Пефор , город на Евфрате, отечество пророка Валаама ( Втор.23:4 ). § 41. Ассирия, Мидия и Персия Ассирия находилась на восток от Месопотамии, за Тигром. Древнейшая история царства Ассирийского неизвестна. Могущество Ассирии начало проявляться только по смерти царя Иудейского Озии. В течение 60 лет (с 770 по 710 пред Р. Хр.) из царей Ассирийских являются в Библии: Фул, Феглаффеллассар, Салманассар, Саргон ( Ис.20:1 ), Сеннахерим и Асаргаддон, сын и преемник Сеннахерима. При Сеннахериме могущество Ассириян уже клонилось к упадку; Асаргаддон уже не предпринимал никаких враждебных действий против Евреев. Ниневия , на восточном берегу Тигра, была основана Ассуром ( Быт.10:11 ). Когда пророк Иона был послан Богом в Ниневию, Св. Писание замечает, что она имела три дня ходьбы ( Ион.3:3 ), что, вероятно, применяется к окружности города. Ниневия была тогда так густонаселена, что в ней было более 120,000 человек, неумеющих отличить правой руки от левой ( Ион.4:11 ), что, как думают, говорится о детях. Когда Бог повелел Ионе проповедовать разрушение Ниневии, в ней царствовал Фул ( 4Цар.15:19 ). Арбак, правитель Мидии, принудивший Сарданапала сжечься в своем дворце, основал новое царство Ассирийское; Ниневия продолжала быть столицей и этого царства. Экбатаны , столица Мидии. В кн. «Иудифь» построение (или увеличение) этого города приписывается Арфаксаду: «И построил вокруг Екбатан стены из тесаных камней, шириною в три локтя, а длиною в шесть локтей; и сделал высоту стены в семьдесят, а ширину в пятьдесят локтей, и поставил над воротами башни во сто локтей, имевшие в основании до шестидесяти локтей ширили; а ворота, построенные им для выхода сильных войск его и для строев пехоты его, поднимались в высоту на семьдесят локтей, а в ширину имели 40 локтей» ( Иудиф.1:1–4 ). Раги Мидийские , на востоке Экбатан; здесь жил Гаваил, которому Товит отдал на сохранение десять талантов серебра ( Тов.1:14 ). Рагав , область, лежащая при Рагах Мидийских. Здесь, на равнине этой области, Навуходоносор победил Арфаксада, царя Мидийского, и пронзил его мечом ( Иудиф.1:5, 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Поучительный в этом отношении пример представляют нам св. апостолы, мученики, исповедники. »Я ни на что не взираю, – говорит ап. Павел при своем прощании с ефесскими пресвитерами, зная об ожидающих его узах и бедствиях в Иерусалиме, – и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией« ( Деян. 20:24 ); и когда в Кесарии верующие со слезами просили его не ходить в Иерусалим, апостол отвечал им: «Что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? Я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса» ( Деян. 21:13 ). «Я связан за Христа, – писал иченик ап. Иоанна Богослова, св. Игнатий Богоносец , христианам в Рим, шествуя туда для принятия мученического венца, – и ничто не удержит меня придти к Иисусу Христу... Лучше мне умереть за Иисуса Христа, нежели царствовать над всею землею... Я горю желанием умереть. Моя любовь распялась; и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая, говорящая во мне, взывает мне извнутри: «Иди к Отцу»... Не хочу более жить жизнию человека» 673 . Отсюда ясно, что если бы, например, христианин-воин во время сражения стал бежать с поля битвы, чтобы не быть убитым, если бы врач во время эпидемии отказался лечить больных, чтобы самому не заразиться, если бы пастырь духовный, обязанный «положить жизнь свою за овец» ( Ин. 10:11 ) словесного стада, в тех же обстоятельствах и по той же причине «оставил овец и бежал» ( Ин. 10:12–13 ) от них, отказавшись напутствовать умирающих и т.п., то никто, конечно, не стал бы оправдывать их во имя обязанности самосохранения. В первые века христианства бывали случаи, когда мечтательно возбужденные люди нарочно искали мученичества за веру Христову. Но Церковь не одобряла таких исканий. «Мы, – пишет смирнская община в окружном послании, в котором она извещала о мученической смерти своего епископа св. Поликарпа, – не хвалим тех, которые предают себя сами, ибо Евангелие не учит сему» 674 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Поэтому мы призываем тех из вас, кто отвечает за жизнь приходов и за будущее нашей молодежи, предпринять совместные усилия, чтобы обеспечить надлежащее руководство и помощь всем в вопросах брака, как собственным примером