности не обязывал бы никого. Из Писания видно, что были особенные люди, коим апостолы по преимуществу поручали наблюдение за сохранением преданий. Предание сохрани, пишет апостол к Тимофею; яже слышал еси от мене многими свидетели предаждъ верным человеком, иже и иных довольны будут научити 12 . Из писаний отеческих (напр., Иринея, Киприана, Афанасия и других 13 положительно удостоверяемся, что апостольское предание верно и отчетливо сохранилось до IV века. Возможно ли же, чтобы оно затерялось после, при обстоятельствах сравнительно благоприятных для христианства? Возможно ли это было тогда, когда трудами заботливых пастырей предания апостольские были собраны, сличены, записаны и составили действующее церковное право? Если б и верно было положение, что в Св. Писании ничего не говорится об учреждении епископского сана, то еще нельзя выводить такого заключения, что нет основания признавать этот сан за учреждение божественное. По указанию апостола Павла есть другой источник откровенных истин, столько же божественный и так же верно сохраняемый в Церкви, как и Св. Писание: это св. предание. Поэтому, не видя основания в Св. Писании, предварительно всяких решительных заключений надобно обращаться к св. Преданию, и в нем поискать, может быть, желаемое основание отыщется в писаниях отеческих, в практике Церкви. Согласное указание этих свидетелей должно признавать совершенно равносильным ясному тексту Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Этого действительно и не случилось. Слово диакон скоро начали употреблять определительно для названия третьей, низшей степени. Но слова: епископ, пресвитер в языке почти равносильны. Если слово пресвитер, по значению своему – старший, хорошо определяло стоящего на высшей степени священства, то и слово епископ – блюститель, надзиратель, не менее было выразительно и, употребляясь как название значительной должности в государстве, 107 прямо и ясно говорило о высоком значении лица, его носящего. Прибавим к тому, что и обязанности пресвитера и епископа совпадают (за исключением немногих, собственно епископу принадлежащих). Пресвитеры обязаны заботиться о спасении душ, вверенных их надзору, наблюдать за этим, или, говоря по-гречески, ёлцколегу; епископы же в церкви были старшие по власти, а очень вероятно, и по летам, поэтому прилично могли быть называемы При близости понятий в названиях и обязанностей легко могло случиться, что употребление названий двух первых степеней священства определилось не вдруг, а постепенно. Вследствие таких соображений мы полагаем излишним без нужды прибегать к крутым умозаключениям, как это сделали нововводители. Неточность в употреблении названия могла произойти именно оттого, что ни Господь, ни апостолы не указали, каким именно словом называть ту или иную степень, и то это должно было определиться со временем чрез употребление, а совсем не оттого, будто самые степени не существовали. Поясним это примером. Кому не известно, что диаконская степень в первенствующей церкви, как и ныне, низшая, служебная, не только была различна от епископской, а тем более от апостольской, но и подчинена ей. 108 Как ни трудно было смешение этих степеней по названиям, однако в Св. Писании встречаем несколько примеров и этого. Апостол Павел, обличая неосновательность поступка коринфян, говоривших: Я Павлов, я Аполлосов, я Кифин и проч., спрашивает их: кто убо есть Павел? Кто же ли Аполлос? И сам отвечает: но точию служитилие (бихкоуод), ими же веровасте. 109 И в другом послании к ним говорит: Иже (Господь) удоволи нас быти служители Нову Завету и проч. 110 Далее: Аще кто (из апостолов) дерзает (хвалитися), дерзаю и аз. Евреи ли суть, и аз... Служителие ли Христовы суть? Паче аз. 111 А к фессалоникийцам пишет: послахом Тимофея, брата нашего и служителя Божия и проч. 112 Во всех этих текстах на греческом языке, на котором апостол писал свои послания, употреблено слово: 5шкоуо

