Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛИВИЗАТОС [греч. Αλιβιζτος, лат. Alivisatos] Гамилькар Спиридон (17.05.1887, Ликсурион, Кефалиния - 14.08.1969, Афины), греч. богослов, проф. канонического права и пастырского богословия (Афины, 1919), д-р богословия (Оксфорд, 1938; МДА, 1962), действительный член Афинской академии (1962), известный деятель экуменического движения . В 1904-1908 гг. учился в Афинском ун-те, защитил канд. диссертацию о свт. Иоанне Златоусте . В 1908-1912 гг. изучал историю Церкви, каноническое право и пастырское богословие в Лейпциге и Берлине у Л. Бригера, Р. Зома, А. Гарнака ; под руководством последнего написана работа о спорах вокруг празднования Пасхи во II в. Во время обучения в Германии А. публиковался в периодических изданиях «Να Σιν» (Иерусалим) и «Εκκλησιαστικς Θρος» (Александрия). По возвращении в Грецию в 1912-1919 гг. он занимался каноническим правом и вопросами социальной роли Церкви. А.- один из авторов реформы (1922-1925) синодальной системы Элладской Православной Церкви , в нач. 20-х гг. он провел ряд законодательных инициатив. Организатор и руководитель YMCA (Всемирный альянс ассоциаций молодых христиан) в Греции. В 1918 г. сопровождал Афинского митр. Мелетия IV (Метаксакиса) во время визита в США, стал участником экуменического движения: в качестве представителя Синода Элладской Церкви вошел в орг-цию «Faith and Order» (Вера и устройство), в дальнейшем участвовал во всех значительных ее съездах. В 1920 г. на конференции в Женеве А. поддержал не реализованный тогда проект Лиги Церквей. Он полагал, что объединительный процесс следует начинать с ликвидации психологических препятствий, мешающих развитию контактов между различными конфессиями. При его участии в 1948 г. на ассамблее в Амстердаме Элладская Церковь вошла во Всемирный Совет Церквей , хотя А. протестовал против невключения догмата о Св. Троице в разрабатываемую доктрину ВСЦ. А. сотрудничал с католич. журналами «Irénicon», «Истина» и «Consilium». Важнейшие работы на тему экуменизма публиковал в журналах «Ο ποιμν», «Εκκλησα», «Ecumenical Review» и «Theology». А. был избран наблюдателем от ВСЦ на Ватиканском II Соборе , но не принял в нем участия по причине негативного отношения к Собору греч. церковных властей. А. явился инициатором многих начинаний в Элладской Церкви.

http://pravenc.ru/text/114226.html

В своей небольшой заметке профессор Казанский довольно жёстко критикует Касицына и его сторонников. Пётр Симонович отстаивает, можно сказать, классическую точку зрения на этот предмет. Во-первых, профессор Казанский напоминает ту, как мы видели, достаточно древнюю истину, что «заниматься науками гораздо удобнее там, где представляется менее развлечений. В Германии многие университеты основаны с этой целью в маленьких городах, как то: Иене, Геттингене, Гейдельберге, в Англии – в Оксфорде и Кембридже. Шумная столичная жизнь с её многообразной деятельностью, с её разными интересами как у учащих, так и у учащихся невольно будет отнимать много времени... Странно было бы в заботах о том, чтобы доставить развлечение наставникам или студентам, желать перенесения Академии в столицу. Многие из профессоров университета завидовали той тишине, которой пользуется Московская духовная академия». Профессор Казанский, который лично встречался с —318— А.