Здесь же при мощах архимандричья шапка преподобного Аврамия, невысокая, шитая золотом, с горностаевой опушкой. – Здесь же медный крест, часть того жезла, которым Аврамий сокрушил Велеса; остальная же, большая часть, взята царём Грозным в Москву 388 . «Ревнитель Апостолов, преподобный! ты удостоился беседовать с Богословом и, получив от него жезл, сокрушил Велеса и, истребив козни, привёл неверных к Христовой вере. Ныне же моли Христа Бога за почитающих память твою». «Источником благодатной воды явился ты, блаженный Аврамий! подай мне источник слёз, да омою страсти души моей и убелю почерневшую душу мою светом покаяния» 389 . 380 См. далее о св. Мавре и Анфусе. Сами обстоятельства времени показали, что к блаженной Анне не относилось правило Гангрского собора, строго осуждавшего за то, «аще какая жена ради мнимого подвижничества вместо обыкновенные женския одежды облечется в мужския». Прав. 13. К тому же собор осуждал собственно гордых Евстафиян. Он осуждал не одежду, а гордость раскола, выдумавшего свой устав. Евстафияне были такие же гордые фанатики своего устава, как Русские раскольники. Созомена , ист. 3, 14. Epistola Synodica gangrensis ар. Beveregium. 381 Ркп. житие пр. Аврамия, старшее, писано не позже XIV в. (опис. муз., стр. 212, 598. 600. Синод. б. 556). Оно с малыми переменами – в прологе и ч.-минее 29 окт. Второе ркп. житие нач. словами: «еже дивитися святых трудам добро» (опис. муз., стр. 208) писано во второй половине XVI в. Третье житие, с выписками из ч.-минеи св. Димитрия и следованной псалтыри – в Валаамском уставе и писано не раньше 1706 г. Как второй повествователь дополнял первого, так третий – второго. Первое житие и отличия второго напеч. в памяти, стар. Рус. литтер. 1, 221–225. 382 По второму житию Аврамий прежде Ростова жил на Валааме и здесь пострижен. Третье житие прибавляет, что Аврамий Чухломский язычник Иверк крещён с именем Аверкия на Валааме «в обители Св. Троицы». Но как не заметить, что на Валааме монастырский храм посвящён Преображению Спасителя? Не трудно видеть и то, что Иверк – простонародное название Аверкия, а смелый сказатель на имени, неправильно понятом, построил сказание о крещении язычника Иверка на Валааме.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

л. 407. От жития св. Никона, ученика бывша блаженнаго Сергиа чюдотворца, сведено вькратце. Нач. Елма благоизволи Бог и вь последних днехь рода нашего рускых странах многим и великымь мужемь вь добродетели просияти, от нихже бысть и сый блажений отець Никонь, якоже ми поведа ученикь его присний Игнатие, веди исперва рожение и житие град Юрьев зовом. Творение Пахомия Логофета, изменено только начало. – После л. 50, 94 и 412 по листу утрачено, листы 78, 98, 308 и 415 переписаны в XVII веке. 764. (1876.) Сборник, сплетенный из отдельных тетрадей, полууст. разный, XV, частию XVI века, в четверть, 341 лист. л. 1. Мес. июнь. Сказание главам настоящия сиа книги. л. 2. Мес. июня в 9, житие и подвизи препод. отца нашего игумена Кирила, иже на Белом езере пречестен монастырь поставлышаго преч. Владычиця нашея Богородица честнаго ея Успениа, и в нем общежитие сставльшаго. Нач. Понеже убо онемь великым и божественым мужем, иже в посте и подвизе просиявших. Внизу под строками: иеромонах Пахомий Святыа горы. В предисловии автор говорит: Повелен быв тогда Самодржцем Великым Князем Василиемь Василиевичем и благословенемь Феодосия митрополита всея Руси. По окончании жития тою же рукою писца: Господину игумену Спиридонию (1467–1474 