IV. Отношения Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода: а) от 6 сентября за 5997: «По утвержденному Г. Исполняющим обязанности Обер-Прокурора Св. Синода 27 августа 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Афанасий Грановский определен на должность помощника инспектора в Полтавскую духовную Семинарию». б) от 10 сентября за 6064: «По утвержденному Г. Исполняющим обязанности Обер-Прокурора Св. Синода 2 сентября 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Александр Заозерский определен на должность преподавателя всеобщей и русской гражданской истории в Архангельскую духовную Семинарию». в) от 15 сентября за 6108: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 12 сентября 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Алексей Смирнов определен на должность помощника инспектора в Благовещенскую духовную Семинарию». г) от 16 сентября за 6135: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 12 сентября 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Николай Нардеков определен на должность учителя русского и церковно-славянского языков в старшие классы Озургетского духовного училища». —331— д) от 16 сентября за 6140. «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 12 сентября 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Алексей Литкевич, состоявший доселе надзирателем в Харьковской духовной Семинарии, определен на должность учителя греческого языка в Сумское духовное училище». е) от 23 сентября за 6263: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 16 сентября 1899 года докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской Духовной Академии Константин Старокотлицкий определен на должность учителя русского и церковно-славянского языков в старшие классы Ишимского духовного училища, а назначенный 12 августа на эту вакансию кандидат Московской духовной Академии Николай Державин, согласно прошению, освобожден от данного ему назначения».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Немудрено, что старое поколение грузин, помнящие такие порядки, не может никак понять, почему это теперь нужно давать деньги на открытие и содержание школ, на покупку учебников и проч.? В селении Цинондали Телавского уезда, не безызвестном и в России по производству вина, в бойком местечке и сравнительно культурном, ко мне однажды обратилась старуха с требованием денег в уплату за то, что ее внук учится в церковной школе. К числу грузинских школ принадлежат имеретинские, это – в западной Грузии в Кутаисской губернии. Имеретины по характеру – полная противоположность грузинам: народ бойкий, живой, подвижной, склонный к торговле, способный к учению. Здесь ценят школы; они всегда полны; здесь и средства на школы дают охотно; дети учатся хорошо. И школ здесь порядочно – около 170. Но есть в этом явлении и обратная сторона: имеретины, поучившиеся в школе, стремятся в города, поступая в лакеи, повара, в духаны, в лавки, на железную дорогу. Таким образом, школа вычерпывает из деревни интеллектуальные силы. Родственны имеретинам и гурийцы. Гурия, – Озургетский уезд, кутаисской губернии, – лежит на границе с Турцией и издавна служила местом укрывательства всего краденого: здесь провозились в Турцию продаваемые девушки, украденные лошади, здесь укрывались разбойники и преступники. Под влиянием таких исторических условий, при живости характера гурийцев, при близости мусульман, естественно, религиозно-нравственное состояние их невысоко, и Гурия в последнее время приобрела печальную известность разбоями, грабежами