Амвросия (с. 25), а также приехал в Оптину пустынь в последний год своей жизни, собираясь надолго остановиться в близлежащей деревне (с. 27).    Розанов В. Цит. соч., с. 123.    Там же, с. 118.    Розанов В. Цит. соч., с. 119.    Жизнеописание..., с. 95.    Четвериков С., прот. Цит. соч., с. 18.    Четвериков С., прот. Цит. соч., с. 127.    ГБЛ, ф. 214, 361. Летопись скита Оптиной пустыни 1852—1860, л. 281 об., 282.    Четвериков С., прот. Цит. соч., с. 279.    Жизнеописание... с. 116.    Казанская Амвросиевская женская пустынь Калужской губернии. Изд. Оптиной пустыни, 1908, с. 33.    Жизнеописание..., с. 118.    Казанская Амвросиевская женская пустынь, с. 50.    Там же.    Казанская Амвросиевская женская пустынь, с. 38.    Там же, с. 95.    Там же, с. 96.    Там же, с. 99.    Там же, с. 104.    Казанская Амвросиевская женская пустынь, с. 106.    Ч-н. Ф. П. Цит. соч., с. 51.    Жизнеописание..., ч. 2, с. 133.    Казанская Амвросиевская женская пустынь, с. 108.    Казанская Амвросиевская женская пустынь, с. 115.    Там же.    Жизнеописание..., ч. 2, с. 146. Часть II. Эпистолярное наследие иеросхимонаха Амвросия... Общие сведения о письмах    Переписка старца Амвросия с его духовными детьми не прекращалась в течение всего периода окормления им своих пасомых. После кончины отца Амвросия его письма печатались в журнале «Душеполезное чтение» с 1892 по 1915 г. Оптиной пустынью были изданы сборники писем иеросхимонаха Амвросия.    Первое издание сборника писем к мирянам вышло в 1906 г. В сборник, помимо писем (в количестве 236), вошли также три сочинения старца Амвросия, написанные им при жизни иеросхимонаха Макария:    1) «Письмо, писанное от имени неизвестной монахини к её дяде лютеранину. (Против лютеран)»;    2) «Ответ благосклонным к латинской церкви о несправедливом величании папистов мнимым достоинством их церкви. (Против католиков)»;    3) «О церковном поминовении христиан неправославных».    В 1908—1909 гг. Оптина пустынь издаёт два сборника писем к монашествующим, содержащих 432 письма.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3279...

Разделы портала «Азбука веры» истории паломников ( 1  голос:  5.0 из  5) «…Оптина Пустынь исторически оказалась тем местом, где русская интеллигенция встретилась с Церковью. Причем встретилась не на каких-нибудь диспутах или «официальных» богослужениях, а с самой глубиной веры Христовой». епископ Василий (Родзянко) Оптина Пустынь особенным образом имела неразрывную связь с русской культурой XIX – начала XX веков. Огромное количество богомольцев разного возраста, звания и образования стремились именно в Оптину. А между тем перед октябрьским переворотом 1917 г. в Российской Империи было более 1000 монастырей, около 100 тыс. храмов, т. е. храмы и монастыри были всюду. Но огромный поток богомольцев, минуя «свои» храмы, устремлялся в далекую Оптину, испытывая подчас немалые трудности путешествия. Оптина располагается приблизительно в 300 км. от Москвы, а от Санкт Петербурга и Киева гораздо дальше. Дорога в Оптину и поныне имеет немало трудностей. Но поток богомольцев не иссякает. В Оптину пустынь к старцам в разное время приезжали многие представители русской культуры: И. В. Киреевский (12/25 июня 1856) и Н. П. Киреевская (14/27 марта 1900); П. В. Киреевский (25 окт./7 нояб. 1856); Н. В. Гоголь (21 февр./6 марта 1852); поэт В. А. Жуковский (1852); славянофилы: А. С. Хомяков (23 сент./6 окт. 1860); И. С. Аксаков (27 янв./9 февр. 1886) и К. С. Аксаков (7/20 дек. 1860); поэт Ф. И. Тютчев (1873); писатель И. С. Тургенев (1883); акад. М. П. Погодин (8/21 дек. 1875), писатель и историк; акад. С. П. Шевырев (8/21 мая 1864), проф. МГУ, литературный критик, историк, поэт, журналист; поэт князь П. А. Вяземский (1878); известные благотворительницы графиня А. А. Орлова-Чесменская (в монашестве Агния; 5/18 окт.1848) и княгиня Т. Б. Потемкина (1869); граф А. П. Толстой (21 июля/3 авг. 1873), обер-прокурор Синода; писатели А. К. Толстой (1875) и Ф. М. Достоевский (28 янв./10 февр. 1881); композитор И. Чайковский (1893) и его брат М. И. Чайковский (биограф композитора и составитель либретто для большинства его опер, духовный сын оптинских старцев.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/svjataja...

