Я думаю, что Бог попустил вам оную ошибку за то, что вы через меру дерзко взялись судить ближнего, в явное противоречие Христовой заповеди: не судите, да не судими будете ( Мф.7:1 ). А потому и оправдывается на вас следующее Христово изречение: имже бо судом судите, судят вам; и в нюже меру мерите, возмерится вам. Что же видиши сучец, иже во оце брата твоего, бревна же, еже есть во оце твоем, не чуеши ( Мф.7:2 ) 90 . Не менее сего несправедлива ваша критика на Окружное Послание и за латинские опресноки, четвероконечный крест и пятую просфору; только в подробное рассмотрение сего здесь входить почитаю за излишне, поскольку о сем я уже объяснился в книге «Истинность». А что вы даете очень большое значение вопросу неокружников, гласящему: если учение Окружного Послания есть истинно, то что же вас заставляет уничтожать его, и за его уничтожение не подпали ли вы под клятву святых отец, изреченную на попирателей истины (Кормч. л. 641)? – Почему на это ничего не ответил Московский Духовный Совет, я не знаю; но по-моему, издатели Окружного Послания свободно бы могли отвечать им следующее: если мы сказали слово истины для вас не ясно, и вы через сие блазнитесь и уклоняетесь в церковное разделение, то мы считаем дороже блюсти церковное единство, нежели отстаивать свое совершенство в том, акибы у нас ничего неясного не было сказано. А потому, если блазнит вас наше слово Окружного Послания, представившееся вам неясным, то пусть оно будет считаться ничтожным, а мы с вами желаем соблюдать то церковное единство, которое Христос нам заповедал 91 . Скажи пожалуйста (это я к вам обращаюсь), если я что и справедливое скажу выражением для вас не вполне понятным, то ужели я буду виноват, если обратно возьму это слово, для того, чтобы другими словами передать вам это в более отчетливом виде? Но если я не буду виноват за это, то таким же образом и издатели Окружного Послания не будут виновны за уничтожение его, хотя бы сами они содержала его и не признавали ложным. Ибо правильный смысл его они могут объяснить людям, только в более ясных выражениях 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Совета, именно: поп Константин, архидиакон Исихий, состоящий в должности письмоводителя Духовного Совета и главного секретаря при Савватие, и диакон попа Епифана Василий. Первое собрание братчиков происходило 22 ноября прошлого года в доме одного ревнителя, поборающего по Окружном. В собрании этом была отслужена панихида по авторе Окружного Послания Иларионе Георгиевиче, чем собравшиеся хотели именно заявить Духовному Совету и всем мнимым окружникам, гонителям и уничтожителям Послания, что не признают произнесенных ими беззаконных уничтожений знаменитого произведения Илариона Георгиевича. Панихиду совершил упомянутый поп Константин с диаконами: Исихием и Василием; пели общим хором все ревнители Окружного, коих набралось более сорока человек. После панихиды было прочитано несколько избранных мест из Окружного Послания и других сочинение Илариона, и очерк его многотрудной жизни, исполненной борьбы с явными и тайными врагами Окружного Послания. При чтении произнесено было много восхвалений Илариону Георгиевичу, – говорили: он отделил нас от беспоповцев и освободил от их заблуждения, а наш Духовный Совет и сам впал и других толкает в это заблуждение; Иларион Георгиевич поставил нас на твердую дорогу, а враги его хотят сбить нас с этой дороги, но мы должны твердо стоять на ней и держаться всею крепостью своею за Окружное. Не мало также произнесено было осуждение Шибаеву с Духовным Советом, что они, числясь окружниками и даже находясь во главе их, тщатся уничтожить Окружное и из памяти истребить. Между тем, в числе истинных окружников оказались присутствующими на собрании и двое мнимых, – «поп Иван и г. Инвалидов. Они здесь же вступили в спор с собранием, стали доказывать, что нельзя стоять за Окружное, что, напротив, необходимо уничтожить его, потому что оно произвело великие смуты в старообрядчестве, разделило единый по вере народ на две враждебные