чистой и честной жизни и непорочного брака, так и словом наставления и вразумления, " дабы вы знали, как отвечать каждому " (Колос.4:6), и с помощью специальных образовательных программ. Из Священного Писания Ветхого Завета мы узнаем, что Бог сотворил человека " по образу Своему " , " мужчину и женщину сотворил их " (Быт.1:27), и, начиная с этого момента " оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть " (Быт.2:24). Мужчина и женщина взаимно дополняют друг друга, и эта их взаимодополнительность, выраженная в их союзе и в совместной деятельности, является отражением образа и подобия Самого Бога. Эта духовная основа брака очевидным образом превосходит, отнюдь не подавляя его, плотский союз тел. Плотские отношения в отрыве от духовных - развращенны; они должны являться составной частью чистой и всецелой любви между мужчиной и женщиной, объединенных узами брака. Из Священного Писания Нового Завета, из слов нашего Господа Иисуса Христа, мы научаемся тому, что брак - это единственный и нерушимый союз мужа и жены, объединенных Самим Богом: " Что Бог сочетал, того человек да не разлучает " (Мф.19:6). В службе Венчания подобным же образом дается понять, что жених и невеста объединяются друг с другом не сами по себе, а Богом: " Ибо от Тебе сочетается мужу жена " (Последование Венчания). По этой причине в православном последовании венчания отсутствуют какие-либо клятвы или обеты со стороны веняающейся пары. Их желание и свободное волеизъявление, конечно же, необходимы для заключения брака, поскольку таинства - это не магические действия, устраняющие необходимость в человеческом сотрудничестве. Однако, никакой обет или клятва не могут сделать соединение мужчины и женщины столь благодатным и абсолютным, как то, каким оно призвано быть в христианском браке.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Православная Церковь никогда не отнимала от верующих право благовествовать слово Божие. Наоборот даже, она, именно, верующих, народ, признает хранителем веры и благочестия: «У нас, – пишут патриархи в окружном послании 1848 г., – ни патриархи, ни соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, т. е. самый народ» 425 . Колоссянам, Ап. Павел заповедует: слово Христово да вселится в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу 426 . Не трудно видеть, что здесь Апостол желает, чтобы чтение или пение псалмов, славословий и других духовных песней не было одним физическим упражнением, а сопровождалось теми явлениями, которые суть возрастание в духе, облечение в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение 427 и любовь 428 . Другими словами, здесь Апостол говорит не о том, кому принадлежит право проповеди, в смысле распространения учения, а о том, какими последствиями в жизни должно сопровождаться слышание слова Божия. Этих самых последствий от слышания слова Божия православная Церковь всегда желает: она постоянно заповедует, чтобы слово Божие, слышанное от священника или мирянина, возгревало в нас благодать Божию, возрождало внутреннего духовно-нравственного человека. Фессалоникийцам Ап. Павел пишет: если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его; но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата 429 . Здесь Апостол передоставляет верующим право вразумлять тех, которые почему-либо не принимают апостольских наставлений, не повинуются Апостолу. Этим самым Апостол дает понять, что его наставление обязательно для верующих и, что за исполнением его повелений верующие должны строго наблюдать, т. е., что Апостол имеет власть учить, а верующие – обязательство повиноваться. Слова Ап. Павла: все от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения 430 , также не содержат в себе той мысли, какую находят в них протестантские богословы.