В Болхове открылась фотовыставка святынь края Орел, 19 июля 2007 г. В Болховском краеведческом музее Орловской области открылась фотовыставка " Святыни Болхова " . Ее организатором стала настоятельница Свято-Троицкого Оптина монастыря игумения Евфалия. " Десятилетия воинствующего атеизма, - сказала она, - обернулись для 30 болховских церквей разрухой и запустением. И только в конце прошлого века трудами и хлопотами уроженца Болхова, известного ленинградского православного пастыря протоиерея Василия Ермакова они начали возрождаться. Вот эти моменты и запечатлены в работах фотомастеров " .   На выставке представлено около 60 работ болховских и орловских фотохудожников. Снимки запечатлели и период руин, и строительные леса вокруг церковных и монастырских стен, и моменты установки колоколов на возрожденных звонницах, сообщает ИТАР-ТАСС .   По словам матушки Евфалии, самым крупным событием стало восстановление одного из красивейших и древнейших памятников русской архитектуры - Спасо-Преображенского собора. Он был построен в историческом центре города на территории бывшего Болховского кремля. Впервые собор упоминается в летописях в 1525 году. Строительство храма в его нынешнем виде было начато в 1841 году, и велось в течение десяти лет. Главный колокол собора весил более 700 пудов и был слышен за 20 верст от Болхова. Собор мог одновременно вместить до 4500 человек. Он был закрыт в 1930 году, а в 1973 - законсервирован. Из церковных ценностей в нем сохранялись образ Святого Николая Чудотворца XVI века, дары строителя собора воеводы Ивана Ржевского - серебряный потир и напрестольное Евангелие 1614 года. Сохранялись также дары царевны Софьи Алексеевны - ризы, стихарь и Евангелие, датированное 1681 годом. Эта жемчужина православного зодчества, некогда сравниваемая по красоте с храмами Москвы и Суздаля, была восстановлена на пожертвования мирян и на средства, выделенные областной администрацией и меценатами. 19 июля 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/23219.html

Один из известнейших «среднерусских монастырей» - так его называли в 19 в.; Троицкий Оптин монастырь расположен в километре от Болхова. Раньше это был развитый монастырский ансамбль с тремя храмами, келейными корпусами и службами. Основан Болховский Оптин монастырь ранее 15 в., по одному преданию князьями Хотетовскими, которым Болхов был дан в удел, по другому - покаявшимся и постригшимся в монахи атаманом разбойничьей шайки Оптой, как и Козельская Оптина пустынь, что в 90 км от Болхова; одно время Болховский монастырь был даже более значительным и известным. Третье предание связывает название Болховской Оптиной пустыни с традицией общего, общежительного проживания монахов и монахинь распространенной в 15 в. К 20 в. в Троицком Оптине монастыре было три храма: 1. Святой Живоначальной Троицы с приделами Воскресения Христова и Воскрешения Лазаря; 2. Тихвинской иконы Божией Матери с приделами Рождества Богородицы и Алексея Божьего человека; 3. Рождества Иоанна Крестителя с приделами пророка Илии и Антония и Феодосия Печерских. Окружала обитель крепостная каменная стена с четырьмя башнями-бойницами по углам, что указывает на приспособление к самозащите. В 1614 г. во время литовского нашествия монастырь был выжжен поляками, о чем сказано в писцовых книгах 1620 г., а до пожара в обители были две деревянные церкви: Рождества Богородицы и Пророка Илии, и по актам ее именовали: Монастырь Обжей Рождества Пресвятыя Богородицы. В 1628 г. по повелению царя Михаила Романова, церкви эти были восстановлены почти в прежнем виде. Обитель испытывала оскудение, «...имея всего два колокола весом в 1,5 пуда каждый». Существует древнее предание, связанное с этими колоколами. Близ монастыря есть луг; в старину он был глубоким озером, в котором будто бы отдавался и теперь отдается гул колокола. Во время нашествия врагов монахи спрятали два больших колокола в озеро. Когда неприятель удалился, один колокол вынули, а другой - не смогли, его слишком затянуло тиной. С тех пор колокольный звон извлеченного из озера вызывает сочувственный отклик в его собрате, скрытом глубоко под землей; эти звуки подземного узника и слышатся. Второе монастырское предание о том, как видели монахи Саму Богородицу, как прошла Она у монастырской ограды, благословляя Свою обитель.

