В последующие годы круг научных интересов отца Александра заметно расширяется. В частности, он нередко обращается и к светской тематике. В различных журналах отец Александр помещает интересные статьи и заметки о сибирских городах, церковных и частных библиотеках, о появлении театра в Сибири и о добыче соли, об обычаях и взглядах сибирских жителей, а также исследует древние сибирские грамоты и челобитные. Главным предметом его научных трудов остается церковная история Сибири. В Омске он продолжает собирать сведения по сибирской агиографии, о выдающихся сибирских архипастырях, об особо чтимых иконах, о сибирских храмах и монастырях, православных миссиях и о местных церковных обычаях. Статьи священника Александра Сулоцкого печатаются в «Чтениях в Обществе истории и древностей Российских», в «Тобольских губернских ведомостях», Иркутских, Вологодских и Оренбургских епархиальных ведомостях, в журналах «Странник», «Православное обозрение», «Русский вестник», «Душеполезное чтение», «Церковно-общественный вестник», «Русская старина», а также в некоторых других периодических изданиях. Только в журнале «Странник» было опубликовано более сорока статей отца Александра Сулоцкого. За усердное пастырское служение 4 августа 1863 года священник Александр Сулоцкий был возведен в сан протоиерея. В 1864 году в Петербурге было издано самое обширное его исследование:      «Описание наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольской епархии» 29 . Протоиерей Александр Сулоцкий имел много друзей среди лиц духовного звания и среди ученых – любителей сибирской старины. Желая получить необходимые для себя исторические сведения или статистические данные, он посылал запросы в различные города, села и монастыри. Большая дружба связывала отца Александра с известным сибирским краеведом Н.А. Абрамовым (1812–1870), бывшим некогда также преподавателем Тобольской Духовной Семинарии, а затем служившим смотрителем училищ в Ялуторовском, Березовском и Тюменском округах. По долгу службы Н.А. Абрамов объездил многие районы Северо-Западной Сибири и собрал немало ценных сведений по ее истории и этнографии. Ученых объединяла общность интересов: Абрамов, как и Сулоцкий, писал о распространении христианства среди народов Севера, о митрополите Филофее, о сибирских монастырях. Отец Александр высоко ценил ученые труды своего друга, был весьма признателен за полученные от него сведения и, в свою очередь, посылал ему рукописи своих работ.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Вениамин, епископ Воронежский и Задонский (Смирнов Василий Васильевич) Первоначальное образование получил в Курской духовной семинарии. В 1855 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 9 ноября 1856 года назначен инспектором Воронежского духовного училища. 31 марта 1862 года пострижен в монашество, 4-го апреля рукоположен во иеродиакона, а 5-го – во иеромонаха. 3 сентября того же года назначен инспектором Черниговской духовной семинарии. 22 мая 1866 года переведен инспектором Псковской духовной семинарии. 26 марта 1868 года возведен в сан архимандрита и назначен исполняющим обязанности ректора Донской духовной семинарии. 