г.) Живоначалныя Троица сие надписание от рукы грешна инока Паисейя от усердия с любовию, аще и неудобренно, но от жаланиа. В Истор. опис. Троицкой Сергиевой Лавры, изд. 1857 г. стр. 72, сказано, что Пахомий Логофет написал канон с акафистом препод. Сергию радонежскому, о чем говорит в ркп. житии препод. Кирилла (белозерскаго); тоже повторено и в Обзоре русс. дух. лит. Но в этом списке, одном из самых древних и верных, ни слова нет ни о том, ни о другом. Что канон сочинен Пахомием, это известно по другим источникам (см., напр., 470), акафисты же препод. Сергию составлены в позднейшее время; первый, какой печатается ныне, – в 1650 г. князем Симеоном Шаховским (Ркп. о новоявлен. чудесах препод. Сергия, чудо 33), а другой в XVIII в., якобы митр. Платоном (Истор. Словарь духов. писателей изд. 2-е, т. 2, стр. 187), но не позже 1761 г. (см. ркп. Допол. Оп. 143).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

354 Ркп. святцы: «преп. отец иерей Дамиан целебник преставился мес. окт. в 3 д.», опис. лавры 104. 290. 292. 356 Опис. киев. лавры стр. 105. 290. 292. Ркп. святцы: «преподобный Иеремия прозорливый, память его – мес. окт. в 5 д.». 357 Наружный вид, приписываемый бесу по луде, показывает, что луду носили ляхи, это была одежда, в которой бес походил на ляха. Нестор: «и Якун ту (на сражении) отбеже (лишился) луды златые». Выше чтение летописи о Якуне должно быть следующее: «и бе Якун с леп, луда бе у него золотом исткана», и был сей Якун прекрасен (статен), луда у него была выткана золотом. Смысл – ясный, простой, согласный и с буквою и с связью мыслей. – Потому напрасно из статного Якуна делали слепого Якуна. «Луда, говорит Сенковский, носилась на груди и на спине, это род польского панциря». «Библиот. для чт. 1 отд. 3, 7. 6), у нас лудить значит покрывать. 358 Бередников читает в др. летописи: «взимая изло на лепок», и замечает: «изло, может быть, узел». Но тут не видно смысла. Просто и ясно чтение др. сп. «взимая из лона лепок»; а в Никоновой лет. это пояснено так: «взимая из припола лепок». 361 Описание киев. лавры 105. 290. 292. Ркп. святцы, пр. Матфей прозорливый; память его м. октябр. в 6 д.» Ныне 5 окт. 362 Ркп. святцы: «святая княжна инокиня Харитина, иже в девичьем (Отен. Петровском) монастыре, бысть в л. 6000 мес. окт. в 5 д.». По поздней надписи на раке она – «княжна чехиня» и вместе «из рода королей литовских» (Макария древн. 1:556), явная несообразность. 363 По ркп. святцам показано время ее 6000 л. (пр. 61), а на раке преподобной – «7000 л. окт. 5 д.». 368 Опис. к. лавры 110. 289. 292. Ркп. святцы: «препод. отец Сергий постник». У Кальнофойского: «пр. отец Сергий»; в каноне «Сергий единонравный Нектарию послушливому». 369 Ркп. житие пр. Сергия, описанное многословно иноком Ионою в 1584 г. – У Царского 154 и 487. Послесловие: «написано бысть житие се святого, – преосвященному митрополиту тогда бывшу Дионисию и епископу Варлааму вологодскому, в лето 7092 (1584). Написа же житие се чудотворца Сергия инок Иона, иже бысть в та лета у покрова пречистые обители Дионисия чудотворца, иже на Глушице, игумен». Житие составлено по запискам обнорского игумена Протасия, открывавшего мощи пр. Павла в 1546 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Жития их смотри: св. Петра –21 декабря, св. Алексия – 12 февраля, св. Ионы – 31 марта и св. Филиппа – 9 января. 72 Апостольское изречение, приводимое Дионисием, есть апостольское предание; как изречение Спасителя, оно приводится в постановл. апост. 