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Когда в Иерусалиме услышали о том, что апостол Петр крестит язычников, то эта новость встревожила церковь иерусалимскую. Апостолу Петру нужно было пояснить, что он сделал это не самовольно, а по Божию устроению. 91 Так строго и точно держались тогда указаний воли Божией! Без всякого сомнения, и при введении епископского сана неизбежны были бы объяснения, если бы не была известна воля Господня о том. Между тем из Св. Писания решительно не видно, чтобы кто-либо из апостолов возражал или желал каких-либо объяснений касательно епископского сана. Напротив, из слов апостола Павла к Галатам 92 можем заключать, что порядок, допущенный им в церквах ефесской и критской, был даже одобрен верховными апостолами. Там апостол Павел говорит, что спустя много лет после своего обращения в христианство , когда он уже многим проповедовал Евангелие, устроил многие церкви, он с Варнавою и Титом ходил в Иерусалим, собственно, для того, чтоб знаменитейшие из апостолов поверили и засвидетельствовали проповедуемое им учение, – причем замечает, что знаменитые апостолы ничего не возложили на него более (т.е. учение его признали и верным, и не требующим дополнения); узнав же о дарованной ему благодати, именно: Иаков, Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, в знак согласия подали руки ему и Варнаве. Очевидно, что если б в порядке, распространяемом апостолом Павлом, было какое-либо отклонение, – не говорим, что-либо противное или несообразное намерению Божию, но просто такое, чего Господь не повелел, – апостолы непременно это заметили бы. Такой образ действий апостолов дает разуметь, что они поставляли епископов вследствие точного повеления Господня, а не по данному только вообще полномочию; иначе столь важное нововведение, как епископский сан, не обошлось бы без замечаний и совещаний. б)       С другой стороны, апостол Павел, говоря о пастырях церкви, выражается так, что невольно внушает мысль о непосредственной богоучрежденности священного сана. Так а) благодать священства он называет даром Божиим: воспоминаю тебе, пишет он к Тимофею, возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Богословское наследие святителя Гурия (Карпова) Диссертация «О богоучрежденности епископского сана в Христовой Церкви сравнительно с учением о сем реформатских обществ» Преосвященного Гурия, епископа Таврического и Симферопольского 5 Вселенская православная Церковь издревле верует, что сан епископа в Христовой Церкви есть учреждение божественное, есть власть учрежденная не для соблюдения только порядка или благочиния церковного, но власть священноначальствующая, высшая, важнейшая, существенно необходимая, от которой все степени священства получают и преемство и значение. В епископе Церковь видит Самим Богом открытый обильный источник таинств, необходимых для освящения и спасения, видит святителя, т.е. преемника и проводника божественной благодати, которая обильно течет чрез его святительские руки, поставляя для Церкви епископов и священников и диаконов, а чрез них – при совершении таинств – изливаясь и на всякую душу; видит главного, самостоятельного учителя вверенной ему паствы, истолкователя для нее слова Божия и всего божественного домостроительства; наконец в епископе же видит и наблюдателя за верным исполнением воли Божией, правителя Церкви, владыку. Выражая эту веру Вселенской Церкви, епископа обыкновенно мы называем преосвященным, т.е. таким лицом, которое благодатью Божией «преосвящено» 6 . Новые общества, возникшие из недр реформации, думают иначе. Верование Православной Церкви в богоучрежденность, существенную необходимость и высокое значение епископского сана им кажется не имеющим достаточного основания. Они говорят: 1) в Св. Писании не видно такого текста, который буквально выражал бы мысль Господню об учреждении этого сана; след., нет и основания думать, что это учреждение божественное. 2) В посланиях апостольских, говорят, встречается слово – епископ; но по точному смыслу контекста речи и параллельных мест должно заключить, что в первенствующей Церкви слова: пресвитер и епископ были однозначащи. Так, ап. Павел, обращая речь к призванным от него пресвитерам ефесским, называет их епископами и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

