В пределы вновь учрежденной епархии, занимающей «всю Елисаветградскую провинцию с одной стороны, и все места Азовской губернии до Черкасс и прочих Донского войска селений, с другой стороны», вошла и часть Екатеринославской, ныне Днепропетровской епархии. Сюда в том числе входила и казацкая слобода Половица, то есть то место, где красуется ныне наш город Днепропетровск с его окрестностями. После разделения Новороссийской губернии в 1802 году на Николаевскую, переименованную 15 мая 1803 года в Херсонскую, Таврическую и Екатеринославскую, епархия объединяет их все три и называется Екатеринославской, причем епископ получает тройной титул – Екатеринославский, Херсонский и Таврический. Название Екатеринославской епархия имела до 1926 года, когда город Екатеринослав был, переименован в город Днепропетровск и епархия стала называться Днепропетровскою. Сначала, объединяя, большие пространства, Екатеринославская епархия с течением времени, с образованием новых епархий, уменьшалась в своих размерах. Меняя по воле высшего начальства свои наименования, архиерейская кафедра не раз вынуждена была менять и свое местопребывание. Епархиальные центры Екатеринославской епархии были с 1775 по 1797 годы в г. Полтаве, с 1797 по 1804 годы – в Новомиргороде. С 1804 года кафедра из Новомиргорода была перенесена в г. Екатеринослав, нынешний Днепропетровск. В 1813 году незначительная часть западных земель епархии отошли к новосозданной Кишинёвской епархии, которая включала в себя Бессарабию, присоединённую к России в результате русско-турецкой войны 1806—1812 годов. 9 мая 1837 года из Екатеринославской епархии была выделена самостоятельная Херсонская епархия; в ведении первой с тех пор оставалась только Екатеринославская губерния. К началу Великой Отечественной войны в Днепропетровске не оставалось ни одного действующего храма. В 1942 года Украинская Автономная Церковь восстановила в Днепропетровске 10, а по всей епархии 318 приходов. В течение 1942 года ремонтировался кафедральный Свято-Троицкий собор Днепропетровска. На Богоявление в 1943 году в Днепропетровске собралось ок. 60 тыс. верующих, чтобы идти крестным ходом на реку Днепр.

http://azbyka.ru/palomnik/Днепр

7. Д. 643. Л. 93). С переходом Андрея (Горака) в раскол из приходов Львова в юрисдикции РПЦ остались Георгиевский, а также Владимирский в жилом массиве Сыхов, однако у последней общины сторонники УПЦ КП вскоре отняли храм, а устав Владимирского прихода был незаконно перерегистрирован местными властями в УПЦ КП. 20 сент. 1992 г. во епископа Львовского и Дрогобычского был хиротонисан архим. Августин (Маркевич) . Епархиальное управление разместилось при львовском храме св. Георгия Победоносца. 28 июля 1998 г. Августин был возведен в сан архиепископа, 5 нояб. того же года Львовско-Дрогобычской епархии решением Синода УПЦ возвращено ее историческое название - Львовская и Галицкая, правящий архиерей стал титуловаться Львовским и Галицким. Оставшиеся немногочисленные храмы епархии постоянно становились объектами нападений: в 1994 г. сторонники УГКЦ захватили Крестовоздвиженский храм в с. Стенятин Сокальского р-на, тогда же униатами захвачен Троицкий храм в с. Звертов Жолковского р-на; в апр. 1994 г. сторонники УПЦ КП захватили Георгиевский храм канонической Церкви в с. Колодрубы Николаевского р-на; в 1996 г. сторонники УГКЦ захватили Троицкий храм в с. Урож Дрогобычского р-на. Продолжалось и ущемление прав общин УПЦ со стороны местной администрации. 20 февр. 1995 г. был зарегистрирован Троицкий приход УПЦ во Львове, однако местные власти категорически отказали ему в выделении участка под строительство храма. Кафедральный собор Львовской епархии УПЦ МП во имя вмч. Георгия Победоносца. 1897–1901 гг. Архитекторы Г. Захс и В. Равский. Фотография. 2015 г. Кафедральный собор Львовской епархии УПЦ МП во имя вмч. Георгия Победоносца. 1897–1901 гг. Архитекторы Г. Захс и В. Равский. Фотография. 2015 г. В мае 1994 г. владыка Августин освятил место под строительство в г. Дрогобыч кафедрального собора прп. Иова Почаевского. Храм был возведен в течение 14 лет, 23 сент. 2008 г. его торжественно освятил митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Епархия проводит активную духовно-просветительскую работу.

