...Приведший все в бытие и собственною волею сформировавший всего человека по Своему образу... Он предвидел зрительною силою, что по своему произволе­нию она (т.е. человеческая природа — прим. пер.) не пойдет прямой дорогой к прекрасному и поэтому отпа­дает от ангельской жизни; тогда, чтобы множество душ человеческих не сократилось при утрате того способа, ко­торым ангелы размножаются до множества, Он устраива­ет в природе такой способ размножения, какой соответ­ствует поползнувшейся в грех, вместо ангельского благорождения насадив в человечестве скотский и бес­словесный способ взаимного преемства» (Об устроении человека, гл. 16,17).    Итак, образ Божий, который, как учат св. Отцы, следует искать в душе, а не в теле человека, не имеет никакого отношения к разделению на мужа и жену. В Божией идее человека, можно сказать, — человека как гражданина Небесного Царствия — нет различия на мужа и жену; но Бог, заранее зная, что человек падет, устроил это различие, являющееся неотделимой частью его земного существования.    Однако реальность половой жизни не появлялась до грехо­падения человека. Комментируя отрывок Бытия: «Адам же позна Еву жену свою, и заченши роди Каина» (Быт. 4:1) — что произошло после грехопадения — свят. Иоанн Златоуст говорит:    «После преслушания, после изгнания из рая, — тогда начинается супружеское житие. До преслушания первые люди жили, как ангелы, и не было речи о сожитии. И как это могло быть, когда они были свободны от телесных потребностей? Таким образом, вначале жизнь была дев­ственная; когда же по беспечности первых людей яви­лось преслушание, и вошел в мир грех, девство отлетело от них, так как они сделались недостойными столь великого блага, а вместо того вступил в силу закон супружества» (Беседы на книгу Бытия, XVIII, 4, сс. 160—161).    А преп. Иоанн Дамаскин пишет:    «В раю процветало девство... После преступления... брак был изобретен ради того, чтобы человеческий род не был стерт с лица земли и уничтожен смертию, чтоб чрез дето­рождение род людской сохранялся в целости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3870...

   «А благодать воскресения не иное что возвещает нам, как восстановление в первоначальном для падших. Ибо ожидаемая благодать есть возведение в первую жизнь, снова вводящее в рай извергнутого из него. Если же вос­становленная жизнь такая, какая свойственна ангелам, то, очевидно, что и до преступления жизнь была ангельской — потому и наше возведение к первоначальному уподоб­ляется ангелам» (Об устроении человека, гл. 17).    В православной аскетической литературе, где целью, посто­янно имеющейся в виду, является наше восстановление в рай, неиспорченное и бесстрастное естество Адама до грехопадения выставляется как образец и задача нашего аскетического под­вига. В самом начале своих Душеполезных поучений преп. Авва Дорофей пишет:    «В начале, когда Бог сотворил человека, Он поместил его в раю... и украсил его всякою добродетелию, дав ему заповедь не вкушать от древа, бывшего посреде рая. И так, он пребывал там в наслаждении райском: молитве, в со­зерцании, во всякой славе и чести, имея чувства здравые и находясь в том естественном состоянии, в каком был со­здан. Ибо Бог сотворил человека по образу Своему, т.е. бессмертным, самовластным и украшенным всякою доб­родетелию. Но когда он преступил заповедь, вкусивши плод древа, от которого Бог заповедал ему не вкушать, тогда он был изгнан из рая, отпал от естественного состо­яния и впал в противоестественное, и пребывал уже в грехе, в славолюбии, в любви к наслаждениям века сего и в прочих страстях, и был обладаем ими, ибо сам сделался рабом их чрез преступление» (Сергиев Посад, 1900, I, сс. 19—20).    Осознание того, что Адамово состояние в раю было для че­ловека естественным и таким, к которому мы можем надеяться по благодати Божией вернуться, есть одно из величайших по­буждений к аскетическому подвигу. Таким образом, это осозна­ние имеет наибольшее практическое значение для православ­ных христиан, надеющихся наследовать Царствие Небесное. Человек пал, и рай перестал быть земной действительностью и стал вне нашей досягаемости; но по благодати Божией, сделав­шейся доступной для христиан чрез второго Адама, Христа, мы все же можем надеяться достичь его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3870...

