Слово первое Против новой ереси новгородских еретиков, говорящих, будто у Бога Отца Вседержителя нет ни Сына, ни Святого Духа, Единосущных и Сопрестольных, и что нет Святой Троицы. Здесь же приводятся из Священного Писания доказательства того, что у Бога Отца Вседержителя есть Сын и Святой Дух, Единосущные и Сопрестольные Ему, и что Святая, Животворящая и Всемогущая Троица еще в древности была засвидетельствована патриархами, пророками и всем Священным Писанием Блаженный и великий апостол, уста Господни, Павел говорит: «Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос , Которым все, и мы Им, и один Дух Святой, в Нем все, и мы в Нем» 1 ( 1Кор. 8, 5–6 ). Поэтому каждый христианин должен веровать так, как он был крещен: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, в одно Существо, Естество и Божество, в одно Царство, Власть и Силу, и в три Ипостаси, то есть в три Лица, назову их также образами и свойствами. Ибо Ипостась есть одно, Существо же – другое. Существом называют общее для всех трех Ипостасей: ибо три Лица есть одно Естество и одно Существо. Ипостасями же называются соответствующие свойства Естества: ибо одноОтец, другое – Сын, третье – Святой Дух; разделяются свойства, иначе говоря, Ипостаси, но не Естество, ибо вместе Отец, Сын и Святой Дух – одно Естество и одно Существо. Но Отец нерожден; Сын же рожден от Отца, как свет рожден солнцем, как слово порождается умом. Дух же Святой исходит от Отца. Итак, Отцу свойственны нерожденность и именование «Отец»; Сыну свойственно именоваться Сыном и быть рожденным Отцом; Духу свойственно именоваться Святым Духом и исходить от Отца. И у всех Лиц, или Ипостасей, – одно естество, одна воля, одно действие, одна благодать, одна сила, одна мудрость. Поэтому следует исповедовать одного Бога, а не трех; Лица Божества, в отличие от людей, не отделены друг от друга, не различаются характерами, но вместе Отец, Сын и Святой Дух соединяются друг с другом неслиянно и нераздельно. Каждое Лицо сохраняет свое свойство: Один – отцовство, Другой – сыновство, Третий – исхождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 17. О единстве бытия Христа Теперь мы должны рассмотреть то, что принадлежит единству Христа в целом. Для выяснения в деталях того, что именно принадлежит единству и множеству, нами отведено другое место. Так, мы уже пришли к заключению (9), что в Христе наличествовало больше чем одно знание, а несколько ниже (35, 2) выясним, что у Христа было больше чем одно рождение. Таким образом, нам надлежит исследовать Христово единство, во- первых, по бытию; во-вторых, по воле; в-третьих, по деятельности. Под первым заглавием наличествует два пункта: 1) един ли Христос или двояк; 2) наличествует ли в Христе только одно бытие . Раздел 1 Един ли Христос или двояк? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что Христос не един, а двояк. Так, Августин говорит: «Поскольку образ Божий принял образ раба, постольку Он есть как Бог – по причине воспринимающего Божества, так и Человек – по причине воспринятого человечества» 251 . Но «как..., так и...» можно говорить только тогда, когда налицо два. Следовательно, Христос двояк. Возражение 2. Далее, где есть иное и иное, там налицо два. Но Христос есть иное и иное, поскольку, по словам Августина, «находясь в образе Бога, Он принял образ раба..., будучи то и другое – одно, но иное – как Слово, и иное – как Человек» 252 . Следовательно, Христос двояк. Возражение 3. Далее, Христос есть не только Человек, поскольку если бы Он был только Человеком, Он не был бы Богом. Таким образом, Он есть нечто еще помимо Человека, и потому в Христе есть одно и другое. Следовательно, Христос двояк. Возражение 4. Далее, Христос есть в чем-то тем же, что и Отец, и в чем-то не тем же, что и Отец. Поэтому Христос есть одно и другое. Следовательно, Христос двояк. Возражение 5. Далее, как в тайне Троицы есть три Лица в одной Природе, так и в тайне Воплощения есть две природы в одном Человеке. Но по причине единства Природы, несмотря на различие Лиц, Отец и Сын едины, согласно сказанному [в Писании]: «Я и Отецодно» ( Ин. 10, 30 ). Следовательно, по причине двоякости природы, несмотря на единство Лица, Христос двояк.