Здесь хочется оказать несколько слов, как прилагались в Херсонской епархии к жизни теоретические сведения по естествознанию и хозяйству. На пространстве 26-летней службы в Одессе, пишущему эти строки пришлось проезжать по различным местам херсонщины и во многих из них гостить. И удивительное дело – везде наблюдалась одна и тоже картина – беспредельная и безотрадная степь и обнаженный ряд домов в виде спичечных коробок, предоставляющий херсонское село. Ни деревца, ни кустика, ни былинки. Все выжжено палящими лучами солнца, благотворную силу которых не использовала людская косность. Известны приходы, где священник прослужил более трех десятков лет и не удосужился посадить возле церковного дома трех акаций. Поможет ли таким хозяевам курс естественной истории и сельского хозяйства? А между тем, что может быть легче, как посадить ранней весной деревцо? Что может быть приятнее ухода за ним? Затрат особых приобретение дерев не представляет. Казенные питомники за ничтожную плату или совсем бесплатно высылают саженцы. Только пользуйся. Нечего говорить о той материальной пользе, какую можно извлечь из правильно поставленного садоводства. Десятилетний сад уже окупает все труды и расходы по насаждению и уходу за ним. Само собой разумеется, что пример священника был бы поучительным для прихода. В полосе чернолесья не редкость приходы, где при благоприятных условиях хозяева-садоводы получают сотни рублей прибыли. Но продолжаем хронику семинарской жизни. В октябре текущего года обер-прокурор св. синода обратился к архиепископу с отношением, в котором указывалось на появление в средней России холеры и рекомендовалось для возможного предохранения от нее духовных воспитанников принять все меры, какие по сношении с гражданам начальством будут признаны полезными. Владыка написал такую резолюцию. «Правлению семинарии предлагаю с сего отношения списать для себя копию для руководства на случай надобности, и подлинник сей возвратить ко мне с присовокуплением, не открылась ли где по ведомству училищному в нашей епархии зловредная эпидемия; ко мне таких донесений не поступало» 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Порядок подписания Акта о каноническом общении Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом будет определен в ближайшие дни в Кельне Москва, 24 октября 2006 г . Программа подписания Акта о каноническом общении Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) и Московского Патриархата будет выработана в ближайшие дни. Встречные рабочие комиссии соберутся для этого 24-26 октября в немецком Кельне. " На встрече предполагается обсудить детали будущего подписания Акта и последовательность тех действий, которые будут связаны с восстановлением полного канонического, евхаристического единства " , - сообщил в интервью РИА Новости секретарь комиссии Московского Патриархата по переговорам с Русской Зарубежной Церковью протоиерей Николай Балашов. По его словам, комиссиям также предстоит обсудить и несколько других проблем, которые необходимо решить до вступления документа в силу. В их числе - вопрос о будущем приходов Русской Зарубежной Церкви на канонической территории Московского Патриархата, а также вопрос о статусе клириков, перешедших из Московского Патриархата в РПЦЗ без соблюдения канонических процедур. " Я надеюсь, что работа комиссий будет успешной. За прошедшее время совместной деятельности мы лучше узнали друг друга и научились работать вместе. Поэтому я не предвижу каких-либо трудностей в ходе предстоящего заседания " , - отметил отец Николай. Все предложения, которые комиссии выработают на встрече, будут рассмотрены на заседаниях Синодов Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Церкви, которые состояться в декабре. Отвечая на вопрос о недавнем отказе руководства Одесской епархии Зарубежной Церкви поминать во время богослужений Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Митрополита Лавра (что фактически означает уход Одесской епархии в раскол), отец Николай отметил, что эти события, очевидно, не останутся без внимания участников кельнской встречи. " Я полагаю, мы обменяемся информацией и мнениями о том, как воспринимается процесс движения к церковному единству в России и за ее пределами. Вероятно, затронем и недавние события в Одессе " , - сказал он. " Но я не думаю, что позиция небольшого числа священнослужителей, которые в свое время покинули Московский Патриархат, сможет оказать серьезное воздействие на достижение той цели, которая является желанной для многих тысяч священнослужителей и мирян, живущих в Отечестве и далеко за его пределами " , - заключил представитель Московского Патриархата. РИА Новости/Седмица.Ru 24 октября 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/19000.html