4 марта 1879 года хиротонисан во епископа Екатеринбургского. С 5 апреля 1882 года – епископ Оренбургский и Уральский. С 1 мая 1886 года – епископ Воронежский и Задонский. Скончался 7 мая 1890 года. Погребен в Благовещенском соборе. Епископ Вениамин ничем не отличался как ученый муж, даже красноречием не блистал, но по жизни своей был строгим аскетом. Пищу принимал весьма воздержанно, в молитве же пребывал постоянно. В мыслях и словах был всегда сдержан. И прежде чем сказать, сначала строго обдумывал и тогда говорил. Располагал к себе пасомых глубоким смирением, доверчивостью и любовию ко всем, и особенно к сиротам, и усердным служением в храмах епархии. В оренбургский период жизни епископ Вениамин был участником собрания архиереев в г. Казани, где вместе с другими епископами подписал пастырское воззвание к старообрядцам. Литература: Шестаков И., священник. Краткий исторический очерк столетия Пермской епархии (1799–1899). Пермь, 1899. – С. 199–200. Чернавский H. М. Оренбургская епархия в прошлом ее и настоящем. Исследование Николая Чернавского: в 2 т. – Оренбург, 1900–1903, т. 2. – С. 14. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1398, 1407. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 453. Православное обозрение. – 1885, сентябрь. – С. 193–201. – 1886, май. – С. 367–391; июнь-июль. – С. 409–416. Известия по Казанской епархии. – 1886, 11. – С. 263. Самарские епархиальные ведомости. – 1886, 9, офиц. – С. 183–210; неофиц. С. 10. – С. 199–208. Церковные ведомости. – 1890, 14–15. – С. 114. Воронежская старина. – Воронеж, 1902–1916, 1908, в. 7. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т./Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского . – СПб., 1900–1911, т. 3. – С. 846. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т./Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 552; т. 2. – С. 1705. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Большая часть биографических статей и воспоминаний посвящена местным деятелям, напр. «Первый Оренбургский епископ, а впоследствии Тобольский архиеп. Амвросий Келембет» прот. Александра Сулоцкого (1874. 11; 1875. 9-12), «Воспоминания о И. И. Неплюеве» прот. С. Семёнова (1874. 1. С. 30-33; 3. С. 103-105; 1875. 3. С. 94-102), «Преосв. Михаил [Добров], еп. Оренбургский и Уфимский» Р. Г. Игнатьева (1882. 11-15, 17, 18/19), но встречаются и биографические публикации о лицах, не связанных с Оренбургским краем, напр. «Воспоминания о преосв. Варлааме, архиеп. Черниговском и Нежинском» (1873. 14, 15, 17-22, 24), «Воспоминания о высокопреосв. Макарии [Булгакове], митр. Московском» Г. С. Рыбакова (1883. 2. С. 51-62). Среди мн. статей по народному образованию наиболее общий характер имеют «Начальное народное образование: Школы грамоты» (1890. 2, 4, 6, 9, 12, 13, 17, 19-24) и «С. А. Рачинский и его примерная педагогическая деятельность» (1891. 18. С. 594-606; 19. С. 639-650; 20. С. 673-686) Полетаева, «Известия и заметки по народному образованию» С. С. Никольского (1896. 2-6, 8, 10, 13/14, 21, 23; 1897. 1, 5, 8, 12, 16, 17, 24), «Десятилетие церковноприходских школ Оренбургской епархии (1885-1895)» свящ. Владимира Покровского (1896. 22, 24; 1897. 3-5). В качестве приложений к «О. е. в.» издавались: «Катихизические поучения» свящ. Иоанна Тернова (1887), «Записки по философии» В. И. Обухова (1889), «Слова, беседы и поучения на воскресные и праздничные дни» (1890-1892), Отчеты о деятельности Оренбургского Михаило-Архангельского братства (1890-1905), «Программа школы для крещеных инородцев восточной России» Н. И. Ильминского (1895), «Акты собрания депутатов от духовенства» (1915), «Проповеднический листок» (1916-1917), «Церковно-школьный листок Оренбургской епархии» (1916-1917), сборники проповедей и отдельные поучения, руководства по садоводству и пчеловодству, списки церковноприходских школ епархии и программы учебных предметов, отчеты Об-ва вспомоществования нуждающимся учащимся и Миссионерского об-ва, списки служащих в духовно-учебных заведениях епархии, ведомости епархиального учебного совета и др.

