Эта глава в основном содержит определения, данные Учительством Личности Христа. Направленные против ересей, где рассуждения обязательно заканчивались отрицанием того, что Бог действительно спас человека, они (определения) не разворачивают во всей полноте того, что находится в самом центре христианской веры: а именно того, что Христос – Спаситель людей и мира, собирающий их воедино, Который продолжает совершать в Церкви Свою Искупительную тайну. Здесь часто упоминается учение об Искуплении. Однако главные тексты об Искупительных Страстях и заслугах Христа включены в другие главы (см., например, догматические декреты Тридентского собора о первородном грехе [ХВ 275280] и об оправдании [ХВ 555–563]). В этой главе только отрывок из энциклики папы Пия XI [ХВ 379–380] дает краткий обзор учения об Искуплении. Учение Католической Церкви об Иисусе Христе, Сыне Божием, Спасителе: Христосистинный Бог: ХВ 2–3, 8/1, 10, 24–25, 33, 214, 295, 308–312, 326, 386; рожденный от Отца: ХВ 10, 33, 212, 308, 313, 318, 335; и истинный человек: рожденный Марией: ХВ 10, 19, 33, 307, 308–312, 313, 318, 322, 335. Следовательно, во Христе есть две природы: природа Божественная и природа человеческая: ХВ 21–22, 143, 292, 309–312, 313, 315–316, 316/1, 316/3, 335–336, 386; не слитые в одну: ХВ 5, 10, 20, 33, 293, 307, 309–310, 323–324, 336–340; Поэтому в Нем двойное знание, двойная воля, двойное действие: ХВ 312, 341–347, 359–360. Обе природы Христа соединены в едином Лице Слова: ХВ 5, 10, 21, 30, 33, 294, 295–306, 307, 313, 316/2, 319–321, 328–330, 335, 347, 386, 386/1–386/4. Отсюда следует единое поклонение Христу: ХВ 302, 325; и что за вторым Лицом Троицы должны признаваться свойства и действия обеих природ: ХВ 33, 298, 306, 314, 316/5, 326, 333, 335. Для Христа нет Усыновления, даже по Его человечеству: ХВ 33, 291, 299, 361, 362. В силу своего соединения со Словом человеческая природа Христа освящена и безгрешна: ХВ 19, 26, 292, 313, 316/4, 328, 336, 359; и наделена несравненным знанием: ХВ 331, 385.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

