Ниже будет помещено одно письмо пр. Димитрия к г. Палоузову, в котором он высказал гадательную причину своего перевода из Одессы в Ярославль, именно – распространение в Херсонской епархии штундизма. Но напрасно Владыка возводил на себя обвинение в слабости и бездеятельности в борьба с сектантами. Дело в том, что ни он сам, ни кто другой, в то время не сознавали ясно, с чем и с кем нужно было бороться. В то время пр. Димитрий, в письме к г. губернатору, мог наивно выражать свое недоумение – «почему прокурорский надзор с своей стороны затрудняется подвергать сектантов штундистов преследованию за преступления, предусмотренный 196 ст. уложения о наказаниях» 400 , и так же наивно удивляться – почему он на такие важные вопросы не получает никаких ответов. Только теперь, через 25 лет после событий, отчасти уяснено и раскрыто то тяжелое и печальное положение, которое занимало тогда православное духовенство и церковная власть. Вот что недавно писал один серьезный исследователь штундизма. «Иного рода была деятельность главного начальника южно-русского края, новороссийского и бессарабского генерал-губернатора Π. Е. Коцебу, в 70-х годах. Таким начальникам и их прислужникам, вероятно, в значительной степени обязано развитее и укоренение в наших южных губерниях штундизма. Некоторые вожаки штунды свою пропаганду оправдывали тем, что секта их признана-де терпимою самим г. губернатором, что в сельском правлении колонии С. Данциг получено даже предписание: миссионеров и последователей необаптизма не преследовать. Одесский исправник доносил херсонскому губернатору, что один из штундистов состоял дворецким у Коцебу, что при посредстве его Ратушный и Рябошапка, известные вожаки штундизма, имели совершенно свободный доступ к г. губернатору, и что сам Коцебу принадлежит к их секте, что он покровительствует совратившимся из православия в ересь и, считая их лучшими людьми, не одобряет преследования их. Что же могло противопоставить наше бедное, приниженное духовенство, что могла, наконец, противопоставить епископская власть такой колоссальной силе, которая одним почерком пера могла уничтожить все их добрые начинания. Коцебу мог задавить младенца – штунду; но он этого не сделал, – он взлелеял его, и на памяти его, славной во многих других отношениях, это обстоятельство останется неизгладимым пятном» 401 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

«Главным органом – читаем в отчете Одесского св. Андреевского Братства за 1890/91 г. для борьбы со штундою были состоявшие в распоряжении братства особые, специально назначенные для борьбы с сектантством, миссионеры, которых в истекшем году было тоже самое число, что и в предыдущем, а именно: 5-ть окружных миссионеров из священников епархии: 2 разъездных миссионера из мирян и 1 миссионер – священ- —142— ник, уполномоченный действовать в одном только благочинническом округе... Кроме того, 3-м священникам епархии, обнаружившим свою особенную опытность и усердие в деле вразумления заблудших, поручено ведение миссионерских бесед, кроме своих бесед, также и в соседних приходах, зараженных сектантством. Кроме того, по ходатайству Херсонского Епархиального Училищного Совета выдано свидетельство на право книгоношества (sic!) учителю Омельницкой церковно-приходской школы Илье Тертацкому с обязательством распространения книг и священных изображений, издаваемых Братством. Все миссионеры Братства – свидетельствует отчет – являли себя вполне достойными своего высокого служения на благо православной церкви и государства и исполняли возложенное на них дело с высокою христианскою ревностью о спасении заблудших и любовию к ним». Миссионеры действовали не одиноко в своей борьбе с сектантами: Совет Братства счел своим долгом выразить глубокую благодарность Херсонскому Губернатору, Одесскому Градоначальнику, Военному Губернатору г. Николаева, начальнику над Николаевским портом и некоторым урядникам «за их административные распоряжения, направленные к ограничению и вразумлению сектантства. Совет высказывает впроч. жалобу, что полиция не везде, к сожалению, содействовала миссионерам в их деятельности и уверяет, что «в тех местностях, где пастыри усердно поучают своих прихожан и где есть строгий полицейский надзор за действиями сектантов, православные твердо держатся учения своей церкви и относятся к штундистам с негодующим сожалением» и проч. 203 Какими же результатами обнаружилась эта усиленная миссионерская деятельность при содействии гражд. начальства? – «В 1891 г. присоединено к православной церкви – свидетельствует Отчет – в разных местностях Херсонской епархии более 200 лиц». 204 Число весьма незначительное, если принять во внимание, что в Херсон. Епархии одних штундистов находится более 5000. Но вместе с