http://sobory.ru/article/?object=03009

II, стр. 411). Затем в письме к тому же Антонию от 9 апреля 1849 года: «Сербинович, отъезжая из Москвы, оставил мне записку о осми делах, по которым ждут от меня ответа, – по иным уже довольно долго» (стр. 479). И от 28 февраля того же года ему же: «больше дают дела, нежели хочет и может сделать моя леность. Один архиерей затрудняется, носить ли двоеженцу стихарь: мне присылают указ, чтобы я отвечал ему на сие затруднение. Один губернатор заметил, что в метель замерзают люди, не находя пути в село: я должен сказать, не звонить ли в колокол. В обеих столицах хотят отдать откупщику погребение: мне приходится разбирать дело, и объяснять, что будет ропот на откупщика и на начальство. Один архиерей написал историю Русской церкви: меня спрашивают, не надобно ли ее исправить, и дабы я не ленился отвечать, прибавляют, что о сем знает Государь Император. А я все не умею спешить» (стр. 464). 264 Макарий (в мире Михаиил) Глухарев, магистр второго курса С.-Петербургской духовной академии, был учеником Филарета и Павского. Прямо по окончании курса он назначен был в Екатеринослав профессором церковной истории, затем, по принятии сана монашеского, инспектором семинарии и ректором низших училищ. В 1821 году он был переведен ректором в Костромскую семинарию с возведением в сан архимандрита; но в 1824 году, по возникшим неприятностям, должен был оставить учебную службу и жить на покое в разных монастырях до 1829 года, когда призван был к миссионерской деятельности в Сибири, где он, долее всего, был начальником основанной им Алтайской миссии. Миссионерская деятельность его окончилась в 1843 году, когда он сделан был настоятелем Болховского (Орловской губернии) Оптина монастыря, где и скончался в 1847 году. «Еще в лета юности» своей «восприяв от духа» Филарета «дух пламенной любви к слову Божию», как сказано было о нем в адресе Алтайской миссии Филарету в день 50-летия служения его в епископском сане (Правосл. Обозр. за 1867 г., т. XXIV, стр. 91 «Известий и заметок», Макарий от духа Г. П.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Прп. Серафим Саровский называл Глинскую пустынь «великой школой иноческой жизни». Глинский устав был заимствован многими монастыря (ок. 15), послужил «краеугольным камнем прочного устройства и процветания» Одрина Никольского , Святогорского Зимненского , Щегловского тульского , Оптина болховского , бузулукского Преображенского , Чуркинского и других монастырей. Прп. Филарет составил также уставы для восьми женских монастырей. «Наставление о должности духовника, служащего инокиням» игум. Филарета прилагалось к уставам многих женских монастырей. Написанное преподобным «Поучение к новопостриженному монаху» было напечатано в Синодальной типографии и по указу императора в 1824 г. разослано во все 37 епархий «для руководства в управлении монастырями и братией» . В Глинской пустыни поучение читалось в трапезной в день пострига кого-либо. По ходатайству прп. Филарета перед имп. Александром I с 1821 г. настоятели избирались из числа братии. К 1817 году в пустыни проживало около 25 насельников, в 1823 г.- более 40 чел., в т. ч. 7 иеромонахов, 4 иеродиакона, 4 монаха. В 1837 г. игум. Филарет писал имп. Николаю I, что «братство, получив твердое духовное основание введением примерного устава Святой Афонской Горы, умножилось» и составляло ок. 100 чел. В 1885 году в монастыре проживало ок. 340 чел., в т. ч. игумен, 16 иеромонахов, 12 иеродиаконов, 60 монахов, 57 послушников, в 1903 году - 481 чел., в т. ч. три архимандрита, 24 иеромонаха, 16 иеродиаконов, 106 монахов, 38 послушников, в 1910 году - 507 чел., в т. ч. архимандрит, 28 иеромонахов, 12 иеродиаконов, 96 монахов, 100 послушников. В 1909 году выходцы из крестьянского сословия составляли до 75% братии, насельники в возрасте до 40 лет - 65% братии. Архиеп. Курский и Белгородский Илиодор (Чистяков) писал в Синод, что в Глинскую пустынь «принимаются люди только твердые в обете и нравственности, посему и избрание на служение в другие монастыри, не требуя предварительного согласия настоятеля, всегда падает на иноков Глинской пустыни» .

