712 Иван Петрович Федоров – представитель старинного боярского рода (Хромово-Давыдовых, Челядниных), боярин с 1544 г., конюший с 1549 г., выдающийся военный деятель; казнен в 1567 г. Роль, которую отводит ему автор приписки, не совсем ясна – он не назван в числе бояр, присягнувших первыми, но, очевидно, выступает сторонником царя в этом споре. 713 ...князь Петр Щенятев, князь Иван Пронской, князь Семен Ростовской. – Петр Щенятев, князь из рода Гедиминовичей, и Иван Турунтай Пронский, из рода рязанских князей, – бояре с 1549 г.; о казни обоих сообщает Курбский (Щенятев погиб в 1565 г.; Пронский – в 1569 г.). Семен Звяга Лобанов-Ростовский, потомок ростовских князей, был пожалован в бояре в 1553 г., но в 1554 г. за попытку бежать в Литву был приговорен к смерти, замененной ссылкой на Белоозеро. О его казни в годы опричнины сообщает Курбский. В большинстве летописей XVI в. (Никоновская, Львовская и др.) бегство Семена Ростовского объясняется его «убожеством» и «малоумством»; в описи Царского архива содержалось дело об «отъезде и пытке» Семена Ростовского, которое брал при расследовании дела Владимира Старицкого царь в 1568 г. Развернутый рассказ об измене Семена Ростовского содержится в скорописной приписке к рукописи Лицевого свода (читающейся в Синодальном списке и скопированной в Лебедевском списке). Здесь читается показание Семена Ростовского, что «мысль» об измене у него началась, «когда государь недомогал, и мы все думали о том, что толко государя не станет, как нам быти, а ко мне на подворье приезживал от княгини от Офросинии и ото князя Володимера Ондреевича, чтобы я поехал ко князю Володимеру служити, да и людей перезывал. Да и со многими есмя думали бояре, только нам служити царевичю Дмитрею, ино нам владети Захарьиным, и чем нам владети Захарьиным, ино лутчи служити князю Володимеру Ондреевичю. А были в той думе многие бояре и князь Петръ Щенятев, и князь Иван Турунтай Пронский, и Куракины родни, и князь Дмитрей Немой, и князь Петръ Серебряной, и иные многие бояре, и дети боярские, и княжата, и дворяня с нами в той думе были.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря, однако, на столь важное значение этих соборов в деле канонизации наших святых, им почему-то не посчастливилось в нашей церковно-исторической науке. Наши исследователи-историки почему-то проходят мимо них, ограничиваясь обыкновенно самыми общими замечаниями, а иногда и просто только одним констатированием голого исторического факта. Даже люди, специально писавшие о митрополите Макарии, бывшем душою этих соборов, и те не считали нужным много распространяться о них, хотя и нужно было бы ожидать от них более или менее подробного изложения истории этих соборов, так как последние составляют одну из видных сторон церковной деятельности этого иерарха 386 . Трудно подыскать основательные причины такого научного равнодушия к этим соборам, имевшим такое важное значение для канонизации наших святых. Был ли причиною последнего недостаток материала и данных, действительно, в очень незначительном, как увидим ниже, количестве сохранившихся, или просто отсутствие всякого интереса среди наших исследователей к вопросу о канонизации вообще, трудно решить. Единственное, краткое, но имеющее научный интерес исследование о занимающих нас в настоящее время соборах есть у В.