Один Бог, возвещенный Законом и пророками, Которого Христос исповедует Своим Отцом и Который открыл Себя в обоих заветах 1. Итак, Один и Тот же Бог, Который сгибает небо, как книгу, и обновляет лице земли, Который создал временные вещи для человека, чтобы, созревая среди них, производил плод бессмертия, и Который по Своей благости приводит вечные (блага), чтобы «явить грядущим векам несказанное богатство благости Своей» ( Еф.2:7 ), Который был возвещен законом и пророками, и Которого Христос исповедал Своим Отцом. Он же есть Творец, Он и Бог всевышний, как говорит Исаия: «Я свидетель, говорит Господь Бог, и отрок Мой, Которого Я избрал, чтобы познали, уверовали и уразумели, что Я есмь. Прежде Меня не было другого Бога и после Меня не будет. Я Бог и помимо Меня нет спасающего. Я возвестил и спас» ( Ис.43:10–12 ). И еще: «Я Бог первый и Я выше будущего» ( Ис.12:4 ). Он не двусмысленно, не надменно, не тщеславно говорит это; но поелику невозможно было без Бога познать Бога, то Он чрез Свое Слово научает людей знать Бога. А тем, которые не знают этого и потому думают открыть другого Отца, справедливо кто-либо скажет: «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией» ( Мф.17:29 ). 2. Ибо Господь наш и Учитель в ответе, данном саддукеем, которые отвергают воскресение и потому безчестят Бога и унижают Закон, и показал воскресение и открыл Бога, говоря так: «заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией. Ибо о воскресении мертвых, – сказал Он, – не читали ли вы, что сказано Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака и Бог Иакова?» И прибавил: «Бог не есть (Бог) мертвых, но живых» ( Мф.22:29–32 ), потому для Него все живы. Сими словами Он ясно показал, что Тот, кто говорил к Моисею из купины и обявил Себя Богом отцов, есть Бог живых. Кто же Бог живых, как не Тот, Кто есть Бог, и выше Которого нет иного Бога? Его и Даниил пророк, когда Кир царь персидский сказал ему: «почему не поклоняешься Богу?», возвестишь, говоря: «потому что я чту не идолов рукотворных, но живого Бога, уставившего небо я землю и владычествующего над всякою плотью»; и еще сказал: «буду покланяться Господу Богу моему, потому что Он есть живой Бог» ( Дан.14:3–4,24 ). Итак, Тот, Которому пророки покланялись, как живому Богу, есть Бог живых; и Его Слово и говорило к Моисею, и обличило саддукеев, и даровало воскресение, то и другое открывая слепотствующим, т. е. воскресение и Бога. Ибо если Бог не есть (Бог) мертвых, но живых, а Он назван Богом почивших отцов, то без сомнения они живы для Бога и не погибли, так как суть сыны воскресения. Господь же наш Сам есть воскресение, как Он говорит: «Я воскресение и жизнь» ( Ин.11:25 ). А отцы суть Его сыны; ибо сказано пророком: «вместо отцов Твоих стали Тебе сыны Твои» ( Ис.44:17 ). Итак, Сам Христос с Отцом живых есть Бог, говоривший к Моисею и открывший Себя отцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

там же). Мф.22:43–44 . Говорит им: кáк же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? «По вдохновению»: от Духа Святого ( 2Пет.1:21 ; ср. Деян.2:30 ; 2Цар.23:2 ), следовательно, истинно и непреложно. – «Сказал Господь Господу моему» и пр.: слова взяты из Пс.109 , в котором изображается могущество и вечная слава Мессии. Сказал Бог Отец (Иегова) Господу моему, Сыну Своему в вочеловечении (Господу Иисусу Христу). – «Седи одесную Меня»: сидеть по правую руку царя означает благоволение царя к сидящему и могущество сего последнего (ср. прим. к Мф.20:21 ). – «Положу врагов Твоих» и пр.: образ, показывающий господство Мессии над всеми врагами Своими духовными, а вместе с тем и над всем миром (ср. Пс.2:9,12 ; 1Кор.15:25 ; Евр.10:13 ). Мф.22:45–46 . Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его. «Если Давид называет» и пр.: как примирите вы то, что Давид сына своего называет своим Господом? Слово Господь указывает высшее достоинство в сыне Давида, чем в самом Давиде. Если Мессия должен быть просто только потомком Давида, как и другие; если должен Он быть просто человеком, как думаете вы, иудеи; если Он не существовал еще тогда, когда Давид писал о Нем: как он мог называть Его своим Господом? А если Он был Господом Давида, если Он уже существовал в то время, то как же Он мог быть потомком его? – На вопрос этот фарисеи ответить не могли. Ответ должен быть таков: по человеческому происхождению Своему Мессия – сын или потомок Давида, но по божеству Своему, как воплотившийся Сын Божий, Он – Господь Давида. Но фарисеи не понимали этого двоякого отношения Мессии к Давиду, не понимали или утратили понимание тайны лица Мессии, как Богочеловека. «Таким образом нанесен был им столь решительный удар, что они уже не отважились более нападать на Него, ибо сказано: «с того дня никто уже не смел спрашивать Его»» (Злат.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Ибо кто знает Божие, кроме Духа Божия, Который в Нём ( 1Кор.2:11 ) 72 , а не Который вне Его? Следовательно, был Тот, Кто сделал Бога не единственным, разве только по сравнению с прочими [ангельскими силами]. Так [вместе с еретиками] придётся отвергнуть и само Евангелие, которое говорит, что всё было сотворено Богом через Слово, и без Него ничто не было сотворено ( Ин.1:3 ). Если я не ошибаюсь, где-то в другом месте написано: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – всё воинство их ( Пс.32:6 ). Слово же, Сила Божия и премудрость Божия – это Сам Сын. Итак, если всё [начало быть] через Сына, то и небеса Бог также распростёр через Сына, и поэтому Он не Один распростёр [их], разве только в том смысле, что Он Один по сравнению с прочими [ангельскими силами]. Поэтому Бог тут же говорит о Сыне: Кто иной рассеивает знамения чревовещателей и гадания из сердца, мудрецов обращает вспять и совет их делает глупостью, утверждая слова Сына Своего? ( Ис.44:25–26 ) 73 , [утверждая], конечно же, словами: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте ( Мф.17:5 )? Таким образом, добавляя [слова о] Сыне, Он Сам указывает, как следует истолковывать, что Он Один распростёр небеса, то есть Один (solus) с Сыном, так же как Он Одно (unum) с Сыном ( Ин. 10:30 ). Отсюда эти слова принадлежат и Сыну: Я один распростёр небеса, поскольку Словом небеса утвердились и поскольку небеса были уготовлены Премудростью, присутствовавшей в Слове, и всё через Слово начало быть. Поэтому можно сказать, что и Сын Один распростёр небеса, поскольку Он Один послужил делу Отца. Тогда именно Он сказал: Я – Господь первый, и в грядущих Я есмь ( Ис.41:4 ) 74 . Это означает, что Слово было прежде всего: Слово было в начале (in principle), и в начале Оно произошло от Отца. Отец же не имеет начала как ни от кого не произошедший и как нерождённый, не может быть видим. Тот, Кто всегда был один (solus), не может иметь происхождения (ordinem) 75 . Следовательно, даже если еретики из-за того полагают, что Один и Тот же есть Отец и Сын, чтобы им отстоять единство Бога, то Его единство [всё равно] сохраняется в неизменном виде, поскольку Он Один, хотя и имеет Сына, Который равным образом познаётся из тех же Священных Писаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/pro...

