Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прав. Евфимий Такаишвили. Икона. Нач. XXI в. [Еквтиме] Такаишвили (Такаов) (3(16)/5(18)01.1863, с. Лихаури Озургетского у. Кутаисской губ.- 21.02.1953, Тбилиси), прав. (груз. Гвтискаци - человек Божий; пам. груз. 3 янв.) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ); историк, филолог, археолог, археограф, один из основателей Тифлисского (с 1938 Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ). Род. в семье дворянина Симеона Такаишвили и кнж. Нино Накашидзе. Рано осиротел, мальчика воспитывала бабушка по отцу Мака Шарашидзе. Начальное образование Е. получил в Озургетском и Потийском уездных уч-щах, среднее - в Кутаисской классической гимназии. Одноклассником Е. был Н. Я. Марр , в будущем известный востоковед и языковед, с к-рым Е. сотрудничал на протяжении всей жизни. В 1883 г. Е. с серебряной медалью окончил гимназию и поступил на историко-филологический фак-т С.-Петербургского ун-та. В 1887 г., получив степень кандидата историко-филологических наук, вернулся в Грузию. Выпускная работа Е. «Отношения России и Грузии до конца смутного времени» (ЦГИА С.-Петербург. Ф. 14. Оп. 13. Ед. хр. 756) была обнаружена проф. Г. Шарадзе в 2004 г. Е. преподавал историю, географию, лат. и греч. языки в Тифлисском дворянском уч-ще и 3-й тифлисской гимназии (1887-1894), заведовал Тифлисской частной дворянской гимназией (1894-1904) (Избр. тр. 1968. С. 290, 303). В 1896 г., как он писал об этом в дневнике, Е. «поставил перед собой цель охраны, собирания, выявления, публикации и изучения памятников грузинской культуры» (Там же. С. 310). В 1904 г. подал в отставку, чтобы целиком посвятить себя науке, сохранив неск. часов преподавания истории во 2-й тифлисской жен. гимназии. При поддержке Марра и Д. Бакрадзе Е. одним из первых в Грузии начал раскопки Мцхеты (1893), с. Ворнак (Борчалинский у. Тифлисской губ.) (1894), городища Вани и с. Хуцубани близ Кобулети (1896). Узнав, что рабочие продают случайно выявленное при дорожно-строительных работах богатое погребение VI-V вв. до Р. Х. в Ахалгори (т. н. Ахалгорийский клад), он нашел скупщиков, перекупил предметы из клада и передал их в Кавказский музей (Там же. С. 375; Мегрелидзе. 1989. С. 135), где позже они были описаны Я. И. Смирновым ( Смирнов. 1934) (в наст. время хранятся в Национальном музее Грузии).

http://pravenc.ru/text/187687.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРУЗИНСКИЙ ЭКЗАРХАТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ [Грузинский Экзархат Святейшего Синода Православной Российской Церкви] (30 июня 1811 - 10 июля 1917; до 21 февр. 1920 - Кавказский Экзархат РПЦ), правосл. Церковь на территории Грузии после ее вхождения в состав Российской империи и упразднения автокефалии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), а также на территории совр. Армении и Азербайджана. Территория В 1811 г. Г. Э. охватил территорию груз. исторических областей Картли и Кахети в Вост. Грузии (Грузинская губ.; с 1846 Тифлисская губ. без Джаро-Белоканского, позже Закатальского окр.), к-рые вошли в состав Мцхетско-Карталинской и Алавердско-Кахетинской епархий. В 1815 г. в состав Г. Э. была включена Церковь на территории Имерети в Зап. Грузии (Имеретинская обл.; с 1846 Рачинский, Шорапанский, Кутаисский уезды Кутаисской губ.; Имеретинская епархия); в 1828 г.- Гурии в Зап. Грузии (Озургетский у.; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1829 г. с вхождением в состав Российской империи Юж. Грузии (Самцхе-Саатабаго) в Карталинско-Кахетинскую епархию Г. Э. вошли Ахалкалакский и Ахалцихский уезды. В 1830 г. был присоединен Саингило в Вост. Грузии (Джаро-Белоканская обл.; Карталинско-Кахетинская епархия); в 1857 г.- Сванети и Одиши в Зап. Грузии (Лечхумский, Зугдидский и Сенакский уезды; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1851 г. была образована Абхазская епархия (с 1885 Сухумская; Сухумский и Черноморский округа). В 1878 г. в состав Г. Э. вошли территории Юго-Зап. Грузии (Аджария, Шавшети, Кларджети, Имерхеви, Кола, Артаани, Олтиси; Артвинский, Батумский и Ольтинский округа; Гурийско-Мингрельская епархия). В 1912 г. в Г. Э. помимо территории Грузии входили также территории Вост. и Зап. Армении (Карсская обл. и Эриванская губ.; Эриванское вик-ство Карталинско-Кахетинской епархии) и совр. Азербайджана (Бакинская и Елизаветпольская губернии; Бакинское вик-ство Карталинско-Кахетинской епархии). Состояние ГПЦ в нач. XIX в. и в первые годы после вхождения Вост. Грузии в состав Российской империи

