ворот. При нем же в скиту, впрочем на скитские средства, устроен был придел во имя преп. Макария Египетского , в память почившего старца о. Макария, а впоследствии в монастыре, при деятельном участии монаха Оптиной Пустыни Иринарха (Субботина), приобретен большой колокол в семьсот пятьдесят пудов. Сверх всего исчисленного, преп. Исаакий, по благословению преосвященного Григория II, на пожертвованные в обитель деньги озаботился обезпечить ее строевым лесом и топливом, в которых Оптина Пустынь очень нуждалась. Была в обители такая скудость и нужда, что каждый брат сам для себя приобретал дрова на целый год, собирая их в прилегающем к монастырю помещичьем лесу. Чтобы увеличить припасы, необходимые для содержания рогатого скота и лошадей, преп. Исаакий разработал болотистую почву по реке Жиздре, пожертвованную обители еще прежде от казны и носящую название рыбной ловли, где вследствие этой разработки образовались богатые луга; прикупил к сему и еще пятьдесят десятин. Им же приобретены луговые участки на Болховской мельнице, пожертвованные в монастырь одной благодетельницей. Большую нужду терпела обитель в восковых свечах для церковного употребления. Тогда преп. Исаакий пришел к мысли о необходимости устроить в монастыре собственный свечной завод, где можно было бы приготовлять свечи, согласно требованиям церковных правил, т.е. из чистого воска. Завод начал действовать с 1865 года, получая воск самого лучшего качества из Курска через посредство родственников преп. Исаакия. Дело пошло очень хорошо, вполне удовлетворяя потребности оптинских храмов Божиих в монастыре и скиту. К чести преп. Исаакия относится и то еще, что он поощрял усердие о. казначея Флавиана разводить в обители сады и огороды. Этот о. казначей был деятельным помощником преп. Исаакия во всех его трудах и заботах о материальном благоустроении и обезпечении обители. О. Флавиан был неутомимый труженик на ниве Божией, которого преподобный ценил весьма высоко, любил и уважал до самой его кончины, последовавшей 30 мая 1890 года.

http://azbyka.ru/otechnik/books/15109-pr...

Примеру Крутицких архипастырей в пособии обновленной обители поревновали и многие духовные власти их обширной епархии. Во вкладной описи находим следующия имена: 4) Архимандрит Орловского Успенского монастыря Евфимий дал денег 100 рублев, да книги месячные Минеи во весь год выходу 1695 года, в переплете красном кожаном. 5) Болховского Оптина монастыря архимандрит Сергий денег пять рублев, сосуды оловянные церковные, да построил в монастыре келлию ценою в 50 рублев 9 , литон под антиминс шелковый полосаты сырцовый. 6) Белевского Спасо-Преображенского монастыря архимандрит Иов (из дворян Марковых) ризы объяриновые таусинные, оплечья штофа алаго с травочками золотными, обложены плетешком золотным, крест и звезда того же штофу, подольник дороги полосатые. Да к ризам епитрахиль и поручи. 7) Того же монастыря архимандрит Глеб дал пять рублев, две лошади, да подсвечники оловянные с щипцами. 8) Дому Крутицкого архиерея казначей иеродиакон Сергий ризы изуфрены крапивные, оплечья камчатные зеленые; стихарь камчатый таусинный, оплечья штофу алого, травки золотные, три книги, в том числе православное исповедание“ и молитвенник. 9) Того же дому ризничий иеродиакон Арсений, 10 рублев. 10) Того ке дому иеродиакон Андреян полтину. 11) Того же дому, протодиакон Иосиф Васильев гривну. 12) Преосвященного Илариона митрополита келейный Самойла Дмитриев сосуды серебрянные, денег пять рублев, коня серого, ценою в пять рублев. 