Экономическая отчетность по семинарии и училищам Тифлисскому, Тедавскому и Горийскому, приведена в настоящем году в полный порядок. Отчеты по сим заведениям составлены, обревизованы и представлены куда следует. Но отчеты за несколько лет по училищам Кутаисскому, Мингрельскому и Озургетскому доселе еще не составлены, не смотря на все меры, которые были принимаемы мною к устранению этого недостатка. Но во всяком случае и здесь дело подвигается вперед: несколько отчетов уже составлены, обревизованы и представлены в контроль. В начале текущего года в учебной части, по распоряжению Святейшего Синода, в духовных училищах Экзархата совершилось преобразование, состоящее в том, что в училищах Тифлисском, Телавском и Горийском введено преподавание одного только греческого языка из классических языков, а в училищах Кутаисском, Мингрельском и Озургетском – одного латинского языка. В составе лиц управления по духовно-учебным заведениям Экзархата произошли следующие перемены: 1) на место уволенного от должности смотрителя Телавского духовного училища перемещен помощник смотрителя Тифлисского духовного училища Пашкевич, а на место последнего помощником назначен преподаватель Юницкий; 2) на место смотрителя Кутаисского духовного училища назначен смотрителем преподаватель семинарии Татиев; 3) на место умершего смотрителя Тифлисского училища авторского перемещен смотритель Телавского училища, а на его место в Телав – смотритель Озургетского училища; 4) смотрителем Озургетского училища назначен помощник смотрителя Горийского училища Шиуков, а помощником смотрителя Горийского училища учитель Кутаисского духовного училища Боголюбов. Назначение нового смотрителя в Кутаисское училище Татиева благотворно отразилось на состоянии сего училища: преосвященный Гавриил рекомендует нового смотрителя с прекрасной стороны и ход дел училищных также рекомендует его. Последствия остальных перемен в личном составе училищных начальств, по ведомости их, еще не выяснились, хотя и от этих перемен можно ожидать добрых последствий. |
Что же касается мужских духовных училищ, то 1) Тифлисское, Горийское и Мингрельское училища находились в состоянии удовлетворительном и довольно благоустроенном. Успехи учеников были довольно удовлетворительны, поведение хорошо, выдающихся проступков со стороны учеников допускаемо не было; воспитатели и учители благотворно влияли на воспитанников. Но 2) в училищах Тедавском, Озургетском и Кутаисском замечены важные нестроения. В Телавском училище смотритель М. допускал различные злоупотребления по экономической части, вошел в неприятные отношения к своему помощнику и учителям, возбуждал даже против них учеников и потому для пользы службы уволен от смотрительской должности. Таковой образ действий смотрителя не мог не отразиться вредно на учебно-воспитательном деле Телавского училища. Еще большие неустройства открылись в Кутаисском училище. Смотритель сего училища Пхакадзе своею соблазнительною жизнию, нечестным отношением к училищному хозяйству, совершенным разладом со всею наставническою корпорациею, нерадивым исполнением своих смотрительских и учительских обязанностей весьма вредно влиял на учеников: потому он уволен от смотрительской и учительской должностей в Кутаисском училище. Пятилетнему управлению его Кутаисским училищем семинария обязана тем, что главными виновниками семинарских беспорядков оказывались ученики имеретины, и прежде отличавшиеся буйством, а теперь еще более преуспевшие в буйном направлении. В Озургетском училище смотритель И. занимался делом неусердно; действовал по отношению к учителям небеспристрастно. Между учителями оказались люди буйные; один из них побил других после небольшой размолвки в квартире одного товарища после обеда: учитель этот уволен от службы. Смотрителю и наставникам рекомендовано усерднее заниматься делом и позаботиться о возвышении успехов учеников. |
