Еп. сщмч. Макарий (Гневушев) направлял жалобы о незаконности своего увольнения с Орловской кафедры сначала в Синод, позднее - на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В нояб. судная комиссия Поместного Собора признала его изгнанным из епархии «совершенно неповинно», главным виновником его изгнания был признан свящ. С. Аракин. Последнего было постановлено уволить от должности члена консистории, а «беззаконно составленный Исполнительный комитет объединенного духовенства буде он существует и действует упразднить» (цит. по: Рогозный. 2008. С. 169). Патриарх свт. Тихон распорядился назначить следствие о незаконных действиях свящ. С. Аракина в отношении еп. сщмч. Макария. Еп. сщмч. Серафим защищал священника и неоднократно просил патриарха закрыть следствие (результат следствия неизвестен). В дек. 1917 г. в Орле установилась советская власть. В ответ на начавшуюся борьбу с религией в городе 2(15) февр. 1918 г. был запланирован крестный ход в защиту Церкви. 1(14) февр. рабочие попытались снять 4 позолоченных герба с колокольни Покровской ц. Возникли слухи о том, что храм грабят и снимают с него кресты; ударили в набат, толпа избила рабочих. Толпу разогнали милиционеры и красногвардейцы. В ночь на 2(15) февр. власти объявили в Орле военное положение. Тем не менее 2(15) февр. на крестный ход, возглавляемый еп. сщмч. Серафимом, собралось до 20 тыс. верующих. После молебна участвовавший в крестном ходе настоятель Оптина болховского монастыря иером. (игум.?) Даниил (Троицкий ; впосл. архиепископ) призвал правосл. народ встать на защиту Церкви и дать в этом торжественную клятву. В февр. 1918 г. властями изъят епархиальный свечной завод. В марте арестован еп. сщмч. Серафим (отпущен под подписку о невыезде). 6 июля 1918 г. в орловском архиерейском доме проведен обыск, разогнано епархиальное собрание, ненадолго арестованы еп. сщмч. Серафим и Елецкий еп. Амвросий (Смирнов). 26 апр. в с. Усть-Нугрь (ныне урочище в Болховском р-не) отрядом красногвардейцев убиты свящ. сщмч. Иоанн Панков (его обвинили в подстрекательстве к мятежу) и его сыновья мученики Николай и Петр. В том же году закрыто епархиальное жен. уч-ще. Летом 1918 г. в Орловский центральный работный дом заключены 6 насельников Белобережской брянской мужской пустыни (освобождены по амнистии в нояб. того же года). В сент. 1918 г. властями изъято здание консистории, часть ее архива перенесена в подвал, др. часть - выброшена на улицу. В кон. 1918 г. муниципализирован архиерейский дом.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

В кон. XVII в. в опустевшем М. Ж. м. проживал лишь белый священник. В 1707 г. митр. Сарский и Подонский Иларион (Властелинский; † 1720), объезжая епархию, обратил внимание на покинутую братией пустынь. Видимо, вскоре в архивах архиерейского дома была обнаружена копия грамоты 1585 г. царя Феодора Иоанновича. В 1707 г. по указу царя Петра I пустынь была восстановлена трудами бывш. ризничего Крутицкого архиерейского дома настоятеля (1710-1722) иером. Тихона, возведенного митр. Иларионом в сан игумена. Уже к кон. 1707 г. в обители проживали 23 инока и 10 трудников («кормятца трудом своим и подаянием, и государева хлебного и денежного жалованья не определено, токмо что от боголюбивых людей подаяния и строение чинят»). В 1708 г. игум. Тихон заложил в М. Ж. м. каменный Введенский собор. Собственных средств у обители не хватало, поэтому в 1710 г. игумен завел вкладную книгу для записи пожертвований «на строение каменное... и на прочие монастырские потребы, и братии на пищу и одежду». В 1710 г. игум. Тихон, привлекавший в М. Ж. м. паломников и благотворителей, перенес из с. Озёрского Перемышльского у. Калужской губ. в пустынь чудотворный литой медный образ Божией Матери «Знамение». Перенос святыни повлек тяжбу между братией и озёрским причтом. В мае 1711 г. Сарский и Подонский еп. Феодосий (Вадбольский) выдал игум. Тихону грамоту, утверждающую, что иконе в М. Ж. м. «быть вечно неотъемлемо». Согласно вкладной книге, мон-рю помогали пожертвованиями митр. Сарский Иларион, еп. Феодосий (Вадбольский), архимандрит орловского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря Евфимий, архимандрит Оптина болховского в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Святой Троицы монастыря Сергий, архимандриты белёвского Преображенского монастыря Иов (Марков; † 1718) и Глеб (Талипский) , московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыря Алексий и др. В окт. 1717 г. по челобитной игумена у стен М. Ж. м. было разрешено открыть Ильинскую ярмарку сроком на одну неделю и правом 3-летней беспошлинной торговли; ярмарка являлась источником дохода для обители. В этой челобитной М. Ж. м. назван «общежительным монастырем Введения в церковь Пресвятыя Богородицы и прп. Макария, Белевскаго чудотворца».