http://pravenc.ru/text/2581505.html

Ввиду тяжелого момента, переживаемого нашим отечеством, постановили оказать всемерную поддержку Временному правительству в его полезной для государства деятельности, принять все меры в борьбе с дезертирством, употребить все усилия и средства, чтобы «Займ свободы» был покрыт с избытком, и признать, что настоящая война должна быть в согласии с союзниками доведена до полного победного конца, так как в этом только залог сохранения приобретенных революцией свобод. Полоцкие епарх. ведомости. Витебск, 1917. 31. Офиц. отдел. С. 774775. 198. Из постановлений Оренбургского епархиального съезда духовенства и мирян 26 мая 1917 г. О желательной для России форме государственного правления: [Государственная] власть должна находиться в руках народа великого Российского государства и не должна противоречить духу истинного христианства. 399 Об отношении церкви к государству: Православная Церковь во внутренней своей жизни должна быть свободна и независима от воздействия и вмешательства государства и, при всякой форме правления, должна обладать свободой внутреннего самоопределения в отношении своего устройства, управления и жизнедеятельности. Об взаимоотношении церкви и государства: Церковь должна быть свободна от влияния агентов правительства в своем управлении и самоопределении, но имеет право на материальную поддержку со стороны государства. Оренбургский церк. -обществ, вестник. Оренбург, 1917. 19. С. 12. 199. Из резолюций Томского епархиального съезда духовенства и мирян 400 2528 мая 1917 г. Об отделении церкви от государства: Принципиально высказавшись за отделение церкви [от государства], съезд выразил пожелание, чтобы, во избежание внезапной ломки церковной жизни, денежная помощь церкви от государства ликвидировалась постепенно, пока церковь выработает свой финансовый аппарат и твердо встанет на свои ноги. Сибирская жизнь. Томск, 1917. 125. С. 3. 200. Постановления Чрезвычайного съезда духовенства Тобольской епархии с резолюциями епископа Тобольского и Сибирского Гермогена (Долганова) 401

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сообщая о вышеизложенном, почитаю своим долгом донести Архиерейскому Синоду, что покинувший свою Оренбургскую паству Митрополит Мефодий все время ведет разрушительную работу среди вверенной мне паствы, презирая Закон Господень, нарушая церковные каноны и всячески подрывая мой авторитет. Производимая Митрополитом Мефодием подрывная работа в корне разрушает семью, роняет авторитет Церкви и создает благоприятную почву для возникновения антицерковных большевицких течений. Посему смиреннейше прошу Архиерейский Синод внять моим мольбам – оградить вверенную мне паству от разлагающей работы Харбинского Епархиального начальства и назначить ревизию Харбинской епархии. 472 В связи с этим Синод потребовал объяснение митрополита Мефодия и подтвердил для исполнения указ Архиерейского Синода от 17/30 ноября 1925 г., о разграничении юрисдикций Пекинского и Харбинского Епархиальных Начальств по бракоразводным делам. 473 Во второй половине 1920-х гг. Архиерейский Собор продолжал осуществлять руководство деятельностью православных епархий РПЦЗ по всему миру. В его компетенцию входил широкий круг разнообразных вопросов. В их числе следующие: утверждение должностей членов Епархиальных Советов, рассмотрение спорных вопросов, координация отношений между Главами Православных Церквей и представителями РПЦЗ, связь и информирование всего мира о событиях в России, подготовка и проведение Соборов, изыскание средств для церковной жизни (функционирования храмов, благотворительности, образовательной и издательской деятельности), рассмотрение бракоразводных дел, награждений, юрисдикционных и богословских вопросов. На примере взаимодействия с представителями православной русской диаспоры и церковными иерархами в Китае можно утверждать, что «бразды правления» в это время находились в руках Архиерейского Синода в Сремских Карловцах. В 1927 году в связи с рекомендацией архиепископа Харбинского и Маньчжурского Мефодия Синод утвердил в должности члена Харбинского Епархиального Совета избранного на Епархиальном Собрании протоиерея Михаила Филологова, вместо умершего протоиерея Александра Онипкина. 474