2, 36, у Оригена , у Златоуста, у Сократа, у Иеронима, его приводили и многие другие (см. «Ист. ч. об отц. Ц.» Филар., архиеп. Черниг., § 63, примеч.). 77 Ркп. святцы: «преп. отец иерей Дамиан целебник преставися мес. окт. в 5 д.» Опис. лавры 104. 290. 292. 79 Опис. Киев. лавры, стр. 105. 290. 292. Ркп. святцы: «преподобный Иеремия прозорливый: память его – мес. окт. в 5 д.». 80 Наружный вид, приписываемый бесу по луде, показывает, что луду носили ляхи; это была одежда, в которой бес походил на ляха. Нестор: «и Якун ту (на сражении) отбеже (лишился) луды златые». Выше чтение летописи о Якуне должно быть следующее: «и бе Якун с леп луда бе у него золотом исткана», и был сей Якун прекрасен (статен), луда у него была выткана золотом. Смысл – ясный, простой, согласный и с буквой и с связью мыслей. – Потому напрасно из статного Якуна делали слепого Якуна. «Луда, говорит Сенковский, носилась на груди и на спине; это род Польского панцыря» (Библиот. для чт. 1 отд. III, 7. 6). У нас лудить значит покрывать. 81 Бередвиков читает в др. летописи: «взимая изло на лепок», и замечает: «изло, может быть, узел». Но тут не видно смысла. Простое и ясное чтение др. сп. «взимая из лона лепок»; а в Никоновой лет. это пояснено так: «взимая из припола лепок». 84 Описание Киев. лавры 105. 290. 292. Ркп. святцы: «пр. Матфей прозорливый; память его м. октябр. в 6 д.» Ныне – 5 окт. 85 Ркп. святцы: «святая княжна инокиня Харитина, иже в девичьем (Отен. Петровском) монастыре, бысть в л. 6000 мес. окт. в 5 д.» По поздней надписи на раке она – «княжна Чехиня» и вместе «из рода королей Литовских» (Макария древн.1:556): явная несообразность. 86 По ркп. святцам показано время её – 6000 л. (пр. 85), а на раке преподобной – «7000 л. окт. 5 д.». Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Под этим мнихом г. Киприанов разумеет св. Савву, ученика первоучителей Славянских, Кирилла и Мефодия, и ему приписывает таким образом перевод Псалтири. Но (не говоря о прочем) тогда как в ркп. следованной Псалтири Моск. Епархиальной библиотеки, принадлежавшей прежде Иосифову Волоколамскому монастырю, 143. XVI в. л. 34 об. сперва приводятся те же самые слова о мнихе Савве, что и в Новгор. списке, последующее за ними кань в ней, так и в другом списке следов. Псалтири 179. 1562 г. л. 3. читается не: аз бо грешный преписах псалтирь си, но таким образом: аз б гршныи написа сїе правило. Откуда видно, что труд этого гораздо позднего мниха состоял не в переводе самой Псалтири, но только правила её или статей следованной Псалтири: потому и встречается та приписка только в следованной Псалтири. Л. 205. Сло в . і. мниха. о плтрі. Небольшая статейка, отпечатанная там же – Журн. Минист. стр. 164. Слич. выше Опис. ркп. Отд. 1. 13. л. 316 об.; но в 431 и печ. против сего в конце строк пять прибавлено. Там же. Мо. поинающе. плтрь. Нач. Прта трце бе всего мира. Печатается в так называемой малой или келейной Псалтири. С об. 205 л. до конца ркп. пишется самая П с лтрь съ млтвми, под красивою, с двумя грифами и собачками сделанною, и раскрашенною заставкою. Заглавные буквы каждого псалма также сделаны искусственно и расписаны, а первые буквы каждого стиха написаны киноварью. Псалтирь разделена на кафизмы и писана стихами. После каждой кафизмы (как замечено в предварительной статье, л. 203 об., слич. Опис. выше стр. 415) пишутся три покаянных тропаря, трисвятое и молитва. Тропари сии вообще отличны от тех, какие ныне печатаются в малой Псалтири: только некоторые из них встречаются