В этом же состоит и истинная христианская добродетель, истинная свобода и мир, – in victoria carnis et affectuum, в победе над плотью и плотскими страстями. 154 Путь к этому совершенству, как видно из самого определения его, постоянная борьба человека с самим собою, борьба нового, внутреннего человека с ветхим, внешним о которой мы уже упоминали выше. Полное совершенство в этой жизни для человека недостижимо, здесь полагается только начало. 155 Арндт горячо восстает как против тех, которые считают себя совершенными, неспособными уже грешить, так, и против тех, которые отрицают всякое совершенство христианина. Первым он старается установить положение, что христиане становятся совершенными только по вменению им святости Христовой по вере, а в жизни их остается много недостатков. Обновление возрожденного происходит не вдруг, а постепенно. Как убеждает нас Св. Писание, грех остается в возрожденных и противоборствует закону ума. 156 Вторые не понимают христианства, они ограничиваются знанием того, что Христос умер за грехи их и не хотят знать того, что плод святой смерти воскресения Его должен действовать в нас, что мы должны умереть грехам и в силу воскресения Христа воскреснуть от грехов, что Христос, как глава, действует в своих членах. 157 В христианине внутренно в вере должно произойти все то, о чем говорить слово Божие внешне. «Бог не для того открыл св. Писание, чтобы оно оставалось только на бумаге, как мертвая буква; нет, оно должно сделаться в нас живым в духе и вере и из него должен произойти совершенно внутренний, новый человек, в противном случае Писание не принесет нам никакой пользы». 158 Так в рассказе о Каине и Авеле представлен ветхий и новый человек со всеми их делами. Они враждуют в человеке, Каин всегда хочет угнести и убить Авеля. Это – борьба между плотью и духом, семенем змия и жены. Потоп должен произойти в каждом человеке и потопить злые свойства плоти. Верующий Ной должен спастись. Всякий, подобно Аврааму, должен выйти из родства своего, все оставить, даже жизнь и тело свое и ходить единственно в воле Божией, чтобы получить благословение, прийти в обетованную землю и в царствие Божие...

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ioan...

Посещает ли его Господь бедствиями и искушениями, исполненный сыновнею доверенностию к Промыслу, христианин радуется и в страданиях своих ( Кол.1:24 ), будучи убежден, что эти искушения суть новые свидетельства любви к нему Отца небесного ( Евр. 12:6 ), так как посылаются для его же нравственной пользы ( 1Пет.1:6–7 ), и что Всевышний никогда не оставит его искуситися более, нежели сколько он понести может ( 1Кор. 10:13 ). Восстают ли на него ближние с своею завистью и злобою, и несмотря на его невинность, теснят его и преследуют всеми способами, любовь его вся терпит, не раздражается, не мыслит зла ( 1Кор.13:4–8 ); она прощает врагов и даже молятся за них; она любит их, она воздает им добром за зло ( Мф.5:44 ). Истинный христианин всегда доволен своим жребием, каков бы он ни был, а в этом то и может состоять истинное счастие на земле» (Введ. Пр. Б Изд. 2, стр. 157–158). Но особенно, братие, вера Христова подает утешение человеку в постигающих его бедствиях и врачество против них. «Не трудно», говорит по сему поводу другой в Бозе почивающий святитель Московский Филарет, «встречаться с добром и благополучием. Сердце и чувство ими довольны, не за что и разуму спорить против оных. Но когда зло и беда у нас пред глазами, хотя и не нас нападают один, сей вид поражает чувство и сердце; и если среди сего поражения восстает размышляющий ум, он мучит себя вопросами, зачем зло в мире Всеблагого Бога, беспорядок в делах Премудрого, разрушения в творении Всемогущего? Сколько веков боролся с сими недоумениями естественный разум человеческий, и не мог одолеть оных! В какой мрак, в какие нелепости впадал он, желая изъяснить происхождение зла! Но явилось христианство и нелепости оказались нелепостями, темное объяснилось, несносное облегчилось. Теперь поняли, что зло произошло первоначально от злоупотребления свободы существами сотворенными, следственно не делает нарекания Творцу мира, Который в даре свободы был велик и щедр, а злупотреблению ее непричастен, теперь узнали, что Бог имеет средства искупить человека от зла, коему сей добровольно себя продал за чувственное удовольствие, следственно зло не делает нарекания и Провидению Божию о мире; теперь получили верную надежду, что зло, и в человеках, и в природе, будет решительно побеждено, а добро возвышено, и блаженство утверждено на веки Христом Спасителем, следственно и при виде зла и бедствия можно благодушествовать, подобно как земледелец не отчаивается зимою, зная, что посев его не совсем убит холодом, а воскреснет весною, или как садовник не сердится весною на горькие и терпкие плоды, зная, что будут мягки и вкусны летом или осенью.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Святой Поликарп (70–156 гг.), ученик самого Иоанна Богослова, им поставленный во епископа Смирнского 51 , был, по выражению Иеронима, «вождем всей Азии» в христианстве и окончил жизнь мученичеством за Христа. Св. Ириней (II в.), например, свидетельствовал о Поликарпе так: «И Поликарп, который не только был наставлен Апостолами и обращался со многими из видевших нашего Господа, но и Апостолами был поставлен в епископа Смирнской церкви в Азии, и которого и я видел в моей ранней молодости, – ибо он жил долго и в глубокой старости окончил эту жизнь славнейшим и благороднейшим мученичеством, – он всегда учил тому, что узнал от Апостолов, что передает и Церковь , и что одно только истинно. Об этом свидетельствуют все церкви азийские, равно как и те, которые были преемниками Поликарпу до настоящего времени, – такой человек гораздо достовернейший и надежнейший свидетель истины, чем Валентин, Маркион и прочие еретики. Он, прибыв в Рим при Аниките, многих обратил от вышепоименованных еретиков к церкви Божией, возвещая, что он принял от Апостолов одну только ту истину, которая передана Церковью» . О допросе, истязаниях, непоколебимости в вере и славной кончине св. Поликарпа смирнская Церковь подробно описала в своём послании, адресованном церкви Филомелийской и «всем общинам святой и кафолической Церкви, пребывающим во всяком месте». Послание это было написано живыми свидетелями кончины святого Поликарпа вскоре после его смерти (не позднее 157 года), и потому оно является одним из первых «мученических актов», дошедших до нас. Так вот, в конце данного документа мы находим такие слова: «Центурион, видя иудейскую склочность, положил его тело на виду у всех, как это у них принято, и сжег его; мы же потом собрали его кости, которые дороже драгоценных камней и благороднее золота, и положили их, где следовало. Там по возможности Господь даст и нам, собравшимся в ликовании и радости, отпраздновать день рождения Его мученика в память прежних борцов за веру, в поучение и подготовку будущих». Заметим важнейшие детали.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

