Такое представление о храме иерусалимском пророки, конечно, старались внушать и сознанию своих современников, и еврейская история говорит нам, что проповедь пророков в этом отношении не всегда была «гласом вопиющего в пустыне», что идея централизации еврейского богослужения при иерусалимском храме получала и реальное осуществление в жизни еврейского народа. Мы находим, что некоторые иудейские цари предпринимают борьбу с «высотами», местами богослужения вне иерусалимского храма, в целях побудить еврейский народ обращаться для совершения богослужения только лишь в Иерусалимский храм. Таковы попытки царей Асы ( 2Пар.14 ; 2Пар.15 ) и Иосафата ( 2Пар.17 ), попытки, правда, не доведенные до конца и, потому, не увенчавшиеся полным успехом. Более плодотворной в этом отношении была деятельность Езекии: он «отменил высоты и жертвенники», на которых евреи приносили жертвы Богу, «и сказал Иуде и Иерусалиму: пред сим только жертвенником поклоняйтесь в Иерусалиме» ( 4Цар.18:22 ; 2Пар.32:12 ; Ис.36:7 ). Еще более энергичной и решительной была деятельности Иосии. Он не ограничился одним иудейским царством, а простер свою деятельность и на евреев, живших на территории бывшего израильского царства, «в городах Манассии и Ефрема и Симеона, даже до колена Нефеалимова» ( 2Пар.34:6 в); везде он уничтожил высоты и разбил жертвенники. Эти действия царей не оставались безрезультатными по своему влиянию на народ еврейский и более или менее достигали своей цели. Уже при Иосафате вовремя, например, нашествия неприятелей «все иудеи с малыми детьми своими, женами и сыновьями своими» ( 2Пар.20:13 ) собрались ко храму и умоляли Господа об избавлении от врагов, вспоминая слова Соломона о храме, как месте всенародных, общественных молений евреев ( 2Пар.20:8–9 ; срв. 3Цар.8:33–34 ; 2Пар.6:24–25 ). По избавлении от этого нашествия, они опять к храму же пришли благодарить Бога ( 2Пар.20:28 ). При Езекии, во время празднования Пасхи в Иерусалиме, евреи так воодушевились ревностью к закону, что, по окончании праздника, «разрушили высоты и жертвенники во всей иудее и в земле Вениаминовой, Ефремовой и Манассииной, до конца» ( 2Пар.31: 1 ), и затем, совершили узаконенные приношения в храм ( 2Пар.31:5–7 ). Путешествия жителей городов иудейских в Иерусалим, в дом Господень на поклонение Богу происходили и во времена пророка Иеремии ( Иер.26:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Так, например, возникновение монашества было вызвано в том числе стремлением убежать от неизбежного обмирщения церковной жизни в IV веке, когда Церковь была легализована и перед нею во весь рост встала перспектива включения в общественно-государственный строй. Это проявилось в первую очередь в уподоблении церковного управления общественно-государственным формам власти. Монахи бежали, например, от епископства как от одного из величайших человеческих искушений властью, понятой совсем не в христианском смысле. Парадокс состоял в том, что именно нравственная высота монашества, обретенная в пустыне, была затем востребована опять-таки на епископских степенях как высших и наиболее ответственных степенях церковного управления. Поэтому, например, нас не должно удивлять такое требование, как единобрачие, т. е. один-единственный брак: ... епископ должен быть … одной жены муж (1 Тим. 3, 2). Это требование еще некоторое время будет фигурировать в древних канонах Церкви , пока на смену ему не придет обычай поставлять епископов только из монашествующих, как это происходит и в наши дни. О диаконах же в Деян. 6 говорится как об одном из самых ранних служений, причем не богослужебного, а социально-бытового характера — «печься о столах» (Деян. 6, 2). Пастырские послания отражают более позднюю эпоху первоначальной церковной истории, когда служение диаконов, очевидно, становилось тоже чем-то традиционным и вполне определенным. Трудно сказать, до какой степени диаконские обязанности имели отношение к богослужению. Что касается вдовиц (греч. ед. ч. xh/ra), то здесь имеется в виду возможность находится на содержании общины согласно определенному списку , а также церковное служение, не дожившее в Православной Церкви до наших дней, хотя само слово изначально означает «вдову» в обычном смысле слова. Кстати, вот как мотивирует апостол довольно высокий возрастной ценз, ниже которого он не рекомендует избирать вдовиц на общественно-церковное служение: 11 Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак. 12 Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру; 13 притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно. 14 Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; 15 ибо некоторые уже совратились вслед сатаны (1 Тим. 5, 11-15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

