с. Залуква Галичского р-на Ивано-Франковской обл.), Крылосский и Питричский мон-ри ( Грабовецький. 2003. С. 310), также зависевшие от Манявского скита. Игум. Феодосий (Княгиницкий) на Киевском Соборе в авг. 1628 г. титуловался как «игумен скитский и Угорник, прот монастырей воеводств Русского, Белзского и Подольского». В 1643 г. униат. полемист Тимофей Симонович писал о том, что устав Манявского скита широко принят в Галичине: «В Вильно распространены регулы Леонтия (Карповича), на Подгорье - Иова (Княгиницкого), фундатора здешнего монастыря» (цит. по: С тецик Ю. Духовна фopмaцiя чернецтва Перемишльськоï (XVII-XVIII ст.)//Дрогобицький збiphuk. Вип. 11/12. Дрогобич, 2008. С. 139). В 1659 г. Перемышльский и Самборский еп. Антоний (Винницкий) распорядился ввести «устав Скитского Манявского монастыря» в крупнейшей в Галичине Свято-Онуфриевской мужской обители в с. Лавров Старосамборского повета. После принятия мон-рями Галичины унии устав в них стал менее строгим. Игум. Феодосий скончался 24 сент. 1629 г., при жизни назначив себе преемника. Игумен был погребен в притворе Крестовоздвиженской ц., рядом с И. На надгробной мраморной плите скитоначальников Манявской обители были высечены их изображения (плиту описал И. Н. Вагилевич: Wagilewicz. 1848. S. 12). В надгробной надписи И. назван «блаженным отцом», «первоначальником святыя обители Скитския». В 1631 г. по заказу скита в Вене была изготовлена еще одна надгробная плита - из черного мрамора с золотым крестом. Труды И. в области книжности В послании к Кириллу (Транквиллиону-Ставровецкому) И. подверг критике его сочинение, увидев в нем влияние католицизма и значительные недоработки. По мнению преподобного, мн. догматы изложены иером. Кириллом упрощенно, бегло, местами неясно. И. критикует утверждение Кирилла о том, что было 2 исхождения Св. Духа: «...едино - предвечно исхождение на ангельские чины, да тех просветит умы», второе - «под леты по одолению Синовнем на апостолы всесовершеннаго Божества сила ипостасная». Ссылаясь на Слово свт.

http://pravenc.ru/text/578152.html

С этими событиями можно связать ряд подписанных патриархом грамот, относящихся к львовскому братству и его конфликтам с Балабаном. Ноябрем 1589 г. датирована грамота, содержащая ряд положений, касавшихся устава Львовского братства. Речь шла о его неподвластности епископу, монопольном праве иметь школу, «друковати невозбранно» книги, ставить и отстранять от службы священников и пр. Издатели грамоты добавили, что позже к грамоте были присовокуплены подписи Кирилла Терлецкого и Гедеона Балабана 501 . Видимо, тогда же Иеремия вернулся к спору братства и Балабана по поводу Онуфриевского монастыря, и была издана грамота, утверждавшая неподвластность монастыря львовскому епископу. Она была подписана не только Иеремией, но и Терлецким 502 . Вероятнее всего, к этому же времени нужно относить и подписанную только Иеремией грамоту, подтверждавшую данные братству патриархом Иоакимом права 503 . Четвертым документом, подписанным в ноябре, было окружное послание Иеремии, осуждавшее приношения на Пасху, празднование «полога» Богородицы и пятницы 504 . Таким образом, во всех вопросах, составлявших предмет конфликта львовского епископа с братством, патриарх занял сторону братства. В ноябре же 1589 года Иеремия сообщал Константина Корнякту о примирении братства и Балабана и просил помочь братству в обновлении церкви и строительстве школы 505 . В другом обращении патриарх просил всех верующих помочь братству выкупить заложенную Иваном Федоровым типографию и отремонтировать церковь 506 . Кроме того, судя по подписанной совместно Иеремией и Терлецким грамоте, луцкий епископ сохранил свой особый статус, хотя и не назван экзархом, и именно он, а не Рагоза стал как бы правой рукой патриарха. Легко предположить, что его отношения с Балабаном оставались враждебными и что митрополиту особая роль Терлецкого в управлении церковью тоже никак не могла быть по душе. Помимо этого известен и ряд других грамот, так или иначе связанных с именем Иеремии. Одни из них вызывают доверие, другие – нет. В октябре 1589 г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

