Двойственность Ипостасей Следуя принципу утверждения авторитета соборов, православие поддерживало возвещенную в Эфесе в 431-м году анафему «человекопоклоннику Несторию», а также его богословию воплощения Слова (Логоса) как Его вселения. Тем не менее сторонники этих богословских воззрений по-прежнему противились анафеме, заявляя, что их взгляд на соотношение божественного и человеческого во Христе остается единственно верным и что «мы, церковь Христа, Господа нашего, держимся истины Евангелия» 335 ), тогда как все остальные отпали от нее. Даже в большей степени, нежели в византийском богословии, здесь отстаивалась идея непреложности истины 336 , и поэтому можно цитировать авторов, отделенных друг от друга многими веками, например, Бабая (Вавая) Великого (Кашкарского), жившего в начале 7-го века, и Абдишо Нисибийского, жившего в конце 13-го, почти не обращая внимания на то, когда именно они жили. Представители несторианской христологии непрестанно обращались к своим противникам с одним принципиальным вопросом: «Как быть с двойственностью Божества и человечества» во Христе? 337 . Несториане считали, что, отвергнутая в 431-м году, эта двойственность была вновь утверждена православными двадцать лет спустя в Халкидоне, несмотря на то, что этот собор еще раз осудил Нестория и восхвалил Кирилла Александрийского . Когда зашла речь об этом решении, несториане обрушились на него, усмотрев в нем «начало бездны», отъединяющей их от прочих христиан, то начало, где она разверзается 338 . Учение Халкидонского Собора об «одной ипостаси» во Христе было осуждено как «безумное заблуждение» и «искажение нашей веры» 339 . Тем не менее, чтобы изложить свое собственное учение об ипостасной двойственности, несториане использовали ту же терминологию Халкидона, заявляя, что «оба естества сохраняются… неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно» 340 . Истинное учение – это не учение Эфеса или Халкидона, но учение «отцов моих, учителей, предшественников и наставников, трехсот восемадцати» отцов Никейского Собора 341 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн Кассиан допускал возможность существования, как и на Востоке, двух типов монашества: анахоретского (отшельнического) и киновийного (монастырского). Однако фактически на Западе утвердился только второй тип — монастырский. Так, первые монахи в Италии и Галлии не стремились совсем удаляться от мира, придавая большое значение евангелизации языческого населения и стараясь являть образцы христианской жизни посреди развращенного мира. Помимо Иоанна Кассиана, выдающийся вклад в становление и организацию монашеской жизни внес св. Мартин Турский. Мартин Турский (ок.335–397) Мартин Турский родился в языческой семье. Во время службы в армии, ему было видение Христа. Вскоре он крестился, а затем стал вести монашескую жизнь. В 370 году он основал первый монастырь в Галлии. В 372 году Мартин становится епископом города Тура, но потом вместе с учениками вновь возвращается к монашеской жизни. Его усилиями монашество распространилось по всей Галлии. Благодаря активной евангелизации Мартина и его учеников была создана епархиально–приходская система, оказавшаяся очень эффективной, особенно в сельской местности. Помимо укрепления монашества, Мартин много сил и времени отдавал борьбе с еретическими движениями, проявляя при этом гуманность и терпимость. Так, когда император нарушил данное Мартину обещание не казнить обвиненного в ереси епископа Присциллиана, Мартин прервал все отношения с испанскими епископами, пока не получил новых заверений, что гонения не повторятся. Будучи необыкновенно популярным в народе, Мартин Турский почитается как покровитель Франции. Значение монашества «Возьмите иго Мое на себя», — учил Христос (Мф 11: 29). Человек должен сам довершить дело своего спасения, и монашеское подвижничество осуществляло великую и благородную задачу, направляя этот процесс. Оно способствовало воплощению идеи, которая была средоточием Церкви — идеи Царства Божия. Достигая порой сверхчеловеческими усилиями истинного Богопознания, монахи несли свою миссию в мир. Это был величайший подвиг на пути к обновлению человека — подвиг, который требовал больших жертв и отречения от многих мирских благ. Такое отречение было необходимо монашеству как служителю человечества и провозвестнику Св. Духа. Порой оно принимало неоправданно крайние формы, приводившие к тяжким и не имеющим ничего общего с христианством последствиям. Но по духу своему и историческому значению монашество стало великой преобразующей силой. Оно создало очаги глубокой и страстной веры, которые будут веками питать Церковь. Христианская культура

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