– «Всякий муж». Ап. говорит о муже не потому, чтобы в Коринфе мужчины являлись в богослужебное собрание с покрытыми головами, а потому, что чрез это упоминание еще резче выступает ненормальность появления женщины с открытою головою. – «Молящийся или пророчествующий» – объяснение его в гл. XIV. – «Главу свою», т. е. и самого себя, и Христа, своего Главу, о славе Которого он должен пещись. Покрывая свою голову, мужчина этим давал бы понять, что он зависит от какой то другой Главы, кроме своей, небесной, и этим похищал бы честь, какая подобает Христу. – «И всякая жена...». Так как, наоборот, женщина имеет над собою «и на земле» видимую главу – мужа, – то для последнего было бы поношением, если бы женщина надела на себя одеяние, которое было символом независимого положения. – «Молящаяся или пророчествующая» – очевидно, дома, а не при общественном богослужении, потому что Ап. запрещал женщинам говорить при общественном богослужении ( 1Кор.14:34 ). – «Свою голову» – т. е. своего мужа, у которого она отнимает принадлежащие ему права, молясь с открытою головою. – «Ибо что то же...». В 15-м стихе сказано, что длинные волосы для жены – честь. След., обритие или острижение волос – позор. Кто из женщин стрижет волосы, та лишает себя чести, которая лежит в природе обычая растить волосы. Женщина, таким образом, ставит себя на ступень тех женщин, которые не хотят соблюдать установленных в природе порядков. – «Пусть стрижется», т. е. ей, значит, все равно! Она не стесняется никакими приличиями... (у евреев остриженная голова женщины служила знаком позора ср. Ис. 3:16–17 . У греков такого значения этот обычай не имел). 1Кор.11:7 .  Итак муж не должен по­кры­вать голову, по­тому что он есть образ­ и слава Божия; а жена есть слава мужа. 1Кор.11:8 .  Ибо не муж от жены, но жена от мужа; 1Кор.11:9 .  и не муж создан для жены, но жена для мужа. Доселе Ап. доказывал необходимость подчинения жены мужу соображениями, заимствованными из сферы, можно сказать, отвлеченной, философско-богословской.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Для совершения этой-то общественной молитвы и сходятся ныне верующие в святые храмы Божие. Но вот, в последнее время появились люди, которые придумали себе свою собственную веру, не только перестали сами посещать храмы Божие, но и других отговаривают делать то же. Что сказать о таких людях? Поистине они достойны сожаления, так как, забыв о святых храмах, они лишили себя и других тех великих благ духовных, которые доставляет человеку общественное богослужение в святом храме. В самом деле, может ли быть еще более совершенная и святая молитва , чем та, когда верующие, собравшись вкупе в святом храме, славят и благословляют своего Творца? Может ли быть что выше того богослужения, на котором приносится Святая бескровная Жертва, на котором Сам великий Царь Царствующих и Господь Господствующих приходит заклаться и даться в снедь верным? Что может быть действеннее и чище молитвы общественной, когда верующие взаимно поддерживают моление друг друга, возносят свою общую молитву как фимиам к Престолу Господню? Нужно быть слишком гордым человеком, чтобы не признавать для себя нужды в молитве общественной. Эту нужду признавал Сам Спаситель, когда во время молитвы в саду Гефсиманском увидел учеников Своих спящими, с грустью укорил их, говоря: «Так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною» ( Мф.26:40 ); «Душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною» ( Мф.26:38 ). Но не скорбит душа наших сектантов: они отвергли для себя нужду в молитве общественной и молятся тайно каждый сам за себя. Где же любовь христианская? Где заповедь Спасителя всем христианам: «По тому узнают вас, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» ( Ин.13:85 )? Как у сектантов пусть не будет между православными христианами! По прежнему ходят они в св. храмы, по прежнему пусть совершают там общественное богослужение и Святые таинства, по прежнему пусть молятся они друг за друга? И увидит Господь с небес, что не перестает между нами истинная любовь христианская. «Дом Мой есть дом молитвы»

