Филипп, был лишен сана и сослан в Тульский монастырь святителя Николая, и там скончался. «Сентября 25 (1571 г.) преставись владыка Новгородский Пимен в Туле в монастыре у чудотворца Николы в Вении; тамо и положен бысть; а в Новгороде был владыкою 17 лет и 2 месяца и 9 дней; а после своего владычества жил год и 2 месяца без шести дней; а не было владыки в Новгороде после Пимена 2 года без семи недель и два дни» 369 . После архиеп. Пимена остались на память Софийскому собору и хранятся в ризнице его: 1) черного дерева резная панагия; кругом обложена золотом, прекрасной сканой работы, по местам украшена финифтью, жемчугом и лазоревыми яхонтами; в ней, как значится в надписи, находятся части св. мощей: Иоанна Предт., святит. Николая, еписк. Никиты, архиеп. Иоанна, первомуч. Стефана, часть ризы преп. Варлаама и часть ризы Божией Матери; 2) посох, обложенный сканым серебром с черенью и костяною полукруглою рукоятью; на нем четыре яблока хрустальных и 3) посох, обложенный серебром с финифтью; на нем семь яблоков; оглавие обложено серебром, с двумя рогами, на краях коих по херувиму. На обоих посохах имеются надписи (См. опис. Новг. Соф. соб. изд. 1858 г. стр. 184, 185, 201 и 202). Из памятников письменности, принадлежащих архиеп. Пимену, сохранились: 1) жалованная грамота его Успенской церкви, в Устюжне железопольской, которою он жалует причт сей церкви, по ходатайству его, «особно своею данью, подъездом и десятиною», именно: «давать в дом св. Софеи, и ему архиепископу, за его подъезд и за благословенную куницу, на всяк год по гривне по Московской; а десятильником его, за их десятильнич корм и за дар, по два алтына без денги Московской» (А. И. 1. 170, 325, 326, 1563 г.); и 2) послание его же к царю Иоанну Васильевичу 1563 г.; в нем Пимен, восхвалив мужество и мудрость царя, убеждает его идти на брань с литовцами и укрепляет его на ратный подвиг примерами древних царей, подвизавшихся за св. веру и церковь , и изречениями свящ. писания (А. И. 1, 302:549–551). Так несчастно кончил свое служебное поприще архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

17 алт.       2 денги (Суворов. Опис. Вологод. Соф. Соб. М. 1863, стр. 137). 75 И в Расходной книге 1613–1614 г. сказано: ноября в 18 день, по государеву... указу и по приказу казначея Микифора Васильевича Траханиотова... послано на патриаршей двор двум халдеем на платье 8 арш. сукна лятчины червчатой (т. е. багровой), цена по шти ал. арш., купли нынешнего 122 году (Русск. Ист. библ., т. 9, стр. 189). 76 В записях Вологодского архиерейского дома указано на материал для одежд отроков и халдеев (Сувор. Опис. Вол. соб. стр. 136). 77 По указанию рукописного чина, накануне дня, в который совершался чин Пещного действа, после вечерни, «на учителя и на отроков с халдеи бывает стол в ключе и всход на погреб. А дьяки певчие и подъяки в ключе не едят, только всход на погреб». И в день совершения действа, по окончании его, «на учителя и на отроков и на певчих дьяков обоих ликов и на подъяков и халдеев бывает ранний стол в ключе и всход на погреб». После литургии «пришед отроки в столовую палату и станут против святительского места, а халдеи станут с обою стран отроков и стоят отроки против святителя до третией явствы во всем сану своем, и бывают отроком от святителя подачи». По указанию печатного чина Пещного действа халдеи и отроки, по окончании литургии провожают патриарха в столовую и там поют во время стола и им в столовой бывает потешение (Чин Пещного действа – печатный). 