10, 30; Лк. 22, 42)» . Многие аспекты христианского вероучения в катехизисе вообще не затрагиваются. Например, здесь ничего не говорится о Пресвятой Троице, о Божией Матери, о загробной жизни, о почитании икон и святых, о бытии добрых и злых духов. «Чехословацкий катехизис» не остался лишь частным мнением своих авторов. Он был одобрен Западно-Чешским и Восточно-Чешским диоцезными советами в качестве официального вероучительного документа . Лишь Моравско-Силезский диоцез (во главе которого стоял епископ Горазд) не одобрил катехизиса. Ознакомившись с «Чехословацким катехизисом», епископ Досифей заявил, что «содержание катехизиса выступает против главнейших основ христианства» и не соответствует «всем вообще христианским исповеданиям» . Моравско-Силезский диоцезный совет поддержал эту точку зрения . В конце октября 1922 года в Праге епископ Досифей встретился с Карелом Фарским. В ходе беседы выяснилось принципиальное расхождение их мировоззренческих позиций. После встречи епископ Досифей заявил, что его миссия в Чехословацкой Церкви закончена, и уехал в Сербию . 5 ноября 1922 года катехизис прочел и находившийся в Америке епископ Горазд . Он сразу же отправил в Оломоуц письма в адрес Моравских диоцезного совета и диоцезного собрания, в которых однозначно осудил содержание этой книги и подтвердил свою принципиальную приверженность православному вероучению . Тем не менее Сербская Православная Церковь прекратила официальные контакты с Чехословацкой Церковью, и епископ Горазд оказался в двусмысленном положении. С одной стороны, он оставался епископом Чехословацкой Церкви, с другой, Сербская Церковь считала его своим иерархом. В течение почти двух лет владыка Горазд вел борьбу за сохранение православного вероучения в Чехословацкой Церкви. И лишь в июле 1924 года он официально заявил о своем выходе из этой конфесии. С этого времени он со своими сторонниками занимался организацией структур Православной Церкви в Чехии вне связи с Чехословацкой Церквью. События 1922-24 годов в чешской литературе принято называть «православным кризисом» в Чехословацкой Церкви.

http://bogoslov.ru/article/556242

В католич. диоцезах Чехии богослужебное поминовение равноапостольных К. и Мефодия получило широкое распространение в XVII в. Праздник, посвященный святым, указан не только в проприи диоцеза Оломоуц (1630), но и в директории Пражского архиепископства (1663) со статусом «двойного» (duplex) (ActaSS. Mart. T. 2. P. 12). Впосл. важнейшим центром почитания К. в Чехии стал цистерцианский монастырь в Велеграде (близ г. Угерске-Градиште), самые ранние сведения об этом восходят ко времени освящения монастырского храма (1735, см.: Cinek F. Velehrad víry: Duchovní djiny Velehradu. Olomouc, 1936. S. 42-44). В 1890 г. храм был передан иезуитам, к-рые активно способствовали утверждению культа равноапостольных К. и Мефодия. При участии пресв. Антонина Цирила Стояна (в 1921-1923 архиепископ Оломоуца) здесь был организован Апостолат святых Кирилла и Мефодия для распространения и укрепления католицизма среди слав. народов (1892), в 1928 г. основана конгрегация сестер святых Кирилла и Мефодия. С 1907 г. в Велеграде проходили съезды католич. богословов и церковных деятелей, посвященные вопросам воссоединения и экуменических связей Церквей (последний, VII съезд состоялся в 1936). В 1927 г. храму в Велеграде был присвоен статус малой базилики (офиц. название - базилика Вознесения Богоматери и святых К. и Мефодия). Паломничества в Велеградскую базилику совершаются 4 и 5 июля. В Чехии и Словакии день памяти св. К. и Мефодия (5 июля в соответствии с действующим календарем Римско-католической Церкви) является гос. праздником. В преамбуле Конституции Словакии, принятой в 1992 г., говорится о «духовном наследии Кирилла и Мефодия и историческом завете Великой Моравии». В 1928 г. на Карловом мосту в Праге появились скульптуры св. братьев: К. традиционно представлен в монашеском одеянии, Мефодий - в епископском. Главным центром почитания св. К. и Мефодия в Чехии является Велеград, в к-ром локализуют условную могилу св. Мефодия. К кон. ХХ в. все большее число чеш. и словац. историков придерживались теории, что к распространению христианства на их землях слав.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

