564 См.: Косик О. В. Интервью митрополита Сергия (Страгородского) 15 февраля 1930 г. в вос­приятии современников//Ежегодная Богословская конференция ПСТБИ: Материалы 2003 г. М., 2003. С. 267; Курляндский И. А. Сталин и «интервью» митрополита Сергия совет­ским корреспондентам в 1930 г.//Российская история. 2010. 2. С. 157–169. 569 См.: Πατριαρχικ Гρμματα πρς τος Σεβασμιωττους ΜητρОпολτας Μσχας κ. Βενιαμν, κα Νιζεγορδουκ. Σργιον//’Ορθοδοξα. 1930. Σ. 189–192. 571 См.: Απαντητικ τελεγραφματα των Ατοκεφλων ’Ορθοδξων Εκκλησιν//’Ορθοδοξα. 1930. Σ. 197–198. 572 † Вениамин, Митрополит Московский//Вестник Священного Синода Православных Церквей в СССР. 1930. 3–4 (46–47). С. 1. 574 Грамота Вселенского патриарха Фотия II Св. Синоду//Вестник Священного Синода Православных Церквей в СССР. 1930. 5–6 (48–49). С. 1. 576 Грамота Св. Синода Вселенскому патриарху Фотию II//Вестник Священного Синода Православных Церквей в СССР. 1930. 5–6 (48–49). С. 2. 577 Скобей. Межправославное сотрудничество в подготовке Святого и Великого Собора Вос­точной Православной Церкви. С. 64–65. 580 Καλλνικος, μητρ. Κυζκου. πρτη ν Νικαςι Οικουμενικ Σνοδος. Κωνσταντινοπολις, 1930. Σ. 329. 581 Стратонов И. А. Русская церковная смута: 1921–1931//Из истории Христианской Церк­ви на Родине и за рубежом в XX столетии. М., 1995. С. 165. 586 Из переписки Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) со Святейшим Патриархом Константинопольским Фотием II и митрополитом Литовским и Виленским Елевферием (Богоявленским), управляющим западноевропейскими приходами Русской Православной Церкви: Документы из архива Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата// Церковь и время. 2002. 2 (19). С. 249. Более сглаженный перевод этого письма был опубликован в евлогианском официальном издании, см.: Грамата Вселенского Патриарха Митрополиту Сергию//Церковный вестник Западно-Европейской епархии. 1931. 7. С. 5. 595 Ответ Заместителя на приглашение к участию в Лондонской догматической комиссии и в предсоборном всеправославном собрании (ПРОСИНОД)//Журнал Московской Патриархии. 1932. 7–8. С. 6–7.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Кнутов Алексей, иер. В июне этого года на острове Крит должно состояться важное общецерковное событие — Всеправославный Собор, официально именующийся Святым и Великим Собором. Благодаря твёрдой позиции Русской Православной Церкви проекты документов, предназначенных к принятию на этом Соборе, были опубликованы в январе 2016 года. Это сделало возможным их свободное общецерковное обсуждение, при котором только и может в полноте проявиться соборная природа Церкви и быть достигнуто всестороннее рассмотрение этих материалов на предмет их точного соответствия православному вероучению и Преданию. На недоработки в трёх проектах документов Всеправославного Собора обращают внимание кандидат богословия Иерей Алексий Кнутов и кандидат исторических наук П.В. Кузенков. По мнению авторов публикации, кандидата богословия иерея Алексия Кнутова и кандидата исторических наук П.В. Кузенкова, регламент «Святого и Великого Собора» не совершенен и требует определенной доработки. Утверждение данного документа в нынешнем виде и проведение Собора в соответствии с прописанным в нем порядком приведет к умалению свободы и равноправия Поместных Православных Церквей и станет очевидной сдачей позиций, которые многие Поместные Церкви отстаивали в борьбе за чистоту православной экклезиологии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия. Научный руководитель священник Димитрий Пашков. Защита состоялась 27 июня 2012 года.