http://pravenc.ru/text/168201.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЖАНАШИА Джанашиа [груз. ] Симон Николаевич (5(18).11.1900, с. Макванети, ныне Озургетского р-на Грузии - 15.11.1947, Тбилиси), груз. историк, академик АН Грузинской ССР (1941) и СССР (1943), заслуженный деятель науки Грузинской ССР (1946). В 1922 г. окончил Тифлисский гос. ун-т (ТГУ), был оставлен на кафедре истории Грузии для подготовки к профессорской деятельности. С 1924 г. вел научную и педагогическую работу, читал курсы абх. языка, истории Грузии, груз. источниковедения, истории народов Кавказа, груз. государственности. В 1930 г. избран доцентом, в 1935 г.- профессором и зав. кафедрой истории Грузии ТГУ. В 1938 г. защитил диссертацию на степень д-ра исторических наук. В 1936-1941 гг. директор Ин-та языка, истории и материальной культуры груз. филиала АН СССР. Принадлежит к группе груз. ученых, исследования к-рых в значительной мере определили создание АН Груз. ССР в 1941 г. Д. стал первым вице-президентом и директором Ин-та истории (1941-1943) и Ин-та языка (1941-1947). В 1943 г. избран депутатом Верховного Совета СССР, награжден 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, мн. медалями. Сфера научных исследований Д. охватывает в основном историю древней и средневек. Грузии. Он разработал систему научной периодизации груз. истории, занимался проблемами социальной структуры первых груз. гос-в Эгриси (Колхиды) и Картли (Иверии), чему посвящены его книги «Феодальная революция в Грузии» (1935), «Грузия на путях ранней феодализации» (1937) и др. Решая вопрос этногенеза и родства груз. племен, Д. исследовал ареал расселения грузин, а также их генетические и историко-культурные взаимосвязи с народами Кавказа и Ближ. Востока. Он первым научно доказал версию об автохтонности груз. этноса с возможной миграцией с юга представителей отдельных родственных этносов, участвовавших в его формировании, чему посвящены труды Д. «Тубал-Табал, Тибарен, Ибер» (1937), «Древнейшее национальное предание о первоначальном расселении грузинских племен в свете истории Ближнего Востока» (1940) и др. В соавторстве с И. А. Джавахишвили и Н. А. Бердзенишвили Д. написал учебник по истории Грузии c древнейших времен до нач. XIX в. (авторам в 1947 была присуждена Гос. премия СССР).

