Икос 7 Новосозданная обитель инокинь во граде Москве благоговейно чествует святое подобие чудотворныя иконы Твоея Одигитрии, милости неизреченныя источающее верным, ея же осенением люди православныя благодарно утешаеши и в подвигах поста и молитвы утверждаеши, подвизая их немолчно воспевати Матерния Твоя щедроты и благодарно взывати Тебе: Радуйся, Богом возлюбленная Царице; радуйся, Бога возлюбившая Владычице. Радуйся, едина благословенная в женах; радуйся, небесных радование. Радуйся, земных заступление; радуйся, демонов посрамление. Радуйся, ада попрание; радуйся, укрепленная силою Господа Сил. Радуйся, облеченная властию Царицы неба и земли; радуйся, воинствующих на плоть целомудрием благая помощнице. Радуйся, подвизающихся в посте и безмолвии милостивая утешительнице. Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование! Кондак 8 Странствие земное многоскорбное и многомятежное услаждаеши нам Матерним Твоим о нас попечением, Богородице, и во дни скорбных обстояний помощь святую являеши нам во спасение. Памятуем и исповедуем, Владычице, Твое заступление, егда галлы страну Российскую разориша и град Москву плениша, Ты икону Свою святую Одигитрию от Смоленска в полцы воинства Российскаго благоволила еси принести и тем вои православныя воодушевила еси, славную победа им дарова, предстательством Твоим к Сыну Твоему и Богу. Ему же поем: Аллилуия. Икос 8 Вся милости и щедрот преисполненная, Всеблагая Мати Божия, воинству православнороссийскому помощь и одоление на враги преславно даровала еси. Галлы с бесчестием от Отечества нашего отгнала еси, и егда не бе нам уже спасения надежды, яко и наш град пленен и разорен бысть; победою дивною нас увенчала еси. Всегда памятуя таковое Твое заступление, хвалебно Тебе вопием: Радуйся, страну нашу Российскую от нашествия иноплеменных предивно избавившая; радуйся, гордых силою Своею со стыдом вспять возвратившая. Радуйся, иноверных ратей всесильная победительнице; радуйся, православного воинства Державная пособнице. Радуйся, иконою Твоею святою с воинами Российскими милостивно пребывавшая; радуйся, чудотворным образом Твоим полки их освящавшая. Радуйся, изнемогающих силою свыше укрепляющая; радуйся, беспомощным помощь Твою святую подающая. Радуйся, обидимых правосудная заступнице; радуйся, ненадежных надеждо. Радуйся, печальных отрадо.

http://isihazm.ru/?id=648&c_pid=1

Смоленские учителя неоднократно становились дипломантами конкурса Центрального федерального округа «За нравственный подвиг учителя». А в 2013 г. учительница русского языка школы 33 г. Смоленска Жанна Васильевна Лукашенкова заняла в этом конкурсе 1-е место. Награда была ею получена из рук Патриарха Кирилла. Владыка Кирилл лично курировал проведение ежегодной областной студенческой научно-практической конференции «Шаг в науку», где на секциях представлялись исследования студентов по истории Русской Православной Церкви, агиографии, православной культурной традиции, проблемах христианства в глобальном мире. Не пресекается заложенная митрополитом Кириллом и ректором Смоленского гуманитарного университета Н.Е Мажаром традиция проведения Авраамиевских и Кирилло-Мефодиевских чтений. На канале ГТРК «Смоленск» продолжает выходить основанная митрополитом Кириллом телепрограмма «Одигитрия». Еще одно начинание митрополита Кирилла живет уже 17 лет. Администрация Смоленской области ежегодно награждает лучших студентов региона областными стипендиями имени князя Смоленского Романа Ростиславовича, что является знаком поощрения академических успехов, патриотизма и верности Родине. Такую же задачу ставит перед собой и областной фестиваль «Отечество мое православное». Ежегодно проводились Смоленские областные Рождественские педагогические чтения, в Калининграде — научно-практическая конференция «Вера, надежда, любовь в российской семье». Смоленская областная детская библиотека имени И.С. Соколова-Микитова — одна из первых в России библиотек, где по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла 1 апреля 2001 года для читателей была открыта кафедра православной литературы. Появление кафедры было обусловлено возросшими запросами школ на литературу православной тематики, а также необходимостью оказания методической помощи учителям, преподающим предмет «Основы православной культуры и этики» в школах. Е. Маллер, главный библиотекарь Смоленской областной детской библиотеки им. И.С. Соколова-Микитова, вспоминала: «Когда мы узнали, что на открытии кафедры будет присутствовать митрополит Кирилл, решили устроить чаепитие и в непринужденной обстановке попросить благословения и поговорить с ним. Об искусстве владыки общаться с людьми ходили легенды, все восхищались его умом и красноречием, некоторые слушали проповеди в церкви, некоторые — " Слово пастыря " по телевидению. Но никто не предполагал, что в обычной жизни при живом общении владыка может быть таким простым. Шла предпоследняя неделя Великого поста. Учитывая это, стол накрыли постный: мед, варенье, орехи, фрукты, какое-то несдобное печенье. Владыка был очень приветлив со всеми, никакой назидательности, а тем более строгости мы не заметили. За столом заговорили о том, как трудно поститься работающему человеку в наше время, не то что раньше, когда и торговля, и светская жизнь подстраивались под церковный календарь. Ссылались на Шмелева, у которого описание постного базара занимает целую главу.