Властвовать над своим телом – значит господствовать над природой. Спаситель мира и в этом проявил Себя ее Повелителем. Сорок дней и сорок ночей постился Он, ничего не вкушая и не прикасаясь к воде ( Мф.4:2 ). Претворить воду в вино – разве не свидетельствует это о Его власти над природой? На браке в Кане Галилейской у жениха обнаружилась нехватка вина. Тогда Иисус приказал наполнить водой шесть больших сосудов. Когда это было сделано, вода была претворена в вино, причем в вино самое лучшее. Не говорится, что Господь коснулся воды Своими пречистыми руками, которыми отверзал Он зрение слепым, равно как не промолвил Он ни единого слова, наподобие сего: «Да будет сия вода вином!» Нет, ничего этого не было. Лишь мысленно дал Он повеление – и природа ощутила Своего владыку, и вода обратилась в вино ( Ин.2:1–10 ). Успокоить бурю на море, одним словом остановив ветер, – разве не проявляется в этом Его владычество над природой? И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. А Он спал на корме... Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина... И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему? ( Мк.4:37–41 ). Так спрашивали Апостолы. Впрочем, и тогда, и в дальнейшем удостоверились они, что это Христос, Сын Бога живого, Повелитель природы и всех присущих ей законов и установлений. Сделать себя невидимым для человеческих глаз – разве и это не знаменует собой власть над природой? Иисус, пребывая в Своем отечестве, упрекал израильтян за то, что их вера была слабее и немощнее веры язычников. И привел им два классических примера: 1) во время голода великий пророк Илия нашел пристанище и пропитание не у какого-то «правоверного» иудея, а у язычницы, у женщины-вдовицы в Сарепте Сидонской ( 3Цар.17:10–24 ); и 2) в эпоху пророка Елисея много прокаженных было в Израиле, однако за свое маловерие никто из них не исцелился, но врачевание получил лишь Нееман Сирианин, [опять же] язычник. Ведь и сей язычник всем сердцем поверил пророку Елисею – и, [семь раз] погрузившись в Иордан, стал здоровым ( 4Цар.5:14 ). Услышавши это, все в синагоге исполнились ярости. И, схватив Его, повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы столкнуть Его со скалы в пропасть. Но Он, прошед посреди них, удалился ( Лк.4:16–30 ). Невидимым стал Он для глаз Своих зложелателей и незаметно удалился из Своих родных мест, ведь и на Нем сбылись слова о том, что никакой пророк не принимается в своем отечестве ( Лк.4:24 ; ср.: Мф.13:57 ; Мк.6:4 ; Ин.4:44 ). И в другой раз то же самое произошло в Иерусалиме, когда иудеи хотели побить Его камнями прямо в храме, но Иисус скрылся и вышел из храма, прошед посреди них, и пошел далее ( Ин.8:59 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Потому если душа «малая» и слабая, ее легко можно «соблазнить»; ибо сказано в Евангелии: «Лучше было бы ему, если бы бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих» ( Лк.17:2 ). Соблазняется не великий, но «малый». Кто велик, тот не отвращается от веры, что бы он ни увидел, как бы он ни страдал. У кого же душа малая и низкая, тот ищет случая соблазниться и, терпит крушение в вере. Поэтому должно нам с особым вниманием относиться к «малым» в вере, и не следует заботиться о великих и сильных в той же мере, как о «младенцах» и новоначальных. Ибо сильный «все покрывает, всему верит, на все надеется, все переносит» (ср. 1Кор.13:7 ). Но мы должны присматривать за младенцами и немощными в вере (ср. Евр.5:13 ; Рим.14:1 ), как бы ненароком им не принесли по нашему небрежению вред и они не удалились от веры и не отпали от спасения. Или ты можешь показать мне, где в Писании грешник или один из малых удостоился называться «великим»? Думаю, что ты нигде такого не найдешь. Но послушай, кто есть те, кого называют «великими». Сказано об Исааке, что он «возвеличивался больше и больше до того, что стал весьма великим» (ср. Быт.26:13 ). Моисей «был весьма велик» (ср. Исх.11:3 ), «велик» и Иоанн Креститель (ср. Лк.1:15 ), а теперь назван «великим» и Иисус (ср. Лк.1:32 ), и после этого уже никто не именуется «великим». Ибо до того, как пришел Тот, Кто воистину «велик», святые, о которых мы упоминали ранее, назывались «великими» в сравнении с прочими