4) Этим словом: «избави нас от лукавого», – к молитве нас возбуждает Спаситель наш, и молитвою от него избавляться научает. 5) «Поминая о враге, – говорит святой Иоанн Златоуст , – к подвигу нас подготавливает, и леность от нас отсекает». 6) Молясь: «не введи нас», а не меня, «во искушение, но избави нас», а не меня, «от лукавого», – научаемся и увещаемся друг за друга молиться и друг другу у Бога просить помощи, защиты, избавления и спасения. «Яко Твое есть царство и сила и слава, во веки веков. Аминь». Это слово – заключение молитвы Господней, которое означает упование и дерзновение к Милосердному Небесному Отцу. Ты царствуешь над всеми, и Твоей власти все повинуются. Ты сильнее всех, против Тебя никто не может стоять. Посему имени Твоему слава будет, что мы, бедные грешники, получим просимое от Тебя, и от сердца возблагодарим Тебя, и здесь, и особенно в будущей жизни, прославим имя Твое с избранными Твоими. «Дерзновение, – говорит святой Иоанн Златоуст , – нам подает и восставляет нас, поминая о Царе, Которому мы подчинены, и показывает Его сильнейшим из всех, говоря: «яко Твое есть царство», и прочее». Итак, если Его есть царство, то не следует никого бояться, так как никто не может против Него встать и власти Его противиться. Когда говорит: «Твое есть царство», – показывает, что и противник наш Ему подчинен, хотя и противится, попущением Божиим. Ибо и он из числа рабов, хотя отверженных и прогневляющих, и не дерзнет ни на кого нападать, если прежде не примет позволения свыше. И не только ни на какого человека, но даже на свиней, овец и волов напасть не может без попущения Божиего. Итак, хотя и немощен ты, но должен дерзать, имея такого Царя, Который все легко и через тебя может делать. § 335. Здесь вкратце предлагаются иные образцы молитвы из Святого Писания, которые христианин может в подходящих и нужных случаях употреблять и милости у Бога искать и просить с верою. Ибо без молитвы ничего доброго иметь и творить не можем, потому что нищие и немощные. 1. Молитва грешника кающегося «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих, очисти беззаконие мое», и прочее ( Пс.50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Скачать epub pdf Кто читал со вниманием житие святителя Николая, положенное в нашей Четьи-Минее, от того не может укрыться одна встречаемая в нем историческая несообразность. Говорится там, что великий угодник Божий, будучи еще пресвитером, отправлялся в Палестину на поклонение св. местам, восходил на Голгофу 1 , и вошел раз в св. церковь (конечно, Воскресения) вратами, которые отверзлись ему сами. Затем, по возвращении домой в Ликию, он возводится на архиепископский престол города Мир и уже после всего этого делается исповедником веры Христовой при царях Диоклитиане и Максимиане, и: сияет потом чудесами на весь мip при св. Константине Великом . Но святые места Иерусалима приведены во всеобщую известность уже при сем самом христолюбивейшем императоре, и славная церковь Воскресения освящена только 13 сентября 335 года, то есть 30 лет спустя после Диоклитианова и Максимианова правления. Замечаем кроме сего, что в западных «мученикословах» св. Николай почти всегда называется исповедником, а в восточных «месяцесловах» ему усвояется название преподобного (так что даже и Евангелие на литургии в день памяти его у нас положено читать преподобническое), исповедником же едва ли он у нас где-нибудь назван, хотя в житиях его иногда и встречается сказание о его страдании за веру при императоре Диоклитиане. Вообще же то, что относится к монашескому жительству святителя, нелегко вяжется с положением христианства в 3-м веке. Историческая эта запутанность в житии св. Николая чувствовалась давно учеными исследователями церковной истории. Соллерий, издавая  в 1745 г. Мученикослов Чэуардов, в примечании к 6-му декабря говорит, что он считает недостаточными сведения о св. Николае, и намекает на то, что время его следовало бы на целый век, или и более, отодвинуть от эпохи  последнего гонения на христианство , хотя и боится при этом, чтобы бежа от Сциллы не впасть в Харибду... В эту Харибду действительно и попал один безыменный  летописец  западный XII-ro или около того века, записавший в одном месте своей хроники (французских государей, от Дагоберта I до Пипина): «при том же Константине (Погонате) процветал блаженный Николай архиепископ, который после в Мирее при Юстиниане младшем императоре, в год воплощения Господня 673-й отошел ко Господу " … Посреди таких разноречий желанным для всех казалось отыскать древнейшее и полнейшее изложение жизни и деяний славного чудотворца. Знаменитые собиратели и издатели Деяний святых в 1716 г.,  на вопрос одного ученого о деяниях св. Николая, отвечали: «Деяний истинных и подлинных ищешь ты св. Николая? Но таковые есть ли где-нибудь, никто не знает. И о если бы когда-нибудь (если не пропали) вышли из каких-нибудь тайников на свет!» Сему самому ученому случай помог отыскать то, чего он хотел. По крайней мере, отыскав, он убедил себя (и не думаю, чтобы еще кого-нибудь), что нашел Acta primigenia великого святителя. Со слов его самого расскажем, как происходило дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