и беспорядками. Школ здесь около 80; конечно, указанные стороны жизни в Гурии неблагоприятны для развития здесь церковно-школьного дела, хотя гурийцы очень способны и склонны к школьному учению. И гурийцы, и имеретины говорят языком грузинским с небольшими отклонениями от него в произношении и выговоре, и, во всяком случае, понимают по-грузински; они исповедывают православную веру. По-грузински же говорят хевсуры и пшавы, живущие в Тифлисском уезде, Тифлисской губернии; это, как полагают некоторые ученые, – огрузиненные чеченцы. Они живут в горах; в течение 8 месяцев они разобщены со всем миром; с сентября там выпадает снег и заваливает все горные проходы. Хевсуры и пшавы считаются христианами, но рядом со священниками у них имеются жрецы, называемые хевиз-беры, или деканозы, которые имеют огромное влияние на горцев; деканозы совершают, жертвоприношения, творят суд и расправу, нередко они же у себя держат и ключи от православных храмов. Они сами назначают себе преемников, причем избранный, в знак посвящения, должен на вершине скалистой горы принести в жертву 12 овец. Хевсуры и пшавы в церкви православные почти не ходят; в церкви до последнего времени посылали им на казенный счет и вино, и ладан, и свечи. Рядом с христианскими, они признают и почитают и свои особые праздники: в честь волка, в честь моли, наседки с цыплятами, в честь воробьев, огня и ветра.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

4. Кубинский 5. Ленкоранский 316,74 6. Шемахинский 877,76 62.Дагестанская область 1. Темир-хан-Шуринский 2. Аварский 3. Андийский 4. Гунибский 5. Даргинский 6. Казыкумухский 7. Кайтаго-Табасаранский 8. Кюринский 9. Самурский 63.Елисаветпольская губерния 101,35 1.Елисаветпольский 159,78 2. Арешский 3. Джебраильский 4. Джеванширский 5. Зангезурский 145,42 6. Казахский 147,08 7. Нухинский 8. Шушинский 64.Карсская область 1.Карсский 2. Ардаганский 3. Кагызманский 4. Ольтинский 65.Кубанская область 1.Екатеринодарский 2. Баталпашинский 3. Ейский 4. Кавказский 5. Лабинский 6. Майкопский 7. Темрюкский 66.Кутаисская губерния 1. Кутаисский 2. Артвинский 3. Батумский 4. Зугдинский 5. Лечгумский 6. Озургетский 7. Рачинский 8. Сенакский 9. Сухумский 10. Шаропанский 67.Ставропольская губерния 1. Ставропольский 2. Александровский 3. Медвеженский 4. Новогригорьевский 5. Территория кочевых народов 68.Терская область 1. Владикавказский 2. Грозненский 3. Кизлярский 4. Нальчикский 5. Пятигорский 6. Сунженский 7. Хасав-Юртовский 69.Тифлисская губерния 1.Тифлисский 2. Ахалкалакский 3. Ахалцихский 4. Борчалиский 5. Горийский 6. Душетский 7. Телавский 8. Тионетский 9. Сигнахский 10. Закатальский 70. Черноморская губерния 1.Новороссийский 2. Туапсинский 3. Сочинский 71. Эриванская губерния 1.Эриванский 2. Александропольский 3. Нахичеванский 4. Новобаязетский 506,38 5. Сурмалинский 6. Шарур-Даралагетский 7. Эчмиадзинский 4.Сибирь 114911 122700 237611 72.Амурская область 1. Амурский 73. Енисейская губерния 1. Краноярский 2. Ачинский 3. Енисейский 4. Канский 5. Минусинский 6. Туруханский 7. Усинский 74. Забайкальская область 1.Читинский 2. Акшинский 3. Баргузинский 4. Верхнеудинский 5. Нерчинский 6. Нерчинско-Заводский 7. Селенгинский 8. Троицкосавский 75. Иркутская губерния 1.Иркутский 2. Балаганский 3. Верхоленский 4. Киренский 5. Нижнеудинский 76. Приморская область 1. Хабаровская 2. Анадырская 3. Гижигинская 4. Командорская 5. Охотская 6. Петропавловская 7. Удская 8. Южно-Уссурийский 9. Уссурийский

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rasprede...