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Герасимов Василий Александрович. Сын священника. Окончил Уфимскую духовную семинарию. Участник Гражданской войны, сражался в рядах каппелевцев. Эвакуировался в Китай. Журналист в Харбине, секретарь архиепископа Нестора (Анисимова) . Диакон с 1939 г., а затем священник. Служил в Харбине в Свято-Алексеевской церкви. Законоучитель Харбинского русского техникума. В 1946 г. секретарь издательского отдела Восточно-Азиатского экзархата РПЦ. Арестован в 1948 г. китайскими властями вместе с владыкой Нестором (Анисимовым) и передан следственным органам СССР. Отбыл десятилетний срок в лагерях. По освобождении в 1955 г. служил в г. Торжке Тверской епархии. Протоиерей Василий Грифцов Василий Николаевич. Военный священник 17-го Восточно-Сибирского стрелкового полка во время Русско-Японской войны 1904–1905 гг. Исполнял свои священнические обязанности под огнем неприятеля. Протоиерей Василий Демидов Василий Михайлович. Священник Оренбургской епархии с 1906 г. Активный миссионер в Челябинском уезде, автор многих статей в журнале «Оренбургские епархиальные ведомости», разъездной священник при ст. Челябинск. Военный священник во время Первой мировой и Гражданской войн. Участник Великого Сибирского Ледяного похода. В Харбин прибыл в 1920 г. Служил в Госпитальном городке и в Иверской церкви с 1923 по 1927 г. Своими статьями поддерживал и объединял российскую эмиграцию вокруг Православной Церкви. Один из основателей братства при Иверской церкви. Издатель журнала «Сеятель». За дар проповеди народ называл его «златоустом». Миссионер. Защищая православие, участвовал в богословских диспутах. Харбинцы помнят его победы над адвентисткой М. А. Каринской, а в 1924 г. – над главой методистов пастором Пейсти. В 1927 г. выехал в США. Настоятель церкви в Сан-Франциско. С 1938 г. преподаватель пастырской школы при Свято-Тихоновском монастыре в Пенсильвании. Заведующий типографией Свято-Троицкого монастыря. Автор многочисленных статей и 10-ти богословских книг. Скончался 03.03.1951 г. в Джорданвилле. Протоиерей Василий

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

132 . Получались в дар следующие периодические издания в 1902 и 1903 г.: 1) Ελησιαστιη Αληθεια; 2) Χριστιανιη Αληθεια; 3) Allgemeine Bibliographie; 4) Bookseller; 5) Catalogo inensile della libreria italiana; 6) Mittheilungen B. G. Teubner; 7) Periodical; 8) Ενωσις ελησιων; 9) Славянский Век; 10) Живая Мысль; 11) Свет (из Америки); 12) Церков. Ведомости 1902 г.; 13) Моск. Вед.; 14) Московские Церков. Ведомости; 15) Вера и Разум; 16) Вера и Церковь ; 17) Американский Православный Вестник; 18) Руководство для сельских пастырей; 19) Душеполезное Чтение; 20) Духовный Вестник Грузинского Экзархата; 21) Wöchentliches Verzeichnis; и Епархиальные Ведомости: 22) Архангельские; 23) Благовещенские; 24) Екатеринбургские; 25) Калужские; 26) Кишинёвские; 27) Нижегородские; 28) Оренбургские; 29) Орловские; 30) Саратовские; 31) Ставропольские; 32) Тверские; 33) Уфимские; 34) Якутские; 35) Ярославские. 133 . Кроме сего из студенческой библиотеки получено 40 названий Епархиальных Ведомостей 1902 года. Определил и: Благодарить жертвователей. XX. Записку экстраординарного профессора Академии Анатолия Спасского о выписке книг, которые он считает нужным приобрести для академической библиотеки. Определил и: Поручить библиотекарю Академии Константину Попову выписать для академической библиотеки, по справке с её наличностью, означенные в записке книги и о последующем представить Правлению Академии. XXI. а) Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что действительные студенты Академии: Величкин Николай (выпуска 1900 года), Моисеев Николай (выпуска 1901 года), Буркович Томо, сербский уроженец, (выпуска 1902 года), иеромонах Игнатий (в мире Илья Абуррус, сирийский уроженец), иеродиакон Афанасий Трифонов, Попов Христо и Бунтовников Стефан, болгарские уроженцы, Ващенко Григорий, Нечаев Ксенофонт, Смирнов Алек- —295— сандр и Троицкий Дмитрий (выпуска текущего 1903 года) – удовлетворительно выполнили поставленные им при окончании академического курса условия для получения степени кандидата богословия, а именно:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