13) Келейные же: Асексей Афанасьевь сын Новгородов пять рублев; Евдоким. Дмитриев десять рублев с полтиною. 14) Монах постриженник Жабынской пустыни Варлаам Воейков ризы штофные алые, травки и золотные, оплечья штофные же малиновые с травками золотными и серебряными, стихарь камчатный сахарного цвета, оплечье штофное алое – с, травками золотными. 15) Петровского Высокого монастыря архимандрит Леонид десять рублев. Далее следують вклады настоятелей некоторых Московских монастырей: 16) Знаменского монастыря, что в Москве, архимандрит Алексий рубль. 17) Савина монастыря архимандрит Сильвестр рубль. 18) Спаса нового монастыря чернец Моисей рубль. 19) Макариева монастыря Желтоводского архимандрит Филарет Тихомиров полтора рубля. Двух монастырей Крутицкой же епархии: 20) Гремячего монастыря (Лихвинского)

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Настоящее состояние монастыря Св. храмы и часовня В Жабынской пустыни в настоящее время находится четыре каменных храма; три внутри монастыря: а) соборный во имя Введения во храм Пресв. Богородицы, холодный; б) теплый во имя Знамения Пресв. Богородицы с приделом в притворе во имя трех вселенских святителей, и в) церковь при архиерейском доме, двухъярусная: внизу рождества св. Иоанна Предтечи Господня, а вверху во имя Вознесения Господня и г) один вне монастыря на протоке речки Жабынки – во имя святителя Николая. 1. Соборный храм построен в начале прошедшего столетия в 1708 г., восстановителем сей обители игуменом Тихоном, но не совершен сводами и крышею; в последствии вместо сводов сделан потолок, а крыша покрыта тесом; при строителе о. Сергие все ветхости сего храма были исправлены, а в 1811 г. крыша его покрыта железом, под нею устроено вместо бывшей одной пять голов с железными крестами, окованными по местам шинным железом, а снаружи обиты листовым, сделаны связи для оковки фонаря и вокруг церкви по пелину из шинного железа. Работы производил по подряду Тульский оружейный мастер Аким Васильев Кепанов за 734 руб. 50 коп. В 1838 г. при настоятеле Венедикте, собор расписан внутри, усердием Калужского купца Андрея Афанасьевича Чечихина. Высокий и стройный квадрат храма освещен окнами в два света: вверху с каждой из боковых сторон по три окна (с дуговыми перемычками), внизу с северной два, с южной одно; алтарь освещен 5-ю окнами; наружных украшений нет вовсе, кроме лопаток по углам и репчатого пояса (платбанта) вокруг всего храма, под карнизом крыши. С западной и южной стороны пристроены ко входным дверям две каменные низкие паперти, с дуговыми крытыми железом крышами и пролетами по сторонам, сделаны усердием преосвящ. Дамаскина, который погребен (1851 г.) при сем храме в могильном склепе устроенном, по его личному распоряжению, с южной стороны храма близ алтарной стены. У той же южной стены храма погребен, как показывает вставная извнутри в нее каменная с надписью плита, живший здесь на покое в начале прошлого столетия Болховского Оптина монастыря архимандрит Сергий. На плите изображено: „1721 года Генваря в 15 день в 5-м часу ночи преставился священно-архимандрит схимонах Сергий, на память преподобных отец Павла Фивейского и Иоанна кущника в Белевской Жабынской Макариевой пустыни, при бытности той обители отца игумена Тихона, бывшего ризничего в Москве при господине преосвященнейшем Иларионе митрополите Сарском и Подонском, и погребен на сем месте“. Свод храма опирается на два четвероугольных высоких столба, за ними устроены киоты для икон; как столбы, так равно стены и своды настоящей и алтаря расписаны живописными изображениями из св. истории ветхого и нового заветов. Фонарь средней главы, осмигранный сквозной, освящен 8–10 узкими окнами, а боковые на глухих подставах.