@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Православные татары Евгений Бухаров   03:00 27.12.2005 1327 Время на чтение 7 минут Статья предоставлена оргкомитетом научной конференции " Современное кряшеноведение: состояние, перспективы " (печатается с некоторыми сокращениями) Почти все знают, что многие татары исповедуют Православие. Однако, не многие знакомы с историей православного Христианства среди татарского народа, с обычаями и традициями православных татар, с основами православной веры, а также с нынешними позициями Православия среди татарской нации. Как известно, основные предки татар - это кыпчаки, вернее сказать, три потока кыпчакского движения - куманы (можары), заволжские татары (новые болгары), мангыты (ногаи). Куманы - западные кыпчаки и кыпчакизированные нетюркские племена (угро-финские, славяно-балтские), расселившиеся от Волги до Днепра и далее, от реки Кума (Кубань) и Кавказских гор до реки Москвы и далее. Заволжские татары - кыпчакские и кыпчакизированные некыпчакские племена (чувашские, угро-финские, возможно славяно-балтские), расселившиеся ниже реки Камы до Каспия, от реки Волги до реки Урала (Яика). Мангыты - кыпчакские племена, расселившиеся от реки Урал далее на восток и юго-восток. Именно эти три потока сошлись в государстве Золотая Орда, которое они и создали, получив общее название - татары или нугаи (так иногда до сих пор называют в Средней Азии современных татар). История Православия среди всех предков татар берет свое начало с апостольской проповеди, когда святые апостолы, следуя словам Христа: " идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет " . (Мк. 16: 15, 16), " дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь " (Мф. 28: 18-20) " , и движимые Духом Святым, шли и проповедовали Христа во всех народах.

http://ruskline.ru/analitika/2005/12/27/...

Апостол Павел пишет к Тимофею: Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия (2 Тим. 1:7). Целомудрие и кротость – не боязнь и трусость, а доблесть, заработанная трудом, сокровище, добытое у врага боем. Быть добродетельным – огромный риск. Это итог большого труда, это мужество, выкованное перед лицом опасности. Добродетель не дар природы, не врожденное свойство. Добро – результат тяжелого, кропотливого многолетнего труда. Не случайно в нашем русском слове два корня: «добро» и «делать». Добродетель есть навык отвечать на вызовы судьбы делом, деланием добра. В библейской книге Судей собраны истории из жизни евреев в один из самых смутных периодов их истории, когда они находились под властью жестоких и циничных захватчиков, так что у некоторых людей даже появилась обида на Творца: – Куда смотрит Бог? Как Он попускает такие страдания своему народу? Подобные мысли кипели в голове юноши по имени Гедеон, когда он торопливо готовился к бегству, потому что орда мадианитян была на подступах к его деревне. И ему явился ангел в виде странника с обычным приветствием: – Господь с тобой, муж сильный! – Господь с нами? Тогда откуда все эти беды? Старики говорят, что Бог вывел нас из Египта. Что-то не заметно, чтобы Он спешил к нам на помощь в этот раз! – Так ведь ты – мужчина! Иди и спаси Израиль! Ангел дал ему ответ, гениальный в своей очевидности: доблестный муж отвечает на вызовы жизни делом и поступком, и доблесть только крепнет, становится еще сильнее от брошенного ей вызова. Добродетельный – не трус и не паникер, но человек, всегда готовый к сражению. Внимательно перечитайте библейские истории о призвании святых на подвиг. Призвание – это не только благословение Бога, но еще и ответ человека, готовность идти на дело Божие, отвага и презрение к боли. Художник Павел Рыженко. «Поле Куликово» И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня (Ис. 6:8). На призыв Бога Исаия ответил готовностью к делу, не уточняя, что нужно делать, какие гарантии и шансы на победу.

http://pravmir.ru/duhovnyie-uprazhneniya...