См.: Кривельская Н. В. Секта: угроза и поиск защиты. — М.: Благовест. 1999. С. 51. Анатолий (Берестов), иером. Число зверя. На пороге третьего тысячелетия. Записки современного врача-священника об экстрасенсах, колдунах, влиянии телевидения и оккультных наук на наше здоровье. — М. — Моск. подворье Св-ТСЛ. — Новая книга, 1996. С. 25-26. Иоанн (Крестьянкин) , архим. Письма. — Св.-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2004. С. 241. Цит. по: Христианское учение о злых духах/Троицкий Благовестник. – Св.-ТСЛ., 1990. С. 12. Дьяченко Григорий , прот. Духовный мир. Рассказы и размышления, приводящие к признанию бытия духовного мира. — М., 1900. С. 324-325. Иоанн Златоуст , свт. Толкование на пророка Исаию/Полное собрание творений. Т. 6. Кн. 1. — СПб., 1900. С. 109. Августин Иппонский, еп., блж. Христианская наука, или Основания Герменевтики и Церковного Красноречия. — СПб., 2006. С. 101-102. Письма митрополита Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию. Т.3. М., 1883. С. 199. Письма Филарета, митрополита Московского и Коломенского, к высочайшим особам и разным другим лицам. Ч. 1. — Тверь, 1888. С. 23-24. Глоба П. Комсомольская правда, 1991.03.27. Глоба П. АиФ. 1998.01. 1-2. Глоба П. Газета «Нижегородский рабочий». 1991.03.21. Глоба П. Комсомольская правда. 2008.01.17. Иоанн Дамаскин , прп. О свете, огне, светилах, как о солнце, так о луне и звездах/Точное изложение православной веры. Кн. 2. Гл. 7. Татиан . Речь против эллинов/Сочинения древних христианских апологетов. — М.: Благовест — СПб.: Алетейя. 1999. Там же. С. 18-19. Августин, блж. О книге Бытия/Творения. — М.: Паломник. 1997. С. 201. Там же. С. 201-202. Григорий Нисский , свт. Об устроении человека. — М. 2002. С. 40. Иоанн Златоуст , свт. Беседа о дьяволе. — М., 1999. С. 58. См.: Иоанн Кассиан Римлянин , прп. Собеседования египетских отцов, — М., 2008. С. 64. Диадох Фотикийский , блж. Подвижническое слово/Добротолюбие. Т. 3. — М., 2004. С. 28. Заметки о жизни господина Паскаля, написанные мадемуазель Маргаритой Перье, его племянницей/ Паскаль Блез. Мысли. Малые сочинения. Письма. — М., 2003. С. 468-470.

http://sueverie.net/ogradi-nas-gospodi-o...

117 Триада движения мира от творения к покою (γνεσις – κνησις – στσις) раскрывается довольно подробно в трудах прп. Максима Исповедника. См. об этом: Шервуд П. Ранние Ambigua преподобного Максима Исповедника и опровержение им оригенизма//Прп. Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергизмом. СПб., 2007. С. 389–495. 118 См.: Свт. Григорий Нисский. Об устроении человека. Гл. 17// Свт. Григорий Нисский. Творения. Ч. 1. М., 1861. С. 147. 119 Игнатий (Брянчанинов), свт . Слово о человеке. М., 1997. С. 19. 120 LXX: σχυεν 121 в LXX нет слова «выше» 122 LXX: πελανθνετο 123 LXX: εφθρτων 124 LXX: μβροσας 125 Александр Салтыков, прот . Библейские сведения о первозданном мире и о Рае после книги Бытия [Электронный ресурс] (Дата обращения: 10.01.2020). 126 Gregorius Illiberitanus . Tractatus de libris Sanctarum Scripturarum// Bulhart V . Opera quae supersunt. Dubia et spuria; Opera (Gregorius Iliberritanus, Gregorius Iliberritanus (Ps.), Faustinus Luciferianus). Brepols, 1967. P. 3–146. [CCSL, 69.] Цит. по: Григорий Эльвирский, свт . Трактат о книгах Священных Писаний [Электронный ресурс] http://bible.optina.ru/old:is:11:06 (Дата обращения: 10.01.2020). 127 Ириней Лионский, свмч . Против ересей, 5:33.4// Ириней Лионский, свмч . Творения. СПб., 1900. Т. 5. С. 519. 128 Basil the Great . On the Origin of Humanity, Discourse 2.6//On the Human Condition. Crestwood, N.Y., 2005. P. 53; цит. по: Дамаскин (Христенсен), иером. Святоотеческое учение о космосе до грехопадения. С. 77. 129 Симеон Солунский, свт . Послание в поддержку благочестия, против Агарян. С. 219. 130 Symeon the New Theologian . Ethical Discourse 1//On the Mystical Life: The Ethical Discourses. Crestwood, N.Y., 1995. Vol. 1. P. 35–36; цит. по: Дамаскин (Христенсен), иером . Святоотеческое учение о космосе до грехопадения. С. 83. для цитирования: Иннокентий (Глазистов), иерод . Понятия смерти и тления в традиции греческой христианской литературы (II–XV вв.) в контексте полемики с эволюционизмом//Духовные ласточки. 2020. Т. 1. С. 13–67. DOI: 10.24411/9999–040A-2020–00005. Рекомендуемые статьи