ПОСТАНОВИЛИ: Предложить на рассмотрение Архиерейского Собора представленные проекты:   ЖУРНАЛ 105 В заседании Священного Синода под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ: О внесении дополнений в Положение о составе Поместного Собора Русской Православной Церкви. Справка Священный Синод Русской Православной Церкви в своем заседании 12 октября 2007 года (журнал 106) постановил образовать из приходов Ташкентской и Среднеазиатской епархии Русской Православной Церкви, расположенных на территории Республики Туркменистан, благочиние в ведении Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, исключив их из состава Ташкентской и Среднеазиатской епархии. Священный Синод Русской Православной Церкви в своем заседании 27 декабря 2007 года (журнал 146) постановил выделить из состава Корсунской епархии приходы Московского Патриархата в Италии и подчинить их каноническому ведению Преосвященного с титулом «Богородский»; до назначения епископа Богородского архипастырское окормление приходов в Италии сохранить за Преосвященным архиепископом Корсунским Иннокентием. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Пункт 11 Положения о составе Поместного Собора Русской Православной Церкви принять в следующей редакции: «Патриаршие приходы в Канаде, в США, в Туркменистане, в Италии и в Скандинавских странах избирают по два делегата (клирик и мирянин). Делегаты избираются общеприходскими собраниями по установленной самими собраниями процедуре из лиц, соответствующих критериям, предусмотренным для делегатов епархий».   ЖУРНАЛ 106 В заседании Священного Синода под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, о включении в состав Синодальной Богословской комиссии протоиерея Андрея Новикова, клирика Одесской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Включить протоиерея Андрея Новикова в состав Синодальной Богословской комиссии.   ЖУРНАЛ 107 В заседании Священного Синода под председательством Местоблюстителя Патриаршего Престола

http://patriarchia.ru/db/text/514547.htm...

Другим значимым в данном контексте направлением церковной социальной деятельности является возрождение практики церковного попечительства и организации домов общественного призрения, или на более современном языке — домов социального ухода догляду), для сирот, бездомных, а также пожилых и немощных людей, нуждающихся в сторонней помощи. Примерами такого рода служат детский дом в Черновицкой епархии под руководством епископа Лонгина (Жара) , дом милосердия для больных и обездоленных в Одесской епархии , устроенный стараниями игумении Серафимы (Шевчик), приходской дом престарелых в Киевской епархии в селе Степок (директор Галина Маковий), и еще много других подобных им приходских и епархиальных учреждений Украинской Православной Церкви. Для этих учреждений характерно совместное участие Церкви и государства в социальном и медицинском обслуживании нуждающихся, обустройстве их быта, создании достойных условий жизни. Вместе с тем, наличие в Церкви развитой организационной структуры и административной вертикали управления, позволяют закреплять подобный опыт и устойчиво воспроизводить его на всей территории страны. Таким образом, на сегодняшний день существуют все необходимые условия и предпосылки деятельностного церковного участия в различных социальных программах, которое в случае паллиативной и хосписной помощи может быть сформулировано в виде следующей модели. Партнерская модель паллиативной и хосписной помощи Партнерская модель паллиативной помощи, основывается на принципе интеграции организационных, материальных и моральных ресурсов Церкви и государства, и может быть представлена двумя основными типами, в зависимости от базовой площадки оказания помощи. В каждом из них медицинское обслуживание относится к компетенции государства в соответствии с существующими стандартами. Первый тип. База помощи — государственное учреждение здравоохранения. В этом случае, в условиях стационара содержание больных осуществляется за счет бюджетных средств учреждения, социальное обслуживание и патронаж — за счет церковных ресурсов, при условии признания государством статуса сестры милосердия и ее функций в регламенте паллиативной помощи.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

