По словам этой актрисы, в кругу Никанора и вообще среди местных националистов очень активную роль играют супруги Баграновские 444 . Мадам Баграновская организует здесь женский комитет помощи, который должен будет сделаться одним из важных политических центров. ЦГАВОВУ Украины. Ф. 4398. Оп. 1. Д. 4. Л. 196 и об. Автограф. 212. Докладная записка отдела культурной политики Министерства восточных территорий рейхсминистру А. Розенбергу об Автономной и автокефальной церквях и о перспективах церковной политики в рейхскомиссариате «Украина» 20 апреля 1943 г. Берлин Развитие. Ослабление Православной Церкви московского направления являлось исходным пунктом и руководящей идеей министерства. В связи с этим со стороны министерства было оказано покровительство всем автокефальным направлениям и устремлениям внутри Православной Церкви. В рамках данной политики в первые же недели в освобожденных областях Украины вновь возникла автокефальная Украинская Церковь , которую в 1930 г. Советы из-за националистических интриг заставили самораспуститься. Она организовалась под руководством Варшавского митрополита Дионисия (великоросса!) и назначенного им администратором архиепископа Луцкого Поликарпа. В качестве законодательного органа этого автокефального направления действует Собор епископов (Архиерейский Синод), ведению которого подлежит вся территория Украины. Почти одновременно с этой Церковью (август 1941 г.) в Почаевском монастыре (Волынь) возникла другая церковная организация, так называемая автономная Православная Церковь на Украине. Законодательным органом этой группы является Архиерейский Собор в Почаеве, который выбрал архиепископа Кременецкого Алексея экзархом Украины. Эта церковная группа также утверждает, что стремится к автокефалии, но в отличие от Луцкого направления каноническим путем, то есть с согласия Русской Матери-Церкви и других автокефальных Церквей (Румынской Церкви, Сербской Церкви и др.). Обе группы горячо стоят на своем, причем автокефалисты упрекают автономистов в московском влиянии, и наоборот, автономисты называют автокефалистов «самосвятами» и обвиняют их в использовании Церкви в политических целях. Попытка архиепископа Алексея устранить этот раскол путем избрания Киевским митрополитом украинского ученого Огиенко – нынешнего архиепископа Холмского и Подляшского Илариона (Генерал-губернаторство) – потерпела неудачу из-за позиции германских ведомств; Илариону дали понять, что ему нечего делать на Украине.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пантелеимона прот. Михаил Иваськов, до 1939 г. являвшийся председателем Волынского епархиального миссионерско-законоучительного комитета и имевший богатый опыт миссионерской деятельности. Синод просуществовал до окт. 1942 г., когда по указанию нем. властей был распущен. 4 авг. 1942 г. 5-й Почаевский Собор автономной УПЦ принял из раскола бывш. автокефалистского Владимиро-Волынского и Ковельского еп. Мануила (Тарнавского), он был хиротонисан по «упрощенному чину» во епископа Белоцерковского, викария К. е. На епископские кафедры Киевщины планировалось хиротонисать канонических архиереев в противовес уже поставленным автокефалистским «епископам». 12 авг. 1942 г. митр. Алексий писал Илариону (Огиенко), что Собор епископов УПЦ планирует назначить на викарные кафедры К. е. следующих утвержденных им кандидатов: на Каневское вик-ство - свящ. Михаила Оксиюка (см. Макарий (Оксиюк) ), на Черкасское вик-ство - прот. Андрея Славинского, на Кременчугское вик-ство - архим. Мефодия (Сибиковского), на Елисаветградское вик-ство (планировалось в составе К. е.) - прот. Георгия Боришкевича (Там же. С. 282-283). Власти не разрешили проведение нового архиерейского Собора и хиротонии епископов автономной УПЦ, в то время как на хиротонии автокефалистских «архиереев» разрешения давались до окт. 1943 г., когда был хиротонисан последний за время оккупации «епископ» УАПЦ. В окт. 1942 г. автокефалисты попытались склонить митр. Алексия к объединению. 8 окт. «архиепископы» Никанор Абрамович и Мстислав Скрыпник прибыли в Почаевскую лавру и убедили митр. Алексия подписать соглашение, признававшее существование «Украинской автокефальной православной Церкви» в юрисдикции Варшавского митр. Дионисия. Этот акт вызвал протест среди архиереев и видных деятелей автономной УПЦ. В нояб. 1942 г. был издан меморандум против объединения УАПЦ и автономной УПЦ за подписями еп. Пантелеимона (Рудыка), архиепископов Симона (Ивановского) и Вениамина (Новицкого). Архиереи заявили, что в случае объединения они не войдут в новую структуру и создадут новую юрисдикцию.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

