2008. P. 18-23). Далее следует раздел о теле человека и составляющих его элементах (главы 4-5), в котором содержится много доксографического материала по физиологии и анатомии, заимствованного автором гл. обр. из трудов Аристотеля (натурфилософские сочинения, включая трактаты «О душе» и «Parva naturalia»), Платона («Тимей») и Галена («О доказательстве» (De demonstratione) и др., см.: Ibid. P. 23-25). В конце раздела Н. возвращается к вопросу о соединении души с телом как художника со своим инструментом и поднимает вопрос о частях (способностях) души и об их связи с определенными частями тела. В связи с этим следующий большой раздел посвящен вопросу о различных частях, способностях, чувствах и страстях души (главы 6-28). Сначала Н. рассматривает способность воображения и рассуждает о том, что такое чувственное восприятие вообще и как оно происходит (гл. 6), а затем переходит к анализу 5 телесных чувств: зрения, осязания, вкуса, слуха и обоняния, стараясь дать им определение и установить, как они функционируют и как устроены соответствующие им органы чувств (главы 7-11). Далее автор переходит к способности мышления и памяти (главы 12-13), а затем - речи, которая разделяется им на речь внутреннюю и произнесенную (гл. 14). Он также рассматривает различные варианты деления способностей души у тех философов (Аристотеля, Зенона Китийского , Панетия), большинство из к-рых различали в ней 2 части - разумную и неразумную (гл. 15). После этого Н. переходит к рассмотрению неразумной части души, к-рая разделяется на страстную и желательную (главы 16-17). Последняя предполагает наличие состояний удовольствия или печали (главы 18-19). Далее автор анализирует 2 страсти, подчиняющиеся контролю со стороны разума,- страх и гнев (главы 20-21), а вслед за этим обращается к той части неразумной души, к-рая не подчиняется разуму. Он последовательно рассматривает способность питания, пульса, размножения и дыхания, попутно разбирая галеновскую классификацию способностей души, а также представление о том, как происходят движения различных органов живого существа (главы 22-28).

http://pravenc.ru/text/2564906.html

священник Николай Ким Скачать epub pdf 3. Содержание текстов 3.1. Трактат «О Рае» В трактате «О Рае» 59 глав, разделенных на 8 частей и введение Структура трактата следующая. Введение. Гл.1–7 Описание рассматриваемых в трактате вопросов. Призывание благодати Святого Духа для содействия пониманию излагаемого. О сотворении первозданного рая. Человек как великий мир в видимом мире, как малом (гл.3). О том, что после воплощения Бога Слова нет нужды в чувственном рае. При послушании Христу возможно ведение божественных и человеческих дел (гл.7). Далее весь трактат разделен на 2 больших раздела. А. Рассмотрение чувственного рая. (Часть 1). Часть 1. Гл.8–17. О чувственном рае. Видимый мир как второй рай. В нем мы должны родиться для пира. «Дело ангелов» (гл.13). Если без опыта и неосторожно созерцать устройство нашей природы, увидим только чувственный рай. Древо Жизни – Сам Бог . Древо Познания – устроение человека (гл.17). Б. Рассмотрение умопостигаемого рая. (Части 2–8) Часть 2. Гл.18–20. Умопостигаемый рай. Человек – великий мир (гл.19). Древо Жизни – Святой Дух. Древо познания – чувства (гл.20). Часть 3. Гл.21–24. Антиномия удовольствие – страдание. Часть 4. Гл.25. Основания первородных зол. Часть 5. Гл.26–29. Аллегорическое рассмотрение умопостигаемого рая. О силах неразумной части души (гл.27). Часть 6. Гл.30–33. Рай – долина практической философии. Врата рая – это смирение и любовь (гл.31). Древо Жизни – это мистическое богословие, а Древо познания это естественное созерцание (гл.33). Часть 7. Гл.34–48. Возделывание и хранение умопостигаемого рая. Богословие об особенностях божественной природы (гл.38–41). Богословие воплощения (гл.42–47). Часть 8. Гл.49–59. Царство Небесное и Царство Божие. Лествица восхождения (гл.49–54). Дары Святого Духа (гл.56–57). Обожение (гл.58–59). 3.2. Письма, относящиеся к трактату «О Рае» Письмо 1 – Никиты Стифата Никите Коронидскому, хартофилаксу и синкеллу. Письма 2 и 3 – ответ Никиты Коронидского Никите Стифату . Письмо 4 – его ответ Никите Коронидскому. 4.1–4.2: Об ангелах. 4.5–4.9: Соотношение души и тела. Письма с 5 по 8 – возражения Никиты Стифата софисту Григорию. 5.2–5.4: Стяжание Духа. 5.4–5.5: Необходимость следованию смыслу сказанного, а не букве. 5.6–5.12: Положение ангелов. 6.1–6 3: Использование термина «рай». 6.4–6.11: Рай – Новый Иерусалим на Небесах. 7.1–7.4: Христос и святые у престола Божия. 7.5–7.7. Учительское достоинство и мера мирянина. 8.1–8.4: Чиноначалие. 8 5–8.7: Хранение чувств. Читать далее Источник: Священник Николай Ким. Рай и человек: Наследие преподобного Никиты Стифата. - СПб.: Алетейя, 2003. - (Серия " Византийская библиотека. Исследования " ). С.7-86. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