http://bogoslov.ru/person/393087

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_86534.html 30 мая 2011 Синод Сербской Церкви не принял никакого решения по поводу бывшего епископа Артемия Источник:  http://www.sedmitza.ru/news/index.html Седмица.ру Ранее планировалось, что Синод СПЦ отлучит от Церкви бывшего епископа Артемия. Сообщение об итогах весенней сессии Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви, который прошел в Белграде с 6 по 27 мая, опубликовано на официальном сайте СПЦ. Архиерейский Собор СПЦ под председательством Патриарха Сербского Иринея и при участии всех епархиальных архиереев, в т. ч. главы автономной Охридской архиепископии, рассмотрел вопросы, связанные с предстоящим празднованием 1700-летия издания Миланского эдикта в Нише, родном городе св. императора Константина Великого, – на поместном, всеправославном и всехристианском уровне. Собор направил послание Константинопольскому Патриарху Варфоломею, в котором высказался за скорый созыв Святого и Великого Собора Православной Церкви – при необходимой подготовке и в духе ответственности и полной верности решениям предыдущих Вселенских и Поместных Соборов. Заслушав сообщения Синода, епархиальных архиереев об их деятельности и жизни Церкви за прошедший период, Собор принял следующие решения. Собор с благодарностью приветствовал готовность Русской Церкви и Российского государства оказать помощь во внутренней отделке строящегося храма св. Саввы Сербского на Врачаре в Белграде. Собор принял ряд решений по реорганизации некоторых епархий в Сербии, Европе, Америке и Австралии, о назначении епископов или администраторов на ряд вакантных кафедр. Епископом Нишской епархии избран викарий митрополита Черногорско-Приморского, настоятель монастыря Острог еп. Диоклийский Иоанн (Пурич). Епископом новооснованной Крушевацкой епархии назначен доцент Православного богословского факультета Белградского университета иеродиакон Давид (Перович). Администратором новооснованной Австрийско-Щвейцарской епархии с кафедрой в Вене назначен еп. Бачский Ириней (Булович), администратором новооснованной Буэнос-Айресской епархии, которая объединит сербские церковные общины в Южной и Средней Америке, назначен митр. Черногорско-Приморский Амфилохий (Радович).

http://religare.ru/2_86534_1_21.html

Такую позицию можно охарактеризовать как частное богословское мнение (теологумен). Этого мнения придерживаются и многие другие православные богословы. В процитированных вами словах дается четкий и формальный критерий определения ереси: ересь – это учение, осужденное Вселенским Собором. Последний Вселенский Собор, как известно, был созван в VIII веке. После этого созывались лишь Поместные Соборы с участием одной или нескольких Православных Церквей. Ни Вселенских, ни Всеправославных Соборов во втором тысячелетии не было. Поэтому формальный критерий ереси не применим к Римско-Католической Церкви в целом. Существует, конечно, и другое мнение: нет необходимости ждать Вселенского или Всеправославного Собора, чтобы объявить католичество ересью; достаточно того, что оно названо ересью в трудах авторитетных духовных писателей. Но и такую позицию нельзя признать общеправославной: и она является частным богословским мнением. Отмечу, что в приложении к " Основным принципам отношения к инославию " о диалоге с Римско-Католической Церковью говорится следующее: " Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учетом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений. В то же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ и этоса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви " . Здесь не употреблено слово " ересь " , на употребление которого в официальном документе нужна была бы санкция Вселенского Собора, но достаточно четко сказано о тех догматических нарушениях католицизма, которые противоречат Преданию Древней Неразделенной Церкви. Другой вопрос – что отдельные учения католиков, как например, учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, учение о непогрешимости папы – мы можем квалифицировать как ошибочные и, следовательно, по сути своей еретические. Они являются таковыми с точки зрения наших ведущих богословов, в том числе и канонизированных Церковью. Поэтому мы могли бы сказать: " в числе догматов Католической Церкви имеются такие, которые с православной точки зрения могут быть квалифицированы как еретические " . Но это – не то же самое, что соборное определение, которое только и дает право всецерковно провозглашать еретическим то или иное учение.