22 дек. 1941 г. несогласные с политикой Скрыпника члены «Ровенского украинского церковного совета» во главе с И. Карнауховым провели свой съезд, на к-ром приняли резолюцию в поддержку решения Почаевского Собора о приглашении архиепископа Илариона (Огиенко) на Киевскую кафедру и просили митр. Дионисия благословить отъезд Илариона в Киев. Митр. Дионисий отказался, тем самым отвергнув всякую возможность для компромисса с митр. Алексием (Громадским). Указом митр. Алексия между 8 и 15 дек. 1941 г. временно управляющим К. е. был назначен Львовский еп. Пантелеимон (Рудык). 18 дек. 1941 г. еп. Пантелеимон, получивший разрешение на проживание в Киеве, прибыл в столицу Украины; 21 дек. его принял председатель Киевской городской управы В. П. Багазий. К февр. 1942 г. еп. Пантелеимон образовал в Киеве при Покровском жен. мон-ре епархиальное управление (консисторию), секретарем к-рой стал прот. Михаил Иваськов, служивший ранее благочинным одного из округов Волынско-Кременецкой епархии. Архиерейские службы еп. Пантелеимон совершал в единственном сохранившемся храме в Златоверхом Михайловском мон-ре. Архиерей был враждебно встречен автокефалистами. В дек. 1941 г. Волынская церковная рада направила письмо Киевской церковной раде, в к-ром сообщалось о назначении «Луцкого архиепископа» Поликарпа (Сикорского) «администратором» правосл. Церкви на Украине и содержалось предписание «не принимать епископов - посланцев еп. Алексия, дать им должный отпор и ожидать архиеп. Поликарпа и рукоположенных им епископов» ( Власовський I. Нарис icmopiï Украïнськоï Православноï Церкви. К., 1998р. Т. 3. С. 211). С целью присоединить к автономной УПЦ автокефалистов, а также чтобы не допустить объединения липковцев с поликарповцами по всей Украине (в Киеве и Киевской обл. такое объединение уже фактически состоялось) еп. Пантелеимон решил провести 29 (по др. данным, 20) дек. 1941 г. совещание с Киевской церковной радой, в к-рой к тому времени возобладало умеренное течение. Еп. Пантелеимон совершил хиротонии в священный сан неск. священнослужителей - бывш. автокефалистов и обновленцев, присоединившихся к канонической Церкви.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

По разрешению немецких властей 20 нояб. 1941 г. в Петропавловской ц. в с. Лесная Буча под Киевом прошел Киевский окружной собор УАПЦ, объединивший делегатов от 5 приходов и 13 сел., на нем председательствовал киевский окружной миссионер УАПЦ прот. Иоанн Потапенко. По его предложению председателем Киевского окружного совета УАПЦ был избран прот. Павел Семинский из пос. Ворзель. Потапенко говорил о том, что членам окружного собора надо войти в Киевскую церковную раду и направить ее деятельность в автокефалистское русло (Там же. Ф. 4398. Оп. 1. Д. 4. Л. 110-112). Судя по дальнейшим событиям, именно такую направленность и получила деятельность рады. После того как у Рыбачука возник конфликт с частью членов рады, выступавших против ее политизации, в нач. дек. 1941 г. было принято решение о его отставке. После этого раду возглавил один из активных деятелей укр. обновленчества киевлянин Филипп Руденко, его заместителем избрали свящ. Петра Длугопольского. Однако и при них никакого сближения рады с автономной УПЦ не произошло. Важное значение имел 2-й Почаевский Собор автономной УПЦ, проходивший 8-9 дек. 1941 г. в Почаевской лавре. Собор провозгласил курс на достижение автокефалии УПЦ каноническим путем, 8 дек. Алексий (Громадский) был возведен в сан митрополита Волынского и Житомирского с присвоением ему титула «экзарх Украины». В тот же день участники Собора предложили служившему в юрисдикции митр. Дионисия (Валединского) Холмско-Подляшскому архиеп. Илариону (Огиенко) , к-рый имел высокий авторитет на Украине, титул архиепископа Киевского и Переяславского, управляющего К. е. (речь не шла о назначении его главой Украинской Церкви). Служивший ранее подпольно в Киеве архим. Леонтий (Филиппович) был хиротонисан 11 дек. 1941 г. в Почаевской лавре во епископа Бердичевского, викария Волынско-Житомирской епархии (т. о. Бердичевский округ был исключен из К. е.). Митр. Алексий не мог находиться в Житомире из-за плохого состояния Преображенского кафедрального собора и архиерейской резиденции, предстоятель УПЦ продолжал жить в кременецком в честь Богоявления муж. мон-ре .