Каменных крестов, привлекаемых к решению вопроса, гораздо больше: их издано 211 уже более тридцати. Прежде, чем перейти к оценке этого рода археологического материала, перечислю некоторые из крестов, до сих пор неизвестные или мало известные в нашей литературе 212 . Кресты эти делались из гранита, чаще, из более мягкого песчаника, довольно грубы по форме, в большинстве случаев. Многие из них представляют едва обработанную глыбу, иные от разных причин утратили свою первоначальную форму 213 . С некоторыми крестами связаны местные предания, любопытные, по крайней мере, в глазах чешских исследователей, для определения ценности крестов, как археологических памятников. Положение крестов относительно местности, далеко не безынтересно. I. Славоницкий крест, первоначально стоял на проезжей дороге (из Славонина к Зеленой улице, около Оломоуца), потом лежал в виде мостков через канаву, и в этом месте народ молился, на основании предания, что на этом месте отдыхали Кирилл и Мефодий, идя на проповедь в Оломоуц. II. Крест Недвезский – стоял у дороги. На нем надпись, весьма неясная; по начертаниям, считают ее кирилловской. На мой взгляд, такого характера надпись не имеет: она по вышине букв, их узкости не похожа на известные до сих пор кирилловские резные надписи 214 . Предание об этом кресте гласит, что он поставлен или крестоносцами, или шведами 215 . III. Годолянский крест, налево от дороги из Нового Света в Оломоуц. Глубоко ушел в землю, на нем какое-то непонятное изображение. Преданий о нем не сохранилось. IV. Крест Пржиказский, почти ушел в землю. Стоял по дороге на юго-запад от Пржиказа (теперь вынут), на месте, где, по преданию, учили Кирилл и Мефодий. V. Луковицкий крест (изображения его нет). Стоит прямо у дороги. Ямки, образовавшиеся на нем, произошли от того, что песок от этого камня считался целебным 216 . Вышина 1 м 14 см. Предание гласит, что был поставлен этот крест в память прекращения мора, постигшего луковицу. VI. Яворский крест – у дороги между Явором и Крхлебами.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Неоднозначно складывалась и личная жизнь отца Всеволода: 4.12.1929 он, имея на руках ребёнка, сочетался гражданским браком с Магдалиной Ваймеровой. В 1930 году у них родился сын Игорь, а впоследствии и дочь Татьяна. Конечно, отец Всеволод понимал свою слабость и грех и сам просил для себя наказания в виде жёсткой епитимьи. В своём жизнеописании батюшка приводит обстоятельства, которые позволили несколько смягчить суровость церковного наказания. Церковное руководство ввиду незаменимости отца Всеволода как строителя храмов не изгнало его из своих рядов, давая возможность искупить вину и определиться с выбором. Свою роль сыграли и материалы состоявшегося в 1923 году в Константинополе Церковного Собора о возможности двоебрачия духовенства (жизнеописание от 22.11.1945, Оломоуц). Годы длилась епитимья, это было время суровой внутренней борьбы и одновременно душеспасительного смирения. При этом батюшка не переставал работать. После окончания построек в 1933 году Епископы Мукачевско-Прешовский Дамаскин и Моравско-Силезский Горазд назначили отца протоиерея временным военным священником к Земскому командованию в городе Брно, где в то время было немало православных воинов. От Владыки Горазда он получил священный антиминс и литургические сосуды для совершения богослужений в воинских частях. Это был знак доверия со стороны Владыки Горазда и первое послабление епитимьи. В Моравии отец Всеволод по просьбе Владыки снова занялся строительством храмов. К этому времени (1933 год) батюшка полностью освоил проектирование, строительство и работы по росписи храмов. В период 1933-1942 годов протоиерей Всеволод возвёл храмы в Моравии: 15. 1933-34г.- село Ржимице 16. 1934-36г.- село Худобин 17. 1936-39г.- село Стременичко 18. 1937-39г.- город Оломоуц 19. 1937-39г.- село Долни Коунице 20. 1939-40г.- город Тршебич 21. 1941-42г.- село Челеховице на Гане Кроме того, были расписаны храмы в селе Штепаново в 1941 году и в селе Вилемово в 1942 году. Отец Всеволод в своём жизнеописании от 22.11.1945 уточняет: «Все работы производил лично, особенно в последних постройках, когда правительство разрешило строить только при условии, если будем строить исключительно сами, без права нанять рабочих...»

http://ruskline.ru/analitika/2016/02/20/...