5. Костромская а) Феодоро-Сергиевское На общем собрании братства (1 марта 1892 г.) совет предложил устроить в Костромской епархии противораскольническую миссию, состоящую из 5 миссионеров. Эта мера принята и совет постановил ассигновать из средств братства ежегодную выдачу в 600 руб. б) Александровск 1891г 90043 В 1891 году в братскую лечебницу (при Ипатьевском попечительстве) обращались: к врачам 1050 человек и к фельдшерице 770 человек; лекарств в 1891 год выдано по 1572 рецептам врачей; израсходовано на лечебницу (при даровом труде врачей) – 811 руб. 6.Могилевская Богоявленское 1891 г. 12330 7.Московская Св. Николая 8. Новгородская а) Св. Софии 15 мар. – 1891 г. – по 15 мар. 92 г 13053 Главнейшая статья расхода – поддержание церковно-приходских школ; на этот предмет израсходовано – 8672 руб. б) Св. Феодора Тирона 23 февр. 1892 г. 10. Оренбургская Михаило-Арханг 1891 г. – 11.Пензенская Иннокентиевское братство Пресвятыя Богородицы 30 мая – 1892 г. 8260 К началу октября 1892 года в кассе братства имелось 11117 руб. 57 коп. К 20 окт. т. г. 19 лиц записалось в пожизненные члены, 160 лиц – в действительные и более 100 человек в члены соревнователи. 12.Пермская Св. Стефана С 1892 г. «Пермские Епархиальные Ведомости» издаются при братстве. Всех церковных школ в заведывании братства было 249 (6068 учащихся) ученические библиотеки при школах обогатились книгами для внеклассного чтения. Основано 6 миссионерских противораскольнических библиотек. 13. Полоцкая. Св. Николая и прей. Евфросинии 31 октяб. 4987 1891 г. 5267 14. Полтавская Спасо-Преображ 1891 – 2951 1892 г. 1763 В пособие .церковным школам (за 1891 – 92 год) выдано 200 руб.; на дело христианской благотворительности израсходовано 113 руб. Всего книг разошлось 1597 экз. на сумму 320 руб. 92 коп.; из них бесплатно роздано на 17 руб. 16 коп. 15. Рижская Прибалт. Христа Спасителя 15 августа 1892 года в Пюхтицах освящен новый храм на Богородицкой горе и там же учреждена женская община и при ней школа. Иеввенское отделение приобрело 116 дес. земли с двумя домами и мельницей. Ко дню 25-ти летия деятельности братства (25 янв. 1892 г.) оно издало две брошюры: 1) «из истории православия в Прибалтийском крае» Г. А. Пассита и 2) «Очерк 25-ти летия деятельности братства»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

К сожалению, это издание, за которое самоотверженно взялись несколько человек и была проделана огромная предварительная работа, также не было осуществлено; все остановилось, как только выяснилась реальная стоимость и гигантский объем предстоящих работ; на это у Института не было тогда ни сил, ни средств 17 . Дочь В. С. Новочадова – Наталья (в замужестве Быстрова). Конец 1940-х Долгие годы дочь В. С. Новочадова , Наталья Владимировна Быстрова, работала с рукописью отца, набирала тексты для будущей публикации, продолжила и довела до завершения одиннадцатый том – справочник-путеводитель по Святоотеческой энциклопедии. Как и отец ее, она работала с рукописью до последних дней своей жизни – с надеждой, молитвой, упованием на Бога, что Он не оставит Своего подвижника без награды, и труды его не канут в вечность, а будут доступны тем, для кого они предназначались. Разворот рукописной Энциклопедии В. С. Новочадова На стадии первоначальной подготовки издания сотрудникам Свято-Тихоновского института приходилось бывать в Пулкове под Ленинградом – в доме у дочери Новочадова Натальи Владимировны. Трудно представить себе большую отрешенность от быта житейского. В доме не было ни одного целого стула, не было в необходимом количестве посуды, занавесок на окнах, почти не было заведено в доме еды. Единственным и бесценным богатством здесь были 11 томов Святоотеческой энциклопедии, охватывавшей всю историю Христианства, его многовековой духовный опыт. В этом доме жили лишь надеждой на завершение подвижнического труда Новочадова. Все остальное не имело значения... Лидия Головкова, специалист Отдела Новейшей Истории Русской Православной Церкви ПСТГУ 3 В. С. Новочадов. «Апологетический очерк православного учения о почитании святых мощей…». Отдел рукописей Российской государственной библиотеки; Московская духовная академия. Ф. 172. Карт. 323. Ед. хр. 15. Лл. 1–190. 