Новый Архипастырь-Экзарх, прибывший в Чехословакию в 1946 г., с усердием принялся за дело восстановления Чехословацкой Православной Церкви. С финансовой помощью государства начали реставрироваться и восстанавливаться разрушенные оккупантами храмы, а также строиться новые. Активным помощником Экзарха в строительстве новых храмов стал архимандрит Андрей (Коломацкий), в свое время оказавший большую помощь в том же святом деле епископу Горазду. На Пряшевщине были воздвигнуты два замечательных храма-памятника русским воинам, положившим свою жизнь за освобождение Чехословакии от гитлеровских оккупантов: в Прешове во имя св. Александра Невского и в Лаборце. Живое участие в постройке этих храмов-памятников принял протоиерей Андрей Шлепецкий, став уполномоченным по делам Комитета по восстановлению имущества Пряшевской православной епархии. «Постройка этих храмов, — читаем в жизнеописании отца протоиерея, — положила прочную основу Православной Церкви на Пряшевской Руси, и она всесторонне развивается во славу Божию и на радость и утешение ее верующих. На этом поприще отец протоиерей Андрей, будучи верным заветам своих славных предков... усердно трудится до сих пор» . В 1946 —1947 гг. численность православных верующих в тогдашней Чехословакии значительно возросла в результате возвращения на родину православных Волынских чехов (свыше 30.000). Духовная жизнь Православной Церкви в Чехословакии достигла такого благоприятного состояния, что возникла необходимость для более совершенного руководства церковной жизнью разделить приходы Чешско-Моравской епархии на две самостоятельные епархии. Состоявшееся по этому поводу в декабре 1949 г. епархиальное собрание вынесло решение о разделении епархии на Пражскую с епископской кафедрой в Праге и Оломоуцко-Брненскую с епископской резиденцией в Оломоуце. 28 апреля 1950 г. в Прешове состоялся исторический Собор униатского духовенства и мирян, на котором присутствовали 820 делегатов. Собор вынес решение отменить Ужгородскую унию 1649 г. и вернуться к вере своих предков — к Святому Православию . В связи с воссоединением греко-католиков с Православной Церковью значительно увеличилась Восточно-Словацкая (Пряшевская) епархия, и поэтому епархиальное собрание, состоявшееся в Прешове в июле 1950 г., вынесло решение о разделении ее на две: Пряшевскую и Михайловскую. Во епископа Михайловской епархии был хиротонисан бывший греко-католический священник Виктор Михайлович (в монашестве Александр). Таким образом, к середине 1950 г. в Чехословацкой Православной Церкви образовались четыре епархии.