Вероятные союзники Германии могут выставить против СССР: Финляндия – до 20 пехотных дивизий Венгрия – 15 пд Румыния – до 25 пд. Всего Германия с союзниками может развернуть против СССР до 240 дивизий. Учитывая, что Германия в настоящее время держит свою армию отмобилизованной, с развернутыми тылами, она имеет возможность предупредить нас в развертывании и нанести внезапный удар. Чтобы предотвратить это [и разгромить немецкую армию], считаю необходимым ни в коем случае не давать инициативы действий Германскому командованию, упредить противника в развертывании и атаковать германскую армию в тот момент, когда она будет находиться в стадии развертывания и не успеет еще организовать фронт и взаимодействие родов войск. II. Первой стратегической целью действий войск Красной Армии поставить – разгром главных сил немецкой армии, развертываемых южнее Демблин, и выход к 30 дню операции на фронт Остроленка, р. Нарев, Лович, Лодзь, Крейцбург, Оппельн, Оломоуц., для чего: а) главный удар силами Юго-Западного фронта нанести в направлении Краков, Катовице, отрезая Германию от ее южных союзников б) вспомогательный удар левым крылом Западного фронта нанести в направлении Седлец, Демблин, с целью сковывания Варшавской группировки и содействия Юго-Западному фронту в разгроме Люблинской группировки противника в) вести активную оборону против Финляндии, Восточной Пруссии, Венгрии и Румынии и быть готовыми к нанесению удара против Румынии при благоприятной обстановке. III. Исходя из указанного замысла стратегического развертывания, предусматривается следующая группировка Вооруженных Сил СССР: 1 . Сухопутные силы Красной Армии в составе – 198 сд, 61 тд, 31 мд, 13 кд (всего 303 дивизии и 74 артполка РГК) распределить следующим образом: а. Главные силы в составе 163 сд, 58 тд, 30 мд и 7 кд (всего 258 дивизий) и 53 артполка РНК иметь на Западе, из них в составе Северного, Северо-Западного, Западного и Юго-Западного фронтов – 136 сд, 44 тд, 23 мд, 7 кд (всего 210 дивизий) и 53 артполка РГК; в составе резерва Главного Командования за Юго-Западным и Западным фронтами – 27 сд, 14 тд, 7 мд (всего 48 дивизий).