http://pravenc.ru/text/2561260.html

195 РГИА, ф. 834 (рукописи Св. Синода), оп. 1, д. 381, л. 1–8об. В рукописи «Предисловие к «Алфавиту Библии " » озаглавлено: «Содержание сих чтений из Священного Писания». 196 Печатается по: Оглашение алтайцев, составленное покойным архимандритом Макарием, первым начальником Алтайской миссии//Миссионер. 1875. 19. С. 141–148. 198 Так отвечают молящиеся на возглас священника во время Божественной литургии «Святая святым!». 205 Макарий (Глухарев), архимандрит. Письма к Ф. А. Голубинскому: Автограф, 1821–1846. – НИОР РГБ, ф. 76/II, к. 11, ед. хр. 26. Публикуются впервые. 207 Цит. по: Ландышев С, прот. Некоторые сведения об учреждении Алтайской духовной миссии и об ее основателе отце архимандрите Макарии//Миссионер. 1877. 9. С. 68. 208 Цит. по: Вербицкий В., прот. Очерк деятельности Алтайской духовной миссии по случаю пятидесятилетнего ее юбилея (1830–1880 гг.)//Памятная книжка Томской губернии 1885 года. Томск, 1885. С. 173–174. 209 Цит. по: Чевалков М., свящ. Памятное завещание: Автобиография миссионера Алтайской духовной миссии. М., 1894. С. 17–18. 210 Цит. по: Тихон, иером. Из Алтая: Воспоминания о архимандрите Макарии//Миссионер. 1879. 23. С. 185. 211 Цит. по: Остромысленский Е., прот. Еще некоторые сведения об отце архимандрите Макарии, первом алтайском миссионере//Странник. 1860. Т. 3, 8. отд. I. С. 69–70. 212 Цит. по: Остромысленский Е., прот. Архимандрит Макарий, алтайский миссионер//Странник. 1860. Т. 1, 1, отд. I. С. 20–22. 213 Цит. по: Карпов В. И. Воспоминание о болховском архимандрите Макарии, учредителе Алтайской миссии//Орловские Епархиальные Ведомости. 1868. 23. С. 167–171. 214 Здесь и далее цит. по: Некоторые черты из жизни приснопамятного основателя Алтайской духовной миссии архимандрита Макария Глухарева во время пребывания его в Болховской Оптиной пустыни, Орловской епархии/Под ред. свящ. Илии Ливанского. Орел, 1897. С. 6–125. 219 Иеродиакон Болховского Троицкого Оптина монастыря, впоследствии – иеромонах того же монастыря (см.: Некоторые черты из жизни приснопамятного основателя Алтайской духовной миссии архимандрита Макария Глухарева во время пребывания его в Болховской Оптиной пустыни, Орловской епархии. С. 121).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Игум. Авраамий в 1808 г. писал, что общежитие заведено в О. п. издавна (Насельники Оптиной пуст. 2017. С. 14). 8 сент. 1824 г. еп. Филарет особой грамотой утвердил в О. п. устав Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , рекомендованный Синодом в качестве образцового ( Леонид (Кавелин). 1876. С. 91-93). В уставе были представлены отдельные правила для общежительного мон-ря и для скита, последние предполагали особое уединение (Устав общежительного мон-ря, писанный для Коневской обители. СПб., 1824). По уставу в мон-ре совершалось ежедневное богослужение, а в скиту - по субботам и воскресеньям. Только в отдельные праздники скитники должны были посещать богослужения в мон-ре, а насельники мон-ря во главе с настоятелем - в скиту. По инициативе старца прп. Макария (Иванова) стало практиковаться пение стихир на подобны. В больничной Владимирской ц. совершалось неусыпное чтение Псалтири с поминовением усопших братьев и благотворителей. Ежегодно в день Преполовения Пятидесятницы - 1 мая, 1 авг. и 14 сент. совершались крестные ходы из мон-ря на водные источники. В период настоятельства прп. Моисея (Путилова; 1826-1862) О. п. приобрела широкую известность благодаря оптинским старцам, к к-рым устремилось множество паломников, а также вслед. своей лит. деятельности, прежде всего изданию переводов творений святых отцов. При архим. Моисее в мон-ре появились каменная ограда с башнями, храм прп. Марии Египетской и прав. Анны и много др. построек, Введенский собор был