П. Стенли в 1857 году, вспоминает, что англиканский учёный, когда осматривал Московскую академию, всё время повторял: «Это Оксфорд, Оксфорд» 1006 . Во-вторых, помещённая в маленьком городке Академия сумела создать «тесно-дружественное братство, которое соединяет всех наставников и студентов, ... о котором понятия не имеют другие высшие учебные заведения, помещённые в столицах» 1007 . В-третьих, Троице-Сергиева лавра благотворно влияет на студентов, готовящихся к вступлению в духовное звание: «Торжественность лаврского богослужения, исполнение устава церковного во всей его полноте, благолепие храмов знакомят незаметным образом с нашей церковностью в её, так сказать, идеальном виде» 1008 . По поводу удалённости Лавры от Москвы Пётр Симонович говорит, что ныне Сергиев Посад соединён с Москвой железной дорогой и это даёт возможность находиться «в близком общении» со старой столицей. В МДА имеются полные сведения о всех новейших движениях научной мысли. При этом Академия, «живя не среди самого водоворота столичной жизни, которая могла бы увлечь и её, а наблюдая несколько издали за нею, (...) лучше понимает и оценивает многие явления современности» 1009 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Архив Пн Архиепископ Верейский Евгений: Должность ректора постоянно учит чему-то новому 10 февраля 2012 г. 16:38 Председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви, ректор МДА архиепископ Верейский Евгений в интервью информационному порталу Фонда «Русский мир» рассказал о жизни Московских духовных школ и реформе духовного образования. — А Вы знаете, что перед Вами сидит человек без высшего образования? — Владыка, это — шутка? Вы — профессор, кандидат богословия… — Нет, я вовсе не шучу. Вот, например, наш преподаватель, заслуженный профессор и доктор богословия Алексей Ильич Осипов , чьи лекции и книги сегодня весьма популярны, тоже не имеет высшего образования. Ведь государство не признает дипломы, которые выдаются академией. Выпускника академии могут принять в аспирантуру или на работу, допустим, в Оксфорд, но не примут в МГУ. Скажут, что у него нет высшего образования. — Какое-то глупое положение получается. — Это — реалии жизни, к сожалению. Когда был принят ныне действующий закон об образовании, мы прошли государственное лицензирование и получили право на ведение образовательной деятельности в религиозной сфере. Собственно говоря, самим процессом лицензирования государство никак не вмешивалось в учебный процесс. Оно пыталось мягко влиять на условия этого процесса, то есть основные требования предъявлялись к соблюдению норм санитарии, пожарной безопасности и т.д. Если мы читаем лекции, то соответствуют ли этим нормам аудитории? Если мы кормим студентов, то соответствует ли требованиям пищеблок? А далее возник вопрос о признании государством наших дипломов, то есть об аккредитации в Минобрнауки. Если коротко, аккредитация означает следующее: государство с помощью утвержденных общих стандартов определяет, что за образование дает тот или иной вуз. Поэтому если мы говорим о признании наших дипломов, то государство отвечает: вы должны выполнить стандарт теологии. Некоторые представители духовенства опасаются, что в данном случае речь идет о навязывании чего-то со стороны государства. Но в свое время стандарт теологии был создан на базе наших семинарских и академических программ. Поэтому нет ничего страшного в том, чтобы его выполнять. Сейчас мы уже решили все юридические вопросы, связанные с аккредитацией, и, надеюсь, через несколько лет наши дипломы наконец-то будут признаваться государством.

http://patriarchia.ru/db/text/2008312.ht...

Ф. 796. Оп. 445. Д. 340. Л. 1 об.–2. Екатерина (Ефимовская), игум. Диаконисы первых веков христианства. Сергиев Посад, 1909. С. 44. Докладная записка Настоятельницы Леснинского женского монастыря о восстановлении служения и звания диаконис, 1905 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 340. Л. 3 об. Докладная записка Настоятельницы Леснинского женского монастыря о восстановлении служения и звания диаконис, 1905 г.//РГИА. Ф. 796. Оп. 445. Д. 340. Л. 7. Белякова, Е. В. Церковный суд и проблемы церковной жизни/Е. В. Белякова. М.: Культурный центр «Духовная библиотека», 2004. С. 453. Зернова, М. М. Монахини Хоповского монастыря//За рубежом : Белград – Париж – Оксфорд. Хроника семьи Зерновых, 1921–1972/под ред. Н. М. и М. В. Зерновых. – Paris: YMCA-press, 1973. С. 80. Глинский Н., прот. Праздник Св. Троицы в Леснинском женском монастыре//Холмско-Варшавский епархиальный вестник. 