В этом нововводители видят основание думать, что епископский сан – в собственном смысле есть учреждение, позднейшее времен апостольских. 3) Таковое свое мнение нововводители подкрепляют и другими соображениями, именно в Св. Писании, церковной истории и писаниях отеческих указывают множество примеров тому, что хиротония – важнейшее преимущество и отличие епископское – в первое время, и даже довольно долго, совершалась и пресвитерами, а иногда и вовсе не совершалась, как и бл. Иероним, говорят, свидетельствует. Полагая, что различие епископа от пресвитера возникло по требованию обстоятельств и по определению церковному – для порядка бл. Иероним утверждает это мнение на обычай Александрийской Церкви, где будто бы пресвитеры сами из среды себя избирали достойнейшего и провозглашали его епископом. На основании таких соображений нововводители думают, что сан епископа в том смысле, как понимает Его Православная Церковь , есть учреждение позднейшее времен апостольских, церковное, человеческое, а не божественное, в видах пользы, для порядка (в конце I века) допущенное, но по проискам и честолюбию некоторых епископов (особенно свящ. муч. Киприана около половины Ш-го века) потерявшее свое первоначальное значение 7 . Обращая внимание на такое разногласие реформатских мнений с православным учением, нельзя не видеть нужды уяснить себе основания разногласия. Страшная анафема, которою апостол предостерегает Галатая от нововводителей, конечно, грозит не одним нововводителям. Яд убивает всякого, кто бы ни принял его, не разбирая, принявший сам ли составил его или употребил приготовленный. Нужда в уяснении предмета разномыслия не менее настоятельна и для тех из нас, кои, держась правого образа мыслей, неясно представляют себе правоту его, – им могут угрожать обольщения. Язык лжи на вековые и неоспоримые истины умеет набросить тень, с искусством, ученостью, глубокомыслием, кажущимся благочестием защищая неправое дело, и много нужно опытности и твердости веры, чтобы не сойти с прямого и верного пути к истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Приведем некоторые из них. Св. Климент Римский , ученик апостола Петра, по случаю возмущения коринфской церкви против своих пресвитеров писал к ней 16 увещательное послание, в котором, между прочим, говорит: «Господь повелел нам совершать службу и приношения в определенные времена, а не безчинно и как вздумается; определил даже и то, где и кем это должно быть совершаемо». Затем, перенося названия свящ. лиц ветхозаветных на новозаветные, говорит: «Первосвященнику предоставлены свои права, священникам назначено свое место, на левитов возложено свое служение. Мирянин управляется мирскими законами». 17 В другом месте прямо говорит, что, проповедуя Евангелие по областям и городам, апостолы начатки верующих – по духовном испытании – поставляли в епископы и диаконы для тех, кои примут веру. 18 И еще: апостолы знали от Господа нашего Иисуса Христа, что впоследствии возникнут споры из-за епископского достоинства; поэтому, получив совершенное предвидение и поставив вышеупомянутых (епископов и диаконов), они узаконили порядок преемства, чтобы, когда отойдут они, их служение и права приняли бы на себя другие, одобрительные мужи. 19 Св. Игнатий Антиохийский , тоже ученик апостольский и преемник апостола Петра на антиохийской кафедре, писал 20 несколько посланий с пути в Рим, куда по повелению имп. Траяна вели его для римского цирка. Писал же