http://patriarch.patriarchia.ru/razvitie...

Иконография образа полностью соответствует изображению М.-Б. и. на литографии 1899 г. Божия Матерь представлена прямолично, победренно, с Богомладенцем на левой руке, ладонь правой руки обращена в сторону Богомладенца. М.-Б. и. принадлежит к иконографическому изводу «Одигитрия», близкому к Влахернскому и Смоленскому образам Божией Матери, где и Богородица, и Младенец Христос показаны почти фронтально. Однако в отличие от них М.-Б. и. имеет существенную особенность: благословляющая правая ручка Богомладенца не обращена вправо, а размещена перед грудью, так что двуперстное благословение направлено к молящимся. Этот более редкий по сравнению с изводом Смоленской «Одигитрии» вариант встречается на иконах зап. Полесья, Волыни, Карпат, Вост. Белоруссии XVII в. Богородица представлена в светлом розово-красном платье и темном сине-зеленоватом мафории, на голове под мафорием - прозрачный белый повой. По краям мафория и хитона - тонкие золотые каймы, на мафории на челе и правом плече - крестообразные ажурные золотые звезды. Богомладенец облачен в белый хитон с голубыми притенениями и светлый розовато-охристый гиматий. В левой опущенной на колени руке Он держит свиток. Ступни босые, левая ножка немного приподнята по отношению к правой. Фон иконы темный, сине-зеленый, нимбы золотые (вероятно, поновлены, под ними просматривается первоначальное лучистое сияние). Греч. титлы написаны золотом. Живописное исполнение иконы, мягкие притенения на ликах и их пластика соответствуют стилистике белорус. иконописи сер. XVII в. Лит.: Записки игумена Ореста//АСЗР. 1867. Т. 2. С. LIV; Сергий (Соколов), архим. Из истории православия и братской школы в Могилёве//Могилёвские ЕВ. 1885. 1. С. 8-12; 3. С. 47-58; Хроника белорус. г. Могилёва, собр. и писанная А. Трубницким, во 2-й пол. XVIII в., а в 1-й пол. XIX в. продолж. его сыном М. Трубницким/Пер. с польск.: Н. Г. Гортынский//ЧОИДР. 1887. Кн. 3. Отд. 1. С. 1-142; Жудро Ф. А. История Могилёвского Богоявленского братства. Могилёв-на-Днепре, 1890; он же.

http://pravenc.ru/text/2563888.html

Высота монумента Героям сражения за Смоленск 4-5 августа 1812 года (так он именуется официально) составляет 26 метров, а общий вес — более 200 тонн (12757 пудов, или 208960 кг). Он имеет вид высокой многогранной пирамиды на круглом ступенчатом основании, вокруг пирамиды размещены 8 пар колонн с позолоченными орлами. Пирамида заканчивается главой в форме луковицы с бронзовым позолоченным крестом. Вверху, в промежутках между колоннами, помещены художественные изображения медалей 1812 года. На восточной стороне, между двумя парами колонн, в особой нише помещено изображение Смоленской Божией Матери «Одигитрии». Ниже иконы укреплён металлический барельеф с планом сражения 4-5 августа. Подлинный барельеф из цветного металла утрачен во время Великой Отечественной войны, в наши дни на его месте копия. На цоколе сделаны надписи: названы фамилии генералов, которые командовали русскими войсками, защищавшими город; обозначено число сражающихся и павших под Смоленском воинов с обеих сторон. На гранях между надписями расположены восемь рельефных изображений мечей. Его открытие сопровождалось праздничным богослужением, крестным ходом, торжественным обедом для губернской элиты и балом. Памятник явился первым монументом в честь Отечественной войны 1812 года в Смоленске. В 1842 году памятник в память Смоленского сражения 1812 года был передан в военное ведомство по описи, которую составил архитектор Ф.Ф. Фиксен. В ней педантично описаны каждый ярус и детали монумента с указанием их размеров, несмотря на то, что в описи не указано место, где именно заложен ящик с коллекцией медалей 1812-1814 годов. Белорусские участники российского проекта «Памяти предков будем достойны» Алексей и Андрей Буховецкие приехали поклониться героической истории Смоленского сражения 1812 года. Заодно мы решили обследовать уникальный единственный памятник защитникам Смоленска, посвящённый войне 1812 года, который расположен на центральной аллее Парка культуры и отдыха (Лопатинский сад). Нас заинтересовало, как старый монумент был собран из чугунных плит.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/03/ta...