http://azbyka.ru/ponjatija-smerti-i-tlen...

162 «Утверждение есть высказывание чего-то о чем-то. Отрицание есть высказывание, [отнимающее] что-то от чего-то» (Аристотель. Категории 17а. 25–27). 166 TLG: Fragmenta 37.6–7 (ex. Maximus Confessor Opp. ed. Combefis. Paris 1675. II p. Το γιωττου Κλμεντος πρεσβυτρου λεξανδρεας κ το Περ προνοας). 170 I, 2, 22–23; 151. VIII, 2, 9–10; 224. VIII, 2, 69–70; 226. VIII, 5, 22; 232. VIII, 5, 27; 232. VIII, 5, 33; 232. VIII, 5, 49; 232. VIII, 5, 68–69; 233. VIII, 5, 77; 233. VIII, 5, 80–82; 233. VIII, 5, 85–86; 234. VIII, 5, 90; 234. X.2, 4, 21–22; 257. X.2, 4, 27; 257. XIII, 6, 118; 299. XIV, 1,11; 315. XX, 45; 332. 174 TLG: Epistulae 236.6.1–2: Οσα δ κα πστασις τατην χει τν διαφορν ν χει τ κοινν πρς τ καθ’ καστον. 175 γρ φσις, στιν οσα, ν πολλος ξ σου θεωρεται, ς ποδδεικται (Apologia concilii Chalcedonensis. TLG: Work #001 10–11). 178 См., например, Спасский А. История догматических движений в эпоху Вселенских Соборов (в связи с философскими учениями того времени). М., 1995. С. 496–497. 193 У преподобного Анастасия – II, 4, 39–42; 168; у преподобного Иоанна – Философские главы. Гл. 13. 194 Преподобный Анастасий использует «евхаристический» аргумент в диспуте с афтартодокетами, который был в Александрии и описан в двадцать третьей главе «Путеводителя». При этом Синаит не говорит об акциденциях. Подробнее полемики преподобного Анастасия с афтартодокетизмом мы коснемся в параграфе 3.6. 197 Diekamp F. Doctrina Patrum de Incarnatione Verbi. Ein griechisches Florilegium aus der Wende des siebenten und achten Jahrhunderts, Münster i. W., 1907. S. 14–15. 199 Здесь и ниже нами исправлены опечатки издания: θεωρητικ и ναγγελτικ. – Редакция Азбуки веры. 200 «Облик человека прямой и тянущийся к небу, и смотрит он вверх. И этим обозначается его начальственность и царское достоинство. Ведь одно то, что из всех сущих таков лишь человек, а у всех прочих, тела поникли долу, ясно показывает различие в достоинстве тех, кто преклонился перед владычеством, и возвысившейся над ними власти» ( Григорий Нисский , свт. Об устроении человека. СПб., 2000. С. 30). 201 «Имя «человек» означает, что, тогда как остальные животные не наблюдают того, что видят, не производят сравнений, ничего не сопоставляют, человек, как только увидит что-то, а можно сказать «уловит очами», начинает приглядываться и размышлять над тем, что уловил. Поэтому-то он один из всех животных правильно называется «человеком», ведь он как бы «очеловец» того, что видит» (Платон. Кратил 399 с. 1–6). 210 Πντοτε γρ νεργν κα νοσιον κα νυπστατον τ δ φσις τ γαθν τε κα τ διον νθεωρεται θλημα (TLG: Contra Eunomium 3.6.17.8–10). 214 То есть «Любитель истины», «Правдолюбец» – так Севир называет свт. Кирилла. Преподобный Анастасий говорит, что содержанию книги более соответствует название «Φιλμυθος» (любитель басен, болтун – VI, 1, 87; 210).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