http://pravenc.ru/text/2110959.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Хуторское «богословие» УПЦ против православного духа Установка на лжесвидетельства 04.08.2022 838 Время на чтение 8 минут Фото: Епископ Виктор (Коцаба) Источник: ФСК   Информационная политика УПЦ (пока ещё МП) в отношении руководства РПЦ вышла на новый этап. Это уже не только жёсткая критика поддержки СВО на Украине, но откровенная клевета на Русскую церковь, льющаяся через контролируемые Киевской митрополией интернет-ресурсы. Показательный пример – программный материал так называемого Союза православных журналистов « СВО и царство земное: нужна ли верующим православная империя ?» (размещённый на платформе  YouTube, в  Telegram u на собственном сайте, он первым выскакивает в гугл-поиске по аббревиатуре «СПЖ»). « В РПЦ говорят, что украинцы – это враги, которые должны быть разгромлены». Подобными утверждениями СПЖ очевидно пытается оправдать свои нападки. Однако ни одного из примеров высказываний официальных и уполномоченных лиц Московской патриархии об украинцах как «врагах» не приводится. Что же, вполне в духе лучших традиций украинской прессы, когда словосочетания вроде «в РПЦ говорят…» вполне достаточно для успешной манипуляции. Православненько, так… Чуть больше «конкретики» в следующих тезисах: « После  Собора в Феофании , УПЦ стала объектом нападок со стороны некоторых сил в Русской Церкви… Говорят, что УПЦ теперь безблагодатна и там нельзя причащаться». Так сразу и представляешь себе «некоторые тёмные и злобные силы», группирующиеся вокруг патриарха с целью «нападок» на УПЦ. Хотя какая именно из этих «сил» заявляла, что в УПЦ теперь нельзя причащаться, также остаётся тайной, покрытой мраком. Зато ясно, откуда исходит установка на подобные лжесвидетельства. « Сейчас много говорится о единстве между Церквами и сохранении этого единства, –  менторски поучает  противников  объявленного в Феофании  отделения УПЦ от МП епископ Виктор (Коцаба), во многом ответственный за информационную политику УПЦ. –  Однако… для одних «единство» – это сохранение существующих отношений даже в том случае, когда эти отношения становятся токсичными для одной из сторон. Да, муж, терроризирующий жену, может требовать от неё сохранения «единства» семьи, когда это уже опасно для её жизни». То есть Московский патриархат – это «токсичный муж», терроризирующий всю такую благоверную из себя «жену», как УПЦ.

http://ruskline.ru/opp/2022/08/04/hutors...