78 Вот эти записи о дарах патриарха: 1631 г. Дек. 21 дня, по приказу государя архиепископа, дана отроком, Васке с товарищи – гривна; уставщику Володимиру гривна; халдеем – 2 алтына. 1637 г. Дек. 18, славили отроки, дано им 3 алт. 2 ден., уставщику их Володимеру Иванову дано гривна, да халдеем 8 денег. 1633 г. Дек. 11, куплено к пещному действу рыбы разной на 4 р. 7 алт. 1642 г. Дек. 16, куплено к пещному действу рыбы свежей на 1 р. 20 алт. да три пуда лососины на 1 руб. 20 алт. 4 деньги. 1626 г. Дек. 18, приходили после пещново действа славить уставщик певчей дьяк Володимер Иванов, и по приказу государя архиепископа Нектерия дано ему Володимеру рубль денег за увечья подъяков меншие станицы (Сувор.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

4 Список этого Сборн. го в. находится в библ. Моск. Д. Акад., 197; списки XVIII го в. – в библ. Моск. Синод., 237 (Опис. II, 3, 147 и след.) и в бывшей библ. Царского, 676 (Опис. 772–725). С первого списка снят список и нашей библ. 94, которым мы пользовалась. 5 Список го в. – в Новгород. Соф. библ. (ныне С.-Петербургской Д. Акад.;. 1281; список XVI XVII го в, – в той же библ., 1456. С первого списка списаны – список Румянц. Муз. 89 (Опис. 158 159) и список нашей библ., 95. 6 С содержанием и направлением Даниилова Сборника можно позкнакомиться из статьи Г. Беляева: «Даниил митрополит Московский» (Извест. II го отд. Академии Наук, V, 192 207). Подробное же описание этого Сборника помещено в Опис. рукоп. Моск. Синод, библ. II, 3, 147 164. 7 В начале первого слова Даниил говорит: «преблагаго Бога благодатию…, потщахся, елико възмогох, прошения ваша исполните, богомудрии; мнози же образи въпрошения вашего, аз же к ответу худе есмь»…. А в конце слова: «о сих всех и о другых, исперва даже до зде, якож увеща мя любовь ваша…, от божественных писаний, събрав, написах любви вашей; о другых же, яже в инех, явлена будут напреди, Богу помогающу и Того рождешия». 8 Заглавие его: «Слово 1, от свидетельства божественных писаний, яко внимати подобает от ложных пророк и от ложных учителей, и яко от сего позновается ложный учитель и ложный пророк, от еже не учити от божесвенных писаний, но от злобы своего сердца, по лукавству дьявола, на пагубу многим, и яко пребывает кто в евангельском поучении, иже по нему мудрствуя и действуя, уклониет же себе от него, иже сопротивная мудрствуя и действуя, и яко последующая божественным и законным писаниям не достоит испытовати глаголющих, или пишущих, аще кто благословен богодухновенная писания сказует, и ничтоже том можетъ возбраните, ваме слово Божие не нижется». 9 Заглавие его: «Яко нелепо есть враждовати другу на друга, но и инех враждующихся смиревати, и яко не всюду есть мире добро, блажени бо, рече, изгнани правды ради, и якоже иже за правду страдай блажен есть, за самое же зло страдай беззаконен есть; невозможно же благих дел прилежащему от всех слышат добро: такоже и о истине стоящему не многа имети врати. Но аще о сих и соблажняются нецыи, не устрашатся подобает, но тверду быти и непоколебиму. Слово 2».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

«Духовные, замечает знаменитый наш Иерарх–историк, не отягощали своих крестьян денежными податями, а довольствовались только их половническими или половинными работами в земледелии, ловле, рубке лесов, пчеловодстве, скотоводстве и винокурении, и от сих только заведений получали денежные доходы для содержания церквей и себя. Кроме того, по примеру других владельцев, собирали пошлины с прогона и прокорма чужого скота на их землях, с мельниц, с проезда по их плотинам, мостам и перевозам, и с ярманок при церквах и на церковных землях, получая от торгующих померную, весовую и поведерную с продаваемых напитков плату». Опис. Киево-Соф. Собора стр. 258 и примеч. 