   Так как упомянутый святой Григорий Беседовник говорит, что Души некоторых праведных отделены от Небесного Царствия по причине обретающегося в них недостатка в праведности совершенной, то здесь не должно упускать из виду и его разумение о душах, совершенных в праведничестве, что они пребывают в Небесном Царстве. Сказав то, что души совершенных праведников, освободившись от плотских уз, тотчас восприемлются в небесные селения, приводит в подтверждение свидетельство Самой Истины — Христа, говорящего в Евангелии: «Идеже тело, тамо соберутся и орли» (Лк. 17:37). Это свидетельство святой Григорий изъясняет следующим образом: где Сам Спаситель наш с приятою плотью, там, без сомнения, собираются и души праведных. И Павел желал «разрешитися и со Христом быти» (Флп.1:23). Тот, кто не верует, что Христос на небе, тот и пребывание там Павловой души будет отрицать; но Апостол о плотском разрешении и о вселении в небесное отечество говорит: «Вемы, яко аще земная храмина тела разорится, создание от Бога имамы, храмину нерукотворенну, вечну на небесех» (2 Кор. 5:1). Петр диакон спрашивал святого Григория: если ныне души праведников на небесах, тогда что же означает то, что говорится о них, якобы они в день Судный восприимут мзду по праведности своей? Святой отвечал: «Ныне только для душ, а тогда и для своего тела праведные восприимут блаженство и славу, чтобы они могли радоваться и в самой плоти, в которой болезни и труды претерпели о Христе. Об этой сугубой их славе написано: «Землю свою вторицею наследят, и веселие вечное над главою их» (Ис.61:7). Написано также о душах праведных и то, что им прежде дня воскресения дано по одной белой одежде и сказано: «Да почиют еще малое время, дóндеже исполнится мера клевретов их и братий их» (Апок. 6:11). Принявшие по одной одежде на суде получают двойную одежду, так как ныне только душами, а тогда душами и телом славою возвеселятся» (Беседы или диалоги о жизни и чудесах Италийских отцов. Кн. 4, гл. XXV).     После устроения и приведения в порядок всего видимого горнего и дольнего создания и насаждения рая Бог Троица, Отец, Сын и Св. Дух, в Божественном Своем совете рек: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию; да обладает рыбами морскими и птицами небесными, и зверьми, и скоты, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли. И сотвори Бог человека» (Быт. 1:26—27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2816...

