«На христианском Западе церковь стремилась некогда воплотиться в государственных формах, а на христианском Востоке, напротив, государственная власть сосредоточивала в своих руках не только светское, но весьма часто и высшее церковное управление. В идеале свободной теократии оба стремления совмещаются в новом нравственном смысле. Здесь церковь воплощается в государство лишь постольку, поскольку само государство одухотворяется христианскими началами; церковь нисходит до мирской действительности по тем же ступеням, по которым государство восходит до церковного идеала. Государство идеализуется и одухотворяется чрез служение высшим религиозным интересам и притом чрез свободное служение». (Владимир Соловьев. «Духовные основы жизни», стр. 164–165, ср. «Оправдание Добра», стр. 633, 634). Отсюда понятной становится ошибочность и того взгляда некоторых, будто христианское государство связано с принудительным исповеданием веры или отрицанием свободы совести. Даже в «христианских» государствах византийской и латинской систем необязательно принудительное исповедание, так, не говоря уже о протестантских государствах, пользующихся полной свободой совести, в Византии первый христианский император Константин Великий был далек от мысли о каком-либо насильственном подавлении язычества и репрессивных против него мерах, допустив свободное и открытое отправление языческого культа (Фаррар «Первые дни Христианства», стр. 768, 772). 251 См. Т. de Wyzewa. Une victime du darwinisme. Rêvue de deux Mondes, 1990, 15 Dec., pp. 928–929. 252 Влад. Вагнер «Биологические воззрения и вопросы жизни» («Русская Мысль», 1900, июль, стр. 12). 253 «Полное собрание соч-ий», I, 331 («На воде»). Изд. Иогансона, Киев, 1900. Заслуживает внимания по данному вопросу сочинение М.А. Энгельгардта, «Прогресс, как эволюция жестокости». СПб. 1899. Конечно, сочинение это сильно раздражило слепых поклонников прогресса и в соответствующей печати было осыпано бранью... О нравственном регрессе европейских народов говорит также недавно вышедшее сочинение барона Μ.А.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отчего же в нашем обществе и в безыдейной литературе нашей не было заметно сочувствия ни к Nuю IX 159 , ни к кардиналу Ледоховскому 160 , ни к западному монашеству вообще, теперь везде столь гонимому? Вот бы в каком случае могли совместиться и христианское чувство, и художественное, и либеральное. Ибо, с другой стороны, католики – это единственные представители христианства на Западе (и об этом прекрасно писал тот самый Тютчев, который хвалил долготерпение русского народа 161 ); с другой – истинная гуманность, живая, непосредственная, не может относиться только к работнику и раненому солдату.  Человек высокого звания, оскорбляемый и гонимый толпою, полководец побежденный, подобно Бенедеку или Осман-паше 162 , может пробудить очень живое и глубокое чувство почтительного сострадания в сердцах неиспорченных односторонними демократическими «сантиментами». А поэзии, конечно, в папе и Ледоховском больше, чем в дерзком и в дюжинном западном работнике. Я думаю, если бы Пушкин прожил дольше, то был бы за папу и Ледоховского, даже за Дон Карлоса... 