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С 25 июня 1928 года — епископ Криворожский, викарий Днепропетровской епархии. Совершал частые богослужения, на которых неизменно произносил проповеди, активно посещал приходы епархии. С 5 сентября 1930 года — епископ Зиновьевский, викарий Одесской епархии. С 11 сентября 1931 года — епископ Крымский. Был любим своей паствой. Продолжал много проповедовать (в том числе говорил о голоде, который в то время был на Украине), много общался с верующими, регулярно служил в различных храмах епархии. Активно выступал против обновленчества, что вызвало угрозы со стороны последних: обновленческий митрополит Иерофей (Померанцев) с церковной кафедры заявил, что он арестует епископа Порфирия. Призывал православных молиться о «сосланных и заключенных, невинно томящихся в изгнании архиереях, священстве, монашествующих и мирянах». В 1933 году был арестован, два месяца провёл в тюрьме, затем освобождён. 9 октября 1936 года вновь арестован, обвинён в том, что благословлял священство молиться за осуждённых, в поощрении «нелегальной деятельности некоторых монашеских подпольных организаций», в «проявлении излишней ревности в борьбе с обновленцами» и др. Четыре месяца находился в тюрьме в Симферополе. Виновным себя не признал. 3 января 1937 года был приговорён к пяти годам административной высылки в Казахстан. Ссылку отбывал на станции Уш-Тоб Каратальского района Талды-Курганской области вместе с находившимся там с 1935 года ссыльным епископом Екатеринославским Макарием (Кармазиным). Иногда они тайно на дому совершали божественную литургию. 20 ноября 1937 года епископ Порфирий и епископ Макарий были арестованы. Обвинены в том, что они «проводили антисоветскую пропаганду и дискредитировали Советскую власть, а также поддерживали связь с контрреволюционными элементами, систематически получая от последних материальную помощь»,. Виновными себя не признали. 1 декабря 1937 года епископ Порфирий (Гулевич), епископ Макарий (Кармазин) и двоюродная сестра владыки Макария Раиса Александровна Ржевская постановлением тройки УНКВД Алма-Атинской области были приговорены к смертной казни и расстреляны на следующий день.

http://pravmir.ru/v-kazaxstane-najdeno-z...

Вечером того-же дня приехал ко мне из Мурома племянник Петр Александр. Орфанов 488 с женою своею Надеждою Александровною. Он получил должность уездного врача в г. Корчеве, куда чрез три дня и отправился. 9-го ч. получил я из Одессы от Вице-Президента Импер. Одесского Общества Истории и Древностей Н. Н. Мурзакевича официальное письмо от 30-го января за 91 следующего содержания: «Ваше Высокопреосвященство! Письмо Ваше от 15 сего января напомнило мне об обешании передать в Ваше распоряжение сведения, собранные покойным архиепископом Гавриилом, давним моим благоприятелем. Ни его, ни мои средства не дозволили издать в свет любопытные материалы. Созданный Вами «Исторический архив Тверской епархии» подарить публике едва не исчезнувшие сведения в пребывание их у меня, в войны 1854 и 1877 годов, когда из Одессы, стоящей на краю, неоднократно подвергались опасности. Теперь акты в добрых руках! Желалось бы, по отпечатании оных, несколько оттисков иметь. А для Общества, достопочтенный Архипастырь, попросил бы собрать монеты княжества Тверского для коллекции его Музея». Вслед затем, 5-го числа получен был мною большой тюк с бумагами, содержащими в себе описание церквей Тверской епархии. По получении тюка, я писал от 7-го числа за 982 Николаю Николаевичу: «Спешу уведомить Вас что посланный Вами тюк с материалами для истории Тверской епархии мною получен, и эти материалы будут употреблены согласно Вашему назначению. Приносим для них Вашему Превосходительству искреннейшую благодарность. По мере напечатания означенных материалов, будут высылаемы Вам отдельные оттиски, но в каком количестве экземпляров, – это благоволите определить сами. Я предложил Редактору Тверских Епархиальных Ведомостей, Протоиерею Владиславлеву доставлять Вашему Превосходительству особый экземпляр издаваемой им при Епархиальных Ведомостях «Исторической библиотеки Тверской епархии», – и он не не приминет это исполнить. Что касается монет княжества Тверского, я буду стараться приобретать их, и по мере приобретения буду доставлять в Музей Вашего Общества».