Орда в это время до того уже разлагалась от внутренних междоусобий, что Василий несколько лет не платил выхода хану и считал себя независимым; но в 1408 году на Москву неожиданно напал татарский князь Эдиги, который, подобно Мамаю, не будучи сам ханом, помыкал носившими имя хана. Василий Димитриевич не остерегся, рассчитывая, что Орда ослабела, и не предпринял заранее мер против хитрого врага, обольстившего его лицемерным благорасположением. Подобно отцу, Василий Димитриевич бежал в Кострому, но лучше своего отца распорядился защитой Москвы, поручив ее храброму дяде, серпуховскому князю Владимиру Андреевичу. Москвичи сами сожгли свой посад. Эдиги не мог взять Кремля, зато Орда опустошила много русских городов и сел. Москва испытала, что если Орда не в силах была держать Русь в порабощении, как прежде, зато еще долго могла быть ей страшной своими внезапными набегами, разорениями и уводом в плен жителей. Впоследствии уже, в 1412 году, Василий ездил в Орду, поклонился новому хану Джелаледдину, принес ему выход, одарил вельмож, и хан утвердил за московским князем великое княжение, тогда как перед тем намеревался отдать его изгнанному нижегородскому князю. Власть ханов над Русью висела уже на волоске; но московские князья еще несколько времени могли пользоваться ею для усиления своей власти на Руси и прикрывать свои поползновения значением ее старинной силы, а между тем должны были принимать меры обороны против татарских вторжений, которые могли быть тем беспокойнее, что делались с разных сторон и от разных обломков разрушающейся Орды. На западе литовское могущество, возникшее при Гедимине, выросшее при Ольгерде, достигло своих крайних пределов при Витовте. По праву, верховная власть над Литвой и покоренной ею Русью находилась в руках Ягелла, польского короля; но Литвой в звании его наместника самостоятельно управлял двоюродный его брат Витовт, сын Кейстута, некогда задушенного Ягеллом. Витовт, по примеру своих предшественников, стремился расширить пределы литовского государства за счет русских земель и постепенно подчинял себе последние одни за другими. Василий Димитриевич был женат на дочери Витовта Софии: во все свое княжение он должен был соблюдать родственные отношения и вместе с тем был настороже против покушений тестя. Московский князь вел себя с большою осторожностью, насколько возможно было уступал тестю, но охранял себя и Русь от него. Он не помешал Витовту овладеть Смоленском: это происходило главным образом оттого, что последний смоленский князь Юрий был злодей в полном смысле слова, и сами смоляне предпочитали лучше отдаться Витовту, чем повиноваться своему князю. Когда же Витовт показал слишком явно свое намерение овладеть Псковом и Новгородом, московский великий князь открыто вооружился против тестя, так что дошло было до войны, однако в 1407 году дело окончилось между ними миром, по которому река Угра поставлена была гранью между московскими и литовскими владениями.

http://sedmitza.ru/lib/text/435588/

Суд в Алтайском крае запретил деятельность религиозной группы «Орда» Волчиха, 15 сентября 2014 г. В Алтайском крае суд по иску прокуратуры запретил деятельность религиозной группы " Орда " , сообщили в пятницу 13 сентября в пресс-службе Генпрокуратуры РФ.    Прокуратура Волчихинского района Алтайского края в связи с обращениями местных жителей провела проверку деятельности незарегистрированной религиозной общественной организации " Орда " . Установлено, что, проводя лечебные сеансы, руководители группы, не имея медицинского образования и лицензии на врачебную деятельность, ставили диагнозы различных заболеваний, чем нарушили закон. " К нам еще в прошлом году начали обращаться граждане с жалобами на эту организацию. Представители секты организовывали поездки по так называемым " святым местам " для жителей, обещали излечить от всех болезней " , - сообщили ИТАР-ТАСС в районной прокуратуре. Обманутых граждан вывозили в Казахстан, где приводили на некие могилы, которые называли " святыми местами " , на надгробия которых предлагалось повязать кусочки ткани и оставить деньги. " Было проведено исследование этого обряда. Выяснилось, что он оказывает негативное воздействие на психику людей, это своеобразное зомбирование. Кроме того, людей убеждали в том, что им не нужно посещать профессиональных врачей " , - рассказали в ведомстве. У членов " Орды " обнаруживались симптомы психического истощения, состояния, близкие к одержимости и другие нарушения психической деятельности. " Секта, подобная " Орде " , около пяти лет назад была запрещена в Казахстане. Специалисты исследовали обряды, деятельность секты, действовавшей в Волчихинском районе, и пришли к выводу, что это аналогичная организация " , - отметили в ведомстве. Прокурор обратился в суд с иском о прекращении и запрете этого религиозного объединения в Волчихинском районе. Территориальный суд этот иск удовлетворил. Без изменения решение оставила и судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда. Незарегистрированная религиозная общественная организация, которую можно охарактеризовать как псевдоцелительскую псевдошаманскую неоязыческую секту, говорится в материалах суда.