он эти послания к некоторым малоазийским церквам, кои, узнав о предстоящей мученической кончине св. отца, прислали избранных людей приветствовать его и, как мужа долго и близко обращавшегося с апостолами, послушать, не скажет ли он чего в пояснение или подтверждение тех преданий, какие хранились в их церквах. В этих письмах св. Игнатий многих епископов называет по имени. Так в письме к Ефесянам пишет: «в лице Онисима, вашего по плоти епископа, я видел как бы все ваше многолюдное общество» 21 ; – к Магнезиянам: «Я удостоился видеть вас в лице Дамаса вашего епископа, в лице достойных пресвитеров Васса и Аполлония и Социона диакона» 22 ; и ниже в том же послании: «приветствуют вас Ефесяне... которые вместе с Поликарпом, епископом смирнским, всем меня утешили». 23 Лично к этому Поликарпу есть и особое письмо. В послании к Траллианам называет Полибия, который был в то время при Игнатии в Смирне. 24 Письмо к Филадельфийцам начинает таким обращением: «Игнатий церкви Божией, находящейся в Филадельфах, которую приветствую... особенно если она единодушна с епископом и с находящимися при нем пресвитерами и диаконами, установленными по воле Иисуса Христа». 25 Наконец св. Игнатий и самого себя называет епископом. В письме к римской церкви св. Игнатий так говорит: «Помолитесь и о сирийской церкви, у которой пастырем Сам Бог вместо меня, потому что один Иисус Христос управляет ею вместо епископа». 26

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

В 1352 г. В. К. руководил в Орехове строительством новых крепостных башен. По возвращении в Новгород он принял псковских послов, к-рые просили архиерея приехать в охваченный эпидемией чумы Псков для благословения горожан. Взяв с собой юрьевского архим. Никифора, игуменов и священников, святитель отправился в бедствующий город «не в свои лета, ни во свою чероду, но тако хотя благословити детеи своих пскович и попов». В Пскове он дважды служил в Троицком соборе, а также в Снетогорском муж. мон-ре Рождества Богородицы , в Михайловской и Иоанно-Богословской церквах, совершал крестные ходы с мощами святых вокруг города. Уезжая, архиерей благословил псковичей. На обратном пути он заболел и был доставлен в Михайловский мон-рь в устье р. Узы, притока Шелони, где и скончался. В. К. был погребен 5 июля 1352 г. в новгородском Софийском соборе. Известны 6 именных печатей В. К. (по каталогу В. Л. Янина, 468/1-3, 469/1-2, 469а). На лицевой стороне печатей надпись: «Василии архиепискуп Новгород(с)кии», на обороте - изображение Богоматери «Знамение» в полный рост. Во время святительства В. К. количество именных владычных булл сократилось по сравнению с более ранним временем. Янин объясняет это тем, что при В. К. сузилась сфера архиепископского суда, при предшественнике В. К. свт. Моисее (1326-1330) она была широкой за счет сокращения полномочий княжеского наместника и посадника. Известны также 5 печатей владычних наместников в Нов. Торгу, относящиеся к периоду святительства В. К. (по каталогу Янина, 529, 530, 530а, 531/1-2). На лицевой стороне печатей надпись: «Печать ноторжьского намест(ника)», на оборотной - изображение свт. Василия Великого в полный рост, с воздетыми руками, в левой руке - кодекс. В. К. является одним из главных действующих лиц «Повести о белом клобуке» (кон. XV - нач. XVI в.), где речь идет о присылке Новгородскому архиепископу из К-поля белого клобука в знак отличия от др. рус. архиереев. Белый клобук действительно был обнаружен во время вскрытия в 1946 г. погребения одного из Новгородских архиереев в Мартирьевской паперти Софийского собора. Исходя из наличия в захоронении полиставрия, А. Л. Монгайт считал, что там был погребен В. К. Однако Янин полагает, что белый клобук мог принадлежать как В. К., так и «любому более позднему, нежели Василий, новгородскому архиепископу», в частности Симеону или Евфимию I .

http://pravenc.ru/text/Василий ...