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Иеросхимонах Александр, затворник Гефсиманского скита (1810–1878) Старец Александр (Стрыгин) положил начало своей монашеской жизни в Оптиной пустыни, где вместе с будущим преподобным Амвросием Оптинским проходил одно послушание и вместе с ним ходил для духовного наставления к старцу Леониду. Эта духовная дружба не прекратилась и впоследствии: когда отец Александр принял старчество в Гефсиманском скиту, преподобный Амвросий нередко присылал к нему своих духовных чад на исповедь. Прожив в Оптиной пустыни, по смерти отца Леонида, еще несколько лет, будущий старец, по предложению преподобного Антония (Путилова, брата игумена Оптиной пустыни), перешел в его Николо-Черноостровский монастырь в городе Малоярославце Калужской губернии. Здесь он прожил пять с половиной лет и был сначала рясофорным, а затем и мантийным монахом, и при пострижении наречен Агапитом. В 1849 году отец Агапит, по совету своего товарища и побуждаемый нерасположением к нему братии, подал прошение о переходе в город Харьков. Там же он был рукоположен в иеродиакона, а через год – в иеромонаха и был назначен на должность эконома при архиерейском доме. На этом новом месте, при полной свободе, при больших доходах и других соблазнах, отец Агапит незаметно начал было свыкаться с жизнью, наполненной мирской суетности. «И вот, однажды, – рассказывал старец, – я подумал: прежде, когда я был послушником, у меня было тогда одно только желание спасти душу; а теперь, что я делаю? Леность мною начала обладать. И этого я убоялся; думаю: погибну от нерадения о своем спасении. Вскоре после этого я подал прошение об отпуске на богомолье и, получивши разрешение, отправился. Слышал я тогда, что близ Троице-Сергиевой лавры устроился скит Гефсимания, весьма удобный для безмолвия. Отправившись туда, я по дороге заехал на свою родину; взял с собою своего родителя Димитрия и с ним поступил в число братства Гефсиманского скита». Это было в 1851 году. Поступив в скит по благословению святителя Филарета, отец Агапит построил келью на пчельнике, по примеру Георгия, затворника Задонского , чтобы проводить жизнь свою в безмолвии. В 1858 году некоторые из старцев скита (среди них был и отец Агапит) перешли для большого безмолвия в глубь леса, где была вскоре выстроена церковь во имя Святого Духа Параклита, с приделом во имя святого Иоанна Крестителя Господня. На день Введения во храм Пресвятой Богородицы в Гефсиманском скиту отец Агапит принял пострижение великого ангельского образа – схиму и наречен опять Александром. Но архимандрит Антоний (Медведев) просил старца: «Отец Александр, прошу тебя, пожалуйста, перейди опять в скит, потому что в скиту осталась более молодежь, надо там поддерживать дух монашества» – и старец Александр, повинуясь своему духовному отцу, в 1861 году вернулся в скит.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Покушение на старца Тихона. Иером. Агафангел           52 года назад, 10/23 сентября 1968 года, отошел ко Господу иеромонах Тихон (Голенков), истинное украшение Сада Пресвятой Богородицы, подвижник и духовный отец знаменитого   старца Паисия.     Отец Тихон (в миру Тимофей Голенков) родился в 1884 году в России, в деревне Новая Михайловка, в семье Павла и Елены Голенковых. С младенческих лет он почувствовал призвание к монашеству и, прежде чем достичь совершеннолетия, паломником обошел множество русских монастырей. Затем Тимофей отправился в Святую Землю и поклонился святым местам, после чего прибыл на Афон, где и принял постриг с именем Тихон в келье святителя Николая в Буразер и Через пять лет монах Тихон, возжелав еще большей высоты духовной жизни, пришел в Карулью и провел здесь пятнадцать лет. Проживал он в пещере, вкушал пищу раз в три дня и проводил все свое время в молитве, чтении и поклонах. Его руководителем был некий премудрый и деятельный в духовной жизни старец. Подвизаясь в     Карулье , отец Тихон познакомился с двумя монахами, которые много постились, клали по тысячи поклонов в день и умерли преждевременно.   Через пятнадцать лет отец Тихон перебрался в одну из келий монастыря Ставроникита, что в Капсале и стал проживать там. Здесь он пребывал в послушании у некоего старца, за которым ухаживал. Уступая увещаниям, монах Тихон стал священником и духовником построил церквушку, которую посвятил Воздвижению Креста Господня.   Одно время, в течение восьми месяцев, отец Тихон держал возле себя двух молодых монахов в качестве послушников. Они старались следовать правилу отца Тихона, который подчеркивал, что в пустыне они должны славить Бога, а не спать и есть наподобие животных. Всю неделю один раз в день они вкушали пищу без масла, а в субботу и воскресенье отец Тихон добавлял в кастрюлю три столовых ложки масла. Каждый монах брал свою долю пищи и вкушал ее в своей келье. Отец Тихон говорил им: «У вас есть благословение на добавку». Он имел рассуждение и заботился о своих послушниках.  

