Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЛУДНОГО СЫНА НЕДЕЛЯ [греч. κυριακ το στου], одна из подготовительных недель (воскресений) перед Великим постом , между неделями мытаря и фарисея и мясопустной . В силу того, что Великий пост каждый год начинается в разное время, Б. с. н. приходится на период с 18 янв. по 22 февр. (ст. ст.). Название недели происходит от евангельской притчи о блудном сыне (Лк 15. 11-32), к-рая читается в этот день на литургии. Как особая память церковного года Б. с. н. впервые появилась в древнем иерусалимском богослужении не ранее VI в. В V в. иерусалимский лекционарий еще не содержал особых чтений для великопостных воскресений, что видно из его арм. перевода ( Renoux A. Le Codex Armenien Jerusalem 121//PO. T. 163, 168). По крайней мере с VII в. чтение притчи о блудном сыне закрепляется за 3-м воскресеньем Великого поста (по совр. нумерации это 2-я неделя поста, посвященная свт. Григорию Паламе), что отражено в груз. переводе иерусалимского лекционария, где в 3-ю неделю на литургии указаны прокимен 4-го гласа из Пс 54, чтения Притч 25. 2-15, Ис 45. 22-25 и Рим 12. 6-16, аллилуиарий 1-го гласа со стихом Пс 1. 1, Евангелие Лк 15. 11-32, начальные слова песни на умовение рук (песнопение иерусалимской литургии ап. Иакова, не имеющее параллели в к-польском чине литургии) 2-го гласа: «Раскаялся в дерзости моей», начальные слова песни на перенесение Даров (это песнопение на литургии ап. Иакова в отличие от к-польской литургии свт. Иоанна Златоуста было изменяемым): «    » и молитва отпуста «Дар Отца» ( Кекелидзе. Канонарь. С. 59; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. [Pars. 1.] P. 65-66. [Pars. 2.] P. 57). В груз. Иадгари IX-X вв. (приложение к лекционарию) тропарь выписан полностью: «Раскаялся в дерзости моей, Господи, как блудный сын...» ( Метревели. С. 123). Греч. оригинал этого текста неизвестен, но он, безусловно, существовал, поскольку в Триодях из собрания РНБ - Шафариковой (F. п. I 74, XII в.), Орбельской (F. п. I 102, XIII в.) и Погодинской (Погод. 40, XIII в.) - сохранился и слав. перевод (стихира «Раскаися о злобе моей, Господи» - Карабинов. С. 175). Следует отметить, что, т. о., в раннем иерусалимском богослужении Б. с. н. еще была одним из воскресений Великого поста, но не подготовительного к посту цикла, к-рый начинался только с мясопустной недели ( Кекелидзе. Канонарь. С. 56; Метревели. С. 99).

http://pravenc.ru/text/149401.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИПОТИПОСИС [греч. Υποτπωσις], визант. монастырский устав, содержащий краткое изложение отдельных литургических и дисциплинарных обычаев студийского происхождения. И. был составлен не ранее сер. и не позднее кон. IX в. на основании богослужебных нормативных текстов студийской традиции, в т. ч. Студийского Синаксаря и студийских «Глав о распределении пищи». И. состоит из 2 частей: 1) отдельных правил, связанных с особенностями совершения богослужения в период службы по Триоди; 2) правил, регламентирующих внешний обиход студийских монахов (поведение, трапезу, одеяния). В рукописях сохранились 2 редакции И.: краткая, входящая гл. обр. в состав южноитальянских списков «Малого катехизиса» прп. Феодора Студита, предназначавшегося для литургического употребления (чтения) (изд.: Mai. NPB. T. 5. P. 111-125 паг.] (=PG. 99. Col. 1704-1720)), и более поздняя пространная, сохранившаяся в составе афонских списков Иерусалимского устава (изд.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 224-238). Тем не менее И. не мог полноценно регулировать богослужение и иноческую жизнь как в Студийском, так и в к.-л. ином мон-ре. В 3-й четв. IX в. И. был использован при составлении Диатипосиса прп. Афанасия Афонского , во 2-й части к-рого имеются пространные заимствования из краткой редакции И., что служило указанием на принадлежность основанного прп. Афанасием мон-ря к студийской традиции. Фрагменты И. входят в состав Пандект прп. Никона Черногорца (Слово LVII) и нек-рых греч. и слав. литургических книг (напр., Орбельской Триоди ). Лит.: Мансветов И. Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греч. и Рус. Церкви. М., 1885. С. 96-99; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. XII-XXXI; Голубинский. История РЦ. Т. 1. Ч. 2. С. 776-785; Stoudios: Rule of the Monastery of St. John Stoudios in Constantinople/Transl. Th. Miller//Byzantine Monastic Foundation Documents: A Complete Transl. of the Surviving Founders " Typika and Testaments/Ed. J. Thomas, A. C. Hero. Wash., 2000. Vol. 1. P. 84-119. (DOS; 35). А. М. Пентковский Рубрики: Ключевые слова: АНАКАТАРСИС наименов. деят-сти визант. императоров Македонской династии Василия I и Льва VI в области церковного права БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ песни Свящ. Писания, пророческие песни,неск. вошедших в богослужебную практику поэтических текстов из ВЗ, а также апокрифического и раннехрист. происхождения