Апостол Павел пишет к Тимофею: Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия ( 2Тим. 1:7 ). Целомудрие и кротость – не боязнь и трусость, а доблесть, заработанная трудом, сокровище, добытое у врага боем. Быть добродетельным – огромный риск. Это итог большого труда, это мужество, выкованное перед лицом опасности. Добродетель не дар природы, не врождённое свойство. Добро – результат тяжёлого, кропотливого многолетнего труда. Не случайно в нашем русском слове два корня: «добро» и «делать». Добродетель есть навык отвечать на вызовы судьбы делом, деланием добра. В библейской Книге Судей собраны истории из жизни евреев в один из самых смутных периодов их истории, когда они находились под властью жестоких и циничных захватчиков, так что у некоторых людей даже появилась обида на Творца: – Куда смотрит Бог ? Как Он попускает такие страдания Своему народу? Подобные мысли кипели в голове юноши по имени Гедеон, когда он торопливо готовился к бегству, потому что орда мадианитян была на подступах к его деревне. И ему явился ангел в виде странника с обычным приветствием: – Господь с тобой, муж сильный! – Господь с нами? Тогда откуда все эти беды? Старики говорят, что Бог вывел нас из Египта. Что-то не заметно, чтобы Он спешил к нам на помощь в этот раз! – Так ведь ты – мужчина! Иди и спаси Израиль! Ангел дал ему ответ, гениальный в своей очевидности: доблестный муж отвечает на вызовы жизни делом и поступком, и доблесть только крепнет, становится ещё сильнее от брошенного ей вызова. Добродетельный – не трус и не паникёр, но человек, всегда готовый к сражению. Внимательно перечитайте библейские истории о призвании святых на подвиг. Призвание – это не только благословение Бога, но ещё и ответ человека, готовность идти на дело Божие, отвага и презрение к боли. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? И кто пойдёт для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня ( Ис. 6:8 ). На призыв Бога Исаия ответил готовностью к делу, не уточняя, что нужно делать, какие гарантии и шансы на победу.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

«Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным, – и бывает друг, более привязанный, нежели брат» ( Притч. 18, 25 ). «Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастия» ( Притч. 17, 17 ). Вместе с тем, делаются и предостережения: «Не учащай входить в дом друга твоего, чтобы он не наскучил тобою и не возненавидел тебя» ( Притч. 26, 17 ); «Не дружись с гневливым, и не сообщайся с человеком вспыльчивым» ( Притч. 22, 24 ). Наставления о власти и о качествах правителя В книге Притчей Соломона уделяется внимание и учению о власти. Власть должна опираться на премудрость. «У меня совет и правда: Я разум, у меня сила. Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду» ( Притч. 8, 15 – 16 ), – говорится от имени Премудрости. Идеальная власть должна быть, по воззрениям автора, прежде всего справедливой. «Кто говорит виновному: «ты прав», того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена» ( Притч. 24, 24 ). «Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом» ( Притч. 17, 15 ). Царь должен выслушивать правду из уст вельмож, даже, если она ему неприятна. «Нехорошо и обвинять правого и бить вельмож за правду» ( Притч. 17, 26 ) Носитель власти есть защитник обездоленных. Характерно, что одно из имен Божиих, встречающихся в книге, – «Защитник сирот» ( Притч. 23, 11 ). 3.7. Приложение 1: Епископ Ириней (Орда) о мессианских местах в книге Притчей Епископ Ириней касается анализа книги Притчей в своем «Руководстве к последовательному чтению учительных книг Ветхого Завета». 52 Он говорит о названии книги, ее значении, цели, сущности ее содержания, составе и времени происхождения, об ее употреблении в Православной Церкви, а также последовательно излагает содержание книги Притчей по смысловым ее фрагментам. Говоря о мессианских местах в книге Притчей, епископ Ириней комментирует их в объединенном разделе, указывая, что главы 8 и 9 являются заключением вводного отдела книги. Он пишет: «Премудрый слышит голос самой премудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