http://sedmitza.ru/lib/text/441225/

После захвата фашистскими войсками чешских земель на территории Словакии было провозглашено самостоятельное государство, находившееся в фактической зависимости от немецких властей. Закарпатье вошло в венгерскую зону оккупации. Мукачевский епископ Владимир (Раич) был взят под стражу венгерскими властями. Православные приходы Закарпатья и Словакии перешли в подчинение архиепископу Серафиму (Ляде). 13.1.3. Установление автокефалии Чехословацкой Церкви После войны церковная жизнь, несмотря на тяжелое положение после оккупации, стала налаживаться, и Православная Церковь получила равные права с другими исповеданиями, в том числе и на материальное обеспечение от государства. Но Церковь была без епископа, не имелось даже кандидатов на этот пост. Поэтому она обратилась с просьбой к Церкви-Матери в Сербию. Однако Сербская Церковь сама нуждалась в кандидатах для епископского сана. В это время (в 1945 г.) ряд приходов Русской Церкви за границей во главе с епископом Сергием (Королевым) воссоединился с Московской Патриархией. Подкарпатская Русь вошла в СССР как Закарпатская область Украинской ССР. По соглашению Синодов Сербской и Русской Церквей Мукачевская епархия перешла в юрисдикцию Московской Патриархии. 8 ноября 1945 г. епархиальный съезд Чешской Православной епархии принял решение начать переговоры о выходе из юрисдикции Сербской Патриархии и переходе в подчинение Русской Церкви. В мае 1946 г. в Прагу прибыл из Москвы архиепископ Елевферий (Воронцов), создавший на территории Чехословацкого государства Экзархат Московской Патриархии, о чем ранее было достигнуто соглашение с Сербским Патриархатом. Тогда же произошло воссоединение Пряшевской епархии в Словакии с Чешской Церковью, а в 1948 г. Сербская Церковь окончательно отпустила православных чехов в юрисдикцию Московского Патриархата. Трудами архиепископа Пражского Елевферия была возрождена нормальная жизнь Православия в Чехословакии. В 1946–1947 г.г. в Чехословакию вернулись волынские чехи, которые также были православного вероисповедания. Их переселение было одной из причин численного роста православных общин. До 1949 г. Экзархат включал в себя две епархии – Чешско-Моравскую с центром в Праге и Восточно-Словацкую с центром в Прешове. В 1949 г. было решено разделить Чешско-Моравскую епархию на две – Пражскую и Оломоуцко-Брненскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В XI в. главным центром слав. письменности в Чехии был Сазавский мон-рь: связанные с обителью источники даже после изгнания из нее в 1096 г. сторонников слав. обряда отражали память об изобретенном «святейшим епископом Кириллом» (a sanctissimo Quirillo episcopo) слав. письме (MMFH. T. 2. S. 236-237). Во 2-й пол. XIII в. была написана «Всемирная хроника» Мартина Опавского, в к-рой рассказывается об обретении мощей сщмч. Климента, а К. назван «апостолом почти всех славян» (paene omnium Slavorum apostolus) (MMFH. T. 4. S. 416-418). Однако до сер. XIV в. не выявлено следов церковного почитания К. на чеш. землях. Первым проявлением интереса к К. в Чехии в XIV в. стало копирование «Легенды Кристиана» для Пражского еп. Яна IV из Дражице (1301-1343). Развитие его офиц. церковного почитания в Чехии связано с приходом на чеш. трон Карла IV (1347-1378, с 1355 император Свящ. Римской империи). Центром почитания К. стал бенедиктинский Эммаусский мон-рь в Праге, основанный в 1347 г. кор. Карлом IV, к-рый пригласил в обитель монахов из Хорватии. С разрешения папы Римского в мон-ре совершалось богослужение на слав. языке по книгам, написанным глаголицей. Главным патроном аббатства считался блж. Иероним, но в ряде документов, в т. ч. в королевской дарственной грамоте от 21 нояб. 1347 г., указывалось, что обитель была воздвигнута «в честь Бога и блаженнейшей Девы Марии, Матери Его, и славных Иеронима, Кирилла и Мефодия, Адальберта и Прокопия, покровителей... королевства Чешского» (Die Urkunden des königlichen Stiftes Emaus in Prag. Prag, 1904. Bd. 1: Das vollständige Registrum Slavorum. S. 10-12, 18, 43-44, 55, 217). Провозглашенные патронами Чешского королевства К. и Мефодий были изображены наряду с др. патронами на мозаике в соборе св. Вита, главном храме Пражского архиеп-ства. В соборе также были поставлены их статуи. Несмотря на то что традиция богослужения на слав. языке была прервана во время гуситских войн (1419-1434/37), под влиянием Эммаусского мон-ря почитание К. получило распространение в Чехии, гл. обр. в еп-стве Оломоуц. Так, в 1360 г. К. и Мефодию был посвящен алтарь в Оломоуце, в 1367 г.- в Праге. В 1380 г. Ян IX из Стршеды, еп. Оломоуца, писал об «исповедниках Христовых и епископах» К. и Мефодии как об «отцах, апостолах и покровителях» (Dvie slube... 1870. S. 11; Japund i . 1988. P. 114). В XV в. при участии духовных лиц из диоцеза Оломоуц почитание К. стало распространяться на территории соседней Словакии. Вместе с тем на территории Пражского архиеп-ства не сохранилось данных о праздновании дня К. и Мефодия, в значительной части литургических календарей 2-й пол. XIV в. этот праздник отсутствует. В Чехии поминовение К. и Мефодия обычно совершалось 9 марта, но в Реймсском Евангелии, написанном в Эммаусе в 1395 г., память К. указана под 14 февр.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

