Давайте дальше, пожалуйста... (слайд) Это собственно икона " Одигитрия " со снятым окладом и аварийная заклейка, когда ее вывозили уже на реставрацию. Прошу обратить внимание, я вам покажу, на иконе находились крепежные элементы. Икона состоит из четырех досок, доски в довольно руинированном состоянии находились, и видимо в 1912 году к столетию Бородинского поля, когда ее вывозили на Бородинское поле, изготовлены были силовые крепления из посеребренной латуни толстой. Это вот нижняя часть и верхняя часть, это мало кто видел, потому что оклад на ней стоит уже довольно давно. Соответственно все эти крепежные элементы крепились болтами, которые проходили насквозь по всей ширине, болтами с большими крупными головками, мы потом вернем вам эти детали, когда приедет икона, вы их положите в музее, все смогут ознакомиться... Епископ Исидор: То есть прямо, Дмитрий Борисович, по телу иконы были вставлены эти гвозди? Д. Б. Антонов: Да, были довольно крупные отверстия по всей поверхности... Можно следующий слайд... Вот, собственно, икона с уже пробными расчистками, то есть изначально, когда она пришла на реставрацию, первыми были проведены исследования, были сделаны микрошурфы, мы посмотрели, где какое состояние краски, где что сохранилось, где не сохранилось. И вот вы видите, что вот эта часть здесь уже подвергалась пробной расчистке, доска имеет как бы первоначальный... Вот в этом месте находится контрольный участок, на котором цифрами помечены, он дальше будет крупнее, а пока покажем шесть общих слоев записи, а общее количество поновлений иконы более 16, но основных именно больших слоев записи – шесть. Можно дальше... (слайд) Вот это расчистка, видите, что лик уже кардинально изменился. Мы, на самом деле, когда начали работу, видели это на рентгене, что лик в довольно хорошеем состоянии, это авторская живопись конца XVI – начала XVII века. Епископ Исидор: Дмитрий Борисович, а Вы применяли самые новейшие методы? Д. Б. Антонов: Мы всегда работаем с подобными вещами – принцип нашего института: все делается только под контролем микроскопии – все всегда делается только под микроскопом. Чтобы вы правильно понимали, вы все прекрасно помните ее размеры – каждый участок в несколько квадратных миллиметров размером расчищался вручную под микроскопом, представьте, что такое снять шесть слоев.

http://religare.ru/2_106025.html

Радуйся, Сиона горняго украшение; радуйся, мира дольняго защищение. Радуйся, граде, спасения нашего притекание; радуйся, горе святая, сошествием Божиим прославленная. Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование. Кондак 10 Спаси нас, Владычице, от погибели вечныя Матерним предстательством Твоим ко Христу Богу и, якоже Тя ныне видим на иконе, тако сподоби нас узрети Тя в час кончины нашея, заступающу души наша и от руки лютаго миродержца нас соблюдающую, да помощию Твоею святою избегнем его сетей и сподобимся Царствие Небесное получити и в радости вечней воспевати человеколюбцу Богу: Аллилуия. Икос 10 Стена еси девам, Богородице Дево, и всем ревнителем девства и чистоты усердная помощница; молим Тя, Пречистая, очисти наша сердца от всякия скверны греховныя и украси души наша целомудрием и чистотою, да невредими пребудем от всех искушений мира, плоти и диавола и сподобимся достойно возглашати Тебе песни таковыя: Радуйся, добрая младопитательнице девам; радуйся, благосердная попечительнице сирот. Радуйся, тихое прибежище обуреваемых страстьми; радуйся, пристанище смущаемых искушеньми. Радуйся, мздовоздаятельнице подвижников целомудрия; радуйся, споборнице борющихся со враги невидимыми. Радуйся, милостивая посетительнице неповинно в темницы заключенных; радуйся, благая утешительнице напрасно клевету терпящих. Радуйся, божественная свободительнице сущих в плену и изгнании; радуйся, всемощная покровительнице труждающихся и обремененных. Радуйся, Судии Праведнаго умоление; радуйся, грешных с Богом примирение. Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование. Кондак 11 Пети Тебе немолчныя хвалы сытости не имамы, пречистая Мати Дево, Ты же, яко имущая милосердие неисчетное, насыти нас пищею нетленною слова Божия во спасение и научи нас верно исполнити животворныя заповеди Сына Твоего и Бога, Егоже умоли, предстательнице наша всеблагая, да низпослет милость Свою нам недостойным и сподобит нас унаследити Его всесветлое и всеблаженное царствие, идеже от всех святых поется Ему хвалебная песнь: Аллилуия. Икос 11