   Преп. авва Дорофей. Поучение 7. С. 97.    Преп. Марк Подвижник. Слово 1, § 175.    Цветник духовный. Ч. II. С. 55.    Преп. Марк Подвижник. Слово 1, § 92; иером. Алексий Шепелев//Свет Печерский. 1918, 23. С. 364.    Свт. Тихон Задонский. Творения. Т. II. О истинном христианстве, § 335, п. 6. С. 104; свт. Василий Вел. Творения. Ч. I. М., 1853. С. 384; преп. Нил Синайский. Творения. Ч. III, п. 165. C. 93—94; п. 186. С. 108—109; Ср.: Преп. Марк Подвижник. Слово 2, § 9.    Иером. Арсений. Маргарит. С. 164.    Там же.    Тертуллиан. О молитве Господней, XXII.    Свт. Иосиф Волоколамский//Цветник духовный. Ч. I. С. 55.    В житии схиархм. Гавриила.    Помещается в Большом Требнике и в некоторых старых изданиях Молитвослова Киево-Печерской Лавры.    Игум. Антоний. Письма, п. 88. С. 98; см. у него же о молитве в скорбях (п. 11. С. 12); еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. 1. С. 275—276; свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 102.    Часослов Тропарь, гл. 8-й на 3-м часе.    Триодь Постная. Среда 1-й седм. Тропарь на 6-м часе.    Ирмосы 4-й и 5-й Воскресные, 8-го гласа.    Игум. Антоний Оптинский советует читать эту молитву, находясь в унынии (п. 2. С. 34).    Тропарь праздника в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали».    Тропарь иконе Божией Матери Казанской.    Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к монашествующим. С. 330, 53; свт. Тихон Задонский. Творения T. I. Изд. V, п. XIX. С. 236 и 223.    Он же. Письма к мирянам, п. 94. С. 192.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1, п. 202. С. 194; ср.: п. 25. С. 36.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1, п. 20. С. 32—33.    Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1, п. 183. С. 180.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. III. С. 163—164.    Там же. С. 463.    Преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. I. С. 336.    Еп. Феофан Затворник. Письма.//Санкт-Петербурский Духовн. Вестник. 1891. 41. С. 812—813.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VII. Толков. 11 на Матф. С. 108—109; см. также: Беседа 39 на Быт.    Филарет, митр. Московский. Сборник мыслей и изречений. М., 1897. С. 42.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Несомненно, роль А. В. не ограничивалась пределами Египта: по сути глубокий кризис Церкви в империи, вызванный арианством, был преодолен при активном личном участии А. В. Этот процесс не оставался лишь внутрицерковным, охватив значительную часть населения империи, гос-во, институт имп. власти,- и роль А. В. в нем тем и значительна, что он своими деяниями и творениями был обращен ко всей Церкви, ко всей империи и ко всему ее населению. Отстаивание Православия и Соборного единства Церкви было важнейшим этапом в деле распространения христианства во всей империи и становления новых отношений между Церковью и христ. гос-вом. Прот. Валентин Асмус, И. С. Чичуров Творения В обширном лит. наследии А. В. нашли отражение разные области богословия, что позволяет соответственно классифицировать весь корпус творений святителя. Апологетические Свт. Афанасий Великий. Роспись Богородичной ц. мон-ря Студеница в Сербии. 1208 - 1209 гг. Свт. Афанасий Великий. Роспись Богородичной ц. мон-ря Студеница в Сербии. 1208 - 1209 гг. Эту группу составляют ранние сочинения А. В.: «Слово против язычников» (Λγος κατ Ελλνων, Oratio contra gentes) и «Слово о воплощении Бога Слова» (Λγος περ τς νανθρωπσεως το Λγου, Oratio de incarnatione Verbi). Они написаны ок. 318 г. (335-337; здесь и далее датировки по К. Ле Башле (DTC), альтернативные - по М. Тецу (TRE)), однако уже содержат основные положения учения святителя. Оба Слова связаны между собой и, согласно блж. Иерониму (De vir. illustr. 87), объединялись под общим названием «Две книги против язычников» (Adversum gentes duo libri). 1-е сочинение по теме и содержанию близко к апологиям II в.: в нем дается критика языческой мифологии и обрядов как идолопоклонства, а также намечается путь истинного богопознания через созерцание красоты тварного мира и самопознание. Во 2-м А. В. раскрывает смысл Боговоплощения. Это важнейшее произведение для восточнохрист. антропологии и сотериологии. Догматико-полемические Критике арианства А. В. посвятил 3 «Слова против ариан» (Λγοι κατ Αρειανν, Orationes contra Arianos, 356-361 или 345-346; 4-е слово, по мнению большинства исследователей, не принадлежит А.