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Несохранившиеся К. чеш. братьев с названием «Písn chval boských» (Песни во славу Божию; Прага, 1505; Литомышль, 1519), ставшим позднее традиционным, представляли собой значительные по объему печатные собрания духовных песен, которые были сгруппированы по праздникам церковного года. По мнению исследователей, эти К. не были нотированы. Сохранился нем. перевод этого типа К.- «Новая песенная книжечка» (Ein new Geseng Buchlen), подготовленный Михаэлем Вайсе в 1531 г. в г. Юнгбунцлау (Млада-Болеслав) для нем. членов братства. Этот сборник считается 1-м нотированным протестант. К. на чеш. землях. Печатные издания утраквистов , как и ранние К. чеш. братьев, обычно не содержали нотного текста. В рукописные утраквистские К. помимо григорианских мелодий помещали многоголосные полифонические сочинения, в т. ч. чеш. песни с cantus firmus в теноре. Количество песен в К. со временем увеличивалось, репертуар пополнялся новыми сочинениями. К. «Písn chval boských» Яна Рога (Прага, 1541) содержал 482 текста песен, из них 305 нотированных, «Písn duchovní evangelistské» епископа Церкви чеш. братьев Яна Благослава (Иванчице, Моравия, 1564) - 725 текстов, из них 440 с мелодиями, в т. ч. 96 новых текстов с новыми напевами. Первым лютеран. певч. сборником в Чехии стал «Kancionál eský» Якуба Кунвальдского (Оломоуц, 1576) с 324 мелодиями, за ним последовало издание «Písn chval boských» Тобиаша Заворки Липенского (Прага, 1602), в к-ром содержится уже 770 мелодий. В словац. евангелистский К. «Cithara sanctorum» Юрая Трановского (Левоча, 1636) вошло 158 одноголосных мелодий. Репертуар последнего типичен для протестант. К. XVII в.: включает переведенные на словацкий язык григорианские песнопения (строфической и нестрофической формы), старочешские песни, переводы латинских дореформационных песен и лютеранских гимнов , мелодии народного происхождения, тексты к которым сочинил составитель сборника. В XVI - 1-й пол. XVII в. издавались многочисленные польск. К. (часть изданий - на территории Белоруссии), преимущественно кальвинистские, среди них - «Pieni chwa boskich» Яна Зарембы (Брест, 1558), называемый Брестским К. Сборник сохранился не полностью - 11 одноголосных песен целиком, 5 переводов заимствованных мелодий (4 лат. гимна и 1 фрагмент, в т. ч. нем. песня). Из авторского предисловия следует, что в сборнике были многоголосные сочинения. Название Брестского К. отсылает к муз. традиции чеш. братьев. Польск. «Canciona albo ksigi chwa boskich» свящ. Валентина из Бжозува (Кролевец, 1554) является переводом чеш. К. «Písn chval boských» Рога. В 1563 г. в Несвиже (ныне Беларусь) в типографии Матея Кавечинского вышел нотный сборник польск. антитринитариев «Катехизис, или Краткое собрание веры в одном месте. Псалмы и песни», подготовленный Даниэлем Ленчицким; последняя, песенная часть этого издания включала 54 псалма и 110 песен. Муз. основа польско-белорусских кальвинистских К.- мелодии франц. гугенотов , нем. лютеран, чеш. братьев.

http://pravenc.ru/text/1470305.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГУССЕРЛЬ [нем. Husserl] Эдмунд (8.04.1859, Просниц (совр. Простеёв, Чехия) - 27.04.1938, Фрайбург-им-Брайсгау, Германия), нем. философ, основатель феноменологии как философского направления. Род. и вырос в индифферентной к религии евр. семье. Окончил начальную школу в Проснице, а затем нем. гимназию в Ольмюце (совр. Оломоуц, Чехия). С 1876 по 1878 г. в Лейпцигском ун-те Г. изучал астрономию, математику, физику, затем математику - в Берлине под рук. К. Вейерштрасса и в 1881-1882 гг.- в Вене, где защитил дис. «К теории вариационного исчисления». Встреча и дружба с философом Т. Г. Масариком (впосл. первый президент Чехословакии) сыграла решающую роль в судьбе Г.; под влиянием Масарика в 1882 г. он изучал НЗ. С этого времени жизненным призванием Г. стала философия, посредством к-рой, по его убеждению, можно найти путь к Богу и праведной жизни. По совету Масарика в 1884-1886 гг. Г. посещал в Вене лекции философа Ф. Брентано, что окончательно определило его поворот от математики к философии. Под рук. ученика Брентано К. Штумпфа Г. подготовил и защитил габилитационную дис. (с правом преподавания в ун-тах) «О понятии числа. Психологический анализ», ставшую основой его 1-й кн. «Философия арифметики». Круг мыслителей, влияние к-рых испытал в разное время Г., весьма широк: Р. Декарт , Дж. Локк , Г. В. Лейбниц , Д. Юм , И. Кант , И. Ф. Гербарт, Б. Больцано, В. Дильтей , П. Наторп и др. Г. преподавал в ун-тах Галле (1887-1901), Гёттингена (1901-1916) и Фрайбурга (1916-1935; с 1928 г. эмеритус). С приходом к власти в Германии национал-социалистов Г. в апр. 1933 г. был отстранен от преподавания («отправлен в отпуск»), однако в июле того же года его университетский статус был восстановлен в соответствии с разрешением «неарийцам» занимать академические должности, если они получили их до 1 авг. 1914 г. В 1935 г. т. н. Нюрнбергский расовый закон вновь и уже навсегда лишил его возможности участвовать в академической жизни. Тем не менее Г. продолжал научную деятельность, интенсивно работая над последним крупным произведением «Кризис европейских наук», а также читая доклады в Вене и Праге. После смерти Г. его архив, насчитывающий 40 тыс. страниц рукописей, написанных стенографическим способом, был тайно переправлен в Бельгию пастором Германом Лео Ван Бредой, к-рый стал первым руководителем гуссерлевского архива в Лёвене (Лувене). С 1950 г. начало выходить собрание сочинений Г. (Husserliana), к-рое к наст. времени насчитывает 38 объемистых томов.