Там же о Феодосиевом правиле. 323 См. прим. 319. Житие Феодосия: «оно превышает мои силы; я недостоин того, будучи груб и неразумен, к тому же и не обученный наукам... Я грешный Нестор положил начало... Не описал я грешный Нестор, меньший из всех в монастыре пр. отца нашего Феодосия». 324 Чтение о жизни и погублении св. Бориса и Глеба: «призри на смирение мое и подай же разум сердцу моему, да исповем окаянный аз... О Владыко! Веси грубость и неразумие сердца моего... Послушайте, братия, не зазрите грубости моей. – Се же списал аз грешный о житьи; –се аз Нестор грешный». Востокова опис. муз., стр. 200. 201. 328 1096 г. «придоша (Половцы) в монастырь Печерский, нам сущим по кельям, почивающим по заутрени». Собр. л. 1, 99. «В се же (1106) л. преставися Ян, старец добрый, – от негоже и аз многа словеса слышал, еже и вписал в летописании сем». Собр. л. 1, 120. 329 Собр. л. 1, 8. «Тем же от смерти Святославли до смерти Ярославля лет 86; а от смерти Ярославля до смерти Святополчи лет 60». В. кн. Святополк скончался 19 апреля 1114 г. Собр. 1, 127. 331 Части сочинения напеч. Кубаревым в истор. сборн., кн. IV, стр. 440–446. Востоковым в опис. муз., стр. 200–202. Всё сочинение – Срезневским: св. князья Борис и Глеб, СПб. 1861 г. 332 В повести говорит он, будто Владимир крестился в 982 г., будто Глеб по смерти отца находился в Киеве и бежал от Святополка на север. – Чит. Буткова разбор трёх древних памятников Русской духовной литературы, СПб. 1852 г. 333 В Русском переводе, напеч. в записках акад. наук. Подлинный текст – в чтен. общ. ист. 1858 г. 335 После обороны летописи Буткова (СПб. 1840 г.) лучшее сочинение летописи – Сухомлинова: о древней Русской летописи, СПб. 1856 г. 338 Так говорит повествование о св. кн. Андрее в ркп. Сергиевой лав. Царского 44. Румянцева 371. 339 Ркп. повествование; степ. кн. 2, 230. 231. Русск. времен. 2, 312–314. В ркп. Румянцева 371 служба бл. князю. 341 Родословн. книга изд. кн. П. Долгоруковым, 1, 141–143. СПб. 1854 г. По древней родословной (времен. общ. ист. X, 106. 107. 54. 174. 247. 251): «у другого сына княж Константинова, у князя Феодора Слепого сын Андрей Коробья; а у Андрея сын Феодор и тот во Тверь пришёл». Здесь же сказано, что в. кн. Симеон Гордый выдал за старшего брата Феодора Слепого, за Феодора Красного свою сестру Евдокию; а кн. Константин, родоначальник князей Фоминских, был сын кн. Юрия, только не Святославича, а Константиновича. Таким образом видно, что отец кн. Андрея, кн. Феодор Константинович, скончался никак не позже 1370 г. Читать далее Источник: Жития святых, чтимых Православною Церковию, с сведениями о праздниках Господских и Богородичных, и о явленных чудотворных иконах/Составленные преосвященным Филаретом (Гумилевским) архиепископом Черниговским, с дополнениями из других: С изображениями святых и праздников академика Ф.Г. Солнцева. - С.-Петербург: Изд. книгопродавца И.Л. Тузова, 1900./Октябрь. – 369, IV с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Белоруссии). Не ранее 1357 г. под власть О. перешел Брянск. После смерти московского кн. и вел. кн. Владимирского Иоанна II Иоанновича Красного (1359), ослабившей Московское княжество, О., по-видимому, удалось добиться признания своего верховенства над Смоленском и утверждения власти в Брянске, к-рый признал церковную власть митр. Литовского Романа и стал использоваться как база для литов. походов на черниговские земли. Однако уже в сер. 60-х гг. XIV в. Смоленск выступил против О., так что осенью 1365 г. О. вынужден был осаждать его. К нач. 70-х гг. XIV в. московское влияние распространилось на правителей Верховских княжеств (Новосиль, Оболенск, Таруса), а также Брянского княжества. В 1372 г. вел. кн. Смоленский Святослав (Севастиан) Иоаннович выступал на стороне О. в перемирной грамоте с вел. кн. Владимирским св. Димитрием Иоанновичем , в нач. 1375 г. сын вел. кн. Смоленского участвовал в походе кн. Кейстута и 4 сыновей О. в Ливонию. Однако уже летом и осенью 1375 г. племянник вел. кн. Смоленского кн. Иоанн Васильевич ходил вместе с вел. кн. Владимирским Димитрием Иоанновичем на Тверь, в московско-тверском договоре вел. кн. Святослав Иоаннович был отнесен к союзникам московских князей, а смоленские волости вскоре подверглись нападению войск О. В Брянске (а впоследствии и в Смоленске) была признана церковная власть митрополита Киевского и всея Руси свт. Алексия . Поход вел. кн. Литовского Ольгерда на Москву, поражение моск. сторожевого полка на р. Тростне в 1368 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 601 об.) Поход вел. кн. Литовского Ольгерда на Москву, поражение моск. сторожевого полка на р. Тростне в 1368 г. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 601 об.) В кон. 60-х гг. XIV в. О. вмешался в противостояние Московского и Тверского великого княжеств. После того как блгв. вел. кн. Тверской Михаил Александрович был арестован в Москве в нарушение гарантий безопасности, а на его владения был совершён поход, Михаил Александрович бежал к О., женатому на его сестре, и просил помощи.