О. Ключевского , в его сочинении: «Жития святых, как исторический источник» 387 . Автор последнего сочинения, правда, так сказать, мимоходом, касается этих соборов, именно настолько, насколько они способствовали развитию и оживлению у нас в это время агиобиографии, но тем не менее он сумел высказать много интересных замечаний об этих соборах. Приступая к истории самых соборов, мы, прежде всего, в предварительных сведениях о них укажем цель, побуждения и идею, которая легла в основание этих соборов; затем, постраемся решить вопрос о том, кому принадлежала инициатива их; наконец перейдем уже к истории самых соборов, сперва, конечно, внешней, а потом рассмотрим как самый ход канонизации на этих соборах, так и значение их для канонизации святых в последующее время. I. Как цель, так и побуждения, послужившие поводом к созванию соборов 1547 и 1549 годов, довольно ясно указываются самим митрополитом Макарием и Иваном Васильевичем Грозным. Так, первая довольно ясно намечена в окружной грамоте митрополита Макария, которую он рассылал после этих соборов по церквам, в следующих словах: «мы же в Святем Дусе с сынми своими, со архиепископы и епископы и со всеми священными соборы, уставихом на том соборе праздновати по преуложенному уставу св. отец» 388 и проч. Таким образом, ближайшею целью этих соборов было совершение канонизации святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Deus Destroyed: The Image of Christianity in Early Modern Japan. Camb. (Mass.), 1991; Boxer C. R. The Christian Century in Japan: 1549-1650. Manchester, 19933; Moran J. F. The Japanese and the Jesuits: Alessandro Valignano in 16th-Cent. Japan. L.; N. Y., 1993; Ross A. C. A Vision Betrayed: The Jesuits in Japan and China, 1542-1742. N. Y., 1994; Higashibaba I. Christianity in Early Modern Japan: Kirishitan Belief and Practice. Leiden; Boston, 2001; Farge W. J. The Japanese Translations of the Jesuit Mission Press, 1590-1614: De Imitatione Christi and Guía de Pecadores. N. Y., 2002; Cooper M. The Japanese Mission to Europe, 1582-1590: The Journey of Four Samurai Boys through Portugal, Spain and Italy. Folkestone, 2005; Ким Э. Недолгое свидание: Христ. миссия в Японии (1549-1614)//Япония как она есть. 2006. Кн. 1. С. 218-232. Э. П. К. В Китае В отличие от др. регионов Китай долгое время оставался закрыт для католич. миссионеров: кит. правительство жестко ограничивало присутствие европейцев на территории гос-ва. У истоков миссионерства И. в Китае стоял Франциск Ксаверий (скончался в 1552 г. на о-ве Шанчуаньдао, ожидая разрешения на въезд в Китай). Португ. правительство неоднократно обращалось к кит. императорам с просьбами разрешить миссионерскую деятельность на материке, однако добиться открытия границ для католич. проповедников так и не удалось. В 1568 г. в Макао прибыл испан. иезуит Хуан Батист Рибейра, но после неск. неудачных попыток проникнуть в Китай был вынужден вернуться в Европу. В 1573 г. куратором миссии в Индии и Японии был назначен Валиньяно, чья деятельность в Японии имела большой успех. На пути в Японию Валиньяно провел значительное время в Макао и принял решение о необходимости активной миссионерской деятельности в Китае, для чего он пригласил из Италии Микеле Руджери, с к-рым будут связаны первые успехи иезуитской миссии в Китае. Прибыв в Макао ок. 1581 г., Руджери впервые обратился к китайцам с проповедью на кит. языке (в Макао, затем в пров. Гуандун). В 1585 г. на кит. языке был издан составленный им совместно с Маттео Риччи католический катехизис «Истинные сведения о Небесном Господе и священной религии» (Тяньчжу шэнцзяо шилу). В 1581 г. из орденской пров. Вост. Индий с центром в Гоа выделилась вице-пров. Япония (провинция с 1611), к-рой подчинялась миссия И. в Китае. Буллой «Ex pastoralis officio» (1585) папа Григорий XIII санкционировал вхождение Китая в зону португ. влияния, где И. получили монопольные права на миссионерскую деятельность. В 1623 г. сформировалась независимая вице-пров. Китай. Главой вице-провинции считался вице-провинциал, деятельность которого контролировалась специально назначаемыми прокураторами, настоятелями, визитаторами. Составление карты Китая М. Риччи и Сюй Гуанци (вверху Игнатий Лойола и Франциск Ксаверий). Гравюра. 1687 г. Составление карты Китая М. Риччи и Сюй Гуанци (вверху Игнатий Лойола и Франциск Ксаверий). Гравюра. 1687 г.