Не оставил этот мудрый архипастырь без своего внимания и дело восстановления православного христианства в Сванетии и Цебальде, куда до него не доходил еще голос православного миссионера-проповедника. Вообще же следует заметить, что миссионерское дело при высокопреосвященном Исидоре, получившее тогда более или менее определенную устойчивость, требовало особенного ума, осторожности и проницательности, тем более, что в 1840-х годах, т.е. во время управления экзархатом Исидора, началось движение в мусульманском населении Кавказа к уничтожению русского владычества на этой территории и насильственному совращению христиан, в особенности же православных, в мусульманство. Благомудрие владыки не замедлило, вследствие такого отношения к делу, принести желательные для православия плоды: в 1851 г. обратились в христианство 1200 магометан из ингилойцев-грузин, около 100 лет тому назад совращенных в ислам; присоединились к православной церкви и многие из кабардинцев, бывшие до того ярыми поклонниками Магомета и его приверженцев. С тою же отеческою целью утверждения христианства, по его мысли и ближайшему содействию, была учреждена в 1851 году епископская кафедра в Абхазии, обратившая внимание на возобновление памятников православия, в видах возвращения в лоно святой православной церкви отпавших чад её. Заботясь о надлежащей постановке миссионерского дела, высокопреосвященный Исидор совместно с наместником Кавказа, князем Барятинским, в 1854 году наметил план учреждения на Кавказе «Общества восстановления православного христианства», который, впрочем, не удалось ему осуществить, за перемещением на киевскую митрополию 4 марта 1858 года. Седьмым экзархом Грузии был Евсевий (Ильинский) , из архиепископов каменец-подольских: управлял грузинским экзархатом с 1 марта 1858 года по 8 декабря 1877 года, т.е. до времени перемещения своего архиепископом тверским и кашинским. Будучи представительной и внушительной наружности, он своим высокохудожественным и благоговейнейшим служением производил сильное впечатление на паству. При отличных дарованиях административных, пастырских и других, высокопреосвященный Евсевий сделал много добрых начинаний по всем сторонам епархиальной жизни, например, по улучшению быта духовенства, по устроению духовно-учебных заведений края и т.д. Он благоустроил озургетское духовное училище; в Мцхете, при Самтаврском женском монастыре открыл для дочерей духовенства девичье училище, при Тифлисской духовной семинарии завел воскресную школу с целью практического ознакомления воспитанников старших классов этого учебного заведения с дидактическими приемами. Кроме того, он, сочувствуя делу просвещения горцев христианскою верою, горячо поддерживал открытое при нем «Общество восстановления православного христианства на Кавказе».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самая пища и питье, образ жизни, нравы жителей обеих половин Грузии настолько различествуют между собою, что юношам западной Грузии весьма трудно бывает жить и учиться в не сродной им обстановке» 163 . По-видимому, как иерарх, так и священно-церковно-служители вверенной ему имеретинской епархии надеялись на скорое осуществление заветной мечты – иметь свою духовную семинарию, потому с давних пор церкви и причты той епархии начали выделять из своих доходов ежегодно определенную сумму денег на составление семинарского капитала, каковой к сентябрю месяцу 1894 года, т.е. ко времени фактического открытия Кутаисской духовной семинарии согласно синодальному указу, выражался уже в довольно почтенной цифре – 12500 рублей. Но, как известно, преосвященному епископу Гавриилу пришлось долго томиться надеждами на осуществление своей заветной мечты, приведенной в исполнение, как мы уже заметили, в 1894 году, т.е. спустя 22 года после того, как по этому делу впервые возникла переписка. Обстоятельства, сопровождавшие открытие указанной семинарии, представляются в следующем виде. Указом Святейшего Правительственного Синода на имя высокопреосвященнейшего Владимира, экзарха Грузии, от 19 июня 1894 г. за 3178, между прочим, повелено было: 1) учредить в городе Кутаисе шестиклассную духовную семинарию; 2) округ сей семинарии образовать из трех духовных училищ западной Грузии, т.е. кутаисского, мингрельского и озургетского; 3) семинарию открыть с начала 1894/95 учебного года, сформировав к тому времени из имевших окончить в 1897, учебном году курс воспитанников упомянутых духовных училищ, по конкурсному экзамену, один первый класс; 4) каждый класс семинарии должен заключать не более 40 учеников, из коих 20 пользуются стипендиями из сумм имеретинского и гурийско-мингрельского церковных казначейств в соответствующих частях; 5) предоставить экзарху Грузии, по сношении с преосвященным Имеретинским, сделать распоряжение к открытию в городе Кутаисе первого класса семинарии и о последующем донести Святейшему Синоду, с представлением соображений о местных средствах как для содержания семинарии, так и для постройки собственного для семинарии здания, с общежитием, приблизительно, на 240 учеников; 6) поручить хозяйственному управлению Синода тогда же отпустить в распоряжение экзарха Грузии 1000 рублей на наем помещения для первого класса семинарии с квартирою для ректора, 500 рублей на приобретение классной, библиотечной и другой мебели и 500 рублей на книги, учебники и учебные пособия, всего же 2 тысячи рублей, с отнесением сего расхода на счет духовно-учебного капитала.