http://religare.ru/2_61198.html

Мы не говорим о политике, мы говорим о православном народе. Кроме того, Россия освободила нас от турецкого рабства. Такова правда, и почему мы должны закрывать на это глаза из-за того, что политическая ситуация сейчас другая? Я объяснил причины, по которым мы уважаем православных в России. Совсем иное дело – позиция Болгарской Православной Церкви. В феврале этого года состоялся собор Русской Православной Церкви. В России архиереев больше 300. Они приняли все предсоборные документы. Кажется, всего четверо владык не были согласны с этим решением. В подобной ситуации, если бы мы были прямо подчинены Русской Церкви, нам следовало бы 21 апреля сделать то же самое, не так ли? А 21 апреля наша Церковь приняла независимое решение – предложить внести изменения в предсоборные документы в связи с вопросами, содержащими неправославные позиции. На тот момент БПЦ была первой автокефальной Церковью, занявшей обоснованную критическую позицию к главе «Отношение Православной Церкви к остальному христианскому миру». После нашего официального заявления за нами последовали и другие, а также Святая Гора Афон. До нас писали критические замечания некоторые архиереи, духовники и богословы. Но БПЦ была первой Церковью, занявшей официальную позицию по спорной теме. Болгарская Православная Церковь была первой отказавшейся от участия во Всеправославном соборе. Она сделала это аргументированно и открыто, а решение было принято единодушно. В те дни на крупных международных церковных сайтах появлялись такие комментарии, как: «Мы счастливы, что есть наши братья-славяне, которые спасут Православие своей православной позицией», «Болгарская Церковь пишет новую историю Православия» и т.д. На сайте «Православие.Бг», не связанном с Синодом БПЦ, опубликована анкета с вопросом: «Одобряете ли вы решение Св. Синода не участвовать в соборе?»; на сегодняшний день результаты такие: 65% «да» при 35% «нет». Уже в первые часы мы получили много восторженных приветствий от православных христиан, разбросанных по всему миру, которые назвали нашу позицию смелой и доблестной.

http://pravoslavie.ru/94370.html

В 2009-2019 гг. комиссия работала над подготовкой нескольких значимых богословских документов: Продолжилось и проведение тематических конференций. В частности, состоялись Международная Конференция «Жизнь во Христе» (15-18 ноября 2010 г., Москва), Международная Конференция «Современная библеистика и Предание Церкви» (26-28 ноября 2013 г.). В ходе подготовки к Всеправославному Собору комиссия проводила экспертизу предлагаемых для рассмотрения Собором документов, а позднее, после состоявшегося на Крите в июне 2016 года Собора десяти Поместных Православных Церквей, Комиссия представила заключение по принятым на этом Соборе документам с учетом возникшей вокруг них дискуссии. В период с 2016-2018 гг. в комиссии велась активная работа над подготовкой проекта Катехизиса, идея создания которого впервые прозвучала на Архиерейском Соборе 2008 г. В работе над текстом Катехизиса принимали участие ведущие богословы Русской Православной Церкви как из числа членов Комиссии, так и из числа приглашенных к участию профессоров духовных академий, специалистов в различных областях богословской науки. Работа над первой версией текста Катехизиса была завершена в январе 2016 года. В 2017 г. Архиерейский Собор постановил издать материалы проекта Катехизиса в виде трех самостоятельных документов: 1) Основы православного вероучения; 2) Основы канонического устройства и литургической жизни Православной Церкви; 3) Основы православного нравственного учения. Указанные сборники были опубликованы издательским домом «Познание». В 2019 году Синодальная библейско-богословская комиссия подготовила два официальных документа, посвященных критике позиции Константинопольского Патриархата: комментарий о недействительности хиротоний украинских раскольников и неканоничности «Православной церкви Украины», а также комментарий к опубликованному письму Патриарха Варфоломея Архиепископу Албанскому Анастасию, детально рассматривающий аргументацию Константинопольского Патриарха, с помощью которой обосновываются его претензии на исключительные права в Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/6062560.ht...