Затем иноверные церкви, сперва католического исповедания, а потом – лютеранские, существовали в городах Нарве и Выборге. Лютеранский препозит г. Выборга стоял в таком почете, что вместе с архиепископом  Упсальским, присутствовал в Стокгольме в кирке при произнесении Густавом Адольфом, королем шведским, присяги в ненарушимости Столбовского договора. После 1617 года шведы, как мы видели раньше, обращали православные церкви в лютеранские и строили новые не только в городах, но и в погостах. По Столбовскому же договору русским позволено было в Выборге «торговые дворы имети, и божественную службу по своей вере, по своим дворам, в своих хоромах, вольно отправляти, а иных церквей по своей вере не ставити». Но была ли в Выборге православная домовая церковь , где – неизвестно, и, по всей вероятности, не было. Православные же христиане не только в Выборге, но и в его уезде существовали ранее шведского разорения, и если судить по русскому названию местности, имели даже свое поселение. В 1598 году 28 мая, в Пскове, во время молебного пения в соборе Живоначальной Троицы, один малоумный, по имени Давид, мужчина лет 20, получил смысл, которого лишился с год тому назад. Этот Давид, удостоившийся такой благодати Божией, пришел в Псков из Выборгского уезда (Котельницкой губы) из деревни Подмогилья (Аполлоса, Псково-Печерский монастырь, стр. 65). Так как христианство в нынешней Санкт-Петербургской губернии распространялось из Новгорода: то церкви, монастыри, духовенство, иноки и народ исконно составляли паству новгородских иерархов. Всякие дела духовного свойства ведались в Новгороде. Новгородские владыки сами иногда предпринимали путешествия в эти отдаленные места своей епархии. Так один из них сопутствовал до Копорья св. князю Александру Ярославичу Невскому, когда он отправлялся в Корелию. Новгородский архиепископ Нифонт в 1153 году, по сказанию летописи (Новгор. 1, стр. 11), посещал город Ладогу. Закладка каменной крепости в Орехове была благословлена лично новгородским же владыкой.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Проваторов Анатолий Яковлевич Был репрессирован. После освобождения работал в Покровском храме г. Покрова чтецом. Затем работал на Антиохийском подворье в Москве заведующим хозяйством. 1. 1 августа 1957 г. 1.VIII–57 г. г. Орехово-Зуево, ул. Маяковского, 55 Преосвященнейший Владыко и дорогой Отец! В последнее время произошли у меня интересные и хорошие события. Полторацкий мне всегда советовал обратиться к митрополиту Николаю 367 . В этой связи в последнем письме он дал мне рекомендательное письмо к владыке. В понедельник 29.VII с. г. я был на приеме у владыки Николая, принявшего меня тепло. Я ему рассказал все и был внимательно выслушан. Просьба моя свелась к двум пунктам: помочь освободиться от п. 11-го 368 ; помочь устроиться в Загорскую семинарию без загорской прописки. Без загорской прописки временно, т. к., если судимость снимут, – пропишут, а если не снимут – я согласен перевестись в ту семинарию, где пропишут. Владыка сказал, что обо всем он подумает и чтоб я к нему пришел недели через две, что я и сделаю. Сейчас я активно готовлюсь к приемным экзаменам. Нужно знать много молитв, некоторые наизусть я не знаю. Еще до посещения митр[ополита] Николая я был в Покрове и договорился с Покровским настоятелем, что буду в местном храме читать на клиросе. В следующую воскресную литургию должен читать там часы. После этого мне хотелось бы, с Вашего разрешения, навестить Вас. В Москве был я в поликлинике расстройств слуха и речи и встал на очередь на занятия в логопедическом кабинете. Возможно, в сентябре – октябре начнется трехмесячный курс лечения. Я бы совместил это и с занятиями в Загорске. Интересно, что на время лечения лечащиеся прописываются в Москве! С низким поклоном прошу Ваших святительских молитв и благословений. Недостойный послушник Вашего Преосвященства – Анатолий. Д. 25 (2). Л. 158–158 об. Подлинник. Автограф. 2. 25 ноября 1957 г. 25/XI–5 Ваше Преосвященство, Высокочтимый Владыко! Свидетельствуя Вам свое уважение, хотел бы о себе сообщить следующее. Нахожусь в Орехове, работаю по-прежнему на фабрике. Вечерами и в выходные дни готовлюсь за первый класс семинарии. Нужная литература теперь имеется, кроме учебника славянского языка. Его нет ни у букинистов, ни моих знакомых.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010