http://pravenc.ru/text/673781.html

Исходя из упоминания визант. имп. Мануила I, можно сделать вывод, что почитание И. О. началось в сер. XII в. ( Иванова. 1986. С. 570; 1992. С. 107), однако до нач. XIII в. оно носило, очевидно, местный характер. Ситуация изменилась с вхождением территории, на к-рой расположен Осоговский мон-рь, в состав Второго Болгарского царства (ок. 1202). Один из списков Жития сообщает о посещении обители болг. царем Калояном (1197-1207) в день памяти святого. Хотя правитель не перенес мощи И. О. (в отличие от мощей Иоанна Рильского) в болг. столицу, почитание осоговского отшельника с этого времени приобрело более широкий характер, но не достигло уровня почитания Иоанна (см.: Гергова. 1996. С. 33). Вероятно, ок. сер. XIII в. была создана древнейшая редакция службы И. О. и в это же время его имя (наряду с Иоанном Рильским и Прохором Пшинским) было присоединено к именам равноапостольных Кирилла и Мефодия в тропаре канона Недели сыропустной, к-рый содержится в болг. Орбельской Триоди (2-я пол. XIII в.: РНБ. F.n.I. 102. Л. 21; см.: Попов Г. Прослава за Кирил и Методий в канона за Събота Сиропустна//КМС. 1987. Т. 3. С. 79; Българска лит-ра. 1987. С. 29; Десподова В., Славева Л. Македонски средновек. ракописи. Прилеп, 1988. [Кн.] 1. С. 180. 53). На общеболг. характер почитания И. О. в это время указывает и включение его имени («Акиме от Славищ») в перевод молитвы над болящим, сохранившейся в серб. списке (PHБ.Q.n.I.24. Л. 23 об., 1-я пол. XIV в.; Лосева. 2006. С. 292, 301). Почитание И. О., выходящее за рамки местного, сохранялось и в эпоху серб. владычества в регионе. Согласно древнейшему Карловацкому родослову ( Стари српски родослови и летописи. Београд; Сремски Карловци, 1927. С. 32), Осоговский мон-рь был отстроен и обновлен серб. кор. Стефаном Урошем II Милутином (1282-1321; см. Милутин). По свидетельству старшего Жития, перед битвой (1330) при Вельбужде (ныне Кюстендил) с болг. царем Михаилом Шишманом св. кор. Стефан Урош III (см. Стефан Дечанский ) со свитой посетил Осоговский мон-рь, «творя великие обеты» ( Данила II, архиеп. Животи и архиепископа српских/Изд.: Загреб, 1868. С. 181; С. Свети Култ св. Стефана Дечанског. Београд, 2007. С. 299-301). К периоду серб. владычества относится и включение памяти И. О. в месяцеслов слав. перевода Иерусалимского устава. Й. Иванов считал, что особым почитанием И. О. и др. западноболг. пустынники пользовались в сер.- кон. XIV в., когда Осоговский мон-рь находился под властью деспота Деяна и его сыновей, в особенности Константина ( Иванов. 1906. С. 93). После завоевания этих земель турками обитель сохранила значение религ. и культурного центра, в 1463 г. (1474? - ср.: 1965. С. 31) ее даже посетил тур. султан Мехмед II ( Матанов Х. Възникване и облик на Кюстендилски санджак (XV-XVI вв.). София, 2000. С. 74), что отразилось на почитании осоговского отшельника.