С июня 1945 года отец Андрей выезжал в Моравию, помогая восстанавливать храмы после разрушений и оборудовать приходы. Он решал вопросы о приобретении евхаристических комплектов, сам шил облачения, отремонтировал сильно повреждённый снарядами храм в городе Оломоуц, обновил храмовую роспись, позолотил большой купол (1945-1946). До нашего времени дошла уже неоднократно пересказанная благочестивая история о том, что при работе по обновлению Оломоуцкого храма отец Андрей упал с шатких лесов с большой высоты. При этом не только не разбился, а встал с земли, отряхнулся и снова полез на леса продолжать работу. Таких чудесных историй до нас дошло несколько. Не стоит их все подробно пересказывать: и без того нормальному верующему человеку сердце подскажет, что перед нами образ человека исключительного в истории Церкви, и чудеса, происходящие с ним, нисколько не прибавят умиления или благорасположения к этому замечательному созданию Божию. Да и есть ли смысл описывать отдельные чудеса, если вся его жизнь - одно великое чудо? Он строил, восстанавливал и расписывал храмы за столь короткий срок, что и представить себе невозможно. А разве не чудо, что, будучи с июля 1946 года настоятелем Успенского храма на Ольшанах в Праге, отец Андрей продолжал строительство храмов в Оломоуцкой Епархии? В период 1946-1950 годов батюшка возвёл следующие храмы: 22. 1946-48г.- город Кромержиж 23. 1947-49г.- город Медзилаборце, большой монументальный храм-памятник 24. 1947-50г.- село Стакчин, большой каменный храм. 25. 1948-49г.- село Углич-Кривое, восстановление храма 26. 1948-50г.- город Прешов, каменный храм-памятник, кафедральный собор Прешова. В 1950 году им также был расписан иконостас храма в городе Прешове. В Пражской Епархии в 1948-1949 годы отец Андрей строил иконостасы и оборудовал храмы и домовые церкви: в городе Литомежицы, в селе Верненжицы, в городе Постолопрты, в городе Мост, в городе Жатец. Кроме того, он передал церковному руководству несколько проектов для будущего строительства храмов как в Пражской, так и Оломоуцкой Епархии.

http://ruskline.ru/analitika/2016/02/20/...

Конечно, мне было интересно, почему люди думают по-разному, почему разный менталитет, почему так складывается жизнь, культура, и почему разные люди имеют разный исторический опыт? Здесь в Вене был приход Русской Зарубежной церкви в небольшой часовне святой Бригитты Ирландской. Я там был даже старостой довольно долгое время. Примерно двадцать лет тому назад – мне было уже под 50 — возникла возможность заочно поступить на православный богословский факультет восточно-словацкого города Прешова, в составе которого тогда находился небольшой институт в моравском городе Оломоуц, — это от Вены два часа на машине. Каждую вторую субботу туда съезжались профессора-богословы и преподавали богословие. Хорошие профессора были. Те, что постарше, учились еще в Ленинграде, так что у них была старая закваска русского богословия. Более молодые еще до 1989 года получали стажировку в Греции. Там я получил богословское образование, и там меня рукоположили в дьяконы и в священники – в Православной Церкви Чешских земель и Словакии. И начал там служить. При этом я знал здесь, в Вене, почти всех священников, и у меня были – и остаются – хорошие отношения со всеми. Примерно восемь лет тому назад была основана Конференция православных епископов Австрии, в которой участвовали представители семи поместных православных церквей, у которых есть приходы в Австрии. (После решения Священного Синода РПЦ от 14 сентября епархия Московского Патриархата в Австрии приостановила свое участие – А.З.) И одновременно возникла идея создать православное капелланство в австрийской армии. Этим занялся генерал Роман Фишер, который перешел в православие, — очень ревностный человек, у него русская жена, и он сейчас собирается стать диаконом в сербской церкви. И вот призвал меня в свой кабинет митрополит Михаил (Стайкос) из греческой Церкви, который по каноническому уставу возглавлял всех православных в Австрии, — он был экзарх Константинопольской Патриархии. И сказал: «Знаешь, есть такой проект. Будем создавать военное капелланство. Есть два кандидата. Ты будешь капелланом». Я говорю: «Как? Я езжу служить в Чехию, у меня трое детей, я минимум 40 часов в неделю в госпитале работаю на ответственном посту». Он ответил: «С Божьей помощью, ты справишься». С этого момента я начал свою деятельность. Написали указ и подписали в министерстве. Это было в 2011 году.

http://pravmir.ru/odnogo-zovut-murat-a-d...