16 Творения Блаженного Иеронима Том3/Письма к Авиту. Киевъ: 1880. С. 38. 17 Ориген. О Началах, Кн. 3, Гл. 1,21. 18 Иоанн Мейендорф . Введение в Святоотеческое Богословие. Гл.7, Ориген/СПБ, 1997, [Электронный ресурс: http://www.klikovo.ru/db/book/msg/887]. 19 О. Стуков. «Происхождение в Церкви Христовой мнений, противоречащих православнохристианскому учению “о вечности мучений”, их сущность и влияние на раскрытие этого учения». Казань: 1893. С. 21. 20 Ориген. О Началах, Кн.2, Гл. 10,4. 21 Ориген. О Началах, Кн.3, Гл. 6,6. 22 Ориген. О Началах, Кн.1, Гл.1,21. 23 Митр. Макарий (Оксиюк) Эсхатология св.Григория Нисского. Киев,1914., переизд: М. Паломник, 1999. С. 153. 24 Ориген. О Началах, Кн. 1, Гл. 6,3. 25 Творения святаго Григория Нисского/Слово о жизни св. Григория Чудотворца . — М: Тип. В. Готье 1862, В 8т.т., Т. 8. С. 140. 26 Митрополит Макарий (Оксиюк) Эсхатология св.Григория Нисского. Киев, 1914., переизд: М. Паломник,1999. С. 507 27 Там же. 28 Творения святаго Григория Нисского/Большое огласительное слово. — М: Тип. В. Готье. 1862, В 8т.т., Т. 4, Гл.7. С. 27. 29 Творения святаго Григория Нисского/О надписании псалмов. — М: Тип. В. Готье. 1862, В 8т.т., Т.2, Кн. 1, Гл.13. С. 145. 30 Творения святаго Григория Нисского/Об устроении человека. — М: Тип. В. Готье. 1862, В 8т.т., Т.1, Гл. 16. С. 140. 31 Митрополит Макарий (Оксиюк). С. 513. 32 Творения святаго Григория Нисского/Об устроении человека. — М: Тип. В. Готье. 1862, В 8т.т., Т.1, Гл. 21. С. 162. 33 Там же. С. 163. 34 Митрополит Макарий (Оксиюк). С. 520. 35 Творения святаго Григория Нисского/Точное истолкование екклесиаста Соломона. — М: Тип. В. Готье 1862, В 8т.т., Т.2, Беседа 7. С. 326. 36 Творения святаго Григория Нисского/Об устроении человека. М: Тип. В. Готье. 1862, В 8т.т., Т. 1, Гл. 16. С.140. 37 Творения святаго Григория Нисского/Большое огласительное слово. М: Тип. В. Готье. 1862, В 8т.т., Т. 4, Гл.8. С. 31. 38 Творения святаго Григория Нисского/О душе и воскресении. М: Тип. В. Готье. 1862, В 8т.т., Т.4. С. 274.

http://azbyka.ru/eres-apokatastasisa-ot-...

