III. Богослужение несториан Общественное богослужение немыслимо: 1) без места; 2) без определенного времени; 3) без лиц священнодействующих, и 4) свящ. действий. А потому в исследовании о богослужении несториан мы предложим: А) о месте; В) о времени общественного богослужения у несториан; С) о священнослужителях, и D) о священных действиях. А. Место общественного богослужения у несториан Местом общественного богослужения у несториан служат храмы. Устройство их отличается особенною верностью древним церквам; так, например, в настоящее время у несториан находятся крещальни почти при каждом храме. Церкви всегда устрояются алтарем на восток; внутри имеют следующее расположение 79 : церковь по большей части, состоит из трех частей – 1) из притвора, или паперти 80 ; 2) собственно храма (νας, navis), где стоят миряне, клиросов, отделенных от храма решеткой, и 3) из алтаря. Святилище, или алтарь, отделяется от храма перегородкой, вход чрез которую закрывается завесою. Каменный престол устрояется посредине алтаря, а перед ним находится ступень, на которую священник становится во время богослужения. На клиросах, которые, большею частью, отделяются решеткой от храма, где стоят миряне, ставятся два каменных налоя, один для чтения богослужебных книг, а другой для чтения Нового завета. Крещальня занимает южную сторону алтаря и служит, вместе с тем, ризницею. В других храмах 81 на северной стороне алтаря устрояются усыпальницы для настоятелей церкви. В. Времена общественного богослужения У несториан можно разделить на три разряда: 1) на суточное богослужение, 2) недельное и 3) годичное. а) Суточное богослужение Церковные сутки у несториан, равно как и у всех восточных христиан, начинаются и считаются с солнечного заката. На исходе дня у них отправляется богослужение, называемое вечернею. После нее собрание прежде расходилось по домам и в сумерки возвращалось в церковь на повечерие. Эта последняя служба ныне совсем оставлена и бывает только во время Великого поста, в течение трех дней поста ниневитян и накануне тех праздников, когда она соединяется с вечернею и составляет одну с нею службу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Часть 1-я Глава I-я. Общее понятие о Богослужении Православной церкви Христианское общественное Богослужение, как внешнее выражение христианских догматов, мыслей и расположений верующего ума и сердца, облегчает для нас посредством священных действий и обрядов подвиг стремления нашего к Богу, делает нас способными к принятию благодати Св. Духа, преподает эту благодать и, обращая её во благо души нашей, теснейшим образом соединяет нас с Богом. Эти разнообразные цели Православного христианского Богослужения сосредоточиваются в одной главной – в спасении нашем чрез пострадавшего за нас Сына Божия. Так говорить можно о христианском общественном Богослужении, а вообще общественное Богослужение есть Богопочтение или Богоугождение, выражаемое нами во внешних знаках, обрядах и священнодействиях по уставу церкви. Важность общественного Богослужения Общественное христианское Богослужение, действуя на чувства человеческие посредством символов и обрядов, служит самым могущественным средством к теснейшему взаимному соединению членов единой церкви. Оно, собирая их в одно святилище Божие или храм, внушает им чувства взаимной братской любви и поддерживает между ними согласие и порядок. Во времена патриархальные Богослужение скрепляло узы общества домашнего, – а во времена Моисея, времена подзаконные соединяло целый народ в одно тело, в одну церковь . По намерению же Иисуса Христа, нашего Спасителя чрез Богослужение все племена земные должны быть слиты в одно царствие Божие, 37 или, что тоже, из всех людей должно составиться одно таинственное тело, как сказал Апостол: едино тело есмы мнози: вси бо от единаго хлеба причащаемся. 38 Характер и свойство общественного Богослужения Православное общественное Богослужение, по самой естественной своей необходимости, имеет открытую, наружную сторону. Эту сторону его составляют обряды, к которым в обширнейшем смысле принадлежит все видимое, вещественное, что человек употребляет для выражения святой веры или благочестивого чувства. Поэтому общественное Богослужение вообще должно иметь символический характер, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