При этом присутствовали и сотрудники СБУ, и милиции, которые слышали все слова руководителя одесского автомайдана, но предпочли сделать вид, что их не касаются ни нарушения прав верующих, ни демонстративное пренебрежение законами и Конституцией Украины. Все это вызвало обоснованное недоумение у сотен паломников, которые выразили свое возмущение тем, что стали скандировать призывы к прекращению этой провокации. Увидев такую реакцию, радикалы отошли в сторону, откуда продолжали угрожать тем, кто все-таки решился выехать в Киев. Ярким подтверждением их агрессивному поведению стало размещение на том же сайте призывов устроить охоту на автобусы уже на всем маршруте их следования. В частности экстремисты написали: «Увидишь автобус: блокируй его, порежь шины или кинь кирпич в лобовуху..!! Объявляем охоту!!». Вызывает закономерное беспокойство и размещение на сайте радикалов подробной информации о номерах автобусов, их принадлежности, личных данных собственников и водителей транспортных средств. Эту информацию по требованию правоохранительных органов организаторы крестного хода передали в соответствующие инстанции за несколько дней до данной провокации. Духовенство и верующие Одесской епархии в очередной раз обращаются к президенту Украины, как гаранту Конституции, руководству страны, депутатам всех уровней, в международные правозащитные организации и ОБСЕ с ходатайством о защите конституционных прав граждан Украины. В пресс-службе епархии также призывают духовенство и верующих не поддаваться на провокации, усилить молитву о мире на Украине, о преодолении вражды и ненависти, о процветании Одесчины. Несмотря на провокацию, часть автобусов с верующими, решившими принять участие в молитве за мир на Украине, все-таки уехала из Одессы — узнав о планах активистов, их решили отправить раньше. В настоящее время они благополучно добрались до Киева. Как стало, несколько автобусов заблокировали на выезде из городов Раздельная и Котовск Балтской епархии . Официальный сайт УПЦ /Патриархия.ru

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

В конце ноября правление семинарии получило следующее отношение бывшего преподавателя своего прот. О. Серафимова. «Херсонская семинария основана трудами и многими попечениями почившего в Бозе преосвященного Гавриила, бывшего архипастыря херсонского. В этом отношение память его в ряду осветителей херсонских также бессмертна для любителей блага духовного юношества, как незабвенны имена: Евгения Булгариса и Никифора, первых епископов новороссийского края, учредивших здесь первый рассадник духовного просвещения (новороссийскую, ныны екатеринославскую семинарию). Преосвященному Гавриилу выпал лестный жребий основать в стране нашей вторую семинарию, в Одессе. Посему честь имею препроводить в правление семинарии имеющийся у меня литографированный портрет покойного архипастыря, покорнейше прося принять оный, как усерднейшее приношение и поставить в зале семинарской, дабы воспитанники, взирая на изображение учредителя того святилища, в котором они получают приличное образование сану, возносили к Отцу духов теплые мольбы об упокоении души приснопамятного иерарха, всегда неусыпного ревнителя благосостояния питомцев церкви» 178 . Не известно, где находится этот портрет архиепископа Гавриила. В зале семинарии висит портрет владыки, сделанный масляными красками, говорят, довольно сходный с оригиналом. Жаль только, что прекрасный зал новых зданий семинарии не имеет сплошных стен, которые могли бы быть украшены портретами святителей. Припоминается конгрегационный зал киевской дух. академии, где в хронологическом порядке можно видеть изображения иерархов и деятелей высшей дух. школы юго-западной России. В г. Холме, люблинской губ., в архиерейском доме есть комната, известная под именем «залы епископов». Здесь висят портреты местных иерархов, начиная с печальной памяти епископа – изменника Ипатия Поцея, ратовавшего за унию с Римом (1596 г.), и кончая святителями последнего времени. Перед глазами посетителя целый сонм деятелей, для умеющих читать вся история многострадальной юго-западной церкви, на пространстве нескольких столетий. Думается, что портреты местных иерархов, помещенные в таких центрах, как духовные школы, действительно, производили бы впечатление на учащуюся молодежь, будили бы в ней интерес к прошлому своей епархии и были бы весьма назидательны для юношества.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В журнале учебного комитета сказано, «что во внимание к отлично-усердной, засвидетельствованной членами-ревизорами учебного комитета Керским и Лебедевым, службе протоиерея Попруженко, а также во внимание к тому, что в настоящее время трудно найти опытного наставника по классическим, и в особенности по греческому, языкам, учебный комитет полагает оставить протоиерея Попруженко на службе при семинарии впредь до усмотрения без баллотировки, как несогласной с § 187 уст. пр. дух. сем.» Об этом постановлении св. синода прот. Г. Попруженко уведомлен был правлением семинарии 299 . После того, как министерство народного просвещения открыло доступ в университет воспитанникам семинарии, последние ринулись туда стремительной волной. Случалось, что, не выдержав проверочных испытаний при университете, семинаристы возвращались «вспять» и семинарии их принимали. В феврале 1873 г. правление семинарии получило указ св. синода о том, могут ли быть обратно принимаемы в семинарию воспитанники, которые, увольняясь, ранее окончания полного курса, снова возвращаются в семинарию. «Определением св. синода 31 янв.