41—42. Ср.: Лк 12:34; Мф 6:21. Марк Аврелий пишет, что «ценность каждого человека определяется ценностью предметов его стремлений» (Размышления VII.3. 43. Ср.: 182. 44. Ср.: 148, 381. 45. По мнению Чедвика, этот афоризм выражает «напряжение» между абсолютной инаковостью и трансцендентностью Бога и между той возможностью Его познания, которая основана на идее образа Божьего в человеке. Он также отмечает, что эта проблема была животрепещущим вопросом для Климента Александрийского, живо ощущавшего и выражавшего указанное напряжение (Стром. II.74—75; 77.4; VI.114.5—6; VII.88.5. Возможность уподобления Богу, или обожения, — центральная тема всего православного богословия. Эта возможность открыта через Боговоплощение и Искупление, но о них, как уже отмечалось, Секст не говорит. 46ав. Ср.: 61, 144. Цитируется Пелагием. См.: Августин . О природе и благодати. XIV.77. Ср. тж.: Клим. Алекс . Стром. VI.60.2; VII.14, 32.5. 47. Ср.: 176. 48. Ср.: З81—382. 50. Ср.: 18. Клим. Алекс . Протрептик 105.3; Стром. II.81.1; VII.18.2. 53Ср.: Сенека . Письма. 79.15. 55. Ср.: 143, 418; Платон . Теэтет. 173e. 58. Ср.: 135, 221—222, 225. 60. Слово ™xousмoжho перевести и как «власть» — именно в таком смысле оно передано в Синодальном переводе фрагмента Ин 1:12. С этим евангельским текстом сближает свой перевод Руфин: vir castus et sine peccato potestatem accipit a Deo esse filius Dei. См тж.: комм. к 36. Ср.: 375. 61—62. Руфин, по-видимому, прочитал corTj вместо coroj и поэтому пишет о хоре Божьем и о хоре зла. 65. Ср.: 189. 66. Диоген Лаэртский приписывает это изречение Фалесу ( Диоген Лаэртский . О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. I.36. 68. то есть, собственно, необузданности. Ср.: 71. 72. Ср.: 136. 74Разум — lTgoj. Ср.: Сир. 37: 16 ( греч ..; 37: 20 ( слав .. 75b. Ср.: Клим. Алекс . Стром. II.144.3; Сенека . Письма. 14.1. 77. Ср.: Ориген . Против Цельса. III.72. 79. Ср.: 294. 82с. Ср.: 34, 129. 82d. Cp.: 7a, 376. 82е. Ср.: Epictetus . Dissertationes. II.8.13 (ссылки на произведения Эпиктета даны по изд.: Epicteti Dissertationes ab Arriano digestae. Lipsiae, 1894. Перевод «Бесед» на русский язык выполнен Г. А. Тарояном, см.: Вестник древней истории. 1975. 2—4; 1976. 1—2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3914...

1917. Письма переведены: 1–16, 20–40 — T. Л. Александровой. 17–19 — Е. В. Матеровой. 41–53 — Н. А. Кульковой. 1918. Юст (Иуст), епископ г. Лугдуна (совр. г. Лион, Франция), который представлял Галлию на Аквилейском соборе 381 г. Вскоре после собора удалился п египетскую пустыню, умер ок. 390 г. 1919. См.: Исх. 30. 12–13. Дидрахма — греческая серебряная монета стоимостью две драхмы. 1920. См.: Лк. 15. 8–9. 1921. См.: Мф. 6. 22. 1922. См.: Мф. 5. 15. 1923. См.: Исх. 16. 15; Ин. 6. 30. 1924. Мера жидкостей и сыпучих тел, примерно равная 2,2 литра. 1925. Ср. у Филона Александрийского, rer. diu. hercs 13. 191: «Однако пищу небесную для души — а это мудрость, которая называется манной. Божсственное Слово разделяет между всеми, кто будет ее употреблять, прежде всего заботясь о равенстве». Здесь и далее (кроме оговоренных случаев) перевод наш. — Т. А. 1926. Ср:. Исх. 16. 16.. 1927. См.. Еф. 4. 7. 1928. См.: 1Кор. 12. 11. 1929. См . Притч. 9. 5. 1930. См. Мф. 10. 30. 1931. См.: Рим. 8. 17. Ср. у Филона, rer. diu. heres 40. 192: «Пасха же — это когда неразумная душа хочет отложить неразумную страсть и добровольно претерпевает благоразумное благострадание». 1932. См.: 2Кор. 6. 16. 1933. См Мф. 20. 8–12. 1934. См.: 1Кор. 9. 24–25. 1935. См. Мф. 17. 27. 1936. См.: Мф. 17. 25–26. 1937. См.· Ин. 1.29; ср.: Евр. 9. 28. 1938. См: Флп. 2. 7. 1939. См.: Лк. 2. 21. 1940. См.: Мф. 3. 15. 1941. Серебряный статир был равен четырем драхмам. 1942. См.: Мф. 17. 26. 1943. См.: Исх. 30. 13. Подать, о которой идет речь в книге Исхода, была использована на сооружение скинии (см.: Исх. 38. 