http://pravenc.ru/text/293585.html

Памятник Франциску Ксаверию в Малаке, Малайзия. ХХ в. Памятник Франциску Ксаверию в Малаке, Малайзия. ХХ в. Начало миссионерской деятельности Об-ва Иисуса связано с именем католич. св. Франциска Ксаверия. В 1541 г. кор. Португалии Жуан III, обеспокоенный трудностями в деле христианизации вост. колоний, обратился к Лойоле с просьбой выслать неск. миссионеров в Вост. Индию. Франциск Ксаверий получил папскую грамоту с назначением его апостольским нунцием в землях, находившихся во владении короля Португалии и простиравшихся от мыса Доброй Надежды до Дальн. Востока. В мае 1542 г. Ксаверий с 4 сподвижниками прибыли в Гоа (кафедра 1-го католич. еп-ства в Юго-Вост. Азии с 1533). Там они основали иезуитскую миссию и, проповедуя по составленному ими краткому катехизису, за неск. лет (1542-1544) крестили тысячи человек. На эти годы приходится проповедническая деятельность Ксаверия среди «ловцов жемчуга», рыбацких племен на юго-востоке Индии, массово крещенных в 1536 г. францисканцами, первыми прибывшими в этот регион с христ. миссией. Ксаверий возглавил созданную в 1541 г. для подготовки католич. священников коллегию Св. Веры и св. Павла, где обучались мальчики азиат. и африкан. происхождения (в 1549 окончательно передана под рук. И.). Из Гоа миссионер совершал поездки в соседние страны - на Молуккские о-ва (1545-1547) и в Японию (1549-1551). В 1551 г. была создана орденская пров. Вост. Индии с центром в Гоа. Трудами И. были открыты школы в большинстве португ. поселений, издавались книги катехизаторского содержания, в т. ч. в переводах на тамильский, а позже на др. местные языки. И. поддерживали благотворительные организации, предоставлявшие помощь и уход немощным и бедным, гл. обр. представителям низших каст. Вопрос о том, насколько добровольным было обращение в католичество местного населения португ. колоний, до наст. времени остается спорным. Уничтожение индуистских храмов, на к-ром настаивали И., часто приводило к недовольству народа и открытым восстаниям. В июле 1583 г. 5 членов ордена, в т. ч. глава иезуитской миссии в Солсетте Родольфо Аквавива, прибывшие в Кунколим, чтобы выбрать место для новой церкви, были убиты толпой, их тела были выброшены в колодец (в 1893 беатифицированы папой Львом XIII ).

http://pravenc.ru/text/293585.html

Влияние К. возросло с началом правления Эдуарда VI, в первую очередь благодаря протестант. симпатиям регента - Э. Сеймура, герц. Сомерсета. Уже в авг. 1547 г. была проведена визитация, в ходе к-рой всем приходским церквам было приказано иметь Книгу гомилий, составленную К., и руководствоваться ею при чтении проповедей. Сам архиепископ был автором 4 из 12 гомилий, в т. ч. и той, где речь шла об оправдании верой. По его инициативе в церквах были запрещены все образы святых, воскресные и праздничные процессии, колокольный звон и др. «пережитки католицизма». В 1549 г. при непосредственном участии К. в т. н. Виндзорской комиссии, занимавшейся ревизией вероучения, была написана и опубликована 1-я англ. Книга общих молитв, устанавливавшая порядок богослужения. В том же году парламент принял первый Акт о единообразии, предписывавший ее обязательное использование во всех церквах королевства, что привело к восстанию в зап. части Англии в 1549 г., значительно подорвавшему влияние Сеймура. Несмотря на поддержку К. и еще 2 членов Тайного совета, он был вынужден передать регентство Дж. Дадли, герцогу Нортамберлендскому. Влияние К. на политику королевства снижается, особенно после ареста Сеймура в окт. 1551 г. Казнь Т. Кранмера. Гравюра. XVI в. Казнь Т. Кранмера. Гравюра. XVI в. В 1547-1553 гг. К. поддерживал активные контакты с видными континентальными реформаторами. По его инициативе в английские университеты были приглашены Петр Мартир и Буцер, мнение которых К. учитывал при ревизии английского вероучения и богослужения. Так, Буцер стал фактически соавтором чинопоследования рукоположения, составленного архиепископом и включенного в Книгу общих молитв в редакции 1552 г. Мартир участвовал в подготовке реформы канонического права, завершившейся в 1552 г. созданием проекта «Reformatio Legum Ecclesiasticarum», который, впрочем, так и не был утвержден. В то же время К. пришлось столкнуться и с упреками в недостаточно быстром и последовательном проведении протестантских преобразований. В 1550 г. Джон Хупер, еп. Вустерский и Глостерский, раскритиковал предусмотренные Книгой общих молитв облачения священников, с чего начался спор об облачениях, продолжившийся в сер. 60-х гг. XVI в., в правление Елизаветы I. В марте 1552 г. неудачей закончилась попытка архиепископа пригласить в Англию для обсуждения вероучения 3 крупнейших идеологов Реформации того времени - Меланхтона, Ж. Кальвина и Г. Буллингера . Сложности возникли и при принятии 2-й редакции Книги общих молитв в 1552 г.: Джон Нокс , недавно назначенный королевским капелланом, в проповеди перед герцогом Нортамберлендским раскритиковал практику преклонения колен во время литургии. К. с трудом удалось в окт. 1552 г. возобновить печать Книги общих молитв, однако он был вынужден добавить в нее пояснение смысла этой практики.