111  Мысль о том, что в древности главною формою жизни был брак, а девство явилось во всей силе лишь с пришествием Христа, ясно проведена и у св. Киприана в его сочинениях о девстве, где он говорит, что в то время, когда мир не был еще так населен, род человеческий размножался и распространялся, наполнял его собою: но когда он достиг надлежащей полноты, с того времени могущие вместить воздержание и жить подобно скопцам делают себя скопцами для царствия небесного ( Мф.19:11–12 )» (II, 141 стр.) 120  V, 302 стр. (К Виталиану от сыновей).Срав. Св.  Иоанн Дамаскин  «Точное изложение Правосл. веры» (русск. перев. СПб. 1894 г.) IV кн. гл. IX (о вере и крещении): «Шестое – крещение чрез покаяние и слезы, истинно трудное» 124  Ibid. – 276 стр. (Письмо к Максим. схоластику) Срав. Добротолюб. I, 31 стр. (Настав. св. Ант. Велик.) Преп. Макар. Бес. XXXVII, § 10. 129  Твор. св. Григор. Нисск. I т. 88 стр. (Об устроении человека). – Относительно сочинения св.  Григория Нисского  «Об устроении человека " » нужно заметить, что оно не будучи писано с специально-аскетической целию, тем не менее заняло весьма видное положение в доктрине подвижничества как своего (Евагрий Монах – «Наставлен. о подвижничестве», Доброт. I т., 579 стр.), так последующего времени. Причина этого кроется в самом характере суждений сочинения, близко граничащих с аскетизмом. Ведь сущность аскетики заключается в пламенном стремлении очистить от страстей образ Божий в человеке, но вопрос об образе Божием в человеке со многими сюда относящимися суждениями занимает большую половину упомянутого творения. Вот почему между прочим в средние века сочинение это прямо известно было под именем: «Об образе Божием в человеке». 146  Добротолюб. I т., 25 стр. (Настав. св. Антон. Велик.). Срав. преп. Марк. Подвижн. – «О законе духовн. 200 глав»179 гл. 150  Твор. св. Васил. Велик. V, 239–240; 366–367 стр. (Правила, крат. изложен. в вопрос. и ответ.) 154  Ibid. – V, 424 стр. (Подвиж. уставы; гл. 17-я) II, 393 стр. (Толков. на прор. Исаию, гл. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ponomare...

Гл. 35, 28 и на сложéние, и на елéй помáзания, и на сложéние фимиáма также и благовония, и елей для светильника и для составления елея помазания и для благовонных курений «Фимиам, сказано, был составной, – говорит св. Кирилл Александрийский , – потому что ведение о Христе слагается из двух сторон, так как Он есть вместе Бог и человек, впрочем, из обоих один – Сын и Христос» (тв. ч. 1, стр. 223). Гл. 37, 3 И сотвориша завесу от синеты и багряницы, и червленицы спрядены и виссóна скáнаго, дело швéнно херувимы Гл. 36, 35 И сделал завесу из голубой, пурпуровой и червлёной шерсти и из кручёного виссона, и искусною работою сделал на ней херувимов «Бывшие в скинии завесы „от синеты, багряницы и червленицы спрядены и виссона сканого”, – по объяснению св. Ефрема Сирина , – изображают Еммануила» (тв. ч. 6, стр. 510). «Повторением (в главе 37) повествования о всех утварях скинии, об устроении кивота, трапезы, светильника и всего прочего, – по объяснению того же св. Отца, – даётся разуметь, что когда Еммануил придёт во славе Своей и сядет на престоле царства Своего, тогда откроется дело всякого человека... и всякий по житию своему получит приличное ему место в умопредставляемой скинии» (ibid, стр. 513). В частности описываемый в стихах 17–24 (по русской Библии ) «золотой светильник, – по его же объяснению, – изображает и показывает нам тайну креста; шесть ветвей светильника означают власть Распятого, простирающуюся во все шесть стран» (ibid, стр. 509). Гл. 40, 2 в дéнь пéрвый мéсяца пéрваго, в новомéсячие постáвиши скинию свидения в первый месяц, в первый день месяца поставь скинию собрания «Св. скинию надлежало водрузить в 1 день и притом в новомесячие 1 месяца и во 2 год (ст. 17), ибо, – говорит св. Кирилл Александрийский , – день 1 указывает на то вожделенное и спасительное для нас время, в которое Единородный, соделавшись человеком, смертью Своей плоти стяжал Богу и Отцу сущих на земле... Это был день 1 в неделе (славянское – по Субботе), в который Христос воскрес из мёртвых, разрушив страшную державу смерти» (тв. ч. 2, стр. 189). Ибо «как начало месяца есть первый из дней в нём, т. е. новомесячие, так и как бы некоторое начало нового века, и наступление новости времён есть время пришествия Христова ( 2Кор.5, 17 ; Гал.6, 15 )» (ibid, стр. 191).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

