Архив Пн В Неделю 35-ю по Пятидесятнице, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя 4 февраля 2024 г. 13:24 4 февраля 2024 года, в Неделю 35-ю по Пятидесятнице, праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. В этот день совершается поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову. Поминовение усопших установлено определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 января 1991 года на основании решения Поместного Собора 1917-1918 годов.  За Литургией Его Святейшеству сослужили: епископ Павлово-Посадский Силуан , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Наро-Фоминский Никандр , председатель Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексей (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; архимандрит Филипп (Рябых), настоятель прихода Всех святых в Страсбурге, представитель Московского Патриархата при Совете Европы; протоиерей Валентин Васечко, заместитель председателя Учебного комитета  Русской Православной Церкви, первый проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , клирик храма иконы Божией Матери «Троеручица» — Патриаршего подворья в Орехове-Борисове Южном г. Москвы; духовенство столицы.  Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент И.Б. Толкачев).  Патриаршее богослужение транслировалось в прямом эфире на телеканалах  «Союз» и «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.  На малом входе указом Святейшего Патриарха Кирилла во внимание к трудам на ниве духовного образования, в связи с 20-летием служения в сане пресвитера и 60-летием со дня рождения доцент кафедры систематического богословия ПСТГУ, заместитель председателя Учебного комитета, клирик храма иконы Божией Матери «Троеручица» — Патриаршего подворья в Орехове-Борисове Южном г. Москвы протоиерей Валентин Васечко был удостоен права ношения наперсного креста с украшениями. 

http://patriarchia.ru/db/text/6100626.ht...

В церковных канонах нормальному человеку не скучно История Владимира Гурьева – шахтера, ставшего иконописцем Оксана Головко Владимир Гурьев – известный иконописец, иконостасы его авторства находятся в храмовом комплексе Преподобного Сергия Радонежского на Рязанке (Москва), в храме Святого пророка Илии в селе Ильинка (Московская область), в храме Святителя Алексия, Митрополита Московского (Омск), в храме Покрова Божией Матери в Орехове-Борисове Южном (Москва). Он с детства любил рисовать, но, следуя родительскому пути, стал шахтером... Мы поговорили с Владимиром о его пути к вере, иконописи, а также что он думает по поводу выгорания у современных верующих. В мастерской иконописца – большая недописанная икона Сорока мучеников Севастийских, на столе – готовые краски, коробочки с сухими пигментами, ступки для перетирания лазурита и малахита. Владимир Гурьев – Я вырос в староверческом переулке Новокузнецка, – начинает рассказ Владимир. – Так что вера была в моей жизни с детства. Дома были бабушкины книги – огромные, древние. Я и сейчас такие читаю, привык. В советском детстве религиозность особо не афишировалась, но и не притеснялась. На физкультуре пару раз физрук сказал что-то по поводу крестика, и все. Это же Сибирь, – население формировалось долго и сложно: колонизация Сибири, и в советский период сколько ссыльных там оказывалось! В нашем классе учились немцы-протестанты, латыши-католики и татары-мусульмане. Навести антирелигиозный порядок в полном смысле слова властям было сложно, поэтому на то, что кто-то крест носил, внимания не обращали. Осознанно начал ходить в церковь в конце 1980-х, тогда я как раз поступил в Горное училище – после восьмого класса. В городе только что открылся возвращенный Церкви Преображенский собор, который предстояло восстанавливать, в состоянии он был плачевном. – То есть у вас было все спокойно, логично, без неофитства, как было у тех советских людей, что не сталкивались с верой? – Да, а как иначе? Вера и на бытовом уровне действительно была просто частью жизни. Вот примеры из детства. Например, у протестантов и католиков Пасха наступила раньше, соседский мальчишка, немец, принес узелок – яйца крашеные, пирог. Бабушка благодарит и говорит: «Отнеси в кладовку, до Пасхи». А потом и мы несли угощение соседям…