6. «Имя Предстоятеля [УПЦ] поминается во всех храмах Украинской Православной Церкви после имени Патриарха Московского и всея Руси». 8. «Решение об образовании или упразднении епархий, входящих в Украинскую Православную Церковь, и об определении их территориальных границ принимаются ее Синодом с последующим утверждением Архиерейским Собором [РПЦ]». 9. «Архиереи Украинской Православной Церкви являются членами Поместного и Архиерейских Соборов [РПЦ] и участвуют… Священного Синода [РПЦ]». То есть архиереи УПЦ (МП) являются членами органов высшей власти и управления в РПЦ. 10. «Решения Поместного и Архиерейского Соборов [РПЦ] являются обязательными для Украинской Православной Церкви». Таким образом, хотя центр управления УПЦ (в тех широких компетенциях, которые предоставляют права широкой автономии) находится в Киеве, решения высших органов Московского патриархата обязательны для УПЦ (МП). 12. «…Суд Архиерейского Собора [РПЦ] является церковном судом высшей инстанции для Украинской Православной Церкви». 13. «Украинская Православная Церковь получает святое миро от Патриарха Московского и всея Руси». Святое миро используется для освящения храмов и антиминсов (платов, на которых совершается литургия – главная и непременная служба в православии). Следовательно, без святого мира от Московского патриарха УПЦ (МП) теряет смысл существования. Об РПЦ в Уставе об управлении УПЦ (МП) Прежде чем обратиться к Уставу об управлении УПЦ (МП) , обратим внимание на название: не «Устав УПЦ», а «устав об управлении», что подчёркивает в первую очередь именно административный, а не канонический характер данной самоуправляемой структуры РПЦ. То есть документ этот главным образом для служителей, а не для мирян. Последние, таким образом, остаются прихожанами церкви (РПЦ), а не управленческой структуры (УПЦ). I.3. «Украинская Православная Церковь соединена с Поместными Православными Церквами через Русскую Православную Церковь». I.4. «Украинская Православная Церковь…в своем управлении руководствуется постановлениями Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 25-27 октября 1990 года…»

http://ruskline.ru/opp/2021/11/01/upc_ot...

Участниками дискуссии было высказано два толкования восьмой главы Устава РПЦ 2000 года и Определения Архиерейского Собора 2000 года об Украинской Православной Церкви. Оба мнения имеют основания в текстах указанных документов. Мой вывод остается прежним: во избежание дальнейших недоразумений и споров законодетель (то есть Архиерейский Собор РПЦ) должен издать разъяснение (дополнение) к Уставу РПЦ 2000 года или к Определению Архиерейского Собора об Украинской Православной Церкви, устраняющее возможность двоякого толкования этих документов. Полагаю, что дальнейшее обсуждение вряд ли добавит к этим тезисам что-то новое. Игорь Гаслов, Санкт-Петербург 29 июня 2008г. 05:08 Соглашусь с вами, что уточнение Статуса и прав Украинской Православной Церкви не было бы лишним. Наконец появился и официальный ответ пресс-службы ОВЦС по вопросу Украинского Статута: http://www.bogoslov.ru/text/305682.html Константин, Чернигов 30 июня 2008г. 01:20 прошу прощения,что влажу в дискуссию при самом её завершении. вот выше- 2 ссылочки. сам сайт, где расположены статьи- может доверия и не внушать. вопрос в другом- в самих статьях.одна- комментарии украинского клирика , в другой(довольно пространной и малоинтересной)есть пара абзацев про обьект дискуссии. самое интересное,что ктото комуто рассказывает-как должна управляться УПЦ. замечу- не священство или епископат- а миряне. уж простите. иером.Тихон, Донецк 05 августа 2008г. 03:55 Хочется вернуться к тем обещаниям архимандрита Кирилла (Говоруна), а также епископа Антония по поводу того, что в проект Статута УПЦ будут вноситься коррективы. Да и не только они давали такие обещания. Например, наш правящий архиерей при встрече с братией обители 14 января 2008 года говорил такие слова: " Устав, который там разрабатывается - это проект Устава, его никто не принимал...Он был роздан как проект.Там много вопросов, которые нужно уяснять. Там нужно постатейно голосовать за каждый раздел, и без участия всего епископата никто не будет принимать никаких решений " . Однако, по всей видимости, " проект " оказался вовсе не проектом, а был принят самым реальным образом Архиерейским Собором УПЦ в декабре 2007 года,а ныне уже и утвержден Предстоятелем УПЦ и зарегистрирован в госорганах. Печально, что в заблуждение были введены не только клирики и миряне, но даже и архиереи УПЦ. Остается надеяться, что Священный Синод РПЦ во главе со Святейшим Патриархом, как полномочный орган, укажет на недостатки и несоответствия Статута УПЦ Уставу РПЦ и порекомендует их исправить. иером.Тихон, Донецк 07 августа 2008г. 17:45 И еще один момент. Изменения к Статуту УПЦ должны быть утверждены Собором УПЦ в составе духовенства, клириков и мирян. Пока что такого Собора также не было. Декабрьское постановление Синода УПЦ перенесло этот Собор с декабря на " в рамках торжеств, посвященных 1020-летия Крещения Руси " . Торжества прогремели, а что же Собор?