http://pravenc.ru/text/168426.html

Молитвой матери он и выжил. Трижды был тяжело ранен. Артиллерист-минометчик, он дважды вызывал огонь на себя. «Мы стояли на высоте, – вспоминал сам отец Петр, – фронт продвинулся на некоторое расстояние на запад. Нас только дислоцировали. Разгрузились, расположили орудия к бою. Ждем приказа, куда стрелять. Вдруг видим, что из леса, который под нашей горой, немец прет. Тут уже, можно сказать, наши тылы. И как он туда прорвался? Потом показались танки. Шарашат по нам, никаких сил нет. Правда, мы на высоте и скорректировать по нам подвижное орудие, огонь сложно. Тем более что идет еще пехота. Но немец приближается, кругом взрывы, сущий ад. Теперь-то я знаю, что значит “вызывать огонь на себя”. Сначала мы, как могли, отстреливались. Но силы врага были превосходящими. Меня командир послал к рации и сообщил мне координаты, куда наши артиллеристы из дальнего тыла должны стрелять. Потом кольцо сомкнулось. Влетел командир и орет: “Петр, свои координаты давай, свои”. Я не понял, а он уже раненный, кругом всё свистит, дрожит и грохочет. “На себя, – орет, – огонь вызывай, на себя!” Тут у меня как будто вся жизнь перед глазами прошла. Стал сообщать координаты. Так без конца и твердил. Не знаю, слышали меня на другой стороне провода или нет, только вся наша батарея погибла… и я погиб». Так он и говорил, что в том бою тоже погиб. В Сергиевом Посаде ходили слухи, что на войне он был убит и воскрес. Во всяком случае лежал он точно без чувств. Его спасли случайно. Мимо проходил чех, увидел торчащие из-под земли сапоги, стал снимать и почувствовал, что ноги теплые. Перед нами скупые строки одного из наградных листов (ныне подобные документы в электронном виде доступны всем, в частности и об отце Петре Бахтине ): «Товарищ Бахтин в боях с немецко-фашистскими захватчиками в районе города Оломоуц (Чехословакия) с 1 по 8 мая 1945 года проявил мужество, бесстрашие и инициативу. За весь период боев находился в боевых порядках пехоты на передовых наблюдательных пунктах. При попытке немцев окружить наблюдательный пункт, где находился товарищ Бахтин, последний вызвал огонь своей батареи на себя и огнем батареи сорвал замысел немцев. Огнем батареи за время боев уничтожил и подавил 12 пулеметов, 5 минометов, 3 противотанковых орудия, до роты пехоты и отразил 5 яростных контратак пехоты и 8 танков противника. Выдвинувшись за боевые порядки нашей пехоты, очутился один среди пятерых немцев, с которыми вступил в рукопашную схватку, из них 2-х убил и 3 взял в плен… Будучи раненым, не ушел с наблюдательного пункта, а продолжал управлять огнем батареи. Достоин правительственной награды – ордена Красного Знамени».