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=3157

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Бог Отец (греч. Θες Πατρ) – одно из Лиц ( Ипостасей ) Единотроичного Бога, Пресвятой Троицы , Причина бытия Сына и Святого Духа . Бог Отец единосущен Сыну и Святому Духу и равночестен Им. Почитая молитвенно Бога Отца, христиане почитают Его не как обособленную Божественную Ипостась , но как одну из Ипостасей Единого Бога: как Того, Кто неразделен с Сыном и Святым Духом. Чем отличается Бог Отец от Бога Сына и Бога Святого Духа? От двух Других Лиц Святой Троицы Бога Отца отличает личностное (ипостасное) свойство. Оно заключается в том, что Бог Отец безначален, ни от Кого не рождается и не исходит, но Сам предвечно рождает ипостась Сына и предвечно (то есть бесконечно, вне времени, присущего нашему тварному миру) изводит ипостась Святого Духа. «Естество в Трёх, единое – Бог, единение же – Отец, из которого Другие, и к которому Они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и неразделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом», – пишет свт. Григорий Богослов . Почему мы называем Бога – Отцом? Бог Отец является Отцом по отношению к Своему Единородному Сыну: Он рождает Его в вечности. Вместе с тем можно утверждать, что по отношению к усыновлённым Богом верующим Отцом именуется Триединый Бог. Почему в молитве Господней мы говорим не «Отче мой», а «Отче наш»? Иисус Христос является Сыном Божьим в особом, исключительном смысле этого слова: Он рождается Богом Отцом. Мы же созданы Богом и являемся Его детьми по благодатному усыновлению. Благодаря самоотверженной Жертве Иисуса Христа и мы имеем честь обращаться к Богу словами «Отче наш», в соответствии с евангельским свидетельством: «Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» ( Ин.1:12 ). Бог Сын и Бог Святой Дух действуют обособлено от Бога Отца? Или же действие Отца и Сына и Святого Духа едино? Действие Отца и Сына и Святого Духа едино: проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом. Три Божественные Ипостаси – не три обособленных Бога, обособленных Действователя, но один. Отвечал ли Бог Отец Иисусу Христу?

http://azbyka.ru/bog-otec

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библия: искусство понимания 10 мин., 08.02.2014 «А в Библии написано, что...» — главный аргумент в разных богословских спорах. И ссылочку обычно дадут, и даже пальцем ткнут: действительно, что-то такое написано. Или не совсем такое, но похоже. Или не очень похоже, но... Стоп! А как определить, действительно ли библейский текст подтверждает именно то, что с его помощью пытаются доказать? Разве Библия недостаточно понятна сама по себе? А если понятна, откуда так много разных богословских школ, не согласных друг с другом? «Ты читай, что написано!» Так понятна ли Библия сама по себе? И да, и нет. С одной стороны, едва ли среди религиозных текстов мира отыщется столь же простой и ясный, как Евангелие. Все самое главное в Библии сказано предельно ясно. Но если человек начинает вчитываться, интересоваться подробностями и деталями, у него возникает множество вопросов, ответить на которые бывает непросто... В одном и том же Евангелии от Иоанна Христос говорит вещи, казалось бы, противоположные: « Я и Отецодно » (10, 30) и « Отец Мой более Меня » (14, 28). Одно из этих выражений можно понять только через призму другого. И церковное Предание подсказывает, что главное здесь « Я и Отецодно »; второе высказывание не отменяет первое, но говорит о добровольном подчинении Сына Отцу, о том, как Он умалился в воплощении. Есть, разумеется, и другая трактовка. В древности ариане, а в наши дни свидетели Иеговы настаивали, что Христос вовсе не был равен Богу, и что за основу надо брать слова « Отец мой более Меня ». Где же критерии выбора? Если истолковывать Библию исключительно изнутри самой Библии, то его нет: можно понять так, можно эдак. Но есть коллективный опыт прочтения Библии общиной верующих, которая этот текст сама и породила — вот что мы называем церковным Преданием. Есть анекдот про богослова, исследователя Посланий апостола Павла, который умер и попал в рай. Конечно, там он сразу пожелал встретиться с самим апостолом. И вот беседуют они за закрытой дверью час, другой... а потом выбегает из двери апостол, держась за голову, и кричит: «Да не имел я этого в виду!». А за ним по пятам богослов: «Нет, ты читай, что в Библии написано!».