О частном и общем Богослужении Понятие о Богослужении в частном смысле Когда общие, всегдашние действия Богопочтения, каковы суть хвала Богу, призывание имени Божия и молитва во всех видах ея, совершаются в известном порядке и в известное время: то сие собственно называется Богослужением. По двоякому образу совершения оно есть двоякое частное и общественное. Частное Богослужение Частное Богослужение есть совершение Богослужебных действий в частом доме или месте одним лицем, или в совокупности членами целого семейства по известному принятому или свободному порядку, зависящему от благочестивого расположения совершающих оное. Частное Богослужение составляет всегдашнюю необходимую обязанность и пр./Смотри в книге «Черты деятельного учения веры» стр. 160; издание второе, 1825 г. – стр. 158./ Поскольку же каждый дом, каждое семейство есть особенная домашняя церковь ; то под именем частного Богослужения разумеется совершение Богослужебных действий как одним лицем, так и совокупленное целым семейством. Таковое совокупное совершение частного Богослужения в патриархальной церкви непосредственно Самим Богом заповедано: Вм, говорит, Господь ко Аврааму: яко заповсть сыном своим и дому своему по себ, и сохранят пути Господни творити правду и суд ( Быт. 18:19 ). В законе подтверждено – научите, заповедует Бог чрез Моисея каждому отцу семейства: сим чада своя глаголати сия, седящу теб в дому и идущу теб в пути, и возлежащу ти и востающу ти ( Втор. 11:19 ), а от христиан ясно требуется как всеобщею благоустроенностию христианской жизни, так особенной ревностию о взаимном созидании вообще ближних, особенно своих – присных: глаголюще себ во псалмх и пниях и пснех духовных, воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви ( Еф. 5:19 ). Польза и необходимость совершения домашнего Богослужения в совокупности очевидна во 1 х из того, что в домашнем Богослужении мы с большею свободою и удобностию можем входить в собственное наше состояние и состояние домашних наших и отселе смотря по надобности учить и назидать и их и самих себя. β .) Ничем не может столько утвердиться в семействах Богобоязненность в благочестии, утвердиться взаимный мир и согласие, облегчиться христианское воспитание, и вообще водвориться порядок и благоустройство, как взаимным общением в благочестии. γ .) поскольку и в домашнем Богослужении кроме молитвы не исключается – ни чтение слова Божия ни пения духовных песней ни взаимные наставления: отселе домашнее Богослужение есть лучшее приготовление к общественному. Общественное Богослужение

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Предварительные понятия § 1. Понятие о Богослужении . Богослужение православной Церкви составляют все те молитвословия и священнодействия, которыми православные христиане выражают Богу свои чувства веры, надежды и любви, и посредством которых они входят с Ним в таинственное общение и получают от Него благодатные силы для святой жизни. Богослужение бывает или частное, когда совершается одним или несколькими лицами частным образом, или общественное, когда совершается от лица всей Церкви поставленными на то лицами. Богослужение общественное состоит из церковных служб постоянных, совершающихся для всех христиан в определенные времена, каковы: литургия, вечерня, утреня и т. д., и повременных, совершающихся по требованию и нуждам отдельных членов Церкви и называющихся требами, каковы: чин погребения, водоосвящения и т.п. § 2. Происхождение Богослужения . Человек начал служить Богу с тех пор, как узнал о Нем. Узнал же он о Боге тогда, когда Бог явился ему в раю и дал заповеди о невкушении от древа познания добра, о соблюдении покоя в седьмой день, и благословил брачный союз его с Евой. Богослужение первых людей в раю состояло не в какихлибо определенных церковных службах, как ныне, но в свободном излиянии благоговейных чувств своих перед Богом. Впрочем, божественная заповедь о седьмом дне и о воздержании с запрещенного древа положила начало уже и определенным богослужебным установлениям. К ним по падении человека присоединилось еще новое учреждение – жертвоприношения. Они совершались при всех торжественных случаях, когда приходилось благодарить Бога за полученные от Него благодеяния, или просить Его о помощи, или умилостивлять за содеянные грехи. Соединение молитв с жертвоприношениями внушало людям, что Бог может принимать их молитвы только ради той жертвы, которую впоследствии принесет обетованное Семя жены. Во времена патриархальные, от Адама до Моисея, когда Церковь Божия состояла в одном или нескольких семействах, Богослужение совершалось от лица этих семейств главами их, патриархами, в местах и во времена по их усмотрению. При Моисее же, когда потомки Израиля образовали народ, Богослужение стало совершатся от лица всего народа и тогда для совершения его были установлены и определенное место, и время, и священные лица, и самые формы его.