http://pravoslavie.ru/73604.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Ольга Кирьянова. " Прозреть душой: О фильме «Орда» " (Православие.Ru, 6 июля 2012 г.)   Кадр из фильма " Орда " Первое знакомство зрителей с очередным проектом кинокомпании «Православная энциклопедия» – фильмом «Орда» (режиссер А. Прошкин) – состоялось в киноцентре «Октябрьский» в рамках 34-го Московского международного кинофестиваля, в конкурсную программу которого он был включен. Интерес к фильму оказался без преувеличения огромен: на обоих фестивальных показах были заняты все кресла в зале, десятки зрителей, которым не хватило мест – в их числе были многие участники фестиваля, а также журналисты и кинокритики, – весь сеанс сидели и стояли в проходах. И как только на экране появились титры, зал взорвался аплодисментами. А выходя из зрительного зала, люди не кидались, как обычно, смотреть пропущенные звонки на мобильные телефоны и почти не обменивались мнениями: увиденное на экране очевидным образом «зацепило», и каждый пытался самостоятельно его осмыслить. Внимание к «Орде» вполне объяснимо. Предыдущий проект «Православной энциклопедии» – фильм «Поп» – стал знаковым событием в истории российского кинематографа XXI века и заставил говорить о себе даже тех, кому была принципиально чужда религиозно-нравственная тематика. Фильм критиковали, им восхищались, но равнодушных зрителей у него не было. Новый фильм кинокомпании «Православная энциклопедия» вызвал интерес к себе задолго до того, как была завершена работа над ним. Он привлек внимание блистательным актерским составом, авторитетными именами сценариста, режиссера и оператора, а главное – выбором темы. Здесь необычно все: эпоха – русское Средневековье времен монголо-татарского ига; главный герой – православный иерарх, Московский первосвятитель; наконец, сюжетная интрига, завязанная на житийном повествовании.