Всеволожск), Сергей Дятлов (СПб) и Андрей Забайкальский (г. Чита), а припев подпевали все участники Гала-концерта, вышедшие на сцену Летнего амфитеатра. Воодушевленная публика рукоплескала стоя и дружно подпевала конкурсантам, гостям и членам жюри фестиваля! В этом году кроме традиционного велопробега Москва -Минск добавился еще и автопробег, что сделало фестиваль " Небо славян " еще более разноплановым. Весомым дополнением к фестивалю стало посещение колонии, где перед сотнями заключенных молодых людей выступили с пастырским словом протоиерей Александр Рахунок, руководитель молодежного отдела Витебской епархии, и известный московский проповедник, один из ведущих " Радио Радонеж " отец Олег Стеняев, а православные барды Алексей Кириллов и Сергей Учанейшвили поделились с узниками своими песнями. Не остались участники фестиваля в долгу и перед памятью доблестных предков, защищавших нашу общую землю. У памятника героям Отечественной войны 1812 года в Витебске была отслужена панихида и возложены цветы. И далее, в Крестном ходе неоднократно, проходя мимо воинских захоронений служились поминальные литии по защитникам Отечества, " положившим жизнь за други своя " . По окончании фестиваля, после проливного дождя, лившего всю ночь, ребята отправились в традиционный Крестный ход " Общий путь - Одигитрия " из Витебска в Смоленск, протяженностью почти 130 километров! Ничто не смогло испугать решительно настроенных участников Крестного хода, возраст которых колебался от 7 лет до 70! В их числе были священнослужители и православные барды из братских славянских стран. Нелегкий пятидневный путь облегчали песни авторов-исполнителей и увлекательные беседы протоиерея Олега Стеняева, иногда тоже певшего песни вместе с отцом Александром Рахунком, которые давали крестоходовцам духовный и душевный заряд на привалах! А по вечерам а местах ночевок в поселках и городках Лиозно, Рудня, Галынки и Гнездово проходили миссионерские концерты с беседами о. Олега и конкурсами-викторинами с участием зрителей и вручением призов!

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/03/...

Кондак, глас 8-й Препрославленная Вышняго Мати созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Новаграда, и возбуждает зрением того на подвиг, побеждати сопротивных силу, и к Ней, яко нашея радости виновней, пети: радуйся, Невесто Неневестная. 16/29 июля Иконы Божией Матери Чирская (Псковская) Тропарь, глас 4-й Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя, раби Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя: мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость. Кондак, глас 4-й Честнаго образа Твоего знамение празднующе, людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси, темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало. 18/31 июля, 2/15 июля Иконы Божией Матери Калужская Тропарь, глас 4-й Заступнице от враг иноплеменных необоримая Калужския земли и избавительнице от смертоносныя язвы, Милостивая! Избави рабы Твоя от всяких бед и болезней, с верою и любовию прибегающия к чудотворней иконе Твоей, и спаси души наша. Кондак, глас 6-й Не имамы песней, ниже Словес, како достойно восхвалити Тя, Мати Христа Бога нашего, явления ради чудотворныя иконы Твоея земли Калужстей, токмо можем вопити Тебе: не отврати милости Твоея от нас и низпосли ю всем притекающим к цельбоносней иконе Твоей. 28 июля/10 августа Иконы Божией Матери Смоленская «Одигитрия» Тропарь, глас 4-й К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы. Другой тропарь, глас 4-й Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил доныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых. Кондак, глас 6-й Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя. 28 июля/10 августа Иконы Божией Матери Гребневская

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1732...