По пути из Орла в Санкт-Петербург отец Макарий имел утешение заехать в Оптину пустынь (находившуюся в полуверсте от большого Киевского тракта) повидаться и проститься, а кстати и посоветоваться со своим духовным наставником и другом старцем отцом Леонидом. По прибытии же в столицу он вскорости со скорбью писал к старцу: «Вижу себя весьма неспособна к распоряжению по части экономической, а паче когда все еще не устроено. И что будет далее со мной, не знаю; но буди воля Божия!» В дальнейших же своих письмах из Петербурга к старцу отцу Леониду отец Макарий постоянно выражал скорбь души своей о лишении пустынного жительства и о тяжести постоянного пребывания в молве и попечениях града, столь несогласных с его душевным устроением. Наконец на возвратном пути из Петербурга, заехав опять в Оптину пустынь, отец Макарий уже испросил дозволение у старца своего отца Леонида и согласие отца настоятеля Моисея на перемещение его в оптинский скит. Он подал прошение о сем оптинскому отцу настоятелю, прося его дать оному ход, когда найдет сие удобным; а сам возвратился в Площанскую пустынь и, предавшись в волю Божию, спокойно ожидал, что речет о нем Господь. Между тем он был представлен в числе трех кандидатов к занятию должности строителя Площанской пустыни, так как настоятель ее отец Маркеллин давно уже был безнадежно болен. Но отец Макарий, испытав всю тяжесть должностных скорбей, не желал этого назначения; ибо в мыслях своих уже решился жить и подвизаться вместе со своим старцем и наставником духовным отцом Леонидом и во всем подчиняться его воле и руководству. Дело о переводе иеромонаха отца Макария из Площанской в Оптину пустынь тянулось почти целый год, и только в 1834 году 14 апреля получил он указ из духовной консистории, которым исполнялось его давнее желание. Слезно простился он с обителью, под сенью которой прожил более 23 лет, и, воздав благодарение Царице Небесной, покрову Которой вручал себя в этом деле, поспешил в оптинский скит на соединение с любвеобильным своим старцем отцом Леонидом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Он пожелал проходить монашескую жизнь под руководством о. Леонида и с этою мыслью отправился из Белобережской пустыни в Оптину Пустынь. Старец же, поговоривши с ним, благословил ему поступить в Тихонову пустынь «под начал к о. Геронтию». Михаил, не желая расстаться с о. Леонидом, попросил у него дозволение остаться в Оптиной Пустыни. Старец дозволил. Но некоторые из оптинских братий объяснили Михаилу, что он, оставшись в Оптиной Пустыни, ослушался Старца и в этом последовал своей воле. Смутившись этим, Михаил просил у Старца прощения, что не пошел по его назначению в Тихонову пустынь. Старец на это сказал: «Ничего, живи пока здесь; а знай, что в Тихоновой пустыни все-таки будешь, будешь и будешь». – Этот юноша Михаил, впоследствии оптинский иеромонах о. Моисей, чрез 18 лет после сего предсказания, по воле епархиального начальства, был назначен настоятелем Тихоновой пустыни, при котором и процвела сия обитель 111 . Оптинский иеромонах Пахомий рассказывал, что когда он в первый раз приехал в Оптину Пустынь и пришел к старцу о. Леониду, то, увидев его тучность, соблазнился и, остановившись у дверей его келлии, подумал: «Что ж это за схимник?» – Заметив его, прозорливый Старец встал и, ударяя руками по своему животу, громко чрез весь окружавший его народ сказал: «Что Копцев? Видно, славны бубны за горами, а близко подойдешь, – как лукошко. Смотри-ка, брат, какое у меня пузенько». На приезжего напал страх: он с старцем