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Харьковская (григ.) 1928–: Феофил Булдовский Иоанникий Соколовский Харьковская (обн.) 1922–1922: Серафим Мещеряков 29 .11(12.12).1922–09(22).11.1923: Николай Федотов 1924–1929: Пимен Пегов 1926–1927: Антоний Гончаровский, в. у. 1929–1935: 1935–09(22).07.1936: Андрей Одинцов 09(22).07.1936–21.05(03.06).1938: Иоанн Славгородский Харьковская (укр.) Александр Ярещенко Феофил Булдовский Херсонская 1923–: Николай Амассийский 1924–27.11(10.12).1925: Прокопий Титов 1925–1933: 01(14).10.1933–10(23).05.1937: Феодосий Кирика 1937–1942: 1942–: Серафим Кушнерук(?) 1942–1943: Антоний Марценко, окк. 1944–1945: Антоний Романовский, в. у. (?) 1945–02.1945: Фотий Топиро 16(29).04.1945–1947: Михаил Рубинский Херсонская (обн.) 1923–1924: Антоний Панкеев 1925–1930: Рафаил Прозоровский. в. у. 1927–1930: Иосиф Ясковский 1930–1937: Амвросий Нагорский, в, у. Херсонская и Одесская см. Одесская Хмельницкая см. Переяславль-Хмельницкая Холмская 21 .04(04.05).1916–27.05(09.06).1917: Серафим Остроумов. в. у. 1918–03(04).1918: Дионисий Валединский. в. у. 03(04).1918–1921: Дионисий Валединский, в. у., паки 04(17).04.1921–1922: Сергий Королёв, в. у. 30 .01(12.02).1922–21.01(08.02)1923: Георгий Ярошевский , в. у. 1923–1944: 1944–1945: Тимофей Штретер(?) Холмская (укр.) 1941–: Иларион Огиенко Хорольская 1920(?)–: Варлаам Лазаренко Хутынская 20 .08(02.09).1926–18(31).05.1932: Алексий Симанский Царевская 28 .07(10.08).1911–05(18).09.1917: Иннокентий Кременский 1918–23.06(06.07).1919: Леонтий фон Вимпфен 1920–1921: Анатолий Соколов Царицынская см. Волгоградская Царскосельская см. Детскосельская Цицикарская 05 .1941–1946: Иувеналий Килин 09(22).09.1946–1952: Никандр Викторов Цывильская и Чувашская (обн.) см. Чебоксарская и Чувашская (обн.) Чаплыгинская см. Ранненбургская Чаплыгинская (григ.) см. Ранненбургская (григ.) Чаплыгинская (обн.) см. Ранненбургская (обн.) Чаусская (обн.) 1924–1926; Феодор Бекаревич Чебоксарская 12(25).02.1915–1918: Борис Шипулин 1918–1920: 08(21).11.1920–21.08(03.09).1923: Афанасий Малинин(?)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1918–1918: Леонтий фон Вимпфен, в. у. 1919–1920: Анатолий Соколов, в. у. 10 .1920–12.1920: Палладий Соколов 1920–1921: Анатолий Соколов. в. у. паки 1921–1923: Анатолий Соколов 1923–1923: Пётр Соколов, в. у. 25 .12(07.01).1921–06.1927: Фаддей Успенский 06(?).1927–1927: Иннокентий Ястребов 1927–1928: Стефан Гнедовский, в. у. 31 .05(13.06).1928–17(30).08.1933: Филипп Ставицкий 15(28).10.1929–30.09(13.10).1930: Андрей Комаров, в. у. 1931–1931: Алексий Орлов, в. у. 30 .09(13.10).1933–14(27).04.1939: Андрей Комаров 1939–1942: 1942–1943: Григорий Чуков , в. у. 12 .1943–17(30).10.1947: Филипп Ставицкий, паки Астраханская (григ.) 06 (?).1931 –1932: Иоасаф Рогозин, в. у. Астраханская (обн.) 1923–23.06(06.07).1927: Анатолий Соколов 1926–1926: Анатолий Левицкий 1927–1928: Модест Никитин 13(26).01.1928–02(15).04.1931: Гервасий Малинин 1931–: Макарий Быстров 08 .1932–1935: Александр Шубин 22 .03(04.04).1935–03(16).10.1935: Павел Масленников, в. у. Аткарская 05(18).03.1923–1925: Николай Парфёнов Ахтырская (обн.) 11(24).05.1924–1925: Филарет Яценко 08(21).09.1923–1927: Серафим Лядэ 1928–10.1930: Николай Поликарпов Ахтырская (укр.) Сергий Лубенцов (Лабунцов) Ачннская 03(16).01.1934–20.04(03.05).1934: Дионисий Прозоровский 20 .04(03.05).1934–27.08(09.09).1935: Антоний Миловидов 1935–01(14).04.1936: Серафим