54. Кураев А. Мужчина и женщина в книге Бытия//Альфа и омега. 1996. С.274. 55. affect. (Врачевание эллинского недуга) 5 (М. 83.944В,С). 56. Цит. по: Кураев А. Мужчина и женщина в книге Бытия//Альфа и омега. Уроки Ветхого Завета. 1994. С.10. 57. Там же. 1996. С.282. 58. hom. in Gen. (Беседы на кн. Бытия) 15.3 (М. 53.122). 59. Евдокимов П. Женщина и спасение мира. С.135. 60. Троицкий С. Христианская философия брака.//Соловьев В. Смысл любви...: Сб. С.135. 61. ерр. (Письма) 1.141 (М. 78.276D). 62. decr. (Послание об определениях Никейского собора против Ариевой ереси) 8 (М. 25.429С). 63. hom. in Ps.76:4 (Беседа на Пс.76:4) (М. 25.429С). 64. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.157. 65. Gen. (Катены на Осмокнижие) 2:18 (М. 87.172А). 66. Цит. по: Соловьев В. Смысл любви...: Сб. С.269. 67. Цит. по: Василий (Кривошеин), архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов. С.357. 68. Троицкий С. Христианская философия брака//Соловьев В. Смысл любви...: Сб. С.89. 69. Цит. по: Иларион (Троицкий Вл.) епископ. Очерки из истории догмата о Церкви. С.102. 70. Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение Православной Веры. Кн.4. Гл.24. 71. Цит. по: Соловьев В. Смысл любви...: Сб. С.120. 72. Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. Гл.17. С.57,58. 73. Цит. по сб.: Соловьев В. Смысл любви...: Сб. С.128. 74. Там же. С.134. 75. Творения. Кн.3. Гл.22.4. С.306. 76. Киприан (Керн), архимандрит. Православное пастырское служение. С.221. Примечания Ссылки на оригинальные тексты святых отцов и других церковных писателей открываются сокращенным их названием в традиционном латинском переводе. В следующих затем круглых скобках дан русский перевод (не всегда совпадающий с латинским). Цифры вне скобок означают местоположение текста в следующем порядке: книга (или при общем наименовании для группы произведений одного автора, - например " Слова " , " Беседы " , - порядковый глава + более мелкие единицы деления. Во второй паре круглых скобок указаны издание, тома и стр. Важнейшие абревиатуры здесь:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/307/...