http://pravenc.ru/text/468939.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Грузинские христиане-демократы требуют средств на восстановление церквей в селах 10.03.2010 В Грузии парламентская фракция христиан-демократов потребовала выделения средств на восстановление сельских церквей из государственной программы развития села, сообщает агентство «Пирвели». По словам председателя фракции Георгия Ахвледиани, нельзя отказывать сельскому населению в его желании получить необходимое финансирование на реабилитационные работы в местных храмах. В качестве примера Ахвледиани привёл высказанное жителями села Орбели Лечхумского района желание направить средства, выделенные на развитие села, именно на реабилитацию орбельской церкви. С мнением членов «ХДД» представители парламентского большинства не согласны. Вице-спикер Михаил Мачавариани заявил, что средства, выделенные из бюджета на государственную программу развития села, должны быть потрачены на развитие сельской инфраструктуры. Что же касается реабилитации сельских церквей, Мачавариани посоветовал коллегам из парламентской оппозиции обратиться с соответствующей просьбой к министру культуры Нике Руруа. Благовест-инфо/Седмица.Ru Редакция текста от: 10.03.2010 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/8017.html

Грузинские христиане-демократы требуют средств на восстановление церквей в селах Тбилиси 10 марта 2010 г. Парламентская фракция христиан-демократов потребовала выделения средств на восстановление сельских церквей из государственной программы развития села, сообщает Седмица.Ru . По словам председателя фракции Георгия Ахвледиани, нельзя отказывать сельскому населению в его желании получить необходимое финансирование на реабилитационные работы в местных храмах. В качестве примера Ахвледиани привёл высказанное жителями села Орбели Лечхумского района желание направить средства, выделенные на развитие села, именно на реабилитацию орбельской церкви. С мнением членов «ХДД» представители парламентского большинства не согласны. Вице-спикер Михаил Мачавариани заявил, что средства, выделенные из бюджета на государственную программу развития села, должны быть потрачены на развитие сельской инфраструктуры. Что же касается реабилитации сельских церквей, Мачавариани посоветовал коллегам из парламентской оппозиции обратиться с соответствующей просьбой к министру культуры Нике Руруа. 10 марта 2010 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/34442.html

20 Триодь постная, в среду сырную вечера, на стиховне самогласен, глас 3. 21 Триодь постная, в сырный четверток утра, на стиховне самогласен, глас 3. 22 Триодь постная, в сырный четверток утра трипеснец кир Иосифа, глас 4, песнь 8-я, тропари 2—3. 23 Триодь постная, в сырный понедельник утра трипеснец кир Иосифа, глас 1, песнь 1-я, тропари 1 и 3. 24 Триодь постная, в пяток сырный утра, канон кир Иосифа, глас 8. песнь 9-я, иный, тропарь 1. 25 Там же, песнь 8-я, иный, тропарь 1. 26 Там же, песнь 9-я, тропарь 1. 27 «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем»: 28 «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить, и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что он исполнил приказание? Не думаю. Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать»: 29 «Тогда Иисус сказал ученикам Своими: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»: 30 Триодь постная, в неделю мытаря и фарисея, в субботу вечера, на Господи воззвах стихира самогласна, глас 1. 31 «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе»: 32 Триодь постная, во вторник сырный на утрени трипеснец кир Иосифа, глас 3, песнь 8-я, иный, тропарь 1. 33 Триодь постная, в неделю мясопустную на литии, Слава, самогласен, глас 7. 34 Умонастроение — вещь обманчивая. Как пишет один из комментаторов Апокалипсиса, отделенный от нас всего лишь столетием, и у апостолов на пути в Еммаус очи отверзлись для зрения Христа «тогда только, когда из слышателей Слова Божия они превратились в исполнителей заповеданной Христом любви», когда они вошли «в таинственное, благодатное общение со Христом как исполнители Закона» Его. Ведь даже вникать в учение Христово — «еще не значит быть верным хранителем оного, именно потому, что каждый в отдельности и не может знать самого необходимого: как следует применять на деле заповеди Евангелия». А без этого знания может случиться даже прямое отпадение (при формальном сохранении единства церковного организма), выражающееся в «низведении христианства на степень одного из культов практического ничегонеделания в сфере отношений человека к Богу» [см,: Сергиев (Кронштадтский) И.И., прот. Начало и конец нашего земного мира. С. 15, 120, 131].