http://pravoslavie.ru/147996.html

Потом владыка Феодосий послал меня уставщиком в монастырь на год. Сказал про себя: «Господи, благослови, и будь что будет» – Как вы попали в иконописную школу? – Со мной учились друзья – Максим Балин, сейчас он Зосима, епископ Магнитогорский и Верхнеуральский, и Иван Холкин, который потом станет протоиереем, настоятелем храма в Орехове-Борисове Южном в Москве († 2022). Вернулся я после каникул и узнал, что они поступили в семинарию Троице-Сергиевой лавры. Сначала расстроился: почему не сказали, не позвали с собой?! Потому поостыл: как они могли сообщить мне? Не то что мобильных не было, вообще со связью было не очень. Так что на следующий год я тоже решил поступать. Друзья, приехав на каникулы, рассказали, что в Московских духовных школах есть отделение иконописи. Все знали, что я с детства люблю рисовать, собирал и вырезал фотографии икон из разных журналов (например, из журнала «Работница» – там была рубрика «История одного шедевра», где порой печатали иконы), даже пытался сам их копировать. Поэтому сборы были недолгие. – Копировали в детстве иконы – гуашью? – Маслом пробовал. Про такую технику, как темпера, я, понятное дело, не слышал. В Новокузнецке в 1980-е – начало 1990-х было сложно с принадлежностями для художников. Хорошая бумага – дефицит. Помню, в детстве была у нас соседка, которая работала в продуктовом магазине, и им привозили в огромных рулонах серую упаковочную бумагу. А раз как-то привезли хорошую, белую, и она принесла немного. Это было такое счастье, что у тебя есть бумага, не из всяких отходов, а белая. На ней я писал и акварелью, и гуашью. А для икон просто брал фанеру, грунтовал – мел с клеем ПВА. – Откуда знали, как нужно грунтовать? – У меня была пара книжек по технологии, в одной, где не хватало половины страниц, посвященной станковой масляной живописи, были рецепты грунтовок. Художников знакомых не было, спросить не у кого. Уже когда я учился в Горном училище, впервые познакомился с профессиональным художником Дмитрием, он меня научил грунтовать более-менее профессионально. Но по-настоящему все постигал и учился всему уже в Иконописной школе.

http://pravoslavie.ru/147996.html

Иринарховский крестный ход 2007 г. В Смутное время в Ростовском Борисо-Глебском монастыре подвизался прп. Иринарх Затворник, всея России чудотворец. Святой предсказал нашествие поляков на Москву, он же благословил кн. Димитрия Пожарского на борьбу с иноплеменниками. Ежегодно в память о преподобном братия и паломники обители шли крестным ходом от стен Борисо-Глебского монастыря на родину святого в село Кондаково. Крестный ход длился неделю, у каждого из встречавшихся на пути храмов делались остановки на ночлег, служились молебны. 300-летняя традиция прервалась с закрытием обители большевиками. Почти все храмы на пути крестного хода были разрушены. В 1994 г. в Борисо-Глебский монастырь вернулась братия, стараниями которой с 1997 г. был возобновлен традиционный Иринарховский Крестный Ход. Сейчас паломники проходят около 70 км за три дня пути, останавливаясь на ночлег у восстановленных храмов. В разрушенных церквях и на сельских погостах служатся молебны и панихиды. Четвертый день заканчивается молебном на источнике прп. Иринарха у села Кондаково. День первый. 19 июля. Борисо-Глебский монастырь – Павлово село Надвратная Сергиевская церковь Ростовского Борисо-Глебского монастыря Символическая рака прп. Иринарха Затворника и чтимая икона святого, которую пронесут крестным ходом У кельи прп. Иринарха Затворника Божественная литургия перед началом крестного хода Божественная литургия в Борисо-Глебском монастыре перед началом крестного хода Паломницы. Позади – келья прп. Иринарха Юный крестоходец Мишка Трапеза перед выходом Надо еще подкрепиться! Идти три дня… Молебен перед ракой прп. Иринарха Затворника Начало крестного хода. Молебен у храма Начало крестного хода. Напутственное слово наместника Борисо-Глебского монастыря игумена Иоанна (Титова) Начало крестного хода. Молебен у храма Пошли! Впереди 3 дня пути и 70 км дорог Выход из ворот святой обители В сосновом бору. Когда-то монастырь окружали непроходимые дубовые чащи По борисоглебскому лесу с чтимой иконой прп. Иринарха Паломники на пути к св. источнику