в ркп., но и те на других местах. Напр. по 1– й кафизме 1-й тропарь – в печ. 2-й; по 2-й каф. 1-й и 2-й тропари – в печ. 2-й и 1-й; по 3-й каф. 1-й тропарь – в печ. 2-й; по 8-й каф. 1-й и 2-й троп. в печ. 11-й каф. 1 и 2-й тропари. Молитвы против печатного все иные. К списку Псалтири 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В службе Новгородской иконе, л. 244. в службе Мирожской иконе л. 816. (@ко жив мтрь слав@) (чит. слову, как в 317, л. 154 об.) (@видвъ т сомурены многочисленоє воньство. ко же бо древнго@) 317 (@бодренаго@)) (@блюстител иа забрале бьстоима врными@) ((@абїе рц и съ прчими@)) (@ды слабиша@) (л. 317 (@слабша@)). (@ко жив мтрь слов вивше т. наро мночисленны знаменїе зрно показавш. и стоаще твою всечтню икон со сщенны соборо. рц въздвше к высот млх. тебе призывающе на помощь@). Эта же самая служба положена ниже, л. 813, другой – Псковской иконе в Чичерсках. По Румянцевской ркп. (опис. Рум. музея с. 527) кан. (этот именно кан., как оказалось по справке в ркп.). точнее же стихиры и прочее – есть творение Филофеево, вероятно, того старца Псковского Елеазарова монастыря, который в 1510–19 г. написал послание к дьяку Мисюру. (Допол. к Актам Ист., т. 1, 23). Л. 66. (@в кє. прпбна ца нашего сергіа радонежьска чюдотворца@). Между стихирами на Господи воззвах трёх, гласа второго, не достаёт; на литии славник иной. Все три в печ. помещённые канн. пишутся и в ркп. Л. 89. л. (@прпбнаго ца ншего григорїа. и на плешми@) (Пелшме) (@рц@). – Согласна с печ. Минеею. Л. 97. (@Мца ктбр в а днь покровъ сты бца. и памть прпбна ца ншего савы и на вшерою ркою жившаго@). Служба одному преподобному. На стиховне три стихиры опущены. Седальнов нет. Над кан., как и в печ. Минее, надпись: (@кано стм сав. творенїе сщнноинока пахо@). Стихир на хвалите нет в ркп. Странно, что в начале стихир на Г. воз. написана стихира, относящаяся к св. Иоанну Предтече, нач. (@Рауис сщнна свтоносна и аггломь любезна иже мечемь сщеннл древле@). Тоже самое см. ниже л. 615. Л. 103 об. (@в. стго блженнаго андр@). Служба согласна с печ. Минеею: только икос по 6-й песни – иной, а в конце прибавлен светилен. В кан. песнь 1-я тропарь 2-й в ркп. начинается так: (@словнине родомь@). ((@бл. Андрее@)) (@измлада ха възлюбилъ еси@). В печ. же Минее, вместо первых слов, поставлено просто: (@блаженне Андрее@). См. 317, л. 56 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

97 Это видно между прочим из недавно открытого поучения еп. Иоанна рост. (1346 – 56г.) Каталог собрания ркп. О. И. Буслаева, изд. И. А. Бычков, стр. 39–40, 338–40. Также Опис. ркп. cvn. б-ки II, 3, стр. 109; Пономарев, III, 58; Ж. М. Н. Пр. 271, 188 – 9. См. также предыдущее примчание. Но от конца XV в. имеется свидетельство, что русские христиане говели и причащались на первой неделе великого поста. Пам. стар. р. литер. под ред. Пыпина и Костомарова, 1, стр. 195.   105 Р. И. Б. VI, 860, 861, 861, 864, 865. «Должен ест иереи яко врач хитр взыскати канона. и расмотрив дачи заповедь кающемуся». Ркп. Вол. Бкн. 566, л. 103 и об. 110 «Заповедь св. Иоанна Златоустаг о. о законе иереом (о законе церковном) известна нам по ркп. Вол. Бки 566, где встречается дважды (лл. 101–103 об., 478 об – 483). Она представляет собою по-видимому святительское поучения собору епархиального духовенства. Проповедник говорит: «собрах вас попове в кояждо (коеждо) села и всех поучих известно о святем церковнем законе и пакы поручаю и посылаю о церковнем законе да творите якоже вы научих и