http://bogoslov.ru/article/304770

Значительные перемены в позиции раскольников стали заметны после того, как в феврале 1996 года произошел временный разрыв евхаристического общения между Московским и Константинопольским Патриархатами. Автокефалисты попытались немеделенно извлечь выгоду из создавшейся конфликтной ситуации. Причем, сделать это попытались как раскольники из УАПЦ, так и филаретовская УПЦ КП. Так, 18 марта 1996 года было сделано заявление «Синода» УПЦ КП, в котором утверждалось, что разрыв между Москвой и Константинополем неизбежно вовлечет в конфликт и каноническую Украинскую Православную Церковь. По словам раскольников, УПЦ в результате противостояния двух Патриархатов на практике ощутит пагубность своей зависимости от Москвы. По мнению Филарета, это будет, однако, способствовать объединению всех православных Украины в единую церковь. Признание от Константинополя в случае конфликта с Москвой, как полагают раскольники, можно будет получить значительно легче В ночь с 24 на 25 марта на стенах Киево-Печерской Лавры были расклеены листовки, в которых разрыв между Москвой и Константинополем квалифицировался раскольниками из никем не признанной УПЦ КП ни много, ни мало как превращение Московского Патриархата в «раскольническую группировку». В связи с этим братии Лавры, как и другим верующим УПЦ, предлагалось объединяться вместе с УПЦ КП в единую церковь Противостояние Москвы и Константинополя было также использовано некоторыми клириками для осуществления выхода из юрисдикции Московского Патриархата. Так, в городе Сумы о своем уходе из клира Сумской епархии УПЦ объявил настоятель Троицкого храма архимандрит Трифиллий (Галан). Он заявил о создании новой конфесии в составе своего единственного прихода и даже попытался зарегистрировать ее. Свои странные действия архимандрит объяснял нежеланием порывать с Вселенским Православием вследствие конфликта между Москвой и Константинополем Вскоре, однако, кризис у отца Трифиллия миновал, он принес покаяние и вернулся к своему законному архиерею архиепископу Сумскому и Ахтырскому Ионафану, который снял с архимандрита запрет Другой сумской священник архимандрит Геронтий, уйдя из УПЦ, перешел к Филарету с той же мотивацией своих действий, как и в случае с архимандритом Трифиллием Прикрывавшийся заботой о сохранении общения с Вселенским Православием Геронтий, бывший настоятель Спасо-Преображенского собора в Сумах, оказался тривиальным карьеристом: в начале апреля 1996 года он был «рукоположен» Филаретом во «епископа Сумского и Ахтырского» УПЦ КП.

http://sedmitza.ru/lib/text/440088/

братств и мирян УПЦ в Житомире 30 апр. 1992 г. Собрание выразило недоверие митр. Филарету и высказалось за проведение Архиерейского Собора УПЦ и отставку митр. Филарета с поста предстоятеля УПЦ. 27 мая того же года О. участвовал в Харьковском Архиерейском Соборе УПЦ, сместившем митр. Филарета с поста предстоятеля и избравшем новым предстоятелем УПЦ митр. Владимира (Сабодана). 28 июля 1994 г. О. был возведен в сан архиепископа и назначен постоянным членом Синода УПЦ. 22 нояб. 2000 г. возведен в сан митрополита. С 14 дек. 2007 г. являлся председателем Церковного суда УПЦ. На Архиерейском Соборе РПЦ 24-29 июня 2008 г. избран на 4 года заместителем председателя Общецерковного суда РПЦ (повторно избран на эту должность в февр. 2013). 27 июля 2009 г. вошел в состав Межсоборного присутствия РПЦ: с 29 янв. 2010 г. являлся членом Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества. 23 окт. 2014 г. вошел в президиум Межсоборного присутствия и возглавил Комиссию по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления (до 30 янв. 2017). За время управления О. Черновицкой и Буковинской епархией количество приходов в ней возросло с 360 до 382, было учреждено или возобновлено 11 мон-рей (5 мужских и 6 женских), в т. ч. древний Крещатицкий во имя апостола Иоанна Богослова мужской монастырь , возрожден Черновицкий православный богословский ин-т. В дек. 2013 г. ухудшилось самочувствие митр. Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана), стало очевидно, что он более не может исполнять обязанности предстоятеля УПЦ. В это же время резко обострилась внутриполитическая ситуация на Украине. В центре Киева масштабные общественные выступления переросли в столкновения между демонстрантами и спецподразделениями МВД Украины. В условиях общественно-политического противостояния каноническая Украинская Церковь занимала миротворческую позицию. После того как в уличных столкновениях появились первые жертвы, 22 янв. 2014 г. Всеукраинский совет церквей и религиозных орг-ций, в к-ром в то время председательствовала УПЦ, на экстренном заседании призвал немедленно прекратить кровопролитие.