Интервью с Высокопреосвященнейшим Христофором, архиепископом Пражским и Чешских земель (версия для печати)/Православие.Ru Интервью с Высокопреосвященнейшим Христофором, архиепископом Пражским и Чешских земель Православие.Ru , 16 октября 2001 г. Высокопреосвященнейший Христофор, архиепископ Пражский Чешских земель / - Владыка, скажите, пожалуйста, несколько слов о себе. Как проходило Ваше церковное служение до избрания на Пражскую кафедру? - Я стал архиереем, когда мне было тридцать четыре года. Я не ожидал этого. Я был выпускником Московской духовной академии и в монахи постригался здесь, в Лавре, будучи еще студентом. Так что и сегодня, когда я приезжаю в Лавру, то чувствую себя дома. Я думал, что буду служить около покойного Блаженнейшего митрополита Дорофея много-много лет, до конца жизни как настоятель его кафедрального храма. У меня всегда был хороший и добрый контакт с молодежью. Я создал группу молодых людей. Мы читали разные сочинения святых отцов, преподавали Закон Божий школьникам. И вдруг Блаженнейший приглашает меня к себе и говорит: «Ты будешь архиереем, потому что нам это нужно». Я стал отказываться. А он говорит: «Подумай, хочешь ли ты помочь Церкви или хочешь быть сам по себе?» Я подумал и на следующий день сказал ему: «Я всегда хотел помочь Церкви. И готов выполнить послушание, которое Вы мне поручите как духовный отец». И мне пришлось из столицы уехать в Оломоуц, провинциальный город, который находится далеко от Праги. Здесь вначале я столкнулся со многими трудностями. Я даже язык не знал, ведь там, в Моравии, говорят несколько по-другому. Это как здесь, в Москве говорят не так, как в других регионах России. И это чувствуется. Вот такие проблемы я встретил, но постепенно увидел, что в Оломоуце есть особая нужда в архиерейском служении, потому что власти долго не разрешали поставить сюда епископа. Кафедра вдовствовала более двадцати лет, и только в начале восьмидесятых годов разрешили покойному архиепископу Никанору быть здесь архиереем, несмотря на то, что у него был советский паспорт.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