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Таковы труды отца Макария, которыми подвизался он во славу Божию и на пользу наших меньших сибирских братьев в течение четырнадцати лет. И Господь благословил эти труды. Несмотря на сильное противодействие, какое оказывали фанатические приверженцы язычества не только миссионерам, но и новообращенным христианам, к концу своего пребывания на Алтае отец Макарий имел утешение видеть своих новокрещенных детей во Христе в количестве до семисот человек. Все они знали на своем родном наречии молитвы и учение веры, а многие могли и сами читать святое Евангелие. Среди суеверных, ленивых и крайне неопрятных язычников Алтая этим положено прочное начало для распространения христианства и для распространения бытовых улучшений к правильной и здоровой жизни. Высоко ценя это ревностное служение отца Макария, Святейший Синод по высочайшему повелению возложил на него золотой крест, украшенный драгоценными камнями. За время пребывания своего на Алтае отец Макарий совершил из Сибири одну поездку в Петербург и Москву, где собрал обильную жертву для новообращенных христиан Алтайской Церкви. Интересным оказывается при этом следующее обстоятельство: на обратном пути из столиц отец Макарий сделал остановку в городе Казани и здесь с разрешения попечителя учебного округа выслушал университетский курс лекций по предмету татарского языка, а также лекции по некоторым отделам медицины. Ознакомившись с медициной, он постарался привить среди инородцев элементарные правила гигиены и врачебной помощи (например, оспопрививание). Кроме прямого назначения медицины отец Макарий имел в виду этим парализовать суеверное отношение инородцев к языческим знахарям и ламам, которого отрешиться там не могут и до настоящего времени. Мысль отца Макария не пропала даром: среди алтайских инородцев теперь при святых храмах можно найти не только школы, но и больницы. Усиленные труды миссионерские окончательно расстроили и без того некрепкое здоровье отца Макария; особенно острый характер приняла у него болезнь глаз, грозившая ему слепотой. Поэтому он просил Синод уволить его от службы на Алтае. Святейший Синод прось6у отца Макария исполнил и назначил его настоятелем Оптина Болховского монастыря Орловской губернии. В 1844 году с плачем проводили от себя отца Макария его духовные чада и сотрудники. Хотя отец Макарий оставил их телом, он всегда пребывал с ними духом. Своими письмами он постоянно наставлял и утешал своего преемника и духовных детей. Неоднократно выражал он желание найти для себя и место для вечного успокоения среди гор Алтая, но его желанию не суждено было сбыться.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

212. Орлов А.А. Краткие записки из жизни покойного архимандрита Макария, бывшего миссионером Алтайской церковной миссии, а потом настоятелем Болховского Троицкого Оптина монастыря//Сборник исторических материалов... Орел, 1897. (То же. Рукопись. Список рукою неустановленного лица (после мая 1847). – НИОР РГБ, ф. 99, п. 20, ед. хр. 10.) 213. Орнатский Философ , священник. К предстоящему столетнему юбилею со дня рождения архимандрита Макария, основателя Алтайской миссии//Церковные Ведомости. 1892. 16. 214. Основные права и обеспечения служащих в миссии и заключительные замечания о необходимости иметь многих миссионеров, диаконисс и множество станов миссии: (По «Мыслям...» о. архимандрита Макария (Глухарева))//Миссионер. 1878. 47. С. 377–379. 