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Посылая настоящее представление обер-прокурору, преосвященный просил Его Сиятельство о возможно скорейшем докладе его Св. Синоду, «чтобы можно было новое положение привести в действие с 1-го января наступающего 1867 года». Гр. Толстой действительно не замедлил исполнить просьбу Херсонского архиепископа и быстро провел его представление. 21-го октября он уже писал Димитрию следующее извещение «Преосвященнейший Владыка: М. Г. Архипастырь! Все Синодом утверждено, кроме ходатайства о невнесении добавочного содержания в общую смету духовно-учебных заведений вверенной Вам епархии. Непременно следует представлять в хозяйственное управление полную смету». Ближайшим следствием проведенной меры к улучшению быта Одесской семинарии и подведомых училищ было – для главного радетеля, пр. Димитрия, скорое (через две недели) награждение изъявлением ему Высочайшей благодарности Государя Императора, а для самых учебных заведений внесение их в очередной список полной реформы. Если Одесская семинария и училища не попали в первую (1867) очередь реформы, то только потому, что в этом году для них не приходилось средины учебного курса, которая признана была за наиболее удобное время для введения нового устава, так как по сему уставу прежние двухгодичные классы нужно было разделить каждый на два годовых. Во всех других частях, кроме учебного плана, Одесскую семинарию можно было считать преобразованною раньше других; но не замедлила и полная реформа. В начале 1868 г., последовал указ Св. Синода о введении нового устава духовно-учебных заведений в пяти, назначенных на вторую очередь, епархиях и в том числе – в Херсонской. Для приведения в исполнение указа, в июле того года, прибыл в Одессу член-ревизор учебного комитета С. В. К-ский, который, по исполнении поручения, представил куда следует официальный отчет о хорошем состоянии учебных заведений в Херсонской епархии, а вместе с тем и неофициальный прекрасный отзыв о попечительном хозяине епархии – «добрейшем архиепископе Димитрии». Хозяин, действительно, в этом отношении был крайне заботлив и рачителен: он не хотел останавливаться на половине дороги, и желал непременно довести до конца благоустройство семинарии и училищ вверенной ему епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

В 1859 году болгары полианской епархии жаловались на своего владыку Мелетия, что он преследует родной язык их и притесняет их самих 73 . Вместе с ходатайством о введении славянского языка в богослужение, представители и агенты русского правительста в Турции заботились также о приготовлении и ряспространении между православпыми турецкими славянами церковно-богослужебных книг русской печати, но с выпуском из них российской царской фамилии и намеков на агарянское царство 74 . Другим спорным пунктом между греками и болгарами было заведение болгарских народных школ и училищ. Мы видели выше, что с 1835 до 1858 года по всей Болгарии возникло до 80 народных школ, но что эти школы большею частью были плохо организованы и соответствовали только низшим школам грамотности. Особенно чувствителен был недостаток среднего учебного заведения для праготовления кандидатов во священство и недостаток лиц с высшим образованием. Все это хорошо понимали и лучшие представители болгарского народа, и русские деятели, имевшие такое или иное отношение к Болгарии. Так напр., известный болгарский ученый Палаузов предлагал нашему министерству иностранных дел, чтобы оно открыло все пути и предоставило способы к образованию болгарского духовенства, обещая, что