163  Революционная современность претворяет в себя постепенно всю ту старую и поэтическую разнообразную Европу, которую наш поэт так любил, конечно не нравственно-доброжелательным чувством, а прежде всего художественным, каким-то пантеистическим... Я вспоминаю одну отвратительную картинку в какой-то иллюстрации, кажется в «Gartenlaube» 164 : сельский мирный ландшафт, кусты, вдали роща, у рощи скромная церковь (католическая). На первом плане политипажа крестный ход; старушки набожные, крестьяне без шляп; в позах и на лицах именно то «смирение», которое и в нашем простолюдине в подобных случаях нас трогает. Впереди – сельское духовенство с хоругвями. Но эти добрые, эти «смиренные перед Христом» люди не могут дойти до Его храма. Поезд железной дороги остановился зачем-то на рельсах, и шлагбаум закрыт. Им нужно долго ждать или обходить далеко. Прямо в лицо священникам, опершись на перила вагона, равнодушно глядит какой-то бородатый блузник.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

В 5 ст. Господь грозит ефесянам Своим карающим посещением, если они не позаботятся о своем совершенстве в любви. Не с милостью ( Ин. 14:23 ) и всепрощением, а с гневом и казнью ( Еф. 5:6 ) обещает Господь придти к ефесянам. Приду и сдвину светильник твой с места, если не покаешься. Много горя и бед заключается для ефесян в этой угрозе Бож. откровения. Господь не грозит совершенным уничтожением церкви 161 , не грозит внешними бедствиями, но грозит лишением Своей Бож. спасительной благодати 162 . Светильник, о котором здесь идет речь, есть церковь с ее архипастырями и благодатными дарами, с ее проповедью. Все это Господь грозит отнять у ефесян, перенести на другое место. Ефесяне не вняли голосу Бож. предостережения и впоследствии оказались совершенно недостойными своих первоучителей – апп. Павла и Иоанна. И тогда пришел на них гнев Божий. Ефес в настоящее время представляет собою грустную картину совершенного разрушения. Лишь несколько мраморных колонн указывают на прежнюю набережную, которые возвышалась в то время, когда Ефес был обширным городом. Теперь на месте древнего великолепного Ефеса из-за кучи развалин возвышается небольшая деревня Айа-Солук; здесь тянутся арки водопровода и стоит мечеть, сделанная из прежней церкви Иоанна Богослова. Так сдвинут со своего места этот светильник первобытного христианства 163 . Но Господь Бог никогда не оставляет верующих без утешения и ободрения 164 . И здесь, в нашем месте Апокалипсиса, вслед за упреком 5 ст. Господь, утешая и ободряя ефесян, высказывает им похвалу за их нерасположенность к ереси николаитов. По достоверному преданию церкви 165 , еретики николаиты происходили от антиохийского прозелита Николая, бывшего одним из семи диаконов Иерусалимской церкви ( Деян. 6:5 ), который, отпав от истинной веры, сделался основателем секты, носившей его имя. В Ефесе они были ненавидимы и изгнаны (ср. 2:14–15), так как представляли в своем учении распущенности совершенную противоположность благоразумной сдержанности ефесских христиан, вообще не терпевших развратных 166 . Эти еретики, насколько мы знакомимся с ними у Иринея, Августина, Тертуллиана и др., смотрели на все материальное, а в том числе и на свое тело, как на зло, как на препятствие спасению. По их мнению, нужно вести постоянную борьбу с своим телом, всячески ослабляя и сокращая его жизнь. Как средство измождения своей плоти они избрали распутство и все другие страсти, которыми и старались истощать себя. Конечно, такое противоестественное учение достойно было всякого самого строгого осуждения, и поэтому Господь и говорит в Апокалипсисе, что дела николаитов (не сами николаиты, а только дела их) достойны ненависти и презрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Orlov/...