http://pravenc.ru/text/171815.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУТАИССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ [груз. - ], одно из наиболее богатых хранилищ Грузии, ведущее научно-просветительное учреждение. Был создан 1 дек. 1922 г., в 1965 г. было присвоено имя акад. Н. Бердзенишвили, c 23 янв. 2006 г.- Кутаисский гос. исторический музей им. Н. Бердзенишвили. Содержит 212 855 экспонатов в основных фондах, 11 295 - в фонде научно-вспомогательных материалов. Они представляют собой ценный материал для изучения культурного и исторического наследия не только Грузии, но и стран Ближ. Востока. Здесь собраны десятки тысяч археологических, нумизматических экспонатов, рукописных и старопечатных книг, фото- и исторических документов, предметы изобразительного искусства, уникальные образцы как церковного, так и светского искусства (иконы, кресты, церковные и светские ткани, рукописи и т. д.), материалы, отражающие, в частности, историю Кутаиси XIX-XX вв., и т. д. История 17 июня 1912 г. с целью поиска, хранения и изучения груз. культурных ценностей группой общественных деятелей (управляющим Кутаисской дворянской гимназией И. И. Оцхели, педагогами гимназии С. Оцхели и С. Кипиани, инспектором Кутаисского жен. уч-ща Т. М. Джапаридзе и дворянином К. Джорджикия) было основано Кутаисское историко-этнографическое об-во с музейным отделом. Активное участие в его деятельности принимали руководитель музейного отдела об-ва Г. Гвелесиани и худож. Д. Шеварднадзе, занимающийся пополнением и реставрацией коллекции. Об-во организовывало этнографические экспедиции в районы Зап. Грузии, включая Абхазию и Сванети (Шорапанский, Рачинский, Лечхумский, Озургетский, Зугдидский уезды, Сухумский окр. Кутаисской губ.), разыскивало и собирало исторические, археологические и этнографические древности, хранящиеся в разрушающихся заброшенных церквах и у населения. Дворянские семьи делали значительные пожертвования. Так, известный общественный деятель К. Б. Лорткипанидзе передал в дар музею обширный личный лит. архив и б-ку.

http://pravenc.ru/text/2462341.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОЛИДЗЕ [груз. ] Исидор Самсонович (23.03.1915, с. Хварбети Озургетского у. Кутаисской губ.- 17.07.1982, Тбилиси), груз. юрист, историк права, археограф, общественный деятель, акад. АН ГССР (1960), заслуженный деятель науки ГССР (1963). Учился на юридическом фак-те Тифлисского (Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ) (1933-1936), в Свердловском юридическом ин-те (1936-1938). С 1940 г. преподавал в ТГУ. В 1941 г. под рук. проф. С. Юшкова защитил канд. дис. «Крепостное право в Грузии по уложению Вахтанга VI». Научным консультантом Д. был акад. И. А. Джавахишвили . Декан юридического фак-та и зав. кафедрой гос-ва и права ТГУ (1947-1948), в 1949-1952 гг. занимал должность начальника Управления по делам искусств при Совете министров ГССР, Председатель Верховного суда ГССР (1954-1957). В 1957 г. получил докт. степень. Секретарь ЦК Компартии ГССР (1957-1960). В 1960-1966 гг. был вице-президентом АН ГССР. Депутат Верховного Совета СССР 5-го созыва (1958-1962) и ГССР 3-4-го созывов (1951-1958). Член Археографического комитета при Отд-нии языка и лит-ры АН ГССР (1966-1982), член ученого совета Главного архивного управления при Совете министров ГССР (1977-1982), член главной редколлегии Грузинской советской энциклопедии. Д. был одним из инициаторов создания Института рукописей Корнелия Кекелидзе АН ГССР и сектора права Ин-та экономики и права АН ГССР (1967). Труды Д. посвящены проблемам истории груз. права - как светского, так и церковного. Д. были исследованы важнейшие исторические и источниковедческие вопросы, связанные с правовыми институтами средневек. Грузии. Этим проблемам посвящены его фундаментальные труды «Древнее грузинское право» (1953), «Право Георгия Блистательного» (1957), «Законы Вахтанга VI» (1981) и др. Глубокие познания всеобщей истории права и владение неск. иностранными языками позволили Д. переводить на груз. язык важнейшие памятники вост. и западноевроп. права. Публикации Д. сопровождал исследованиями и комментариями, до него подобная работа в Грузии никем не проводилась.