Лк.2:49 . И речé к нима: чтó яко искáста менé? не веста ли, яко в тех, яже Отцá моегó, достóит быти ми? Лк.2:50 . И тá не разуместа глагóла, егóже глагóла има. (Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, чтó принадлежит Отцу Моему? Но они не поняли сказанных Им слов.) Зачем было вам искать (что яко искаста) Меня и пр. Т. е. зачем искать в других местах, а не прямо здесь в храме? «Мне, как посланному от Отца на особенное служение роду человеческому, о чем уже знали несколько Иосиф и Мария, и естественно, и прилично быть в храме, принадлежащем Моему Отцу.» Но слова эти заключают еще большее, именно они указывают на все служение Иисуса Христа спасению рода человеческого, для которого Он послан от Отца и которое должен совершить. Не разуместа (не поняли), т. е. вполне пе поняли смысла слов Иисуса, ибо еще не была открыта им вся тайна дел Его на земле. Лк.2:51 . И сниде с нима, и прииде в назарéт: и бе повинýяся има. И Мáти егó соблюдáше вся глагóлы сия в сéрдцы своéм. Лк.2:52 . И Иисýс преспевáше премýдростию и вóзрастом и благодáтию у Бóга и человек. (И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем. Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков.) Бе повинуяся има (был в повиновении у них). Как особенную черту, евангелист отмечает повиновение Иисуса Христа Своим земным родителям. «Ни сознание Своего высокого призвания, ни впечатление от похвал удивленных слушателей, замечает один из описателей жизни Господа (Орда), ничто не дает Ему повода выдти из детского послушания.» Нет ничего невероятного, что, по силе этой покорности, Иисус разделял труды мнимого Своего отца – плотника (древодела); тем более, что у евреев того времени был добрый обычай обучать детей своих какому-либо ремеслу, и в этом для Господа не было ничего зазорнаго (Мих.). Мати Его соблюдеше (сохраняла) все слова и пр. (Читай в объясн. 19 ст. 2 гл.), – сохраняла, пока не пришло время, когда Она совершенно поняла их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Оправдывая недобрые поступки детей и юношей, а также и свое нерадение в воспитании их, беззаботные родители с упреком могут сказать: “нельзя же требовать и ожидать каких-либо добродетелей в детском возрасте!” – Но отчего же и нет? Разве не был в детском и отроческом возрасте давший образ нам, чтоб и мы Ему последовали – Господь Иисус Христос ? Разве не говорится в Евангелии, что в детстве и отрочестве Он преуспевал в премудрости, и возрасте, и в любви у Бога и людей ( Лк. 2,40,52 ). Разве мало сказаний о жизни святых, которые с детства украшались детскими добродетелями, благочестием, послушанием, невинностью? И если Спаситель говорит о детях: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное ( Мф. 19,13 ), и еще горе тому, кто соблазнит одного из малых ( Мф. 18,6 ), т.е. соблазнит на грех , – то следует ли отсюда, что в детях возможны добродетели? – Нет, Спаситель говорит так потому, что добродетель в детском возрасте бескорыстнее и чище и что Он хочет, чтоб она обитала во всех детских сердцах. Поэтому и говорю я: горе тем родителям, которые беззаботны в насаждении в душах детей своих добрых навыков, доброго нравственного настроения с самого юного возраста. Они ответят за это пред Богом. Нет для родителей никакого извинения, если они не радели о воспитании своих детей. Возможно воспитывать самое маленькое дитя, а потому и должно. Поэтому вы, родители, и в маленьком ребенке не должны пропускать без внимания никаких проявлений зла; и самое малое дитя имеет уже свои недостатки и пороки – печальное наследство от прародительского греха, – сначала бессознательные, а потом и сознательные. Так например, если маленький ребенок знает и скоро это замечает, что криком и плачем своим он может достигнуть того, чего хочет, то кричит до тех пор, пока не получит желаемого, и чем чаще это бывает, тем своевольнее и капризнее он делается. Тоже бывает и со всеми пороками человека, которые в дальнейшей жизни его обнаруживаются во всей своей силе: зародыши их были уже в самом раннем возрасте.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/o-...