стороны. Им ответили, что в смуте и разделении повинно не Окружное Послание, а дикое заблуждение кривотолков. С обеих сторон завязался горячий спор, в коем особенно проявил свою горячность Инвалидов: выбившись из сил и не находя доказательств в свою защиту, он объявил наконец: «Вы собрались без благословения владыки Савватия, а без его благословения не имеете права делать собрания»! Ему ответили: «Делать собрания с целью защиты св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Другой «символической книгой» является «Послание Патриархов православной кафолической Церкви о православной вере». Другое название – «Изложение православной веры восточной Церкви». Оно было составлено Иерусалимским Патриархом Досифеем против того же Кирилла Лукариса и в 1672 г. одобрено архиерейским совещанием в Иерусалиме. Это Послание было утверждено четырьмя восточными Патриархами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским на Константинопольском Соборе 1725 г. По содержанию оно, в целом, православно, но также содержит латинские мнения по ряду частных вопросов. Например, утверждение, что мирянам недопустимо самостоятельно читать Священное Писание . Этим двум произведениям иногда придается излишне большое догматическое значение. Конечно, они имеют для нас определенный авторитет, но признать за ними непреходящее общецерковное значение мы не можем, это не более чем исторические памятники догматического характера. Менее известны символические тексты, изданные в XVIII–XIX вв. Восточными Патриархами и их Синодами. В отличие от документов XVII в. они направлены, главным образом, против римо-католиков, хотя некоторые из них имеют в виду протестантов. Отметим главнейшие из них: а) Окружное послание патриархов Иеремии III Константинопольского, Афанасия III Антиохийского, Хрисанфа Иерусалимского и семи архиереев Константинопольского Синода к христианам Антиохии против римо-католиков и униатской пропаганды, 1722 г.; б) Исповедание веры Константинопольского Синода 1727 г. под председательством Патриарха Паисия II Константинопольского с участием Сильвестра, Патриарха Антиохийского, и Хрисанфа Иерусалимского и одиннадцати архиереев Константинопольского Синода. Направлено тоже против римо-католиков. Автором этого, как и предыдущего, документа является Иерусалимский Патриарх Хрисанф; в) Окружное послание Патриарха Константинопольского Григория VI, Иерусалимского Афанасия и семнадцати архиереев Константинопольского Синода против протестантов, 1838 г.; г) Окружное послание тех же лиц против латинских новшеств, 1838 г.;

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

III В Петербурге ожидали Пафнутия с Филаретом не очень приятные для них известия: они здесь только узнали, что Антоний вскоре по отъезде их из Москвы издал известное объявление об уничтожении Окружного Послания, и были очень смущены этою неожиданною новостью. Правда они хорошо знали характер Антония и не должны были много удивляться этому наглому двоедушию, с каким он в одно и то же время отправлял их в Белую Криницу хлопотать в пользу Окружного Послания и издавал во всеобщее известие акт об уничтожении того же самого Послания, но их смущало опасение, как бы этим последним поступком своим Антоний не повредил успеху привезенных ими грамот, ради которых употреблено было столько труда и хлопот всякого рода и от которых, что всего важнее, они ожидали таких добрых последствий для старообрядчества. Целую неделю прождади они в Петербурге, раздумывая и советуясь с разными лицами, что предпринять и как поступить. Наконец в половине мая, спустя более двух месяцев по выезде из митрополии, возвратились они в Москву и явились в Духовный Совет для вручения митрополичьих грамот. Председатель Совета, Антоний, при встрече с ними нисколько не смутился, принял их очень спокойно, как будто ничего особенного не случилось в их отсутствие. «У нас, – говорит, – совершенно тово, 12 все Слава Богу хорошо. А вы благополучно ли, совершенно тово, съездили?» Об уничтожении Окружного Послания не сказал