первоучители не имели отношения, т. к. это сделали нем. миссионеры. Поэтому слав. азбука и письменность здесь не прижились, а почитание братьев не получило распространения и возродилось только под влиянием националистических настроений XIX в. Получившая автокефалию в сер. ХХ в. Православная Церковь Чешских земель и Словакии считает слав. просветителей своими основателями. В их честь освящен кафедральный собор в Праге (построен в 1730-1736 как католический в честь кард. св. Карло Борромео, в 1933 передан православным и освящен), а также 14 храмов в епархиях. В 2012 г. в Словакии отчеканили монеты с профилем св. К. и Мефодия достоинством 2 евро, но по указанию Еврокомиссии они не были введены в оборот, чтобы не вызвать национальные протесты проживающих в стране венгров. В 2013 г. в Чехии был снят художественный фильм «Кирилл и Мефодий - апостолы славян» (Cyril a Metodj - apoštolové Slovan, режиссер П. Николаев). Почитание в Польше Почитание в Польше появилось под чеш. влиянием; его возникновение связывают с основанными бенедиктинцами из аббатства Эммаус польск. мон-рями в Олеснице (1380) и Св. Креста «на Клепарже» в Кракове (1390). В этих мон-рях богослужение совершалось по рим. обряду, но на слав. языке с использованием глаголических книг. В рукописях, написанных в Польше, приведен ряд текстов, возникших с развитием почитания св. К. и Мефодия в Чехии в XIV в. В польск. богослужебные книги поминовение К. и Мефодия было внесено в XV в. О праздновании 9 марта памяти святых К. и Мефодия, «исповедников, покровителей и апостолов нашего королевства», упоминается в синодальных статутах Краковского еп. Збигнева Олесницкого (1436) (Statuty synodalne krakowskie Zbigniewa Olenickiego (1436, 1446)/Oprac. S. Zachorowski. Kraków, 1915. S. 50). Проприй мессы в день памяти св. братьев приведен в печатном миссале еп-ства Краков, подготовленном по указанию кард. Фридерика Ягеллончика (праздник имеет статус «двойного» -Missale Cracoviense. Nürnberg, [c. 1493]. Fol. 191v-192). В бревиарии Краковского еп-ства 1443 г. под 9 марта указан оффиций К. и Мефодию с 6 чтениями, к-рые приведены и в печатном бревиарии еп-ства Познань, подготовленном под рук. еп. Яна Любранского (Viaticum Posnaniense. Lugduni, 1513). Гимн в честь К. (инципит «Festis praecipuis debita cantica»; AHMA. Bd. 4. N 222), включенный в бревиарий еп-ства Влоцлавек, заимствован из богослужебных книг еп-ства Оломоуц (Viaticum Wladislaviense. Norimbergae, 1502). Празднование памяти св. К. и Мефодия указано также в бревиарии Гнезненского архиеп-ства 1511 г. (Dvie slube... 1870. S. 19). В 1580 г. каноник Станислав Соколовский († 1593) по указанию Виленского еп. Ежи Радзивилла составил новые чтения в день памяти святых; эти чтения включались в польск. богослужебные книги до XIX в. (Officia propria patronorum Provinciae Polonae/Ed. S. Socolovius. Cracoviae, 1596. P. 71-72; Schenk. 1985). В XVII в. почитание св. К. и Мефодия получило распространение среди греко-католиков, живших в Речи Посполитой.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

брата называются иерархами... первосвятителями: «Кирилле Богомудре и Мефодие Боголюбиве, церкви словенския апостоли и первосвятители». Таким образом , если Церковь прославляет Св. Кирилла, как святителя, то кто и какое право [имеет] лишать его святительских одежд... в). В древнейших актах, почти современных первоучителям, говорится о Св. Кирилле, как лице, имевшем священный сан; так, в XI веке Пражский епископ списал и скрепил герцогскою печатию древнейшее известие об освящении братом Кириллом (под которым разумеется просветитель славян) церкви Св. Петра в г. Олмуце (Оломоуц). В Оломуцкой рукописи, на поле, почерком XII в. написано: «Эти святые мужи Кирилл и Мефодий освятили также капеллу в честь Св. Климента в пределах Моравии». Община г. Лютомышля [Litomyšl] постановила сбор в пользу церкви св. Климента, причём в акте сказано, что эта церковь есть самая древняя из всех церквей Богемии и освящена святыми Кириллом и Мефодием. акт помечен 30 июня 1416 года...». Нужно прибавить к этому замечание, что именно ректор семинарии, архимандрит, впоследствии Архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Самбикин) настоятельно потребовал, чтобы Св. Кирилл был изображён именно в епископском облачении Митрополит Леонтий (Лебединский), земляк Архиепископа Димитрия, был с ним в единомыслии относительно епископского достоинства Св. Кирилла. « Святители Божии - Мефодие и Кирилле, небесные покровители св. храма сего и училища! Молим вас, споспешествуйте преуспеянию сих питомцев в разуме и благочестии, да возрастут со временем в мужей совершенных в вере и любви христианской, и явятся достойными Божественного призвания по делам своим» Однако, вернёмся в 1869 год. Осенью этого года в Ярославской епархии вышла переводная статья «Новооткрытые фрески из жизни святых равноапостольных Кирилла и Мефодия». Начинается она с отсылки к упомянутой выше статье В.Н. Виноградского: «В изданном московским музеем сборнике древне-русского искусства на 1866 год находятся статьи г. Виноградского и профессора Р.

http://ruskline.ru/analitika/2019/04/06/...