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

От его брака со своей сестрой Асвамой родился сын Енос, со времен которого началось общественное богослужение, и благодаря этому оформилось общество людей, служащих Богу. «У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя Енос; тогда начали призывать имя Господа Бога» ( Быт. 4, 26 ). Интересно, как различается этот текст у масоретов и у 70-ти. По еврейскому тексту «призывание имени Господа» идет от человека, а Септуагинта говорит: «Сей (Енос) надеялся призывать имя Господне», т. е. он не рассчитывал лишь на свои силы для того, чтобы быть услышанным, а надеялся на помощь Творца, сказавшего чрез прор. Софонию: «Тогда опять Я дам народам уста чистые, чтобы все призывали имя Господа и служили Ему единодушно» ( Соф. 3, 9 ). Так впервые на земле началось общественное служение Создателю. До этого и Адам, и Авель, и Сиф молились и совершали жертвоприношения в одиночестве, а, начиная с Еноса, ощущавшего себя слабым человеком (именно это и означает его имя) пред лучезарным Ликом, истинные почитатели Господни стали объединяться, для того чтобы совместно возносить молитвы и жертвы пред очами Всеведущего. Важно, что первые священники появились в роде человеческом тогда, когда он ощутил собственную слабость в борьбе с грехом. Так первое богослужение выросло на почве, удобренной величайшей добродетелью смиренномудрия. Люди, участвовавшие в совместной молитве и жертвах, естественным образом стали особым обществом, Первоцерковью, и получили название «ягвистов» или «сынов Божиих». Это наименование они могли получить и из-за той славы, которая сияла на лице их праотца Сифа. Пока они были отделены от потомков проклятого и своим именем, и своей жизнью, Бог снисходил и к беззакониям грешников. Ведь, по Православному убеждению, и до сих пор мир держится в бытии за молитвы святых. Но тогда, когда в результате своеобразного «экуменического» смешения стена между Церковью и миром рухнула, разрушился и весь первый мир. То же ожидает и нашу Вселенную после того, как соль Православия станет пресными отбросами гуманизма.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Бежи всего, что удаляет душу и помыслы сердечные от Бога, возмущает, волнует, омрачает и приковывает к земле, склоняя ум и сердце к дольнему мудрованию. Мы в родстве с Богом, Царицею Небесною, с Ангелами и со всеми святыми. Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем [ Еф. 2, 19 – 20 ]. Как вести себя надо христианину! Я – орудие Церкви, которая есть столп и утверждение истины [ 1Тим. 3, 15 ], и сам должен быть столпом, твердынею истины в слове и деле. Богослужение внушает уважать священнослужителей и священнослужение, освящаться им и вносить его в жизнь, то есть исправлять сердце, проникаться им во всех делах. Внушает, что Бог седит на престоле и внимает и зрит непрестанно на сердца, и судит. Цель литургии – да возможем разумети превосходящую разум любовь Христову и причастимся святыни Его, да скровны и стелесны ему будем, от плоти Его и от костей Его [ Еф. 5, 30 ]. Церковь , иначе род христианский, – стадо Христово, наследие Его. Пастыри! Как высоко ваше звание! Как велики ваши обязанности! Стихия рыбы – вода; стихия Ангелов – Свет Троичного Божества, славословие непрестанное; стихия христианина – молитва, общественное богослужение, богомыслие, чтение слова Божия. Какое отношение между театром и Церковью ? – Как между ложью и истиною, как между тьмою и светом, как между царством мира и Царством Божиим. Театр – служение миру прелюбодейному и грешному и самому лукавому, внушающему любить мир и яже в мире, вопреки Евангелию, которое говорит: Не любите мира f ни яже [рус.: ни того, что] в мире [ 1Ин. 2 Г 15]. Богослужение возрагцает, возгревает и питает веру, упование христианское и любовь. Без него они замерли бы и