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery34....

Долгие годы храм был в полном запустении. Он был превращён в склад, где хранились минеральные удобрения, мел, стройматериалы и прочее. В 1984-1985 г.г. председателем Харьковского облисполкома Бездетко А.П. было дано указание председателю Змиевского райисполкома Белашову П.И. взорвать храм. Указание было спущено ниже, председателю совхоза «Третий решающий» (название совхоза) Грещуку В.П., который, побеседовав с местным населением, отказался выполнить указание. Мотив отказа был следующий: православные христиане, бывшие прихожане Свято-Борисо-Глебского храма, утверждали, что за содеянное зло (взрыв храма) обязательно последует кара Божья, и речка, протекающая близ храма, затопит всё село. Это возымело действие: храм уцелел, указ был отменён. Так Господь сохранил Свято-Борисо-Глебский храм для будущей обители. Храм продолжал оставаться в запустении и использоваться под склад до 1991 г. В 1991 г. делается первая попытка реставрации и открытия храма. По благословению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима настоятелем Свято-Борисо-Глебского храма по совместительству был назначен священник Александр (Таняшкин), имевший основной приход в селе Боровая. Примерно через два года настоятелем Свято-Борисо-Глебский храма был благословлён отец Григорий (Луженцов), у которого основной приход был в Змиёве. В связи с тем, что у назначенных священников Свято-Борисо-Глебский храм не являлся основным приходом, восстановление и реставрация велись очень медленно. В 1995 г. по благословлению митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима настоятелем Свято-Борисо-Глебский храма назначен иеромонах Севастиан (Щербаков). В этом же году отец Севастиан приступил, а в 1996 г. завершил работы по реставрации храма во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. По завершению восстановительных работ высокопреосвященнейшим митрополитом Харьковским и Богодуховским Никодимом отец Севастиан был возведён в сан игумена и благословлён на строительство первого монашеского корпуса. 15 апреля 1997 г. Священным Синодом УПЦ был утверждён Свято-Борисо-Глебская женская обитель (монастырь), духовным пастырем которого благословлён игумен отец Севастиан. До официального утверждения монастыря обитель являла из себя религиозную общину. Первой насельницей храма была послушница Ирина (Мерлан).