направих». Приведенные в текст слова на л. 103 об. и 478 об. 112 Р. И. Б. VI, 53. Алмазов, III, 269. Епитимия в древней Руси понималась как врачество; вот как говорят о ней древне-русские поучения. «Аще исповедаем беззаконная наша Господеви и отцем духовным, да приложит ны и здравию былие, рекше епитимиями, да свяжет до времени, дóндеже язя не будет и паки раздрешите; рассмотрите, что будет успеха в заповедях Божиих» (Пр Соб. 1861, 1, 455; ср. Яковлев, К литер. ист. древнерусск. сборников, 133–134). Не соблюдающим епитимии древнее поучение говорит. «Сему подобни есте, яко на рати оустрелят человека и стрела внем ся приломит и егда кнему врача приведут, тогда разрезав язву измет железо. аще ли зелия не приложит исцелити не может, аще ли зелия не мощен будет тръпевти, то по малу прилагати дабы исцелити. тако и вы егда сотворите грех, той оустрелил вы ест диявол. и грех в вас яко железо ест. и аще отцю исповесте. отец же акы врач хытрый измет от вас яко железо грех и язву опитимиею лечити начнет»... (Пр. Соб 1859, 1, 133. ср. ркп Волок. б-ки (M Д. Ак.) 566, 528 л.). Ниже мы увидим, что рядовой древнерусский духовник да и общество представляли епитимию как наказание за грех.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Чтобы убедиться в этом, довольно сличить известие рязанских писцов с письмом Святислава и припискою Драгослава, которые все напечатаны у Розенкампфа (о Кормч. 56–63 Розенкам. О Кормч. Прим. 47. С. 56 или яснее — прим. 46. С. 268. Изд. 2 Снес.: Восток. Опис. Румянц. муз. 290, 298 Этого мнения держался митрополит Евгений (Слов. духовн. пис. 1. 326 Опис. К.-Соф. соб. Прибавл. 238 и держится автор статьи «О первоначальном составе славянской Кормчей книги», напеч. в Христ. чтен. 1851. 1. 558 Барон Розенкампф, как мы уже заметили, напротив, признавал Софийский список копиею с Кирилловского, или болгарского. А автор «Обзора русской духовной литературы» замечает, что «списком с болгарской Кормчей, присланной к митрополиту Кириллу, надобно признать список Румянц. муз. XVI в. 232 так как в нем сохранялось самое письмо, при котором препровождена была к нему Кормчая», и присовокупляет, будто текст восточных правил предложен здесь в подлинном, полном виде его, как у Зонары и Софийской Кормчей, а не как в Рязанской (1. 55, в статье о Кирилле II Между тем барон Розенкампф этот самый список Кормчей Румянц. муз., означенный в Опис. Востокова под 232, а у него — Розенкампфа — под 5 относит именно к Рязанской фамилии, а не к Софийской (о Кормч. 12 Восток. Опис. Рум. муз. 297 и, судя по описанию этого списка у Востокова, который неоднократно замечает, что правила изложены в нем как в печатной Кормчей, не может оставаться никакого сомнения, что список действительно относится к Рязанской фамилии. Таковы списки Румянц. муз. 233 и 234 179]. Но стоит только сравнить, например, русские статьи, помещенные в этих списках, с теми, какие находятся в Софийском (Русск. достопам. 1. 20–21 чтобы видеть сделанные прибавления или дополнения. Розенкампф указывает на один список XV в., принадлежащий купцу Лаптеву и «совершенно сходный» с Рязанским, следовательно, без изменений и прибавлений, и в этом Лаптевском списке есть означенное письмо и приписка (о Кормч. 12 и прим. 47. С. 56, а яснее — по 2-му изд. прим. 46. С. 268 Есть также в списках Рязанской фамилии — Румянцевском 232 (Опис. С. 290 и Новгородском (Опис. Киево-Соф. собора. Прибавл. 238

http://sedmitza.ru/lib/text/435948/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010