1905. 28. С. 107. Попов Михаил, прот. О приходском братстве//Архангельские епархиальные ведомости. 1900. 15. 15 августа. С. 393. Олесевич, С. Леснинский женский монастырь (его история и церковно-общественное значение). МДА, 1913//РГБ. OR. Фонд 172. МДА. Картон 325. 6/5104. С. 213. Олесевич, С. Леснинский женский монастырь (его история и церковно-общественное значение). МДА, 1913//РГБ. OR. Фонд 172. МДА. Картон 325. 6/5104. С. 214. Отчет о деятельности высочайше утвержденного 4-го апреля 1881 года Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви за 1904 г. (двадцать четвертый год существования Общества). СПб.: Синодальная Типография, 1905. С. 118. Олесевич, С. Леснинский женский монастырь (его история и церковно-общественное значение). МДА, 1913//РГБ. OR. Фонд 172. МДА. Картон 325. 6/5104. С. 182. Тареев, М. М. Том V. Дополнительный. Религиозная жизнь. Живые души. Очерк нравственных сил современной России. III. Лесна//Основы христианства. (Система религиоз. мысли). Т./проф. М. М. Тареев. – 2-е изд. Сергиев Посад: Тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1910. С. 71.   Источник: Парфёнова Е. Г. Деятельность игуменьи Екатерины (Ефимовской) по возрождению служения диаконисс как ответ на революционные вызовы конца XIX – начала XX века//Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2023. Вып. 1 (26). С. 105–118. Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/6194169

Аркадий (Вознесенский), священник. Сосед Богословских по даче в Шашково, месте отдыха Богословских; Арсений (в миру Авксентий Георгиевич Стадницкий) (1862–1936), магистр (1895), доктор (1904) богословия, в 1895 пострижен в монашество. Инспектор (1897–1898), ректор (1898–1903) МДА, епископ (с 1907 – архиепископ) Псковский и Порховский (1903–1910), Новгородский и Старорусский (1910–1932, с 1917 в сане митрополита), митрополит Ташкентский (1933–1936). Член Государственного совета (с 1907). Один из трех кандидатов на патриарший престол. В 1918–1933 подвергался арестам и ссылкам. Репрессирован; Арсеньев Иоанн Васильевич (1862–1936), протоиерей, магистр богословия (1898), доктор церковной истории (1914). Рукоположен во священника в 1891, протоиерей (1892). Преподаватель Вифанской семинарии (1889–1891), преподаватель МДА (1891), законоучитель московских Учительского (1892–1894) и Екатерининского (1894) ин-тов, настоятель Храма Христа Спасителя (с 1918). В 1922 арестован по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей, осужден сначала на 5 лет, но по амнистии срок был понижен до 2 лет. В 1923 вновь арестован, в 1924 выслан в Тверь и лишен избирательных прав. Последние годы жизни провел, видимо, в Москве; Арцыбашев Михаил Петрович (1878–1927), прозаик, драматург, публицист. С 1923 в эмиграции, редактор (совместно с Д. Философовым) газеты «За свободу» (Варшава); Асквит Герберт Генри, лорд Оксфорд и Асквит (1852–1928), английский государственный деятель, один из лидеров Либеральной партии, премьер-министр Великобритании (1908–1916); Аскенази Шимон (Симон) (1866–1935), польский историк, ведущий представитель львовской исторической школы, член Краковской АН (1910). Профессор Львовского ун-та (1902–1914), представитель Польши в Лиге наций (1920–1923), профессор Варшавского унта (1927–1935); Баженов Василий Иванович (1737–1799), архитектор, один из основоположников классицизма в России; Базилевский Петр Александрович (1855–1920), крупный землевладелец, общественный деятель. Начинал службу в лейб-гвардии Гусарском полку (1878–1888), вышел в отставку в чине ротмистра. Сверхштатный чиновник по особым поручениям при московском ген.