http://sedmitza.ru/text/3041610.html

- Таким образом, Орда стала обновленным вариантом Хазариского каганата? - Совершенно верно. Сами понимаете, взаимовыгодный симбиоз в данном случае был невозможен. Орда, как и Хазария, была заинтересована выжимать Русь посильнее и пожирнее, на этом грели руки откупщики, баскаки, мурзы, купцы. Орда стала главным поставщиком рабов в страны Азии, Африки, Европы. «Великий гуманист» Петрарка восторгался - как хорошо, что в Италии стало много дешевых русских невольников, «повсюду слышна скифская речь». Продавали их через венецианские и генуэзские колонии на Черном море. Но итальянцы там осуществляли лишь руководство. Купечество было местное. В Венеции чиновник, управлявший черноморскими городами, носил титул «консул Хазарии», в Генуэзской республике для этого был создан особый орган, «Оффициум Хазарие». К сожалению, «хазарский фактор» не учитывается и обходится историками. - А он сказывался? - Еще как! Сказывался и на судьбах Орды, и на судьбах Руси. Ханы, не удовлетворявшие купеческую группировку, очень быстро лишались престола и жизни. Так было с Сартаком, Тохтой, Джанибеком. Взамен выдвигались те, кто проводил политику, угодную купцам и ростовщикам. Именно они стояли за Мамаем, нацеливали его к походу на Русь, финансировали. В ордынских смутах купцы понесли огромные убытки, чтобы компенсировать их, требовалось заново прижать нашу страну, требовалось побольше «живого товара», места откупщиков в русских городах, монополии на русские меха, воск и другие богатства. А когда Мамай проиграл, прежние покровители сами же убили его, переориентировались на победителя, Тохтамыша. Та же купеческая группировка спровоцировала войны Тохтамыша с властителем Средней Азии Тимуром Тамерланом. Хорезм ненавидел его, стремился сбросить его владычество и вернуться под власть Орды. Даже после того, как Тохтамыш несколько раз был разбит, теневые заправилы Сарая подталкивали его к новым нападениям - следовало сорвать планы Тамерлана, отвлечь от Ближнего Востока и Египта, где располагались главные мировые работорговые рынки. Что ж, хан выполнил заказ, но в результате Орда подверглась нашествию и полному разгрому. В общем, полезного сотрудничества Руси с татарскими ханами так и не сложилось. А ханская дружба и сотрудничество с «хазарами» привели Золотую Орду к гибели.

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/21/...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Фильм не смотрел, но осуждаю!» Татарские националисты обрушились на не вышедший ещё в прокат фильм Андрея Прошкина «Орда» («Святитель Алексий») 16.08.2011 1284 Время на чтение 5 минут Татарская националистическая «тусовка» вновь испытала нешуточное русофобское возбуждение. Причиной этому стал недавно снятый, но ещё даже не вышедший в прокат фильм режиссёра Андрея Прошкина с рабочими названиями «Орда» или «Святитель Алексий». 9 августа на сайте «Радио Свобода» («Azatlig Radiosi») была помещена запись передачи на татарском языке с «обсуждением» фильма, под названием «Фильм «Орда»: и вновь по пути исторического обмана», перевод которой уже опубликовали несколько интернет-изданий (в том числе - сайт «День Казани», откуда взяты приводимые ниже цитаты). Задавая тон «дискуссии», корреспондент Римма Бикмухамметова заявила, что: «Русские снимают новый исторический фильм. Не первый и, скорее всего, не последний. Очередная картина - о татарах, а вернее об истории Золотой Орды. То, каким образом будет показан наш народ в этом фильме, вызывает множество вопросов». При этом опытную национал-журналистку, по-видимому, нисколько не смущает тот факт, что сам фильм ни она, ни её коллеги по русофобскому цеху ещё не смотрели. Чтобы возникло «множество вопросов» им достаточно уже того, что фильм снимают «русские», и он «об истории Золотой Орды», рассуждать о коей они, само собой, никоим образом не могут и не имеют права. Не то, что «татары» (а точнее - пытающаяся говорить от имени татар и промывать им же мозги своими антирусскими страшилками горстка обретающихся на «Азатлыке» националистов), которым неведанно кем дано «историческое право» судить не только о «своей», но и о русской истории, обильно поливая грязью практически всех её выдающихся деятелей. Что собственно наглядно и продемонстрировала Римма Бикмухамметова, помянув всуе (в связи с выборочным перечислением снятых за последнее время «русскими» фильмов) и ненавистного Ермака, «уничтожившего тысячи татар», и «выдуманный российским правительством» День народного единства.

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/17/...