http://pravenc.ru/text/Онуфрий ...

Управляющий делами УПЦ митрополит Антоний: Мы слышим неприкрытые призывы к агрессии в адрес канонического православия 13 октября, 2014 Владыка, благословите! В СМИ распространяется информация о том, что 14 октября, в день Покрова Божией Матери, Киевский Патриархат готовит массовые захваты храмов Украинской Православной Церкви. В заявлении УПЦ КП говорится о том, что якобы 14 октября священноначалие будет отсутствовать в Киеве.Листовка, на которую ссылаются СМИ, призывает украинских патриотов и сторонников Киевского Патриархата к противозаконным действиям в отношении УПЦ, включая физическую расправу со священниками канонической церкви. Поступали ли со стороны УПЦ КП угрозы в адрес УПЦ? Церковный раскол с самого своего зарождения уже более двадцати лет является очагом межконфессионального напряжения в Украине. Верующие люди вряд ли смогут забыть ужас захватов храмов, происходивший в 90-х годах. Когда грубой силой нельзя было добиться своих целей, руководство УПЦ КП пыталось достигнуть их с помощью интриг. Сегодня им кажется, что вновь появилась возможность увеличивать статистику своих приходов с помощью грубой физической силы. Мы слышим неприкрытые призывы к агрессии в адрес канонического православия.  Начиная с февраля этого года, по отношению к УПЦ постоянно используется шантаж. Не раз из уст главы УПЦ КП звучали конкретные призывы, дословно, «надавить» на нашу Церковь. Он был уверен, что верующие люди, прошедшие испытание своей веры в горниле 90-х годов, так же легко откажутся от нее, как это когда-то сделал он сам. Но такой план не сработал. Добровольно перешел в раскол только один священник из Херсонской епархии УПЦ. Тогда прозвучал призыв устраивать «референдумы» по селам в отношении того, к какой юрисдикции должен принадлежать сельский храм. И тут не все оказалось просто. В большинстве случаев такие «референдумы» спровоцировали межрелигиозные конфликты в регионах. Множество людей высказались против ухода из канонического православия и перехода в раскол. Для подавления их конституционного права сегодня повсеместно используется право физической силы. Подделываются документы, срываются замки, людей избивают, выталкивают из храмов. В это время, к сожалению, сотрудники милиции зачастую спокойно наблюдают за происходящим, игнорируя очевидный криминал.

http://pravmir.ru/upravlyayushhiy-delami...