25–28) и была разовой. Позже эта подать несколько раз возобновлялась и стала ежегодной. 1944. См.: Мф. 4. 19. 1945. См.: Пс. 17. 31. 1946. Речь идет о предписаниях закона, как следует поступать с рабом–евреем, который на седьмой год должен получить свободу, при этом его жена, данная ему господином, и родившиеся от нее дети должны были оставаться в рабстве. 1947. Ср. у Филона, rer. diu. heres 38. 186: ««Я люблю господина моего», то есть господствующий надо мной ум, и «жену мою», любезное и погрязшее в страстях чувство, «и детей», то есть злые их порождения, я не пойду на волю».

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

3069. Ср. у Филона (fug. et inu. 30. 168–169). 3070. См. Лев. 25:11. 3071. Ср. у Филона (fug. et inu. 31. 170–171). 3072. Сиагрий, епископ Вероны. Одним из его предшественников был свт. Зенон Веронский. Дата написания письма неясна. 3073. Для посвящения в девственницы требовалось одобрение епископа, который покрывал деву покровом как невесту Христову, произносил благословение и говорил проповедь (см. inst. u. 107). По канону 31 Гиппонского собора 397 г., после смерти родителей епископ принимал на себя заботу о деве: см. Hunter D. Rereading the Jovinianisi Controversy: Asceticism and Clerical Authority in Late Ancient Christianity/Journal of Medieval and Early Modern Studies. 2003. 33:3. P. 461. 3074. См.: Мф. 18:16; Втор. 19:15. 3075. Ср.: Дан. 13:34–41. 3076. То есть к посвящению в девственницы. О покровении дев как символе их таинственного обручения Небесному Жениху Христу см.: Henry N. The Song of Songs and the Liturgy of the Velatio in the Fourth Century: From Literary Metaphor to Liturgical Reality/Conminuimy and Change in Chrismian Worship: Papers Read at the 1997 Summer Meeting and the 1998 Winter Meeting of the Ecclesiastical History Society/Ed. R. N. Swanson. Woodbridge, 1999. P. 18–28. – Примеч. ред. 3077. То есть еще не посвященную. 3078. О нем см.: uita А. 44. 1. 3079. Ср.: hymn. 5. 15. 3080. Obstetrix – от obsto, букв. «преграждать путь». 3081. Ср. Быт. 35:17. 3082. Ср.: Быт. 38:27. 3083. Ср.: Исх. 1:15 и след. 3084. Ср.: hymn. 5 15. 3085. Ср.: Быт. 3:16. 3086. См. 1Фес. 5:3. Ср.: Ис. 13:8–9; Быт. 3:16. 3087. Ср.: Лк. 1:24. 3088. Ср. Мф. 1:18. 3089. Ср.: Лк. 1:28. 3090. Ср.: Дан. 13:15 и след. 3091. То есть ненадежные свидетели. 3092. Ср.:3 Цар. 21:10, 12. 3093. Ср.: Дан. 13. 3094. Ср.: Мф. 26:59–60. 3095. Ср.: Суд. 19–20. 3096. Ср. у Иосифа Флавия, antiq. iud. 5. 2. 8–12 (136–174). Этот эпизод приводится также в οff. 3. 19. 112–117. 3097. Ср. у Вергилия. Aen. 4. 51: causasque innecte morandi. 3098. Ср. у Вергилия. Aen. 5. 609: uiam celerans… decurrit. 3099. Ср. у Вергилия. Aen. 8. 309: uarioque uiam sermone leuabat.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

После псалмов тропарь «Христе! Когда Ты распялся, исчезло насилие (диавола) и уничтожено могущество врага. Не ангел, не человек, но Сам Ты, Господи, спас нас; да будет Тебе слава», и стихиры. Их по три на каждом часе. и поются они по дважды. Вот стихиры первого часа. «Сегодня раздирается церковная завеса в обличение беззаконников, и солнце скрывает свои лучи при виде распинаемого Господа». «Христе царю! Как овча, Ты был веден на заклание, и как кроткого агнца пригвоздили Тебя ко кресту беззаконники – за наши грехи, человеколюбивый». «Господи! Когда взяли Тебя беззаконники, то, среди истязаний, Ты взывал: пусть вы поразили пастыря и рассеяли двенадцать овец – учеников Моих, но Я мог бы призвать больше двенадцати легионов ангелов. Однако же долготерплю, чтобы исполнилось все то недоведомое и сокровенное, что Я открыл вам через своих пророков. Господи, да будет Тебе слава!» Потом паремия из пророчества Захариина ( Зах. 11:10–13 ). Здесь предсказывается о предательстве Господа Иисуса, и именно за тридцать сребреников, и