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Ставшая Матерью Того, Кто усыновил нас Небесному Отцу, Богородица становится матерью каждого из нас. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. Многие чтимые иконы этого типа не случайно приписывали кисти апостола Луки. К наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: «Смоленская», «Иверская» (Вратарница), «Тихвинская», «Грузинская», «Иерусалимская», «Троеручица», «Страстная», «Ченстоховская», «Кипрская», «Абалацкая», «Споручница грешных» и многие другие. Небольшие иконографические различия в деталях связаны с подробностями истории происхождения каждого конкретного образа. Так третья рука у иконы «Троеручица» добавлена св. Иоанном Дамаскиным, когда по его молитве Богородица восстановила отрубленную его руку. Богоматерь «Троеручица»   Кровоточащая ранка на щеке «Иверской» возвращает нас во времена иконоборчества, когда этот образ был подвергнут нападению отвергающих иконы: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло свидетелей в неописуемый ужас. На иконе Богоматери «Страстная» обычно изображают двух ангелов, летящих к Младенцу с орудиями страстей, тем самым предвозвещая Его страдания за нас. В результате этого сюжетного поворота несколько изменена поза Младенца Христа — Он изображен в полоборот, смотрящим на ангелов, Его руки держатся за руку Марии. Каждая из таких деталей достойна внимательного рассмотрения, но за неимением в данном случае такой возможности оставим это для уединенного созерцания. Как правило, в «Одигитрии» Богоматерь представлена в поясном изображении, но встречаются и оплечные композиции богородичных икон; к таким относятся «Казанская», «Петровская», «Игоревская». Здесь разрабатывается та же тема, но в некотором сокращенном варианте. Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование «Умиление», что является не совсем точным переводом греческого слова «Елеуса» (ελεουσα), т. е. «Милостивая». Этим эпитетом в Византии величали саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем, в русской иконографии, наименование «Умиление»  стали связывать с определенной иконографической схемой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Итак, тот крепкий властитель, кто силен одолеть самого себя, противиться собственным страстям, угашать в настоящей жизни разжжение страстное и греховное. Хорошо об этом говорит и Приточник: «Долготерпеливый муж лучше храброго» ( Притч. 16:32 ), – долготерпеливый, то есть не только претерпевающий оскорбления от людей, но и побеждающий терпением свои страсти, лучше крепкого. В некоторых переводах к этому прилагается и следующее: «И муж, господствующий над сердцем своим, лучше завоевателя городов», – то есть более крепок тот муж, который господствует над своим сердцем, чем тот, который побеждает и разоряет укрепленные города. Итак, теперь понятно, что крепким властителем поистине может быть назван тот, кто обладает собой, кто одолевает свои похоти, крепко и мужественно противится своим вожделениям, сопротивляясь даже до крови, подобно тем святым, которые решили лучше страдать и умереть, чем, погубив свое целомудрие, быть побежденными и оскверниться плотскими греховными страстями. Обратим же к себе самим очи наши и с рассуждением посмотрим: есть ли в нас какая-либо крепость? Обладаем ли мы собой? Владычествуем ли над своими страстями? Нет! Мы, как немощные, падаем побежденными, ибо в нас столь сильна сила и владычество греха, царствующего в членах наших, что мы отнюдь не можем и даже не хотим освободиться от него, побеждаемые грехолюбием. Нрав греховный уже отнимает у нас душевные силы – память, волю и разум – и делает нас своими рабами, пленниками, скотами несмысленными. Отнимает память, так что мы не помним о Боге: «Нет Бога пред нами», и потому «оскверняются пути наши на всякое время» ( Пс. 9:25–26 ), и мы уподобляемся тем двум скверным старцам, о которых пишется в книге Данииловой: «Отвратили ум свой и уклонили очи свои, чтобы не смотреть на небо» ( Дан. 13:9 ). Сила привычного греха отнимает волю, как у рабов: «Кто кем побежден, тот тому и раб» ( 2Пет. 2:19 ), и как у связанных пленников, ибо каждый связывается узами своих грехов; отнимает разум и соделывает как бы неразумными скотами. " Сравнялся, – говорит Псаломник, – с несмысленными скотами и уподобился им» ( Пс. 48:13 ). Сила греховная настолько господствует в нас, что отнимает у нас голову и руки и делает нас как бы бездейственными идолами, ибо, постоянно