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Пророки, как посланники Божии, смело высказывали истину перед народом и, чтобы сделать ее яснее, часто заимствовали образы выражений из обыкновенной жизни. Так, например, у пророка Иеремии можно встречать резкие сравнения тогдашнего состояния народа с глиняными сосудами. «Как поступают с нечистым сосудом, – говорил он, – выполоскают его и потом опрокинут, так опрокинут будет и Иерусалим». «Один раз, – говорил он, – я видел горшечника, работающего в своей мастерской; горшок, который он делал, не удался ему; тогда он смял его в руках своих и сделал из той же глины другой сосуд. «Не могу ли Я поступить так же, израильтяне? – говорит Господь. – Также точно, как глина в руках горшечника, находитесь и вы в руке Моей! " » В другой раз купил он у горшечника сосуд лучшей работы и, явившись перед старейшинами народными и главнейшими из священников, разбил его перед ними вдребезги и сказал: «Сия глаголет Господь сил: так сокрушу Я народ сей, как сокрушен этот глиняный сосуд, который не может более сделаться целым. Дома и дворцы иерусалимские превратятся в развалины, ибо на кровлях их приносились жертвы идолам и возлияния богам чужим!» 50. Пророк Иона Милосердый Бог Израилев, столько пекшийся об избранном народе Своем, не оставлял Своею милостью и другие народы. Так, раз Господь сказал пророку Ионе: «Встань, пойди в великий город Ниневию и проповедуй в нем, ибо злоба его вопиет ко Мне». А Нивевия была столица царя Ассирийского – город богатый и многолюдный, имевший три дня пути в окружности. Но Иона, не послушав гласа Божия, сел на корабль в Иоппии и, как бы желая убежать от Лица Бога земли Израилевой, отправился совсем в противную сторону. Тогда Господь поднял бурю на море, так что корабль был близок к погибели. Все находившиеся на корабле видели явную смерть перед собою и, объятые страхом, вопияли каждый к своему Богу о помощи. Один Иона спал беспечно в нижней части корабля. Тогда пришел к нему кормчий и сказал: «Чего ты спишь? Встань и моли Бога твоего, чтобы спас нас от погибели!» Люди же, находившиеся на корабле, сговорились между собою бросить жребий, чтобы узнать, кто из них больше всех прогневал Бога. Жребий пал на Иону и он, признавшись в своем преступлении, сказал им: «Бросьте меня в море, и утихнет волнение, ибо я знаю теперь, что из-за меня это ужасное несчастие на вас!» Бросили Иону в море – и волны утихли. Тогда все оставшиеся на корабле устрашились Господа, принесли ему жертвы и стали усердно молиться. Иону же, как только выбросили его с корабля, проглотил огромный кит, но Господь сохранил его живым и во чреве китовом. Три дня и три ночи пророк молился Господу из чрева китова с раскаянием в сердце, и Господь повелел киту выбросить его на землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Пс. 37, 8. Весь день сетуя хождах. Отметим, что 37 псалом — второй псалом Шестопсалмия, части утрени, органично вошедшей в студийское богослужение. Дан. 3, 33. Цитата взята из Песни Азарии — седьмой по счету библейской песни, находящейся в составе канона утрени. Т.е.. еретикам. Пс. 21, 14. Читается на Царских часах в Великую Пятницу, поскольку типологически пророчествует о страданиях Христовых. Пс. 87, 5. Является частью шестопсалмия. Также прочитывается христологически. Славянский текст - «И бых яко птица, особящаяся на зде». Этот псалом входит в состав Великого Повечерия, монашеской службы, сложившейся в общих чертах при прп. Феодоре Студите. Пс. 93, 17. Славянский текст - «Уподобихся неясыти пустынней». В это время община студитов переживала не лучшие времена. Император Михаил II от политики терпимости все более обращался к преследованиям. Буквально «стояния» - στασιν. Возможно, имеются в виду поучения прп. Феодора, в частности, Большой Катехизис, созданный, по мнению ряда ученых до 815 года. Письма прп.Феодора Студита объемлют период от 796 до 826 г. и касаются самых разных сторон монашеской жизни, а также жизни Церкви и Империи. По ранним собраниям известно о 849 письмах, в настоящее время издано 560. Буквально - «да субботствует» σαββατιζετω. «Субботствование» ума в данном контексте возможно связано со Страстями Христовыми и с Великой Субботой. Цитата из Молитва Манассии, входящей в состав Великого Повечерия. В результате иконоборческих гонений и некоторые монашествующие отказались от своих обетов и вернулись к мирской жизни. Степень давления императорской власти во время Второго иконоборчества была ниже, чем при первой, однако была достаточной для отпадения нестойких. См. в частности Афиногенов Д.Е. Константинопольский Патриархат в 787-847. М, 1998. Перевод авторский. В синодальном переводе - «Если кто храм Божий растлит, того покарает Бог». Гораздо ближе к оригиналу церковнославянский перево: «Аще кто храм Божий растлит, растлит того Бог». Ср. Мф. 24, 50-51 «То придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов».