3. Как отмечалось выше, УПЦ сформулировала свое отношение к действиям Константинопольского Патриарха Варфоломея с точки зрения канонического права. Вместе с тем, действия по созданию в Украине религиозного объединения «Православная Церковь Украины» на основе Томоса, предоставленного Константинопольским Патриархом, очевидно влекут усиление дискриминации и давления на УПЦ по причине предоставления властями привилегий этой конфессии в стране, и высокому уровню пропаганды ненависти по отношению к УПЦ. В случае, если бы государственная власть Украины обеспечивала добровольность смены конфессиональной принадлежности, и не предоставляла бы «ПЦУ» преференций, — создание новой религиозной структуры не повлекло бы за собой трагических столкновений вокруг общин УПЦ, принуждаемых к смене принадлежности различными политическими силами и радикальными организациями. Очевидно, что в Украине не выполняются рекомендации ООН о недопустимости создания привилегированных церквей: «государствам необходимо … устранить любые модели эксклюзивности, необходимо отказаться от модели, при которой государство идентифицирует себя с какой-либо конкретной религией или какими-либо конкретными убеждениями в ущерб равному и недискриминационному обращению со сторонниками иных убеждений (п. 37 доклада ООН) ». Так, новосозданной структуре «ПЦУ» в преференциальном порядке был предоставлен храм комплекса Софии Киевской , при этом неоднократные попытки УПЦ получить аналогичное право были проигнорированы. C подобными ограничениями прав сталкиваются структуры УПЦ и в других регионах Украины, в частности с выделением земельных участков общинам УПЦ под строительство храмов, а также с реализацией иных законных прав, которые сегодня заблокированы по политическим соображениям или крайне затруднены. Следует отметить, что процессу так называемых «переходов» общин УПЦ в «ПЦУ» на уровне центральных и региональных властей оказывается существенная административная поддержка, а государственные структуры самого высокого уровня открыто демонстрируют привилегированное положение «ПЦУ». Так, в публикациях и исследованиях Национального института стратегических исследований, созданного по решению Президента Украины и ответственного за научное сопровождения деятельности Президента Украины, Национального совета безопасности и обороны Украины , «ПЦУ» именуется «символом духовной независимости Украины», а УПЦ — «проводником кремлевской пропаганды и механизмом деструкции национального единства Украины» .

http://pravoslavie.ru/139677.html

" Кто-то призывает собрать Всеукраинский Православный Собор, избрать новую иерархию. Но ведь Собор - это не средство, а лишь результат завершенного объединения. Нельзя связывать объединение с автокефалией, поскольку это разные проблемы. Автокефалия - деликатное дело, которое нельзя форсировать " . Митрополит Владимир на пресс-конференции после проведения Собора указал на то, что " мы готовы идти на переговоры, богословские дискуссии с кем угодно, но не с анафеманствованным. Он (патриарх УПЦ КП Филарет (Денисенко). - " НГ " ) является главным препятствием для нормального общения и переговоров " . Митрополит Владимир заявил, что осложнение религиозной ситуации на Украине связано с деструктивной деятельностью раскольнических группировок, в частности " секты " Киевский Патриархат, возглавляемой патриархом Филаретом, который лишен духовного сана. Именно потому УПЦ МП не будет участвовать ни в каких переговорах об объединении украинского православия при участии Филарета. По мнению украинских экспертов, УПЦ МП выступает не за объединение, а за присоединение к себе " тех Церквей, которые откололись и должны покаяться " . И второе - для УПЦ МП условием начала любых переговоров с УПЦ КП является устранение от власти раскольника Филарета, которого, как известно, УПЦ МП предала анафеме. В свою очередь самостийный патриарх Филарет считает, что иерархи УПЦ МП срывают процесс объединения Церквей на Украине. 26 июля на пресс-конференции в Киеве он заявил, что запланированная встреча представителей Православных Церквей в Швейцарии по вине Московского Патриархата может быть сорвана. Как считает Филарет, на Архиерейском Соборе РПЦ Украинской Православной Церкви Московского Патриархата будет предоставлена автономия, но таким образом, по его мнению, МП " пытается отвести большую беду - полную потерю УПЦ, в состав которой входит восемь тысяч приходов " . Более того, Филарет считает, что Вселенский Патриарх Варфоломей не признает " московскую автономию УПЦ " . Филарет подчеркнул, что, " несмотря на все преграды, будет добиваться и далее, чтобы на Украине была единая Православная Церковь " , поэтому, добавил он, вскоре должен быть созван Всеукраинский Поместный Собор, на котором будет избран Патриарх. Патриарх Филарет видит себя в числе реальных кандидатов на эту должность.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/0...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010