215. Остромысленский Евфимий, протоиерей. Архимандрит Макарий, алтайский миссионер//Странник. 1860. Т. 1, 1, отд. I. С. 12–23. 216. Остромысленский Евфимий, протоиерей. Еще некоторые сведения об отце архимандрите Макарии, первом алтайском миссионере//Странник. 1860. Т. 3, 8, отд. I. С. 68–83. 217. От Совета Миссионерского общества//Отчет Миссионерского общества за 1867 год... СПб., 1869. С. 1–47. 218. Открытие Миссионерского общества в Москве//Сборник сведений о православных миссиях и деятельности Православного миссионерского общества. М., 1872. Кн. 1. С. 5–7. 219. Отрывки из путевых записок миссионера А. М-я [архимандрита Макария (Глухарева)]//Христианское Чтение. 1834. Ч. 2. С. 209–222, 314–334; Ч. 3. С. 329–338; Ч. 4. С. 328–339; 1836. Ч. 1. С. 87–106; Ч. 3. С. 92–108, 330–345; Ч. 4. С. 314–326; 1837. Ч. 2. С. 90–105, 323–339; 1838. Ч. 3. С. 340–357. (То же. Рукопись: Писарский список с приписками Д. Ф. Голубинского . 1830–1835. – НИОР РГБ, ф. 76/1, п. 22, ед. хр. 3.) 220. Отчет Миссионерского общества за 1867 год с приложениями. СПб., 1869. 221. Отчет об Алтайской и Киргизской миссиях Томской епархии за 1884 год//Томские Епархиальные Ведомости. 1885. 7. Отд. неофициальный. С. 4–5. 222. П.С. Л-в. [Протоиерей Стефан Ландышев]. Некоторые сведения об учреждении Алтайской духовной миссии и об ее основателе отце архимандрите Макарии//Миссионер. 1877. 2. С. 9–12; 3. С. 17,18; 4. 25–30; 6. С. 41–44; 8. С. 57–59; 9. С. 65–68.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

В 1891 г. в управлении мон-рем были введены начатки коллегиальности: в помощь настоятелю учрежден совет (собор) старшей братии, стали вестись журналы его заседаний. Насельник О. п. иером. Даниил (Болотов) , окончивший АХ, основал в обители иконописные мастерские, в к-рых обучали по программе художественных училищ, ввел в обиход фотографию. Он работал над росписями монастырских храмов, под его руководством была выполнена стенопись Владимирской ц. Иером. Даниилу принадлежит ряд портретов оптинских старцев, в т. ч. старца Амвросия. В 1890 г. по желанию старца Амвросия в болховском Богородично-Всесвятском жен. мон-ре была написана икона Божией Матери «Спорительница хлебов» . На изображении Богоматерь, сидящая на облаках, возвышается над полем с пшеничными снопами. Старец заповедовал молиться перед этим образом об урожае и установил празднование иконе 15 окт. Синод отказался разрешить распространение этого образа, но его почитание вскоре стало народным, известны связанные с иконой чудеса. О. п. активно занималась благотворительностью, при ней были устроены школа, больница, инвалидный дом, детский приют, богадельня. В течение русско-тур. войны (1877-1878) ок. 40 раненых воинов лечились в монастырской больнице, обитель жертвовала деньги и вещи в действующую армию. В ходе русско-япон. войны (1904-1905) в О. п. собирали церковные предметы на нужды фронта. В годы первой мировой войны (1914-1918) мон-рь не раз жертвовал для армии деньги, создал лазарет на 25 мест для раненых, выделил 10 мест для проживания на полном содержании выздоравливающих или увечных солдат, 50 - мест для беженцев из Польши и Белоруссии и 50 - для эвакуированных монашествующих. Оптинские насельники (прежде всего послушники и рясофорные монахи) призывались в армию во время войн, в т. ч. не менее 105 чел.- во время первой мировой войны (ок. 30% насельников). Военными священниками служили во время русско-япон. войны иеромонахи прп. Варсонофий (Плиханков) и Адриан (Акильев), во время первой мировой - 8 иеромонахов, в т. ч. Адриан и прмч. Пафнутий (Костин).