— Какова судьба Такелажного сарая, наполовину разобранного в конце сезона? — Здесь есть жесткое ограничивающее условие: если до весны не сделать новый свайный фундамент, то начало навигации может быть отмечено «отплытием» остатков Такелажного амбара в открытое море. По срокам идет задержка: фундамент нужно было сдать к концу 2014 года, но пока он не готов. В итоге работы ведутся в зимнее время. Технологических нарушений в связи с этим нет, есть понятные трудности для рабочих. Надеемся, все будет хорошо. — Сохраняются ли у монастыря планы по воссозданию кладбищенской Онуфриевской церкви? — Да, конечно. Проект готов и одобрен. Сейчас идет оформление площадки под храм. Восстановление будет проводиться за счет благотворительных средств. В 2015 году мы были уже готовы начать строительство, но сказывается холодное дыхание кризиса: благотворительный фонд, принявший на себя попечение о проекте, временно свернул свои инвестиционные проекты. Поэтому обращаюсь и к читателям «Соловецкого моря»: не найдется ли среди вас кто-то, кому по душе и по силам профинансировать строительные работы по храму преподобного Онуфрия Великого хотя бы в 2016 году. — Восстановительными работами занимаются, в основном, приезжие люди, не имеющие ясного представления о значимости Соловецкой обители в отечественной истории. Есть ли у музея или монастыря какие-то специальные программы просвещения строителей? — К сожалению, устойчивого рабочего коллектива у них нет — текучка. Не вполне сформировано и управляющее звено. Но со следующего года, как мы договорились с руководством «Балтстроя», все приезжающие начнут не с планерки, а с обзорной экскурсии и встречи с монастырским начальством для разговора о священном характере Соловков. Если кто-то из строителей захочет пойти дальше, мы готовы. Для ищущих духовного просвещения у нас есть и воскресная школа для взрослых, и лекторий, и совместные с Морским музеем кружки. И, главное, мы ждем таких людей на храмовых собраниях верующих — для общей молитвы. — Как Вы относитесь к созданию научного и образовательного центра Северного (Арктического) федерального университета на Соловках? Возможно ли сотрудничество этого центра с монастырем и в какой форме?

http://patriarchia.ru/db/text/4135211.ht...

К сей купчей записи харьковец Григорий Иванов Голинский, соборной церкви братчик, вместо Стефаниды Андреевой и ея сына Василия Андреевича, по их велению руку приложил». http://dalizovut.narod.ru/filaret/filar_03.htm Старохарьковский Куряжский Преображенский мужской монастырь был основан в 1663 году по указу царя Алексея Михайловича и по просьбе харьковского полковника Григория Ерофеевича Донец-Захаржевского. Его просьба была поддержана казацкой старшиной и жителями Харькова. Архиепископ Филарет (Гумилевский) так описывал в середине XIX ст. местоположение обители: «на возвышенности довольно значительной, окруженный с трех сторон садами и деревьями, оставшимися после глухих лесов, на дороге из Ольшаной он виден на восемь верст. Обрывы горы на северной и северо-западной сторонах его, покрытые зеленью, деревьями и садами, дики и картинны. Самую же лучшую собственность его местности составляют ключи, бьющие из ребер горы с водою холодною, чистою, легкою и здоровою». А вот как описывает Куряжский монастырь военный историк Евгений Альбовский: «Место для Куряжского монастыря было выбрано очень удачное по своему живописному положению. И теперь монастырь окружен прекрасным громадным лесом, с удивительным источником ключевой воды. Что же было тогда! В деле заселения края и развития его культуры монастыри играли видную роль. Владея землями и угодьями, они зазывали крестьян, заселяли ими деревни. Хозяйство, веденное в больших размерах, служило образцом для населения края, тем более, что монахи не ограничивались одним хлебопашеством, вели скотоводство, пчеловодство и пр., в чем только нуждался монастырь и его братия. Татарские нападения заставляли укреплять стены, заводить пушки, держать ратных людей. И в деле просвещения монастыри всё-таки кое-что вносили в народ». Главным храмом Куряжской обители с самого начала являлся соборный храм Преображения Господня. Первый храм был деревянным и обветшал к середине XVIII ст. Новый, каменный, заменил его в 1760–1762 гг. Он продолжал распространенную в Украине традицию возведения пятичастных кресчатых храмов с пятью куполами, став на Слободской Украине третьей подобной постройкой. Из Преображенского собора шел подземный ход. Через пятьдесят шагов после ступеней он разветвлялся. Один его ход вел к тайному колодезю, Скиту, Онуфриевской церкви, в нем же располагалась келья бывшего настоятеля Онуфрия. Второй ход вёл к усыпальнице настоятелей монастыря, а также тайному выходу в сторону Харькова. Этот выход был засыпан монахами в 1860-е годы за ненадобностью.