о возвращении их в сокровищницу храма... «И отвесили в уплату тридцать сребреников... И взял я тридцать сребреников, и бросил в дом Иеговы в сокровищницу» и т. д. После паремии апостол из послания к Галатам, зачало 215, ( Гал. 6:14–18 ). «А меня сохрани Бог от того, чтобы хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым мир для меня распят и я для мира» и т. д., и Евангелие Матфея, зачало 110 ( Мф. 27:1–56 ), которое почти все читалось на утрени (пятое и седьмое Евангелие страстей). Поели этого: «Стопы моя направи по словеси Твоему» и пр. и обыкновенное окончание первого часа. Точно в таком порядке идут и все часы. Дальше я уже не буду больше делать выписок, а лишь укажу на состав их. Час третий. Псалмы XXXIV, CIII и L. Паремия из пророчества Исаина ( Ис. 8:4 –11 ). Апостол из послания к Римлянам, зач. 88 ( Рим. 5:6–10 ). Евангелие Марка зачало 66 ( Мк. 15:1–41 ). Час шестой. Псалмы LIII, CXXXIX и ХС. Паремия из пророчества Исаина ( Ис. 52:13–15, 53:1–12, 54:1 ). Апостол из послания к Евреям, зачало 306 Евр. 11:11–18 ). Евангелие Луки, зачало 111 ( Лк. 23:32–49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Возьмут душу грозные ангелы, Пронесут мытарства многие И покажут царство небесное, Потом покажут муки вечные. В других стихах путешествие души по мытарствам изображается несколько полнее, но тоже в неопределённых чертах. Говорится, что когда душа поднимется «ко лестнице ко небесной», то на первой ступени встречают её полтораста врагов, на второй – двести, на третьей – две тысячи… Встретивши душу, враги рассказывают её грехи. Вот несут они письма, да раскатывают, Да раскатывают, все грехи рассказывают 1028 . Наконец душа является к Богу и узнаёт о своей участи из уст Самого Бога, который ей определяет или блаженство, или мучение. Но это ещё не окончательный суд. Последний суд будет при втором славном пришествии Иисуса Христа на землю. Наступление и ход Страшного Суда в Библии изображается таким образом. Приити бо имать Сын человеческий во славе Отца Своего со Ангелы Своими, и тогда воздаст комуждо по деянием его ( Мф.16:27 ). Господь явится на суд миру внезапно. Приидет же день Господень, яко тать в нощи, в онь же небеса убо с шумом мимоидут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же и яже не ней дела сгорят ( 2Пет.3:10, 12 ), явится небо ново и земля нова ( Откр.21:1 ). Якоже молния исходит от восток и является до запад, тако будет пришествие Сына человеческого ( Мф.24:27 ; Лк.17:24 ). Прежде всего Господь послет Ангелы Своя с трубным гласом велиим, и соберут избранныя Его от четырёх ветр, от конец небес до конец их ( Мф.24:31 ), и соберут от Царствия Его вся соблазны и творящих беззаконие ( Мф.13:41 ) и отлучат злыя от среды праведных ( Мф.13:49 ). Тогда явится знамение Сына Человеческаго (по объяснению Ефрема Сирина – св. крест) на небеси: и тогда восплачутся вся колена земная (рук. 27; Мф.24:30 ). Затем уже явится Сам Сын Человеческий в славе Своей и вси святии Ангели с Ним, тогда сядет на престоле славы Своея ( Мф.25:31 ) и объявит советы сердечные, и тогда похвала будет комуждо от Бога ( 1Кор.4:5 ; Откр.2:23 ). Затем Господь разлучит представших на суд друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ: и поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю ( Мф.25:32–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Спасайтесь во Христе, и пусть кто-нибудь из вас, боящихся Бога, обо мне, грешном, по­молится.     «Братия моя и друзья!»    Послушаем, что Христос Господь наш го­ворит нам: «Как хотите, чтобы с вами посту­пали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк 6:31). Из этого следует, что чего не хочешь се­бе, человек, не твори того и другому человеку; и чего себе хочешь, то твори и другому.    