http://pravenc.ru/text/2458929.html

354 Выражения и в этом случае разнообразны. Молитвы просят о ниспослании на рукополагаемого или „Духа Святого“, или „благодати“, или известных даров и достоинств и т. д. 355 Текст молитв англиканского чина посвящения в изданиях 1549, 1552, 1559 и 1662 гг. почти совершенно сходен. Если есть некоторые изменения в отдельных словах, то со стороны рассматриваемого нами вопроса эти изменения никакого значения не имеют. Во избежание каких-либо возражений мы приводим текст молитв по изданию 1552 года, т. е. по той редакции чина, по которой совершалось посвящение Варвара, и которая должна быть признана наиболее протестантской. – The second Prayer Book of Edward VI, Ed Parker and C°. Oxford. London 1883. p. 152. 360 С 1662 года последние слова изменены так: „если получишь дозволение на то от самого епископа“. 363 По изданию 1549 г., кроме библии, вручались чаша и блюдо с хлебом. The First Prayer Book of Edward VI, Ed. Parker and C° Oxford. London 1883, p. 199. 365 The First Prayer Book of Edward VI, compared with the successive revisions of the Book of Common Prayer: also a concordance to the rubricks in the several editions. Ed. Parker and C°. Oxfoid-London 1833. p. 453 368 Perrone VII, 141; – Puller. р. 25; – Brightman р. 154. На этой точке зрения стояла и комиссия голландских старокатоликов, обсуждавшая недавно вопрос об англиканской иерархии и решившая не в пользу её действительности. См. Revue Internationale de Theologie, 1895, p. 2, 14. 370 The Church Review, 1827, р. 682. Речь архиепископа Йоркского; – Denny and Lasey р. 74: – Puller. The Bull, etc p 34. На это указывают и настоящие архиепископы англиканской церкви (Кентерберийский и Йоркский) в своём ответе на буллу папы Льва XIII (см. стр. 25) – Мы только что имели удовольствие получить этот замечательный документ. Он издан 19-го февраля 1897 г. и носит заглавие: Responsio Archiepiscoporum Angliae ad litteras apostolicas Leonis Papae XIII. De ordinationibus Anglicanis: Universis Ecclesiae Catholicae Episcopis inscripta – Задуман был этот ответ тотчас же после появления буллы, но внезапная смерть Кентерберийского архиепископа Бенсона, последовавшая в октябре, вызвала необходимость отложить дело до назначения и вступления на архиепископскую кафедру его преемника. Нам не раз придётся иметь дело с этим документом, когда будем касаться таких вопросов, относительно которых в нём сообщаются интересные и имеющие для нас важность сведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Б) ИзбраннаябиблиографияпорелигиямвЯпонии Anesaki М. History of Japanese Religion. With special reference to the social and moral life of the nation. Rutland, 1963. Bandd Shdjun и др. A Bibliography on Japanese Buddhism. Tokyo, 1958. Bellah R.N. Tokugawa Religion. The Value of Pre-industrial Japan. Glencoe, III, 1957. Eliot C, sir. Japanese Buddhism. London 1935, 21959. Florenz K. Die Japaner/Lehrbuch der Religionsgeschichte. Изд. RD.Chantepie de la Saussaye. Tubingen, 41925. Glasenapp H. Der Buddhismus in Indien und im fernen Osten. Berlin-Zurich, 1936. Gundert W. Japanische Religionsgeschichte. Die Religionen der Japaner und Koreaner. Stuttgart, 1943. Kato G., Reitz K., Schiffer W. A Bibliography of Shinto in Western Languages from the Oldest Times till 1952. Tokyo, 1953. Kishimoto H, ed., translated and adapted by J. Howes. Japanese Religion in the Meiji Era. Tokyo, 1956. Kishita H. Buddhismus und Schintoismus in Japan und mein Weg zu Christus (пер. D. Mundinger). Bad Salzuflen, 1966. Kitagawa J.M. Religion in Japanese History. New York, 1966. Lectures on the History of Religions, N. S. Martin J.M. Le Sintoisme. 