Равным образом для Телавского духовного училища, в дополнение к существующему училищному зданию, построен новый двухэтажный дом на средства духовенства и церквей. Постройка дома обошлась в 13259 руб. Горийское духовное училище находится в старом и тесном доме; постройка нового дома замедлилась частию неимением просторного места, а частию неимением строительного капитала. Но при усиленных моих стараниях и содействии уполномоченного от Министра Государственных Имуществ г. Тихеева, с Высочайшего соизволения, последовавшего в 30 день Апреля 1884 года, отведен в г. Гори участок земли в количестве 1121 кв. саж. бесплатно для постройки училищного дома. Участок этот стоит не менее 8000 р. План и смета на постройку дома составлены. Сумма на постройку определяется по смете около 64000 р. Наличных строительных средств училище имеет только 15000 p., но духовенство деятельно изыскивает средства и есть надежда, что года через два будет иметь и Горийское училище весьма хороший дом. Кутаисское духовное училище помещается в хорошем доме. Для Озургетского духовного училища хотя приобретен и хороший дом и прекрасный участок земли, но так как этот дом не приспособлен к помещению учебного заведения и не поместителен для пансионеров, то проектируется устроить этаж над ним, вместо предполагаемой постройки в дворе бараков или комнат для общежития воспитанников. На надстройку этажа приготовляются план и смета. Для постройки этажа имеется материал, оставшийся за отменою постройки бараков, и сумма в количестве 1700 руб. ассигнованных духовенством на постройку бараков. Одно только Мингрельское училище, переведенное из местечка Мартвили в местечко Ново-Сенаки, находится в жалком положении в отношении помещения, лишившись собственного дома от пожара в 1881 году. |
Дядя же еще одно лица, задержанного СГБ – Мириана Беридзе, Тамаз Беридзе заявил, что его племянника задержали три дня назад во время спецоперации, проведенной в гурийском селе Насакирали. Служба государственной безопасности Грузии за возможную связь с ИГ 29 ноября задержало четырех человек. В связи с этим в СГБ сегодня был проведен специальный брифинг. Ранее сообщалось , что в интернете от имени террористической группировки «Исламское государство» (ИГ) распространено послание к грузинскому народу. Лица, говорящие на грузинском языке, обращаются к мусульманам, проживающим в Грузии. Они призывают мусульман к поддержке ИГ, а Грузии грозят приходом «халифата». Одним из авторов обращения является Хвича Гобадзе. По словам его отца Ильи Гобадзе, он не видел этого видеообращения, однако сообщил, что его сын не находится в Грузии. «Мой сын приблизительно два месяца назад вместе с друзьями отправился работать в Турцию. После этого я несколько раз с ним контактировал, однако в Грузию он не приезжал. Я не знаю, где он сейчас. Не знаю, что это за послание с угрозами. У меня нет интернета, и я ничего не видел. Однако я знаю, что моего сына здесь нет», - заявил Илья Гобадзе. Трое из четырех авторов обращения - Роберт Паксадзе, Бадри Иремадзе и Мамука Антадзе – родом из Озургетского района. В статусе экомигрантов они были переселены в регион Гурия несколько лет назад. Хвича Гобадзе – уроженец Батуми. Их родители заявляют, что не поддерживают с ними связи и не знают, где их сыновья находятся. СГБ Грузии проводит расследование по факту распространения данного видеоматериала. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Ваше имя: Ваш e-mail: Отзыв: Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации): Материалы в данном сюжете 29.07.2019 15:45 Члена осудили на 13 лет колонии за попытку напасть на собор в Дагестане 02.07.2019 14:29 В Австралии арестовали трех сторонников ИГ, планировавших теракты |