ни слова; мирную грамоту Кирилла, как назначенную для одних епископов, велел объявить по принадлежности; но от обнародования архипастырского послания уклонился: «Надо, совершенно тово, повременить маленько… не было бы, тово, блазненно для народа, совершенно». Он понимал, очевидно, как не соответствует содержание этого послания изданному им объявлению. Впрочем, главная опасностъ успеху мирной грамоты и архипастырского послания угрожала не от нелепых распоряжений Антония, а все оттуда же, из Белой Криницы, где Пафнутий с Филаретом по-видимому так успешно кончили дело. По отъезде их из митрополии и во время двухмесячного путешествия там совершались невероятные события, возможные только для людей, подобных Кириллу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

3344 Ib. Migne. 10, 620 с. Отдельные места из фрагментов Илария, по исследованию Maassen’a, встречаются в различных рукописях, восходящих даже к 6-му веку. Schiktanz… 14, 21 ss. 3345 Coutantii. Syllabus manuscriptorum necnon editorum codicum, ad quos exacta et eniendata sunt s. Hilarii opera. Migne. s. I. 9 t. 222 c. 3346 Манускрипт Питу у Фабера описывается так: unicum, neque illud pervetus exemplar… in Charta, manu gallica… quod praeterea etiam librorum Cassiani de Incarnatione Christi epitomen eadem manu scriptam contineret, illam fortasse, quam Eucherium Lugdunensem episcopum confecisse testis est Gennadius. Migne. 10, 914 c. 3348 II-й fr. заключает в себе: 1) окружное послание Сардикийского собора; 2) его же послание к папе Юлию: 3) покаянные письма Валента и Урзакия к Юлию и Афанасию; и 4) никейский символ; IV fr.: послание папы Либерия к восточным епископам об отлучении Афанасия (Sludens paci); XII fr.: послание Либерия к итальянским епископам (363 г.) и послание итальянских епископов к иллирийским епископам (363 или 364 г); XIV fr.: послание Валента, Урзакия и др. к Герминию (366 г.). XV fr. Ответ Германия к Руфиниану, Палладию и пр. (367 г.); VI fr.: Послание Либерия к западным изгнанникам на восток (355 г.); его же послание Цецилиану, еп. Сполетинскому (354); его же послание к восточным епископам об отлучении Афанасия, и своем присоединении к Сирмийской формуле (357 г.); его же послание к Валенту и Урзакию о ходатайстве перед императором о возвращении в Рим, – и его же послание к Викентию из ссылки (358); X fr.: послание восточных епископов (омиусиан) к ариминским делегатам в Константинополь (359 г.). 3349 XI fr.: заключает в себе: 1) послание отцов Парижского собора к восточным епископам – омиусианам (360 г.) и 2) послание Евсевия Верчельского к Григорию Испанскому (Иллиберийскому); XIII fr.: послание еп. Герминия adversus arianos, (qui) jam subscripserant in concilio ariminensi, scientes, quod male fecerunt (365); III fr.: соборное определение восточных епископов в Сардикии (Филиппополе) к африканским епископам (343 г.); VIII fr.: 1-е послание ариминского собора к Констанцию, – (в связи с кратким историческим замечанием о твердости ариминских епископов, решившихся не поддаваться на унию, предложенную Урзакием и Валентом); IX fr.: 2-е послание ариминских отцов с изъявлением их согласия – исключить термины: οσα и μοοσιος; V fr.: послание папы Либерия к Констанцию, датируемое 354 г., – с просьбой о созвании собора по делу Афанасия; VII fr.: послание имп. Констанция к ариминским отцам от 27-го мая 359 г., и постановление ариминского собора – твердо держаться никейской веры.