159. 51 В заключении одного рукописного слова, которое, по всей вероятности, принадлежит нашему Митрополиту Кириллу II или III (1250–1280), после исчисления судов церковных, сказано: «то все суды церковныи даны законом Божиим прежними Цари и Великими нашими Князьями… клирошаном на потребу, и старости и немощи и в недуг впадших чад мног кормление, нищих кормление, обидимым помогание, странным прилежание, в напастех пособие, в пожарех и потоп, пленным искупление, вдовам пособие, в худоби умирая покровы и гробы и погребание, церквам и монастырям одятие, живым прибежище и утешение, а мертвым память». Опис. Рукописей Румянц. Музеума CCXXXI, стр. 291. 52 Впрочем, надобно заметить, что даже к концу настоящего периода иногда поступали в священное звание рабы, и притом неотпущенные на волю, – от чего происходили разные злоупотребления, как видно из послания Константинопольского Патриарха Германа к нашему Митрополиту Кириллу I в 1228 году. (Опис. Рукопис. Румянц. Муз. стр. 303–304). 68 Смотри Москвитянин 1843. 7: Откуда коренные жители Лифляндии первоначально получили Христианство, с Востока или Запада? 73 Штиллинга (Acta sanct. tom. II. Septembr. de convers. et fide Russorum), Буттлера (Vies des Peres et des Martyres… 24. Iuillet, Lille. 1834), Рорбахера (Hist. de I’Egl. Cath. tom. III, p. 238. Paris, 1844) и весьма многих других.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

во II Отд. импер. Ак. наук в 1854 и 1855 г. С. 138, 140 XVI (Опис. рукоп. Толстов. 215, 520 и XVII в. (Опис. рук. Царск. 504 Во всех указанных сборниках Слова означены именами: Кюрила мниха; Кюрила, грешнаго мниха, Кюрила недостойнааго мниха, св. Кюрила мниха, препод. отца Кюрила мниха, или: блаженнаго Кюрила, св. Кюрила епископа, а иногда в тех же самых рукописях: Кюрила, епископа Туровьскаго, блаженнаго Кюрила, епископа Турьскаго или Туровьскаго, св. Кюрила епископа Турскаго. К этим девяти подлинным Словам святого Кирилла, нами рассмотренным, надобно присовокупить еще одно — десятое: будучи помещено в сборнике XIV в. Царского, после других Слов святого Кирилла, епископа Туровскаго, оно озаглавлено: «Того же Кюрила наказанье», и недавно напечат. г. Сухомлиновым в его издании 12. С. 74 Кроме того, за подлинность всех означенных Слов, из которых одни прямо надписаны именем Кирилла Туровского, а другие только именем Кирилла мниха или Кирилла епископа и под., ручается то, что все они имеют один внутренний характер, один слог, одни любимые обороты, один тон, которые мы определим далее. Некоторые из этих Слов святого Кирилла Туровского вошли под его именем в печатные сборники, изданные у нас в XVI и XVII вв., и там Слово о слепце и хромце назначалось для чтения в церкви в 5-ю неделю Великого поста (Калайд. Памятн. росс. слов. XII в. Предисл. С. XXV–XXX Сухомлинов в предисл. С. LXV Пролог Новг. Соф. библ. на 132 л., без . Здесь означенное Слово помещено под 28 числом сентября и озаглавлено «Притча о теле человецьсте, и о души, и о воскресении мертвых». Впрочем, эта притча могла существовать в Прологе и до Кирилла Туровского, и он, может быть, взял ее из Пролога готовую и только подробно изъяснил в своем Слове, так как в приступе Слова он и обещается говорить не от себя, а от Божественных писаний... Притчу эту из Пролога напечатал г. Сухомлинов вместе с притчею Кирилла Туровского для сличения (предисл. С. XLVI–LI Сборн. Новг. Соф. библ. в лист. 578. Л. 217 Святому Кириллу Иерусалимскому — в сборнике XVII в.