И все-таки часто приходилось прекращать занятия за отсутствием учеников, а на родителей убежавших питомцев начальством налагались штрафы и наказания, с требованием возвратить беглецов в школы. Немудрено, что старое поколение грузин, помнящие такие порядки, не может никак понять, почему это теперь нужно давать деньги на открытие и содержание школ, на покупку учебников и проч.? В селении Цинондали Телавского уезда, не безызвестном и в России по производству вина, в бойком местечке и сравнительно культурном, ко мне однажды обратилась старуха с требованием денег в уплату за то, что ее внук учится в церковной школе. К числу грузинских школ принадлежат имеретинские, это – в западной Грузии в Кутаисской губернии. Имеретины по характеру – полная противоположность грузинам: народ бойкий, живой, подвижной, склонный к торговле, способный к учению. Здесь ценят школы; они всегда полны; здесь и средства на школы дают охотно; дети учатся хорошо. И школ здесь порядочно – около 170. Но есть в этом явлении и обратная сторона: имеретины, поучившиеся в школе, стремятся в города, поступая в лакеи, повара, в духаны, в лавки, на железную дорогу. Таким образом, школа вычерпывает из деревни интеллектуальные силы. Родственны имеретинам и гурийцы. Гурия, – Озургетский уезд, кутаисской губернии, – лежит на границе с Турцией и издавна служила местом укрывательства всего краденого: здесь провозились в Турцию продаваемые девушки, украденные лошади, здесь укрывались разбойники и преступники. Под влиянием таких исторических условий, при живости характера гурийцев, при близости мусульман, естественно, религиозно-нравственное состояние их невысоко, и Гурия в последнее время приобрела печальную известность разбоями, грабежами и беспорядками. Школ здесь около 80; конечно, указанные стороны жизни в Гурии неблагоприятны для развития здесь церковно-школьного дела, хотя гурийцы очень способны и склонны к школьному учению. |
IV. Отношения Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода: а) от 6 сентября за 5997: «По утвержденному Г. Исполняющим обязанности Обер-Прокурора Св. Синода 27 августа 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Афанасий Грановский определен на должность помощника инспектора в Полтавскую духовную Семинарию». б) от 10 сентября за 6064: «По утвержденному Г. Исполняющим обязанности Обер-Прокурора Св. Синода 2 сентября 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Александр Заозерский определен на должность преподавателя всеобщей и русской гражданской истории в Архангельскую духовную Семинарию». в) от 15 сентября за 6108: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 12 сентября 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Алексей Смирнов определен на должность помощника инспектора в Благовещенскую духовную Семинарию». г) от 16 сентября за 6135: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 12 сентября 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Николай Нардеков определен на должность учителя русского и церковно-славянского языков в старшие классы Озургетского духовного училища». —331— д) от 16 сентября за 6140. «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 12 сентября 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Алексей Литкевич, состоявший доселе надзирателем в Харьковской духовной Семинарии, определен на должность учителя греческого языка в Сумское духовное училище». е) от 23 сентября за 6263: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 16 сентября 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Константин Старокотлицкий определен на должность учителя русского и церковно-славянского языков в старшие классы Ишимского духовного училища, а назначенный 12 августа на эту вакансию кандидат Московской духовной Академии Николай Державин, согласно прошению, освобожден от данного ему назначения». |
Хонско-Самтредийская, архиеп. Савва (Гигиберия). Мон-ри: Матходжи, св. Нины (с. Матходжи, Хонский р-н, жен., основан в XVI в., возобновлен в 1996); Хони, прп. Саввы Освященного (г. Хони, муж., основан в 1996); Самтредийский, св. Андрея Первозванного (г. Самтредиа, жен., основан в 2001); Удзлоури, Вознесения Господня (с. Ахалбедисеули, Хонский р-н, муж., основан в 2002). Цагерско-Лентехская, еп. Стефан (Калаиджишвили). Мон-ри: Цагерский, св. Максима Исповедника (г. Цагери, муж., основан до IX в., возобновлен в 2002; находится могила св. Максима Исповедника); Цагерский, св. Нины (г. Цагери, жен., основан