Зборовский, в. у. 01(14).04.1936–04(17).11.1937: Сергий Куминский Ачинская (григ.) 1941–1946: Феодосий Григорович-Борисов Ачинская (обн.) –07(20) .01.1928: Иоанн Житов Байкинская 02(15).11.1923–: Вениамин Фролов Бакинская 13(26).12.1912–13(26).11.1917: Григорий Яцковский 1917–1919: 01 .1919–1923: Павел Вильковский 05(18).12.1920–13(26).09.1923: Димитрий Добросердов, в. у. 1923–1924: 1924–08.1924: Митрофан Огиенко 27 .08(09.09).1924–1928: Арсений Соколовский 23 .11(06.12).1928–03(16).04.1930; Серафим Протопопов 03(16).04.1930–11(24).10.1930: Никон Пурлевский 29 .10(11.11)1930–16(29).09.1931: Валериан Рудич 1931–1933: 03(16).02.1933–29.07(11.08).1933: Александр Раевский Бакинская (обн.) см. Закавказскин митрополитанский округ (обн.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Л. Осташко, В. И. Брус, Г. А. Билык, Я. К. Билык, П. Н. Радченко, И. Н. Радченко, О. Н. Радченко, В. И. Шиш) были арестованы по обвинению в создании «контрреволюционной организации» во главе со свящ. И. Левандовским. 4 февр. 1930 г. они были приговорены к разным срокам заключения и ссылке. После 1930 г. на территории Кременчугско-Кобелякской епархии приходов УАПЦ не существовало. А. П. Тригуб 1941-2015 гг. Возрождение церковной жизни на Полтавщине происходило в период немецко-фашистской оккупации, в 1941-1943 гг. Кременчуг стал крупным центром церковной жизни. Если в соседнем Лубенском р-не Полтавской обл. сформировался центр епархии УАПЦ, то Кременчуг превратился в один из оплотов Автономной УПЦ. В окт. 1941 г. здесь одним из первых в регионе открылся Покровский храм, на средства прихожан началось восстановление Успенского собора в Кременчуге. 12 авг. 1942 г. глава Автономной УПЦ митр. Алексий (Громадский) писал Илариону (Огиенко) , что Собор епископов УПЦ планирует образовать Кременчугское вик-ство Киевской епархии и хиротонисать во епископа Кременчугского архим. Мефодия (Сибиковского), клирика Волынской епархии (Листи громадських дiячib, npeдcmabhukib украïнськоï науки, культури i Церкви до Ibaha (митр. Iлapioha) 1910-1969. К., 2011. С. 282-283). Однако из-за запрета оккупационной администрации хиротония не состоялась. В кон. 1942 г. Кременчуг стал 2-м кафедральным городом еп. Вениамина (Новицкого) . При назначении на Полтавскую кафедру 4 авг. 1942 г. он получил титул «Полтавский и Лубенский», но, очевидно, из-за того, что в Лубенском р-не большинство храмов перешло в УАПЦ, впосл. имел титул «Полтавский и Кременчугский». Еп. Вениамин регулярно совершал богослужения в Кременчуге. В частности, 29 дек. 1942 г. он служил в Успенском соборе и открыл пастырские курсы при нем. Возрождение храмов Кременчугского округа происходило под руководством благочинного прот. Иакова Граховецкого. В сент. 1943 г. при освобождении Кременчуга от фашистов Успенский собор был полностью разрушен, действующими остались Покровский и Троицкий храмы и Успенская ц.

http://pravenc.ru/text/2459007.html

Другое решение было бы украинским, то есть национализация Церкви в духе украинского национализма. История Украинской Церкви показывает, что она также всегда олицетворяла украинское национальное правительство. Поэтому бессмысленно поддерживать автокефальную Украинскую Церковь и одновременно подавлять украинский национализм. В случае, если окажется достигнуто еще не полученное политическое решение о признании в какой-нибудь форме украинского национализма, будут произведены и организационные изменения в церковной