расширен. Прп. Моисей принял О. п. с долгом в 12 тыс. р., ему удалось сократить его до 7 тыс. р., к-рые после его кончины были погашены благотворителем из уважения к памяти преподобного. Материальное положение мон-ря укреплялось при прп. Моисее и в особенности при схиархим. прп. Исаакии (Антимонове; 1862-1894), на время настоятельства к-рого приходится старческое служение самого знаменитого оптинского подвижника иеросхим. прп. Амвросия (Гренкова) . Монастырские угодья во 2-й пол. XIX в. существенно расширились за счет покупок и пожертвований: мон-рь получил более 1000 дес. земли (прежде всего леса) в Козельском и Перемышльском уездах Калужской губ. и Болховском у. Орловской губ. Значительно увеличились денежные пожертвования. Была прекращена практика отправки монашествующих за сбором пожертвований. Открыты кирпичный, черепичный, лесопильный, известковый, свечной заводы, бочарная, столярная, переплетная, портняжная, сапожная мастерские, кузница; устроен водопровод; созданы б-ки, книжная лавка и т. д. Больших успехов братия достигла в разведении скота. За оградой появились конный и скотный дворы, у скотниц закрепился общежительный порядок по правилам жен. мон-рей. В хозяйстве О. п. имелись коровы (впосл. известны как «оптинская порода»), жеребцы из мон-ря участвовали в крупных выставках.

http://pravenc.ru/text/2581451.html

Новое, еще более сокращенное, издание миссионерских записок о. Макария сделано A. С. Стурдзой в «Памятниках трудов православных благовестников русских с 1793 до 1853 г.» (М. 1857), стр. 87–167, под видом «Извлечений из путевых записок миссионера, архим. Макария». В 1897 г. в состав «Сборника исторических материалов о жизни и деятельности настоятеля болховского троицкого оптина монастыря, о. архим. Макария Глухарева», изданного Орловской ученой архивной комиссией, вошли и «Записки находящегося в бийском округе для обращения иноверцев ко Христу архим. Макария и братий его», но, к сожалению, только начало их (по 31 марта 1831 г.) и притом издано оно довольно неаккуратно. Между тем записки имеют значение не только историческое. По ним можно проследить не только весь ход миссионерской деятельности архим. Макария на Алтае до 1834 г., но и выяснить, какие вообще приемы и способы воздействия на иноверцев могут иметь место и могут быть оправданы прошлым миссий вообще и алтайской в частности. Точность и обстоятельность, с какими архим. Макарий говорит обо всех сторонах своей деятельности, и беспристрастие и искренность, не позволявшие ему скрывать собственные промахи и упущения, делают его «Записки» весьма далекими от официальных отчетов и увеличивают их ценность. Нечего и говорить, что они представляют богатый автобиографический материал. Тем настоятельнее необходимость в полном исправном издании их. Мы знаем, что такое издание едва не осуществилось в 1864 г., когда приготовленная к печати рукопись прошла уже чрез цензуру. В настоящее время она находится в руках доцента казанской дух. академии о. архим. Иннокентия (Ястребова) и им готовится к печати. Насколько много в ней нового, можно судить по тому, что в издание Стурдзы, если ее с ним сравнивать, не попало около 30 писчих листов ее. Что же касается ее точности и близости к оригиналу, то пред переписчиком рукописи были: для 1830 г. печатный текст «Христианского чтения», для 1831–1833 г. десять тетрадей рукописных, из которых три писаны рукой сотрудника Макариева Алексия Волкова и только им исправлены, а остальные – писаны его рукой...