Леонидом знаком был только по переписке, а лично до сего времени с ним не видался и, приехавши в Оптину, ни к кому не заходя, прямо пошел к Старцу, – как же Старец, никогда его не видавший, называет его по фамилии? Как он мог узнать тайный его помысл? – С невольным трепетом пришлец пал к ногам о. Леонида, который тут же при всех обличил его, как он на дороге поссорился с извозчиком. Рассказывал козельский житель Семен Иванович, который был одним из приверженных почитателей старца о. Леонида: «В тридцатых годах (19-го века) я, как и после, занимался приготовлением горшечной посуды.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Optinskij/...

Передал три рассказа монастырский монах Гавриил. 1. У одной моей родственницы мещанки была дочь девица, которая ходила в Оптину пустынь и была на благословении у старца отца Амвросия, прося его святых молитв, чтобы Бог послал ей жениха. Батюшка ей ответил, что жених у нее будет, но только не молодой, лет сорока. Действительно, к дочери ее присватался жених лет сорока, и свадьба была совершена. Это было в 1869 году. 2. В селе Перевесове Ефремовского уезда жили две девушки-родственницы. Семьи их имели хороший достаток. Одна, постарше, решилась не выходить замуж, а другая ждала жениха. Между прочим, пошел ей уже 24-й год, а жениха все не было. Решились обе они пойти в Оптину к батюшке отцу Амвросию спросить его о том, как им жить. Старшей батюшка благословил оставаться девушкой и учиться грамоте, а младшей сказал, что ей приищется жених, и притом еще молодой. Так и случилось. Первая осталась девицею, а вторая вышла замуж за молодого человека. 3. Рассказывал (вышеозначенному монаху Гавриилу) покойный Оптинский монах Александр, бывший гостинник. В городе Новосиле, откуда и сам он родом, был один из лиц духовного сана, который почему-то вообще недолюбливал монахов. Но жена его, имея веру к старцу отцу Амвросию, иногда приезжала в Оптину тайком от мужа. Случилось, что в доме их появилось такое множество крыс, что почти невозможно было в нём и жить. Муж послал свою жену к какому-то заклинателю, чтобы он своими заговорами отогнал от их дома крыс, но жена, не заставши дома заклинателя, отправилась в Оптину пустынь к старцу Амвросию. В то время как она подходила к келье старца, он, увидавши ее, подозвал к себе и сказал: «А что, крысы тебе еще не отгрызли нос?» Упала она старцу в ноги и рассказала, что действительно крысы их одолели, и что она нарочно приехала к нему просить его святых молитв об избавлении от постигшей их напасти. Старец постарался ее успокоить. Возвратившись домой, она узнала от своего мужа, что в ее отсутствие крысы внезапно исчезли из их дома, повинуясь заговору заклинателя. Но когда она рассказала ему, что не заклинатель выгнал крыс, а святые молитвы старца Амвросия, у которого она была, муж ее раскаялся в своем заблуждении и с тех пор начал почитать батюшку отца Амвросия и вообще благоволить к монахам.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

– А когда Вы всерьез задумались о монашестве? – У меня была большая мечта – увидеть Оптину Пустынь . Я взял отпуск и на рождественские праздники в 1997 году отправился в Оптину. Эта поездка вызвала немало эмоций и восхищений: я впервые встретил монахов , помолился у мощей , на могилки к убиенной братии сходил, выполнял свои первые послушания. Но я чувствовал, что еще слаб для пострига . В Оптине мне дважды удалось пообщаться со старцем Илием. Уже на второй беседе он мне задал вопрос: «Зачем ты приехал в Оптину?» Я ответил: «К старцу». Но