http://pravoslavie.ru/57666.html

Силлабус (по-гречески — перечень) — так называлось приложение к папской энциклике (окружному посланию) от 8 декабря 1864 г. с перечислением восьмидесяти «заблуждений», противоречащих учению католической церкви. Полное его название: «Sillabus complectens praecipios nostrae aetatis errores» («Перечень, содержащий основные заблуждения нашего временя»). 268 …принимающий богомольцев… — Почти всю первую половину 1877 г. Пий IX принимал пилигримов, стекавшихся в Рим из Европы и Америки для празднования пятидесятилетия со дня возведения его в звание епископа. 269 …и умирающий… — Во время ежедневных приемов пилигримов Пий IX неоднократно терял сознание вследствие общей старческой слабости. 270 …огромнейшая идея мира, идея, вышедшая из главы диавола во время искушения Христова в пустыне… — Подразумевается искушение Христа властью, о котором рассказывается в Евангелии: «И возведя его на высокую гору, диавол показал ему все царства вселенной вомгновение времени. И сказал ему диавол: тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если ты поклонишься мне, то все будет твое. Иисус сказал ему в ответ: „отойди от меня, сатана; написано: господу богу твоему поклоняйся, и ему одному служи» (Евангелие от Луки, гл. 4, ст. 5–8). Там же говорится о неудавшемся искушении Христа хлебом и чудом. 271 Во Франции за последние годы образовалось парламентское большинство их отличались сдержанностью и необычным еще у них благоразумием. — Имеется в виду послевоенный курс буржуазного республиканского большинства, руководимого такими политиками, как Гамбетта, Дюфор, Жюль Симон, Греви и др. 272 Очень тоже пригодилась потом эта идея правительству Наполеона III. — 31 мая 1850 г. Законодательное собрание Франции провело в жизнь закон о выборах, по существу лишавший права голоса большую часть рабочих. С целью упрочения своей популярности в народных массах Наполеон III, тогда еще только президент, начал борьбу с Законодательным собранием за отмену этого закона. Благодаря этой борьбе, имевшей в значительной степени демагогический характер, будущий император прослыл защитником демократических норм общественной жизни. Закон о всеобщем голосовании был восстановлен Наполеоном III сразу после государственного переворота 2 декабря 1851 г. 273

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Смутился Даниил на краткое время, когда потребовал от него Царь истолкования страшного видения, и потом отвечал: «о Государь, да сбудется сон сей с ненавидящими тебя! Великое древо, которое ты видел, это ты сам, о Царь, возвеличившийся до небес и распространивший власть свою до пределов земли, и ты услышал над собой изречение Вышняго: – изгонят тебя из среды человеков и ты будешь жить с дикими зверями, подобно им питаться травой, семь лет, доколе познаешь, что Вышний владеет царством человеческим и дает оное, кому хочет; сохранение же остатков корня в земле знаменует то, что опять возвратится к тебе царство, когда познаешь небесную власть. Посему да будет угоден тебе совет мой, о Царь, искупи грехи твои милостынями и неправды щедростью к убогим; быть может, Господь будет долготерпелив к твоим грехам.» Все сие постигло Навуходоносора, как сам он потом исповедал, в окружном послании к своим народам. – Год спустя, когда ходил он посреди Вавилона и превозносился своим величием, говоря: «не это ли Вавилон, который я возвеличил как столицу моего царства, в крепости моей и славе моей?» внезапно, прежде нежели еще окончилась речь в устах его, раздался голос с неба: «тебе говорю, о Царь Навуходоносор, царство твое прешло от тебя; изгонят тебя из среды человеков и поселишься с зверями дикими, в течении семи лет, доколе не познаешь, что Вышний владеет царством человеческим и дает оное кому хочет.» В тот же час исполнились слова сии над Царем; он был выгнан из общества человеков, и подобно волу, питался травой; тело его орошалось росой небесной и обросло волосами, как львиное, и ногти его были, как у птицы. – По окончании же семи лет, возвел Навуходоносор взоры свои к небу, и ум его к нему возвратился; он благословил Вышняго, живущего во веки и прославил вечную власть Его непроходящего царства. Опять взыскали Навуходоносора вельможи, увидев его в прежнем образе, и еще с большим величием утвердился он на царстве своем, не переставая славить небесного Царя, истинного во всех путях своих, который может смирить всех, превозносящихся гордостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Ст. 19. …Тогда нечестивый Иасон послал туда зрителями Аитиохиян из Иерусалима, чтобы доставить