– Что, брат, веруешь ли, что Богу все возможно, что Он может исцелить и твои недуги? На утвердительный ответ опять спросил: – Твердо ли и всем ли сердцем веруешь, что для Бога нет ничего невозможного? После вторичного подтверждения старец Наум налил в деревянный ковш воды и, перекрестив, подал, говоря: – Пей во имя Отца и Сына и Святого Духа. Послушник выпил. – Пей еще. Послушник выпил, но от третьего приема решительно отказался, говоря: – Не могу больше пить. Тогда старец вылил третий ковш ему на голову, сказав: – Во имя Святой Троицы будь здоров. Вода с головы полилась на шею и по всему телу, и вместе с тем страждущий почувствовал себя совершенно здоровым. Раны на голове вскоре зажили, и через несколько дней послушник снова возвратился к своей работе. Что важно знать о Лицах Святой Троицы Три Лица имеют одинаковое Божественное достоинство. Между Ними нет ни старшего, ни младшего, ни большего, ни меньшего. И Бог Отец, и Бог Сын, и Бог Дух Святой есть единый истинный Бог. У трех Лиц одно Божественное существо, Их нельзя представлять в разрыве Одно от Другого. Отец, Сын и Святой Дух – Троица единосущная и нераздельная. Рассмотрим, что говорит Священное Писание, приоткрывая непостижимую для человеческого ума тайну Троицы. Бог Отец Писание в таких словах выражается о Божестве Первого Лица: «У нас один Бог Отец, из Которого всё...» ( 1Кор. 8:6 ); «Благодать вам и мир от Бога Отца» ( Рим. 1:7 ). Бог Отец не рожден. Он не имеет какого-либо начала Своему бытию. В этом – личное свойство Бога Отца как Первой Ипостаси Святой Троицы. Бог Отец – Источник вечных благ. Бог Сын О Божестве Второго Лица Священное Писание говорит: «Сын Божий пришел и дал нам свет и разум... Сей есть Истинный Бог и Жизнь Вечная» ( 1Ин. 5:20 ). Как и Бог Отец, Сын Божий – Всесовершенный Истинный Бог. Часто Второе Лицо Святой Троицы называют Словом Божиим: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» ( Ин. 1:1 ). Почему такое имя присвоено Сыну Божию? Как в человеке от мысли рождается слово, так и в Троице от Отца рождается Его Слово – Бог Сын. Его рождение предвечно, то есть вне времени. Новый Завет называет Сына Божия Единородным ( Ин. 1:14, 3:16 и др.), потому что Бог Сын единственный, Кто рожден от Бога Отца по естеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

(3) Если же говорят богоносные отцы, чье слово – закон, что серафимы говорили «Свят, Свят, Свят», воспевая Сына, то если бы они сказали, что только Сына, – тогда можно было бы подозревать, что и Трисвятая песнь относится лишь к Сыну. Если же неотделим Сын от Отца и от Духа, то нераздельна и песнь – ибо Сын сопоклоняем Отцу и Духу, и совоспеваем, и сопрославляем. Мы говорим, что песнь относится только к Сыну тогда, когда упоминаем признаки Его ипостаси, как, например, «Сын Божий», «Слово», Премудрость и Сила Божия, от Отца рожденный, воплощенный, распятый плотию, воскресший, восшедший на небеса, седящий одесную Отца и тому подобное. Посему как все это суть признаки одной ипостаси, которые никоим образом нельзя применять к другой или к общности Божества, так и Трисвятая песнь, будучи указанием на три ипостаси, не может применяться к одной. Ведь как мы называем человеком каждую ипостась человечества, а город, заключающий многих людей, именуем многолюдным, но не можем назвать многолюдным каждого человека, – так и в трисвятом мы называем святою каждую из ипостасей, и трисвятым – триипостасное Божество, но не можем именовать трисвятою одну ипостась. И как при перечислении говорим «одно, одно и одно», но не можем сказать о каждом «тройка», так и в Трисвятом; и как говорим: «светоч, светоч и светоч», и в совокупности зовем тройным сиянием, но не называем каждый трисиятельным, так и в Трисвятом. Все, что единично, просто и отвлеченно говорится о целом Божестве, то же сказывается и о каждой из ипостасей, а число «трижды» применительно к святой Троице указывает на три ипостаси. Ибо прекрасно и весьма точно сказал богоносный Епифаний: «Отчего не дважды или четырежды произносят серафимы «Свят», но трижды, как не возвещая этим число ипостасей, соединяемое в одно Господство и Божество?» 