http://drevo-info.ru/articles/13672332.h...

Закрыть Божие чудо Обретены мощи преподобного Макария Алтайского (Глухарёва) Виктория Медунина   10:30 06.03.2024 377 Время на чтение 8 минут 24 февраля 2024 года митрополит Орловский и Болховский Тихон возглавил Божественную литургию в Троицком Рождества Богородицы Оптином женском монастыре города Болхова Орловской митрополии. Архипастырю сослужили секретарь Барнаульской епархии архимандрит Иларион (Морозов), первый проектор Барнаульской духовной семинарии протоиерей Георгий Крейдун и духовенство Орловской епархии. По окончании Божественной литургии по Благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в склепе-усыпальнице монастырского Троицкого храма были обретены мощи преподобного Макария Алтайского (Глухарёва). В этот же день, 24 февраля, из Троицкого Оптина монастыря мощи преподобного Макария принесли в Богоявленский собор г. Орла. В Богоявленском соборе Орла святыня будет находиться до мая этого года. Позднее мощи преподобного Макария Алтайского передадут в Алтайскую митрополию. Десница святого будет храниться в Троицком Оптином монастыре Болхова. О том, что 24 февраля 2024 года в Болховском Троицком Оптином монастыре был совершен чин обретения мощей преподобного Макария (Глухарёва) Алтайского сообщено на сайтах Московской Патриархии, Орловской и Барнаульской епархии. И мы должны учитывать значение и уникальность этого памятного события в духовной жизни России. Как и то, что к нему шли около 18 лет. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – резолюцией от 19.10. 2023 года благословил признать мощи преподобного Макария (Глухарёва) Алтайского и обрести оные в Болховском Троицком монастыре, резолюцией от 21.11.2023 года благословил перенести мощи преподобного Макария Алтайского в Алтайскую митрополию. Но этому предшествовала большая и кропотливая работа. И надо назвать имена тех, без кого это событие могло бы не совершиться, или это произошло значительно позже. Особо надо вспомнить и поблагодарить схиархимандрита Илия (Ноздрина), который приложил столько сил и молитвенной поддержки для восстановления этого древнего монастыря – жемчужины Русского Православия – Болховского Троицкого Оптиного монастыря.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/06/bo...

Основные участники признания и обретения мощей преподобного Макария (Глухарёва) Алтайского: – Игумения Евфалия (Мастепанова), настоятельница Болховского Троицкого Оптина монастыря – восстанавливает полуразрушенный Собор и монастырь. С момента обнаружения останков в полуразрушенной крипте в 2006 году вела большую организационную и исследовательскую работу по признанию мощей преподобного Макария и прославлению его жизни и трудов во Славу Божию. – Виктор Николаевич Звягин, судмедэксперт, доктор медицинских наук, заведующий отделом медико-криминалистической идентификации ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Минздрава России – осуществил экспертизу мощей и выявил ряд существенных признаков, подтверждающих принадлежность мощей преподобному Макарию (Глухарёву). – Виктор Анатольевич Ливцов, доктор исторических наук, проректор Среднерусского института управления (филиала РАНХ и ГС в городе Орел) – организовал исследование в архивных фондах Орловской области, обосновал недостоверность информации в советской антирелигиозной прессе о якобы перезахоронении на кладбище или переносе мощей преподобного Макария в музей. – Григорий Анатольевич Ивакин, доктор исторических наук, советник митрополита – осенью 2022 года обосновал необходимость завершения давно начатого процесса признания мощей преподобного Макария Алтайского. – Митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий (Иванников) и митрополит Орловский и Болховский Тихон (Доровских) благословили работу по обоснованию подлинности мощей преподобного Макария и в 2023 году обратились с соответствующим рапортом к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. – Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл – резолюцией от 19.10.2023 года благословил признать мощи преподобного Макария (Глухарёва) Алтайского и обрести оные в Болховском Троицком монастыре, резолюцией от 21.11.2023 года благословил перенести мощи преподобного Макария Алтайского в Алтайскую митрополию. – Игумен Серафим (Голованов), настоятель Гуслицкого монастыря (Балашихинская епархия) с помощниками выполнили необходимые действия по облачению и благоговейному уходу за обретенными мощами преподобного Макария (Глухарёва).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/06/bo...