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Терпеть о. Макарию пришлось еще очень долго. Только 16 июня он был уволен св. синодом от начальствования над алтайской миссией и определен настоятелем болховского оптина монастыря орловской епархии, «а как должен был до половины 1844 г. исправлять должность при алтайской церковной миссии, то прибыл в оптин монастырь из Сибири 15 ноября 1844 г.» Таково собственноручно писанное показание архим. Макария в его послужном списке. Оно и некоторые места из его писем впервые устанавливают невыясненные еще в литературе причины более чем годичного пребывания о. Макария на Алтае после увольнения от службы. Просясь об увольнении, архим. Макарий представил первым кандидатом на свое место C. В. Ландышева, которого он наметил в преемники себе еще в 1840 г. 132 , но на всякий случай свидетельствовал о достоинствах иером. Парфения, другого своего сотрудника, человека с полным семинарским образованием. Выбор томского преосвященного остановился на о. Парфении, который, однако отказался от должности начальника миссии и от службы миссионерской. («Письма», 195, 231). Этот отказ, при нежелании и даже невозможности духовной власти назначить в преемники архим. Макарию Ландышева – и по молодости его лет и потому, что он был еще светским – и были причиной замедления в окончательных расчетах о. Макария с миссией. Желая увеличить шансы О. Ландышева на избрание, о. Макарий в июне 1843 г. отправил его в Европейскую Россию, где он намерен был у себя на родине (в Нижегородской губ.) приискать себе невесту и выдержать при родной семинарии дополнительные экзамены. о. Макарий велел ему посетить также Москву и Екатеринослав, чтобы познакомиться с старыми благотворителями алтайской миссии, выразить им от ее лица «искреннейшее благодарение» и закрепить их связи с нею. Несколько писем о. Макария к самому Ландышеву, к свящ. И. Д. Лаврову и другим лицам, связанных с этим путешествием Стефана Васильевича, показывают, как заботливо относился он к устроению и личной судьбы ученика, и будущего миссии. Ландышев при знакомстве с новыми людьми должен был «учиться у всякого, и все доброе перенимать», а в Екатеринославе познакомиться с пансионом A. С. Понятовского 133 . о. Лаврова архим. Макарий просил познакомить Ландышева «со всеми, имеющими усердие к делу служения миссии». А вот какое наставление дал он Ландышеву касательно выбора невесты. Советуя ему не останавливаться вниманием на светской девице, он добавил: «Лучше возвратиться в миссию одиноким, нежели со львицею; я, брат, уйти могу, как только дверь отворится; а твое состояние будет совсем иное» 273). И Ландышев сделал наилучший выбор – он остановился на бедной девице-сироте духовного звания, Агрипине Ионовне Горшковой, которая сумела войти затем в интересы алтайских новокрещенных и принести им не мало пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

„При мне, Иване Белоусове, – рассказывал он мне далее, – был у о. Макария Александр Иванович Голиков. „Зачем ты, – говорит ему старец, ругаешься матерными словами? Смотри-ка, – у тебя на губах дьяволы сидят». Затем он вместе с ним помолился Богу. „Вот враги-то и слетели», – сказал по молитве старец. Вскорости после этого Александр Голиков поступил в Тихонову пустынь, в которой и жизнь кончил. „Мещанин Петр Гнисов, – рассказывал тот же Иван Белоусов, – просил у о. Макария благословения жениться. Старец говорит ему: „Просишь благословения жениться, – у тебя есть – женись на ней». Некоторые, по его же словам, приходили к о. Макарию для испытания. Таких он прямо же высылал от себя, говоря: „Идите, – вас дома ждут». „Я знал грамоте, – рассказывал также про себя самого Иван Белоусов, – а к тому времени, когда меня потребовали в солдаты, я забыл ее. Прихожу я к о. Макарию; он и говорит мне: „Почему ты оставил талант, который был дан тебе?» После того я опять учился грамоте и немного выучился. Писать теперь я не могу. Мне около 80 лет. За неграмотного расписался Михаил Венедиктов (которым составлена и самая запись). XV „Его Высокоблагословению, члену Орловской Ученой