4 Личный состав служащих в духовно-учебных заведениях Оренбургской епархии в 1908–1909 гг. Оренбургская духовная семинария//Оренбургские епархиальные ведомости. 1908. 9 окт. 40–41. С. 6. 8 Из надписей на подаренных Н. В. Шелковой фотографиях знакомых священников. Полная надпись на фотографии архим. Иоанна (Крестьянкина) в псковской Троицкой церкви: «Глубокоуважаемой Наталье Васильевне, нелицеприятной служительнице Христовой Церкви, доброму и отзывчивому человеку на молитвенную память о признательных богомольцах о Ней – свящ. Иоанне и иером. Всеволоде. Г. Псков. Весна 1956». Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

В селе А. К-не у раскольников беглопоповщинского толка таковых иноков было трое: Исаакий, Варсанофий и Варлаам, а схимниц и старух наберётся и теперь ещё целый десяток. Из первых – Исаакий был одним из главных распространителей раскола в селе; после того, как последний стал ослабевать, он переселился с несколькими семьями лет 15 тому назад в оренбургскую губ., а теперь, как слышно, бродяжничает по нижегородским, самарским и саратовским дебрям раскола и избрал, впрочем, главным пристанищем палаты, или кельи известного покровителя раскола Б-ова. С нашими раскольниками в настоящее время он имеет общение только письменное, или же через различных переселенцев. В письмах, своих вот уже более, чем в течении семи лет, (после того как дети его и многие родственники присоединились к православию), он присылает присоединившимся детям своим одни только проклятия. Замечательно, что мнимый Исаакий, облачившись в схиму более 15 лет, однако же живёт неразлучно с своей женой. Второй – Варсанофий года три тому назад, лишившись ума, умер, а Варлаам, о похождениях которого, главным образом, и поведём речь, здравствует и навещает наше село и поныне. В схимнические доспехи Варлаам облёкся уже около 20 лет и имел пристанище больше в доме вожака раскола И. П. П-ва. У последнего на дворе были сделаны подземные кельи, в которых с Варлаамом находились и ещё человек до 15-ти мужчин и женщин. Это было своего рода подземное царство, в котором царил Варлаам. Здесь у них была и своя печатня, и литография, и переплётая, и книжный склад. Здесь фабриковались и венчики, и разрешительные молитвы, и различные картинки хулительного свойства на Церковь , здесь же превращались и новые книги (особым способом копчения) в старые. При этом о. Варлаам был не только главным заправителем этого дела, но и главным совершителем обильно оплачиваемых треб. Для большего привлечения к себе последователей и подаяний он изредка удалялся в соседние леса, где вырывал себе пещеры и вёл якобы подвижническую жизнь. Об этих подвигах носились разные слухи. То его видели стоящим на молитве всего в слезах, то он как бы нечаянно показывался облечённым в железные вериги чуть не с пудовым же железным крестом на груди, то он стоял или лежал на камнях. Одним словом, слава его росла, подаяния отовсюду лились обильной рекой, и вожак П-в богател не по дням, а по часам. Сколько они сделали зла православию за эти какие-нибудь 10–15 лет, это видно из того, что к описываемому времени (1885 г.) в селе от 800 душ муж. пола православных оставалось не более трети. Все сельские власти были раскольники, почему православный нигде никогда не мог возвысить своего голоса. Были случаи, что раскольники явно глумились над православием и его святынями.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010