погасли. Алтарь – небо, храм – земля, притвор – преисподняя. Гора Господня – алтарь. Как члены Церкви, вы приходите в Церковь , в общество святых; Церковь воинствующая соединяет с Церковью торжествующей. Каждый день да будет ступенью восхождения на небо, а вся жизнь – лествица к небу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В нагорной проповеди (Мат. 6:5–8 ) Спаситель опять дает такие наставления о поклонении Богу, которые, по-видимому, несогласны с правилами и требованиями Церкви. Как примирить это? 1. “Нужно молиться в уединении, втайне. “ Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно .” (Мат. 6:6). “ Не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу … Бог есть дух .” A Святая Церковь строит храмы и требует, чтобы мы являлись в них для открытого, общественного богослужения. Есть ли тут противоречие? Нет. а)  Когда Спаситель говорил о тайной молитве в домашнем уединении , то Он вовсе не подразумевал здесь общественного богослужения, которое Он сам посещал с величайшим усердием. Он хотел так сказать: “если ты чувствуешь влечение к молитве или обязан в урочное время молиться, то не останавливайся для этого на площадях и улицах, подобно лицемерам, которые “ любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться ” (Мат. 6:5). Но “ войди в комнату твою ” и помолись Богу втайне. Молитвою не следует тщеславиться. б) Но слова: “ войди в комнату твою ” имеют еще и тот смысл, чтобы войти в свое сердце. Сердцем нужно устремляться к Богу: видят ли это другие или не видят. Из глубокой клети сердца должна возноситься к небу молящаяся душа. “Это уединение ты всюду носишь с собою, оно в тебе самом.” Таким образом, если мы молимся в поле, на улице, с семейством, в церкви, то должны держать себя так, как бы мы были одни в клети. в) “ Затворив дверь твою .” Это самое важное правило поклонения Богу . Мы крепко должны притворить и заключить двери сердца, чтобы не рассеиваться в молитве. В противном случае молитва домашняя или общественная не будет иметь успеха. Приходит диавол со своими внушениями, мир — со своими заботами, плоть — со страстями. Нужно заключиться в себе, чтобы ничто стороннее не вторгалось в наше сердце во время молитвы. 2. “В молитве не нужно говорить много слов. “ Молясь ,” заповедует Спаситель, “ не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны ” (Мат. 6:7). A мы читаем многие и длинные молитвы. В церквах и монастырях совершаются продолжительные богослужения, по церковному уставу. Апостол Павел заповедует даже непрестанно молиться. He противоречие ли это? Нет.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Далее Апостол говорит о том, кто, где и как должен совершать общественные молитвословия в церковных собраниях. " Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения " (ст. 8) — богослужения церковные должны совершаться мужами — предстоятелями церквей, а женщины не должны ни совершать богослужений, ни выступать в молитвенных собраниях со словом учения. Об этом святой Павел прямо писал Коринфянам: " жены ваши в церкви да молчат... неприлично жене говорить в церкви " (1 Кор. 14:34-35). Как видно из Деян. 14:23 [ 5 ] Апостол Павел во всех основываемых им церквах учреждал клир, рукополагая пресвитеров. В 1 Кор. 14:40 [ 6 ] он заповедует, дабы все в церквах совершалось благообразно и по чину. Посему, несомненно, что под этими " мужами " разумеются предстоятели церквей. Молитвы эти, или богослужение может совершаться " на всяком месте " , а не в одном Иерусалимском храме, как было в Ветхом Завете. Так исполнилось прпречение Господа самарянке, что наступает час, " когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу " (Иоан. 4:21), то-есть, что христианское богослужение не будет привязано к одному определенному месту, как предрекал это и пророк Малахия: " на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву " (1:11 [ 7 ]). Как должны совершаться эти молитвы, или богослужение христианское, выражают слова: " воздевая чистые руки " , то-есть молитвенному воздеянию рук должно соответствовать и возвышенное настроение души — " чистые руки " , или чистая незапятнанная пороками совесть и свобода от " гнева и сомнения " , то-есть злых чувств против ближнего и всяких сомнений