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если мы упомянем, что в 1898 году в церквах той же епархии было израсходовано 604 пуда 30 фунтов готовых свечей, а в 1899 году 691 пуд 31 фунт, то увидим, что отпуск из завода свечей за последнее время в епархии этой значительно усилился, а, следовательно, возросли и епархиальные доходы от этой статьи 229 . Свечной завод в Гурийско-мингрельской епархии Мысль об основании свечного завода в Гурийско-мингрелской епархии впервые возникла среди духовенства этой епархии на съезде его, бывшем в мае месяце 1893 года, когда на сей предмет и было ассигновано 2600 рублей, внесенные духовенством Мингрелии и Лечхума; духовенство же Озургетского уезда тогда не приняло участия в денежном пособии. По учреждении комитета и закупке на указанную сумму воска, был приглашен мастер и таким образом завод начал действовать с 1894 года. Но так как в епархии этой было много минеральных свечей, раньше выписанных епархиальным ведомством, при чем не только народ, но даже сами священники и благочинные покупали свечи у частных торговцев, то благодаря этому, операции свечного завода на первых порах не могли приносить желательных результатов. Это и было причиною того, что новый завод в 1894 и 1895 годах выпустил для церковных нужд не более 200 пудов свечей. С течением же времени, по мере изъятия из продажи минерального воска и свечей, дела завода улучшились и в следующие годы он начал выпускать до 350 и более пудов свечей из чистого пчелиного воска. В 1900 же году из завода было забрано для церквей Гурийско-мингрельской епархии уже 438 пудов готовых свечей 230 . Духовная журналистика В пределах грузинского экзархата начали издаваться разные светские журналы и газеты на русском, грузинском и армянском языках с давних пор, духовной же журналистики не было до самих 1860-х годов, хотя потребность в епархиальном органе, посвященном церковно-общественным интересам экзархата, ощущалась давным-давно. И это вполне понятно, так как за отсутствием такого органа, духовное начальство нашего края лишено было возможности иметь общение с подведомственным ему духовенством и паствою чрез свой литературный орган, а духовенство грузинского экзархата оставалось в неведении касательно дел экзархата и распоряжений своего начальства, а также относительно успехов детей в духовно-учебных заведениях, состояния церковно-приходских школ и школ грамоты, о деятельности общества восстановления православного христианства на Кавказе, решении различных затруднений и недоумений, встречающихся в церковной практике, обозрении церквей епархиальным начальством и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КУТАИССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ [груз. - ], одно из наиболее богатых хранилищ Грузии, ведущее научно-просветительное учреждение. Был создан 1 дек. 1922 г., в 1965 г. было присвоено имя акад. Н. Бердзенишвили, c 23 янв. 2006 г.- Кутаисский гос. исторический музей им. Н. Бердзенишвили. Содержит 212 855 экспонатов в основных фондах, 11 295 - в фонде научно-вспомогательных материалов. Они представляют собой ценный материал для изучения культурного и исторического наследия не только Грузии, но и стран Ближ. Востока. Здесь собраны десятки тысяч археологических, нумизматических экспонатов, рукописных и старопечатных книг, фото- и исторических документов, предметы изобразительного искусства, уникальные образцы как церковного, так и светского искусства (иконы, кресты, церковные и светские ткани, рукописи и т. д.), материалы, отражающие, в частности, историю Кутаиси XIX-XX вв., и т. д. История 17 июня 1912 г. с целью поиска, хранения и изучения груз. культурных ценностей группой общественных деятелей (управляющим Кутаисской дворянской гимназией И. И. Оцхели, педагогами гимназии С. Оцхели и С. Кипиани, инспектором Кутаисского жен. уч-ща Т. М. Джапаридзе и дворянином К. Джорджикия) было основано Кутаисское историко-этнографическое об-во с музейным отделом. Активное участие в его деятельности принимали руководитель музейного отдела об-ва Г. Гвелесиани и худож. Д. Шеварднадзе, занимающийся пополнением и реставрацией коллекции. Об-во организовывало этнографические экспедиции в районы Зап. Грузии, включая Абхазию и Сванети (Шорапанский, Рачинский, Лечхумский, Озургетский, Зугдидский уезды, Сухумский окр. Кутаисской губ.), разыскивало и собирало исторические, археологические и этнографические древности, хранящиеся в разрушающихся заброшенных церквах и у населения. Дворянские семьи делали значительные пожертвования. Так, известный общественный деятель К. Б. Лорткипанидзе передал в дар музею обширный личный лит. архив и б-ку.