3 «Свят Бог», и Отец, от Которого Сын и Дух Святой, «Святый крепкий» Сын, воипостасная сила Божия, «Святый бессмертный» Дух Святой животворящий, как говорит апостол: закон духа жизни ( Рим. 8:2 ) – не потому, что не Бог Сын или Дух Святой, и не потому, что не крепок Отец или Дух Святой, или не бессмертны Отец и Сын, но как сказал апостол, желая показать ипостаси: Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и один Господь Иисус Христос , Которым все, и один Дух Святой, в Котором все ( 1Кор. 8:6 ), так же и здесь. Провозвестил это и Давид, говоря: Как лань желает к потокам вод, так желает душа моя к Тебе, Боже ( Пс. 41:2 ). И вот, сказав о Божестве обобщенно, он присовокупляет, желая обозначить ипостаси: «Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому», то есть к бессмертному, вечно живущему – ибо вечно живущий бессмертен. Сказав: «Желает душа моя к Тебе, Боже», – он обозначил единое Божество. Затем, сказав: «Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому», – он показал троичность ипостасей. И снова вернулся к единичности природы: Когда приду и явлюсь перед лице Божие? ( Пс. 42:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

332 «Итак, Слово Божие претерпело все плотью, тогда как божественное и единое только бесстрастное естество Его осталось бесстрастным. Ибо, когда страдал единый Христос, составленный из Божества и человечества, существующий в Божестве и человечестве, тогда в Нем страдало только то, что по природе своей было подвержено страданию# то же, что было бесстрастно, вместе с первым не страдало. Ибо душа, будучи способной страдать, хотя и не рассекается сама в то время, как рассекается тело, – однако же терпит и страдает вместе с телом: Божество же, будучи бесстрастным, не страдало вместе с телом». (III, XXVI, с. 1094). 333 Характерное для античной мысли пояснение вещей божественных сравнениями физическими, здесь кажется странным и ничего не поясняющим (за полным отсутствием tertium comparationis). Св. Иоанн Дамаскин еще продолжает: «если кто-либо льет воду на раскаленное железо, тогда то, что по природе способно страдать от воды – разумею огонь – гаснет, а железо остается невредимым, ибо оно неспособно разрушаться от воды» (ib.). 335 Напр. в росписи Киевского Владимирского собора (В. М. Васнецова). Иногда к этому изображению присоединяться могут и эмблемы Св. Духа. 336 И у св. Иоанна Дамаскина читаем: «в Нем ничего не усматривается вынужденного, но все – добровольное. Ибо по собственной воле, Он алкал, по собственной воле жаждал, добровольно боялся, добровольно умер» (III, XX, c. 1084). Но эта «собственная воля» добровольно умереть, согласие на это Божества, уже не есть «бесстрастие» безучастия. 337 И даже соединяясь с людьми в отношении к Отцу Он все-таки Себя и в этом отношении отделяет и молчаливо противопоставляет: «восхожду ко Отцу Моему и Отцу вашему, Богу Моему и Богу вашему» ( Ин. 20.17 ). 338 «Мое учение не Мое, но Пославшего Меня» (7, 16). «Я ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так к говорю» (8, 28). «Я говорю не от Себя, но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и говорить. Что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец» (12, 49–50). «Слова, которые говорю вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Слово, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца» (14, 10, 24). «Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо что творит Он» то и Сын творить также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит сам, и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь» ( Ин. 5, 19–20 ). «Я и Отецодно» (10, 30). «Отец во Мне и Я в Нем» (10, 38). «Тому ли которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: «богохульствуешь», потому что Я сказал: «Я – Сын Божий»? (10, 36). Сюда же относится Мф. 11, 26 ; «все предано Мне Отцом Моим, и никто не знает Сына кроме Отца, и Отца никто не знает кроме Сына, и кому хочет Сын открыть».