http://pravenc.ru/text/178777.html

Гавриил (Кикодзе Герасим Максимович), еп. Имеретинский Родился в 1825 году в Озургетском уезде Кутаисской губ. в семье священника, происходившего из дворян Гурийской области. Окончив Тифлисскую духовную семинарию, он поступил в С.-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1849 году со степенью кандидата богословия и назначен и.о. инспектора Тифлисской духовной семинарии, в которой преподавал богословские и физико-математические науки. В 1850 году удостоен степени магистра богословия за сочинение на тему: «Рассуждение о том, что религиозное, нравственное и гражданское состояние народов, современных явлений Мессии, доказывают необходимость Его пришествия на землю» и назначен инспектором той же семинарии. 8 ноября 1854 года принял священство. Вскоре он овдовел и лишился маленькой дочери. Задумавшись над своим неожиданным положением, он решил вступить в монашество и в 1856 году 6 октября принял постриг с именем Гавриила. 6 янв.1858 года был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Давидгареджийской пустыни. 6 дек.1858 года хиротонисан во епископа Горийского, вик. Грузинского Экзархата и вместе с тем назначен членом Грузино­Имеретинской Синодальной Конторы и настоятелем монастыря, именуемого Шуа-Мта (т.е. Среди гор) или Шуамтисского в Кахетии. 2 июня 1860 года назначен на Имеретинскую кафедру, на которой состоял до дня своей кончины, т.е. более 35 лет. 30 мая 1869 года ему же было поручено управление Абхазской епархией, которой управлял до 1886 года. Ревностно и плодотворно трудился он в деле миссионерства и своей епархии. За его самоотверженную миссионерскую деятельность историки называют его «Апостолом Абхазии». Он как простой миссионер лично изъездил всю свою область, большей частью верхом, в сопровождении только келейника или еще одного монаха. Биографы называют его «мужем великого разума», живым образцом кротости, простоты, смирения, отцом вдов и сирот, беспощадным карателем зла и неправды, обличителем лжи и тьмы, восстановителем и вносителем света истины всюду, куда только мог проникнуть его голос и где только позволяли ему силы. Он был известен и как талантливый проповедник и оратор. Его проповеди еще в 1867 г. были переведены на английский и французский языки. Изданы они в 3-х томах: два грузинских и один русский.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Гавриил Имеретинский (Кикодзе), свт. - житие Гавриил (Кикодзе) (1825 - 1896), епископ Имеретинский, святитель. Память 25 января (Груз.), 13 декабря (Груз.) В миру Кикодзе Герасим Максимович, родился 15 ноября 1825 года в селе Бахви Озургетского уезда Кутаисской губернии в семье священника, происходившего из дворян Гурийской области. В 1840-1845 годах он учился в Тифлисской, а затем в Псковской и Петербургской духовных семинариях. Затем он поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1849 году со степенью кандидата богословия. В том же году он женился и вернулся в Грузию, где он был назначен исполняющим обязанности инспектора Тифлисской духовной семинарии, в которой преподавал богословские и физико-математические науки. В 1850 году он был удостоен степени магистра богословия за сочинение на тему: " Рассуждения о том, что религиозное, нравственное и гражданское состояние народов, современных явлений Мессии доказывают необходимость Его пришествия на землю " и был назначен инспектором той же семинарии. В 1854 году он был рукоположен во диакона, и в том же году 8 ноября - во священника. В 1856 его постигло страшное горе: от эпидемии умерли жена и пятеро детей. После этой трагедии, по благословению экзарха Исидора он принял монашеский постриг в монастыре Давид-Гареджи 6 октября 1856 года с именем Гавриила. 6 января 1858 года он был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Давидо-Гареджийской обители. 6 декабря того же года был хиротонисан во епископа Горийского, викария Грузинского Экзархата и вместе с тем назначен членом Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы и настоятелем Шуамтского монастыря в Кахетии. 2 июня 1860 года был назначен на Имеретинскую кафедру, на которой состоял до дня своей кончины, т.е. более 35 лет. Вдобавок к этому служению, 30 мая 1869 года ему было поручено управление Абхазской епархией, которой он управлял до 1886 года. Святой Гавриил неустанно добивался укрепления веры в своей пастве, постоянно объезжал деревни и сёла, проповедовал и всесторонне помогал нуждающимся. Самое сильное влияние на паству оказывала сама личность епископа, его личный пример. За его самоотверженную миссионерскую деятельность его назвали " апостолом Абхазии " . Он как простой миссионер лично изъездил всю свою область, большей частью верхом, в сопровождении только келейника или еще одного монаха. Биографы называют его " мужем великого разума " , живым образцом кротости, простоты, смирения, отцом вдов и сирот, беспощадным карателем зла и неправды, обличителем лжи и тьмы, восстановителем и вносителем света истины повсюду, куда только мог проникнуть его голос и где только позволяли ему силы. Он был известен и как талантливый проповедник и оратор. Его проповеди еще в 1867 году были переведены на английский и французский языки. Изданы они были в 3-х томах: два грузинских и один русский.