http://pravenc.ru/text/2462341.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОЛИДЗЕ [груз. ] Исидор Самсонович (23.03.1915, с. Хварбети Озургетского у. Кутаисской губ.- 17.07.1982, Тбилиси), груз. юрист, историк права, археограф, общественный деятель, акад. АН ГССР (1960), заслуженный деятель науки ГССР (1963). Учился на юридическом фак-те Тифлисского (Тбилисского) гос. ун-та (ТГУ) (1933-1936), в Свердловском юридическом ин-те (1936-1938). С 1940 г. преподавал в ТГУ. В 1941 г. под рук. проф. С. Юшкова защитил канд. дис. «Крепостное право в Грузии по уложению Вахтанга VI». Научным консультантом Д. был акад. И. А. Джавахишвили . Декан юридического фак-та и зав. кафедрой гос-ва и права ТГУ (1947-1948), в 1949-1952 гг. занимал должность начальника Управления по делам искусств при Совете министров ГССР, Председатель Верховного суда ГССР (1954-1957). В 1957 г. получил докт. степень. Секретарь ЦК Компартии ГССР (1957-1960). В 1960-1966 гг. был вице-президентом АН ГССР. Депутат Верховного Совета СССР 5-го созыва (1958-1962) и ГССР 3-4-го созывов (1951-1958). Член Археографического комитета при Отд-нии языка и лит-ры АН ГССР (1966-1982), член ученого совета Главного архивного управления при Совете министров ГССР (1977-1982), член главной редколлегии Грузинской советской энциклопедии. Д. был одним из инициаторов создания Института рукописей Корнелия Кекелидзе АН ГССР и сектора права Ин-та экономики и права АН ГССР (1967). Труды Д. посвящены проблемам истории груз. права - как светского, так и церковного. Д. были исследованы важнейшие исторические и источниковедческие вопросы, связанные с правовыми институтами средневек. Грузии. Этим проблемам посвящены его фундаментальные труды «Древнее грузинское право» (1953), «Право Георгия Блистательного» (1957), «Законы Вахтанга VI» (1981) и др. Глубокие познания всеобщей истории права и владение неск. иностранными языками позволили Д. переводить на груз. язык важнейшие памятники вост. и западноевроп. права. Публикации Д. сопровождал исследованиями и комментариями, до него подобная работа в Грузии никем не проводилась.