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В целом своем составе рассматриваемое окружное послание патриарха Григория VI вполне соответствовало жгучей потребности греко-восточной церкви, выразило всеобщее отношение православного духовенства и народа к недавно возникшему на Востоке церковному злу, объединило всех в средствах защиты православия от грядущего бедствия и открыто определило мирную и истинно христианскую политику Востока, в отличие и в противовес боевым и воинственным замыслам инославного Запада. Послание патриарха Григория было как бы церковным манифестом, объявившим всему православному миру свое credo в виду напора протестантской пропаганды и определившим истинное отношение православия к западным религиозным новшествам. Своим спокойным тоном, объективной оценкой протестантских лжеучений, своим богатым внутренним содержанием и обстоятельным обозрением подробностей вопроса, наконец, своим простым и общедоступным языком послание патриарха Григория произвело сильное впечатление на весь православный мир и создало для него весьма прочную базу для борьбы с протестантской пропагандой. И последняя, несомненно, несколько дрогнула в своих замыслах и действиях, в виду правдивой и основательной отповеди, которая была дана в послании вселенской патриархии лживым проповедникам с Запада. В этом послании и была раскрыта внутренняя несостоятельность протестантских учений, разоблачены хитрые планы и коварные действия протестантских миссионеров и изобличена вся система их мнимого человеколюбия и благотворения на православном Востоке. Вообще, по своему характеру и назначению окружное послание патриарха Григория, изданное по поводу пропаганды лютеранства и кальвинизма на Востоке, является аналогичным знаменитому посланию византийского патриарха Фотия (IX в.) по поводу вероисповедных нововведений Рима и завоевательных замыслов папства по отношению к православному Востоку и должно быть поставлено наряду с лучшими памятниками греко-восточной церковной письменности полемического и апологетического содержания. Опубликовав свое окружное послание против протестантства, патриарх Григорий VI в том же 1836 году приказал патриаршей типографии отпечатать его в большом числе экземпляров и стал усиленно распространять его среди духовенства и народа всего православного Востока, причем обращался к посредству патриархов александрийского, антиохийского и иерусалимского в деле этого распространения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/b...

Заключение. Все вышеизложенные ваши противозаконные действия крайне смущают нас. Мы, смотря на вас и видя у вас такое непостоянство – то уничтожаете Послание, то защищаете – вправе сказать, что это есть сеть для уловления простодушных людей. Приходит к вам неокружник и вы ему говорите, что-де мы Окружное совсем уничтожили; а приходит к вам мало знающий или совсем не знающий окружник и вы его уверяете, что-де Окружное святое послание и в нем ничего противного нет, и якобы не менее Евангелия. О, увы вашего безумия! Уподобили лживое учение святому Евангелию! Просим вас во исполнение завещания св. Апостола Петра: отвечай всякому, вопрошающему у тебя, ответить на основы божественного писания на прежде поданные вам вопросы и на теперешние вопрошения. Оправдайте нам от Божественного Писания свое Окружное Послание; если же вы не оправдаете Послание божественным писанием, то нам придется исполнить глаголы Апостола Павла, глаголющего: еретика человека по первом и втором наказании, отрицайся (Тит. зач. 302). И по сему писанию нам подобает от вас, ничтоже отвечающих, отвращаться: потому что вам подали уже более году вопросы, а от вас никакого ответа и по сие время не видим. И в настоящее сие время вторично просим вас ответить. Мы же по Апостолу вам глаголем: отложше лжу, глаголите кождо ко искреннему своему, зане семы друг другу удове. Гневайтеся, и не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем. Не дадите места диаволу. (Ефес. зач. 227), от него же да избавит нас Господь наш Иисус Христос . Ему же слава во веки веков, аминь. 