В Московскую Патриархию, Отдел внешних церковных связей и другие синодальные учреждения во множестве поступали письма православных верующих с критикой соборных текстов и самого процесса подготовки Собора. В ответ на смущения в пастве Отдел внешних церковных связей выступил с необходимыми разъяснениями и комментариями, опубликовав соответствующее заявление. С целью более широкого обсуждения проектов документов Собора по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 19 апреля в Москве в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете состоялась конференция на тему «Всеправославный Собор: мнения и ожидания». По итогам конференции были подготовлены и переданы на рассмотрение Священноначалию поправки к соборным документам «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» и «Миссия Православной Церкви в современном мире». Несмотря на всё сокращающийся срок до созыва Собора, сохраняется множество нерешенных проблем, которые ставят под вопрос возможность достижения на Соборе общеправославного консенсуса. Регламент Собора, подготовленный на состоявшемся 21-28 января сего года в Шамбези Собрании Предстоятелей Православных Церквей, не был подписан делегацией Антиохийского Патриархата. Проект документа «Таинство брака и препятствия к нему» не был подписан делегациями Антиохийского и Грузинского Патриархатов. Предложение Святейшего Патриарха Кирилла в оставшееся время приступить к общеправославному согласованию этих вопросов в рамках работы Всеправославного секретариата «с последующим рассмотрением выработанных предложений на Собрании Предстоятелей Поместных Православных Церквей» (письмо Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею 01/818 от 26 февраля 2016 года) не получило поддержки Константинопольского Патриархата. Секретариат за истекший период собирался лишь дважды и занимался преимущественно техническими вопросами. Предложение представителя Русской Православной Церкви во Всеправославном секретариате обсудить вопрос о согласовании документов было отклонено.

http://patriarchia.ru/db/text/4486294.ht...

Завершился Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви 6 мая 2010 г. 19:30 На официальном сайте Сербской Православной Церкви опубликовано итоговое сообщение по результатам работы Архиерейского Собора Сербской Церкви. С 26 апреля по 5 мая 2010 года в Белграде прошли заседания Архиерейского Собора, в которых приняли участие все иерархи Сербской Церкви. Среди главных деяний Собора — канонизация двух святых, почисление на покой бывшего епископа Рашко-Призренского Артемия (Радосавлевича) и утверждение даты торжественной интронизации новоизбранного Патриарха Сербского Иринея, которая состоится в Печской Патриархии 3 октября 2010 года. Важнейшим результатом работы Собора в сообщении названа канонизация двух выдающихся сербских подвижников — известного богослова архимандрита Иустина (Поповича, 1894-1979) из монастыря Челия близ Валева и архимандрита Симеона (Поповича, 1840-1941) из монастыря Дайбабе близ Подгорицы. Их торжественное прославление состоялось в воскресение 2 мая на Божественной литургии в храме-памятнике св. Саввы Сербского на Врачаре. Прп. Иустин Челийский будет поминаться 1/14 июня, а прп. Симеон Дайбабский 19 марта/1 апреля. Также было принято решение установить день памяти всех Ясеновацких новомучеников, погибших в годы Второй мировой войны в усташском концлагере Ясеновац (31 августа/13 сентября). Собор одобрил идею строительства храма и мемориального центра памяти всех сербов, погибших в многочисленных войнах ХХ века, в том числе жертв агрессии блока НАТО в отношении Сербии и Черногории в 1999 году и сербского погрома в Косово и Метохии в марте 2004 года. 2 мая в зале Богословского факультета все присутствовавшие на Соборе иерархи приняли участие в торжественном мероприятии, приуроченном к 90-летию восстановления Печской Патриархии и 60-летию со дня упокоения Патриарха Сербского Гавриила (Дожича). Собор заслушал сообщение о двух всеправославных встречах, которые состоялись в Шамбези в 2009 году — IV Всеправославной предсоборной конференции в Шамбези и Всеправославной комиссии по подготовке Всеправославного Собора. В свете этого сообщения Собор принял соответствующие решения и обсудил положение в епархиях Сербской Церкви, находящихся в разных странах мира. Было, в частности, подтверждено прошлогоднее решение об изменении границ епархий Сербской Церкви в США.

http://patriarchia.ru/db/text/1154857.ht...