http://pravenc.ru/text/2578375.html

Князья Святополк Изяславич и Владимир Мономах изгоняют кн. Олега Святославича из Чернигова. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 132 об.) (ок. 1050 - 1.08.1115), кн. черниговский (1078, 1094-1096), тмутараканский (1083-1094), новгород-северский (1097-1115). Из династии Рюриковичей, 2-й сын черниговского и киевского блгв. кн. Святослава (Николая) Ярославича от 1-го брака с некой Кикилией. Отец черниговского и киевского кн. Всеволода Ольговича (основателя Кирилловского Свято-Троицкого монастыря в Киеве), блгв. кн. Игоря (Георгия) Ольговича , кн. Святослава (Николая) Ольговича . На страницах источников О. С. появляется в 70-х гг. XI в., но его политическая судьба в это время восстанавливается лишь гипотетически. В киевское княжение отца (1073-1076) он в 1073-1075 гг. наместничал скорее всего в Турове, откуда зимой 1075/76 г. вместе с двоюродным братом кн. Владимиром (Василием) Всеволодовичем Мономахом был отправлен отцом в 4-месячный поход на Чехию в качестве союзника польск. кн. Болеслава II. В 1076-1077 гг. был перемещен из Турова в Ростов или во Владимир (Волынский). После 3-го вокняжения в Киеве в июле 1077 г. дяди, кн. Изяслава (Димитрия) Ярославича , О. С. находился на Волыни под покровительством др. дяди - черниговского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича , к-рый по неизвестной причине вывел его с Волыни в марте 1078 г. Не получив от Всеволода Ярославича волости, О. С. бежал в Тмутаракань (греч. Матарха, Матраха), где княжил его младший брат Роман Святославич. Уже в конце лета с помощью половцев и при участии двоюродного брата князя-изгоя Бориса Вячеславича О. С. после кровопролитной битвы на Сожице с войсками кн. Всеволода Ярославича (25 авг.) захватил отцовский Чернигов, где, очевидно, имел немало сторонников, судя по тому, что даже в отсутствие О. С. черниговцы не открыли ворота соединенному войску его дядей - князей Изяслава и Всеволода Ярославичей. В решающем сражении на Нежатиной Ниве 3 окт. погибли киевский кн. Изяслав Ярославич и кн. Борис Вячеславич, а потерпевший поражение О. С. снова скрылся в Тмутаракани. В борьбе со ставшим киевским князем Всеволодом Ярославичем О. С. и Роман Святославич потерпели сокрушительное поражение: в 1079 г. Романа убили перекупленные киевским князем половцы, а О. С. в Тмутаракани захватили местные хазары, передав его в заключение «за море Цесарюграду», что несомненно стало следствием договора между киевским князем и визант. имп. Никифором III Вотаниатом , т. к. в Тмутаракань был направлен посадник Всеволода Ярославича Ратибор. В визант. плену на о-ве Родос О. С. провел 2 года.

http://pravenc.ru/text/2578295.html

Афанасий), 80 (архим. Пахомий был на коронации ц. Феодора Алексеев. в 1676 г.); 1775 г., VIII, 376 (архим. Павел подписался под грам., данною в 1614 г. кн. Дм. Тимоф. Трубецкому); 1789 г., XI, 243 (архим. Иосиф, с 1642 г. патриарх Москов.), 244 (архим. Мисаил, с 1667 г. еписк. Коломен.), 329 (церкви в м-ре); 1791 г., XVII, 134 (архим. Савва, с 1544 г. еписк. Крутицкий), 392 (духовная около 1500 г. кн. Ив. Юрьев. Голицына), 449 (соборное деяние 1681 г. об уничтож. местничества; подписался архим. Гавриил); XIX, 380 (надписи, находящиеся в м-ре); “Продолж. древ. Вивлиоф.”, 1788 г., III, 170 (духовн. 1472 г. кн. Юрия Вас.; а на Симоново к пречистой даю свое село Велино и здеревн.); IV, 97 (духовн. 1486 г. кн. Мих. Андр. Верейского; отказано село Богоявленское), 236 (духовн. 1504 г. кн. Ив. Бор. Волоцкого; на Симоново 10 руб.); 1789 г., V, 11, 13 (межев. грам. 1504 г.; упоминаются дер. Окишева Ваталинского села и сельцо Андомское), 100 (поручн. запись 1506 г. кн. Конст. Ив. Острожского; архим. Варлаам), 106 (духовн. около 1509 г. Дм. Ив. Углицкого), 135 (поручн. запись 1522 г. кн. Вас. Вас. Шуйского; архим. Герасим), 151 (духовн. 1513 г. кн. Фед. Борис. Волоцкого; к Пречистой на Симоново 10 руб.), 203 (поручн. запись 1531 г. кн. Фед. Мих. Мстиславского; архим. Филофей); 1790 г., VI, 13 (поручи. запись 1547 г. кн. Ив. Ив. Пронского; архим. Трифон), 46 (поручн. запись 1561 г. кн. Вас. Мих. Глинского; архим. Филофей), 89 (поручн. зап. 1562 г. кн. Ив. Дм. Бельского, архим. Филофей), 158 (поручн. зап. 1565 г. бояр. Ив. Петр. Яковлева; архим. Феоктист), 260 (поруч. зап. 1566 г. кн. Мих. Ив. Воротынского; архим. Феоктист); 1791 г., VII, 3 (архим. Феоктист в 1566 г. подписал приговорн. грам. о походе войною на Польшу), 67 (поручн. запись 1571 Ив. Фед. Мстиславского; архим. Иов), 144 (приговорн. грам. 1580 г. о монаст. вотчинах; архим. Гермоген), 160 (о том же грам. 1584 г.; архим. Иосиф); “Переписн. книги Москвы”, I, 5 (в 1626 г. м-рь имел подворье в Кремле); “Русск. истор. Библиот.”, I, 203, 232 (памятн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