4. Присоединения из раскола к православию: в Мухрановском поселке присоединение нескольких казацких семейств; в селе Поиме присоединение певчего В. А. Еремеева; в станице Атаманской присоединение бывшего противуокружнического попа Фотия Мы получили из разных мест от достопочтенных тружеников, ревностно подвизающихся в деле обращения именуемых старообрядцев к православной церкви, весьма отрадные известия о благих плодах их проповеднической деятельности: несколько начитанных и влиятельных в своем обществе старообрядцев благодаря их участию присоединились к православию. Мы заносим эти известия в нашу Летопись, так как обращения из раскола, особенно людей сведущих и влиятельных – суть светлые, отрадные события в самом расколе, а не все же говорить об одних темных раскольнических делах, возбуждающих только чувство скорби и сожаления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Старик Пафнутий состоит во вражде не с Алексеем только, но и с Паисием. Именуясь казанским, он живет в епархии саратовской на Черемшане, где имеет пребывание и Паисий. И пусть бы жил; но дурно то, что он вмешивается в управление не принадлежащей ему епархии. Пользуясь расположением владетельницы большей части земли, где стоят раскольнические скиты на Черемшане, пожилой девицы Феклы Евдокимовой, он и знать не хочет Паисия, говорит: «Я старше, более двадцать лет епископствую!». Сначала Паисий терпеливо сносил все несправедливости Пафнутия; но теперь вышел из терпения, что и понятно, так как Пафнутий в явное нарушение церковных правил даже ставит попов в его епархию. Паисий хотел жаловаться на Пафнутия Духовному Совету; но как жаловаться, когда Шибаев с Петром Драгуновым из-за вражды к нему поддерживают Пафнутия? Хотел предъявить собору противозаконные поступки Пафнутия, но московские заправители раскола и собор нынешним летом отложили собирать! В виду всего этого Паисий не находит иного средства оградить себя от оскорблений со стороны Пафнутия, как удалиться с Черемшана. Поселиться он намерен в местечке Баланда, где проживает значительное количество старообрядцев и между ними есть люди зажиточные. Вообще, Пафнутий на старости лет позорит себя поступками, каких трудно было и ожидать от него. Прежде ревностный окружник, он перешел теперь на сторону уничтожителей Окружного Послания, вступил в союз с безграмотным презираемым самими старообрядцами Савватием, с жаждущими власти и наживы г-ми Шибаевыми и Драгуновыми. Мало этого, он даже написал сочинение в защиту уничтожения Окружного Послания, составляющее целую тетрадь, и привез его в Москву. Однако же сочинение это он показывает только своим приближенным и не хочет распространять, как видно, и сам, сознавая, что защищает в нем неправое дело. Настоящие окружники сильно раздражены такими поступками Пафнутия и даже прямо говорят, что он сошел с ума… Отчего же, московские правители раскольнических «церковно-иерархических» дел не хотят и в нынешнем году составлять собор своих епископов, допуская этим нарушение церковных правил? Глава сих правителей, великий политик И.И. Шибаев говорит в объяснение, что съезд со всей России епископов может навлечь на старообрядцев гнев правительства. Но давно ли это гг. старообрядцы стали бояться правительства, особенно московского? Нет, не правительства боятся Шибаев и Драгунов, а боятся за свою собственную власть, боятся уронить свое значение на соборе. Они помнят, как прошлый раз пришлось им столкнуться со Сильвестром, Бушевым и другими, которые не подчинились их требованиям относительно Окружного Послания и выстояли на своем. Поэтому-то теперь они и поспешили окончить неотложные дела, вызвавши приволжских архиереев, а собор снова отложили под предлогом мнимых опасностей от правительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

1. ВЗГЛЯД НА ПРАВОСЛАВНУЮ ВОВЛЕЧЕННОСТЬ НА РАННЕЙ СТАДИИ ЭКУМЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ Некоторая православная открытость к двухсторонним контактам с неправославными в XIX веке придала новый стимул делу христианского единения, общему свидетельству и межцерковному сотрудничеству. Социально–экономические, культурные и политические факторы также способствовали этому развитию [  ]. Окружное послание Вселенского Патриархата (1902), за которым последовали благосклонная реакция Православных Церквей и переговоры с англиканами и старокатоликами, знаменовала собой первую стадию движения XX века к примирению и единству [  ]. После Эдинбургской миссионерской конференции (1910) благодаря инициативам Всемирной студенческой христианской федерации молодежь