Предсмертные слова Елеазара исполнены исповедания Единого Бога, готовности умереть за Него: «Антиох и все стоящие здесь! У нас один царь — Бог, от Которого мы получили бытие и к Которому возвратимся. Одна у нас безопасность — в соблюдении заповедей. Одно богатство — те блага, на которые надеемся; и ничто для нас не страшно, кроме того, чтобы бояться чего-либо больше Бога. Наша родина — вышний Иерусалим, которого никакой Антиох не возьмет в осаду и не сможет взять. Наш храм — великолепнейшее небо, а праздник наш — ликование ангелов. У нас одно великое и величайшее таинство — Бог, на Которого указывают и все здешние таинства». Св. Григорий явно соотносит ситуацию в Иудее времен Антиоха Епифана эпохой Византийской империи времен Юлиана Отступника: нечестивый царь, который принуждающий людей отречься от веры в Истинного Бога и принять язычество. «И там и здесь — граждане, лояльные своему царю во всем, кроме того, что касается веры: когда есть выбор между царем земным и Царем небесным, они предпочитают последнего. В Слове 15-м много тем, которые прозвучат в Словах 4-м и 5-м — обличительных на царя Юлиана». Живописав мученический подвиг Маккавеев, Григорий подводит нас к своей главной идее: «Мученичество не просто пример героизма отдельного человека или группы лиц — оно может быть вдохновляющим, очистительным и спасительным для целого народа. Иными словами, мученичество и исповедничество сопоставимо с искупительным подвигом Христа». Именно на подвиге исповедников веры строится и стоит Церковь, именно кровью мучеников она сохраняется и возрастает. Очевидно, что уже в те времена духовная судьба целого народа зависела от твердости духа каждого человека в отдельности и всего народа в целом. Можно говорить о том, что благодаря таким людям, как Елеазар, его жена и сыновья, вера была сохранена. Так же и во времена Юлиана будущее христианства зависело от того, насколько твердым окажется народ и каждый христианин в исповедании веры во Христа. А в эпоху императора Валента (164-178) от твердости защитников веры зависела судьба Церкви — выстоит ли она под натиском арианства или, покорившись, встанет на сторону еретиков.

http://pravmir.ru/medovyj-spas-i-uspensk...

Впрочем, о таком значении православной веры для русских людей свидетельствует иноческая жизнь, которая возникла у нас почти одновременно с крещением Руси. Киезо-Печерская лавра, основанная около 1054 г., показывает, как воспринята была вера нашими предками в лице истинных Печерских иноков. Их вера проявлялась не только в подвигах святой жизни, но и в дивных знамениях и чудесах, которыми так отличались великие подвижники первых веков христианства. Конечно, не одна Киево-Печерская обитель свидетельствует о жизненном значении православной веры в России. Святостию вера блистала и в других обителях, появившихся на Святой Руси. Мы имеем в виду Сергиев, Волоколамский, Кириллов, Чудов, Соловецкий, Суздальский-Евфимиевский и многие другие русские монастыри. Как показывает Киево-Печерский Патерик, Киевская лавра была на первое время рассадником кандидатов для замещения епископских кафедр на всю Россию. «Как от Христа Бога нашего во всю вселенную посланы были Апостолы, так из Печерского монастыря Пречистой Богоматери многие епископы поставлены были и, как светила светлые, осветили всю Русскую землю святым крещением. Первый из них – великий святитель Леонтий епископ Ростовский, которого Бог прославил нетлением». 162 По свидетельству Киево-Печерского Патерика, таких великих светильников-архиереев вышло из Киево-Печерской лавры до 50-ти человек. И словом, и своею жизнью они призывали русских людей к святой христианской жизни. И этот призыв к святости, конечно, не мог быть бесплодным. Их святую проповедь продолжали монастыри, которые имели огромное влияние на русский народ, как его благодатные просветительные центры. В этих монастырях библиотеки были наполнены книгами библейскими, богослужебными и отеческими, и в особенности последними. Здесь, по руководству великих святых иноков Антония, Феодосия, Сергия, Кирилла, Иосифа и других, читались поучения братии и народу. Отсюда рассылались учительные послания в города, к вельможам, народу и вообще к православным русским людям. 163 Наша древняя проповедническая литература, русская летопись, письма патриарха Никона и других святителей подтверждают, что наши предки, миряне, руководствовались в жизни наставлениями иноков. Они «усвоили себе всю монастырскую обрядность и по ней устроили свои действия. Сильная природа их и могучий характер выносили монашеские подвиги твердо, до последнего часа жизни. Не обо всех подвижниках благочестия свидетельствует древняя история... Но общая среда... убеждает в том, что их было неисчетное множество во всех сословиях». 164