http://sobory.ru/article/?object=03878

О первоначальном населении Орехова нет письменных документов ни в церковном архиве, ни в архиве городской управы. Но вот что сообщили в 1872 г. настоятелю собора, о. Чепиговскому два старца-крестьянина – Григорий Андреев Тельбух, 108 лет от роду, и Михаил Ткач, 96 лет от роду: По словам Тельбуха, первым поселенцем Орехова был около 1775 года крестьянин с. Обмачева, черниговской губернии, Юшка, которого сын Никифор был первым головою в ореховской сборной избе, открытой около 1782 г., а вслед за ними стали селиться здесь беглые помещичьи крестьяне и преступники из южной России. В ту пору было здесь не более 8 разбросанных хат; до реки Конки все были плавни. Беглецы селились по высоким грядам плавней, потому что здесь прекращалось всякое преследование их, а в плавнях за камышом, лозой и вербой нельзя было и преследовать их. – По словам Ткача, в Орехове в 1786 году было 20–30 дворов, где жили беглецы, а в окружавших Орехов степях водилось много волков, зайцев, лисиц и диких лошадей. До 1801 г. город Орехов был казенное селение Орехово. В 1801 г., 19 февраля, селение переименовано в город Орехов, и в нем учреждены присутственные места. До 1842 г. он считался уездным городом, но уезд назывался мелитопольским, а не ореховским. В 1842 г., после пожара в Орехове, уездное управление было перенесено сперва на время в Токмак, а потом в Мелитополь; Орехов же остался заштатным городом. 512 Прежде он представлял значительный торговый пункт на главном транзитном пути из России в Крым, но после Крымской войны, и особенно с 1874 года, когда построена была Лозово-Севастопольская дорога, он быстро стал падать в торговом и промышленном отношении. 513 В Орехове – две церкви: соборная и кладбищенская. Соборная церковь . Первый молитвенный дом в Орехове был деревянный: он был построен при первом ореховском священнике Иоанне Толстенкове 514 и освящен в честь Покрова Божией Матери; но в 1798 г. начат новый деревянный храм и освящен в 1801 г. В 1840 г. он был переделан заново, и тогда же устроен был на хорах придел во имя Архистратига Михаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

«Здесь спасешься» К 10-летию возрождения обители страстотерпцев Бориса и Глеба Борисо-Глебский на Устье мужской монастырь 10 лет назад, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, к престолу Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря впервые встал игумен. Так было положено начало возрождению молитвенной жизни, прерванной богоборцами в 1923 году. В этот праздничный день Божественную литургию возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл, ему сослужило духовенство Ростовского и Борисоглебского благочиния. После молебна владыка благословил всех молящихся Казанской иконой Божией Матери. По случаю 10-летия возрождения обители архиепископ Кирилл удостоил наместника монастыря игумена Иоанна (Титова) епархиальной награды - медали Ярославских чудотворцев благоверных князей Феодора и чад его Давида и Константина и Василия и Константина. Борисо-Глебский монастырь, третий (после Лавры и Кержачского монастыря) из основанных преподобным Сергием Радонежским, возник в 1363 году на том месте, которое указал преподобный своим собеседникам и ученикам Феодору и Павлу, первостроителям обители. В истории Борисо-Глебского монастыря много замечательных страниц, но особенно памятна та из них, которая повествует о роли Борисо-Глебского монастыря в спасении Отечества от польско-литовского нашествия. Преподобный Иринарх-затворник, подвизавшийся в Борисо-Глебском монастыре, дал благословение на поход на Москву и медный поклонный крест вождям русского ополчения князю Димитрию Пожарскому и Козьме Минину. Крест преподобного и его молитвы сопровождали воинов-освободителей до самого Кремля. С этим крестом и Казанской иконой Божией Матери была одержана победа. Эти две святыни стояли вместе у кремлевских стен как свидетельство небесного заступничества и помощи в прекращении великой смуты в русском царстве. За десять лет возрождения монастырь стал центром духовной жизни для многих и многих православных людей из разных мест России и зарубежья. Начиная с 1997 года, дважды в год, в зимнюю и летнюю пору сюда стекается православный народ на Иринарховский крестный ход и для участия в научно-практических и краеведческих чтениях, посвященных памяти преподобного Иринарха.