Последнее правило. Насаждайте с самых ранних лет в сердцах детей ваших противоположную этому пороку добродетель, именно – благорасположение ко всем и доброжелательство, – вообще ту любовь к ближним, которая всегда и во всяком случае поступает по словам Спасителя: во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними ( Мф. 7,12 ). Родители должны словом и примером учить детей своих искренней, деятельной любви к ближним, быть сострадательными к бедным и нуждающимся, к братьям, сестрам, и другим детям, быть уступчивыми, услужливыми и добрыми. Дети должны приучаться радоваться благополучию ближнего и скорбеть о его несчастье; они должны, по слову апостола, радоваться с радующимися и плакать с плачущими ( Рим. 12,15 ). Они должны учиться взаимно переносить недостатки и не быть доносчиками о проступках своих братьев, сестер и соучеников. С самых ранних лет ими должно быть усвоено высокое значение заповеди о любви к ближним, которую Спаситель поставляет наравне с заповедью о любви к Богу, и следование которой Он считает признаком своих учеников: потому, говорит Он, узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою ( Ин.13,35 ). Указал я вам, родители, главные способы, как побеждать и искоренять в сердцах детей ваших зависть и недоброжелательство. Вы слышали, какой глупый порок зависть, так как тому, кто одержим завистью, она не приносит никакой пользы, – напротив, только отравляет жизнь; вы слышали, какой противохристианский грех зависть, так как она идет наперекор главной заповеди христианской: возлюби ближнего твоего, как самого себя ( Мф. 22,39 ). Указал я вам, что зависть – истинно дьявольский порок, так как он происходит от дьявола и уподобляет ему. Потому, родители, берегитесь сами зависти и недоброжелательства и заботливо предохраняйте детей ваших от этого порока. Препятствуйте со всей решительностью всякому проявлению в детях ваших зависти; не вызывайте сами в сердцах их недоброжелательства пристрастным отношением; своим словом и примером учите, что зависть – самый гнусный порок в очах Божиих; насаждайте, наконец, в нежных и восприимчивых сердцах детей противоположную зависти добродетель – сердечное ко всем благожелательство. Учите детей своих, чтобы они были истинными детьми небесного Отца, Который с равной любовью обнимает все свои созданья, Который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ( Мф. 5,45 ). Аминь. Поучение о том, что родители ничем не могут оправдать своей виновности в небрежном воспитании детей

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/o-...