В июле 186 (1678) года писали из Балыклеи в Чугуев: ведомо учинилось, что «июля 28 в ночи, пришли многие воинские люди Татарове под Савинскую слободу и многих людей в полон поймали и побрали, и посад сожгли; только отсиделись в городке небольшие люди; и те Татаре стоят под Савинскою слободою. а иные пошли под Балыклею, под Государевы города, под Чугуев и Печенеги». 1679 года июля 15 писал сотник Савинский к Лиманскому и Бишкинскому: «одноконечно перешли Татарове на Нагайскую сторону чрез реку Донец, великая орда на Чепельку». Отписка генерала Григория Косагова: «нынешнего 188 (1680) года июня 7, писал, ко мне в полк из Савинска Наказной Полковник Гаврила Могилка: неприятельские люди Татарове с Крымской строны к реке Донцу к Савинским перелазам для осмотра бродов приезжают часто». Того же 7 числа, Могилка писал к воеводе Борису Шереметеву, что «орда большая пришла к Донцу, меж Изюмом и Савинском». В 1688 году 4 июня многочисленная орда стояла под Савинцами с полудня до вечера, и пошла к Чепелю. Отважный Могилка, 5 июня, с 200 казаков бросился из Балаклеи за татарами, вступил с ними в бой, чтобы прогнать за Донец. Татары ушли, но явились опять под Савинцами 9 июня и опустошили Савинцы. «Июня 9, 1688 года, в приход воинских людей, Савинских жителей побито и в полон поймано 63 человека, а в остатке ныне на лицо 40 человек». По другому известию, татары угнали и скот у Савинцев – лошадей и коров. В 1697 году татары также встревожили Савинцев. Изюмский полковник Фёдор Шидловский предписывал тогда «Лиманскому сотникови Ивану Лебе – сотни его козакам, стать для обережения на Савинском броду». Более чем вероятно, что в 1736 году жители Савинского городка также сильно пострадали от татар, как пострадали и многие другие, например жители Куньей, Левковки и прочие. О физических особенностях местности Савинцевской следует заметить, что даже в ведомости 1782 года писано о лесах Савинцевских: «в них звери – волки, лисицы, дикие козы, горностаи, белки; птицы – тетерева , куропатки, – при водах дикие гуси» и прочее. Ныне ни зверей. ни птиц такого рода не видно в окрестностях Савинцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1239 году, татарские толпы появились в южной Руси где их еще не видали. А между князьями стояла рознь и разладица, вместо того, чтобы стать дружно против страшного врага; они бились с Татарами каждый сам по себе. Орда без труда брала города и села, жгла их, и людей била без пощады, или отводила в полон. Так дошли Татары до Днепра и увидели на той стороне реки город Киев; высоко раскинулся он по горе и блестел своими палатами и маковками церквей. Очень приглянулся город Татарам; они отправили туда послов требовать сдачи; Киевляне, вместо ответа, убили послов. Батый не мог снести такой обиды и в следующем году пришел в Киев с несметной силой. Орда облегла город со всех сторон; Киевляне не могли расслышать друг друга от скрипа множества телег татарских, от рева верблюдов и ржания коней. День и ночь били татары пороками (бревнами на цепях) стены, наконец разбили их и бросились в город. Началась свалка; копья ломались, щиты стучали, множество стрел затемняли свет. После крепкого боя, Орда захватила стены и полегла на них отдыхать на ночь. Киевляне огородились в ночь новым тыном около одной церкви, так что Татарам пришлось утром снова идти в бой. Страшная была сеча; горожане стояли крепко, но не могли одолеть великую силу татарскую. Многие стали спасаться в церкви и спасать туда свои пожитки. Стены церковные не выдержали – рухнули под ними от тяжести. Киев был взят и разорен дотла, Киевляне почти все перебиты. Страшный вид представляла русская земля после татарского погрома. Вместо городов и сел, монастырей и церквей Божиих, торчали одни обгорелые и залитые кровью развалины, по которым, там и сям, валялись смердящие трупы. Вместо обработанных полей лежали потоптанные выжженные пустыни, по которым рыскали волки за богатой добычей. Не слышно было голоса пахаря на крестьянской работе, а каркали вороны, деля между собою трупы. Испуганные, разоренные жители, которым удалось уйти от смерти или полона, скитались по лесам, по болотам, боясь выйти из своих трущоб. Горе было в каждой семье, в иных некому было плакать по отцу, по матери, по детям или по братьям: все вместе лежали мертвыми. – Страшное иго порабощения легло на русскую землю. Особенно тяжело и безотрадно было положение князей. От их покорности диким завоевателям не только зависела участь их самих, но и участь народа. В 1243 году Батый назначил в города русские своих надзирателей – баскаков, а князьям приказал являться к нему с изъявлениями покорности. 19. Боярин Коловрат (Случай из времени нашествия татар)

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kondratev...