http://foma.ru/bibliya-iskusstvo-poniman...

святитель Епифаний, епископ Кипрский 1. Павел, называемый Самосатским, появился и следует за Новатом и Оригеном, впоследствии причисленный к еретикам за то, что он возмечтал о себе высоко, восстал против истины тщеславным своим пустословием и мыслью, поколебленной диаволом. Его, должно оплакивать, как по истине завистью диавола отпадшего и падшего с высоты, ибо на нем исполняется сказанное: Рачение злобы помрачает добрая, и парение похоти пременяет ум незлобив (Прем.4:12). Итак, этот, о котором нам следует говорить в нашем изложении, Павел Самосатский, имя которого вначале мы упомянули и об ереси которого составляем рассказ, был из Самосат - города, находящегося в пределах Месопотамии и Евфрата. В это время, во дни императоров Аврелиана и Проба, он поставляется епископом святой Кафолической Церкви Антиохии. Но, вознесшись умом, отпал от истины и возобновил ересь Артемона, который жил за много лет прежде и сгиб. Павел говорит, что Бог Отец и Сын и Святой Дух есть единый Бог, а всегда сущее в Боге Слово Его и Дух Его есть, как в сердце человека его собственное слово. Сын Божий не имеет бытия ипостасного, но в Самом Боге, именно как учили и Савелий, Новат, Ноэт и другие. Однако ж этот не одинаково с ними учил, а иначе, чем они. Слово будто бы пришло и вселилось в Иисусе, истинном человеке. И таким образом, говорит он, Бог есть один, и Отец не Отец, и Сын не Сын, и Святой Дух не Святой Дух, но один Бог Отец, а Сын Его в Нем, как слово в человеке. В защиту своей ереси он выставляет на вид свидетельства Писания, именно слова Моисея: Господь Бог твой, Господь един есть (Втор.6:4). Он не говорит согласно с Ноэтом, что Отец пострадал, но говорит, что Слово, пришедши, действовало одно и взошло к Отцу; и много у него нелепого. 2. Посмотрим же, окажутся ли состоятельными слова этого обольщенного. Он говорит, что Христос сказал: Аз во Отце и Отец во Мне (Ин.14:10). И мы сами говорим, что Бог Слово от Отца и с Ним всегда существует, от Него будучи рожден, но не говорим, что Отец существует без Слова ипостасного. Но Слово Отца, Единородный Сын есть Бог Слово, как говорит Христос: Всяк иже исповесть Мя, исповем его и Аз пред Отцем Моим (Мф.10:32). Выражение: Мя пред Отцем Моим - указывает на Отца, ипостасного по естеству. Но последователи Самосатского, искажая иудейство и ничего больше в сравнении с иудеями не имея, должны быть названы вторыми иудеями и самосатянами; они не что иное, как иудеи, и пред ними имеют только преимущество в имени. Ибо, отрицая у Бога Бога Сына Единородного и Слово, они такие же, как и те, которые отверглись Его во время Его пришествия, сделались убийцами Бога и Господа и отрекшимися Бога. Правда, впрочем, что они ни обрезания не имеют, ни суббот не хранят, ни всего другого, как иудеи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/745/...

Глава 7. Отец Иоанн в храме 1 Люди, знавшие отца Иоанна Кронштадтского или изучившие его жизнь и творения, постоянно свидетельствуют о его светлой, радостной духовности, которая особенно выявлялась, когда он совершал богослужение. Таких свидетельств, устных или запечатленных, очень много. Вот для примера некоторые, может быть, наиболее яркие из них. Выдающийся русский богослов, лично знавший отца Иоанна, митрополит Антоний (Храповицкий) 27 в одном своем посвященном его памяти слове выразился так: «Духом святителя Николая Чудотворца водился и шествовал отец Иоанн Кронштадтский . Ему всегда был присущ дух радостного прославления Бога, как у нас, грешных, в день Святой Пасхи… Он больше радовался, чем скорбел… Отец Иоанн проходил в своей жизни перед нами как носитель веры побеждающей, торжествующей». Также лично знавший его мученически погибший протоиерей Восторгов 28 озаглавил одно из своих слов, посвященное памяти отца Иоанна: «Пасхальный батюшка». В своем слове он пишет: «Отец Иоанн Кронштадтский явился живым носителем христианской радости. В этом отношении он очень близок по духу преподобному Серафиму Саровскому ». Наконец, написавший уже упомянутую выше книгу об отце Иоанне архиепископ Вениамин (Федченков) пишет в ней, что «если бы мы не знали ничего о чудесах его, о молитве, о подвигах, добродетелях, а знали бы лишь эту одну особенность его духа – благодарение, хвалу, славословие, дерзновение, радость, восторг, восхищение, то мы обязана были бы сказать: да, поистине это угодник Божий, святой