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

47 Триодь постная, в неделю мясопустную утра, на Хвалитех стихира самогласна, глас 1. 48 Молитва пред Святым Причащением. 49 Василий Великий, святитель. Беседа 2. О посте/Василий Великий. Творения. Ч. 4. М., 1846. С. 19—22. 50 Там же. С. 28. 51 Триодь постная, в сырный понедельник на стиховне стихира самогласна. глас 3. 52 Триодь постная, во вторник сырный вечера, самогласен на стиховне, глас 1. 53 Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Слава на 8-й песни. 54 Экзегетический комментарий к Пс.136 дается по изд.: Псалтирь в святоотеческом изъяснении. Святая Гора Афон. 1997. С. 488—490 (далее в сносках указываем только содержащиеся в данном издании отсылки к святым отцам; цитированный комментарий к надписанию отсылает нас к Афанасию и Феодориту). 55 Златоуст, Иоанн Кронштадтский. 56 Феодорит, Евсевий. 57 Златоуст. Феодорит. 58 Златоуст, Григорий Богослов. Антиох, Серафим, Никита, Симеон Новый Богослов. 59 Златоуст. 60 Афанасий, Феодорит, Псалтирь с толкованием. 61 Феодорит, Златоуст. 62 Феодорит, Златоуст, Василий Великий, Нил. Дорофей. 63 Триодь постная, в понедельник первыя седмицы вечера, на стиховне самогласен, глас 1. 64 Триодь постная, в неделю сыропустную, в субботу вечера стихиры на Господи воззвах, Слава , глас 6. 65 Последование погребения мирских человек, кондак, глас 8. 66 Триодь постная, в неделю мытаря и фарисея на утрени по 50-м псалме Слава, И ныне , глас 8. 67 Согласно старой поговорке, «испанский язык создан для разговора с Богом, французский — для разговора с королем, итальянский — с возлюбленной, а по-английски можно говорить только с лошадьми» (Чукоккала. М., 1979. С. 205). 68 Утро в четверток 5-й седмицы святого поста, Синаксарий Триоди Никифора Каллиста Ксанфопула. 69 Василий Великий. святитель. Беседа 2. О посте. С. 28. 70 Василий Великий, святитель. Беседа 2. О посте. С. 28—29. 71 «Поспеши. Боже, избавить меня, [поспеши], Господи, на помощь мне. Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла! Да будут обращены назад за поношение меня говорящие [ мне]: “хорошо! хорошо!» Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

Сегодня первый день трех подготовительных недель, которые приближают нас к Великому Посту. И сегодня особый день богослужебного круга: мы впервые открываем постную Триодь, и эта книга, начиная с сегодняшнего дня, будет вести нас к Пасхе. Триодь не просто сборник текстов, предназначенных для стихословия и пения, эта книга – сокровищница и целый кладезь наставлений, поучений, необыкновенно ярких зачастую парадоксальных образов, которые должны нас вдохновлять, поддерживать и воодушевлять на нашем постном шествии. Большинство стихословий, вошедших в Триодь, составлены в VIII-IX веках, и они отражают аскетический опыт православной Церкви, опыт великопостного совершенствования на пути, который нас подготавливает к Пасхальному торжеству. Это аскетика и богословие, изложенные языком гимна, и поэтому эта книга обладает особой силой и пронзительностью. Мы начинаем читать Триодь и интересно услышать ее первые слова, ее самый первый призыв. О чем возвещает нам Триодь в своей самой первой строке? И вот эти слова: «Не помолимся фарисейски братия!» Нам с первых же слов сообщается, что время поста – это время молитвы. Это первое. И второе, что молитве надо учиться, надо понять, что такое правильная молитва , потому что не всякая молитва, как мы видим, принимается и похваляется Богом. И конечно мы понимаем, что здесь Триодь постная следует за Евангелием, т.е. за тем евангельским чтением, которое мы слышали сегодня. «Два человека вошли в храм помолиться (обратим внимание, что и Евангелие настаивает на том, что притча, которая читается в это воскресенье, говорит именно о молитве): один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю» ( Лк. 18:10–12 ). Фарисей обращается к Богу, но тут же забывает о Нем и начинает говорить о себе. Он вошел в храм помолиться, но его интересует не отношение с Богом, а то, как он выглядит в отношении других людей, не то насколько он приблизился к Богу, а то насколько он оторвался от прочих. Он встал перед Творцом мирозданья, о Котором псалмопевец восклицает: «Как велики дела Твои, Господи, дивно глубоки помышления Твои!» ( Пс. 91:6 ), но вместо того, чтобы прославить величие Божие, фарисей прославляет себя за свои маленькие дела: не ворую, не прелюбодействую, пощусь дважды в неделю, отдаю самым тщательным образом десятину.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