  разделы   рассылка  распечатать //Александр Щипков. Во что верит Россия Лекция шестая. Ислам и православие. Татария История ислама в нынешнем Татарстане неразрывно связана с религиозной историей татарского народа. Татарский народ формировался в Волго-Камском регионе путем консолидации различных тюркоязычных племен и местных финно-угров. В Х веке одно из племен региона кипчаки — образовали государство, во главе которого стоял царь Алмас из племени булгар. Поэтому государство стало называться Булгарским. В это время в Булгарии были распространены различные формы язычества. Среди собственно тюрков господствовало тенгрианство, центральным божеством которого было солнце. Постепенно в Булгарии распространялись мусульманство, христианство, иудаизм. В 922 г. при правлении царя Алмаса Шилки булгары официально приняли ислам от посланцев Арабского халифата. В X–XI вв. в Булгарии утвердилась исламская цивилизация. В 1236 г. монголы разгромили Булгарию. С 40-х гг. XIII в. возникает Золотая Орда, в состав которой входит Булгария. При своем возникновении Золотая Орда отличалась конфессиональной пестротой и веротерпимостью. В ней мирно уживались язычество, мусульманство, христианство, иудаизм, буддизм. В 1256 г. на ханский трон Золотой Орды вступил первый мусульманин — Берке. Официально с христианством в Золотой Орде было покончено лишь в 1312 г., когда хан Узбек обратил всех своих подданных в ислам, а всех, выступавших против, казнил. В середине XV в. Золотая Орда раскололась на несколько независимых ханств, одно из которых — Казанское ханство. В Казанском ханстве ислам уже господствовал безраздельно. В 1552 г. Казанское ханство было разгромлено войсками Ивана Грозного. На протяжении первых 200 лет после присоединения Казанского ханства московские власти своей очевидной целью ставили полную христианизацию коренного населения насильственными методами. Большинство мечетей было разрушено. Русские не останавливались перед массовым уничтожением непокорных, переселением их из родных мест и заселением этих мест русскими, а также перед фискальными мерами. В 1740 г. была создана Контора новокрещенских дел, во главе которой стоял архиепископ Казанский Лука (Конашевич). Именно при нем происходило массовое уничтожение мечетей и была поставлена задача их полного истребления.

http://religare.ru/2_7168.html

В военные и послевоенные годы Г. продолжал вести большую научно-организаторскую работу. Помимо руководства Ин-том истории в 1944-1945 гг. он также являлся директором Ин-та истории материальной культуры (ныне Ин-т археологии) АН, в 1946-1951 гг.- директором Ин-та славяноведения АН (в создании к-рого принимал деятельное участие), в 1946-1953 гг. был академиком-секретарем Отд-ния истории и философии АН. В последние годы жизни Г. Ин-т истории подвергся критике со стороны партийных органов за недостаточное внимание к советскому периоду отечественной истории, за «засорение» ин-та идеологически неблагонадежными кадрами. Г. трижды присуждалась Сталинская премия: в 1947 г.- за кн. «Крестьяне на Руси», в 1948 г.- за выдающиеся работы в области исторических наук, в 1952 г.- за работу «Золотая Орда и ее падение» (совм. с А. Ю. Якубовским). С 20-х гг. Г. был членом Ленинградского, затем Московского городского совета, депутатом Верховных Советов РСФСР (с 1947) и СССР (с 1950), зам. председателя Славянского комитета защиты мира, председателем оргкомитета I Всесоюзной конференции сторонников мира. Г. похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Помимо вклада, внесенного Г. в науку как исследователем, его деятельность имела огромное значение для поддержания в сложных условиях 30-х - нач. 50-х гг. преемственности традиций отечественной исторической науки, сохранения кадров и подготовки квалифицированных специалистов по рус. средневек. истории. Соч.: Новгородский дом Св. Софии: Опыт изучения организации и внутренних отношений церк. вотчины. СПб., 1914. Ч. 1; Очерки по истории хозяйства новгородского Софийского дома XVI-XVII вв.//Летопись занятий Постоянной ист.-археогр. комис. за 1926 г. Л., 1927. Вып. 1 (84); Очерки по истории феодализма в России: Система господства и подчинения в феодальной деревне X-XVII вв.//ИзвГАИМК. М.; Л., 1934. Вып. 72. С. 25-159; Феодальные отношения в Киевском гос-ве. М.; Л., 1935, 19362; с 3-го изд.- Киевская Русь (М.; Л., 19393. М., 20047); Золотая Орда: (Очерк истории улуса Джучи в период сложения и расцвета в XIII-XIV в.). Л., 1937 (совм. с А. Ю. Якубовским; Л., 19412); Главнейшие этапы в истории крепостного права в России. М.; Л., 1940; Крестьяне на Руси с древнейших времен до сер. XVII в. М.; Л., 1946; То же: В 2-х кн. М., 1952-19542; Винодольский статут об обществ. и полит. строе Винодола. М.; Л., 1948; Золотая Орда и ее падение. М.; Л., 1950 (совм. с А. Ю. Якубовским); Полица: Опыт изучения обществ. отношений в Полице XV-XVII вв. М., 1951; Избр. тр.: В 4 т. М., 1957-1960.