Преемник Михаила архиепископ Ириней Нестерович оставался на Иркутской кафедре всего около года с 26 июля 1830 г. по 28 июня 1831 г. и был оклеветан генерал-губернатором Лавинским «в бунте против светских властей». Хотя владыка Ириней впоследствии доказал, против каких именно злоупотреблений чиновничества он протестовал, хотя и было им доказано, что сам его обвинитель Лавинский, помимо разных самочинств, требовал для себя в соборе возвышенного места наподобие царского, но, тем не менее, владыка до самой своей смерти не получил кафедры и скончался в 1864 г. на должности настоятеля Толгского монастыря близ г. Ярославля. Сведения об его процессе и о несправедливостях к нему подробно изложены в 35–37 том. «Рус. Старины» и в «Восточном Обозрении» за 1882 г., 31. После Иринея на Иркутскую кафедру вступил 18 июня 1831 г. архиепископ Мелетий Леонтович. В то же время в Тобольске после владыки Павла Морева (Павлова), занимавшего кафедру с 7 августа по 18 декабря 31 г., святительствовал архиепископ Афанасий Протопопов с 24 января 1832 г. по 21 сентября 1842 г. Иркутский Архипастырь Мелетий – миссионер по призванию и аскет в личной жизни известен своим знаменитым в свое время «ставленническим катехизисом» и не менее знаменитым пастырским воззванием к бурятским родоначальникам («Ир. Еп. Вед.» 1872 г.). Это послание представляет первое в истории церковного проповедничества убедительное обличение низменного ламаизма и потому много способствовало к сокращению успехов этого темного языческого иезуитизма. Пламенная борьба против беспредельного владычества лам чуть не стоила ему жизни: подосланный ламаитами убийца был схвачен в то самое время, когда ломился в келию высокопреосвященного. Владыка Мелетий был основателем Алтайской миссии, в которой при нем начал свои подвиги первый алтайский миссионер архимандрит Макарий Глухарев, ушедший на покой в 1843 г. и скончавшийся в Болховском Троицкого Оптина монастыре в 1847 г. Владыка же Мелетий совместно с Тобольским высокопреосвященным Афанасием исхлопотал образование Томской и Енисейской епархии, которая открыта в 1834 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