(Сура 5:82) Коран часто проявляет самое благосклонное отношение к христианам. В нем предсказана победа византийских христиан над персами-язычниками (сура 30:4), описываются ранние христиане и недавно погибшие в Йемене. Они представлены как пример истинно верующих людей. Коран одобряет многих монахов и священников, охраняющих монастыри и церкви от разрушения, «в которых имя Бога поминается сполна» (сура 22:40). Однако время шло, и хорошее отношение Мухаммада к христианам сменилось на глубокий антагонизм, поскольку христиане, как и иудеи, отказались принять его в качестве пророка и сомневались в достоверности Корана. Собрание верующих в христианском поселении Наджран открыто подвергло сомнениям искажения, встреченные в книге, в частности искажение имени Марии, матери Иисуса. Коран говорит, что ее окружающие обращаются к ней Йа ухта Харун — «О сестра Харуна (Аарона. — Примеч. ред.)!» (сура 19:28). В Коране ее называют тем же самым именем — Марйам, которым зовут настоящую сестру Аарона — Мириам ( Исх.15:20 ), и путаница в этих именах заставила Мухаммада столкнуться с серьезными ошибками в содержании книги. Ал-Мугира ибн Шуба говорит: «Когда я прибыл в Наджран, они (т. е. христиане Наджрана) спросили меня: „Ты читал «О сестра Харуна» (т. е. Хадрат Марйам) в Коране, тогда как Моисей родился задолго до Иисуса“. Когда я вернулся к посланнику Аллаха (да пребудет он с миром), я спросил его об этом, на что он ответил: „Люди (в старые времена) привыкли давать имена (своим окружающим) пророков и благочестивых людей, которые умерли до них“». (Ас-Сахих Муслима, том 3, с. 1169) Ничто не раздражало пророка больше, чем вызов его пророческому призванию. Из письменных источников явствует, что у него были очень ограниченные познания о христианстве, и ни он, ни его сподвижники так и не поняли сущность христианского учения. Распятие Христа только однажды упоминается в Коране в контексте о надругательстве иудеев (сура 4:157), но в книге нет и намека на веру христиан в последующее за ним искупление. Кроме того, Коран, не задумываясь, называет Иисуса ал-Масих — Мессия (сура 4:171), не давая никакого объяснения этому определению. С течением времени Мухаммад, должно быть, испытал чувство глубокого разочарования к христианам, которое он испытывал также по отношению к иудеям, и Коран временами проявляет к ним крайнюю враждебность:

http://azbyka.ru/muxammad-prorok-islama

– недвижный 350 – неколебимый 119 – нерассеянный 363 – покой 346, 352, 369, 370 – два состояния обожения 391 – движение 316, 317 – божественный круг 420 – бесцветный 351(94), 376(94) – бодрствование 407 – блаженство 387 – веселие 392 – здравый 389 – и чувства 392 – изменение не по сущности, а по деятельности 329–330 – исступление 332, 365 – разделение и нераздельность 333 – разделение на многое 338, 347 – истинное веселие 335 – как часть души 118 – любовь к прекрасному 396, 398 – любомудрый 350 – нагой 359, 378, 382 – окрашивание 328, 350(92) – прост(ой) 376, 392 – разные чины 158 – рассмотрение Писания и творения 387 – свобода 321 – слава 334 – словно жернов 157 – ядущий манну 390–391 – соединен(ие) – с благодатью 388 – с телом и миром 363 – омрачение 94, 392 – никчемный 146 – греховный и извращенный 336 – сознание греховности 402 – упражнение У. памятью о прежних грехах 125 – сосложение со страстями 121 – исцеление 54 – очищенный от страстей 126 – см. также молитва умная умиротворение 94, 406, 414, 419 умопостигаемый 12, 30, 104, 151, 272, 273, 343, 344, 346, 354, 377, 403–405, 408, 413, 421 усидчивость 34 устроение 54, 55, 349, 357, 359, 360, 363 – мирное 33 – монашеское 123 – молчания, безмолвное 349, 356 – простое 353 – обновленное 357 – души 373 – ума 370, 375, 377 – высокое 355 – духовное 362 – бесстрастное 340 – боготворное 320 – боговидное 321, 371, 376 – единовидное 340, 346 усыновлять, усыновление 23, 409 Ф илософ, -ы 145, 153, 463 философские науки 224 философствование 408, 409 Х валение Бога 26, 141, 154 – ежедневное 144 слл., 157 хранение – добра 28 – сердца 97, 99, 101, 103, 104 – мыслей, помыслов 30, 121 – ума 441 христианство 1410, 36 Ц арствие Божие (Небесное) 118, 121, 145, 214, 269–271, 274, 278, 357, 409, 467 целомудрие 12, 18, 21, 23, 33, 118, 241, 345, 346, 389, 441 Ч еловек passim – для чего сотворен 148 – каким был до грехопадения 371 – разумный Ч. лучше всего творения 158 – по благодати превосходит ангелов 365 человекоугодие 31, 125 чревоугодие 12, 36, 55, 121 чтение 125, 407, 435, 436, 438 чувство, -а 88, 146, 341, 343, 344, 346, 358, 371, 376, 379, 392, 396, 421

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

Игнатия, и заключается освящение для людей. Оно составляет существеннейшую цель, для которой люди соединяются воедино в церкви, и оно настолько здесь достигается ими, насколько они глубже и внутреннее соединяются с церковью. „Христос прославил вас для того,– пишет св. Игпатий ефесянам, –чтобы вы в единодушном повиновении были утверждены в одном духе и в одних мыслях, и все вы говорили одно, чтобы повинуясь епископу и пресвитерству, вы были освящены во всем» 156 . Вне же церковного единения этого быть не может. Кто внутри алтаря, тот чист 157 , а кто вне его, тот не чист. „Кто не внутри жертвенника, тот лишает себя хлеба Божия» 158 . Понятно, чего лишают себя те, которые отделяются от церкви, вошедши в нее, или те, которые вовсе не входят в нее. Но если некоторые из членов, вошедших в церковь , отделяются от нее, если многие не входят, в ее состав, то в этом не виновна сама церковь , и это не стоит в противоречии с ее всеобъемлющею любовью, для всех и всегда одинаково открытою, но в то же время ожидающею и от других искренней любви и свободной покорности. Отделяются от церкви еретики. Но это люди, отпавшие от веры в родившегося, пострадавшего и воскресшего Христа –общей надежды христиан 159 , и утратившие любовь, составляющую духа, и жизнь христианского общества 160 . „Посмотрите, – пишет св. Игнатий, – на тех, которые иначе учат о пришедшей к нам благодати Иисуса Христа, как они противны воле Божией. У них нет попечения о любви и о вдовице, ни о сироте, ни о притесняемом, ни об узнике или освобожденном от уз, ни об алчущем или жаждущем» 161 . Порвавши внутренние нити, соединявшие их с обществом верующих, они разрывают и внешнюю связь с ним. Они удаляются от, евхаристии и молитвы 162 , не ходят в общие собрания, и таким образом сами осуждают себя на отчуждение от церкви 163 , как перебежчики на противную ей сторону 164 . Мало того, что они самих себя отчуждают от истинной жизни во Христе, они хотят убить эту жизнь и в других посредством своего пагубного учения. Их учение – „яд, к нему еретики примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе доверие, но они подают смертоносную отраву в подслащенном вине.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