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет, к возместить вам. Все, что имеет Отец, есть Мое: потому Я сказал, что от Моего возьмет, и возвестить вам (Иоанн. XVI, 12 – 15). Здесь останавливаются, во-первых, на выражении; от Моею возмет , и говорят; от Моего , т. е, от Меня возьмет , т. е. происходит, а во-вторых – на словах: все, что имеет Отец, ест Мое, и умозаключают, если все, что имеет Отец, имеет и Сын; а Отец, между прочим, имеет то свойство, что от Него исходит Дух Святой, – след. Дух Св. исходит и от Сына. Но из самого состава речи видно, что слова: от Моего возьмет , и потом: все, что имеет Отец есть Мое , – относятся исключительно к учению , которое Сын, как приходивший на землю исполнить волю Отца для спасения людей, принял от Отца; а Святой Дух, как преемник Сына на земле в том же великом деле, имел принять от Сына. От Моего возьмет, и возвестит ; т. е. «Он будет после Меня продолжат Мое же учение, а не какое-либо другое, – Он напомнит вам все, что Я говорил вам (сн. Иоанн. XIV, 26), – Он вспомнит вам, вместо Меня, и то, что Я имел бы еще сказать вам, но чего вы теперь не можете вместит». Почему же так будет действовать Дух Святой? „Потому, – продолжает Спаситель, – что все, что имеет Отец, есть Мое , т. е. потому, что Мы едино с Ним по существу, имеем одну и ту же мудрость и знание, одно и тоже нераздельное действование; поэтому-то Я и сказал, что Он от Моего возьмет, и возвестит вам». Вот объяснение самое естественное и самое ясное. А объяснение католиков ведет только к самым странным выводам. Выводы эти странны не только сами в себе, т. е. по отношению лишь к догматической стороне дела, по искажению как догмата о Троичности , так и тесно связанной с ним всей вообще системы христианского вероучения; но они кладут искаженную же печать на самую нравственность нашу. Как ни отвлеченно учение о личных свойствах Божиих, но из него мы можем почерпнуть для себя нравственные уроки. 1)Все лица Пресв. Троицы, кроме общих свойств, принадлежащих Им по естеству, имеют еще свойства особые, которыми отличаются друг от друга, так что Отец ест именно Отец а занимает первое место в порядке Божеских Лиц, Сын есть Сын и занимает второе место, Дух Святой есть Дух Святой и занимает третье место, хотя по Божеству Они все совершенно равны между собою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Ибо Он Сам будет Соломоном, что значит " мирный " . Итак, кто, по выражению пророка (Пс. 90, 1), водворяется в крове Христа, Мирного, с тем Сам Христос празднует обновление души его, доколе продолжается зима, то есть настоящая жизнь. Ибо будущий век подобен весне; тогда все оживет и получит новое бытие; тогда никто не может обновить душу; все такие дела окончатся с настоящим веком. Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец - одно. Сказав им, что они не из овец Его, теперь склоняет их сделаться овцами Его. Для сего и прибавляет: овцы Мои слушают гласа Моего, и они идут за Мною. Потом, подстрекая их, сказывает и то, что получат идущие за Ним. Я, говорит, даю им жизнь вечную, и они не погибнут вовек и прочее. Конечно, такими словами Он возбуждает их и внушает им ревность и желание следовать за Ним, коль скоро Он подает такие дары. - Почему, говорит, они не погибнут? Потому, что никто не может похитить их из руки Моей; ибо Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех, и из руки Его никто не может похитить их, а потому и из Моей руки. Ибо Моя и Отчая рука - одна, Я и Отец одно, то есть по власти и силе. " Рукою " называет власть и силу. Итак, Я и Отец одно по Естеству и по Существу, и по власти. Так поняли и иудеи, что Он сими словами объявляет Себя Единосущным Богу, и за то, что Он делает Себя Сыном Божиим, схватили каменья, чтобы побить Его. - Но спросит иной: как Господь сказал, что никто не похитит их из руки Отца Моего, тогда как мы видим, что многие погибают? На это можно ответить, что похитить из руки Отца никто не может, а обольстить могут многие. Ибо насильно и самовластно никто не может отвлечь их от Отца, Бога; а по обольщению мы каждый день запинаемся. Как же говорит: " овцы Мои пойдут за Мною, и они не погибнут " ? А между тем мы видим, что погиб Иуда. Но он погиб потому, что не последовал за Иисусом и не пребыл до конца овцою. А Господь говорит об истинных Своих последователях и овцах, что они не погибнут. Если же кто-нибудь отстанет от стада овец и перестанет следовать за Пастырем, тот вскоре погибнет, Случившееся с Иудою можно употребить и против манихеев, Иуда был святым и овцою Бога, но отстал: отпал именно по своему выбору и самовластью. Значит, зло или добро существует не по природе, но является и прекращается от свободного произволения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