http://sobory.ru/article/?object=33147

Митрополит освятил братскую небольшую церковь во имя трёх святителей 2322 , устроенную в здании колокольни, так как соборный храм после пожара не был ещё в то время возобновлён, благословил закладку большой Успенской церкви и служил литургию в братском Онуфриевском монастыре. По окончании обедни братчики показывали митрополиту древние королевские и патриаршие грамоты, выданные братству, а затем и всю землю монастырскую, причём митрополит заметил приготовленный материал для постройки мужской и женской богадельни для призрения старых беспомощных людей духовного и светского звания, гостиницы для странников и больницы, а равно и место, предназначенное для женского и девичьего монастыря св. Екатерины. Изъявив своё расположение к братству в грамоте, митрополит поставил братского священника отца Михаила, которому (и его преемникам) позволил отправлять службы в братской церкви, разрешил братским учителям и студентам братской школы —204— проповедовать слово Божие не только в церкви братской, но и в других церквах, с дозволения местных настоятелей 2323 . Наконец, как то видно из сохранившегося до сего времени „Альбума“ братства, митрополит Михаил собственноручно вписался 19 января 1591 года в члены братства с приложением своей печати 2324 . Такое внимательное отношение к братству, выразившееся и на Брестском соборе в октябре 1591 года признанием его, наравне с Виленским братством, ставропигиальным, то есть не подлежащим епархиальной власти, объясняется, между прочим, и тем, что митрополит знал о том покровительстве братству, которое патриарх из своего далека продолжал ему оказывать. Так, в грамоте от 17 мая 1591 года на имя митрополита патриарх Иеремия из Византии подтверждал независимость от Львовского епископа игумена братского монастыря, настоятеля братской церкви и начальника братского училища, одобрял изданную братством грамматику, как дело общеполезное 2325 , а в особом послании на имя господарей Молдавии и Угровалахии, патриарх побуждал их благотворить братству 2326 . Наконец, в 1593 году патриарх Иеремия прислал братству грамоту, в которой вновь воздвигаемый на его средства храм Успения Божией Матери признавал своей ставропигией и дозволял братству для засвидетельствования этого признания устроить кресты и водрузить их внутрь стен сего храма, и снаружи кругом, в четырёх частях храма 2327 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тогда Антоний отправился к королю в Краков, чтобы оправдаться, и, узнав, что король отлагает разбирательство этого дела до своего прибытия в Литву, просил себе в управление до того времени по крайней мере Овручский Богородицкий монастырь, уверяя, будто тамошний игумен Герман очень неисправен. Король поверил, взял монастырь у Германа и отдал Антонию (13 сентября 1525 г.). А чрез полгода король прислал (2 марта 1526 г.) в Печерский монастырь грамоту, что возвращает настоятельство в нем прежнему архимандриту Антонию и что все старцы должны быть во всем ему послушны. Не удовольствовавшись этим, Антоний успел еще при содействии воевод виленского Гаштольда и киевского Немировича выпросить себе у короля грамоту (20 июля 1528 г.), что он, Антоний, будет держать Печерскую обитель до своего живота и король никому дотоле не отдаст ее . К числу имений Печерского монастыря прибавился еще какой-то двор Печерский с людьми и доходами, записанный (1 декабря 1532 г.) на монастырь князем Алексеем Лахтыновичем и его матерью . В других местах монастыри и церкви также получали то новые пожертвования и льготы, то подтвердительные грамоты на прежние. В Минске по жалобам митрополита и настоятеля Вознесенского монастыря король подтвердил тремя своими грамотами городским властям (1522), чтобы не брали, как было и прежде, с людей митрополичьих, монастырских и поповских серебщизны, подвод и никаких других городских повинностей, а в случаях назначения всеобщей подати в государстве предоставлял самому митрополиту собирать ее со всех этих церковных людей и доставлять в государеву казну особо чрез своих урядников. В Мстиславле местный князь Михаил Иванович пожаловал Онуфриевскому монастырю бобровые гоны на реке Соже (1525) и Пустынскому Богородичному — сеножать и село Родионовское с правом призывать на ту землю новых поселенцев и с освобождением их от суда и управы светских властей (1526), а король подтвердил первому монастырю все его владения и права, дарованные ему мстиславскими князьями, и второму — денежную и медовую дани, назначенные бывшею мстиславскою княгинею Ульяною (1529) .