http://pravenc.ru/text/76946.html

Св. Никите, по воле Божией, пришлось быть апостолом этих славянских племён юга и путешествовать из страны в страну, чтобы с апостольскою ревностию проповедывать евангельское учение 327 . Для гетов проповедь не требовала даже долгого пути. «Геты бегут сами»,– говорит Павлин.– Блаж. Иероним писал: «рыжее и белокурое войско гетов носит с собою в палатках церкви» 328 . Во время св. Никиты христианство уже сильно распространено было во Фракии: на средечском соборе 347 г. присутствовали епископы: Средца, Скуп, Липляны, Ниша, Водины (Aquae) и Чехова дома (Sigindum) 329 .– При Максимиане в Потаме замучены были Боголеп (Феопрепий) и Зотик с Акиндином 330 . Но не только многие сёла славянские, целые племена славян как по дикости, так и по недоверчивости к грекам, неохотно слушали проповедь греков, которая притом большинству их была вовсе и непонятна. Св. Никита, первый епископ Ремешка, посвятил свою жизнь на проповедание веры своим родичам-славянам. И успехи проповеди его были блистательные. О перемене, произведенной Никитою между бесами, тот же современник его блаж. Иероним говорил: «зверские бесы и толпы тулупников (pellitorum), которые некогда приносили в жертву людей, изменили свой скрежет на сладкую песнь Христу» 331 . Блаж. Павлин поёт ещё о св. Никите: «Не любившие склонять шею под рабство, Неукротимые никакою войною, Ныне покорные истинному Владыке, весело Протягивают шею 332 . Ныне более богатый ценою труда Бес радуется: из земли рукою Копал прежде; теперь умом на небе Собирает золото 333 . Какая перемена! И какая счастливая! Непроходимыя и кровавыя дотоле горы Ныне скрывают разбойников, ставших монахами, Питомцами мира. Где был обычай зверей, Ныне там чин ангелов; Скрывается праведник в пещере, Где был разбойник» 334 . Так деятельность св. Никиты, проповедника славянского, обращена была преимущественно на славян балканских. Это и естественно по близости их к месту кафедры его. Павлин восхищался тем, что неукротимые бесы, усмиренные проповедию св. Никиты, стали мирны в отношении к империи; по отзывам же истории, один из питомцев св. Никиты уже сидел на престоле восточной империи; это Лев великий , родом Фрак и точнее бес 335 , а когда имп. Анастасий начал насилиями проповедывать евтихианство в империи, воспитанные в чистой вере св. Никитою жители Фракии, Мисии и Малой Скифии явились (в 514 г.) самыми жаркими защитниками православия и защищали его с оружием в руках 336 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Третья версия, также, видимо, возникшая в V в. в Сирии, сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место — храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо — воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима. Несмотря на наибольшую древность первой версии предания об обретении Честнаго Креста, в средне- и поздневизантийскую эпоху наиболее распространенной стала третья версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Крестовоздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви. Точная дата обретения Честнаго Креста неизвестна; по-видимому, оно имело место в 325 или 326 г. После обретения св. Креста Император Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей Святому городу торжественностью. Около 335 г. была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День Обновления (т. е. освящения) Мартириума, а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения Честнаго Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления. Установление праздника Крестовоздвижения связано, таким образом, с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения. Согласно «Пасхальной хронике» VII в., чин Воздвижения Креста был впервые совершен в ходе торжеств при освящении иерусалимских храмов. Уже в кон. IV в. праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников года, наряду с Пасхой и Богоявлением. По свидетельству паломницы кон. IV в. Эгерии, Обновление праздновалось в продолжение восьми дней; каждый день торжественно совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в том числе и из отдаленных областей — Месопотамии, Египта, Сирии. Эгерия подчеркивает, что Обновление праздновали в тот же день, когда был обретен Крест Господень, а также проводит параллель между событиями освящения иерусалимских церквей и ветхозаветного храма, построеннго Соломоном («Паломничество». Гл. 48–49).