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Пётр Заведеев Добавление 4 . Литургика Часть первая Понятие о науке и ее задаче. Литургика есть наука о Богослужении вообще, как деле общественном, церковном, и о его формах. Задача православной Литургики состоит в том, чтобы представить Богослужение Православной Церкви в том виде и смысле, как его совершает и понимает сама Церковь . Разделение науки на общую и частную. Богослужение может быть рассматриваемо с двух сторон: как учреждение церковное и как собственно деятельность церковная, соответственно этому и Литургика делится на две части, которые по содержанию своему называются общею и частною. Понятие о Богослужении православном и его цели вообще. Христианское Богослужение есть совокупность священных действий и обрядов, или вообще внешняя деятельность, в которой и чрез которую, для спасения человека, достигается и осуществляется со стороны Бога освящение человека и усвоение ему совершенного Спасителем дела искупления и его благодатных плодов. Установление христианского Богослужения Иисусом Христом и апостолами. Истинное назначение и отличительный характер Богослужения христианского указаны Самим И. Христом в Его учении и заповеди о поклонении Богу духом и истиною. Совместно с учением и заповедью об истинном поклонении Богу Иисус Христос установил и определил и самое Богослужение, как внешнюю деятельность, частью Своим примером, частью положительными постановлениями и заповедями. Для усвоения искупления Он установил таинства, – и между ними особенно заповедует совершать евхаристию, раскрывши Своим ученикам истинный смысл и отношение ее к Его искупительной смерти. Для продолжения дела – устройства Церкви на земле, Иисус Христос установил священство в лице апостолов и только ему вверил власть и право совершать Богослужение. Верные примеру и заповедям И. Христа, Апостолы свободно и правильно раскрыли в Богослужении веру нового христианского общества. С этой стороны апостольское Богослужение представляет особенную важность: оно есть непосредственное выражение христианской веры, – и последующее христианское Богослужение, имея в нем свое начало, есть только продолжение и развитие его.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

А.Б. Ковалев Часть первая. Православное богослужение Сведения из Литургики 1. Общие сведения о богослужении Понятие и происхождение богослужения, храм и его устройство, священнослужители и их иерархия, священнодействия. Богослужебное пение не существует вне самого богослужения. И поэтому прежде чем перейти к изучению основной части нашего предмета, необходимо получить хотя бы самые общие представления о православном богослужении, его законах, особенностях, вытекающих из самого строя жизни христианина, учения Церкви. Поэтому обратимся к сведениям из Литургики – науки о богослужении. Слово Литургика одного корня со словом Литургия, которое у древних эллинов означало «общее дело», служение совершаемое для народа или средствами широких слоев народа. Причем это служение могло вовсе и не подразумевать служение Богу. Так, например, под словом «Литургия» понималось «устройство гимнастических упражнений», организация торжественных процессий, устройство народных общественных угощений и т.д. [ 2 7] Христианство приняло этот древнегреческий термин для обозначения своего общественного служения как в самом широком смысле (для богослужения вообще), так и в более конкретном (евхаристическое богослужение). Отсюда и Литургика является наукой о богослужении вообще. Понятие богослужения. Богослужением в широком смысле этого слова является внешнее выражение Богопочитания, исповедание веры, угождение Богу добрыми мыслями, словами и делами. Православное церковное богослужение обычно включает в себя чтение и пение священных текстов, проповедь , а также определенные действия, совершаемые по установленному порядку или чину. Само слово Церковь по-гречески означает собрание. Следовательно, православное церковное богослужение является службой общественной, представляющей собой сослужение народа и священнослужителя, законно поставленного на это дело через таинство рукоположения (хиротонии). Целью общественного церковного богослужения служит единение всей Церкви в своем молитвенном устремлении к Богу, вознесение благодарения своему Небесному Отцу, получение от Господа благодатных сил для святой жизни. Общественное богослужение является организующим началом жизни всей Церкви, каждой конкретной общины и каждого христианина. О необходимости неустанно совершать совместную молитву свидетельствуют слова Священного Писания : «Не будем оставлять собрания своего как есть у некоторых обычай, но будем увещевать друг друга и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного (Суда)» ( Евр.10:25 ). Всеобщая соборная молитва, в единомыслии возносимая Господу во святом храме, есть проявление взаимной любви всех присутствующих на богослужении и следовательно, исполнение одной из важнейших христианских заповедей данной Иисусом своим ученикам апостолам: «Заповедь новую даю вам да любите друг друга как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» ( Ин.13:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Часть 5 1. Частные Богослужения Кроме богослужения общественного, совершающегося в определенные времена для всех верующих, есть еще разные виды богослужения частного. Это молитвословия и священнодействия, которые совершаются особо, в различные времена, по требованию и частным нуждам отдельных верующих. Эти виды богослужения в просторечии носят обыкновенно название треб. Чинопоследования их собраны в богослужебных книгах, которые носят названия: «Требник», «Дополнительный требник», «Великий требник», «Книга молебных пений». Некоторые из этих чинопоследований изданы отдельными книгами, а также помещены особым отделом в конце так называемого «Иерейского молитвослова». К числу таких богослужебных чинопоследований относятся последования всех таинств, кроме, конечно, Евхаристии, которая совершается за – божественной литургией, и которая является средоточием всего общественного богослужения, также сюда относятся чины погребений усопших, молебные пения и молитвы на самые разнообразные случаи. В этих молитвословиях и священнодействиях (кроме Евхаристии и священства), входящих в книгу Требник, или более правильно Потребник, как она называлась в древности на Руси, как показывает и самое наименование ее, в ней содержится все, что потребно каждому чаду Православной Церкви. И в этом особенно ярко выразилась материнская забота св. Церкви о ее чадах – всех верующих христианах. Требы эти охватывают все течение жизни человека, начиная от появления его на свет и кончая преданием его земле после кончины. По замыслу св. Церкви, буквально каждый шаг христианина, каждое его начинание или предприятие, все должно освящаться молитвой, призыванием благодати Божией и благословением. Истинный христианин ничего не делает без благословения Божия, твердо зная, что только в этом благословении надежный залог его успеха. Св. Церковь и идет в этом отношении ему навстречу, предлагая соответствующие по содержанию богослужебные чины и молитвы на все случаи жизни. Все эти чинопоследования изложены в Требнике приблизительно в таком порядке, в каком является в них потребность в жизни христианина, начиная от его рождения: поэтому и мы в таком же порядке и будем их рассматривать. 2. Требник, часть первая

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

А. Предварительные понятия о Литургии Беседа 1. О том, как Господь совершил Божественную литургию I. Слово «литургия» греческое, по-русски значит: общественное дело или общественное священное служение. Прежде Литургией называлось всякое общественное богослужение, состоящее из молитв, песнопений, чтения священного Писания и поучения; но с IV века принято Литургией называть собственно то богослужение, в котором совершается Таинство Причащения и приносится спасительная жертва за живых и умерших. Самое же Таинство Причащения у первенствующих христиан называлось иногда вечерею, или таинственною вечерею, потому что оно получило начало свое от той Божественной вечери, которую Иисус Христос совершил пред Своими страданиями с учениками Своими; иногда – вечерею любви, потому что вместе с Таинством причащения или, лучше сказать, после него тогда устроялась вечеря, или ужин, для всех, а преимущественно для бедных; к этой вечери состоятельные христиане, движимые христианскою любовью, приносили хлеб, вино и масло; а иногда Евхаристией, или благодарением, потому что при совершении Таинства причащения воссылалось к Богу благодарение за все Его благодеяния, оказанные роду человеческому. Этим последним именем, т. е. Евхаристией, Таинство причащения называется и у нас. Причина тому та, что и у нас совершение этого Таинства сопровождается молитвенными к Богу благодарениями за все Его к нам благодеяния. Литургия у нас попросту называется обеднею, потому, во-первых, что во время ее совершения предлагается верующим духовная трапеза – Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, а во-вторых потому, что совершение ее всегда бывает пред обедом. Благочестивые христиане стараются присутствовать при ее совершении натощак, а по совершении ее приступают уже к подкреплению себя пищею. Сравнительно с другими церковными службами, Божественная литургия – самое важное богослужение. Она напоминает нам всю земную жизнь Иисуса Христа: Его рождение, торжественное явление миру, учение, установление Им Таинства причащения, Его страдания, смерть, Воскресение и вознесение на небо. Но что особенно дорого для нас это то, что во время совершения ее приносится Отцу небесному пречистое Тело и животворящая Кровь Сына Его как умилостивительная жертва за грехи наши, и затем это Тело и