в 2001); Ласуриаши, Рождества Пресв. Богородицы (с. Ласуриаши, Цагерский р-н, муж., основан в 2005). Цилканская, архиеп. Зосим (Шиошвили). Мон-ри: Мчадиджвари, во имя св. Архангелов (с. Мчадиджвари, Душетский р-н, жен., основан в 1668 католикосом-патриархом Досифеем III, возобновлен в 1991); Аши, св. Квирике (с. Аши, Душетский р-н, жен., основан в 1998); Бицменди, Вознесения Господня (с. Бицменди, Мцхетский р-н, жен., основан 20 мая 1999). Чиатурско-Сачхерская (вдовствующая), временно управляет митр. Сухумско-Абхазский Даниил (Датуашвили). Мон-ри: Кацхис-Свети (Кацхский Столп) (Кацхурское ущелье, Чиатурский р-н, муж., основан в V-VI вв. на месте святилища, посвященного культу богини плодородия, возобновлен в 1996); Мгвимеви, Рождества Пресв. Богородицы (близ с. Мгвимеви, Чиатурский р-н, жен., основан в XIII в. рачинским эриставом Рати Кахаберисдзе, возобновлен в 1992). Чкондидская, митр. Георгий (Шаламберидзе). Мон-рь: Саелиаво, Введения во храм Пресв. Богородицы (с. Саелиаво, Мартвильский р-н, жен., основан 4 дек. 2001). Шемокмедская, архиеп. Иосиф (Киквадзе). Мон-ри: Шемокмеди, св. Николая Мирликийского (ставропигиальный) (с. Шемокмеди, Озургетский р-н, жен., основан в 1992); Джумати, во имя св. Архангелов (с. Джумати, Озургетский р-н, муж., основан до X-XI вв., возобновлен 21 нояб. 1990); Шемокмеди, Преображения Господня (с. Шемокмеди, Озургетский р-н, муж., основан в X-XII вв., возобновлен в 2005); Ачи, св. Георгия (с. Ачи, Озургетский р-н, муж., основан в XIV в., возобновлен в 2005); Удабно, св. Иоанна Крестителя (с. Шуа-Ганахлеба, Чохатаурский р-н, муж., основан во 2-й пол. XVIII в., закрыт в 50-х гг. XX в., возобновлен в 2001); Самеба-Джихети, Св. Троицы (с. Джихети, Ланчхутский р-н, жен., основан в 1896); Григолети, св. Григория Богослова (с. Григолети, Ланчхутский р-н, муж., основан в 1993); Озургетский, св. Нины (г. Озургети, во дворце гурийских князей, жен., основан в 1995). |
В пров. Гурия (юж. часть А. К.) находятся 2 монастыря — Джуматский (Озургетский р-н) с кафедральным Архангельским собором, XVI в., и росписью XVI–XVII вв., где хранилась известная золотая икона вмч. Георгия, XI в., пропавшая после ограбления храма (оклад иконы хранится в ГЭ), и Шемокмедский монастырь (Озургетский р-н), XII–XVI вв., где находилась кафедра епископа Шемокмедского, — центр грузинской культуры, с известной библиотекой. Северная провинция Сванети известна храмом Лагурка монастыря св. Ивлиты и Квирике, XII в., с росписью 1112 г. В центральной провинции Одиши находятся такие известные памятники архитектуры, как Мартвильский монастырь, VII в. (с. Мартвили),— кафедра Чкондидского епископа; кафедральный собор Никорцминда, построенный в 1010–1014 гг. и имеющий росписи XVIII в.; цаишский Богородицкий храм, XIII–XIV вв.,— епископская кафедра с IX в.; храм Цаленджиха (Цаленджихский р-н), XIV в., с росписями к-польского иконописца Мануела Евгеникоса и Хобский монастырь (Хобский р-н), кон. XIII в., с росписями XIII–XIV вв., в котором хранились многие святыни: частицы мощей св. Иоанна Крестителя, мч. Квирике, вмч. Георгия Победоносца (в наст. время хранятся в Историческом музее г. Зугдиди). Одна из главных святынь Абхазского Каталикосата— хранящийся в Хобском монастыре хитон Пресв. Богородицы, о котором сообщается в «Путешествии Антиохийского Патриарха Макария», в записках русских послов Ельчина и Захарьева (1640), Иевлева и Толочанова (1650–1652), а также у французского путешественника Ж. Шардена и католических миссионеров Ламберти и Дзампи. Самая западная провинция Абхазского Каталикосата Абхазети известна Бичвинтским (Пицундским) кафедральным собором во имя Пресвятой Богородицы, X–XI вв., где хранится Бичвинтская (Пицундская) икона Божией Матери, являющаяся главной святыней Абхазского Каталикосата. Также на территории Абхазети находятся Бедийский монастырь с кафедральным собором епископа Бедийского, кон. X в., в котором погребен его основатель и ктитор Баграт III, чье изображение можно увидеть на фреске храма; трехнефный Моквский кафедральный собор, X в.,— кафедра епископа Моквского, где в настоящее время находится одна из резиденций Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II; однонефная Илорская церковь вмч. Георгия, нач. XI в., и купольный храм Дранда, VIII в. |