области. Если приобретет очертания идея украинского национального комитета, то необходимо считаться с желательностью включения туда архиерея в качестве представителя Церкви. Кроме того, следует ожидать стремления к церковному единству, как и к общепредставителъному органу Церкви, будь то в форме весукраинского Собора, весукраинского Синода или всеукраинского церковного совета. Для германских и европейских интересов имеет решающее значение, кто встанет во главе такой новообразованной Церкви. Эта личность не должна быть экстремистски настроенным украинским националистом, чтобы избежать насильственных действий против сильного и многочисленного русского элемента на Украине, которые привели бы к созданию кошмарной обстановки. Она (личность) должна иметь европейский образ мыслей и быть в состоянии через Церковь воздействовать на население в духе новой Европы, чтобы привести верующих не только к каноническому отделению от Москвы. Для такой задачи епископы бывшей до сих пор автокефальной Церкви являются непригодными. Предположение, что в этой связи может идти речь об архиереях автономной группы, нуждается в совместной проверке всех заинтересованных в этом вопросе организаций. В любом случае следует подождать, какие предложения сделают сами украинцы. Группа религиозной политики придерживается мнения, что в настоящий момент самая подходящая личность для такого рода задачи – архиепископ Холмский и Подляшский в Генерал-губернаторстве Иларион (Огиенко). Иларион имеет безупречное германофильское прошлое, честолюбивый, но прямолинейный и волевой характер. Будучи украинцем по рождению и образу мыслей, он, однако, не шовинист и поэтому приемлем для обеих больших национальных групп на Украине. Он в состоянии относительно благополучно провести Православную Церковь на Украине через ущелье отделения от Московского Патриархата. Как образованный европеец германской ориентации, он мог бы значительно содействовать тому, чтобы сделать возможным сегодня еще кажущееся едва ли исполнимым дело европеизации Украины. Очень послушным орудием Иларион быть не может, однако его характер и звания являются гарантией того, что генеральная линия будет соблюдена.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как со стороны приверженцев автономной Церкви, так и со стороны «автокефалистов» наблюдалось стремление распространить свое влияние на всю территорию Украины. Обе церкви, вопреки своим идеологическим расхождениям и различиям в каноническом строе, стремились объединить все существующие на Украине православные структуры и достичь всеукраинского церковного единства. Но если для Украинской Автономной Православной Церкви необходимым условием деятельности всегда оставалась нерушимость церковных канонов, то для УАПЦ на первом месте была независимость от Москвы, пусть даже в ущерб каноническому церковному устройству. Не все исследователи адекватно оценивали приверженность Алексия (Громадского) к канонической юрисдикции Московского Патриархата. Некоторые из них выдвинули ничем не подкрепленное предположение, что митрополит якобы рассчитывал возглавить православную Церковь в России в случае оккупации СССР германской Вероятно, основанием для подобных абсурдных домыслов послужил тот факт, что митрополит Волынский действительно направлял в Курск своего ставленника епископа Панкратия однако он сделал это скорее с целью содействовать церковному возрождению Курского края после двух десятилетий большевистских гонений