нескольких Православных Церквей включилась в экуменическое движение [  ]. Окружное послание (1920) Вселенского Патриархата ко всем Церквам выдвинуло основную программу современного экуменизма и призвала к созданию Лиги Церквей [  ]. Она призывала к устранению недоверия и горечи, прозелитизма и ненависти, к укреплению взаимной любви и учреждению практических путей сотрудничества между Церквами, к совместному сопротивлению социальному злу. К Церквам была обращена просьба содействовать доброй воле и уважать принципы справедливости и милосердия. Окружное послание говорило, что вероучительные разногласия не должны мешать Церквам в совместных действиях. Пришло время движения вперед, к более тесному братству и более достоверному христианскому свидетельству [  ]. Эти идеи встретили благосклонную реакцию в Русской Православной Церкви, но новые социально–политические реальности в Советском Союзе, вопросы большой русской диаспоры в Европе, юрисдикционные и другие факторы оставили свой отпечаток на межцерковных отношениях и экуменической деятельности вне страны. Православные представители постепенно вовлекались в работу экуменических движений «Жизнь и деятельность» и «Вера и устройство». Они сделали вклад во все большие конференции: в Стокгольме (1925), Лозанне (1927), Оксфорде (1937) и Эдинбурге (1937) [  ]. Некоторые экуменические «пионеры» поместных Православных Церквей также активно участвовали в зарождении и формации ВСЦ (1938 — 1948 годы) [  ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

О, как я притом невообразимо возмутился духом и восскорбел душею! И скрепя свое сердце, сам в себе рассуждая, недоумевал и мыслил: да неужели это тот самый владыка Казанский, рука об руку шедший но неложному пути истины с покойным Ксеносом?! Не хотелось даже верить тому, что я ныне от него слышал и увидел и что он уже не тот, и не за истину стоит, а за попирателей ея, за настоящего состава Московский Совет, уничтоживший самовластно папскою гордостно-беззаконную властью Окружное Послание, вопреки первого того своего вышесказанного убеждения! Воображаю, что бы почувствовал теперь, если бы жив был, «Амартолос» (т. е. Иларион Егорыч), услышавши и увидевши от своего любимого священного спутника противное прежним воззрениям убеждение и не истину, как прежде, защищающего, а врагов ее и попирателей?... «Изданным 1-го Декабря 1884 года объяснением Духовный Совет уничтожил вторично Окружное Послание и епископ Казанский Пафнутий не только не сделал о том письменного протеста, но и старался еще, лично при мне, оправдывать его беззаконную, папизмом дышущую власть. И таковым необдуманным, без общего совета составленным 1-го Декабря объяснением дали на ся бестудно-буемудрым крамольникам такую дерзость и поражающее их самих острое оружие, удара которого вовсе не ожидал с товарищами, хитроуствованием кичащийся, дерзостный попиратель истины, Иван Шибаев, который и на бывшем соборе безусловно необходимого постановления о чинопринятии раздорников, к нам приходящих, постановить не допустил (это вы и сами видели), а выхитрил в свою ошибку вовлечь епископов, чрез предложение Духовному Совету – пригласить раздорников на собеседование о мире, так как, по его торгашескому соображению, он рассчитал (но далеко не верно) что Окружное Послание, как уничтоженное по его напряженному усилию, им препятствием к миру не может служить. Но это была детская иллюзия буйного его воображения. Противуокружники с неописанным торжеством так в своем уведомлении в Московский Духовный Совет над ним издеваются: «Итак, если вы искренно признали несправедливость Послания и за то его подвергли уничтожению: то вам не должно находиться в числе окружников, а необходимо перейти к вам, не приемлющим Послания и испросить прощение в грехе церковного раздора у нашего владыки Иова; если же вы считаете его правильным и в сознании правильности его учения уничтожаете его, то вы уничтожители и попиратели истинного учения и суть еретики.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010