  54. Кураев А. Мужчина и женщина в книге Бытия//Альфа и омега. 1996. С.274.   55. affect. (Врачевание эллинского недуга) 5 (М. 83.944В,С).   56. Цит. по: Кураев А. Мужчина и женщина в книге Бытия//Альфа и омега. Уроки Ветхого Завета. 1994. С.10.   57. Там же. 1996. С.282.   58. hom. in Gen. (Беседы на кн. Бытия) 15.3 (М. 53.122).   59. Евдокимов П. Женщина и спасение мира. С.135.   60. Троицкий С. Христианская философия брака.//Соловьев В. Смысл любви...: Сб. С.135.   61. ерр. (Письма) 1.141 (М. 78.276D).   62. decr. (Послание об определениях Никейского собора против Ариевой ереси) 8 (М. 25.429С).   63. hom. in Ps.76:4 (Беседа на Пс.76:4) (М. 25.429С).   64. Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.157.   65. Gen. (Катены на Осмокнижие) 2:18 (М. 87.172А).   66. Цит. по: Соловьев В. Смысл любви...: Сб. С.269.   67. Цит. по: Василий (Кривошеин), архиепископ. Преподобный Симеон Новый Богослов. С.357.   68. Троицкий С. Христианская философия брака//Соловьев В. Смысл любви...: Сб. С.89.   69. Цит. по: Иларион (Троицкий Вл.) епископ. Очерки из истории догмата о Церкви. С.102.   70. Иоанн Дамаскин, преподобный. Точное изложение Православной Веры. Кн.4. Гл.24.   71. Цит. по: Соловьев В. Смысл любви...: Сб. С.120.   72. Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. Гл.17. С.57,58.   73. Цит. по сб.: Соловьев В. Смысл любви...: Сб. С.128.   74. Там же. С.134.   75. Творения. Кн.3. Гл.22.4. С.306.   76. Киприан (Керн), архимандрит. Православное пастырское служение. С.221. Примечания Ссылки на оригинальные тексты святых отцов и других церковных писателей открываются сокращенным их названием в традиционном латинском переводе. В следующих затем круглых скобках дан русский перевод (не всегда совпадающий с латинским). Цифры вне скобок означают местоположение текста в следующем порядке: книга (или при общем наименовании для группы произведений одного автора, - например " Слова " , " Беседы " , - порядковый глава + более мелкие единицы деления. Во второй паре круглых скобок указаны издание, тома и стр. Важнейшие абревиатуры здесь:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

26. ep.Calos. (Письмо к Калосирию) (М. 76.1068А-1073А). 27. d.n. (О божественных именах) 4.22 (М. 3.724В). 28. Феофан Затворник. Душа и ангел. С.140. 29. serm. imag. (Слово о человеке, сотворенном по образу Божию) 3 (М. 89.165B). 30. Цит. по: Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.207. 31. Цит. по: Преп. Иоанн Дамаскин. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники. М.: Мартис. 1997. С.108. 32. Цит. по: Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.213. 33. Там же. С.161. 34. Клеман О. Истоки. С.81. 35. Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. С.26. 36. Цит. по: Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.362. 37. Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы. Сл.1. гл.12. 38. Максим Исповедник, преподобный. Творения. С.216,217. 39. Мефодий Патарский, священномученик. Творения. С.74. 40. Цит. по: Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.203,204. 41. Там же. С.197. 42. Добротолюбие. Т.1. С.158. 43. or.catech. (Большое огласительное слово) 21 (М. 45.57С). 44. top. (Христианская топография) 5 (М. 88.309В,С). 45. Цит. по: Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.123. 46. Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. С.17. rл.V. 47. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. С.297,298. 48. Антоний Сурожский. Человек перед Богом. С.127. 49. Максим Исповедник, преподобный. Творения. С.217. 50. Добротолюбие. Т.1. С.146. 51. hom.opif. (Об устроении человека) 16.10 (М. 44.184В). 52. hom. in Gen. (Беседы на кн. Бытия) 9.2(М. 53.78). 53. f.o. (Точное изложение православной веры) 2.12 (М. 94.920В). 54. serm. 2.2 in Gen. (Толкование на книгу Бытия) (G. 4. 654 A) 55. Gen. (Толкование на кн. Бытия: фрагменты) 1:26 (М. 33.1564 C.D). 56. Возможно, от недостатка материала, а возможно и из-за крайности данного мнения. 57. Цит. по: Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.109,110. 58. наег.(Пять книг против ересей) 5.6. (М. 7.1137С-1138А). 59. f.o. (Точное изложение православной веры) 2.12 (М. 94.920В).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/307/...