http://pravoslavie.ru/222.html

Лит.: Коложанский мон-рь в Гродно//Гродненские ГВ. 1846. 8, 22, 23; Гродненская Коложская церковь//Литовские ЕВ. 1866. 4. С. 98-108; Диков П. Мат-лы для истории Коложской ц. в Гродно//Памятная кн. Гродненской губ. Гродно, 1887. С. 1-21; Грязнов В. В. Коложская Борисо-Глебовская ц. в Гродне//Тр. Виленского предв. комитета по устройству IX Археол. съезда. Вильна, 1893; Иосиф (Соколов), еп. Коложская в г. Гродне церковь. Воронеж, 1899; Древле-русский и древле-православный памятник зодчества в Гродне//Гродненские ЕВ. 1904. 49. С. 1428-1432; Диковский Н. Р. , прот. Из летописи Гродненского Борисо-Глебского муж. мон-ря: По док-там архивов Гродненского Архиерейского дома и Борисо-Глебского мон-ря 1846-1856 гг. Гродна, 1906; Корчинский И. В. , прот. Древняя Коложская ц. во имя св. кн. Бориса и Глеба в г. Гродне. Гродна, 1908; Орловский Е. Ф. Гродненская старина: В 2 ч. Гродно, 1910; Шчakaцixih М. Нарысы з ricmopыi беларускага мастацтва. Менск, 1928, 1993р.. Т. 1; Walicki M. Cerkiew sw. Borysa i Gleba na Kolozy pod Grodnem. Warsz., 1929; Jodkowski J. Swiatynia warowna na Kolozy w Grodnie. Grodno, 1936; Воронин Н. Н. Древнее Гродно. М., 1954; Раппопорт П. А. Новые данные об архитектуре древнего Гродно//ДРИ. М., 1988. [Вып.:] Худож. культура X-XIII вв. С. 64-72; Хозеров И. М. Белорусское и смоленское зодчество XI-XIII вв. Минск, 1994. С. 138-141; Лаврецкий Г. А. Св.-Борисо-Глебская Коложская ц. в Гродно: образ и традиция//Bechik Беларускага Экзархата. 1995. 2. С. 154-159; Памяць: В 2 ч. Mihck, 1999. С. 56-57; Слюнькова И. Н. Мон-ри вост. и зап. традиций: Наследие архитектуры Беларуси. М., 2002. С. 41, 47, 61-63, 145, 221; Черепица В. Н. Второе рождение Гродненского Борисо-Глебского муж. мон-ря (40-50-е гг. XIX в.)// Он же. Очерки истории Православной Церкви на Гродненщине: В 2 ч. Гродно, 2005. Ч. 2. С. 96-103. Л. Е. Кулаженко, Г. А. Лаврецкий Рубрики: Ключевые слова: ЖИРОВИЦКИЙ (ЖИРОВИЧСКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в пос. Жировичи (прежде русифицированное наименование Жировицы) Слонимского р-на Гродненской обл. (Белоруссия)

http://pravenc.ru/text/168167.html

Завершились очередные Всероссийские Иринарховские чтения Борисоглебский, 2 марта 2005 г . Борисо-Глебский монастырь. В поселке Борисоглебский, в Ярославле и Ростове Великом с 27 февраля по 1 марта проходили Всероссийские Иринарховские чтения, посвященные памяти преподобного Иринарха-затворника Ростовского, Борисо-Глебского, чей духовный подвиг послужил делу освобождения Отечества от польско-литовского нашествия в 1612 году. Это уже восьмые по счету Чтения. Проводимые по благословению Патриарха Алексия, силами Борисо-Глебского монастыря и Отделением международного фонда славянской письменности и культуры, они стали ежегодными, передают наши корреспонденты Л.Данилова и А.Волгина. " Правда – венец всему " – эти слова стали девизом нынешних Чтений, собравших на этот раз ученых-демографов, медиков, психологов, священнослужителей, военачальников, журналистов и писателей из Москвы, Владимира, Иркутска, Новосибирска, Углича, Рыбинска, Ярославля. Как всякое на Руси доброе дело Чтения начались с молитвы. Божественную литургию в Борисо-Глебском монастыре служили архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл и епископ Бакинский и Каспийский Александр в сослужении игумена Борисо-Глебского монастыря Иоанна (Титова) и священников Ярославской епархии. Знаменательно, что Чтения открылись в неделю о блудном сыне, когда Святая Церковь начинает предуготавливать своих верных чад к поприщу Великого поста молитвой " Покаяния отверзи ми двери… " и в день памяти равноапостольного Кирилла, учителя Словенского. Это особо подчеркнуло дух Чтений, направленный на возвращение в жизнь нашего общества духовно-нравственных традиций русского народа и просветительство. Предметом разговора на этом представительном форуме (среди выступающих – один академик, четыре доктора и пять кандидатов наук) стала демографическая ситуация в нашей стране, которую сегодня иначе, как катастрофической, не назовешь. Директор медико-просветительского Центра " Жизнь " Н.Н. Бойко, проанализировав данные за последние десять лет (с момента принятия решения Каирской конференцией по народонаселению), рассказала о губительной для России деятельности Ассоциации планирования семьи, назвав страшные цифры: по данным официальной статистики в России ежегодно совершается до двух миллионов абортов, а по статистике Центра " Жизнь " – российскими матерями убиваются во чреве до четырех миллионов младенцев.