Преидоста дне (прошедши дневной) путь – путь обыкновенно не очень длинный, по причине трудности путешествия по гористой стране, каковою была Палестина, и особенно в жаркое время. Взыскающе (ища) Его, – т. е. между родными и знакомыми. Лк.2:46 . И бысть по триéх днéх, обретóста егó в цéркви, седящаго посреде учителей, и послýшающаго их, и вопрошáющаго их: (Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;) По триех днех (чрез три дня): первый день – тот, в который Мария и Иосиф вышли из Иерусалима, второй, – когда возвратились снова туда, и третий, – когда нашли Иисуса в храме. В храме, – конечно, не в самом храме, а в одном из так называемых дворов или притворов храма, где собирались раввины, народные учители, рассуждали между собою и поучали в законе желавших слушать их. «Вот где отрок Иисус слушал чтение и изъяснение Писания! замечает один из описателей жизни Господа (Орда). Здесь была речь Его Отца, голос из Его небесного отечества; здесь были образы и подобия будущего спасения, предсказывавшие о Нем и имевшие исполниться в Нем. Тут Он слушает учителей, относящихся к Нему с большим благоволением. Спрашивает их, и они толкуют и объясняют Ему все, по мере своего разумения.» Лк.2:47 . ужасáхуся же вси послýшающии егó о рáзуме и о ответех егó. Лк.2:48 . И видевша егó, дивистася: и к немý Мáти егó речé: чáдо, чтó сотвори нáма тáко? сé отéц твóй и áз боляща искáхома тебé. (все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! чтó Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.) Ужасахуся (дивились), потому что отрок Иисус в Своих вопросах и ответах показывал мудрость и знание не по Своим летам. Дивишася (дивились) и Иосиф и Мария, потому что не ожидали видеть беседующего Его в таком положении – среди учителей. Отец Твой. В глазах всех, как не знавших тайны рождества Христова, Иосиф считался отцом Иисуса. Боляще (с великою скорбью). Хотя Мария, а равно и Иосиф, были уверены, что с отроком Иисусом, состоящим под особенным хранением Божиим, не могло случиться ничего худого, тем не менее неизвестность, где Он находится и что с Ним делается, не могла не поражать скорбью их родительское сердце (Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Псалом 45. Бог защищает святый город во всякой опасности. Псалом этот 316 становится совершенно понятным, если признать, что он написан по поводу чудесного спасения Иерусалима из рук ассириян при Сеннахериме (ср. Ис.36:37 ). Все города иудейские были уже взяты врагами; с насмешками неприятель требовал сдачи Иерусалима; тогда Бог объявил: «Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя (жилища там Божия) и ради Давида, раба Моего; не войдет неприятель в этот город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала» ( Ис.37:33,35 ); и действительно Ангел Господень в одну ночь истребил 185.000 ассириян, освободил от них город и навсегда сокрушил колоссальную ассирийскую всемирную монархию. Ввиду этой чудесной помощи псалмопевец от имени всех жителей Иерусалима и из души их восклицает: «Бог нам прибежище и сила и проч.»; в постигшем Иерусалим внезапно бедствии Бог явил себя сильным помощником (ст.2) 317 . При такой защите Израиль не боится самых великих переворотов и опасностей (ст.3–4) 318 . Милость Божия защищает и радует святый город, который есть жилище Божие (ст.5) 319 ; так как Бог находится в нем и с ним, то никакая сила не поколеблет его, потому что Он немедленно является с своею помощию (ст.6). Угрожая разрушением и производя везде смятения, ассирияне восстали против народа Божия; но одно слово Господа (голос грома наказаний) привело их в трепет (землетрясение – образ трепещущих жителей земли); и этот всемогущий Бог есть защитник Израиля (ст.7–8). В ст.9–10 псалмопевец призывает свой народ, а также и языческие народы, посмотреть на громадное поле трупов, и помнить, как Господь столь внезапно сокрушил военную силу ассириян; совершил великое событие, являющееся чудным делом во всемирной истории 320 . Вслед за тем призываются все языческие народы прекратить все враждебные действия против народа Божия (упразднитеся) и признать единого Бога, недавно столь великим показавшего Себя среди язычников. Псалом заканчивается утешительным припевом: Господи сил и проч. Псалом 46. Царь народов с торжеством возносится на небо.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Скачать epub pdf Четвертая книга Псалтири. Псалмы 89–105 «Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?» ( Лк.12:24 ) Псалом 89. Молитва об отвращении наказания смертию во время перехода чрез пустыню. По указанию надписания 668 псалом этот написан Моисеем; за написание его этим «человеком Божиим» говорят и внутренние основания 669 . Моисей мог написать его к концу странствования в пустыне, после того как гнев Божий поразил уже большую часть противников Его и нарушителей Божественной воли. Можно поэтому считать этот псалом молитвою, которую Моисей вложил в уста народу, об отвращении Божественного наказания. Быстрое вымирание сотен тысяч народа весьма сильно напечатлевало в сознании оставшихся в живых непрочность и шаткость человеческой жизни и страх божественного гнева; они ясно видели, что у них нет никого, кто бы мог помочь им, к кому бы они могли обратиться, кроме Бога; отсюда одушевленное восклицание: Господи, Ты и только Ты, был всегда нашим прибежищем (ст.2) 670 . – Бог есть надежное прибежище для слабого и непрочного человека, Он вечен (ст.3) 671 . О если бы Господь не поразил еще больше и так уже довольно наказанный народ, не истребил всех (осужденных на преждевременную смерть) и смиловался над ними ввиду их раскаяния (ст.4) 672 Жизнь человеческая и без того уже, хотя бы она (как жизнь патриархов) продолжалась тысячу лет, в сравнении с вечностью Божиею (пред очима Твоима) не более, как мгновение (ст.5) и лета человека, хотя бы они и не сокращались вследствие особенного божественного наказания, равны нулю (ст.6) 673 ; жизнь его весьма непрочна (ст.7) 674 . В ст.8 и т.д. народ подробнее развивает, почему он (в ст.4) 675 молится, чтобы Бог не сокращал насильственно, особенными наказаниями (смирении) и саму по себе (ст.3–4) столь кратковременную уже жизнь человека; потому именно (яко, ст.9), что вымирание народа есть следствие особенного божественного гнева (ст.7) 676 . Бог не простил еще грехов его неверия, противления и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010