29) Шемокмедский Спасский мужской монастырь, Гурийско-Мингрельской еп., в с. Шемокмеди, Озургетского у., расположен в 105 и. от Кутаиса. 30) Шиомгвгимский мужской монастырь, Грузинской еп., в 30 в. от Тифлиса и 10 в. от Мцхета, основан св. Шио в VI в., был в древности лаврой, имел до 500 иноков, но потом был разорен; был приписан к Тифлисскому Спасопреображенскому монастырю, восстановлен в своей самостоятельности преосв. Александром, которым монастырь обеспечен и денежными суммами (21,000 руб.). При монастыре есть странноприимница. Вокруг монастыря расположено до 1,000 древних пещер. 31) Шуамтинский Рождествобогородичный мужской монастырь, Грузинской еп., общежительный, в 6 в. от г. Телава, основан царицей Тинатиной в XVI в. на место старой обители, стоявшей в 3 в. от нынешней к юго-востоку. В монастыре имеется гробница основательницы. К монастырю приписан Алавердский собор. 32) Джихетская женская община в местности Джихети, Озургетского у., Гурийско-Мингрельской епархии, в 55 в. от Кутаиса, учреждена Св. Синодом в 1893 г. («Дух. Вестн. Груз. Экз.» 1893 г., 10). Кроме того, некоторые обители в последнее время только еще восстановляются из развалин. Таковы: 33) Бетанийский Рождествобогородичный монастырь, в 14 в. от Тифлиса, в живописном ущелье р. Веры, основанный по преданию царицею Тамарою. 34) Зарзмский монастырь, основанный в XI в., находится в 30 в. от г. Ахалциха в дер. Зарзме. Ныне восстановляется из развалин на средства почившего Наследника Цесаревича Георгия. В храме сохранились фрески. Литература: Е. Л., «Краткий очерк истории грузинской церкви и экзархата за XIX ст.», Тифлис. 1901 (с портретами и изображениями). «Духовный Вестник Грузинского Экзархата». – «Грузинский Духовный Вестник». – «Мцкемси» – «Пастырь». – И. А. Чистович, «Руководящие деятели дух. просвещения в России». Спб. 1890. Кое-что указано в тексте. Вообще же литература о Грузии очень обширна, здесь же указываются только издания, служившие пособием для очерка экзархата. С. Рункевич. Читать далее |
В храме этого монастыря хранится серебряный крест грузинского царя Георгия I (921–956) и находится гробница Григория Дадиани, скончавшегося в 1804 году. Цаишский монастырь в Зугдидском уезде. Цаишская обитель находится при р. Джуме, в селении Цаиши, недалеко от местечка Зугдиди. С 1884 г. она приписана к Намарневскому монастырю. В храме ее сохраняется крест Баграта III, царя Абхазии и Карталинии (980–1014). Челишский монастырь в Рачинском уезде. Этот второклассный общежительный монастырь находится в селении Никорцминда, в 45 в. от селения Они, являющегося главным пунктом уезда. Его храм освящен в честь Успения Богоматери. Управляется архимандритом. Шемокмедский Спасский монастырь в Озургетском уезде. Второклассный Шемокмедский необщежительный монастырь находится в селении Шемокмеди, в 5 в. от своего уездн. г. Озургети. Управляет им архимандрит. Женские обители Василиско-Златоустовский монастырь в Сухумском округе. Эта общежительная обитель находится в 12 в. от г. Сухума и в стольких же верстах от берега моря, близ селения Михайловского, на берегу р. Гумисты. Монастырь основан в 1898 году на месте, где был, по преданию, погребен Иоанн Златоуст . Здесь были развалины древнего храма. Он был восстановлен сестрами и в 1900 г. освящен во им св. Иоанна Златоуста . Возле этого храма и была в 1901 г. открыта Василиско-Златоустовская обитель. За алтарем храма стоит высеченный из камня гроб значительных размеров, извлечённый при раскопках. При монастыре имеются гостиница для богомольцев, больница для сестер обители и школа для обучения туземных девочек-сирот. Джихетская община в Озургетском уезде. Община эта находится при селении Джихети, в 5 в. от станции Закавказской ж. д. «Нигоити» и в 20 в. от уездн. |
|