http://sedmitza.ru/lib/text/436041/

Осмотрев затем развалины бывшего Онуфриевского монастыря и современную ему звонницу, реставрированную при восстановлении монастыря в 1730 году, прекрасно сохранившуюся, с старинными колоколами, правда, не особенно крупными, но с мелодичным звоном, характерным для всех древних колоколов XIV, XV и XVI веков, мы прошли на кладбище, окружавшее с трех сторон древний храм, на могилу Матвея Болящего, расположенную в двух шагах от церкви, как раз против входных дверей. Сперва было предположено похоронить Матвея Кондратьева в самой церкви, под алтарем, как строителя храма, и было уже приготовлено для могилы место, но перед смертью , по желанию самого Болящего, этот проект был изменен, и его похоронили вне храма, мотивом чему послужило, по словам отца Александра, следующее соображение: несомненно, после смерти человека, пользовавшегося при жизни такой известностью, на могилу его станет стекаться масса народа, желающего отслужить панихиды на его могиле. Служить же постоянно последние не всегда возможно в церкви (когда идет служение, например), помещение которой, к тому же, не настолько обширно, чтобы вместить много молящихся. Матвеюшка умер 15 июня, а я посетил его могилу месяц спустя, и нашел ее еще неотделанной, без креста и памятника, украшенную лишь растениями и цветами, живыми и искусственными. И вот, ирония судьбы: могила его приходится почти вплотную с могилой бывшего Мальского священника, Иоакима Николаевича Смирнова, враждовавшего с ним при жизни, и которому народная молва приписывает причину заболевания Болящего. Я спрашивал об этом отца Александра, который подтвердил мне, что лично допытывался у Матвея относительно справедливости народной легенды, но последний категорически отверг факт проклятия его священником, с которым он действительно когда-то не ладил, но, впоследствии, они помирились и жили в мире и согласии. Впрочем, я сам убедился в несостоятельности этого апокрифа с помощью сопоставления хронологических данных, вырезанных на кресте могилы священника Смирнова. Последний умер в 1885 году на 61 году своей жизни, просвященствовав 27 лет. Матвей Болящий умер 67 лет в 1905 году, значит, родился в 1838 году. Заболел он 18 лет от роду, т. е. в 1856 году, когда священником в Лалах было другое лицо, а не Смирнов, назначенный туда лишь в 1858 году, т. е. два года спустя...

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пострижение в монашество было совершено 26 августа 1901 г. в Гефсиманском скиту, что неподалеку от Троице- Сергиевой Лавры, с наречением именем Иосиф. Чин пострижения совершил преосвященный еп. Волокололамский Арсений (Стадницкий) , ректор Московской Духовной академии. Божественную литургию служил инспектор академии архимандрит Евдоким (Мещерский) совместно с новгородским епархиальным миссионером иеромонахом Варсонофием (Лебедевым) и монастырскою братиею. Хор пел лаврский, нарочно прибывший в скит на пострижение Иоанна. После совершения пострига епископом Арсением было сказано Иосифу слово, которое имело важное значение для всей его последующей деятельности: «Теперь, когда хулится имя Божие, молчание постыдно будет и сочтено за малодушие или бесчувственную холодность к предметам веры. Да не будет в тебе этой преступной теплохладности, от которой предостерег Господь. Работай Господеви духом горяще». Слова эти были восприняты как завет и хранились в душе Владыки всю жизнь, имея огромное значение для его деятельности. 30 сентября того же года монах Иосиф был рукоположен во иеродиакона, а 14 октября – во иеромонаха. 2 В феврале 1903 г. его удостоили степени магистра богословия и утвердили в звании доцента, а через некоторое время, 9 декабря 1903 г., назначили экстраординарным профессором и инспектором Московской ДА. За церковные заслуги 18 января 1904 г. отца Иосифа возвели в сан архимандрита. В этом же сане он отбыл в июне 1906 г. для несения послушания настоятеля первоклассного Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря в Холмской епархии. Через год, согласно определению Святейшего Синода архимандрит Иосиф перемещен настоятелем первоклассного Юрьева монастыря в Новгороде. Новое постановление Синода от 27 февраля 1909 г. вознесло его на высокую ступень епископского служения. Хиротония во епископа Угличского викария Ярославской епархии происходила 15 марта 1909 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. Совершали ее видные иерархи Русской Православной Церкви: митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) , митрополит Московский Владимир (Богоявленский) , митрополит Киевский Флавиан, архиепископ Финляндский и Выборгский Сергий (Страгородский) в сослужении многочисленного духовенства. В то время Владыка стремился как-то осмыслить свои движения и настроения, понять себя. Именно тогда он понял, что выбрал правильный жизненный путь. Преосвященный Иосиф очень любил служить литургию и служил ее каждый день. В трудные моменты жизни Владыка стремился пребывать в любви к Богу и Божией Матери, в молитвах просил у них помощи, и Господь посылал ему утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