батюшка Илий благословил ехать в Троице-Сергиеву лавру , к старцу Науму. Следующие полгода я проработал на заводе и летом отправился в Троице-Сергиеву лавру. Тогда принимали и отец Наум, и отец Кирилл. Попасть к отцу Кириллу не получилось, он болел и принимал мало, а старец Наум был в отпуске. Ни к кому не попав, я помолился у мощей преподобного Сергия и отправился домой. Только спустя полгода я посетил старца Наума на рождественские каникулы. Волновался, так как понимал, что нужно будет исполнить то, что батюшка скажет. Вопрос о женитьбе периодически возникал в моей голове, но в душе мне больше хотелось, чтобы старец Наум благословил на монашество. Первый вопрос, который он задал мне: «Ты откуда?» «Из Челябинска», – ответил я. «Кем работаешь?» – спросил он. Я ответил громко, чтобы все слышали, поскольку было, что сказать: «Конструктор-технолог, на военном заводе работаю, с пятерками окончил университет». Батюшка в ответ: «Так, вот тебе ручка и листок, напиши формулу, по которой вычисляется частота колебаний электромагнитного контура». Я, конечно, формулу знал, но перед старцем забыл, хотя и сейчас, спустя 20 лет, ее помню. Элементарная формула, но перед отцом Наумом я напрочь все позабыл. Он улыбнулся: «Ладно, структурную схему гетеродинного приемника изобрази». И представляете, тоже из памяти вылетело. Я голову опустил и промолвил: «Батюшка, простите, я забыл». Тогда он во всеуслышание говорит: «Ну, двоечник, диплом купил, наверное. Ясно, наука – не твоя стезя, нужно духовному учиться, уровень духовного образования довести до светского. Ты Новосибирск проезжал, когда сюда ехал?» Я сказал, что Новосибирск в другой стороне, в Сибири. Сам я очень хотел в Оптину, и спросил у старца: «Можно ли мне в Оптину?» Батюшка заключил: «Что тебе поклоны бить, поезжай в Новосибирск». Сибирская закалка

http://azbyka.ru/way/episkop-ejskij-i-ti...

Следующее лето 1912 года я провел в Шамордине, заканчивая там и подготовляя к печати свое жизнеописание старца о. Амвросия. В Шамордине же я провел с семьею лето 1913 года, посещая при этом довольно часто и Оптину Пустынь. Лето 1914 года я снова провел с семьею в Оптиной Пустыни. После того я еще раз, уже один, посетил Оптину Пустынь в сентябре 1918 года, по пути из Москвы в Полтаву. Это девятое посещение Оптиной Пустыни было моим прощанием с нею и оставило во мне неизъяснимо грустное воспоминание. Чувствовалось, что над обителью нависла жуткая власть большевиков, и что недалеки дни ее полного запустения. С тех пор я потерял возможность не только бывать в Оптиной Пустыни, но даже и получать оттуда письма. Все вышеизложенные подробности рассказаны мною с той целью, чтобы показать, что Оптина Пустынь известна мне не из вторых рук и не по чужим рассказам, и что весь мой последующий рассказ будет основан главным образом на моих собственных наблюдениях и впечатлениях.   Протоиерей Сергий Четвериков , Братислава. 1926.2. ΙΙ Глава 1. Местоположение и внешний вид оптиной пустыни Оптина Пустынь расположена в двух верстах от небольшого старинного уездного города Козельска, Калужской губернии, на правом берегу не широкой, но глубокой и полноводной реки Жиздры, у опушки огромного векового бора, который в глубину тянется на 30 верст, а в длину идет от знаменитых Брянских лесов Орловской губернии до столь же знаменитых Муромских лесов Владимирской губернии. Белые монастырские здания и стены и голубые главы церквей с золотыми крестами красиво и величаво выступают на зеленом фоне сосен и елей. Глубокая тишина леса нарушается лишь