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Вскоре после приезда Муна в США им заинтересовалась группа конгрессменов правой ориентации. Он был приглашен выступить с речью на неофициальном приеме в Палате представителей Конгресса США. Во время «Уотергейта» Мун организовал в прессе кампанию в поддержку осажденного со всех сторон президента, вложив в этот проект 72000 долларов. Его позиция, как гласила одна газетная заметка, состояла в том, что «в этот исторический момент Бог избрал Ричарда Никсона в качестве президента Соединенных Штатов». Когда Уотергейтский кризис разгорелся еще сильнее, он вывел 1500 своих последователей на демонстрацию на Лафайетт-Сквер, напротив Белого Дома... На следующий день Мун был приглашен на встречу с президентом. 1 февраля 1974 года Мун был принят президентом США Ричардом Никсоном. Эта дата записана золотыми буквами в историю ЦО. «Преподобный» беседует и молится вместе с Ричардом Никсоном. Фотографии увековечили эту историческую встречу, ЦО демонстрировала ее во всем мире. Оба лидера нуждались в этой встрече. Для Муна это была хорошая реклама, а Никсон рассчитывал на поддержку ЦО, чтобы избежать импичмента в связи с «Уотергейтским делом», а главное – он рассчитывал на союз с мунистами в решении глобальной задачи Запада – борьбы против коммунизма. «Я знаю, – писал Ричард Никсон Муну, – что мы можем рассчитывать на Вас и на Ваше воинство...» 163 В политической деятельности « Церковь Объединения» задействовала и другие резервы, создав квазиавтономную группу под названием Freedom Leadership Foundation для развития отношений с общественностью и поддержки консервативных политических проектов. Вот как повествуют мунисты о первых годах деятельности в США «отца-основателя»: «Повинуясь зову Господа, он полагал, что приехал в Америку как „врач» или „пожарник», который приходит в дом извне, чтобы исцелить больного или погасить пожар. Он пришел возродить истинный дух христианства, дух любви, всепрощения и единения. За четыре года Преподобный Мун выступил по крайней мере один раз в каждом из 50 штатов. Самые яркие его выступления состоялись в Нью-Йорке: в концертном зале „Карнеги Холл» (1973 г.), во Дворце спорта „Мэдисон Сквер Гарден» (1974 г.) и на стадионе „Янки» (1976 г.). Кульминацией этой кампании стало грандиознейшее религиозное собрание, состоявшееся в столице США у памятника Вашингтону (1976 г.). Это собрание посетили более 300 000 человек» 164 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

32. Фаддей (Успенский), сщмч. Радуйтесь! М. 1998, с.164. 33. Владимир Киевский, сщмч., Где истинное счастье: в вере или неверии? М. 1998. 34. Серафим (Роуз) , иером . Православное понимание книги Бытия. М. 1998, с. 87. 35. Иларион (Троицкий), сщмч. Христианства нет без Церкви. М.-СПб. 1999, с. 269, 274. 36. Феофан Затворник, свт. Созерцание и размышление. М.: Правило веры. 1998, с. 146. 37. Моррис Генри. Сотворение и современный христианин. М. 1993, с. 102. 38. Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера.Сочинения. Т.9. Москва: Изд-во АН СССР. 1959, с. 166-242. 39. Православное осмысление мipa и современная наука. Сборник докладов. Выпуск 5. М.: Издательство «Шестодневъ». 2009, c. 11-12. 40. Вернадский В.И. Пространство и время в неживой и живой природе.//Философские мысли натуралиста, М.: Наука. 1988, с. 172, 171. 41. Кураев Андрей, диак. Может ли православный быть эволюционистом? Клин.: «Христианская жизнь», 2006, с. 28-29. 42. Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные. М.: Синодальная библиотека, 1991, с. 171. 43. Феофан Затворник, свт. Собрание писем. Вып 3 М.: Издание Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. 1898, с. 108. 44. Серафим Саровский, преп. Поучения. М. 1997, с. 233. 45. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. СПб.: Аксиона. 1995, с. 92-93. 46. Деяния Вселенских Соборов. Т.3. СПб. 1993, с. 538, 516. Рейтинг: 8.7 Голосов: 32 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Анна 31 марта 2013, 22:40 А.В.Гоманьков «Как описать историю мipa?Teopuя эволюции, креационизм и христианское вероучение»=А. Кураев " Может ли православный быть эволюционистом " . Александр 1 февраля 2012, 15:58 Всегда есть соблазн перенести эмпирику в область непостижимого, конечно, для это нужно иметь творческое начало. Ведь комбинация объятий видимого с невидимым и познанного с непознанным сама по себе не научна, хотя захватывающая. Если в основе всего лежит простота, то теория эволюции это попытка представить Бесконечность как что-то имеющее размер.