1) Не хочешь, чтобы кто тебя обидел, оклеветал, осудил, обругал, обесчестил, прельстил, обманул, побил, уязвил, убил, ненавидел, злился на тебя, мстил тебе за обиду свою, на суд тебя влек, или иным каким образом, словом или делом тебе мстил, — не хочешь всего того себе. Не хочешь, чтобы кто ложе твое осквернил, имение твое похитил, украл, и что-нибудь твое без твоей воли взял бы и присвоил себе, не хочешь, — как хотеть себе зла? Не твори же, человек, и сам того никому, чего себе не хочешь, поскольку и он того себе не хочет, чего ты себе не хочешь.    2) Хочешь, чтобы кто в нужде твоей не оставил тебя, то есть голодного напитал, нагого одел, болящего и в темнице сидящего посетил и послужил, странствующего в дом свой ввел и упокоил, дома не имеющему тебе хижину построил, согрешившему простил и обиду твою стерпел, и прочее; хочешь всего того, — как не хотеть добра? Делай же и сам, человек, то другому, чего себе хочешь, поскольку и он того себе хочет.    3) Этому закон Божий, и пророки, и апос­толы учат нас, по слову Господнему: «Ибо в этом закон и пророки» (Мф 7:12). Ибо закон, и пророки, и апостолы учат нас уклоняться от зла и творить добро, как святые книги их сви­детельствуют. К этому и святые отцы, пасты­ри и учителя церковные увещевают нас, как видим в книгах их.    4) Следовательно, кто обиду ближнему делает (как в первом пункте изображено), тот делает ему то, чего себе не хочет, и так самолюбием недугует и слепотствует, и не знает сам, что делает, и совесть свою наполняет грехами. И кто в нужде другому не помогает (как во втором пункте сказано), а может помочь, тот не делает того другому, чего себе хочет, и также самолюбец и слепой есть, и совесть свою обременяет, о чем на втором Христовом пришествии своей совестью обличится и безответен будет. Потому читаем, что Судией праведным Христом отсылаются в огонь те, которые братии Его меньшей, то есть христианам бедствующим, не сотворили милости (Мф 25:41, 45). Поэтому безответны будут богачи скупые, которые бедным людям от имения своего не помогают, а расточают имение свое на прихоти свои, на богатые строения, богатые столы и прочее, или в сундуках удерживают его, и хранят его, как сторожи; безответны те, которые в дом свой странствующих не пускают, и прочие, которые милости ближнему не делают, ибо все таковые не делают ближнему того, чего себе хотят.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

рукоп. Синод. Библиотеки. С.41-42). Нужно заметить, что находящаяся в конце второй книги Паралипоменон " молитва Манассии, царя Иудейска, егда пленен держашеся в Вавилон " , не отмеченная исчислением стихов, не находится в тексте еврейских священных книг, какой сохраняется доныне. §20. " Первая книга Ездры называется так потому, что сам Ездра, бывший священником и чтецом, рассказывает и описывает в ней возвращение сынов Израильских из Персии во Иерусалим. Это возвращение последовало сначала с соизволения, а потом по повелению царей Кира и Дария, данному Иисусу, сыну Иоседекову, Ездре и Зоровавелю, потому что тогда исполнилось уже 70 лет гнева Божия. Возвратившихся из плена потомков Иуды и Вениамина вместе с левитами было числом 42360, рабов и рабынь их было 7334, певцов было 2455, верблюдов 435, ослов 6720. Строителями (Иерусалима и храма) были Зоровавель, Иисус, сын Иоседеков и Немия; Ездра же, как опытный в законе, сам предносил и читал закон, располагал всем, что относится к храму и левитам. Он сделал распоряжение на основании закона, чтобы взявшие чужеземных жен во время плена отвергли их. И все отвергли их и очистились " (Синопсисы Афанасия и Златоуста). Для верующего читателя Св. Писания ясна цель этой книги. Так как бывшие до плена Вавилонского пророки предсказывали 70 лет гнева Божия и пребывания в плену (Ис.45:1; Иер.25 и 29), то книга Ездры имеет целью удостоверить точное исполнение этого пророчества. Еще важнее то, что здесь проясняется книга родства Иисуса Христа по плоти, потому