триста драхм серебра на жертву Геркулесу... Антиохиянами здесь называются, конечно, те Иудеи из Иерусалима, которые за деньги приобрели себе право Антиохийского гражданства 1164 . Триста драхм составляют около 6,000 руб. сер. Геркулес Тирский – был символом солнца. Ст. 21. …Когда затем Аполлоний, сын Менесфея, послан был в Египет, по случаю восшествия на престол царя Птолемея Филометора и проч... Этого Аполлония Антиох Епифан посылал в Египет после сражения, данного Египтянам между Пелузией и горою Казием 1165 . Аполлоний должен был расследовать, насколько вельможи египетские расположены были содействовать к подчинению Египта Сирийской власти. Оказалось, что в Египте не только не сочувствуют замыслам Антиоховым, напротив, у него самого хотят отнять Палестину и Келесирию. Тогда Антиоху пришлось позаботиться о собственной безопасности; и с этой целью он предпринял обозрение крепостей со стороны Египта, между которыми была и Яффа. Также весьма важно было для него убедиться в верности иерусалимских иудеев 1166 . Ст. 30. … В то время, как это происходило, взбунтовались Тарсяне и Маллоты за то, что они отданы были в дар Антиохиде, наложнице царской... Тарс был столичный город Киликии. Маллос был другой город той же провинции. В древней истории весьма не редки были примеры того, что цари персидские дарили целые города своим женам, а также наложницам, или друзьям. Вот на каких условиях, – замечает Цицерон, – дарят они города своим женам: такой-то город обязуется доставлять нашей супруге все нужное для ее головных украшений, такой-то – все нужное для шейных украшений, а такой-то – все потребное для волос. Таким образом, целые народности они (цари) делают не только соучастниками своих страстей, но и пособниками оных. Азиатские города, впрочем, не считали для себя все это постыдным; но города греческие никак не могли с этим помириться 1167 . Ст. 33. …Верно дознав о том (т. е. о распродаже священных сосудов, совершенной Менелаем с корыстной целью) , Ония изобличил его и удалился в безопасное место – Дафну, лежащую при Антиохии... Дафна был городок неподалеку от Антиохии. Он был знаменит кипарисной и лавровой рощами, посвященными Апполону и Диане, и ради этих святынь, на пространстве четырех миль с половиной в окружности своей, считался местом убежища для гонимых. Первосвященник Ония, для спасения своей жизни, мог безгрешно воспользоваться сим убежищем. Глава 5 1168 . Неистовства Антиоха Епифана в Иерусалиме

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

– Страшное пророчество сбылось: преданный царём, власть имущими и иерархами народ смёл оставивших его с лица земли. Воистину это был бич Божий. «Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам её... Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей. ...И будет сожжена огнём, потому что силён Господь Бог , судящий её» ( Откр. 18:6–8 ). 72 ...и нет надо мной господина Делаю, что хочу... – « " Только как же, спрашиваю, после того человек-то? Без Бога-то и без будущей жизни? Ведь это, стало быть, теперь всё позволено, всё можно делать?» – «А ты и не знал?» Всё будет позволено для каждого частного лица не верующего ни в Бога, ни в бессмертие своё» (Достоевский. 15, 29; 14, 65). 73 Мученичества, чтобы за Христа жажду этих страданий... – Идея необходимости страдания на пути ко Христу вряд ли была одной из определяющих в жизни Эрна и характерна именно для Свенцицкого. Мысль обратиться к епископам и авторство текста также принадлежали ему. Об этом говорят присущие его стилю выражения и хронология событий: у вернувшегося в Москву 25–26 января 1905 Эрна просто не было времени написать воззвание, а в последних числах января друзья уже были в Санкт-Петербурге. 74 Окружное послание (энциклика) – обращение архипастырей к народу в особенно важных обстоятельствах, требующих внимание всей церкви: о доблестях мучеников, появлении ересей, поместных определениях по догматическим вопросам (напр.: сщмч. Поликарпа Смирнского , свт. Фотия, Восточных патриархов в 1848). 75 Епископ Евлампий – Имеется в виду еп. Антоний (Флоренсов; 1847–1918), с которым друзья познакомились через П. А. Флоренского. Обстоятельства знаменательной встречи были также описаны на выступлении в МРФО 21 ноября 1905 (Свенцицкий В. «Христианское братство борьбы» и его программа. М., 1906). Ни малейших упрёков в искажении фактов доклад и брошюра не вызвали. 76 …я не верил в искренность его любви. – Описывая свой замечательный характер, еп. Антоний говорил: «А всё от того, что есть у меня одно качество.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010