на Церковь. Никаких объективных свидетельств о стремлении митрополита Алексия распространить свою власть на территорию России не существует. В дальнейшем митрополит Алексий несколько раз действительно демонстрировал готовность передать свою церковную власть в руки других архиереев. Так, в начале ноября 1941 г. он посетил Киев, где встретился с 49 священниками, большинство из которых подчинились его церковной власти, а также представителями «самосвятов», которые возобновили в Киеве так называемую Всеукраинскую православную церковную раду, существовавшую в послереволюционные годы. Последние обещали принять юрисдикцию Украинской Автономной Церкви, «если бы на Киевской кафедре теперь оказался епископ, в высшей мере проникнутый национальными чувствами и известный своим долголетним трудом на пользу Украинской Православной Церкви, также с именем ученого, известного всей Митрополит Алексий (Громадский) рекомендовал на эту должность Илариона (Огиенко), архиепископа Холмского и Подляшского. Очевидно, он предполагал, что Илариону в случае его поставления во главе Автономной Церкви удалось бы привлечь к ней не только «самосвятов-липкивцев», но и «автокефалистов» Волыни.

http://sedmitza.ru/lib/text/5122580/

В отличие от деклараций предшествующего периода, программа деятельности Комиссии была более реалистична. Работы начинаются с анализа уже существующих переводов и выбора тех, которые можно рекомендовать для повсеместного употребления. Указывается наиболее подходящая для богослужебного использования редакция Священного Писания . Комиссия должна была подготовить новый перевод общепринятых богослужебных книг, а не новую редакцию чинопоследований. При этом перевод должен был быть не пословным, а смысловым. Выработав общую программу, Комиссия приступила к обсуждению существующих переводов Литургии Иоанна Златоуста . «Коснувшись существующих новых редакций Литургии, комиссия взяла на учет следующие труды: перевод Литургии св. Иоанна Златоуста в редакции Санкт-Петербургской духовной академии, изданный в выпущенном Академией полном собрании творений св. Иоанна Златоуста 307 , перевод той же литургии в редакции киевского профессора Скабаллановича 308 , перевод той же литургии в редакции одесского протоиерея Петровского. 309 Сравнительную критическую оценку этих переводов предложено сделать к следующему собранию Комиссии проф.-прот. Н.Г. Попову. 310 О чине литургии в изложении епископа Антонина 311 и свящ. Ф. Жукова 312 предложено дать отзыв протопресвитеру А. Боярскому, о литургических переводах нижегородского протоиерея Адаменко В., появившихся в печатном виде 313 , и украинских переложениях Литургии св. Иоанна Златоуста (проф. Огиенко 314 , Центральной рады 315 и др.) поручено было дать отзыв Высокопреосвященному председателю Митрополиту Иосифу, священнику Ф. Жукову поручено рассмотрение новой композиции литургии, изданной проф. К. Смирновым. 316 О тексте Литургии св. Василия Великого , на основании труда проф.-прот. М. Орлова 317 и рецензии о нем проф. В.В. Болотова 318 , обещал представить А. И. Вознесенский . Следующая сессия Комиссии назначена на 13 марта с.г.». 319 (Боярский 1928, с. 13–14). На страницах «Вестника Священного синода» разговор о переводах возобновляется в конце 1928 года. А.И. Введенский в речи на пленуме расширенного заседания Синода 1 октября говорит о решении издать подготовленные комиссией переводы:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010