Букв.: «текучая» (ρευστ). Ср. со словами прп. Максима Исповедника из 38 Амбигвы, приводимыми ранее (PG. Vol. 90. Col. 1157A). Григорий Синаит, прп. Весьма полезные главы, расположенные акростихами, 11// Григорий Синаит, прп. Творения/пер. еп. Вениамина (Милова). М., 1999. С. 9–10. Григорий Синаит, прп. Весьма полезные главы, 8//Творения. С. 8. Григорий Синаит, прп. Весьма полезные главы, 9//Творения. С. 8. Например см.: Мумриков О., свящ . Концепции современного естествознания. Сергиев Посад, 2013. С. 118. См. об отношении первозданного рая к раю обетованному и Царствию Небесному: Дионисий (Шлёнов), иером. Тайна рая: отрывки о рае из богословских сочинений прп. Никиты Стифата по славянской «Диоптре» Филиппа Пустынника (с богословско-экзегетическим комментарием)//Богословский Вестник. 2003. Вып. 3. С. 70–128. См. об этом: Максим Исповедник, прп. Амбигвы, 37//PG. Vol. 91. Col. 1304D–1312B. Григорий Синаит, прп. Весьма полезные главы, 10//Творения. С. 8–9. Триада движения мира от творения к покою (γνεσις – κνησις – στσις) раскрывается довольно подробно в трудах прп. Максима Исповедника. См. об этом: Шервуд П. Ранние Ambigua преподобного Максима Исповедника и опровержение им оригенизма//Прп. Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергизмом. СПб., 2007. С. 389–495. См.: Свт. Григорий Нисский. Об устроении человека. Гл. 17// Свт. Григорий Нисский. Творения. Ч. 1. М., 1861. С. 147. Игнатий (Брянчанинов), свт . Слово о человеке. М., 1997. С. 19. LXX: σχυεν. в LXX нет слова «выше». LXX: πελανθνετο. LXX: εφθρτων. LXX: μβροσας. Александр Салтыков, прот . Библейские сведения о первозданном мире и о Рае после книги Бытия. [Электронный ресурс.] URL: (дата обращения: 10.01.2020). Gregorius Illiberitanus . Tractatus de libris Sanctarum Scripturarum// Bulhart V .           Opera quae supersunt. Dubia et spuria; Opera (Gregorius Iliberritanus, Gregorius Iliberritanus (Ps.), Faustinus Luciferianus).    Brepols, 1967.   P. 3–146. [CCSL, 69.] Цит. по: Григорий Эльвирский, свт . Трактат о книгах Священных Писаний [Электронный ресурс.] URL: http://bible.optina.ru/old:is:11:06 (дата обращения: 10.01.2020).

http://bogoslov.ru/article/6027304

П. Лопухина . [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lopbible.narod.ru/index.htm, свободный. – Загл. с экрана. 17 . Неганова Е. И. Антропологические предпосылки моногамного брака.//Сб.: Значение христианской антропологии перед лицом современных общественных задач и проблем/сост. Лоргус А., священник. – М.: Индрик, 2003. 18 . Полный православный богословский энциклопедический словарь. В 2-х тт. Т. 1. Подписано в печать 26.03.92. Репринтное издание.         19 . Старец Паистий Святогорский. О семье христианской. – М.: «Благовест», 2000. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: свободный. – Загл. с экрана. 20 . Лоргус А., священник. Православная антропология. Курс лекций. Выпуск 1. – М.: Российский Православный университет святого апостола Иоанна Богослова. Факультет психологии, 2003. 21 . Аврелий Августин . О Супружестве и похоти. Гл. 8. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: свободный. – Загл. с экрана.  22. Иже во святых отца нашего святителя Григория, епископа Нисского. Об устроении человека. Перевод В. М. Лурье. Под ред. А. Л. Берлинского. – AXIOMA, Санкт-Петербург, 1995. 23 . Преподобный Иоанн Лествичник . Лествица. 1998. 24 .  Игнатий (Брянчанинов) . Слово о человеке. Православный сборник «О человеке».  Григорий Нисский .  Игнатий (Брянчанинов) .  Лука (Войно-Ясенецкий) . Иеромонах Серафим (Роуз) . – М.: Православное братство святого апостола Иоанна Богослова, 2004. 25 .  Свт. Григорий Богослов . Избранные слова. – М.: Православное братство св. ап. Иоанна Богослова, 2002. 26 . Духовные стороны христианства. Брак. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pagez.ru/ds/brak.php#5, свободный. – Загл. с экрана. 27 . Календарь на 2006. Православная семья. Автор – составитель – Корхова В. О. Редактор – игумен Василий (Донец). ООО «ЖУРНА», 2005. 28 . Филарет (Гумилевский) , архиеп. Черниговский. Православное догматическое бorocлobie: в 2-х тт. – Т. 1. – 2-е изд. – Черниговъ: Tunorpaфiя Ильинскаго монастыря, 1865. 29 . Берестов А., иер. Грех, болезнь, исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