2 vol. Paris, 1924. Morioka K., Newell W.H., eds. The Sociology of Japanese Religion. Leiden, 1968. Schiller E. Shinto, die Volkreligion Japans. Berlin-Schoneberg, 1911. Underwood A.C. Sintoism. The indigenous Religion of Japan. London, 1934. В) Библиография по христианским миссиям в Японии Boxer C.R. The Christian Century in Japan 1549–1650. London, 1951. Сагу О. A History of Christianity in Japan. 2 vols. New York, 1903. Haas H. Geschichte des Christentums in Japan. Tokyo, 1902, 1904. Hecken J.L. (van). The Catholic Church in Japan since 1859. Transl. and rev. by J. van Heydonck. Tokyo, 1963. Iglehart C.W. A Century of Protestant Christianity in Japan. Rutland, 1960. Jennes J. History of the Catholic Church in Japan; from the beginnings to the early Meiji period (1549–1873). A short handbook. Tokyo, 1959. Laures J. Takayama Ukon und die Anfange der Kirche in Japan. Munster, 1954.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/dazhe-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АКТЫ О ЕДИНООБРАЗИИ [англ. Acts of Uniformity] богослужения и совершения таинств, ряд законов, принятых англ. парламентом в XVI-XVII вв. по инициативе королевской власти и послуживших эффективным средством насаждения офиц. англикан. веры, а также юридической основой для преследования католиков и нонконформистов . Первый Акт (1549), принятый в правление Эдуарда VI (SR. 2&3 Edw. VI. C. 1), последовал за выходом в свет Книги общих молитв , определившей характер богослужения, и способствовал ее распространению среди клира и мирян. Он упразднял прежние многочисленные формы богослужения (т. н. сарумский, йоркский, бангорский и линкольнский обряды), предписывая совершать утренние и вечерние службы и таинства только в соответствии с Книгой общих молитв. За нарушение этого порядка или его неприятие священник оказывался подсуден светскому суду присяжных, лишался своего годового дохода с бенефиция и подвергался тюремному заключению (в первый раз - на полгода, во второй - на год, после третьего нарушения - пожизненно). Те же наказания грозили мирянам, открыто критиковавшим Книгу общих молитв и подстрекавшим священников к изменению офиц. порядка службы. Актом 1549 г. допускались публичные богослужения только на англ. языке, однако для богословов Оксфорда и Кембриджа оговаривалась возможность вести службу в университетских церквах на греч., лат. и древнеевр. языках, «дабы способствовать изучению и упражнению в них». Это исключение не распространялось на чинопоследование Евхаристии. В ходе частных служб и молений разрешалось использовать любые языки. Поскольку проведение в жизнь установлений Книги общих молитв встретило сопротивление, а нек-рые ее положения вызвали противоречивые толкования, последовала вторая редакция Книги, сопровождавшаяся А. е. 1552 г. (SR. 5&6 Edw. VI. C. 1). В нем был сделан акцент на мерах принуждения по отношению к мирянам, отказывавшимся посещать англикан. службу.