http://pravicon.com/info-3618

Кафедральный Собор Святых Жен Мироносиц (Баку) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Кафедральный Собор Святых Жен-Мироносиц (азерб. Müqdds Mürdayan Znnlr Bakilssi) — храм Русской Православной Церкви, находящийся в г. Баку, Азербайджан. Собор освящен во имя святых Жен-Мироносиц — женщин, пришедших утром в первый день после субботы ко Гробу воскресшего Иисуса Христа, с ароматами и благовониями (миром) для ритуального умащения тела. В собор Жен Мироносиц находится ковчег с частицей святых мощей апостола Варфоломея. Построен в 1909 году по типовому проекту архитектора Ф. М. Вержбицкого на средства, выделенные Военным министерством. Ныне входит в состав Бакинско-Азербайджанской епархии Московского Патриархата. Богослужения в соборе совершаются ежедневно. Содержание История [ править править код ] История этого храма может быть условно разделена на два периода. Первый период – с момента устройства в 1909 году, когда для нужд солдат и офицеров 206-го пехотного Сальянского полка, в новом военном поселке при Сальянских (Алексеевских) казармах, была построена и освящена полковая церковь во имя св. Архистратига Михаила и до закрытия храма в 1920 году, когда в Азербайджане была установлена советская власть, а в Сальянских казармах разместились красноармейцы. Второй период – современный, с момента возвращения храмового здания Русской Православной Церкви в 1991 году по нынешний день. До постройки этого храма для надобностей Сальянского полка использовалась бывшая флотская церковь, переданная полку (тогда еще Бакинскому батальону) от Морского ведомства в 1873 году, которая находилась в центре города, на углу улиц Спасской и Церковной (в советское время ул. Касума Измайлова, ныне ул. Заргярпалан и Видади). Церковь была стара и маловместительна и не имела при себе никакой площади или даже площадки, где бы могли проводиться построения полка для церковных парадов, торжественных богослужений и молебнов. В 1890 г., на основании приказа 214 от 20 сентября 1889 г. Бакинский местный батальон, расквартированный в Баку, был переформирован в 12 Кавказский батальон. Согласно этому же приказу, в штат батальона был включён священник, который и был назначен в батальон 15 июля 1890 г. Им стал отец Иоанн Лиадзе, ранее служивший священником Озургетской местной команды. В 1893 г. батальон был переформирован в Сальянский резервный пехотный (кадровый) полк, впоследствии в 262-й, а затем 206-й пехотный Сальянский Его императорского высочества наследника цесаревича полк. Батальонная старая церковь стала полковой. Она крайне нуждалась в устройстве ее в более приличном здании, в связи с чем командование полка неоднократно обращалось в городскую думу и управу, но всякий раз получало отказ. К 1907 г. назрел вопрос и об улучшении помещений для проживания солдат и офицеров полка – казармы были разбросаны к тому времени по всему городу, а офицеры жили на съемных квартирах также в разных частях города, где удавалось найти подходящее жилье.

http://azbyka.ru/palomnik/Кафедральный_С...