И он восстановил эту епархию. Он сумел добиться того, что из епархиального дома жители были расселены в другие здания, и создал хорошие условия для архиерейского служения. Когда я приехал на кафедру, то была даже квартира. А раньше квартиры не было, и владыка Никанор первое время жил в гостинице. Он очень пострадал за Православие. В то время в Оломоуце находился большой контингент советских войск, среди которых было много верующих. Но были и такие, которые не были крещены. И он начал крестить солдат и офицеров. Этим заинтересовалось КГБ, и его вынудили уйти. Он должен был попроситься на покой. И поэтому вдруг встал вопрос о том, кто будет на его месте архиереем. Синод, епископы и миряне избрали меня. И вот уже четырнадцать лет я служу архиереем. Из них двенадцать лет я находился на кафедре в Оломоуце. В то время я с благословения моего духовного отца архимандрита Наума основал мужской монастырь в Грубе Вербке, на родине святителя Горазда. Мы купили там один домик, затем другой, устроили часовню. Монастырь этот небольшой. Там сейчас живет лишь три монаха. Также удалось открыть женский монастырь в селе Вилемов. Так что Оломоуц - это теперь духовный центр. Там очень интенсивно идет строительство и ремонт храмов, открыто отделение Прешовского православного факультета. И я благодарен Богу, что мне довелось там послужить. После смерти Блаженнейшего митрополита Дорофея я не думал, что займу его место. У нас были выборы, в которых принимали участие клирики и миряне. Было два кандидата. Жребий пал на меня. Это было в начале двухтысячного года. И вот уже почти два года я являюсь архиепископом Пражским и Чешских земель. У нас еще с конца 1992 года Церковь административно разделилась на две части: одна часть - в Чешской республике, вторая - в Словацкой. В Словакии административным главой стал архиепископ Прешовский Николай, а в Чехии административным главой стал архиепископ Пражский Дорофей. Владыка Дорофей являлся Председателем Архиерейского Синода и митрополитом Чешских земель и Словакии, то есть главой всей нашей Поместной Церкви.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

С 1920-х годов они имеют в Праге на Ольшанском кладбище свой храм Успения Божией Матери, построенный заботами первого премьер-министра Чехословакии Карела Крамаржа и охраняемый государством как памятник русско-чешских культурных связей. Имеются, хотя и в небольшом количестве, болгары, румыны, греки, сербы, цыгане. Епархии Пражская и Оломоуцкая по национальному признаку раньше являлись преимущественно чешскими, но в наши дни в Чешской республике работает уже до 100 000 одних украинцев, в Прешовской епархии преобладают украинцы, русины, в Михаловской – словаки. Для подготовки священнослужителей в 1948–1950 гг. действовала Духовная Семинария (сначала в Карловых Варах, затем в Праге), реорганизованная в 1950 г. в Православный Богословский факультет с пребыванием в словацком городе Прешове. В 1989 г. он вошел в состав Кошицкого университета (Словакия), а с 1997 г. в связи с разделением университета на два – —244— университет в Кошицах и университет в Прешове – входит в состав последнего под названием Православного Богословского факультета Прешовского университета. Курс обучения на факультете пятигодичный. Весь учебный материал Православного Богословского факультета распределен на девять кафедр: 1) кафедра библейских наук, 2) систематического богословия, 3) философии, основного богословия и социального служения, 4) практического богословия, 5) церковной истории, 6) общественных наук и 7) кафедра психологии и педагогики, 8) византологии, 9) церковного права. На факультете изучаются также музыка, церковно-славянский, древнееврейский, греческий, латинский, русский и украинский языки. Есть сектор заочного обучения. Для поступления на факультет необходимо иметь аттестат зрелости. Окончившие факультет получают право принять сан священника, а лица женского пола – лишь апробацию «учителя религии и этики». На Богословском факультете преподают профессора доктора богословия протоиереи Белеканич Имрих, Пружинский Стефан, Алеш Павел, Корманик Петр и др. В моравском городе Оломоуц в здании епархиального управления действует филиал Православного Богословского факультета, в который раз в две недели (по субботам) приезжают преподаватели и профессора из Прешова.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005