http://pravenc.ru/text/63966.html

707 ...Алексй Федоров сынъ Адашев да Игнатей Вешняков... – Об Алексее Адашеве см. выше коммент. к с. 28 и 46. Игнатий Михайлович Вешняков – постельничий в 1552–1561 гг. 708 И оттоле бысть вражда межи бояр и Селиверстомъ и его съвтники. – О протопопе Благовещенского собора Сильвестре см. выше. Характеристика Сильвестра в приписке носит такой же враждебный характер, как и в посланиях царя, но отличается рядом своеобразных черт. Здесь Сильвестр никак не связывается с Алексеем Адашевым, о котором в приписке сообщается только, что он в первый же вечер присягнул царю; в Первом послании Курбскому царь утверждал, что во время его болезни «возшаташася яко пиянии» и Сильвестр, и Адашев. Сильвестру и его безымянным «советникам» в приписке противопоставляются столь же анонимные «бояре». Для доказательства связи Сильвестра со Старицким здесь указывается, что они были «из нятства выпущены» по ходатайству Сильвестра. Между тем Евфросиния и Владимир были освобождены из заточения в 1540 г.; Сильвестр появился в Москве и при царском дворе не ранее 1547 г. 709 Иван Михайлович Шюйской... – Князь И. М. Шуйский-Плетень из рода Суздальских князей. Один из старейших бояр Ивана IV (в думе с 1538 г.), попадавший в опалу еще при Василии III, участник борьбы за власть в период «боярского правления». Умер в 1560 г. 710 А околничей Федор Григорьевич Адашев... владти нами Захарьиным, Данилу з братьею. – Ф. Г. Адашев, отец Алексея Адашева, окольничий с 1549–50-х гг. Опасения по поводу возможного господства Захарьиных – Даниила Романовича и Василия Михайловича, естественно, могли быть связаны с воспоминанием о роли родичей малолетнего Ивана IV (Глинских) в годы «боярского правления». 711 ...Иван Иванович Пронской-Турунтай... приводиши ко кресту! – Князь (из князей рязанских), боярин с 1549 г., умер в 1569 г.; по известиям Курбского и Таубе и Крузе был умерщвлен, несмотря на то что был к этому времени пострижен в монахи. Владимир Воротынский, как и его отец Иван, был связан с С. Ф. Бельским, бежавшим в Литву в 1534 г. после смерти Василия III, и был заточен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тишина : Тишина Константинович Сулменев [см. Сулменев], 1549 г.; Тишина Елдегин [см. Елдегины], слуга митрополита, 1624 г. Тишков Третьяк [см. Третьяк], дьяк кн. Юрия Ивановича, 1515 г.; Немятый [см. Немятый] Андреевич, середина XVI в. Ср. селение Тишково в бывшем Коломенском уезде Тиша, Тишка – Тимофей Тоболин Иван, княжеский сокольник, 1543 г.; Петр Никитич Тоболиу, 1577 г., Коломна; Иван Андреевич , 1603 г., Новгород Тобола, тоболка – сума, котомка [Ср. Табалов] Тобуркин Нехороший [см. Нехороший], казак, 1612 г., Вологда Тобуры, табуры – бахилы, мужские коты из оленины Товарищ Есипов, конец XV в.; от уего – Товарищевы; Иван Михайлович Товарищев, убит в 1549 г. под Казанью [см. Горихвостов, Мансур, Широнос] Товарко Федор Григорьевич Пушкин [см. Пушка], боярин вел. кн. Василия Темного; от него – Товарковы [см. Бужар, Гусь, Дыхайло, Сухой, Теленчей, Ус, Шушлепа, Юрята] Ср. селение Товаркова слобода на р. Угре Товарко – товарищ Токарь, Токарев : Василий Токарь, крестьянин, 1495 г., Новгород; Михаил Токарев, крестьянин, 1564 г., Олонец Токмак Тимофей Вельяминович Зернов [см. Зерно], конец XV в.; кн. Иван Васильевич Токмак Ноздреватого-Звенигородский [см. Ноздреватый], 1538 г.; от него– князья Токмаковы Токмарь, токмач, чекмарь – колотушка, пест, деревянная ручная таба (Даль) Толбуга Иван Федорович, потомок смоленских князей, воевода вел. кн. Василия Дмитриевича в походе к Торжку, 1401 г.; от него – Толбузины [см. Преснец, Юрчак]; в XVI в. существовала фамилия служилых людей Толбугиных другого происхождения Толдин Ларион, крестьянин, 1606 г., Белев Ср. толдить – надоедать болтовней, твердить одно и то же Толкач, Толкачев : Гридя [см. Гридя] Толкач, крестьянин, 1627 г., Курмыш; Петр Федорович Толкачев, середина XVI в., Кашин [см. Ехидновы] Толкач – шест; переносное – дурак Толокнеев Василий Павлович, 1556 г., Кашира Толокнов Гаврило, крестьянин, 1572 г., Новгород Толочанов Иван Гаврилович, сын боярский кн. Мстиславского, 1533 г.; Никита и Матвей Богдановичи Толочановы, 1578 г., Коломна [см. Скрип]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010