Священное Писание говорит, что Господь Иисус Христос и – священник, который приносит жертву; и – самая жертва, закланный Агнец Божий, взявший на Себя грех мира. Но Он же и – Тот, Кому жертва приносится. Точно так же Господь есть и – путь в райские обители; и – немеркнущий Свет этих обителей. Но Он же и приводит туда человека, рабски служа ему. Ведь Он для того и пришел, чтобы, как Своим господам, ценой Своей Крови приобрести нам покои в Царствии Небесном. Видите, Христос – не только путь к вожделенной цели. Он Сам – эта цель, потому что Он в Отце, и Отец в Нем. Он – то же, что и Отец, Он единосущен Отцу, хотя Отец все же остается Отцем, а Сын – Сыном. И отсюда ясно, что христианство , это не какая-то прикладная дисциплина, чтобы заставить людей лучше выполнять свои земные обязанности. Наоборот, все наши дела лишь тогда и имеют смысл, когда они совершаются во имя Христово, чтобы достичь Христа. Потому что Он – Истина, Он – Вечная Жизнь и Вечное Благо, и только Он способен утолить всякую духовную жажду. Суббота. О «том дне» Ин.14:10–21 Продолжая Свою последнюю беседу, Господь сказал, обращаясь к Филиппу: «разве ты не веришь, что Я в Отце, и Отец во Мне»? В этом вопросе – детское, простосердечное удивление. И правда, удивительно, что человек не верит Богу, творение – своему Творцу, образ и подобие – своему Первообразу. Удивительно, что очень немногим Господь может просто сказать: «Верьте Мне». Гораздо больше тех, кому Он говорит: «…а если не так, то верьте Мне по самым делам». Но высота для всех одна, содержание веры для всех одно, и в Своей последней беседе Господь особенно глубоко это раскрывает. Он говорит: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне». Верьте, что «Я говорю не от себя; Отец, пребывающий во мне, Он творит дела». В этих немногих словах Господь продолжает открывать великую тайну, учит вере не просто в единого Бога, и даже не просто в Бога Отца и Бога Сына; но – в Бога Отца и в Бога Сына, неразрывно и непостижимо, взаимопроникновенно соединенных любовью. Отец весь в Сыне, и Сын весь в Отце. Нет ничего, что бы разъединяло Их. Есть только любовь, которая и не дает Им быть двумя богами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Но и здесь хотят отстоять свои позиции те глупцы, а скорее слепцы, которые не видят, что, во-первых, слова Аз и Отец обозначают Двух, и, во-вторых, слово есмы (sumus) сказано не от одного Лица, поскольку сказано во множественном числе, ибо тогда едино есмы (unum sumus), а не един есмы (unus sumus). Если бы Он сказал един есмы (unus sumus), тогда это могло бы подкрепить их утверждение, ведь слово един (unus) указывает на единственное число. Здесь же, когда Он обозначает единство (unum) Двух Лиц мужского рода словом среднего рода (что указывает не на единичность, а на единство (ad unitatem), на подобие, на соединение, на любовь Отца, Который любит Сына, и на послушание Сына, Который покоряется воле Отца), и говорит: Аз и Отец едино есмы (unum sumus), то этим Он показывает, что Те, Кого Он уравнивает и объединяет, суть Двое. К этому Иисус добавил, что Он много добрых дел показал от Отца , ни за одно из которых Он не был достоин быть побитым камнями (см. Ин 10:32). [Он сказал это], чтобы иудеи по этой причине не считали, что им следует побить Его камнями за то, что Он якобы хотел, дабы Его считали Самим Богом, то есть Отцом, на том основании, что Он сказал: Аз и Отец едино есмы . Тем самым, чтобы показать, что Он есть Сын Божий, а не Сам Бог, Он сказал: Не написано ли в законе вашем: Я сказал: вы — боги и не может нарушиться Писание, — Тому ли, Которого Отец освятил и послал в мир, вы говорите: богохульствуешь, потому что Я сказал: Я Сын Божий? Если Я не творю дел Отца Моего, не верьте Мне; а если творю, то, когда не верите Мне, верьте делам Моим, чтобы узнать и поверить, что Отец во Мне и Я в Нем (Ин 10:34–38). Следовательно, Отец пребывает в Сыне и Сын в Отце через дела (per opera). Итак, по делам мы познаем, что Отец едино суть. И все это Он неустанно повторяет, чтобы Двое считались пребывающими в единой силе (in una virtute), поскольку в Сына нельзя верить иначе, как признав Двух. 23. И далее, когда Марфа исповедала Его Сыном Божиим (см. Ин 11:27) , она “ошиблась” ничуть не более, чем Петр и Нафанаил, а если бы ошиблась, то тотчас узнала [истину].