http://pravenc.ru/text/166435.html

В «Сказании о Мамаевом побоище» изложена следующая «программа» собравшегося в поход на Москву Мамая - программа, которую у нас нет никаких оснований считать произвольным вымыслом автора «Сказания»: «Мамай... нача глаголати ко своим упатом (правителям) и князем и уланом (члены княжеских семей): «Аз тако не хощю творити, како Батый; како изждену князи (изгоню князей - имеется в виду русских) и которые городы красны довлеют (пригодны) нам, и ту(т) сядем, тнхо и безмятежно поживем... И многи Орды присовокупив к себе и рати ины понаимова, Бесермены и Армены, Фрязы, Черкасы, Ясы и Буртасы... И поиде на Русь... и заповеда улусом (здесь: селеньям) своим: «Ни един вас не пашите хлеба, да будете готовы на Русские хлебы»... То есть Мамай, в отличие от создателя Золотой Орды Батыя (и, конечно, от его преемников), намеревался не просто подчинить себе Русь, а непосредственно поселиться со своим окружением в ее лучших городах, к чему золотоордынские правители никогда не стремились; столь же несовместимы с образом жизни Золотой Орды наемные иноплеменные войска, на которых, очевидно, возлагал большие или даже основные свои надежды Мамай. Словом, Мамаева Орда была принципиально другим явлением, нежели Золотая Орда, и ставила перед собой иные цели. Но в работах о Куликовской битве, как это ни удивительно, почти нет попыток осмыслить процитированные только что сведения, подкрепляемые и другими источниками. Поход Мамая на Москву истолковывается обычно только как средство заставить Русь платить ему дань в том же объеме, в каком ее получала Золотая Орда при «благополучных» ханах - Узбеке и Джанибеке. Так, автор ряда сочинений о Куликовской битве В. В. Каргалов утверждает: «По свидетельству летописца, послы Мамая «просили дань, как при хане Узбеке и сыне его Джанибеке»... Требование Мамая было явно неприемлемым, и Дмитрий Иванович ответил отказом. Послы, «глаголяху гордо», угрожали войной, потому что Мамай уже стоит «вполе за Доном со многою силою». Но Дмитрий Иванович про-явил Здесь мы сталкиваемся с прямо-таки поразительным фактом. По- скольку В. В. Каргалов, подобно многим другим историкам, не видит в Мамае деятеля, по своей сути совершенно иного, чем золотоордынские правители, он «сумел» попросту «не заметить», что на той же самой странице цитируемого им источника сообщено как раз об уплате Мамаю требуемой им дани!

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/28/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010