493 Собр. л. 2, 205, 206, 220. Вероятно тогда, как Олег возвращался к отцу, набожный князь Владимир Василькович «до Чернигова посла в епископью Еуангелие опракос, золотом писано, а оковано серебром с жемчугом и среди его Спас с финифтом» (Собр. л. 2, 223). 494 Сказание о начале Свенского монастыря//Древняя российская вивлиофика/Изд. Н. И. Новиков: В 20 ч. М., 1788–1791. Ч. XIX (далее – Древняя российская вивлиофика. -Ред.); Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. VI. 495 Показание некоторых (см.: Долгоруков П.В. Российская родословная книга. Т. 1; Карамзин Н. М. История государства Российского: В 12 т. СПб., 1803–1826. Т. IV, прим. 270, 271), будто кн. Роман убит в орде в 1275 г., не стоит никакого доверия, т. к. по летописи он в 1285 г. нападал на Смоленск (Собр. л. 7, 109; Никон. л. 3, 85). В лучшей родословной (Временник общества истории и древностей. Кн. 10) просто сказано: «а другой сын его (св. кн. Михаила Роман) после отца своего на княжении, на Чернигове и на Брянске, – а убил его царь в орде». 497 Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. IV, прим. 119, 252; Никон. л. 3, 106. Кн. Роман Брянский, упоминаемый в 1319 г., приводивший собою в недоумение Карамзина (Т. IV, прим. 270), без сомнения не сын св. кн. Михаила, а сын внука его кн. Михаила Романовича. В синодике отличают сына св. Михаила названием «Романа старого», а о другом кн. Романе Михайловиче говорят так: «вел. кн. Романа Михайловича Черниговского, убиенного от кн. Юрия Смоленского». Да и в летописи кн. Роман 1319 г. называется зятем кн. Льва, а кн. Роман старший сам был тестем кн. Владимиру, брату Льва. 498 Собр. л. 2, 215. Князь Владимир еще в 1286 г. отдал супруге своей г. Кобрин с несколькими селами и ее же попечению поручил созданный им Апостольский монастырь, приписав к последнему с. Березовичи (Собрание государственных грамот и договоров. Ч. 2. 4). 499 Ратшин А. Полное собрание сведений о монастырях; Амвросий (Орнатский) , архим. История Российской иерархии. Ч. III. В 1662 г. «за Петровским (Брянским) монастырем 95 дворов» (Записки Императорского русского Археологического общества. 1861).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Т. Е. Самойлова Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ВСЕВОЛОД (ГАВРИИЛ) МСТИСЛАВИЧ (Гавриил) Мстиславич (ок. 1095/1100-10/11.02.1138), блгв. кн. (пам. 11 февр., 27 нояб., 22 апр. и в Соборе Псковских святых) ДИМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (нач. 50-х гг. XIII в.- 1294), св. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), кн. переяславский (1263-1294) и новгородский (1259-1293, с перерывами), вел. кн. Владимирский (1276-1294, с перерывами) МАРИЯ ШВАРНОВНА (в иночестве Марфа; † 1206), блгв. кнг. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), 1-я жена Владимирского вел. кн. Всеволода (Димитрия) Юрьевича Большое Гнездо МИХАИЛ (МИХАЛКО) ЮРЬЕВИЧ (сер. XII в.- 1176), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), вел. кн. Киевский (1171), Владимиро-Суздальский (1175-1176) АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) ВАСИЛИЙ ВСЕВОЛОДОВИЧ (кон. 20-х гг. XIII в.- кон. янв. 1250), св. блгв. кн. Ярославский (пам. 8 июня, 3 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ Мономах (1053/54 - 19.05.1125), блгв. кн. (пам. в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/text/115338.html