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

Петр Могила , также, вводит в свой чин часть богослужения, исполняемую, обычно, диаконом; разумеем великую ектению, каковой не встречаем в других, рассмотренных нами выше, чинах различных освящений. В латинском чине не одни молитвы, есть и элемент для пения – антифоны. В Могилинском чине мы видим стихиры. В латинском чине мы видим чтение из Св. Писания, а именно – Евангелия 309 , Петр Могила так же вводит в свой чин одно чтение из Священного Писания , но не новозаветное, а ветхозаветное – одну паремию. Наконец, и это самое главное, первая молитва могилинского чина: «Господи, Боже наш, хотяй от всех верных Твоих всегда славим и поклоняем быти« вмещает в себе целый ряд выдержек из одной молитвы латинского чина 310 . В латинских молитвах на освящение колокола, между прочим, испрашивается, чтобы звук колокола служил предотвращением разных стихийных (воздушных) бедствий, бури, грома, града и пр. (..procul pellantur omnes insidiae inimici, Fragor grandinum, procella turbinum, impetus tempestatum) 311 , такие же благодатные силы испрашиваются колоколу и в молитвах Могилинского чина (»...да утолятся же, утишатся и престанут, и нападающия бури ветренныя, грады же, и вихри, и громы страшнии, и молния, и злорастворении, и вреднии воздухи гласом его (колокола) 312 ; ...да глас звенения его услышавше, противныя воздушныя силы далече от град верных Твоих отступят») 313 . Наконец, даже в такой, по-видимому, мелочи, как заключительное замечание Могилинского чина: «Снем же (совершитель чина) з’себе священные одежды, идет во своя си с миром«, можно усматривать сближение этого чина с латинским, который так же оканчивается подобным замечанием: ...revertitur (епископ) ad locum, ubi paramenta accepit, in quo dimmissis sacris vestibus, vadit in pace 314 . 12 Ркп. Требн. Синод. библ. 900 (по Опис. 372) л. 30; Солов. библ. 1107 (Опис. 723). л. 24 об; Соф. б. 1062, л. 249; библ. Арх. Св. Синода 867. л. 154, 861, л. 262. 13 Ркп. Служ. Соф. б. 530, л. 155 об; ркп. Требн. той же библ. 1061, л. 34, 1063, л. 12 об; 1070, л. 312 об; библ. Арх. Св. Син. 868, л. 227 об; ркп. Служ. Синод. биб. 616, л. 160 об; ркп. Требн. Чудовской (ныне Синодальной) библ. 54, л. 386; ркп. Требн. Волоколам. (ныне М. Д. Акад.) библ. 333. л. 334 об, и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Тоже и в древнерусских чинопоследованиях. Хотя точной определительности в количестве и тексте молитв и желательного однообразия редакций мы здесь не видим, однако по частям находим все те элементы, из которых слагаются эти церемонии в настоящее время. Отсюда мы узнаем, что венцы возлагались на головы жениха и невесты при пении стиха “положил еси на главах их венцы от камений честных” (Служ. соф. библ. XIII в. 525 и 581; служ. XV в. 836), хотя это, разумеется, отнюдь не уполномочивает нас считать древнерусские венцы украшенными драгоценными камнями. Обряд этот сполна имеет у нас греческое начало. Что же касается другого стиха, который также иногда пет был при возложении венцов “Господи силой твоею возвеселится царь”, то он по всей вероятности перешел в нам из сербских служебников (Требн. моск. син. библ. 373 и 374. Опис. III, 1. 159). Между тем священник еще до начала этого пения произносил молитву “Господи Боже наш, иже славою и честию венчал еси святыя своя мученики“ (Соф. Б. 836, 389). Молитва эта, равно как и пение стиха “святии мученицы“ разъясняет нам церковный взгляд на брачные венцы в смысле св. Златоуста. Как в древнем мире венок служил символом награды борца за победу в единоборстве, так в христианстве он явился символом награды за подвиги мученичества. Как мученик ценой своей крови покупает торжество своих христианских убеждений и в этом смысле, подобно царю победителю, заслуживает победного венка, так и христианин вступивший