http://pravmir.ru/protiv-prakseya/

Для апостола Павла совершенно очевидно, что все верующие едины во Христе, и он неустанно утверждает это: так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены ( Рим.12:5 ); Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом ( 1Кор.12:13 ); И вы – тело Христово, а порознь – члены ( 1Кор.12:27 ); Одно тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас ( Еф.4:4–6 ). У святителя Иоанна Златоуста мы читаем этому такое пояснение: «Как наше тело есть нечто единое, хотя состоит из многих членов, так и в Церкви все мы составляем нечто единое; хотя она состоит из многих членов, но эти многие суть одно тело» 333 . Единство в Иисусе Христе – основной аргумент в мольбе апостола к коринфянам, чтобы соединены были в одном духе и в одних мыслях ( 1Кор.1:10 ). Важно отметить, что апостол Павел употребил здесь греческое слово κατηρτισμνοι, основное значение которого – приводить в прежнее состояние, сводить воедино, вновь делать одним целым то, что было разъединено или разбито; восстанавливать, исправлять такие вещи, как сети, разбитую посуду, разорванную одежду, сломанные кости, вывихнутые суставы. И это не случайно. Апостол коринфянам два риторических вопроса: Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? ( 1Кор.6:15 ), но разве разделился Христос? ( 1Кор.1:13 ). Таким образом он как бы указывает, что христиане, находящиеся в раздоре и разногласиях, как разделённые члены, как вывихнутые суставы, рассеянные кости, должны быть вновь соединены, восстановлены в одно тело Христово и пребывать в одном духе и в одних мыслях. «Богу вообще противны всякие разделения, распри. Бог и тело человеческое устроил так, а не иначе, для того, чтобы в нём не было разделений между членами и чтобы, напротив, всякий член заботился о благополучии других членов. Их здоровье и страдания, с другой стороны, должны отзываться и на других членах. Так и члены Церкви должны, избегая разделений, жить в единении и всё, что случается с их братьями, принимать как такое, что имеет самое живое и непосредственное соприкосновение с их собственными интересами» 334 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Бог есть Слово. Оно одно имеет Отчее видение. Сим-то будучи видением, Сам Спа­ситель постыждает Иудеев, говоря: Пославый Мя Отец Сам свидетелствова о Мне. Ни гласа Его нигдеже слышасте, ни видения Его видесте: и словесе Его не имате пребывающа в вас, зане, Егоже Той посла, Сему вы веры не емлете (Иоан. V:37—38). Прекрасно к Слову присовокупил видение, показывая сим, что Само Слово Божие есть изображение и образ и видение Отца Своего, и что Иудеи, непринявшие Гла­голавшаго сие, не приняли Слова, то есть Божия ви­дения. Сие-то видение патриарх Иаков узрев, был благословлен, и вместо Иакова наречен от Него Израилем, как свидетельствует Божественное Писание, говоря: возсия же ему солнце, егда прейде вид Божий (Быт. XXXII:31). Но вид сей был Тот, Кто говорит: видевый Мене виде Отца, и: Аз во Отце, и Отец во Мне; и: Аз и Отец едино есма. Так един есть Бог, и одна вера в Отца и Сына. И поелику Слово есть Бог, то опять Господ Бог наш Господ един есть (Второзак. VI:4), потомучто Он есть собственный и нераздельный Сын по свой­ственности и сродству сущности.    