На состоявшемся с 21 по 28 января сего года Собрании Предстоятелей Православных Церквей было принято решение о вынесении на рассмотрение предстоящего Собора проектов шести документов. По настоянию Русской Православной Церкви все эти проекты были опубликованы, в том числе на официальных сайтах Московской Патриархии ( www.patriarchia.ru/db/document/4361821/ ) и Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата ( www.mospat.ru ). Ознакомившись с опубликованными проектами соборных решений, любой заинтересованный член Церкви имеет возможность убедиться, что опасения относительно пересмотра на Соборе церковных правил, как то: отмена монашества, введение женатого епископата и второбрачия духовенства, сокращение или отмена постов, переход всех Поместных Церквей на новый календарь, а также подписание унии с Римско-Католической Церковью и объединение с инославными конфессиями — беспочвенны. Так, например, в документе «Важность поста и его соблюдение сегодня» не только не отменяются существующие в Православной Церкви посты, но и впервые (!) провозглашается общеобязательный характер Рождественского, Петрова и Успенского постов, которые, в отличие от поста Святой Четыредесятницы, не были в древнюю эпоху закреплены в священных канонах. Восполнить недостающие нормы церковного права призван и документ по теме «Автономия и способ ее провозглашения» , проект которого канонически закрепляет право каждой автокефальной Церкви самостоятельно предоставить какой-либо своей части ту или иную степень автономии. Проект документа «Таинство брака и препятствия к нему» , в частности, подтверждает невозможность вступления в брак лицам, облеченным священным саном или принявшим монашеский постриг. Отраженная в проекте еще одного соборного документа Проблема канонического положения православной диаспоры , то есть верующих, живущих за географическими пределами той или иной Поместной Православной Церкви, до настоящего времени не имела решения в церковных канонах, поскольку в своем нынешнем виде возникла лишь в двадцатом столетии. Проект решения Всеправославного Собора по данному вопросу направлен на укрепление взаимной помощи православных через создание в разных регионах мира Епископских собраний, в которые на равных правах входят канонические епископы, несущие свое служение в данных регионах.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4431311...

Подобная позиция руководства Элладской Церкви вызывала резко негативную реакцию в СССР. В докладе Г.Г. Карпова в ЦК ВКП(б) об итогах работы Совета по делам Русской Православной Церкви за 1946 г. (от 14 февраля 1947 г.) отмечалось: «От какой-либо связи с Греческой православной церковью Московская Патриархия воздерживалась сама, учитывая, что глава этой церкви архиепископ Дамаскинос отражал интересы реакционных кругов Греции и ориентировался на англичан». Подобная же позиция была и у Первоиерархов некоторых других Православных Церквей в странах народной демократии, в частности Сербский Патриах Гавриил в беседе с посетившим в декабре 1946 г. Белград митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем заявил: «У нас неопределенные отношения с главой Греческой церкви Дамаскиносом. Ведь неясно: кем он утвержден главой Церкви? Каноничен ли он? Ведь он поставлен немцами путем низвержения митр. Хрисанфа. И странно: он оказался угоден и англичанам. Я временно воздерживаюсь от канонического общения с ним». Однако уже вскоре, весной 1947 г., пытаясь привлечь как можно больше Поместных Православных Церквей к участию в намечаемом на октябрь 1947 г. Всеправославном совещании в Москве, Московский Патриарх Алексий послал известительное письмо о нем и архиепископу Афинскому Дамаскину. Правда некоторые иерархи Элладской Церкви отреагировали на планируемый созыв Всеправославного совещания в Москве резко негативно. Так, митрополит Закинфский Хризостом 1 августа 1947 г. опубликовал в официальном печатном органе Церкви статью «Две главные опасности», в которой писал, что «православная греческая церковь имеет своим врагом не только папизм и западную католическую церковь, но и славянство и славянские православные церкви, которые находятся под коммунистическим режимом». Митрополит считал Патриарха Алексия неправомочным созывать Всеправославные совещания и утверждал, что «славянские церкви стремятся поставить русского патриарха на то видное место, которое в течение веков занимает Вселенская патриархия».

http://bogoslov.ru/article/1089182

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010