совершая те же грехопадения, мы разбиваемся, как идол, падающий со своего места. И вот вам, столь немощным и подчиненным греховным навыкам, дарована свыше сила – Одигитрия, крепкая Владычица, Небесная Царица. Крепкая, ибо во утробе Ее вселился «Господь – крепок и силен, Господь силен в брани» ( Пс. 23:8 ). Крепкая, ибо не победило Ее никакое беззаконие: не только грех прародительский, но и никакой другой простительный не коснулся и не одолел Ее, и соделалась Она Владычицей всего создания, всеми обладающей и укрепляющей всех служащих Ей. И если мы прибегнем к Ней усердно, она «укрепит нас силою свыше» (ср. Лк. 24:49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Радуйся, Богом возлюбленная Царице. Радуйся, Бога возлюбившая Владычице. Радуйся, едина благословенная в женах. Радуйся, небесных радование. Радуйся, земных заступление. Радуйся, демонов посрамление. Радуйся, ада попрание. Радуйся, укрепленная силою Господа сил. Радуйся, облеченная властию Царицы неба и земли. Радуйся, воинствующих на плоть целомудрием благая Помощнице. Радуйся, подвизающихся в посте и безмолвии милостивая Утешительнице. Радуйся, избавляющая скорбей всяческих. Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование. Кондак 8 Странствие земное многоскорбное и многомятежное услаждаеши нам матерним Твоим о нас попечением, Богородице, и во дни скорбных обстояний помощь святую являеши нам во спасение. Памятуем и исповедуем, Владычице, Твое заступление, егда галлы страну Русскую разориша и град Москву плениша, Ты икону Свою святую Одигитрию от Смоленска в полцы воинства Русскаго благоволила еси принести, и тем вои православныя воодушевила еси, и славную победу им даровала еси, предстательством Твоим к Сыну Твоему и Богу, Емуже поем: Аллилуиа. Икос 8 Вся милости и щедрот преисполненная, Всеблагая Мати Божия, воинству православному помощь и одоление на враги преславно даровала еси. И егда не бе нам уже спасения надежды, яко и наш град пленен и разорен бысть, галлы с бесчестием от Отечества нашего отгнала еси и победою дивною нас увенчала еси. Всегда памятуя таковое Твое заступление, хвалебно Тебе вопием: Радуйся, страну нашу Русскую от нашествия иноплеменных предивно избавившая. Радуйся, гордых силою Своею со стыдом вспять возвратившая. Радуйся, иноверных ратей Всесильная Победительнице. Радуйся, православнаго воинства державная пособнице. Радуйся, иконою Твоею святою с воинами русскими милостивно пребывающая. Радуйся, чудотворным образом Твоим полки их освящаюшая. Радуйся, изнемогающих силою свыше укрепляющая. Радуйся, безпомощным помощь Твою святую подающая. Радуйся, обидимых правосудная Заступнице. Радуйся, ненадежных надеждо. Радуйся, печальных отрадо. Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование. Кондак 9

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. Многие чтимые иконы этого типа не случайно приписывали кисти апостола Луки. К наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: " Смоленская " , " Иверская " (Вратарница), " Тихвинская " , " Грузинская " , " Иерусалимская " , " Троеручица " , " Страстная " , " Ченстоховская " , " Кипрская " , " Абалацкая " , " Споручница грешных " и многие другие. Небольшие иконографические различия в деталях связаны с подробностями истории происхождения каждого конкретного образа. Так третья рука у иконы " Троеручица " добавлена св. Иоанном Дамаскиным, когда по его молитве Богородица восстановила отрубленную его руку. Кровоточащая ранка на щеке " Иверской " возвращает нас во времена иконоборчества, когда этот образ был подвергнут нападению отвергающих иконы: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло свидетелей в неописуемый ужас. На иконе Богоматери " Страстная " обычно изображают двух ангелов, летящих к Младенцу с орудиями страстей, тем самым, предвозвещая Его страдания за нас. В результате этого сюжетного поворота несколько изменена поза Младенца Христа - Он изображен в полоборот, смотрящим на ангелов, Его руки держатся за руку Марии. Каждая из таких деталей достойна внимательного рассмотрения, но за неимением в данном случае такой возможности оставим это для уединенного созерцания. Как правило, в " Одигитрии " Богоматерь представлена в поясном изображении, но встречаются и оплечные композиции богородичных икон; к таким относятся " Казанская " , " Петровская " , " Игоревская " . Здесь разрабатывается та же тема, но в некотором сокращенном варианте. Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование " Умиление " , что является не совсем точным переводом греческого слова " Елеуса " ( λεουσα ), т.е. " Милостивая " . Этим эпитетом в Византии величали саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем, в русской иконографии, наименование " Умиление " [ 6 ] стали связывать с определенной иконографической схемой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