Архивной Комиссии, Законоучителю Орловского реального училища, о. Илии Ливанскому, для сообщения в Комиссию. Вечная память о. Макарию, Архимандриту Болховского Оптина монастыря. Вдова священника Анна Афанасьевна Лаврова рассказала мне следующее. Муж мой, священник Болховской Воскресенской церкви, о. Василий Лавров, скончался более 40 лет тому назад. Я с ним очень часто ходила к о. Макарию. В первый раз я пришла к нему с своею сестрою, девицею. Он благословил меня и сказал: „Вы духовная», – хотя прежде и никогда не видал меня. Сестра моя в это время неприлично держала руки. О. Макарий заметил ей: „Вы должны стоять пред Богом поприличнее». В это время было у него до 15 полукрытых девиц. О. Макарий пристально всмотрелся в них, указывая в одну сторону, говорит: „Пошлите ко мне эту женщину». Ему отвечают: „Здесь нет ни одной женщины». – „Вон ту женщину» – повторил он, указывая на одну из девиц. Та сильно сконфузилась и от стыда, вышла вон из комнаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

В 1698 г. Спасо-Преображенского Велевского монастыря архимандрит Иов дал вкладу в монастырь минею праздничную, при строителе Серапионе, который и упоминается лишь по сему случаю во вкладной книге, а в Синодике записан и род его. Вообще, должно заметить, что от Литовского разорения и до начала текущего столетия, самым благоприятным временем для Оптиной Пустыни может почесться 24-х летний период, заключающийся между 1680 – 1704 годами. Это доказывают и вклады царские, и то живое участие, которое приняли тогда в судьбе обители окрестные бояре и, всякого чину, люди, усердием которых в 1689 году началось в Пустыни строение первого каменного соборного храма, во имя Введения Пресвятой Богородицы, с приделом Пафнутия Боровского, чудотворца, в теплой трапезе. Наконец, к этому же периоду относится учреждение в ней игуменского настоятельства, что в истории всех монастырей служит неоспоримым признаком их благоустроенного состояния. Первый настоятель игуменского сана, упоминаемый в актах Оптиной Пустыни, был о. Моисей (1700 – 1709 г.). При нем продолжалось еще украшение новосозданного храма, и, как видно из вкладной книги, от 1700 – 1704 год, производился сбор на св. Евангелие и на Иконостас в придел св. Пафнутия Боровского, чудотворца. Между вкладами окрестных бояр, роды которых будут начислены ниже (при обозрении Синодиков обители), приятно встретить вклады настоятелей и старцев обителей, преимущественно, Крутицкой митрополии, доказывающие, что русские монастыри искони хранили братское общение между собою и связывались союзом той любви, которая, по слову апостола, николиже отпадает. Тут упоминаются: Иов, архимандрит Белевского Спасо-Преображенского монастыря 11 ; Симеон, игумен Болховского Оптина монастыря; Андрей, игумен Лихвинского Гремячего монастыря; Афанасий, архимандрит Мещовского Георгиевского монастыря; Патрикия, игуменья Белевского Крестовоздвиженского девичьего монастыря; строитель Перемышльского Шеровкина монастыря; игумен Петровского монастыря, что на Москве; Козельского Вознесенского девичьего монастыря 12 старица Екатерина Феодорова, дочь Кошелевых. Наконец, сам Оптинский игумен Моисей пожертвовал на св. Евангелие 6 алтын 1 деньгу; а два старца оптинские, Иринарх и Дионисий, каждый, по 10 алтын.