3) Ямская Слобода. Пока город быль еще мал, то она была около нынешней Воскресенской церкви, прежде называвшейся Кузмодемьянской. После пожара 1748 года слобода сия выселена за старые Московские ворота, где ныне Дворянская улица. После пожара 1773 года переселена на нынешнюю площадь на Землянскую дорогу; а потом вскоре на нынешнее место за заставой. 4) Гусиная слободка. Так называлась исстари слобода, под Чижевскими горами населенная, коей часть ныне принадлежит уже к городу. Название ее произошло без сомнения от промышлявших заводами гусиными жителей ее; ибо близ лежащие к ней луга реки Воронежа к тому способны. 5) Придача. Слобода на другой стороне реки Воронежа против Акатовой, лежащая на татарской ногайской степи. Первое ее население было давнее. Ибо в грамотах Акатова монастыря еще в 1616 году упоминается, что жившие на сих местах казаки сбежали. Итак, видно, что для стражи от набегов татарских они там поселены были. После места их заняли разных чинов также служилые люди, поверстанные в однодворцы. Название Придачи произошло, вероятно, от принадлежности сей слободы к городу. Ныне там жителей по ведомости за 1798 год мужеска 1073, женска 1095, обоего пола 2168 душ. В числе жителей есть приказные, посадские, однодворцы, экономические и мещане. Бывшая перед сим деревянная там церковь строена еще около 1680 года, возобновлена в 1745 году, в другой раз в 1773 году, в коем вновь и освящена. Нынешняя каменная церковь по-прежнему же наименованию во имя Рождества Христова, начата с 1785 года построением, а окончена и освящена в 1795 году марта 22 числа. При сей слободе лежит еще деревня Клементьевка, бывшая вотчина Акатовского монастыря, переселенная с Тавровского поля около 1620 года. 6) Гумны слободка, лежащая за логом на взгорье к Чижевскому полю и роще, смежно с бойнями, кирпичными сараями и сахарным заводом. Так названа она потому, что там становили в старину жители городские гуменной хлеб. Другое предместье, называвшееся так же и по той же причине, находится по горам за Беломестной между Покровской и Онуфриевской церквями.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Чубовка. Жаботинский Онуфриевский мужской монастырь. /// Епархия неизвестна Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Адрес: Украина, Черкасская обл., Черкасский р-н, с.Чубовка Координаты: 49.2239, 32.218449 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью К Думанскому приходу (Николаевская церковь) причислена деревня Чубовка, на противоположной правой стороне Тясмина лежащая. Жителей обоего пола: православных 290, римских католиков 8. Земли, состоящей из превосходного чернозема, 410 десятин. Половина этой деревни принадлежит помещику Иосифу Улашину, а другая его брату Сотеру, доставшаяся от отца их Мартина, купившего Чубовку от графа Самойлова в 1804 году. В полуверсте от деревни Чубовки находится Жаботинский Онуфриевский заштатный монастырь. Монастырь этот в 8-ми верстах от местечка Жаботина, при ручье Жабьянке, за две версты впадающем в реку Тясмин. О начале монастыря неизвестно. В настоящее время братию его составляют 33 человека монашествующих и послушников. Средства содержания, кроме незначительных подаяний от приезжающих для богомолья окрестных поселян, каковые в 1860 году простирались до 708 р. 57 к., монастырь получает от земельных угодий и фундушевого капитала. Земли принадлежит монастырю 263 десятины с мельницей на речке Жабянке с 30 десятинами леса и двумя хуторами: Лаврусихой и Некрасихой, что дает дохода до 1000 р.; капитал простирается до 9593 р. В монастыре две церкви - главная деревянная, трехпрестольная, во имя Успения Божьей Матери, Святителя Николая и Великомученицы Варвары. Она построена при игумене Ефреме Быковском в 1758 году и возобновлена игуменом Мелхиседеком Шаховским, иконным писанием и наружной окраской, в 1798 году. Теплая каменная, однопрестольная во имя Преподобного Онуфрия, в одной связи с колокольней, основана тем же игуменом Мелхиседеком, а освящена игуменом Варфоломеем в 1811 году. Именной список Киевской епархии Черкасского уезда Жаботинского Онуфриевского монастыря о настоятеле, монашествующей братии и послушниках ученен июля 10 дня 1860 года.

http://sobory.ru/article/?object=26514

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010