Вси вернии с радостию и утешением видят образ Твой святый, на немже умиленно взираеши на Богомладенца Христа, сего ради молим Тя, Всеблагая, яко Матерь вся содержащаго в деснице Своей Владыки: воззри и на нас милостивно, и умоли Господа, да помилует нас недостойных. Научи нас, Владычице, молитися Ему благоприятно, и неосужденно пети Ему нескверными усты и чистым сердцем ангельскую песнь: Аллилуиа. Икос 9 Витийство наше песненное не довлеет к прославлению многих Твоих чудес, Богородице Одигитрие, ихже от святыя иконы Твоея явила еси и присно являеши верным: обаче Ты, яко воистину Благая Мати, веру и усердие наше приими, веси бо и любовь к Тебе нашу, еюже сердца наша пламенеют, и милостивно услыши сия в простоте составленныя похвалы: Радуйся, обрадованная Приснодево. Радуйся, Невесто Неневестная. Радуйся, селение Бога Слова. Радуйся, обитель Святейшаго святых. Радуйся, с Сыном Царем небес вечно царствующая. Радуйся, матернее дерзновение к Нему имущая. Радуйся, молитвам верных милостивно внемлющая. Радуйся, любящим Тя любовию Твоею Божественною воздающая. Радуйся, Сиона горняго украшение. Радуйся, мира дольняго защищение. Радуйся, граде спасения нашего. Радуйся, горо святая, сошествием Божиим прославленная. Радуйся, Богородице Одигитрие, христиан упование. Кондак 10 Спаси нас, Владычице, от погибели вечныя матерним предстательством Твоим ко Христу Богу, и сподоби нас узрети Тя в час кончины нашея, от руки лютаго миродержителя душу нашу соблюдающую, да помощию Твоею святою избегнем его сетей и сподобимся Царствие Небесное получити и в радости вечней воспевати Человеколюбцу Богу: Аллилуиа. Икос 10 Стена еси девам, Богородице Дево, и всем ревнителем девства и чистоты усердная Помощнице. Молим Тя, Пречистая: очисти наша сердца от всякия скверны греховныя, и украси души наша целомудрием и чистотою, да невредимы пребудем от всех искушений мира, плоти и диавола находящих, и сподобимся достойно возглашати Тебе песни таковыя: Радуйся, добрая Младопитательнице девам. Радуйся, благосердая Попечительнице сирот.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Но есть поговорка: «на Бога надейся, а сам не плошай». С молитвою надежды на помощь Божию, соединяй собственное усилие для своего спасения, подражая мореходам. Когда им угрожает кораблекрушепие от страшной бури на море, что они делают? Не надеесь спастись одними собственными силами, они тоже молятся Господу о помощи; отсюда произошла поговорка: «кто в море не бывал, тот хорошо не маливался». Но ограничиваются ли они одною молитвою? Нет. Они из сил выбиваются, чтобы спастись от потопления: убирают снасти, выбрасывают груз, выкачивают воду и т. п. И Господь приходит к ним на помощь, внемлет их молитвам о спасении. Так же должны поступать все плавающие по житейскому морю, обуреваемые волнами страстей, утопающие в бездне греховней. Они могут надееться на помощь Божию только в том случае, если и сами крепко подвизаются в борьбе с греховными искушениями. Благодатная помощь готова только для упражняющихся в этих подвигах, а не для тех, которые в надежде на нее сами ничего не делают. Благодать помогает только трудящимся, — ленивым и праздным она не помогает. Они не стоют этой помощи. Леность и праздность есть грех. Греху Господь не потворствует. Одигитрия. Поучение в праздник Смоленской иконы Богоматери, 28 июля.    Пресвятая Богородица, согласно ее предсказанию: «отныне ублажат Мя вси роди» (Лк.1:48), прославляется церковию многочисленными празднествами в честь ее, службами и похвальными именами, указующими на ее достоинства, как Матери Божией, и на ее безчисленные благодеяния людям в нуждах телесных и духовных. К числу таковых имен относится наименование Одигитрия, присвоенное Ей в Смоленской ее иконе, в честь которой совершается сегоднешнее празднество. Греческое слово Одигитрия значит путеводительница. По какому случаю усвоено Богоматери это наименование? По случаю исцеления двух слепцов, которых сама Богоматерь провела к своей иконе во Влахернском Константинопольском храме: они приложились к ней и получили прозрение.    Таков ближайший смысл названия Богоматери Одигитриею или Путеводительницею.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