в брак ео ipso доказывает свою победу над страстями и удостаивается победного – царского венка: отсюда пение стиха “св. мученицы“ является как нельзя более уместным при возложении брачных венцов. Брачные венцы обыкновенно возлагались непосредственно на головы брачующихся; но иногда они вручались куму и куме (дружки, свахи, шаферы), которые держали их сзади над головами жениха и невесты (соф. б. 836, 839,1065, 1064, 1066, 1085, 1101. В моск, синод, б. Служ, т. н. киприановский 601). В отношении второбрачных практика древнерусской церкви была не та, которая наблюдается в настоящее время, именно: на них или совершенно не возлагали венцов, или же возлагали не на головы, но на правое плечо.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

2 Это послание м. Фотия мы читали в Сборнике Румянц. Музеума конца XV или начала XVI века, 358. л. 382 об. (Востоков. Опис. рукоп. Рум. Муз., стр. 508, 512). 3 Мы пользовались списком этого жития, помещенным в Сборнике Новг. Соф. библ., в четверть, XVII века, и заключающим в себя 1) общежительный устав преп. Евфросина – не полный (л. 1–32) и 2) житие его – полное (л. 39–191). 4 «Всех лет жития его 95, якоже неции поведают в его обители», говорит Василий (Жит. л. 136 об.). След., Евфросин родился в 1386 г., и в 1425 г. имел около 40 лет. 13 Послан. Геннадию, архиеп. новгор., от Дмитрия Грека, в рукоп. Императ. Публ. библ. (по Опис. рукоп. Гр. Толстова, отд. I, 116, и отд. II 254). Слова самого Геннадия приводятся в книге преосвящ. Игнат. Истина св. Соловецк. обит., стр. 106, Спб. 1844. 14 Св. Григор. велик. Liber responsalis sive antiphonarins, in Patrolog. cours. compl. T. LXXVII, p. 726–850, ed. Migne. Вот, например, антифоны на Рождество Христово – in Evangelio: Antiph. Gloria in excelsis Deo, et in terra pax hominibus bonae voluntatis, alleluia, alleluia. Ant. Ecce advenit dominator Dominus; et regnum in rnanu eius, et potestas, et imperium, alleluia, alleluia. Ant. Dum medium silentium tenerent omnia, et nox in suo cursu iter ageret, omnipotens sermo tuus, Domine, a regalibus sedibus venit, alleluia. Ant. Virgo verbo concepit. Ant. Nesciens mater Virgo. Ant. Beatus venter, qui te portavit, Christe; et beata ubera, qnae te lactaverunt Dominum et salvatorem mundi, alleluia. Ant. Verbum caro factum est, et habitavit in nobis, et vidimus gloriam eius, gloriam quasi unegeniti a Patre, plenum gratiae et veritatis. Alleluia, alleluia, alleluia (–pag. 735–736). Или вот антифоны в другой день –in Matutinis: Antiph. Quem vidistis, allel., allel., allel., allel.. allel.. allel , allel.. allel., allel., allel , allel., allel. Ant. Puer Iesus profieiebat. allel., allel., allel., allel., allel. Ant. Omnes sitientes, allel., allel., allel.,allel., allel. Ant. Germinavit radix lesse, allel., allel.. allel., allel., allel. Ant. Benedicat terra Dominum, et omnia nascentia hymnum dicant, allel.. allel.. allel. Ant. Apcrtis thesavris suis, allel., allel., allel., allel., allel. Ant. In Domino lavdabitur anima mea, alleluia, alleluia, alleluia, alleluia, alleluia (p. 747). Сугубая аллилуия в означенном сборнику псалмопений римской церкви действительно встречается всего чаще, а трегубая очень редко.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В XVI в. в России были известны три рода толковой псалтири. Одна была переведена в Новгороде в 1536 году Димитрем схоластиком или толмачем. Оригиналом для нее послужило собрание толкований на псалтирь сделанное в XI веке Брюпоном Герпиполенским или Вирцбургским. (Горский и Невоструев. Опис. рукоп. Синод. библ. отд. II. кн. I 101). В толковой псалтири Брюнона находятся толкования почти исключительно только одних западных экзегетов: Иеронима, Августина, Боды и Кассиодора. Список с нее имется в Новгород. Софийской библ. (рук. 1256). Была у нас псалтирь иного характера: в ней толкования отличались значительною краткостью и главное не имели пред собою указаний имен тех авторов, которым они принадлежали (пример подобной псалтири см. в рукоп. Новгород. Соф. библ., 1255). Третья толковая псалтирь перевод Максима Грека . Этой-то псалтирью пользовался Даниил в широких размерах. Чтения толкований псалмов XXI. XL LXVIII помещенных в соборнике Даниила, буквально тождественны с чтением толкований, находящихся в переведенной Максимом Греком толковой псалтири. (Ср. Рук. Имп. пуб. биб. F, 1 522 л. 207–208 и рук. Имп. Пуб. биб. F 1 447 столб. 