http://pravenc.ru/text/178777.html

Грузия. Современные епархии Грузия. Современные епархии Епархии ГПЦ управляются архиереями, к-рых назначают Католикос-Патриарх и Синод. Границы епархий определяются решением Синода и в основном совпадают с политико-адм. делением гос-ва. Епархиальный архиерей в рамках вверенной ему епархии пользуется полнотой власти в делах вероучения, христ. нравственности, священнодействия и пастырства. С подтверждения Католикоса-Патриарха он рукополагает духовенство и назначает должностных лиц, благословляет постриги, определяет место служения белого духовенства и монашествующих, представляет высшую судебную власть. Ведению епархиального архиерея подчинены все мон-ри, кроме ставропигиальных, а также духовные учреждения его епархии. В управлении епархией участвует коллегиальный совещательный орган - Епархиальный совет. В наст. время в составе ГПЦ насчитывается 35 епархий (в т. ч. вдовствующая Чиатурско-Сачхерская), 172 мон-ря (97 муж., 75 жен.), в т. ч. 10 ставропигиальных (5 муж., 5 жен.). Наибольшее количество мон-рей - в Руисско-Урбнисской (34) и Мцхетско-Тбилисской (24) епархиях, наименьшее - в Болнисской, Никорцминдской, Тианетско-Пшав-Хевсуретской, Потийско-Хобской, Чкондидской (по 1), в Западноевропейской епархии мон-рей нет. Большинство епархий - внутренние; в Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазскую епархию входят также 3 иля (вилайета) и сев. часть Эрзурумского иля Сев. Турции; в Дманисско-Агарак-Таширскую (возобновлена решением Синода ГПЦ 6 февр. 2006) - часть Сев. Армении; в Некресско-Эретскую - часть Азербайджана; юрисдикция Западноевропейской епархии распространяется на груз. приходы в Европе. ГПЦ имеет неск. высших духовных учебных заведений (Тбилисская и Гелатская ДА, Кутаисский богословский ин-т им. св. Давида Строителя; при Тбилисской ДА действует богословский ин-т и ин-т народного и церковного песнопения); 4 духовные семинарии (Тбилисская, Кутаисская, Ахалцихская, Батумская); 7 духовных гимназий (2 Тбилисские, Мцхетская, Ланчхутская, Потийская, Озургетская, Карельская); Хулойское уч-ще; Хашурский духовный лицей. Действует Зестафонский центр духовного образования им. ап. Симона Кананита. Офиц. печатными органами Патриархата являются ж. «Джвари вазиса» (Крест из виноградной лозы), газеты «Мадли» (Благодать), «Сапатриаркос Уцкебани» (Ведомости Патриархии).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУРИЙСКО-МИНГРЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ Грузинского Экзархата РПЦ с кафедрой в ц. свт. Николая в Поти. Образована путем слияния территорий Гурийской и Мингрельской епархий Грузинского Экзархата в 1885 г. Охватывала территории западногруз. исторических провинций: Мегрелии (Мингрелии) (в 1829-1873 в составе Мингрельской епархии, в 1873-1885 - Имеретинской), Гурии (Озургетский у.; в 1844-1885 в составе Гурийской епархии), Сванети и Одиши (Лечхумский, Зугдидский и Сенакский уезды; в 1857-1885 в составе Гурийской епархии), Аджарии, Шавшети, Кларджети, Имерхеви, Колы, Артаани, Олтиси (Артвинский, Батумский и Ольтинский округа; в 1878-1885 в составе Гурийской епархии). В 1901 г. в Г.-М. е. насчитывалось ок. 322 тыс. исповедующих Православие, 352 прихода (358 причтов), 458 церквей (4 собора, 352 приходские, 90 приписных, 2 кладбищенские, 8 домовых, 2 при учебных заведениях), где служили 8 протоиереев, 425 иереев, 90 диаконов, 375 псаломщиков. Действовали: Джуматский ( Джумати ) муж. мон-рь во имя арх. Михаила (с. Джумати, Озургетский у.); Иоанно-Крестительская муж. пуст. (с. Амаглеба, Озургетский у.); Мартвильский ( Мартвили ) муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы (с. Мартвили, Сенакский у.); Нахаребовский муж. мон-рь в честь Благовещения (с. Нахаребо, Сенакский у.); Хопский ( Хоби ) муж. монастырь в честь Успения Пресв. Богородицы (с. Хопи, Зугдидский у.); Шемокмедский ( Шемокмеди ) Спасский муж. мон-рь (с. Шемокмеди, Озургетский у.); Теклатский жен. общежительный мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы (с. Теклати, Озургетский у.); Джихетская жен. община (мест. Джихети, Озургетский у.). На территории Г.-М. е. были открыты 2 муж. ДУ (Мингрельское и Озургетское), 141 церковноприходское попечительство, 7 церковных б-к, 135 церковноприходских школ и 16 школ грамоты (9633 учащихся), 4 монастырские школы. Действовали епархиальные канцелярия и попечительство о бедных духовного звания. Григорий (Дадиани), еп. Гурийско-Мингрельский. Фотография. Кон. XIX в. (РГИА)

http://pravenc.ru/text/168392.html

   001   002     003    004    005    006