людьми. Но когда пришел Тот, Кто поистине велик, не в сравнении с другими, а Своим достоинством, и о Котором написано: «Радуется, как исполин, пробежать поприще» ( Пс.18:6 ), то уже никто не нарекается «великим». Таким образом, Он – Тот, о Ком написано: «Великий священник из братьев своих» ( Лев.21:10 ). Каких братьев? Тех, о которых Он сказал, когда воскрес из мертвых: «Иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» ( Ин.20:17 ). Но если хочешь узнать о братьях Иисуса из древних писаний, то прочти двадцать первый псалом, где сказано о личности Христа: «Буду возвещать имя Твое братьям моим, посреди собрания восхвалять Тебя» ( Пс.21:23 ). Итак, Иисус велик среди братьев Своих, среди тех, кого прежде называли «великими»; Он – «Пастыреначальник» (ср. 1Пет.5:4 ) и «Первосвященник великий» (ср. Евр.4:14 ) и «Царь царствующих и Господь господствующих» (ср. 1Тим.6:15 ). Следовательно, Он – великий из великих; вот потому и прибавлено: «Великий из братьев своих». 3 . Затем сказано: «На голову которого возлит елей помазания» ( Лев.21:10 ). Не ищи на земле тот елей, который возлит на голову великого Священника, чтобы он стал Христом; но если хочешь, узнай от пророка Давида, что это за елей: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» ( Пс.44:8 ). Таким образом, на голову Священника возливается «елей радости», и он становится Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Ефрем, видя опасности, окружающие его, питается тщетными надеждами (VIII, 7; Притч.15:14 ; Ис.44:20 ), и ищет помощи только у людей и язычников; он призывает к себе Ассура, и в то же время, вероломный, посылает драгоценные дары царю египетскому; он лжет перед Богом и пред людьми. Превечный с давнего времени судится с Ефремом, и будет судиться и с Иудою, который сделался столь же виновным, как и Ефрем: Весь народ (Иаков) получит праведное наказание за свои грехи. И между тем Иаков был приготовлен Богом к великим и необычайным судьбам. Еще во чреве матери заменил он брата своего старшего, хотя младший в человеческом семействе, он превзошел все народы и в познании Бога и в святости. А возмужав, он боролся с Богом... и превозмог. Это было во время великой опасности; Иаков шел на встречу своему брату, у которого он похитил хитростью благословение отца, и который заявил высокомерно желание отмстить за это смертью; но в эту ночь, в Пенуэле, Иаков склонил Бога искренностью своего раскаяния, своими слезами и горячностью своих молитв, даровать ему Его прощение и спасти его от смерти. Ах, почему его сыны не последуют его примеру, не борются в подобной опасности с Ангелом и не вынуждают его благословить их. Для нас еще существуют домы Божии (Вефили); Бог, открывшийся Иакову у Вефиля, готов еще говорить и с нами: потому что Он всемогущ (Бог воинств) и неизменен (сущий). Итак, обратись к твоему Богу, храни милосердие и правду, и уповай непрестанно на твоего Бога. II – XII, 1–7. «2. Но особенно виновен Ефрем, особенно к нему относятся Мои угрозы. Ефрем сделался подобен тем преступным народам, которых он должен был уничтожить и заменить. Он – Хананеянин ( Oc. XII, 7 ), как Финикияне, и прибегает для своего обогащения к обману и плутовству ( Aм. VIII, 5 . Mux. VI, II ), он горд и доволен своими богатствами, и говорит, что если, приобретая их, он допустил некоторые неверности, то они не составляют истинных грехов, могущих навлечь на него гнев Божий. ( Зax. XI, 5 ). Но как бы ни были велики твои грехи, Я еще Бог твой, Я – Бог твой от самой земли Египетской, Я – Бог твой теперь, когда приготовляю твою гибель, и по Моей любви к тебе Я хочу вывести тебя из твоей земли и бросить тебя в пустыню, где ты будешь жить снова под шатрами (II, 14), и это время бедствия временного будет истинным временем празднества духовного.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