35 Триодь постная, в среду сырную утра, на стиховне самогласен, глас 1. 36 Триодь постная, в понедельник первыя седмицы утра, трипеснец кир Иосифа, глас 2, песнь 9-я, иный, тропарь 1. 37 Триодь постная, во вторник сырный на утрени трипеснец кир Иосифа, песнь 8-я, иный, глас 2, тропарь 2. 38 «Христос смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной»: 39 Макарий Египетский, преподобный. Духовные слова и послания: Собрание типа I (Vatic. graec. 694) Изд. подг. А.Г. Дунаев. М., 2002, 8, 3, 1; ср.: 8, 1, 1. 40 Триодь постная, в неделю сырную утра, на Хвалитех стихира самогласна 2-я, глас 5. 41 См.: тропарь Входу Господню во Иерусалим, глас 1. 42 «Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут»: 43 Последование погребения мирских человек, стихиры подобны на целование, Слава, глас 6. 44 Каллист Катафигиот, преподобный. 20, 90/Добротолюбие, или словеса и главизны священного трезвения, собранныя от писаний святых и богодухновенных отец, в немже нравственным но деянию, и умозрению любомудрием ум очищается, просвещается и совершен бывает. В 2 т.: Т. 2. М., 2000. С. 495, 568 (далее цитируем как Добротолюбие славянское). 45 «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет»: 46 Как говорит (в 7-м абзаце от начала) «Известие учительное» в Служебнике, для совершения литургии прежде всего необходимо «намерение и волю священнику имети крепко к совершению тайны Тела и Крове Господни» (см.: Известие учительное, како долженствует иерею и диакону служение в церкви совершати и приуготовлятися к священнодейству, наипаче же к Божественней литургии, и каковии бывают бедственнии и недоуменнии в скорости случаи, како в том исправлятися, предложися вкратце/Служебник. М., 1995. С. 381; также: Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Православно-догматическое богословие. 4-е изд. Т. 2. Тутаев, 1999; репринт. изд.: СПб., 1883. С. 514).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

244 Цит. По Желтов М. С. Паремии праздника Рождества Христова.//Ежегодная богословская конференция. 1999. С. 77. 245 Желтов М.С. Паремии праздника Рождества Христова.//Ежегодная богословская конференция. 1999. С. 77. 246 Ранние Отцы Церкви. Брюссель. 1988. С.109. 247 Во святый и великий Пяток утра. Триодь Постная. Ч. 2. M. 1992. Лист 445. 248 Во святую и великую Субботу вечера. Триодь Постная. Ч. 2. М. 1992. Лист 487 на обороте. 249 Во святую и великую Субботу утра. Триодь Постная. Ч.2.М. 1992. Лист 483. 250 Эти слова имеют вовсе не позитивный смысл для сторонников теологуменов. Приведем слова В. Лосского, сказанные им по поводу аналогичной попытки о. С. Булгакова защитить свою софиологию: «О. С. Булгаков хочет превратить богословские споры, разделения («ереси»), смуту — в нормальное явление церковной жизни, в необходимую норму, без которой невозможно постижение Истины. Он обличается прежде всего ап. Павлом, на которого хочет опереться. Следует рассмотреть цитату во всем ее контексте (1Kop.11:16–19). Ап. Павел прекращает споры коринфян о покрывании волос женами в храме, указывая на принятый церквами обычай: «А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии. Но предлагая сие (т. е. разрешая спор, как «искуснейший»), не хвалю вас, что вы собираетесь на лучшее, а на худшее. Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения (схизмата): чему отчасти и верю, ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, да откроются искуснейшие». Итак, ап. Павел отнюдь не признает споров в Церкви нормальным и даже обязательным явлением, «не хвалит» за разделения, признает их «худшим», с трудом верит слухам о них и утешается мыслью о промыслительной воле, которая самое зло заставляет служить ко благу и допускает споры, чтобы в искушении возвысились искуснейшие». Иного толкования приведенного текста, т. е. в смысле «необходимости» ересей для нормальной жизни Церкви, быть не может. В противном случае, пришлось бы толковать в том же смысле слова Господа: «Горе миру от соблазнов: ибо надобно прийти соблазнам: но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» ( Мф.18:7 ), т. е. приписывать Богу происхождение зла, соблазнов и нестроений в мире.

http://azbyka.ru/kto-kak-bog-ili-skolko-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010