http://pravoslavie.ru/127236.html

Оборонительные сооружения по южному берегу р. Дунай, на участке – Галац, Тульча – построены ДЗОТы и проволочные заграждения, в районе Тульча и Килия Стара – орудийные площадки. Промежуточные рубежи. Между р. Прут и Серет вырисовываются два оборонительных рубежа. Первый проходит по правому берегу р. Жижня. Здесь установлено наличие окопов и противотанковых рвов. В районе Хлитчени строительство ДОТов. Второй проходит по линии Дорохой, Ботошани, Тыргу Формое, Мэдэроник, Тодирешти, Васлуй – роются окопы. В районе Тыргу Формое установлено наличие ДОТ[ов]. Выводы: 1 . Румынские укрепления в основном полевого типа. Строительство их продолжается. 2 . Наиболее сильно укреплены участки: Болд, Яссы и Фокшаны, Галац, Аджуд Ноу. 3. Наличие и подготовка аэродромов. Имеется: – на территории Генерал-Губернаторства – 57 аэр[одромов] –на территории собственно Германии до меридиана Дрезден – 12 аэродромов и 16 площадок – на территории Чехии и Словакии – 64 аэр[одрома] и 50 площ[адок] – на территории Венгрии – 39 аэродр[омов] – на территории Румынии – 54 аэродр[ома] и 53 площадки. Всего 226 аэродр[омов], 119 площадок. При расчете посадки на каждый аэродром до 30 самолетов и с учетом до 50% площадок как пригодных для скоростных самолетов, в пределах до 600 км от границ СССР противники смогут разместить до 8500 сам[олетов]. В 100-километровой зоне от госграницы по всей линии фронта имеется 53 аэродрома и 24 площадки, что обеспечивает посадку до 4000 самолетов истребителей и легкобомбардировщиков. Основные районы сгустков аэродромной сети: 1 . Владава, Радом, Сандомир 2 . Ченстохов, Катовице, Краков 3 . Пардубице, Прага, Оломоуц (Чехия) 4 . Жилина, Братислава, Лучинец (Словакия) 5 . Галац, Браилов, Бухарест. 4. Железные дороги. Германия. До рокады Варшава, Катовице подходит 9 ж.д. линий с общей пропускной способностью 324 пары. До линии Висла, р. Дунаец – четыре магистрали с общей пропускной способностью 220 пар. Рокад – три с пропускной способностью 144 пары. Важные ж.д. узлы: Рейовец, Люблин, Демблин, Лодзь, Собуев, Скаржиско, Ченстохов, Тарнув, Краков, Новы Сонч, Освенцим, Ратибор.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Одесса – город, порт на Черном море, ж.д. узел, центр Одесской области Украины. Олецк, Олецко – город в Польше, Сувальское воеводство. Олита – см. Алитус. Оломуц (Оломоуц) – город, транспортный узел в Чехии. Омская область – адм. территориальная единица Российской Федерации, расположена на юге Западно-Сибирской равнины. Центр – город Омск. Орадеа Маре, Орадя – город на северо-западе Румынии, административный центр уезда Бихор. Оран – город на северо-западе Алжира. Оргеев – город и промышленный центр в Молдавии. Орел – город, ж.д. узел, промышленный центр. Центр Орловской области Российской Федерации. Орлы – в 1940 г. пограничный пункт на границе СССР и Эстонии. Орша – город и ж.д. узел в Витебской области, Белоруссия. Освенцим – город на юге Польши. Осиповичи – город и ж.д. узел в Могилевской области, Белоруссия. Осло – столица Норвегии, международный аэропорт и порт. Осташков – город и ж.д. станция в Тверской области Российской Федерации. Остров – город и ж.д. станция в Псковской области Российской Федерации. Островец, Островец-Свентокшиски – город в юго-восточной части Польши. Остроленк – см. Остроленка. Остроленка – город в Польше, административный центр Остроленецкого воеводства. Острув (Острув-Мазовецки) – город в Польше, Остроленецкое воеводство. Отвоцк – город в Польше, к юго-востоку от Варшавы. Оулу (швед. Улеаборг) – город и порт на западе Финляндии, административный центр губ. Оулу. Охотское море – полузамкнутое море Тихого океана у берегов Азии. Отделено от океана полуостровом Камчатка, грядой Курильских островов и островом Хоккайдо. Сообщается с Японским морем проливами Невельского и Лаперуэа. Павлодарская область – адм. территориальная единица в Казахстане. Центр – город Павлодар. Пагегиай (Пагегяй) – город и ж.д. узел в Литве. Па-де-Кале, Дуврский пролив – пролив между островом Великобритания и побережьем Франции. Служит входом в пролив Ла-Манш со стороны Северного моря. Паланга (до 1917 г. Паланген) – город в Литве, на берегу Балтийского моря, в 12 км от ж.д. станции Кретинга.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

   001    002    003   004     005