Региональные отделения Славянского Молодежного Союза создаются в Санкт-Петербурге и Витебске Санкт-Петербург, 28 сентября 2004 г. Обращение инициативной группы по созданию Славянского Молодежного Союза к молодежным организациям, церковным приходам и государственным органам. Уважаемые друзья, всечестные отцы, братья и сестры! Сегодня мы живем в очень быстро меняющемся мире, в котором происходит информационное, культурное и финансовое объединение, к сожалению, очень часто в ущерб национальным культурам. Международные корпорации, сосредоточив в своих руках огромную власть, часто не считаются с традициями и религиозными устоями народов. Славянские национальные культуры, как и многие другие культуры мира, имеют христианские корни. Сегодня необходимо всячески укреплять связь духовной и материальной культуры народов, защищать их национальную самобытность и противостоять явлениям антикультуры и бездуховности. Сохранение самобытности славянских народов во многом зависит от способности сегодняшней молодежи воспринять и передать следующему поколению духовное и культурное наследие. Поэтому участие молодежи в деятельности по укреплению национальной культуры и славянского единства необычайно важно. Такая встреча, посвященная объединению молодежи славянских стран, прошла этим летом под эгидой Международного молодежного славянского фестиваля " Общий путь - Одигитрия " . И итогом фестиваля стало совместное решение в День Смоленской иконы Божией Матери - Одигитрии о создании Славянского Молодежного Союза, целью которого будет являться: - Объединение сил и согласование действий молодежи в деле укрепления единства народов Белоруссии, России, Украины и других государств на основе общего духовного, культурного и исторического прошлого. - Проведение ежегодного славянского фестиваля " Общий путь - Одигитрия " и других совместных молодежных праздников и программ, ориентированных на укрепление традиционных духовных и культурных ценностей славянских народов. Первыми шагами к созданию Славянского Молодежного Союза стало совместное участие молодежи из России и Беларуси в праздничном фестивале в честь святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербурге. На встрече в Санкт-Петербурге в День святого Александра Невского было решено начать создание региональных отделений Славянского Молодежного Союза в Санкт-Петербурге и Витебске, а также обратиться ко всем заинтересованным молодежным организациям, церковным приходам и государственным органам славянских государств с предложением принять участие в создании региональных отделений Славянского Молодежного Союза и самого Союза, как международного общественного объединения.

http://pravoslavie.ru/11197.html

Международные молодежные фестивали в Санкт-Петербурге, Витебске и Крыму июля 2008 11 июля в Санкт-Петербурге начинается международный проект «Русь Православная», состоящий из молодежных фестивалей, концертов и крестных ходов, последовательно проходящих в России, Беларуси, Украине. Проект «Русь Православная» символизирует традиционную дружбу народов России, Украины и Беларуси и единство исторической Руси. 11 июля в Санкт-Петербурге начинается международный проект " Русь Православная " , состоящий из молодежных фестивалей, концертов и крестных ходов, последовательно проходящих в России, Беларуси, Украине. Проект " Русь Православная " символизирует традиционную дружбу народов России, Украины и Беларуси и единство исторической Руси. Россия 1.    Международный фестиваль-форум соотечественников " Русский Царьград " 11-13.07 Кронштадт 2.    Крестный Ход - " Царский Путь " 14-16.07  из Кронштадта в Царское Село 3.    Фестиваль традиционной русской культуры " Русский лад " 18-25.07 Царское Село Беларусь 1.    Молодежный православный фестиваль - " Одигитрия " 1.08 - 04.08, Витебск 2.    Крестный ход из Белой Руси в Великую Русь 05-10.08 Витебск - Смоленск Украина 1.    Концерт-акция в Киеве, посвященный празднику Крещения Руси 13.08 2.    Фестиваль " Небо славян " и концерты духовной и патриотической песни в городах Крыма  и на кораблях ВМФ. Крым, Севастополь. 15-28.08 г. Во всех мероприятиях будут принимать участие граждане России, Украины, Беларуси, выражая этим свою сопричастность к идее единства славянских народов на основе православных ценностей и общих исторических корней. Акции проводятся под единой символикой, подчеркивающей общую идею всех мероприятий. Духовник проекта - архимандрит Назарий, Наместник Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, председатель Славянского Молодежного Союза, www.c-m-c.ru Координатор - Шаров Сергей Николаевич, т. +7-911-711-2930, +7 (812) 577-4446, Зав. отделом по связям с внецерковными организациями  Александро-Невской Лавры,     e-mail: anlavra@mail.ru

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=193...