Кровь Сына Божия предлагаются нам как духовная пища и питие в оставление грехов и в жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > Продолжается суд над митрополитом Морфским Неофитом, который совершил общественное богослужение с нарушением карантина 05.08.2021 4856 Фото: Pravoslavie.ru Утром вчерашнего дня, 4 августа, перед окружным судом Никосии предстал митрополит Морфский Неофит (Масурас) , сообщает сайт Вестник Кипра . Его обвиняют в том, что в праздник Богоявления, 6 января, он совершил общественное богослужение и крестный ход на реку Серрахис с нарушением карантинных декретов. За это ему был выписан штраф в 300 евро, который так и не был оплачен. Адвокат митрополита Никос Клиридис заявил, что архиерей Кипрской Православной Церкви не заставлял граждан нарушать противопандемийные меры, а просто призвал их прийти на праздничную службу. Что касается богослужения, то митрополит выполнял свои религиозные обязанности в соответствии с теми правами, которые ему предоставляет Конституция страны. Клиридис также с сожалением отметил, что самому митрополиту не разрешили ответить на обвинения. В это время перед зданием суда прошла акция в поддержку обвиняемого иерарха Кипрской Церкви. Около пары десятков собравшихся, которые приехали к суду, несмотря на сильную жару, держали в руках плакаты с лозунгами «Руки прочь от нашего владыки», «Митрополит Неофит, мы с тобой», «Жив Господь Бог наш». Напомним, в начале года на Кипре действовали карантинные ограничения, которые предписывали совершать богослужения внутри храмов в присутствии максимум 75 человек. Митрополит Неофит несколько месяцев назад высказался и насчет прививки от коронавируса, сказав, что сам он не прививался и прививаться не намерен. Тема коронавируса и та позиция, которую в период пандемии занимают некоторые представители Кипрской Церкви, была затронута в публикации издания Politis. Корреспондент Дионисис Дионисиу обвинил того же митрополита Неофита, а также митрополита Лимассольского Афанасия в том, что они «продолжают жить в Средневековье» и отрицают пользу медицинских препаратов. Адвокат Христофорос Иоанну выпустил заявление, в котором указал, что корреспондент исказил позицию митрополита Афанасия и тот никогда не выступал против медицинской помощи и прививок от COVID-19 в частности. «Митрополит Афанасий много раз высказывался публично и ясно, отвечая на вопросы, которые ему адресовали слушатели его прямых эфиров. Он говорил, что прививка от коронавируса - это не вопрос духовной жизни, а исключительно медицинская тема, которую каждый может обсудить со своим личным врачом», заявил юрист.

http://ruskline.ru/politnews/2021/08/05/...

Часть вторая Глава I. О различных видах церковного Богослужения Необходимость определенных времен для общественного Богослужения условливается самим понятием об этом Богослужении; так как оно совершается для общества верующих и от имени сего общества. Такие времена были везде, где было благоустроенное общественное Богослужение, во всех религиозных культах. В Ветхозаветной церкви они определены были самим Богом. В христианской церкви на самых первых порах её распространения, даже во времена гонений, не только являются определенные дни, назначаемые для Богослужения, как-то: день Воскресный, Пасха и Пятидесятница; но, когда и где была возможность, были и определенные часы Богослужения, что можно видеть из сочинений отцов церкви 2-го и 3-го века и в особенности из постановлений Апостольских. С прекращением гонений времена Богослужения всегда и везде сделались определенными. О разделе времен общественного Богослужения Православной церкви Времена общественного Богослужения в Православной церкви определяются частью кругом, а) суточным, частью кругом б) седмичным и частью кругом в) годовым. Отсюда Богослужебные времена могут быть разделены: а) по кругу суточному, б) по кругу седмичному и в) по кругу годовому. Отличие этих служб можно видеть в том, что службы суточные неизменны и составляют как бы основание общественного Богослужения; службы седмичные изменяются в своих молитвословиях, песнопениях и чтениях с каждым днем седмицы, а годовые – с каждым днем года, сообразно с теми воспоминаниями, которые церковь усвояет каждому дню седмицы и года. Но г) могут быть и такие службы, которые совершаются церковью по известному случаю, или по потребностям христиан. Таким образом вторая часть Литургики может разделяться на отделы; 1) о Богослужении повседневном, 2) о седмичном, 3) годовом и 4) о Богослужении, совершаемом по потребностям христиан. А) о Богослужении повседневном Апостольскую заповедь о непрестанной молитве 1280 христиане могли исполнить только по отношению к внутренней, сердечной молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010