человек». И все, кто поражался такой светлой духовности отца Иоанна, знали и понимали, что она была в значительной мере порождена литургической его жизнью, являясь в конце концов отражением в нем самом Божественной литургии, которая есть ведь также и Таинство Благодарения. Как это видно уже из предшествовавших глав, знал это и сам отец Иоанн, относивший все светлое в себе к действию совершаемой им так часто Божественной литургии. Через нее более всего познавал он Бога, потому-то и служил со столь поражавшим свидетелей его служения вдохновением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Глава V. Хождение в Киев; Пешношский монастырь; Оптина пустынь; исторические сведения; отец Леонид; ученики его; старцы: Диомид, Вассиан; Гавриил-пустынник; свойства отца Леонида; действие умной молитвы: Матрона; Киев; Софрониева пустынь, порядок в оной; отец Иоасаф; отец Феодосии; Глинская пустынь; возвращение в Оптину пустынь. 1833 год После кончины старца Феофана я продолжал жить в Новоезерском монастыре еще с полгода. В начале июня я возвратился домой, в Вологду, а в первых числах июля собрался на богомолье в Киев. Пока я снаряжался в путь, пришли в Вологду два послушника, возвращавшиеся из Соловецкого монастыря и шедшие в Москву. Оказалось, что один из них был племянником Горицкой монахини Клеопатры, мне известной, с ним вместе я и сговорился идти. Когда мы уже совершенно приготовились в путь, мои родные пошли провожать нас до Московской заставы и, не доходя до нее, мы зашли в дом умалишенных, находившийся от нее неподалеку. В ту пору там временно содержался один юродивый, некто Николай Матвеевич Рынин. О нем рассказывали, что он будто бы предузнает будущее, почему мои родные и стали спрашивать его обо мне: о моем вступлении в монастырь, о путешествии в Киев и прочее, и всем им и на все вопросы он повторял все одно и тоже: «Никола никуда не ходит, Никола не ходит», и при этом делал рукой движение, как будто стучит палкой об пол. Ежели этот юродивый имел дар предведения и можно верить подобным предвещаниям, то на мне действительно сбылось по его слову. Я вскоре после того поступил в Угрешский монастырь, и с тех пор безвыходно живу сорок лет в обители Святителя Николая. По пути мы заходили в Корнилиев монастырь 20 , хотя и штатный, но благоустроенный и чистенький. Он был в то время под управлением отца игумена Израиля. Оттуда мы пошли к Павлу Обнорскому 21 . Монастырь тоже штатный и игуменский. Игуменом тогда был отец Макарий, из священников. Повидимости, монастырь казался не очень благоустроенным и, хотя зданий каменных было очень довольно, но у некоторых крыши были прогнившие, во многих келиях окна были без рам и рамы без стекол, братии было мало.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Господь всегда нам дает возможность проявить свои способности 24 января 2021 года, в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили клирики храма. На сугубой ектении были возглашены молитвенные прошения об избавлении от коронавирусной инфекции. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании Литургии владыка Иларион обратился к присутствующим c архипастырским словом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Мы с вами исповедуем веру во Единого Бога, славимого в трех Лицах – Троицу Единосущную и Нераздельную. Святые отцы говорят нам о том, что три Лица Святой Троицы – Отец, Сын и Святой Дух – равны между собой. Нельзя сказать, что одно Лицо подчиняется другому. Мы знаем, что Бог Отец нерожденный, а Бог Сын рожден от Отца, но рожден не во времени, а в вечности. Святой Дух исходит от Отца, но чем отличается рождение от исхождения, мы не знаем. Святая Церковь учит нас, что три Лица Святой Троицы пребывают в полном единстве, полной гармонии и совершенной любви. Сын Божий всегда исполняет волю Бога Отца — не потому, что Он меньше, чем Бог Отец, не потому, что Он находится в подчиненном положении по отношению к Богу Отцу, но потому, что так действует Божественная любовь: Отец повелевает – Сын повинуется. Бог Сын как человек по Своей человеческой природе меньше, чем Бог Отец по Его Божественной природе. Поэтому Сын Божий говорит нам: «Отец Мой более Меня» (Ин. 14. 28). Но по Своей Божественной природе Сын Божий ничем не меньше, чем Бог Отец, а Дух Святой ни в чем не уступает ни Отцу, ни Сыну.

http://mospat.ru/ru/news/60265/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010