В том же 1918 г. Блок написал стихотворение «Скифы» – как пророчество тоже довольно сомнительное, но содержащее итог многолетних раздумий о пути России и вполне серьезные, выдержанные в традициях русской историко-философской мысли, выводы о российской «всечеловечности»: Мы любим все: и жар холодных числ, И дар божественных видений, Нам внятно все: и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений… При всей своей утопичности «Скифы» реалистичны в оценке кризиса европейской культуры. «Русский путь» мыслился как альтернатива (пусть даже не осуществившаяся в полной мере) окостенению западной цивилизации. Сытая буржуазность пугала его больше, чем ужасы революции и гражданской войны. Когда в новом советском быту в новых формах стали проявляться прежние черты буржуазной пошлости, Блок почувствовал приближение собственного конца. Творческий подъем 1918 г. быстро сменился упадком. После непрестанного музыкального звучания начала революции наступила пугающая тишина – он уже не слышал музыки. Поэтическим завещанием Блока стало стихотворение «Пушкинскому Дому», написанное в 1921 г. Пушкин! Тайную свободу Пели мы вослед тебе! Дай нам руку в непогоду, Помоги в немой борьбе! Не твоих ли звуков сладость Вдохновляла в те года? Не твоя ли, Пушкин, радость Окрыляла нас тогда? Вот зачем такой знакомый И родной для сердца звук Имя Пушкинского Дома В Академии наук. Вот зачем, в часы заката Уходя в ночную тьму, С белой площади Сената Тихо кланяюсь ему. В апреле 1921 г. у Блока началось воспаление сердечных клапанов. Болезнь сопровождалась психическим расстройством, принося мучения не только физические, но и душевные. 7 августа 1921 г. поэт скончался. Похороны поэта состоялись 10 августа 1921 г. – в день праздника Смоленской иконы Божией Матери – на Смоленском кладбище Петербурга. Что-то символическое было в том, что поэт, в чьем творчестве столь ясно обозначен мотив пути, нашел последнее пристанище под покровом Божией Матери Одигитрии – Путеводительницы. Но, как оказалось, не навсегда. В 1944 г. его останки решили перенести на Волково кладбище. По преданию, могила оказалась пустой, – тем не менее, ныне могила Блока находится на Волковом кладбище.

http://pravmir.ru/aleksandr-blok-tishina...

I.Oбoзpehue его истории Обитель эта, достопамятная в истории Москвы, занимает местность, замечательную по своему положению и значению. Через подмосковное широкое поле, или вернее, широкий дол у подошвы Воробьевых гор, на берегу Москвы-реки, прежде лежал тракт на Смоленскую дорогу; оно издревле слывет Девичьим, а по народному сказанию, Дедове или Деводе. Отдаленное предание относит такое название поля ко временам Монголо-Татарского владычества над Россией, когда будто «Москвичи приводили туда девиц в дань варварам, а при отдаче их, подносили на головах своих Монголо-татарским послам молоко и мед в серебряных вызолоченных чашах» 1 . Но Девичье поле, сколько нам известно, было не в одной Москве; оно упоминается летописями в XIV веке под Коломною на Оке, еще находится в Александровском уезде Херсонской губернии, в Куявах Блудковской парафии и в других местах. Это самое тождество названия поля в разных краях наводит тень сомнения на подлинность предания о постыдной дани Татарам, и скорее намекает на игрища народные, коих позорищем искони бывали поля. Между полей, по сказанию Преподобного Нестора, описавшего нам нравы и обычаи Радимичей, Вятичей и Севера, «сходились юноши и девицы на игрища, и там умыкаху жены себе» 2 . Местное же предание производит такое название от того, что исстари на это поле девицы гоняли коров. В 1398 или 1399 году через Девичье поле возвращалась в Москву из Смоленска с детьми своими Великая Княгиня София Витовтовна, которая туда ездила для свидания с родителем своим Великим Князем Литовским. При расставании с нею, Витовт и мать ее благословили ее «иконами, обложенными златом и серебром, чудными зело.» 3 Так говорят наши летописи Троицкая, Архивская и Никоновская; но позднейшие писатели утверждают, будто эта Великая Княгиня привезла из Смоленска чудотворную икону Одигитрии, т.е. путеводительницы 4 , которую древнее предание выдает за первонаписанную Св. Евангелистом Лукою; по преданию, она сопутствовала в Россию из Греции Царевне Анне, супруге Великого Князя Владимира I, а в Смоленск принесена 1077 года, Смоленским Князем Владимиром Мономахом 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010