Но, непостыждаемые и сим, ариане говорят: «Не как вы говорите, но как нам хочется. По­елику отвергли вы прежние наши вымыслы, то на­шли мы новый, и утверждаем: в таком же смысле Сын и Отец суть едино, Отец в Сыне, и Сын во Отце, в каком и мы можем быть в Нем. Сие написано в Евангелии от Иоанна, сего Христос желал и для нас, говоря: Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал ecu Мне, да будут едино якоже и Мы (Иоан. XVII:11); и еще чрез несколько слов: не о сих молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя: да еси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут: да и мир веру иметь, яко Ты Мя послал ecu. И Аз славу, юже дал ecu Мне, дах им, да будут едино, якоже Мы едино есмы: Аз в них, и Ты во Мне, да будут совершени во едино, и да разумеет мир, яко Ты Мя послал ecu (20—23)». Потом сии хитрецы, как-бы нашедши предлог, присовокупляют сие: «Если как мы во Отце бываем едино, так Он и Отец едино суть, так и Он есть во Отце,-то почему же по сказанному Им: Аз и Отец едино есма, и: Аз во Отце, и Отец во Мне, называет Его собственно принадлежащим и подобным Отчей сущ­ности? Необходимо, или и нам быть собственно при­надлежащими Отчей сущности, или и Ему быть чу­ждым, как чужды мы».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3698...

Един есть Бог, а не многие, и едино есть Слово Божие, а не многие. Бог есть Слово. Оно одно имеет Отчее видение. Сим-то будучи видением, Сам Спаситель постыждает иудеев, говоря: Пославый Мя Отец Сам свидетелствова о Мне. Ни гласа Его нигдеже слышасте, ни видения Его видесте: и словесе Его не имате пребывающа в вас, зане, егоже Той посла, Сему вы веры не емлете ( Ин.5:37–38 ). Прекрасно к Слову присовокупил видение, показывая сим, что Само Слово Божие есть изображение и образ и видение Отца Своего, и что иудеи, непринявшие Глаголавшаго сие, не приняли Слова, то есть Божия видения. Сие-то видение патриарх Иаков узрев, был благословлен и вместо Иакова наречен от Него Израилем, как свидетельствует Божественное Писание, говоря: воссия же ему солнце, егда прейде вид Божий ( Быт.32:31 ). Но вид сей был Тот, Кто говорит: видевый Мене виде Отца, и Аз во Отце, и Отец во Мне; и Аз и Отец едино есма. Так един есть Бог, и одна вера в Отца и Сына. И поскольку Слово есть Бог, то опять Господь Бог наш Господь един есть ( Втор. 6:4 ), потому что Он есть собственный и нераздельный Сын по свойственности и сродству сущности. Но непостыждаемые и сим, ариане говорят: «Не как вы говорите, но как нам хочется. Поскольку отвергли вы прежние наши вымыслы, то нашли мы новый, и утверждаем: в таком же смысле Сын и Отец суть едино, Отец в Сыне, и Сын во Отце, в каком и мы можем быть в Нем. Сие написано в Евангелии от Иоанна, сего Христос желал и для нас, говоря: Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал еси Мне, да будут едино якоже и Мы ( Ин. 17:11 ); и еще чрез несколько слов: не о сих молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя: да еси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут: да и мир веру иметь, яко Ты Мя послал еси. И Аз славу, юже дал еси Мне, дах им, да будут едино, якоже Мы едино есмы: Аз в них, и Ты во Мне, да будут совершени во едино, и да разумеет мир, яко Ты Мя послал еси ( Ин.17:20–23 )». Потом сии хитрецы, как бы нашедши предлог, присовокупляют сие: «Если как мы во Отце бываем едино, так Он и Отец едино суть, так и Он есть во Отце, – то почему же по сказанному Им: Аз и Отец едино есма, и Аз во Отце, и Отец во Мне, называет Его собственно принадлежащим и подобным Отчей сущности? Необходимо или и нам быть собственно принадлежащими Отчей сущности, или и Ему быть чуждым, как чужды мы».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010