Летописи свидетельствуют о К. как о миротворце, к-рый содействовал прекращению княжеских междоусобиц. В 1227 г. киевский кн. Владимир Рюрикович «прислал» митрополита содействовать заключению мира между владимирским кн. Юрием Всеволодовичем и черниговским кн. мч. Михаилом Всеволодовичем , с одной стороны, и курским кн. Олегом - с другой. После заключения мира митрополит с кн. Юрием Всеволодовичем направился во Владимир-на-Клязьме (там состоялась хиротония еп. Митрофана). Под 1229 г. в Ипатиевской летописи говорится о малоуспешной миссии первосвятителя по примирению киевского кн. Владимира Рюриковича, черниговского кн. Михаила Всеволодовича и др. князей с галицким кн. Даниилом Романовичем : «Бе Курил, митрополит преблаженый и святый, приехал мира сотворити и не може» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 753). В 1230 г. К. во главе посольства от киевского кн. Владимира Рюриковича и черниговского кн. Михаила Всеволодовича (в к-рое входил также Черниговский еп. Порфирий II ) прибыл в Сев.-Вост. Русь, «прося мира Михаилу с Ярославом (Всеволодовичем, кн. новгородским.- А. М.)»; миссия первосвятителя увенчалась успехом: «...послуша убо Ярослав брата своего стареишаго Гюрья (Юрия Всеволодовича, владимирского кн.- А. М.), и отца своего митрополита, и епископа Порфурья, и взя мир с Михаилом» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 455-456). 3 мая 1230 г. Киев пережил землетрясение, затронувшее многие города Юж. Руси. Это случилось во время пребывания К., киевского кн. Владимира Рюриковича, бояр и мн. горожан в Киево-Печерском монастыре на богослужении в день памяти прп. Феодосия Печерского. Землетрясение повредило ряд строений обители. Вероятно, о К., а не о митр. Кирилле II (ок. 1247-1280), как обычно считается, идет речь в сохранившейся на стене киевского Софийского собора надписи-граффито: «Месяца ноября в 27 день скончался раб Божий митрополит Кюрило» ( Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI-XIV вв. К., 1966. Вып. 1. С. 95. 50). Летописи относят кончину Кирилла II к дек., в то время как точная дата смерти К. в них не приведена.

http://pravenc.ru/text/1840357.html

В 1227 г. М. В. согласился на брак своей дочери Марии с Ростовским кн. мч. Василько Константиновичем. Т. о. еще более укрепились династические связи М. В. с правителями Сев.-Вост. Руси. В 1228 г. М. В. принял участие в походе на Владимир-Волынский в коалиции русских князей под командованием Киевского вел. кн. Владимира Рюриковича и половецкого хана Котяна Сутоевича. Вмешавшись в новый конфликт кн. Ярослава Всеволодовича с новгородцами, М. В. принял сторону последнего и весной-осенью 1229 г. вновь сел на престол в Чернигове, оставив в Новгороде своим наместником старшего сына Ростислава. Во время краткого пребывания в Новгороде М. В. предложил избрать нового архиепископа. Вместо ушедшего на покой из-за болезни Антония на Новгородскую кафедру был избран по жребию Спиридон , диак. новгородского Юрьева во имя великомученика Георгия монастыря . Жребий тянул кн. Ростислав. М. В. подтвердил грамоты кн. Ярослава новгородцам. В отсутствие отца малолетнему кн. Ростиславу не удалось справиться с голодом и эпидемиями в Новгородской земле, с ее острым внутриполитическим конфликтом. 8 дек. 1230 г. кн. Ростислав Михайлович и часть новгородских бояр - сторонников М. В. были вынуждены покинуть Новгородскую землю. Т. о. М. В. лишился новгородского стола, на к-рый вновь вернулся кн. Ярослав Всеволодович. В 1230 г. Владимирскому кн. Георгию Всеволодовичу, Киевскому вел. кн. Владимиру Рюриковичу и митр. Кириллу I (II) ценой больших усилий удалось примирить М. В. и Ярослава Всеволодовича. Однако это перемирие было недолгим. В 1231 г. М. В. из Чернигова приезжал в Киев, где участвовал во встрече южнорус. князей во главе с кн. Владимиром Рюриковичем. Тогда же М. В. присутствовал на хиротонии Кирилла во епископа Ростовского, которую возглавил митр. Кирилл I (II). В 1231-1232 гг. М. В. окончательно разорвал военно-политический союз с Владимирским и Киевским вел. князьями. В ответ в 1232 г. владения М. В. подверглись разорению. Кн. Георгий Всеволодович сам не решился предпринять поход против своего шурина, но не препятствовал тому, чтобы против М. В. выступили его брат кн. Ярослав Всеволодович, Константиновичи и новгородцы, которые, проникнув в бассейн В. Оки, сожгли Серенск и разорили окрестности Мосальска.