Святитель Гавриил Имеретинский и его проповеди (версия для печати)/Православие.Ru Святитель Гавриил Имеретинский и его проповеди Православие.Ru , 17 августа 2010 г. Святитель Гавриил Имеретинский Среди новопрославленных святых Грузинской Православной Церкви есть и имя святителя Гавриила (Кикодзе). Он жил в то время, когда Грузия входила в состав Российской империи, получил образование в Санкт-Петербурге, писал как на грузинском, так и на русском языках, но самое главное – явил своей жизнью пример истинного пастыря Церкви Христовой и оставил по себе добрую память на многие поколения. Епископ Гавриил был причислен к лику святых решением Священного Синода Грузинской Православной Церкви от 18 сентября 1995 года. День памяти его – 25 января/7 февраля. Святитель Гавриил особенно был знаменит своими проповедями, которые по праву можно назвать выдающимся вкладом православной Грузии в духовную сокровищницу Вселенской Православной Церкви. Святитель Гавриил Имеретинский Святитель Гавриил (в миру Кикодзе Герасим Максимович) родился 15 ноября 1825 года в селе Бахви Озургетского уезда Кутаисской губернии в семье священника. Начальное образование получил в семье, от отца. После окончания Тбилисского духовного училища (1839) учился в Тбилисской, с 1842 года – в Псковской, а в 1844–1845 годах – в Санкт-Петербургской духовных семинариях. В 1849 году закончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Во время обучения женился и принял священный сан. В 1849–1858 годах служил инспектором Тбилисской духовной семинарии, а также помощником ректора семинарии. Преподавал физику и математику. Семейную трагедию (за короткое время погибли его жена и все трое детей) он воспринял как Божий знак и принял монашеский постриг в Давидо-Гареджийском монастыре 6 октября 1856 года с именем Гавриил. Полтора года спустя святитель был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Давидо-Гареджийской обители. Затем в 1858 году был хиротонисан во епископа Горийского, а 2 июня 1860 года был назначен на Имеретинскую кафедру, которую занимал до своей кончины, то есть более 35 лет. В дополнение к этому служению 30 мая 1869 года святителю была поручена забота об Абхазской епархии, которой он управлял до 1886 года.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙСКО-МИНГРЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ Грузинского Экзархата РПЦ с кафедрой в ц. свт. Николая в Поти. Образована путем слияния территорий Гурийской и Мингрельской епархий Грузинского Экзархата в 1885 г. Охватывала территории западногруз. исторических провинций: Мегрелии (Мингрелии) (в 1829-1873 в составе Мингрельской епархии, в 1873-1885 - Имеретинской), Гурии (Озургетский у.; в 1844-1885 в составе Гурийской епархии), Сванети и Одиши (Лечхумский, Зугдидский и Сенакский уезды; в 1857-1885 в составе Гурийской епархии), Аджарии, Шавшети, Кларджети, Имерхеви, Колы, Артаани, Олтиси (Артвинский, Батумский и Ольтинский округа; в 1878-1885 в составе Гурийской епархии). В 1901 г. в Г.-М. е. насчитывалось ок. 322 тыс. исповедующих Православие, 352 прихода (358 причтов), 458 церквей (4 собора, 352 приходские, 90 приписных, 2 кладбищенские, 8 домовых, 2 при учебных заведениях), где служили 8 протоиереев, 425 иереев, 90 диаконов, 375 псаломщиков. Действовали: Джуматский ( Джумати ) муж. мон-рь во имя арх. Михаила (с. Джумати, Озургетский у.); Иоанно-Крестительская муж. пуст. (с. Амаглеба, Озургетский у.); Мартвильский ( Мартвили ) муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы (с. Мартвили, Сенакский у.); Нахаребовский муж. мон-рь в честь Благовещения (с. Нахаребо, Сенакский у.); Хопский ( Хоби ) муж. монастырь в честь Успения Пресв. Богородицы (с. Хопи, Зугдидский у.); Шемокмедский ( Шемокмеди ) Спасский муж. мон-рь (с. Шемокмеди, Озургетский у.); Теклатский жен. общежительный мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы (с. Теклати, Озургетский у.); Джихетская жен. община (мест. Джихети, Озургетский у.). На территории Г.-М. е. были открыты 2 муж. ДУ (Мингрельское и Озургетское), 141 церковноприходское попечительство, 7 церковных б-к, 135 церковноприходских школ и 16 школ грамоты (9633 учащихся), 4 монастырские школы. Действовали епархиальные канцелярия и попечительство о бедных духовного звания. Григорий (Дадиани), еп. Гурийско-Мингрельский. Фотография. Кон. XIX в. (РГИА)

http://pravenc.ru/text/168392.html

  001     002    003    004    005    006