Пожалуй, нет более доказательной книги, наглядно иллюстрирующей и подтверждающей данный тезис, чем Священное Писание. В нем фигурирует Христос - царь, пророк и священник, Владыка Царства Небесного, пришедший приоткрыть завесу будущего века, вернуть миру надежду на спасение. Власть Его всеобъемлюща, безальтернативна и носит абсолютный характер . Так, например, Христос являет Свою власть перед книжниками в синагоге, где Он говорил «как власть имеющий» (Мк. 6.2; 7.37; 10.26). Спаситель имеет власть и над адом, над нечистыми духами, что ярко подтверждает Его встреча с бесом, овладевшим человеком в Капернаумской синагоге (Мк.1.24). Сам бес признает высшую власть Христа над собой и называет Его «Святой Боже». И Христос повелительно обращается к бесам, говоря: «Замолчи», «выйди» и т.п. Христос имеет власть исцелять больных, воскрешать мертвых, прощать и оставлять грехи (Мк.2.5). И сами книжники вынужденно признают Его Божественную власть, говоря: «Что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мк.2.7). Сам Христос говорит: «Дана Мне всякая власть на Небе и на земле» (Матф.28.18) . И не случайно, согласно богословским толкованиям, в известном отрывке об искушении Спасителя сатаной, где тот обещал Христу все царства мира (Матф. 4, 8- 9), таится обман, поскольку сам нечистый такой властью над землей и на земле не владеет. А Христос, напротив, ею обладает, потому Он и есть Владыка царей земных (Откр.1.5.), Он дает им власть и утверждает на царство, как это прямо сказано о святом царе Давиде (2 Царств.5,12) и царе Соломоне («Ты поставил раба Твоего царем» - 3 Царств.3,7). Как прообраз будущего Царства Небесного, государство пронизано идеей Божественного властвования, которое так многократно и в различных видах демонстрировал Царь будущей «Божественной политии» Иисус Христос. Земное и небесное соединяется в Спасителе. Ему принадлежит не только грядущее Царство Небесное, но и нынешнее, земное государство. Об этом напрямую говорит пророк относительно израильтян: «Сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их» (Иез.37,22), «и Господь будет Царем над всею землею» (Зах.14,9). А потому царство Господа - это царство всех веков и «владычество Его во всяком роде и роде» (Пс.144, 13). Даже языческий Персидский царь Кир восклицает: «Все царства земли дал мне Господь Бог небесный» (2 Пар.36,23). Господь отнимает царство от дома Саулова (2 Царств.3,10), но Он же возвышает царство Давидово (2 Царств. 5,12). Повествуя о грядущих веках, пророк Даниил прямо говорит о том, что «Бог небесный воздвигнет царство, которое вовек не разрушится» (Дан.2,44).

http://ruskline.ru/analitika/2013/12/03/...

1 я ходил по земле. Земля сфера действия сатаны. 1 обратил ли ты внимание твое..? То, что сатана «обращает внимание» на сынов человеческих, судя по данному тексту, входит в сферу его обязанностей и полномочий. В этой связи особое значение приобретают слова Иисуса: «...идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» ( Ин. 14,30 ). Очевидно, что князь мира все же кое-что имел в Иове, несмотря на непорочность последнего. человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. Эта характеристика Иова, данная ему Богом, полностью повторяет характеристику, данную автором в ст. 1. Таким образом, Иов в глазах людей (и в своих собственных) полностью соответствовал тому, как видел его Господь. Но и в первом, и во втором случае слово «праведность» отсутствует (ср. Быт. 6,9; 7,1 ). И это не случайно, поскольку праведность и будет предметом разговора Иова и его друзей. 1:12 Сатане позволено испытать Иова, однако его власть ограничена пределами, положенными Богом. См. ком. к 1,6. 1 И был день. Все беды обрушиваются на Иова в течение одного дня. сыновья его и дочери его ели и вино пили. См. ком. к 1,4; 1,5. С этих слов начинается перечень несчастий, обрушившихся на Иова, ими (см. ст. 18) и заканчивается. Однако на этот раз Иов не успел принести очистительных жертв за своих детей. 1:20 Знаки глубокой покорности, скорби и смирения. Глава 2 2 доселе тверд в своей непорочности. Добавление к тому, что было сказано об Иове в 1,1; 1,8. а ты возбуждал Меня против него. Т.е. клеветал, говорил неправду (ср. «когда говорит он ложь, говорит свое», Ин. 8,44 ). 2 кожу за кожу. Сатана намекает на то, что даже заявление Иова о его непоколебимости в вере, сделанное им в 1,21, является ничем иным, как хитростью или уловкой, и ради спасения жизни Иов готов пожертвовать имением, но если только Господь прострет руку Свою и коснется плоти его, он проклянет Бога в лицо. 2 простри руку Твою... коснись. Если следовать тексту книги, то касается Иов не Господь, а сатана, однако сатана этими словами признает власть Божию над Иовом и над собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