–24 февраля 1870 г. (собр. пост. к сем. и учил. уст. стр. 39–40) дозволено принимать обратно в семинарию по уважительным причинам (напр. опасной болезни или чрезвычайной бедности), в случае возвращения их в том же году, в котором они выбыли, в прежние классы без экзамена, а возвращающихся по окончании учебного года не иначе, как до испытания. Но некоторые из семинарских начальств распространяют это правило и на таких воспитанников, которые, увольняясь по прошениям для поступления в высшие учебные заведения и не поступив по каким-либо причинам в таковые заведения, возвращаются в семинарию. Находя обратный прием воспитанников последнего рода несогласным с указанным определением св. синода и тем более неудобным для общего хода учебной части в семинариях, чем значительнее может быть число учеников, выбывающих из семинарий для поступления в высшие учебные заведения и по невыдержании приемного в них испытания, возвращающихся снова в семинарии уже по открытии учения в последних, – св. синод признает необходимым циркулярным указом для надлежащего в потребных случаях руководства и испытания в подведомственных им семинариях, чтобы воспитанники, увольняемые по прошениям по окончании общеобразовательного курса из семинарий для поступления в высшие учебные заведения, отнюдь не были обратно принимаемы в семинарию». Правление постановило копию указа препроводить в редакцию «херсонских еп. вед.» для напечатания к сведению духовенства херсонской епархии, а ученикам семинарии объявить содержание чрез о. инспектора.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ты, архипастырь, принадлежишь к светлому ряду лиц, успешно трудившихся над выполнением этих задач. Тебе первому в одном из высших рассадников духовного просвещения нравилось облекать учение православной церкви о христианской жизни в ясную и понятную русскую, вместо латинской, речь. Ты из первых разрабатывал науку о прискорбном явлении религиозной жизни русского народа – о расколе. Оставляя схоластические приемы проповеди, ты умел, еще в молодые годы своего служения, благовременным, живым и убедительным словом обратить внимание на церковную проповедь, заставить слушать ее, признать ее силу в общественной жизни. Призванный к высшему служению св. церкви, ты не переставал не только влиять на духовное просвещение, но и любить, покровительствовать ему, а своим положением показал, как многоплодно православное духовное просвещение, основательно усвоенное и разумно проводимое в жизнь. Пастырь, с честью и достоинством державший знамя православия среди тайно и явно враждующих к православию и русской народности иноверцев и иноплеменников, служит живым и поучительным уроком для православной науки, желающей быть жизненною. Пастырь, который дал бытие двум семинариям и принимал живое участие во внешнем и внутреннем благоустроении духовно-учебных заведений всех епархий, где горел и светил он, как светильник, пастырь, который оказывал не только служебную, но личную помощь духовному просвещению, который жертвовал на нужды учащихся из своих собственных средств, который устраивал на свой счет стипендии и поощрительные награды для учащихся, – такой пастырь не может быть назван равнодушным к духовному образованию юношества. Правда, плодами твоей любви к духовному просвещению пользовались другие епархии и духовно-учебные заведения иных мест. Но православная христианская наука менее всего страдает узким своекорыстием. Развиваясь под святым покровом единой церкви Божьей, она благодарно радуется всякому добру, оказанному братьями о Христе, где бы они не находились. И нам ты принес с собою разнообразную, умудренную жизнию, опытность; принес слово ясное, живое, твердое, полное внутренней силы и власти, всегда готовое ободрить и направить к достойному делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Данные ревизором указания не могли, конечно, быть введены в жизни семинарии сразу, а осуществлялись они постепенно, исподволь, и отчитываться в их осуществлении пришлось уже новому ректору семинарии прот. Чемене. Не будем, однако, предупреждать событий, и последуем покорно за хронологическими данными семинарского архива. 