В праздник Троицы в Болхове отметили 350-летие главного собора Троицкого женского монастыря 28 мая 2018 г. 13:01 27 мая 2018 года, в праздник Святой Троицы, митрополит Орловский и Болховский Антоний возглавил торжества в честь 350-летия главного собора Троицкого Оптина Рождества Богородицы женского монастыря в городе Болхове (Орловская обл.). Троицкий собор обители — старейшая из сохранившихся построек на территории Орловской области. Собор построен по подобию Успенского собора Московского Кремля на средства царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, болховской уроженки, как ее родовая усыпальница. В связи с постройкой собора монастырь, прежде именовавшийся в честь Рождества Богородицы и Тихвинским, стал называться Троицким. За Литургией архипастырю сослужили благочинный Орловского округа протоиерей Александр Прищепа, секретарь Орловской епархии протоиерей Владимир Сергеев, благочинный Болховского округа протоиерей Александр Кузнецов, клирики Болховского благочиния. Среди молившихся за богослужением были глава г. Болхова Борис Скворцов, многочисленные паломники и участники общегородского крестного хода. По окончании Литургии митрополит Антоний возглавил великую вечерню с чтением коленопреклонных молитв, сообщает епархиальный сайт . Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Орле открылась конференция, посвященная 215-летию со дня рождения архимандрита Макария (Глухарева) 19.09.2007 19 сентября в Орле открывается научная конференция, посвященная памяти выдающегося деятеля Русской Православной Церкви, миссионера, настоятеля Троицкого Оптина монастыря г. Болхова преподобного архимандрита Макария (Глухарева) . В конференции примут участие священнослужители, богословы, исследователи земной и духовной жизни преподобного Макария из Алтайского края, Орловской, Московской, Костромской и Смоленской областей, а также крупнейших духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Конференция в областной публичной библиотеке имени Ивана Бунина, – рассказал руководитель пресс-службы епархии, - это начало торжественных мероприятий, посвященных 215-летию со дня рождения преподобного Макария, которые рассчитаны на два дня. Такая же конференция пройдет и в Доме культуры Болховского района. ИТАР-ТАСС/Седмица.Ru Редакция текста от: 19.09.2007 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/3627.html

7 апреля. «Телеграф» 248 запрещен. Уваров представил государю выписки, веденные несколько месяцев и обнаруживающие неблагонамеренное направление, данное Полевым его журналу. (Выписки ведены Брюновым 249 , по совету Блудова.) Жуковский говорит: – Я рад, что «Телеграф» запрещен, хотя жалею, что запретили. «Телеграф» достоин был участи своей; мудрено с большей наглостию проповедовать якобинизм перед носом правительства, но Полевой был баловень полиции. Он умел уверить ее, что его либерализм пустая только маска. Вчера rout у гр. Фикельмон. S. 250 не была. Впрочем весь город. Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной 251 и, кажется, не сердятся… Гоголь по моему совету 252 начал Историю русской критики. 8 апреля. Вчера rout у кн. Одоевского. Изъяснение с S. К. 253 Вся семья гр. 254 , гр. Кас…, идеализированная ее мать. Сейчас еду во дворец представиться царице. 2 часа. Представлялся. Ждали царицу часа три. Нас было человек 20. Брат Паскевича 255 , Шереметев 256 , Болховской 257 , два Корфа 258 , Вольховский 259 и другие. Я по списку был последний. Царица подошла ко мне смеясь: – Non, c " est unique!.. Je me creusais la tête pour savoir quel Pouchkine me sera présenté. Il se trouve que c " est vous!.. Comment va votre femme? Sa tante 260 est bien impatiente de la voir en bonne santé, la fille de son cœur, sa fille d " adoption… и перевернулась. Я ужасно люблю царицу, несмотря на то, что ей уже 35 лет и даже 36. Я простился с Вольховским, который на днях едет в Грузию. Болховской сказывал мне, что Воронцову 261 вымыли голову по письму Котляревского 262 (героя). Он (т. е. Болховской) очень зло отзывается об одесской жизни, о гр. Воронцове, о его соблазнительной связи с О. Нарышкиной 263 etc. etc. – Хвалит очень графиню Воронцову 264 . Бринкена 265 , сказывают, финляндское дворянство повесило или повесит. 10 апреля. Вчера вечер у Уварова 266 – живые картины. Долго сидели в темноте. S 267 . не было – скука смертная. После картин вальс и кадриль, ужин плохой. Говоря о Свиньине 268 , предлагающем Российской Академии свои манускрипты XVI-ro века, Уваров сказал: «Надобно будет удостовериться, нет ли тут подлога. Пожалуй, Свиньин продаст за старинные рукописи тетрадки своих мальчиков».

http://predanie.ru/book/221012-avtobiogr...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010