-губернаторе, великом князе Сергее Александровиче (1902–1905), директор Московского филармонического об-ва (1903–1905), предводитель дворянства Московского уезда (1905–1914), Московской губ. (1915–1917), почётный опекун и член правления нескольких московских благотворительных учреждений;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУНДЯЕВ Николай Михайлович (род. 18.11.1940, Ленинград), прот., проф. СПбДА. Из семьи протоиерея; дед, свящ. Василий Гундяев, был одним из активных борцов с обновленчеством в Нижегородской епархии. Брат Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (Гундяева) . Во время Великой Отечественной войны Г. пережил блокаду в Ленинграде. В 1959-1963 гг. учился в ЛДС, затем продолжил образование в ЛДА, к-рую окончил в 1967 г. со степенью канд. богословия, и был оставлен в ней в качестве профессорского стипендиата, стал преподавателем патрологии (до сент. 2004). В 1972 г. получил ученое звание доцента, с 1975 г. профессор. В 1976-1977 гг. заведовал аспирантурой в МДА, со 2 марта 1986 по июнь 1987 г. занимал должность ректора ЛДА. В 1966 г. Г. был рукоположен во диакона Ленинградским митр. Никодимом (Ротовым) , в 1967 г.- во иерея, с 1971 г. протоиерей. С 1977 г. является настоятелем Преображенского собора в С.-Петербурге. Г. состоял в редколлегии сб. «Богословские труды» . В июле 1972 г. был назначен секретарем Комиссии Свящ. Синода по делам христ. единства. С 13 февр. 1973 по 4 апр. 1977 г. заместитель председателя ОВЦС МП, затем консультант ОВЦС. Возглавлял делегацию РПЦ на 2-м конгрессе правосл. богословских школ (1976, мон-рь Пендели, близ Афин), участвовал в консультациях между представителями Конференции католич. епископов США и Национального Совета Церквей Христа и христ. церквей СССР (Загорск, 1970), в собеседованиях богословов РПЦ и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии (Турку, 1970; Ярвенпяа, 1974; Турку, 1980; Ленинград, 1983), РПЦ и Евангелической Церкви Зап. Германии («Aphoльдcxaйh-V», Кирхберг, 1971; «Aphoльдcxaйh-VI», Загорск, 1973), РПЦ и Союза евангелических Церквей ГДР (Загорск, 1974; Киев, 1978; Гюстров, 1981; Загорск, 1984), в работе 5-й (Найроби, 1975) и 6-й (Ванкувер, 1983) Ассамблей ВСЦ, в заседаниях Смешанной богословской комиссии по православно-старокатолич. диалогу (Шамбези, 1975; Шамбези, 1977; Бонн, 1979; Москва, 1981; Амерсфорт, 1985), в собеседованиях РПЦ и Международного миротворческого движения «Пакс Кристи Интернационалис» (Лондон, 1978; Амстердам, 1983; Лёвен, 1985), в работе 5-го Всехристианского мирного конгресса в Праге (1978), Всемирной конференции по миссии и евангелизации «Да приидет Царствие Твое» (Мельбурн, 1980), 9-й Международной патристической конференции (Оксфорд, 1983) и др. Награжден церковными орденами св. Владимира 2-й степени (1977), прп. Сергия Радонежского 2-й степени (2000). Соч.: Бог и человек: Что в новом творении уже исполнилось и чего мы можем ожидать//ЖМП. 1974. 5. С. 72-77; Для единства и мира по завету Христа//Там же. 1979. 4. С. 49-56; Святоотеческое богословие и секулярный мир//Правосл. богословие на пороге 3-го тысячелетия. М., 2000. С. 252-258. Лит.: Назначение ректора Ленинградских духовных школ//ЖМП. 1986. 5. С. 15. А. И. Богданов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168326.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Основные этапы и общие вопросы Богословие в Византии См. 421, 2497–2499, 3066 и разделы: Патрология 275–504); Общая история Церкви 505–562). Богословие в Древней Руси и России. XI – XX вв. 1729. Иванов М. С. К проблеме богословского наследия Древней Руси (XI – нач. XIII вв.)//БТ. 1989. Сб. 29. С. 20–26. 1730. Гаврюшин Н. К. Пути русской православной религиозной мысли: (Материалы к конспекту курса истории рус. религиозной мысли): Речь на Акте МДА 14.10.1988//БВ. 1998. [Т.] 2. Вып. 1. С. 108–131. 