http://pravoslavie.ru/43713.html

159 Ср.: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» ( Рим. 1:19–20 ). Составитель Палеи следует этой новозаветной традиции, согласно которой в творениях Божиих можно видеть проявление божественной мудрости, всемогущества и благости, следовательно, познание видимой природы есть до некоторой степени и богопознание. 161 Родина человека, или по крайней мере, его души, мыслится на небесах. Здесь в христианстве несколько стушёвывается образ земного рая с конкретной географической привязкой ( Быт. 2:8–14 ). Рай, в котором пребывал Адам, уступает место небесному граду, «горнему Иерусалиму» ( Откр. 21:10–23 ). Слова христианского Составителя Палеи в этом отношении созвучны платонизму, где для неба отводится роль прародины и истинного центра тяготения всей разумной жизни (Платон. Тимей. 42, b-e). 162 Ср.: 1 Пет. 1или с молитвой пятого иерея в последовании елеосвящения: и внити во завсы, во ста стыхъ, идже приникнти агглы желаютъ, и слышати гласъ гда бга (Тр. 2. С. 338 ). 163 Имеются в виду испарения – одна из стадий круговорота вод. Восходящая к Аристотелю, естественнонаучная трактовка процесса несколько раз воспроизводится в Палее (см.: коммент. 60). 164 Выделенный в некоторых списках Палеи в качестве самостоятельного фрагмента рассказ о Сатанииле на самом деле является частью внепалейного повествования, ядром которого является апокрифическая ангелология. Ещё И. Я. Порфирьев выделил из состава Палеи «Сказание о сотворении и падении ангелов», расчленённые блоки которого были рассредоточены Составителем в «сотканной» из разных текстов «ткани» компиляции (см.: Порфирьев–1890. С. 21–31, 83–85). Это повествование восходит к текстам Епифания Кипрского, у которого концепцию ангелологии заимствовал Козьма Индикоплов. Сам же Епифаний скорее всего развивает идеи внеканонического «Малого Бытия» (см.: Порфирьев–1890. С. 22–23, 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Игнатия, и заключается освящение для людей. Оно составляет существеннейшую цель, для которой люди соединяются воедино в церкви, и оно настолько здесь достигается ими, насколько они глубже и внутреннее соединяются с церковью. „Христос прославил вас для того,– пишет св. Игпатий ефесянам, –чтобы вы в единодушном повиновении были утверждены в одном духе и в одних мыслях, и все вы говорили одно, чтобы повинуясь епископу и пресвитерству, вы были освящены во всем» 156 . Вне же церковного единения этого быть не может. Кто внутри алтаря, тот чист 157 , а кто вне его, тот не чист. „Кто не внутри жертвенника, тот лишает себя хлеба Божия» 158 . Понятно, чего лишают себя те, которые отделяются от церкви, вошедши в нее, или те, которые вовсе не входят в нее. Но если некоторые из членов, вошедших в церковь , отделяются от нее, если многие не входят, в ее состав, то в этом не виновна сама церковь , и это не стоит в противоречии с ее всеобъемлющею любовью, для всех и всегда одинаково открытою, но в то же время ожидающею и от других искренней любви и свободной покорности. Отделяются от церкви еретики. Но это люди, отпавшие от веры в родившегося, пострадавшего и воскресшего Христа –общей надежды христиан 159 , и утратившие любовь, составляющую духа, и жизнь