http://patriarchia.ru/db/text/145539.htm...

«Всякое воспитание, по мнению католиков, должно быть религиозным и назначено воспитывать дитя для вечной цели» 332 ; поэтому и «светское образование, чтобы достигнуть своей цели, должно быть нераздельно и, так сказать, перемешиваться с религиозным обучением, так чтобы ученик, по мере развития с годами его умственных способностей, мог быть постепенно, но неуклонно приводим к познанию тех божественных истин, которым церковь научает своих чад, и чтобы его характер, таким образом, внутренне формировался на истинной христианской основе» 333 . Допустив, что «религия есть существенный элемент в воспитании, мы приходим к вопросу, кому принадлежит право преподавать ее? Конечно, не государству, потому что, по нашей теории правительства, государство не знает религии, и ни под каким видом не может иметь претензии на апостольскую власть проповедовать и преподавать евангелие народам. Эта власть гораздо выше всех существующих правительств. Что государство есть или должно быть религиозным в образе и характере своих действий, этого нельзя отрицать; но этот характер оно должно заимствовать из учения церкви ее отдельных членов, и не дает ему права предписывать церкви, чему она должна учить или позволять учиться, потому что власть церкви учить происходит от Бога, а власть государства от человека» 334 . «Воспитание мы считаем функцией церкви, а не государства, и поэтому мы не принимаем и не примем государства в качестве воспитателя» 335 . Между тем по существующей системе, воспитание взято государством, на себя, как его собственная функция, и кроме того государство вторгается уже совершенно в не принадлежащую ему область, предписывая известную систему религиозного обучения, в виде чтения Библии, священных гимнов и религиозных упражнений. Если самая идея воспитывающего государства противоречит воззрениям католиков, то предписанная им в школе религия есть, по их воззрениям, прямое богохульство и нарушение прав их совести. «В декларации независимости ясно обозначены между неотъемлемыми правами человека – его жизнь, свобода и достижение счастья.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/religi...

1861. Август. 43. 329 . Тихон, еп. Воронежский. Примечай, христиане, гнев Божий на грешников некающихся//Странник. 1861. Август. 58. 330 . Тихон, еп. Воронежский. Молитвы из псалмов//Странник. 1861. Август. 61. 331 . [ Тихон Задонский , св.] Прошение Императрице Екатерине II святителя Тихона (Задонского) об увольнении его от управления епархиею//Странник. 1872. 3(июль – сентябрь). 1–2. 203. 332 . Тихон, еп. Воронежский. Одно из неизданных произведений/Прим. Прилежаева Е. М.//ХЧ 1878. 2. 413. 333 . [ Тихон Задонский , св.] Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского . 3 М. 1875. 1–5. 6 М. М. 1994. 1; 2; 3 Разд. паг. 4:1777–1779.IV, 388, портр.; 5: 1769–1782. 345, XI, 77, IV. [Алф. указ.: I-XI]. 334 . Малышевский И. И. Неизданное письмо Тихона Задонского и заметка по поводу этого письма//ТКДА 1893. 9. 2–10. 335 . [ Тихон Задонский , св.] Собственноручное письмо Тихона Задонского //ПС 1897. 2. 217. 336 . [ Тихон Задонский , св.] Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского . ( 6 СПб. 1–5. 1899. [Т. 5 вкл. записки келейников преп. Тихона, Василия Чеботарева и Ивана Ефимова]. 337 . [ Тихон Задонский , св.] Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского , епископа Воронежского. Беспл. прилож. к журн. «Русский Паломник» за 1907 и 1908. СПб. 1 (1907) – 4 (1908). 1:1–3: Записки о святителе Тихоне его келейников Василия Ивановича Чеботарева и Ивана Ефимова. Сокровище духовное, от мира собираемое. 527, портр; 2:4–6: Плоть и дух. Должность священническая. О седми тайнах святых. Прибавление к должности священнической. О тайне святого покаяния. Слова, говоренные к Воронежской пастве. Краткие нравоучительные слова. Христианские наставления [В прим. ред. указан особый успех этого соч., у коего «типографии потеряли счет изданиям " ]. Размышления и благодарения. 440; 3:7–8: Письма 1764–1768 гг. Письма келейные. Письма посланные. 320. 4:9–14: Об истинном христианстве. Последнее слово св. Тихона. 944, портр. 338 . Тихон Задонский , св. Творения. Псково-Печерский монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010