шорохом падающей ветки или звуком птичьих голосов. Воздух напоен дивным ароматом. В отдалении живописно раскинулся на холме Козельск, оживляя общую картину, но не нарушая тишины и безмолвия. Откуда бы ни приближался путник к Оптиной Пустыни, от Лихвина ли по глухой лесной дороге, мимо так называемого «Чертова Городища» (неизвестно откуда взявшейся груды огромных, в беспорядке нагроможденных камней и скал среди сплошного леса), или от Калуги по «большаку», или, наконец, от Козельска лесом по правому берегу Жиздры, или лугом по левому ее берегу – Оптина Пустынь производит одинаково сильное, глубокое и какое-то умиротворяющее душу впечатление.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

В конце поминальной трапезы, Владыка пригласил всех присутствующих к молитве об усопшем и, от себя и от лица обеих обителей, выразил благодарность всем почтившим память Старца своим прибытием. На свежей могилке до самой поздней ночи раздавалось пение панихид и сдерживаемые рыдания. Так закончилось печальное, но в то же время отрадное торжество – отшествия праведника в страну света, где ожидает его великое воздаяние! Настало утро 16 октября. Проснулись сестры в Шамордине и первая леденящая мысль их была, что Старца нет более; нет его не только у них в Шамордине, но не стало его совсем на земле, и некуда им более теперь пойти со своими скорбями, невзгодами и печалями. В ночь напорошил снежок, а к утру мороз сковал природу, и это так соответствовало внутреннему состоянию их душ. Тяжелая утрата лишила эту обитель того согревающего и живительного солнца, под теплыми лучами которого она возникла и росла. Батюшка, как нежная мать, лелеял и согревал ее, оберегал и отстранял от неё всякие неприятности, принимая на себя все стрелы вражеские. Та необозримая польза духовная, которую рассыпал всюду этот дивный целитель душ, – то бесчисленное количество спасенных от ужасов неверия, маловерия и малодушие, – то громадное нравственное воздействие, какое он имел на уклонившихся от пути истины, на испорченных, закоренелых грешников, – та бесконечная любовь и милосердие, какие он проявлял ко всем несчастным и неимущим и, наконец, – то тихое сияние собственным примером высокой монашеской жизни, который сильнее слов и поучений наставлял желающих научиться этой науке наук и видевших в нем живого носителя духа древних отцов, – все эти плоды его полувекового иночества, не могли не возбудить яростной злобы князя мира сего, который, при жизни Старца, не раз воздвигал зависть человеческую против него. По кончине имя его было покрыто одним уважением и благоговейной памятью, но обители Шамординской – его детищу, пришлось все-таки много потерпеть и вынести разной клеветы и нареканий. Первое время, по каким-то странным недоразумениям, было даже запрещено м. Настоятельнице и сестрам посещать Оптину пустынь.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Итак, супруги Нилусы были оба знакомы о. Иоанну, когда он встретил их, плывя на пароходе. Лаской и любовью он старался возместить им за те клеветы и оскорбления, которыми их подвергло петербургское общество. Он одобрял и благословлял их брак и предсказал Елене Александровне, что она никогда не раскается и не пожалеет о совершенном ею шаге. И, действительно, Нилус ценил и любил свою жену как дар, ниспосланный ему от Бога. Более тесного союза и более дружной пары нельзя себе и представить. Прожив некоторое время на «Бабайках», Нилусы встретили одного архимандрита, уроженца г. Валдая, который так расхвалил им свою родину, что убедил их туда переехать. II. Оптина пустынь и Валдай. 