болгары, принимая на себя половину расходов, могут доставить учеников из монастырей рыльского, из четырех монастырей тырновской епархии, 14 монастырей софийской епархии и из одного филиппопольской епархии. В этом деле должны принимать участие и консулы и особенно Одесское Попечительное Общество 75 . Это предложение совпало с видами русского правительства, которое с своей стороны заботилось как о приеме болгарских юношей в ваши духовные и гражданские заведения, так и о распространении числа болгарских народных школ. В предыдущей главе мы видели, что такова была воля Государя Императора. Кроме того, из инструкции адрианопольскому консулу Ступину видно, что он обязан был справляться о местах в русских учебных заведениях для болгар, выбирать и посылать туда лучших воспитанников и выдавать беднейшим из них пособия на проезд. Независимо от того, Ступину выдавалось из русской Константинопольской миссии по 500 пиастров в месяц, для расдачи бедным болгаринам, чтобы они учились 76 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости В Одесской епархии за сутки собрали сотни тысяч гривен в помощь семьям погибших и пострадавших 05.05.2014 15:12 Версия для печати Москва, 5 мая. Сбор материальных средств для оказания помощи семьям погибших и пострадавших в кровавых событиях 2 мая в Одессе проходит по благословению митрополита Одесского и Измаильского Агафангела.  За сутки прихожане местной епархии собрали более 200 тыс. гривен (примерно 17,5 тыс. долларов). Часть суммы уже потрачена на приобретение лекарств для пострадавших, находящихся в больницах города, сообщает «Интерфакс-религия» со ссылкой на пресс-службу епархии.  С первых часов после трагедии было развернуто пастырское окормление пострадавших, священники посетили больницы, чтобы исповедать и причастить страждущих. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 08.07.2019 17:04 Благовест-инфо Иерархи УГКЦ встретились с Папой Франциском 12.12.2018 12:34 Архиереям Донбасса вернули возможность пересекать линию разграничения

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Епархии Украинской Православной Церкви продолжают оказывать помощь медикам Киев, 16 мая 2020 г      Помощь в приобретении средств защиты, дезинфекции, а также лекарств и продуктов питания продолжают оказывать епархии Украинской Православной Церкви в рамках мероприятий по противодействию распространению коронавирусной инфекции COVID-19, объявленных Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием, передает Патриархия.ru со ссылкой на портал «Православная жизнь» . Тысячи сертифицированных защитных масок, антисептики и средства дезинфекции передали медикам священнослужители Александрийской, Запорожской, Киевской, Нежинской, Черновицко-Буковинской епархий.   С начала карантина около миллиона гривен на помощь больницам потратила Ровенская епархия. Деньги на социальные проекты жертвовали приходы, бизнесмены и политики. В районные больницы области передано несколько тысяч защитных масок. Почти во все медицинские учреждения, расположенные на территории епархии, куплены антисептики. Для городской больницы г. Ровно приобретена стиральная машина, для правоохранителей и спасателей — бесконтактные термометры. Бориспольская епархия закупила для врачей центральной районной больницы средства индивидуальной защиты — костюмы, перчатки и т.п. Для детского отделения приобретены пульсоксиметры и антибиотики для лечения пневмонии. Житомирская епархия передала 6000 одноразовых масок гериатрическому пансионату и инфекционному отделению городской больницы Бердичева. Средства индивидуальной защиты прислал киевлянин Сергей Соловьев, уроженец районного центра. Хмельницкая епархия подарила центральной больнице г. Деражня 15 защитных медицинских костюмов на сумму 18 тысяч гривен. 50 таких же костюмов на сумму 60 тысяч гривен переданы в г. Черновцы, где зафиксирован высокий уровень вспышки коронавируса. Одесская епархия передала средства индивидуальной защиты Одесскому областному центру медицины катастроф для бригад скорой помощи. Врачам вручены 500 защитных костюмов, 300 защитных респираторов типа FP2, 50 защитных респираторов многоразового пользования, 5 тысяч резиновых перчаток, средства дезинфекции.