Ранее приписывавшийся Дионисию Малому перевод " Жития св. Таисии " (Vita S. Thaisis), сопровождаемый предисловием к аббату Пастору (CPL, N 653e), в действительности является сделанным в VII-IX вв. извлечением из " Изречений св. отцов " (Apophtegmata Patrum), переведенных на латынь Пасхазием Думским . Философско-богословские переводы По-видимому, единственное греческое философско-богословское сочинение, которое Дионисий Малый перевел на латынь, - трактат свт. Григория Нисского " Об устроении человека " (De conditione hominis//PL. 67. Col. 347-408). Из предисловия (Ibid. Col. 345-346; CCSL. Vol. 85. P. 33-34), адресованного пресв. Евгиппию, аббату монастыря Лукуллан в 511-533 гг., попросившему Дионисия Малого перевести этот трактат, становится ясно, что, хотя Дионисий был, по словам Кассиодора, искусен в диалектике, он испытывал большие трудности при переводе греческой философской терминологии. Догматико-полемические переводы Наиболее важными текстами, переведенными Дионисием Малым с греческого языка, являются трактаты против несторианства , по тематике близко соприкасающиеся с его церковно-каноническими трудами: " Epistola synodica S. Cyrilli et concilii Alexandrini contra Nestorium " (Соборное послание св. Кирилла и Александрийского Собора против Нестория - PL. 67. Col. 11-18) и 17-е послание свт. Кирилла Александрийского с 12 анафематизмами , одобренное Александрийским Собором и направленное Несторию в октябре 430 года. В предисловии, адресованном некоему еп. Петру, Дионисий Малый сообщает, что посчитал необходимым перевести это послание, поскольку оно в то время еще не было известно на Западе. В действительности более чем за 50 лет до этого послание свт. Кирилла уже было переведено на латинский Марием Меркатором , однако на Западе оно не получило широкого распространения. При переводе Дионисий Малый активно пользовался текстом Мария Меркатора, причем различия двух переводов столь незначительны (гл. обр. в тексте анафематизмов), что можно говорить о выполненной Дионисием редакции старого перевода.

http://drevo-info.ru/articles/4066.html

Там же. - С. 125-127. Цыпин Л., свящ. Так чем же являются Дни Творения? Центральная проблема экзегетики Шестоднева. - Киев: Пролог, 2005. - С. 139 -142. Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека (Главы 28-29). - СПб.: AXIOMA, 1995. - С. 92-93. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - М.: Лодья, 1998. - 465 с. - Репр.: СПб., 1894. - С. 79. Лопухин А. П. Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. T.I. Пятокнижие Моисеево. - СПб., 1904. - С. 17. См. также: Давыденков О., иерей. Догматическое богословие: Курс лекций. Ч III. - М.,ПСТБИ, 1997. - С. 58-59, 118-120. См. у преп. Иоанна Дамаскина (кн. III, гл. 9): «...нет естества, лишенного ипостаси, - или сущности, не имеющей лица, потому что и сущность, и естество созерцаются в ипостасях и лицах» (Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - М.: Лодья, 1998. - 465 с. - Репр.: СПб., 1894. - С. 213-214). Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. - М.: Лодья, 1998. - 465 с. - Репр.: СПб., 1894. - С. 194-195. Филарет (Дроздов), святитель. Толкование на книгу Бытия. - М.: Pycckiй Хронографъ, 2004. - С. 86-87. См., например: Григорий Палама, святитель. Беседа, произнесенная на Святой Праздник Светов (Богоявление); в ней же находится посильное разъяснение тайны Христова Крещения/Беседы. Т. III. - М. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. - С. 199-209. - Репр., С. 209; Николай Кавасила, преподобный. О жизни во Христе (Слово 6; 132-133). - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2006. - С. 126. Обзор святоотеческих мнений по данной теме см. в работе: Ким Н., свящ. О христианской антропологии/Рай и человек: наследие преподобного Никиты Стифата. - СПб.: Алетейя, 2003. - С. 280-290. Кирьянов Д., свящ. Дополнительность и проблемы современного диалога науки и богословия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/255941.html . Подробнее см., например: Мумриков О., свящ. Библейский Шестоднев в учебном процессе современной школы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bogoslov.ru/text/292368.html.

http://bogoslov.ru/article/389980

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010