  26. ep.Calos. (Письмо к Калосирию) (М. 76.1068А-1073А).   27. d.n. (О божественных именах) 4.22 (М. 3.724В).   28. Феофан Затворник. Душа и ангел. С.140.   29. serm. imag. (Слово о человеке, сотворенном по образу Божию) 3 (М. 89.165B).   30. Цит. по: Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.207.   31. Цит. по: Преп. Иоанн Дамаскин. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники. М.: Мартис. 1997. С.108.   32. Цит. по: Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.213.   33. Там же. С.161.   34. Клеман О. Истоки. С.81.   35. Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. С.26.   36. Цит. по: Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.362.   37. Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы. Сл.1. гл.12.   38. Максим Исповедник, преподобный. Творения. С.216,217.   39. Мефодий Патарский, священномученик. Творения. С.74.   40. Цит. по: Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.203,204.   41. Там же. С.197.   42. Добротолюбие. Т.1. С.158.   43. or.catech. (Большое огласительное слово) 21 (М. 45.57С).   44. top. (Христианская топография) 5 (М. 88.309В,С).   45. Цит. по: Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.123.   46. Григорий Нисский, святитель. Об устроении человека. С.17. rл.V.   47. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. С.297,298.   48. Антоний Сурожский. Человек перед Богом. С.127.   49. Максим Исповедник, преподобный. Творения. С.217.   50. Добротолюбие. Т.1. С.146.   51. hom.opif. (Об устроении человека) 16.10 (М. 44.184В).   52. hom. in Gen. (Беседы на кн. Бытия) 9.2(М. 53.78).   53. f.o. (Точное изложение православной веры) 2.12 (М. 94.920В).   54. serm. 2.2 in Gen. (Толкование на книгу Бытия) (G. 4. 654 A)   55. Gen. (Толкование на кн. Бытия: фрагменты) 1:26 (М. 33.1564 C.D).   56. Возможно, от недостатка материала, а возможно и из-за крайности данного мнения.   57. Цит. по: Цит. по: Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.109,110.   58. наег.(Пять книг против ересей) 5.6. (М. 7.1137С-1138А).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

В самом отрывке из книги Бытия, который описывает сотворение человека, сказано, что Бог «мужа и жену сотвори их». В таком случае, не является ли это различие частью образа Божия? Свят. Григорий Нисский объясняет, что Писание здесь имеет в виду двойственное сотворение человека: «Нечто иное произошло по образу, и иное ныне оказывается бедственным. «Сотвори Бог, говорит, человека, по образу Божию сотвори его». Творение созданного по образу обретает конец. Затем повторяется слово об устроении, и оно говорит: «мужа и жену сотвори их». Думаю, всякому видно, что это разумеется вне прототипа: «О Христе Иисусе, как говорит Апостол, несть мужеский пол, ни женский» ( Гал. 3:28 ). Но Слово говорит, что человек разделен на мужской пол и женский. Следовательно, устроение нашей природы как-то двойственно: одно в нем уподобляется Божественному, а другое разделено этим различием. Ведь на нечто такое намекает Слово порядком написанного, сначала говоря: «Сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его», потом же добавляет к сказанному: «Мужа и жену сотвори их», что отлично от известного о Боге. Потому думаю я, что в говоримом Божественным Писанием преподается некое великое и возвышенное учение. И учение это таково. Человеческая природа есть середина между двумя крайностями, отстоящими друг от друга, природой божественной и бесплотной и жизнью бессловесной и скотской (это подобно представлениям свят. Григория Богослова , которые мы уже цитировали – прим. авт.). Ведь в человеческом составе можно усматривать и то, и другое из названного: от божественного – словесное и разумевательное, что не допускает разделения на мужское и женское, а от бессловесного – телесное устроение и расположение, расчлененное на мужское и женское. Ведь то и другое из этого обязательно есть во всем, причастном человеческой жизни. Но, как мы узнали от рассказавшего по порядку о происхождении человека, первенствует в нем умное, а вместе с ним прирождено человеку общение и сродство с бессловесными... ...Приведший все в бытие и собственною волею сформировавший всего человека по Своему образу... Он предвидел зрительною силою, что по своему произволению она (т.е. человеческая природа – прим. пер.) не пойдет прямой дорогой к прекрасному и поэтому отпадает от ангельской жизни; тогда, чтобы множество душ человеческих не сократилось при утрате того способа, которым ангелы размножаются до множества, Он устраивает в природе такой способ размножения, какой соответствует поползнувшейся в грех , вместо ангельского благорождения насадив в человечестве скотский и бессловесный способ взаимного преемства» (Об устроении человека, гл. 16, 17) 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010