4). Он начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. Буквы на первых двух направлены внутрь произведения, на двух других – наружу: к бце прилжно ни притец съ смирениемъ припадающе из глубины дшевным вдчце помози мардовавши на ны по(т)шис т множства грховъ не тврати раб свои тщи те бо едину помощьнцу имам помощи не надежда ра(з)в тебе вл(ады)чц(е) твои помо(з) тщс на(д)е(м) тбою хвал(иму) тво(и) бо са(ми) раби… 612 . Подкладка из голубой тафты. СОХРАННОСТЬ В личном шитье местами имеет утраты нитей (виден фон). Ткани фона имеют штопки, помяты и загрязнены. Подкладка пришита при поновлении в XIX в. (?), имеет прорывы, заплаты, выцвела и загрязнена. ИКОНОГРАФИЯ Голубая сканая с серебром нить на рубашке Младенца дает основание определять этот вариант Одигитрии как «Богоматерь Смоленская», что подтверждается и песнопением этой иконе на кайме плены. АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции служат тонкий рисунок, тщательное шитье личного почти без оттенений при развитом золотном шитье, а также характер надписи. источники Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12221. 72. ВОЗДУХ ХРИСТОС ВО ГРОБЕ Москва (?), конец XVI в.; каймы – вторая половина XVII в. Атлас (XVII в., иностранное производство), камка (XVII в., Италия), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг; ткачество, шитье, низание. 74х95 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 613 Инв. ТК-2427 Кат. 72 На среднике изображен лежащий во гробе Иисус Христос . Руки его вытянуты вдоль тела. На переднем плане – плащаница. Над гробом – херувим и два летящих ангела, каждый из которых с двумя рипидами. На рипидах – прямоличные изображения херувимов. Фоном служит более поздний атлас розового цвета (выцветший красный?). На фоне надписи мелким жемчугом: хс, аглъ гнь (дважды), херувим. На каймах, обрамленных с двух сторон серебряными полосами, по зеленой камке пряденым серебром вязью с небольшим количеством лигатур шит тропарь Великой субботы: во гроб плотски во ад же съ дшею ко бгъ в ра//и же с разбоиникомъ и на престоле вылъ еси//хр(с)те со тцемъ и дхомъ вс исполныи Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

«Теперь этот сад снова заброшен, и вместо эстетического и исторического элемента в нём является преобладающим элемент питейно-увеселительный». Однако в 1902 году единственным питейным заведением в парке был ресторан. В 1979 году институт «Смоленскгражданпроект» разработал проект комплексного благоустройства этой территории, который был реализован в 1980-х годах. 8 июля 2019 года во время раскопок на Королевском бастионе археологии нашли останки (одноногий скелет), которые принадлежат одному из ближайших соратников Наполеона генералу Гюдену. Сегодня парку вернули прежнее название, а его территория значительно расширилась. Множество аттракционов, летних кафе, танцевальных площадок сочетаются с историческими объектами, которые поддерживаются силами Администрации города и Лопатинского сада. Памятник защитникам Смоленска 1812 года Смоленский памятник по проекту Антонио Адамини отлит из чугуна в Петербурге на Александровском литейном заводе. Его высота – около 26 метров, а общий вес – около 250 тонн. Во время установки монумент располагался на плац-парадной площади, где проходили военные учения, парады и торжественные молебны смоленского гарнизона. Памятник имеет вид высокой многогранной пирамиды на круглом ступенчатом основании, вокруг пирамиды размещены 8 пар колонн с позолоченными орлами. Пирамида заканчивается главой в форме луковицы с бронзовым позолоченным крестом. Вверху, в промежутках между колоннами, помещены художественные изображения медалей 1812 г. На восточной стороне, между двумя парами колонн, в особой нише, дано изображение Смоленской Божией Матери Одигитрия. Ниже иконы укреплена металлическая доска с рельефным планом Смоленского сражения (копия; подлинная из цветного металла утрачена в годы войны 1941-1945 гг.). На цоколе сделаны надписи: названы фамилии генералов, которые командовали русскими войсками, защищавшими Смоленск; обозначено число сражающихся и павших под Смоленском воинов с обеих сторон. На гранях между надписями расположены восемь рельефных изображений мечей.

http://ruskline.ru/politnews/2023/11/20/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010