1731. Гаврюшин Н. К. На границе философии и богословия: Шеллинг – Одоевский – митр. Филарет (Дроздов) : [Докл. на конф. «Православие и образованное общество в России в XIX в.» Вейнгартен, 27 марта 1993 г.]//БВ. 1998. [Т.] 2. Вып. 2. С. 82–95. 1732. Конференция «Русская религиозная мысль в XX веке». Оксфорд, 1–3 марта 1996 г.//Страницы. 1996. 2. С. 157. См. также 733, 734, 916, 1382, 3121. Богословие в современном мире 1733. Иоанн (Зизиулас), митр. Пергамский. Богословие – это служение Церкви: Беседа с корр. журн. «ЦиВр» (Лондон, 11 июля 1998 г.)/Пер. с англ.: Е. Л. Майданович; Ред.: иером. Иларион (Алфеев) //ЦиВр. 1998. 3(6). С. 87–97. 1734. Кирилл (Гундяев), митр. Смоленский и Калининградский. «Преодолеть разрыв между богословием и жизнью»: Выступление в ОВЦС//ЦиВр. 1999. 2(9). С. 139–148. 1735. Лосский Н. В. Беседа с профессором Н. В. Лосским о православном богословии/Беседовал: В. В. Шмалий//ДМ. 1994. Вып. 1. С. 21–28. 1736. Мейендорф И. , протопр. Православное богословие в современном мире: Пер. с англ.//ВРЗЕПЭ. 1969. 67. С. 175–193. 1737. Мейендорф И. , прот. Проблемы современного богословия//Вестник ПСТБИ. М., 1992. Вып. 1. С. 21–33. 1738. Миллер Т. А., Журинская М. А. Истоки и современность апологетики//АиО. 1998. 1(15). С. 262–280. 1739. Питирим (Нечаев) , митр. Волоколамский и Юрьевский. Основные проблемы современного богословского исследования в их развитии с конца XIX в.: [Докл. на Богосл. собеседовании – II между представителями РПЦ и ЕЦ Германии. Загорск, 21–25 окт. 1963 г.]/Архиеп. Питирим (Нечаев) //БТ. 1970. Сб. 5. С. 215–226.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   21. Страдание — это отрицание жизни, отрицание смысла, Бога; страдание отвергает жизнь, человека — так говорят все Петровы ученики, не ведущие воскресения (см.: Мф.16:22). Достоевский в страдании видит утверждение, самое глубокое, человеческое — жизни, оправдание жизни. («В пытке корчусь» — но «Я есмь».) Оправдание страдания возможно только воскресением; воскресение — единственное око, провидящее тайну смерти; вхождение в вечность. Как возможно оправдание страдания для тех, которые завершаются могилой, не идут далее, все сливают в нее? — (Оксфорд, 1917)    22. 10 мая 1917 года. Полночь (Оксфорд). — Крайности все более расходятся, один берег бежит от другого, своим взглядом человек все более их отодвигает; зло огромно, добро огромно, человек в бездне между ними; не настолько он широк ни духом, чтобы их охватить, ни телом, чтобы их привлечь, — и отчаяние растет, и крайности разрастаются, и человек в великом вопле умаляется, умаляется, умаляется... О, ничто; о, облеченное в свет отчаяние; о, зрячая болезнь; о, глубокая смерть, — немощь, ничтожество, собрат червю. — Господи, помилуй мя... и Бог придвигает берег к берегу, Добро воплощается, неся на Себе человеческое зло; только Бог, только Христос, только Он соединяет разъединенное...    23. Евангелие от Иоанна 3, 8: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от духа. — Дух неизмерим, не подпадает ни под какую категорию. Не мерою дает Бог Духа (Ин.3:34). Всякий, рожденный от Духа — неизмерим, выше логики и знания, недосягаем, выше любого определения; Дух и духовное выше всякого человеческого выражения: юродство; жизненность — жизнь — Бог есть дух (Ин.4:24): Где Дух Господень, там свобода (2Кор.3:17). Жизнь не выражается единой формулой: всякая формулировка жизни означает схизматичность, отсечение, частичность, усеченность, обрубок — Я есмь жизнь (Ин.14:6). — Крещение Духом Святым: всего человека: ума, рассудка (­ разума), сердца, духа, тела: Приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый (Деян.19:2). Смотри 2Кор.3:5: Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. — Дух Истины (Ин.15:26) — (Оксфорд, 1918)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3463...