http://pravenc.ru/text/2581451.html

389]. Труды во славу Божию, тяжелые условия жизни быстро истощили здоровье архимандрита Макария. Ему приходилось напрягать все силы, чтобы удовлетворять всё возрастающие нужды новокрещенных, но чувствовалось, что их у него хватит ненадолго... «Я говорю: услышал, – писал он, – потому что не мог читать и в очках письма... а читал мне его один из братии, благонадежный для миссии юноша, который, если Господу будет сие благоугодно, может быть и преемником моим в службе при миссии 52 ; ибо земной мой дом, сия хижина, очевидно, ветшает, и приближается к разрушению...» С. 378]. Телесные немощи становились все более ощутимыми, и в декабре 1842 года апостол Алтая подал прошение об увольнении из миссии из-за слабого здоровья. Одновременно он просил разрешить ему отправиться на богомолье в Иерусалим. Указом Святейшего Синода 16 июня 1843 года архимандрит Макарий был освобожден от должности начальника миссии и определен настоятелем заштатного болховского Троицкого Оптина монастыря Орловской епархии. На просьбу разрешить ему поехать в Иерусалим архимандрит Макарий ответа не получил. Оставить миссию просветитель Алтая решился лишь через год – в начале июля 1844 года. Желая передать руководство миссией Стефану Ландышеву, архимандрит Макарий в июне 1843 года отправил его на родину, в Нижегородскую губернию, где Ландышев намеревался поискать себе невесту и выдержать при родной семинарии дополнительные экзамены. По замыслу начальника миссии, его преемник должен был также познакомиться с друзьями и благотворителями миссии в Екатеринославе и Москве. Стефан провел в Екатеринославе июль и август; на обратном пути побывал в Киеве и Болхове; в ноябре в Москве он женился на скромной девушке-сироте духовного звания. Еще три месяца ушло на обратную дорогу на Алтай с остановками в Нижнем Новгороде, чтобы сдать экзамен, и в Томске, где он был рукоположен в священный сан. В Майму отец Стефан вернулся в середине марта, но уехать с Алтая архимандрит Макарий смог лишь через три с половиной месяца. Сдав дела отцу Стефану Ландышеву 53 , архимандрит Макарий после двухчасовой молитвы на том месте, где им была совершена первая Божественная литургия в Улале, возвратился в Майму.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Благодаря открытым мною неизданным письмам архим. Макария, письмам к нему многих лиц и некоторым официальным документам, я полагаю, составленный мной биографический очерк представит нечто новое и занимательное даже для тех читателей «Христианского Чтения», которые уже знакомы с лнчностию и делом о. Макария. Особую цену я придаю -й главе своей работы, которая сообщает новые данные учено-литературного характера и представит интерес для будущего историка С.-Петербургской академии и пособие для нового «Обзора русской дух. литературы», если архиеп. Филарет черниговский найдет подражателей когда-либо. К. В. Харлампович 2 Вновь найденные письма напечатаны в новом, казанском издании «Писем архим. Макария Глухарева» (1905). Переписка о. Макария (письма его и к нему) хранится в библиотеке казанской д. семинарии. 3 «Воспоминание о покойном архимандрите Макарие Глухареве»(Странник, 1861 г., май, 233, прим.). 5 «Краткие записки из жизни покойного архим. Макария» (напечатаны в Сборник исторических материалов о жизни и деятельности настоятеля болховского Троицкого Оптина монастыря, о. архим. Макария Глухарева. Орел, 1897 г.). 6 Письма к М. Глухареву, студенту петербургской академии, его отца, в числе четырех, напечатаны нами в приложении к статье: «Архим. Макарий Глухарев и его отношения к родным» (Смолен. Епарх. Вед., 1904, 11 «Внутреннего правления дело по запискам инспектора академии архим. Филарета о поведении студентов академии. 15. 1814». Филарета-Амфитеатрова. 13 Филимонов Д. Д. Материалы для биографии основателя алтайской миссии архим. Макария (М. 1892), 6, прим. 14 Почему курс продолжался три года, выяснено у H. A. Чистовича в Истории Спб. дух. академии (1857), 267–271. 15 «Странник», 1860, август, 59. Чистович выражается неопределенно: «Какие-то предубеждения против него, возникшие до окончания им академического курса, были причиной, что он не был оставлен при академии» («Христ. Чтение», 1872, III, 4). 