http://pravoslavie.ru/12856.html

В 2009 г. «епископ Луганско-Старобельский» Матвиевский был уволен на покой, в 2009-2010 гг. епархией руководил «епископ» Тихон Петранюк, в 2010-2013 гг.- Мефодий Срибняк, в 2013 г. ее возглавил «епископ» Афанасий Яворский. Кроме Луганска, где в 2013 г. был открыт Троицкий кафедральный собор УПЦ-КП, действующими являются 7 приходов: Покровский в Северодонецке, Преображенский в г. Кременная, святых Веры, Надежды, Любови и Софии в Старобельске, Покровский в Краснодоне, Вознесенский в г. Красный Луч, Сергиевский в Ровеньках, Николаевский в с. Волкодаеве Новоайдарского р-на. Остальные общины имеют фиктивный характер, никакой деятельности не ведут. Зарегистрированы 12 священников. Яворский и его сторонники делают попытки захвата храмов УПЦ (18 окт. 2015 в с. Райгородка Новоайдарского р-на). Старообрядчество на Луганщине Первые староверы прибыли на территорию совр. Донбасса не позднее 1720 г. из Московской губ. и основали с. Ольховатка (Славяносербского у. Новороссийской губ.). Вторая группа переселенцев-староверов прибыла в 80-х гг. XVIII в. из Стародубского и Севского уездов, они селились как в районе Ольховатки, так и на побережье Азовского м., где было основано с. Мелекино. В 80-х гг. XVIII в. в основанном старообрядцами с. Городище (Славяносербского у., ныне Перевальского р-на Луганской обл.) были построены 2 часовни: Успенская и Покровская, появился Преображенский муж. скит. В Городище служили те же священники, что и в Ольховатке. Позже возник приход Белокриницкой иерархии в с. Орехове Славяносербского у. (ныне Ореховка Лутугинского р-на Луганской обл.). В 60-х гг. XIX в. в Городище насчитывалось 3736 старообрядцев, в Ольховатке - 1597, в Орехове - 757 старообрядцев. В 1866 г. для прихода Ольховатки был рукоположен свящ. Емилиан Бессчатный (Бессчастнов), исполнявший свои обязанности вплоть до кончины в 1910 г. По данным переписи 1897 г., в Славяносербском у. проживало 6275 староверов, в Старобельском - 985, в Бахмутском у.- 638 старообрядцев. Между 1905 и 1910 гг. в Орехове был построен Покровский храм. В 1908 г. сооружен старообрядческий Вознесенский храм на хуторе Никитин Славяносербского у. (ныне с. Никишино Шахтёрского р-на Донецкой обл.). Не позднее 1910 г. построен храм белокриницкого согласия в рыбацком пос. Мелекино Мариупольского у. (ныне село Першотравневого р-на Донецкой обл.). В 1911 г. упоминались храмы белокриницкого согласия в Славянске и в с. Н. Богдановка Старобельского у. Харьковской губ. (ныне Червоный Жовтень Станично-Луганского р-на).

http://pravenc.ru/text/2110759.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010