264–265. Также рук. Имп. пуб. библ. 522 л. 205–207 и рук. Имп. пуб. б. 447 столб. 556–557 также: рук. патриар. биб. (не разборчиво) л. 138–139 и рук. той же б. (не разборчиво) л. 517–518. Имея под руками толковую псалтирь Максима Грека, Даниил выбирал конечно из нее только то, что относилось к его цели (за одним лишь исключением). Отсюда у него заметны некоторые отступления от первоисточника, которые впрочем имеют 6олее внешнее значение. Так у него некоторые толкования, находящиеся у Максима, вовсе опущены, другие внесены в сокращении, иным дано новое расположение, чем в каком они находились в толковой псалтири. Кроме толковой псалтири при написании шестого слова Даниил пользовался и толковым апостолом. Мало того, он и самостоятельно делал выбор подходящих аргументов и из других сочинений, напр. Исаака Сирина и Феодора Студита . 764 л. 208. Свес.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

Вести. Воен. Духовен. 1906 г., 20, стр. 619–620). 1297 Под словом усыпальница разумеется кладбище. Оно называется усыпальницей (κοψητριον – от κοimω – усыпаю), в свидетельство надежды на воскресение, подобно тому, как в Св. Писании употребляется выражение уснуть (например: E=a’n δε κομηfh ανρ , 1Кор.7:39 ), когда говорится о смерти человека. 1298 В «Последовании о провождении усопших в Пасху» указано при всяком погребении петь эти тропари в Пасхальную седмицу. 1299 В 1767 году именным указом Императрицы Екатерины II повелено совершать погребение священническое над всеми усопшими архиереями, по совершении такого погребения в первый раз над телом усопшего митрополита Московского Тимофея Шербацкого (Опис. Киево-Соф. Собора и Киевской иерархии, стр. 216). 1300 Диакона отпевают по чину отпевания мирских человеков, и в этом случае не следуют указанию Требника Петра Могилы , чтобы отпевать диакона по чину священнического отпевания, заглавие чина такое: Последование погребения священников (а – не священнослужителей, к которым относятся и диаконы). В священническом отпевании обозначается, что умерший был в священническом достоинстве (тропарь пред 3-м Апостолом), что он священник, жрец и приноситель Божественных тайн (стихира на хвалите и т. под.). В Руководстве для сельских пастырей предлагается: если есть желание отпеть усопшего диакона по чину священнического погребения, то следует на то испросить архиерейское разрешение (Рук. для сельск. паст. 1865 г., τ. I, стр. 492). Но при этом необходимо устранить те выражения в стихирах на хвалите и в тропарях, которые относятся только к священнику (Сборник недоуменных вопросов из пастырской практики. Киев, 1904 г., вып. II, стр. 112). 1301 Священник, состоявший и умерший под запрещением, отпевается по чину священнического погребения, а не как простой мирянин; ибо священник, состоящий под запрещением, не лишен сана священства, а лишь находится в исправлении, под епитимией. Но погребение его должно быть с разрешения епархиального архиерея (Указ 1770 г., июля 20). По если священник находился под запрещением за такое дело, за которое следует извержение из сана, и притом умер от пьянства, то лишается священнического погребения (Указ Св. Синода I860 г., марта 28; 1770 г., июля 20 и 1821 г., янв. 25).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010