295 Объединены в поклонении единому истинному Богу. 1989. С.75. 296 Объединены в поклонении единому истинному Богу. 1989. С.72. 297 Цит. по протопресвитер Иоанн Мейендорф. Православие и современный мир. Минск. 1995.С. 63. 298 Апокалипсис в истолковательном и назидательном чтении. Составил М. Барсов. «Скит». с. 300–301. 299 Апокалипсис в истолковательном и назидательном чтении. Составил М. Барсов. «Скит». с.301. 300 Который будет человеком, а не совокупностью отступнического духовенства, как думают иеговисты. 301 В представлении адвентистов Страшный Суд будет происходит следующим образом: «когда враги Божий окружат город, готовясь к нападению, Бог воздвигнет Свой великий белый престол. Когда вокруг этого престола соберется весь род человеческий — одни в безопасности внутри города, а другие снаружи, устрашенные присутствием Судьи — Бог приступит к окончательному этапу суда. Именно это время имел в виду Христос, когда сказал; «Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон» (Лк. 13:28). Для того, чтобы привести в исполнение приговор суда, будут раскрыты книги записей. «И иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах» (Откр. 20:12). После этого Бог огласит приговор». (В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.с. 369.). 302 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.с.364. 303 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993.с.368–369 304 Любопытно, что в представлении адвентистов «праведники» и ангелы оказываются куда более недоверчивыми, нежели нераскаянные грешники. Ведь для того, чтобы убедить первых требуется много веков (ангелов «убеждают» уже 157 лет и конца-края этому не видно, а с праведными людьми придется возиться целую 1000 лет). А нечестивцы признают правосудие Божие за короткий период Суда. Получается, что чем праведнее человек, тем он меньше доверяет Создателю! 305 Объединены в поклонении единому истинному Богу. 1989.72–77.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2281...

Что же это за благословения? Прочитай всю главу Второзакония и узнаешь. Также и через Исаию Господь сказал: «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли. Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» ( Ис.1:19–20 ). А через пророка Давида Он обещает осчастливить человека, который боится и хранит Его заповеди. Обещает сделать сильным его семя на земле, дать богатство, прославить его дом и увековечить память о нем (см.: Пс. 111 ) 156 . А Дух Святой прославляет тех, кто следуют путем заповедей Его, и говорит, что жены в их доме будут, как счастливая лоза, а их дети – как масличные деревья, вокруг обеденного стола, и благословит их Бог с Сиона. И будут они наслаждаться всеми благами Иерусалима всю свою жизнь. И удостоятся они увидеть сыновей у сыновей своих и многие другие блага обретут (см.: Пс. 127 ) 157 . Соблюдением заповедей человек достигает совершенной любви к Богу. Выполняющий заповеди выше всякого чудотворца и выше мучеников Брат, ты жаждешь обрести любовь к Богу, которая есть совершенство всех добродетелей, и стать храмом Отца и Сына и Святого Духа, сверхсущей и нераздельной Троицы? Исполняй со всем усердием и любовью заповеди Господа, и получишь воздаяние. Потому что Господь обещал прийти с Отцом Его и поселиться в том, кто хранит заповеди Его, и сделать человеческое сердце храмом и обителью Своей. «Кто любит меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» ( Ин.14:23 ). Об этом говорит и святой Максим: «Божественный Логос Бога Отца таинственно присутствует в каждой из Своих заповедей, а Бог Отец естественным и неделимым образом весь присутствует во всецелом Своем Логосе. Поэтому воспринимающий божественную заповедь и исполняющий ее воспринимает находящегося в ней Логоса Божия. А воспринявший через заповеди Логоса, через Него и в Нем естественным образом совоспринял и Духа Святого. Ибо сказано: «Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня, принимает Пославшего Меня» ( Ин. 13:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