25 мая инспектор семинарии в обычном своем рапорте о жизни семинарии за неделю доложил владыке, что к назначенному числу состоит больных в семинарской больше 8, а на квартирах 16 душ. Владыка на рапорте написал: «25 мая 1868 г. препровождается в семинарское правление. Больных что-то много; обратить на это внимание». Между тем, семинарский врач Д. Тюнеев накануне инспекторского рапорта, т.е. 24 мая вошел в правление с докладом, что большое число заболеваний среди учеников семинарии зависит от знойной погоды, и просил правление, в виду сохранения здоровья и сил воспитанников, прекратить посещение классов. 27 мая правление заслушало доклад врача и постановило просить у владыки разрешения прекратить учение 28 мая. Архиепископ на журнале сделал такую резолюцию. «28 мая 1868 г. Знойная погода в Одессе не составляет такого явления, которое выходило бы из обычного порядка вещей: прекращать учение ради одной этой причины не нахожу основаиия» 248 . 20 июня назначено было, как значится в журнале, экстренное собрание педагогического совета. На этом собрании заслушан был протокол общеепархиального съезда депутатов херсонской епархии от 12 июня 1868 г., на котором избраны три члена от духовенства в состав педагогического и распорядительного собраний правления херсонской семинарии. Избранными оказались: протоиерей, магистр богословия, Серафим Серафимов и священники – магистр богословия Мартирий Чемена и Алексей Соловьев. Заслушана была и резолюция владыки на протоколе съезда, от 17 июня 1868 г. Владыка писал: «избранных вновь членов семинарского правления от духовенства ввести в должность по порядку; прежним членам о.о. протоиереем Лебединцеву и Гавеле изъявить благодарность епархиального и семинарского начальства». В этом же экстренном заседании заслушано было предложение о новой баллотировке членов педагогического собрания, отобрании дополнительных отзывов от наставников семинарии касательно будущей их службы при семинарии и о замещении способными лицами тех должностей, которые исполняются по найму, т.е. учителей пения, гимнастики и проч. При этом владыкой препровождены были в правление семинарии к исполнению и руководству на будущее время два отношения к нему ревизовавшего херсонскую семинарию члена учебного комитета при св. синоде г. Керского 249 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Любомирке; б) юго-западный округ, в состав которого отчислены весь Ананьевский и Тираспольский уезды и юго-западная часть Одесского уезда по линию, образуемую селениями: Коблевым, Анатолиевкой, Ташиным, Златоустовым-Полем, Новопокровским (Сахаровым) и почтовой станцией Коссовкой; в) юговосточный округ, в состав которого отчислены часть Одесского уезда, начинающаяся от границы югозападного округа, часть Елизаветградского уезда, начинающаяся от границы югозападного округа, часть Елизаветградского уезда, начинающаяся от границы северного округа, и весь Херсонский уезд, за исключением г. Херсона с его окрестностями, ведение которых принял на себя бывший миссионер, в настоящее время состоящий на службе в г. Херсоне и освобожденный от должности миссионера. Причем постановлено, с разрешения попечителя Братства, его высокопреосвященства, увеличить число окружных миссионеров, так как миссионерские районы, подлежащие ведению каждого из трех наличных миссионеров, оказываются очень большими по протяжению, конечные пункты которых находятся на значительном расстоянии от мест пребывания миссионеров, и так как каждый из миссионеров есть в тоже время приходский священник, связанный обязанностями служения приходу; а для сего постановлено, с разрешения его высокопреосвященства, увеличить цифру обязательных членских взносов, по меньшей мере, до 2-х руб. в год (вместо определенного уставом Братства минимального взноса в 1 руб.), а также взимать в пользу Братства ½ процента с текущих доходов церквей епархии» 376 . По сообщению «Отчета Братства», миссионеры чрезвычайно ревностно относились к исполнению своих труднейших обязанностей: они проводили в собеседованиях по нескольку часов сряду, иногда далеко за полночь, в душной атмосфере, насыщенной парами, от которых образовалась течь по стенам. Число слушателей на миссионерских беседах иногда доходило до 300. За недостатком места они стояли на дворе, около дверей и окон помещений. Сектанты, в большинстве случаев, возражали «то с ожесточенною ненавистью, то с нахальною дерзостью, то с кощунственною бранью, то с богохульными сарказмами, то с пошлою ирониею, то с площадными остротами; иногда у штундистов наперед составлялся план, как они должны были вести себя на миссионерских собеседованиях, именно постановлялось: а) не избирать для беседы определенного предмета, а говорить о чем попало, чтобы «заломить миссионера», или, как выражаются штундисты, «коммиссионера», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010