21. Страдание – это отрицание жизни, отрицание смысла; страдание отрицает жизнь, человека, – так говорят все Петровы ученики, не ведующие воскресения (ср.: Мф.16:22 ). Достоевский в страдании видит утверждение, самое глубокое, человеческое – жизни. Оправдание жизни. («В пытке корчусь, но я есмь»). Оправдание страдания возможно только воскресением; воскресение – единственное око, провидящее тайну смерти; вхождение в вечность. Как возможно оправдание страдания для тех, которые завершаются гробом, не идут далее, все сливаются в него? (Оксфорд, 1917). 22. 10 мая 1917. Полночь (Оксфорд). Крайности все более размыкаются, бежит берег от берега, оком человек их отодвигает; зло огромно, добро огромно, человек в бездне между ними; не настолько он широк ни духом, чтобы их охватить, ни телом, чтобы их привлечь, – и отчаяние растет, и крайности разрастаются, и человек в великом вопле умаляется, умаляется, умаляется; о – ничто, о, облеченное в свет отчаяние, о, зрячая болезнь, о, глубокая смерть, немощь, ничтожество, собрат червю. Господи, помилуй мя... и Бог придвигает берег к берегу, Добро воплощается, неся на Себе человеческое зло; только Бог, только Христос, только Он соединяет разъединенное... 23. Ин.3:8 : «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». Дух неизмерим, не подпадает под какую-либо категорию. «Не мерою дает Бог Духа» ( Ин.3:34 ). «Всякий рожденный от Духа» – неизмерим, выше логики и знания, недосягаем, выше любого определения; Дух и Духовное выше всякого человеческого выражения: юродство; жизненность – жизнь – «Бог есть дух» ( Ин.4:24 ): «Где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор.3:17 ). Жизнь не выражается единой формулой: всякая формулировка жизни означает схематичность, отсечение, частичность, усеченность, обрубок – «Я есмь жизнь» ( Ин.14:6 ). – Крещение Духом Святым: всего человека: ума, рассудка (разума), сердца, духа, тела: «Приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый» ( Деян.19:2 ). Смотри 2Кор.3:5 : «Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога». – «Дух Истины» ( Ин.15:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Скачать epub pdf СТОСЛОВИЕ ПЕРВОЕ 1. Все – все остальные религии – предписывали быть над человеком, чтобы избежать грехов человеческих; быть над миром, без мира, без земли, чтобы не оскверниться и не сотворить зла. Только Христос требует быть в мире зла, но без зла; среди злых людей, но без зла; в грязи, но не оскверниться. Быть в злом мире, но не быть злом, – вот сила, которую дает Христос. И потому Христос – вноситель борьбы, меча, отделяющего и отсекающего зло от мира. (4 января 1915 г. Владичин хан). 2. Любовь – новое во Христе, единственно новое. Любовью Христос – новый Бог. «Кто во Христе, тот новая тварь». Кто любви не имеет, тот еще в Ветхом Завете. Знак Христов – это любовь. (21 августа 1916 г. Лондон). 3. Любовь – это единственное равенство, возможное на земле: равенство человека с человеком, человека с лилией; воробья с человеком; равенство всего со всем, всего на земле со всем, что на небе; равенство всеобщее, ибо оно на Боге основано, а Бог един на небе и на земле, в лилии и в человеке. Богом мы равны через любовь. (21 августа 1916 г.). 4. Страдание – это вино, которым Христос причащает человека из потира любви. (21 августа 1916 г.). 5. Молитва – это просфора, замешанная из слез и сердца (26 авг. 1916 г.). 6. Прости меня, Боже, но я больше всего люблю Бога, Который плачет. Не потому ли я больше всего люблю Христа? (26 авг. 1916). 7. «Ибо все обетования Божии, в Нем «да» и в Нем «аминь», – в славу Божию через нас» ( 2Кор.1:20 ). В Нем – да; в Нем – Христе Богочеловеке – все обетования Божии, – в Нем, а не в человеке, не в культуре, не в цивилизации. Его да – остальное все прилагается; всякая боль – исполнена обетованием. В Нем – все. 8. Молитва – очиститель мысли, сито, кузница, горнило, выплавляющее образ. 9. «Жертва Богу – дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит». ( Пс.50 – Из Молитвенника). 10. Достоевский и святой Павел: «Наша брань... против духов злобы поднебесных» ( Еф.6:12 ). – В Достоевском постоянно чувствуешь себя как бы между двух Заветов – Ветхого и Нового; всегда вопли Исаии по Мессии, по Господе, не по человеку, не по вере в человека: никто не верует в человека – Достоевский здесь. Вся западная литература верует в человека и пресмыкается перед ним. Достоевский всегда воздевает руки ко Христу из своего Содома и Гоморры. (Оксфорд, 1917).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010