1907–1917 Живя в Валдае, Нилус постоянно вспоминал Оптину Пустынь, где он провел несколько месяцев, когда готовился к священству. Оттуда он вернулся даже внешне изменившимся — потерял облик светского, мирского человека. На нем стал заметен отпечаток духовности и свободы от всего условного, житейского… Там он как бы вторично родился. Там была его настоящая духовная родина. Переезд Нилусов в Оптину Пустынь совершился так : «В конце июля 1907 г., — вспоминает Нилус, — говорит мне жена: „Что же мы никак не можем собраться в Оптину? Сколько ты мне наговорил о ее духовной красоте, о ее старцах, о живописности ее местоположения, а как ехать туда, так ты все оттягиваешь. Напиши о. архимандриту Ксенофонту и о. Варсонофию, что собираемся к ним погостить. Ответят, и тогда с Богом“. Я так и сделал. Вскоре от обоих старцев я получил ответ, с любовью нас призывающий под покров Оптинской благодати на богомолье и на отдых душевный, сколько полюбится и сколько поживется. Мы наскоро собрались и поехали. На жену Оптина произвела огромное впечатление. Про меня и говорить нечего: я не мог вдосталь надышаться ее воздухом, благоуханием ее святыни, налюбоваться на красоту ее соснового бора, наслушаться ласкающего шепота тихоструйных, омутистых вод застенчивой красавицы Жиздры, отражающей зеркалом своей глубины бездонную глубину Оптинского неба.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Иеромонах Феодот (Фёдор Александрович Мартемьянов) родился в 1871 году в крестьянской семье в Казанской губернии. В Оптину пустынь поступил в 1889 году. Пострижен был 19 июня 1901 года. Нес послушание канонарха и в свечном ящике. 22 августа 1904-го рукоположен во иеродиакона, 12 октября 1908-го – во иеромонаха. С 1923 года – в Козельске, где 27 ноября 1930 осужден был «тройкой» на пять лет ссылки в Северный край. Выехал в Архангельск. Скончался 18 октября 1932 года. Иеромонах Мелетий (Бармин Михаил Иванович), крестьянин Нижегородской губернии Балахнинского уезда деревни Растяпино. В Оптину пустынь поступил в 1896 году, нес послушание фельдшера в монастырской аптеке. В монашество пострижен 23 июня 1899 года. Был смотрителем монастырской больницы. С 1902 года старший келейник настоятеля обители архимандрита Ксенофонта. Иеродиакон с 17 мая 1904 года. Иеромонах с 4 февраля 1909-го. Помощник благочинного Оптиной пустыни. С 26 мая 1912-го – благочинный. С 10 сентября 1916 года духовник сестер Шамординской Амвросиевской пустыни. В 1923 году поселился в Козельске. Всегда был аскет – спал на подстилке без кровати. Смиренный и молчаливый. 18 августа 1930 года был арестован и 27 ноября 1930-го осужден на пять лет высылки в Севкрай. Этапом отправлен был в Архангельск. После ссылки вернулся в город Белёв, затем перебрался в Козельск, где и скончался 12 ноября 1959 года в возрасте девяноста семи лет. Перезахоронен на некрополь Оптиной пустыни. Иеромонах Макарий (Михаил Николаевич Чиликин), рухольный. Родился в 1870 году. Из мещан города Каширы. В Оптину пустынь поступил в 1899 году, благословлен был трудиться в трапезе. В мантию пострижен 13 августа 1905 года. С 1905 года в рухольной (в 1910 году – старший на этом послушании). Иеромонах с 10 апреля 1916 года. 5 марта 1919 года командирован для священнослужения в село Полошково. Жил в Козельске. Арестован 18 августа 1930 года. 27 ноября того же года осужден на пять лет высылки в Севкрай и этапирован в Архангельск. Скончался 1 мая 1939 года в Белёве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010