157. О духовных течениях в нашей интеллигенции Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. Деян. 17:21 . Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Екклес. 1:9. Мы живем в век радия, век электричества и всевозможных открытий в области наук естественных. Что было еще вчера новостью, то завтра станет известно всему культурному миру и новое изобретение приложат к жизни, используют, и оно станет заурядным явлением, устареет, а неутомимая наука, называемая археологией, откроет, что то, что мы называем новым изобретением, было известно уже в глубокой древности египтянам или ассириянам. Но современный культурный человек жаждет и ждет еще и еще нового, как те афиняне, о коих говорит евангелист, описывая прибытие Апостола Павла в Афины. Что я сказал относительно наук естественных, то в последнее время стало замечаться в наших интеллигентных кругах и относительно жизни и явлений в области человеческого духа. Правда, современный человек, погруженный в чувственность, ленив на то, чтобы почаще заглядывать в свою душу, в свое сердце: ему все времени на то не достает, все его “дома нет”, живет он почти исключительно интересами плоти и суетного мира: а все же, говорю, в последние два-три года замечается некоторый интерес и к области духа. К несчастью, враги Церкви подметили это явление, кажется мне, раньше тех, кто должен бы стоять на страже духовных интересов человека, и уже в значительной мере использовали замеченную склонность современного общества к так называемому мистицизму. Широкою волною стали распространяться такие учения, как спиритизм, месмеризм, оккультизм, буддизм и другие известные с глубокой древности заблуждения, которые, впрочем, теперь являются лишь под новыми названиями, чтобы привлечь тех, кто накидывается на всякую новинку. Но, как во дни великого пророка Илии, когда сей ревнитель истинной веры жаловался Богу, что он один остался на свете верующий, на самом деле, как ему было открыто, оставалось еще 7000 не преклонивших колен пред Ваалом; так и в наши дни еще не все потеряли веру в жизнь духа, еще есть жаждущие познания: в чем состоит истинный мистицизм и где искать удовлетворения этой жажды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

208. Т. е. мудрость, соединенная с благочестием, придает последнему блеск. 209. Оживляет: законом Твоим живил мя Пс. 118:17. 25. 37. 40. 50. 88. 210. Гр. του παρ ατς-иже от нея. Мудрость с упованием на „наследие“ дарует высшее блого и истинную жизнь владеющему ею. 211. См. прим. к 1, 15 и 18. 212. Оскобл. слав. Его соотв. Ατο-альд.. 147, 157, 159, 298—99, в др. нет. 213. И с сим-καγε συν τοτ, т. е. радости и скорби. 214. Слав. нар. согласно соотв. συμφνως-ват., а в алекс. σμφωνων. Бедствия и радости в жизни людей не доказывают противоречия или изменчивости в Боге. 215. Гр. περ λαλις-по евр. -ради, для, по причине. Прим. к 3, 18. 216. Гр. πσω Ατο-позади Его, не находил в Нем никакой вины, а в себе и своем поведении искал ея. 217. Гр. μνων-в синод. долго живет. 218. Пофарисейски не выставляй на показ своей праведности, не осуждай и не унижай других. 219. Гр. μ σοφζου не мудрствуй, русское вульгарное: не умничай, чтобы „не зашел ум за разумъ“. Очевидно. осуждаются показныя праведность и мудрость, всем неприятныя. 220. Гр. σκληρς-сух, черств, безсердечен в приговорах о поведении других людей и их поступках. 221. Может быть, от общей ненависти и озлобления. 222. Быть благочестивым и недопускать беззакония. 223. Руководиться следует истинною богобоязненностию, а не показным благочестием. См. прим. к 13 ст. и 2, 26. 224. В большинстве гр. спп. стоит ντας, нет в 147, 157, 159, 296, 299, в вульг. и слав. пер. 225. В 9, 14—19 даются примеры такого превосходства. 226. Не к чему и хвалиться (17 ст.) своею праведностию. Эту истину высказывали: Соломон (3 Цар. 8:41, Прит. 20:9), Иов (9, 2. 14, 3), псалмопевцы (Пс. 130:3. 143, 2) и Новозав. писатели (Иак. 3:2. 1 Иоан. 1:8). 227. Гр. κακσει-озлобит. 228. Дополняем для ясности связи речи. 229. Оскобл. слав. многия соотв. πολλος-альд., 157, 159, 298—99, в др. нет. Здесь, очевидно, дается пример „небезгрешности“ фарисейски праведного (17 ст.). 230. Гр. βαθ βαθος-глубокая глубина, по слав. бездны глубина. Чем более я старался постигнуть ее, тем более сознавал себя далеким от сего. Римл. 11:33.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010