что упомянутый здесь Зоровавель, главный виновник освобождения из плена, происходил из царского рода Давида и в Евангелиях показан в числе предков Спасителя (Мф.1:12-13. Лк.2:27). §21. " Книга Неемии говорит о возвращении иудеев из плена, подобно книге Ездры, дополняя ее; много повествует об евнухе Неемии, как он просил о построении храма " (Синопсис Златоуста и Афанасия). Неемия, служивший виночерпием у царя Артаксеракса, услышав о печальном состоянии своего отеческого города Иерусалима, все еще остававшегося наполовину в развалинах, по молитве обнаружил пред царем свою скорбь; и, вместе с позволением возобновить оный, получил от царя письма к областным правителям с повелением о вспоможении иудеям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1119...

Жестоко слово сие, да что делать-то! . Пусть сами рассудят... О чем пишется в тех статьях? О том, как победить страсти, как очищать сердце, как насаждать в нем добрыя расположения, как молиться и преуспевать в молитве, как благоустроять свои мысли и хранить постоянно внимание свое нерассеянным, и проч. А это разве не должно быть предметом заботы всякаго христианина? Разве не даны о всем этом заповеди Господом и святыми Апостолами? Так Господь говорит: «бдите и молитесь» ( Мф. 26:41 ); «бдите, на всяко время молящееся» ( Лк. 21:36 ). Это заповедь о внимании к себе, одном из главных подвигов духовных, который иначе именуется также трезвением, со слов Апостола, который говорит: «трезвитеся и бодрствуйте» ( 1Пет. 5:8 ). Но чтоб кто не подумал, что это обязательно только для одних Апостолов, или только для Христиан совершенных, подобно им, – Господь присовокупил: «а яже вам глаголю, всем глаголю: бдите» ( Мк. 13:37 ). По какому же это праву все наставления о внимании, трезвении и бодрствовании духовном – преимущественный предмет писаний аскетических и статей, вам пересланных, будем мы почитать относящимися только к монахам, а не к мирянам! По сему судите и о прочем. Так, когда говорится, что «узкия врата и тесный путь ведут в живот» ( Мф. 7:13 ), то дается знать, что они узки и тесны не для одних монахов, а для всех вообще, заботящихся о том, чтоб внити в живот, и что след. широко живущим не будет там места, монахи ли они или миряне. Пишется также, что подвизающийся от «всех воздержится» ( 1Кор. 9:25 ), «что надо умертвить уды, сущие на земли» ( Кол. 3:5 ), «надо вышних искать, горняя мудрствовать, а не земная» ( Кол. 3:1–2 ), «непрестанно молиться» ( 1Сол. 5:17 ) и сделать, чтоб «живот наш сокровен был со Христом в Бог» ( Кол. 3:3 ), – и тем вменяются в обязанность всем без изъятия подвижничество, умерщвление плоти, отрешение от всего земнаго, непрестанная молитва , исчезновение в Боге. Но об этом только и говорится в монашеских статьях! Вот сейчас и слышится: к сим кто доволен? Кто про то не знает и кто того не говорит? Но не о том у нас речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Но так как долг друга напоминать также и о том, что составляет обязанность возлюбленного, то я убеждаю и умоляю твое достоинство, чтобы осторожно и тщательно вел себя в порученном тебе от высших начальников управлении. Не говори мне, что 1219 ты [Col. 1352] укрываешься, боясь таких поступков. Ибо нет ничего больше страха Божия и нет ничего необходимее спасения души. Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? ( Мк.8:36 ). Во время болезни нужно искать врача и во время бури кормчего. Разве ты не видишь, что теперь великая буря и гром гнева Божия? Будь врачом, господин, будь кормчим, чтобы и себя спасти, и виновных исцелить и возвратить к [прежней] стойкости, воздерживаясь от угроз, как находящийся и сам в теле и подверженный падению. Таким образом ты приобретешь милость Божию; а когда охраняет Бог, то кто может причинить зло? Вспомни, господин мой, что и сам ты плоть, и (620) если сам боишься падения, то щади падших. Ибо какою мерою мерим, такою же отмерится нам ( Лк.6:38 ). Вспомни, добрый брат, что сегодня мы существуем, а что родит находяй день, не знаем ( Притч.27:1 ), чтобы нам не оказаться опозоренными и проклятыми и в нынешнем веке, и в будущем. Вспомни о том страшном и неумолимом приговоре, которым немилостивые будут посланы в огонь неугасимый (ср. Мф.25:41–43 ). Вспомни, что пред нами предстанут лица, получившие благодеяния и пострадавшие от нас. Какую же пользу принесет нам тогда здешняя молва о нашем достоинстве? Суд Божий Нет, увещеваю, не будем таким образом вонзать меч в самих себя. Я говорю по любви и весьма скорблю, господин. Завершая речь, желал бы я отныне слышать вести добрые и человеколюбиво назидательные о господине моем, чтобы мне воспеть, чтобы узнать, как будет и вперед слушаться меня [Col. 1353] друг мой. Ибо соседи наши уже боятся и трепещут от страха, хотя они ни в чем не виновны. Мучитель идет, заносит меч, бедный не вынесет угрозы (ср.: Притч. 13:8 ), не с тем, чтобы противиться, он примет это, хотя и против воли, как невиновный; ибо и я сам, случившись в таких обстоятельствах, не мог бы поступить иначе. Если же, наконец, здесь есть вина, то хорошо; но и тогда [надобно поступать] сострадательно, как пред очами Господа, отчего подданный будет еще тверже, по расположению служа победоносным императорам. 441. К чаду Ипатию (II, 100) 1220

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Но это столь опасная мысль, что даже и повода к ней не должно подавать» 811 . Далее Голубинский переходил к самому главному – странице 42. Приведем полностью фрагмент текста его письма, относящийся к этой странице (цифры указывают на строки): «11. «всего больше». Эти слова представляются дерзновенными: ибо не безопасно о тайнах Божественного домостроительства выражаться столь решительно. Должно помнить, что Христос пострадал за грехи всего рода человеческого. 18. «единственно». Нужно опустить. 20 и 21. «не по принципиальной неотвратимости». То же: необходимо опустить. Да и вообще изложение на строках: 16–23, потом 26–34 и наконец 35–38 рассуждения (лучше было бы – зачеркнуто в тексте самим Голубинским) необходимо совсем опустить, ибо они (представляются – зачеркнуто Голубинским) оказываются дерзновенными. В самом деле, страдания Христа Спасителя, – это великая тайна. В нее углубляется человек верою и благочестивою жизнью. Сим путем он может достигать великой глубины и высоты созерцаний. Но совсем другое дело относящиеся к тайне сей научные исследования. Для них указан Христианам предел в словах Господа Иисуса: тако подобаше пострадати Христу ( Лк. 24:46 ). Сими словами как воспрещаются всякие колебания по вопросу о необходимости страданий Христа, а вместе и утонченные исследования. Христиане должны принимать сии слова Христа во всей их полноте и глубине. А потому и мысль вроде такой: страдания Христа явились необходимыми по обстоятельствам времени, а не по самому существу, – я считаю догматически неверною. Должно заметить, что указанные на страницах 41 и 42 рассуждения оказываются лишними и с другой стороны, как не нужные для главного предмета, о котором идет здесь речь. Нужно было доказать две мысли: 1) что Христиане первого века были осторожны в учении о Кресте, 2) что их слова не могли иметь действия на Савла до его обращения. И эти мысли действительно доказываются. Но вставленные здесь опасные рассуждения только понапрасну смущают читателей, а между тем не прибавляют силы для доказательств, которые и без них сохраняют свое значение. Притом же не сказано, что это суть рассуждения Христиан первого века: всякий может подумать, что это мысли автора» 812 . Голубинский предлагал вообще опустить эти опасные рассуждения, без которых «течение прочих мыслей было бы и проще и стройнее» 813 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010