http://pravoslavie.ru/131134.html

«В 9 часов и 25 минут утра, 12-го ноября 1874 года, поезд увез незабвенного Владыку Димитрия из Одессы» ... Многие из духовенства, с преосвященным викарием во главе, провожали Владыку до пределов Херсонской епархии. При последнем прощании на станции Мардаровке к преосв. Димитрию обращена была еще одна – последняя и самая трогательная речь, сказанная членом епархиального попечительства, прот. Г. Я. Селецким. «Между епархиальными учреждениями, говорил о. протоиерей, разделявшими Ваши труды и заботы о благе Херсонской паствы, есть одно скромное учреждение, предназначенное для того, чтобы облегчать страдания несчастных вдов и сирот духовного звания. Это – епархиальное попечительство. Оно не смело, подобно другим учреждениям, оглашать пред всеми о Вашей христианской благотворительности, о Вашем теплом и живом участии в судьбе страдальцев. Это было Вашею домашнею тайною. Но попечительству более, чем кому-либо другому, известны ваши постоянный пастырская заботы об облегчении их тяжкой участи. Бедные духовного звания знали Ваше доброе сердце и потому всегда обращались к Вам смело и с надеждою. И нам известно, что те, которые шли к Вам со слезами, от Вас выходили облегченные словом утешения, а чаще всего – материальною помощью. В попечительство Вы отсылали бедных за помощью только тогда, когда оскудевали Ваши собственный средства. Херсонский же Перепелицынский приют и началом, и продолжением своего существования вполне обязан заботам и щедротам Вашего Высокопреосвященства... Пусть же глубокая благодарность бедных вдов и сирот духовного звания будет последним словом к Вам от Херсонской Вашей паствы». Признательное духовенство херсонской епархии позаботилось упрочить память архиепископа Димитрия и вещественным лучшим памятником. «На совещании, бывшем еще 13-го октября, Одесское духовенство положило соединить имя милостивого архипастыря с каким-либо делом милосердия, которое, как сокровище не гибнущее, сохранило бы его имя в Херсонской епархии навсегда, а в свое время перешло бы с ним и в грядущий век». На разосланные тогда же приглашения все благочинные поспешили прислать свои отзывы, в которых выражали живейшее сочувствие духовенства всей епархии к мысли об учреждении в девичьем сиротском училище стипендии имени В.-преосв. Димитрия, – и готовность взнести в кассу училища нужный для сего капитал. При прощании с Владыкою ему было заявлено об этом, как о мысли, готовой перейти в дело. Тогда же положено было основание этой стипендии внесением в совет училища 2000 рублей, пожертвованных одною благоговеющею к архипастырю особою Через полгода после отбытия преосв. Димитрия взносами от духовенства образовался капитал в 5000 руб., на проценты с которого положено основать полную стипендию для сироты – «воспитанницы архиепископа Димитрия», а ежегодные остатки выдавать беднейшим воспитанницам при выходе их из училища 426 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Из указа Св. Синода видно было, что Высочайше дарованные 1 1 / 2 миллиона будут отпускаться не вдруг, а по частям, с ежегодным увеличением отпуска, по мере введения полного преобразования духовно-учебных заведений в разных епархиях, при чем в ближайшую очередь учебной реформы будут входить те епархии, которые раньше озаботятся обеспечением своих училищ из местных средств. Это побудило пр. Димитрия поспешить сделать в этом отношении все, что было возможно для епархии по ее местным средствам. В том же апреле месяце он написал и разослал по епархии следующее воззвание к духовенству. – «Материальное содержание духовно-учебных заведений – семинарий и трех училищ – Херсонской епархии, приходя год от года в более и более стеснительное положение, дошло наконец до того, что дальнейшее существование их становится почти невозможным. Жалованье наставникам так скудно – чтобы не сказать ничтожно, – что содержаться на него, особенно в Одессе, нет никакой возможности 351 . Так же невозможно и содержание сирот – учеников ныне на их оклады. В виду этой крайности я несколько раз просил высшее духовно-учебное начальство об увеличении окладов на содержание семинарии и училищ; но Св. Синод, по крайней ограниченности ежегодного прихода духовно-училищных сумм, решительно отказал мне, предоставив обратиться к изысканно для сего местных средств, помимо той суммы свечной прибыли, какая доставляется ныне Св. Синоду Херсонской епархией». Указав затем на источники, из которых могли быть извлечены местный средства, преосвященный заканчивает свое воззвание таким предостережением: «Св. Синод приказал мне, в случай невозможности найти средства к улучшению содержания, ограничить число учащихся в семинарии, и особенно число казеннокоштных воспитанников. Крайне было бы прискорбно прибегать к этой тяжелой для духовенства мере; поэтому-то я прошу вас всех, как родителей и братьев учащегося юношества, принять в этом деле сердечное участие и приложить к нему родительское и родственное участие». Заручившись такими данными, архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010