http://pravenc.ru/text/2563732.html

1757 На его место был посажен епископом Ромульф, сын герцога Лупа...– О герцоге Лупе см. кн. IV, гл. 46; кн. VI, гл. 4; кн. IX, гл. 11, 12, 14 и прим. 156 к кн. IV. 1759 ...а Хродехильде повелели находиться в вилле, некогда принадлежавшей упомянутому ранее Ваддону...– См. кн. VII, гл. 27; кн. IX, гл. 35. 1760 ...они хитростью заманили... другого человека, наделенного властью трибуна...– Видимо, этот человек был трибуном. См. прим- 74 к кн. VII. 1762 ...граф отправился ко двору, чтобы... внести в государственную казну надлежащую [сумму] налога... – Графы (comites), на которых лежала обязанность погашения налогов, должны были приносить ежегодно в королевскую казну сумму, которую казна ожидала от их управления. См. прим. 154 к кн. V. 1763 ...они открыли, где спрятаны сокровища их отца, похищенные им из имущества... Гундовальда – Ваддон участвовал в предприятии Гундовальда. См. кн. VII, гл. 28, 34, 38, 39. 1766 ...потому что Викторий в своем пасхальном календаре написал...– О нем см. кн. 1, 2-е предисл. и прим. 10 к кн. I. 1767 ...Латиняне же справляют Пасху на двадцать второй день после новолуния.– Т. е. когда весеннее полнолуние (четырнадцатый день после новолуния) падает на субботу; греческая церковь справляет праздник пасхн на следующий день; западная церковь – на одну неделю позже. 1769 И в самом деле, источники в Испании... наполнились водой в тот день, в который мы справляли Пасху. – См. кн. V, гл. 17 и прим. 95 к кн. V. 1778 ...и тотчас рухнули все здания...– Видимо, здесь имеется в виду одно из землетрясений, постигших Антиохию в 581 и 588 г. 1781 ...и был он спасен от опасности смерти, как упомянутый Лот некогда [был спасен] в Содоме. – По библейскому сказанию, города Содом и Гоморра в Древней Палестине за грехи их жителей были разрушены огненным дождем и землетрясением. Все жители погибли за исключением Лота и его семьи, выведенных из города Ангелами. 1785 ...называя себя великим и не боясь объявить себя даже Христом. – Слово «великий» заимствовано из Деяний апостолов (8, 9). Как справедливо отметил А. Я. Гуревич, лжехристы и лжесвятые заявляли о своем существовании во Франкском королевстве именно в обстановке общественного брожения, когда создавались благоприятные условия для распространения «учения» о конце света. Период Меровингов, по Григорию, заполнен всяческими бедствиями. Тут и частые неурожаи, массовая смертность, опустошительные набеги врагов, грабежи, пожары, гражданские распри, жестокость правителей, притеснявших простой люд, и т. д. Почва для брожения была действительно благоприятной. В то время как Церковь учила, что второе пришествие будет только по окончании земной истории, самозванцы-лжехристы выражали протест народа, его нетерпение, страхи и чаяния. (См.; Гуревич А. Я. Из истории народной культуры и ереси: «Лжепророки» и церковь во Франкском государстве/Средние века. 1975. Вып. 38. С. 170–184).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010