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В Болхове (Орловская область) проходит фотовыставка, посвященная местным православным святыням 19 июля 2007 г. 17:30 В Болховском краеведческом музее Орловской области открылась фотовыставка «Святыни Болхова». Ее организатором стала настоятельница Свято-Троицкого Оптина монастыря матушка Евфалия. «Десятилетия воинствующего атеизма, — сказала она корр. ИТАР-ТАСС, — обернулись для 30 болховских церквей разрухой и запустением. И только в конце прошлого века трудами и хлопотами уроженца Болхова, известного ленинградского православного пастыря протоиерея Василия Ермакова они начали возрождаться. Вот эти моменты и запечатлены в работах фотомастеров». Здесь представлены около 60 работ болховских и орловских фотохудожников. Снимки запечатлели и период руин, и строительные леса вокруг церковных и монастырских стен, и моменты установки колоколов на восстановленных звонницах. По словам матушки Евфалии, самым крупным событием стало восстановление одного из красивейших и древнейших памятников русской архитектуры — Спасо-Преображенского собора. Он был построен в историческом центре города на территории бывшего Болховского кремля. Впервые собор упоминается в летописях в 1525 году. Строительство храма в его нынешнем виде было начато в 1841 году, и велось в течение десяти лет. Главный колокол собора весил более 700 пудов и был слышен за 20 верст от Болхова. Собор мог оновременно вместить до 4500 человек. Он был закрыт в 1930 году, а в 1973 — законсервирован. Из церковных ценностей в нем сохранялись образ святителя Николая Чудотворца XVI века, дары строителя собора воеводы Ивана Ржевского — серебряный потир и напрестольное Евангелие 1614 года. Сохранялись также дары царевны Софьи Алексеевны — ризы, стихарь и Евангелие, датированное 1681 годом. Эта жемчужина православного зодчества, некогда сравниваемая по красоте с храмами Москвы и Суздаля, была восстановлена на пожертвования мирян и на средства, выделенные областной администрацией и меценатами. ИТАР-ТАСС /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/271380.htm...

Обладал поразительными языковыми способностями. Согласно жизнеописанию, в возрасте семи лет уже переводил короткие тексты с русского языка на латинский. К 20 годам Макарий освоил еврейский, немецкий и французский языки. В 1817 году закончил Петербургскую духовную академию со степенью магистра богословия. С 18 июня 1817 года инспектор Екатеринославской духовной семинарии. Пострижен в монашество 24 июня 1818 года, рукоположен во иеромонаха 28 июня 1818 года. С 20 февраля 1821 года ректор Костромской духовной семинарии. 21 декабря 1821 года возведен в сан архимандрита и поставлен настоятелем Костромского Богоявленского монастыря. В начале 1825 года по собственному прошению уволен на покой в Киево-Печерскую Лавру, в конце того же года переселился в Глинскую пустынь, о которой он писал: «Это школа Христова, это одна из светлых точек на земном шаре, в которую чтобы войти, надлежит умалиться до Христова младенчества». 5 июля 1829 года архимандрит Макарий выехал в Москву, где принял благословение на миссионерские труды от митрополита Московского Филарета (Дроздова). 30 сентября 1829 года прибыл в Тобольск. 3 августа 1830 года с двумя сотрудниками из тобольских семинаристов отправился на Алтай. 26 августа 1830 года они прибыли в Бийск. 7 сентября 1830 года отец Макарий крестил в Улале молодого алтайца Блеску, назвав его Иоанном. Этот день алтайскими миссионерами считался днем основания Миссии. За тринадцать с половиной лет миссионерского служения на Алтае отец Макарий окрестил около 700 взрослых алтайцев и более 700 их детей. Из-за болезни по собственному прошению был уволен из Миссии и определен настоятелем Болховского Свято-Троицкого Оптина монастыря Орловской губернии. 4 июля 1844 года отбыл из Улалинского стана Миссии в Болхов. В 1846 году Макарий добился командировки в Святую Землю; но смертельно заболел. Его последними словами были: «Свет Христов просвещает всех». Его перевод Ветхого Завета был посмертно опубликован в журнале «Православное обозрение» (1860-1867) и использовался при работе над Синодальным переводом Библии.

http://patriarchia.ru/db/text/298259.htm...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010