христианского общества 160 . „Посмотрите, – пишет св. Игнатий, – на тех, которые иначе учат о пришедшей к нам благодати Иисуса Христа, как они противны воле Божией. У них нет попечения о любви и о вдовице, ни о сироте, ни о притесняемом, ни об узнике или освобожденном от уз, ни об алчущем или жаждущем» 161 . Порвавши внутренние нити, соединявшие их с обществом верующих, они разрывают и внешнюю связь с ним. Они удаляются от, евхаристии и молитвы 162 , не ходят в общие собрания, и таким образом сами осуждают себя на отчуждение от церкви 163 , как перебежчики на противную ей сторону 164 . Мало того, что они самих себя отчуждают от истинной жизни во Христе, они хотят убить эту жизнь и в других посредством своего пагубного учения. Их учение – „яд, к нему еретики примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие, но они подают смертоносную отраву в подслащенном вине.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Инструкция учителям, како им в должности звания своего поступать. I, 242. Искушение. I, 171, 215, 225; II, 53 (§ XCIX), 94 (§ CXXXV); III, 16 (§ 284), 101, 103 (§ 4–5), 91–94 (пис. 79–81), 152 (§ 49). Исповедание и благодарение Христу, Сыну Божию. V, 227. О Испытании себе самаго. V, 178 (сл. 1), 272 (пис. 9), 269 (пис. 8); IV, 169 92) О Истинной печали, или жалении. III, 311 (гл. 14), 240 (§ 403) II, 60 (§ CVIII); V, 12 (пис. 13); 15 (пис. 15). Истинному христианину все дела свои во славу Божию творити должно. III, 331; II, 37 (§ LXV). См. еще Хищник. О Истинном Христианстве. Т. II-III. О Истине Св. Писания. V, 246 (пис. 2-е). О Истине Евангельскаго учения. V, 232. Исшедший из тьмы, из темницы, из плена (обратившийся от беззаконнаго жития к Богу). IV, 110. К Какие знаки живой веры в человеке? V, 260 (пис. 5). См. еще о Вере. Какия добрыя и как худыя мысли у души. V, 112–115. Какия душевныя болезни. V, 111. Како может человек свое сердце исправить. V, 102. Како Бог призывает грешника на покаяние. II, 197. Како христианин может себе утешать в приключающихся скорбех. III, 269, гл. II-я: а) в духовном искушении, которое бывает чрез помыслы, к отчаянию склоняющие: 276, § 421 (см. еще: к Отчаявающемуся в своем спасении, Евангелие, о Надежде и утешении хотящим каятися, о Любви Божией к человеку, Искушение, и под.); б) в искушении, которое бывает чрез злые и хульные помыслы: 284, § 422; в) потерпевший от клеветы: 286, § 423 (см. еще: т. I, 237, пис. 14-е, – 131, 224; II, 39, § LXVIII,–43, § LXXIX,–169 § 94); г) изгнанный из отечества и дома своего: 290, § 424; д) беззаступный, обиждаемый от сильнаго: II, 189 (§ 127); е) страждущий в болезни: 292 (§ 425); ж) утешение противу нищеты: 293, § 426 (см. еще т. II, 330, § 263). з) противу страха смертнаго: т. II, 221 (§ 163); и) сетующий по умершем: II, 223 (§ 164); и во всякой скорби и тесноте: III, 269–276 (§ 420), стр. 104 (§ 6–7), 374 (§ 488); II, 53 (§ XCIX), 283 (§ 220); IV, 186 100), 333; V, 68 (пис. 49), 325 (пис. 28), 333 (пис. 36); I, 211). См. еще: Счастие, о Терпении, Не бойся: Я с тобою, о Прибежище христианском, о Присутствии Божием с христианами с христианами в скорбех их, Отеческое Божие наказание, о Надежде, и под.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010