43) О Сем все пророки засвидетельствовали, что получит прощение грехов именем Его всякий, кто верует в Него». 44) Еще когда Петр говорил слова сии, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. 45) И изумились верующие из обрезанных, что пришли с Петром, что и на язычников благодать Духа Святаго излита. 46) Ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. 47) Тогда ответил Петр: «Неужели кто-либо может возбранить воду, чтобы не крестились те, которые получили Духа Святаго, как и мы?» 48) И велел крестить их во имя Иисуса Христа. Тогда они умоляли его, чтобы пробыл у них несколько дней. Глава XI 1) Услышали же Апостолы и братия, которые были в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. 2) Когда же Петр восшел в Иерусалим, спорили с ним [те], которые от обрезания, 3) говоря: «Почто ты вошел к мужам, имеющим крайнюю плоть, и ел с ними?» 4) Начав же, Петр пересказывал им по порядку, говоря: 5) «Я был в городе Иоппии, молясь, и в исступлении ума видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большая скатерть, за четыре угла спускаемая с небес, и шел даже ко мне. 6) В него же посмотрев, я всмотрелся и узрел четвероногих земных, и зверей, и пресмыкающихся, и птиц небесных. 7) Услышал же я и глас, говорящий мне: «Встань, Петр; заколи и ешь». 8) Я же сказал: «Никоим образом, Господи, ибо ничего общего или нечистого никогда не входило в уста мои». 9) Отвечал же мне голос вторично с неба: «Что Бог очистил, [того] ты не называй общим». 10) Сие же свершилось трижды, и снова все было взято на небо. 11) И вот, тут же три мужа предстали перед домом, в котором я был, посланные из Кесарии ко мне. 12) Сказал же мне Дух, чтобы я шел с ними, нисколько не сомневаясь. Пошли же со мною и шесть братьев сих, и мы пришли в дом [того] мужа. 13) Он же рассказал нам, каким образом он видел Ангела в доме своем, ставшего и сказавшего ему: «Пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром; 14) он же скажет тебе слова, которыми спасен будешь ты и весь дом твой». 15) Когда же начал я говорить, ниспал Дух Святый на них, как и на нас вначале.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Что же на это Христос? «И Я вам не скажу, какою властью это делаю» (Мф. 21:24—27). Итак, Гад значит искушение, то есть всегда искушающие фарисеи. Но только и они, в свою очередь, искушаются «при ногах» , то есть тотчас. Ибо Христос, по слову пророка, «уловляет мудрецов их же лукавством» искусно пременяющий в искание противоположного (Иов 5:13; ср.: Ис. 29:14; 1 Кор. 1:20). «Для Асира — слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства» (Быт. 49:20). Асир опять значит «богатство». Таково знаменование имени. Но думаю, что под ним разумеется тот, «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3), то есть Христос, «сокровище, скрытому на поле» (Мф. 13:44), многоценный бисер (Мф.13:46), и под образом премудрости весьма ясно говорящий: «богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда» (Притч. 8:18). Он же есть и посещающий землю, как говорит Давид: «обильно обогащаешь ее» (Пс. 64 10). Пишет нам также в одном месте и премудрый Павел о Нем: «Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием» (1 Кор. 1:4—5). Ибо Он обнищал с нами, хотя «Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор. 8:9). Здесь же, конечно, заключается и «тучен хлеб» , то есть весьма жирный и питательный; потому что питает нас Господь наш Иисус Христос, не манну чувственную ниспосылающий, как древле израильтянам, но Себя Самого водворяющий в душах верующих чрез Святого Духа. Посему и говорил Он народу Иудейскому: «истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру» (Ин. 6:32—33). И еще: «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6:35). Может быть, понимаем, Он, как хлеб животворящий, и в некотором более таинственном смысле. Дает же пищу князем. Ибо я мог бы сказать, что Престолы и Власти, Начала и Силы, Ангелы и Архангелы, и вся тварь святая и разумная делает Христа своею пищею.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010