16 Таким М. Глухарев рисуется в воспоминаниях одного его академического товарища («Миссионер», 1874, 6; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Герасим, «Письмо о некоторых обстоятельствах жизни о. архим. Макария, основателя алтайской миссии». В письме этом заключаются и воспоминания об о. Макарие самого Израиля. 48 По указу архиепископ должен был «обратить его по своему усмотрению, на дело проповедания, где сие представится нужнее, в виде, на первый случай, опыта: дабы по первым действиям его можно было судить, способен ли он к приемлемому на себя делу и в состоянии ли будет отправлять оное с желаемою пользою» (Птохов, 43). Такая беспримерная осторожность св. синода, вызванная и смирением о. Макария и его «непостоянством», хотя оказалась напрасной, все же заставила после его беспокоиться за судьбу уже открытой миссии. 49 Записки эти напечатаны в «Сборнике исторических материалов о жизни и деятельности настоятеля болховского оптина монастыря, о. архим. Макария» (Издание Орловской ученой архивной комиссии. Орел, 1897). 51 «Письма», стр. 536. 537: доклад архиеп. Евгению от 22 окт. 1829 с приложением правил общежития, по поводу которых м. Филарет писал о. Макарию: «Когда представлен был св. синоду завет ваш с двумя учениками семинарии: я почти смеяться готов был над теми, которые говорили, устоит ли сие дело» (Письма м. Филарета, 111). 52 Того. потребовали от него явившиеся ему во сне один за другим умершие его мать, отец и м. Платон (Душеп. Чтение, 1871, II,155). 54 Письма м. Филарета, 111. 112. Интересно, что неустойчивость в намерениях архим. Макарий проявил и год спустя по открытии миссионерских действий. 11 янв. 1832 г. м. Филарет писал ему: «Надлежало в свое время думать, куда вас несет; а куда занесло, не без крыла Провидения, там и надобно сидеть, или ходить путями правды» (115). 57 Отчеты об алтайской миссии за 1882 и 1889 гг. Впрочем, нужно заметить, что и во времена архим. Макария мусульманство было уже сильно среди киргиз. О них он писал в 1834 г., что они – «суть магометане» (534). 60 Сведения о природе Алтая и его насельников в сочинении: «Алтайская церковная миссия». Спб. 1865. См. также прот. В.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

Бабушка моя Феодосия Михайловна рассказывала про себя, что, о. Макарий говорил ей: «Ты помрешь монахинею, и похоронят тебя в мужском монастыре», – и действительно, впоследствии бабушка моя, в монашестве Феофания, похоронена в мужском монастыре в 1854 году». Болховской мещанин Василий Иванович Плотников. 25 мая 1895 г. (Подпись собственноручная, а запись сделана рукою Михаила Адриановича Венедиктова). VIII «Вечная память о. Макарию, Архимандриту Болховского Троицкого Оптина монастыря. Сведения, собранные Михаилом Венедиктовым и представленные Священнику Илии Ливанскому для представления в Орловскую Ученую Архивную Комиссию. «Мне сейчас более 60 лет. Будучи 10 лет, я ходил к о. Макарию вместе с другими мальчиками. Старец учил нас молитвам и заставлял читать. Я получил от него 4 книжки. В другой раз, уже после того, как им были даны мне эти книжки, он говорит мне: «Дал бы я тебе книжку, да у тебя ее отнимут». Когда я пошел домой, меня схватили ребята и начали тормошить, говоря: «Дай нам книжку». Я говорю им, что у меня нет книжки. Когда возвращался я домой от о. Макария, меня никогда не останавливали на дороге ребята, кроме рассказанного случая. Кротким мальчикам о. Макарий давал книжки и говорил им, чтобы они не ссорились между собой. А когда пойдут они от него и поссорятся и опять придут к нему, он говорит им: «Зачем же вы поссорились? За это я не буду любить вас». Шалунов он выгонял вон от себя. Я прежде много раз хаживал к старцу. Он всегда заставлял всех молиться и петь и сам с ними пел и молился. Тех, кто пивал дома чай, он угощал чаем, а кто не пил, тем давал белого хлеба, говоря: «Вы чаю дома не пьете». Однажды пришла к о. Макарию одна женщина и просила у него благословения итти в Иерусалим Богу молиться. Старец сказал ей: «Мы с тобою вместе пойдем в Иерусалим». Затем эта женщина еще несколько раз приходила к о. Макарию просить благословения. Старец все отклонял ее. Оказалось впоследствии, что она вместе с ним отошла в небесный Иерусалим, прожив после его кончины всего два месяца. В том подписуюсь Болховской мещанин Иван Алексеев Щеголев. (Подпись собственноручная, а запись составлена и написана М. А. Венедиктовым). IX

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010