и колебаний. Затем Апостол делает наставления женам о том, как они должны вести себя в церковных собраниях: " чтобы также и жены, в приличном одеянии со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию " (ст. 9-10) — то-есть женщины должны являться в молитвенные собрания в скромных целомудренных одеждах и думать не о внешних украшениях, но о внутреннем благоукрашении себя добрыми делами. " Жена да учится в безмолвии... а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии " (ст. 11-12) — здесь запрещается женщинам учительство в церкви, то-есть произнесение поучений при общественных молитвенных собраниях, ибо такое учительство было бы равносильно властвованию над мужем, между тем, как Слово Божие повелевает жене быть в подчиненном положении у мужа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Под прекращением жертвы, может быть, разумеются и самые замыслы антихриста совершенно прекратить принесение её и постоянные усилия его достигнуть этой цели, а также и результаты этих замыслов и усилий. Антихрист, сказано в книге же Даниила, даже возмечтает отменить у святых праздничные времена и закон (7:25). Но хотя святые будут преданы в руку его до времени и времён и полу времени, однако слово „возмечтает” показывает, что он не успеет вполне осуществить своих разрушительных замыслов. Действительно, воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца (7:26). Ему не удастся уничтожить все религии, всех людей отторгнуть от Бога и сделать своими последователями и совершенно искоренить совершение евхаристии. Поклонятся ему только погибающие, не написанные в книге жизни. Прочие останутся верны Богу и Христу, будут служить Им, будут приносить и вкушать бескровную жертву. По мере того, как царство антихриста будет расширяться, – не сразу и не без сопротивления подчинятся ему все народы и племена, – число избранных будет сокращаться, потому что антихрист и его приверженцы будут убивать всякого, не поклоняющегося образу зверя ( Откр. 13:15 ); и к концу царствования его, не поклонившихся ему, останется так мало, что Сын человеческий, пришедши, найдёт ли веру на земле ( Лк. 18:8 )? Но всё-таки немногие избранные останутся ( Мф. 24:22 ). Как в начале христианства, верующие во Христа укрывались от преследования язычников в катакомбах, где и совершали Богослужение и приносили бескровную жертву: так и перед кончиной мира избранные Божии, скрываясь от гонения антихристова в тайных и неприступных местах, будут день и ночь молить Бога об избавлении от врага ( Лк. 18:7 ) и укреплять себя вкушением Тела и Крови Христовых ( Откр. 12:14 ). Ожидая ежечасно смерти, они будут причащаться возможно чаще. И Бог подаст им защиту вскоре ( Лк. 18:8 ): силой их пламенных молитв и ради их избавления от антихриста и сократятся дни этого врага их, дни великой скорби ( Мф. 24:22 ; Лк. 18:7, 8 ). Таким образом, изречения о прекращении жертвы в последнюю полседьмицу мира означают то, что антихрист возмечтает совершенно искоренить евхаристическую жертву, как и всякое Богослужение, что во всё время своего царствования он будет употреблять все средства для достижения этой цели, и что он почти достигнет её: явное, общественное и торжественное принесение прекратится. А к концу его царствования и тайно совершать Евхаристию и Богослужение будут весьма немногие и притом с препятствиями и опасностями. Мерзость запустения, стоящая на святом месте, и седьмины Данииловы

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

При молитве домашней или при общественном богослужении для успеха молитвы и благоугодности ее Богу требуется: во-первых, чтобы человек молящийся веровал в присутствие Божие, в близость Божию к нему, в чем уверяет его слово Божие: где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них [ Мф.18:20 ], и се, Я с вами во все дни до скончания века [ Мф.28:20 ]; во-вторых, чтобы помнил Его бесконечную благость и на нее надеялся: если вы, будучи злы, говорит Спаситель, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него [ Мф.7:11 ], всемогущество: не изнеможет у Бога всяк глагол [ Лк.1:37 ], и в-третьих, чтобы сам молящийся имел отвращение ко греху и любовь к добру, а о святых Божиих думал, что они в Боге все и всегда близки к нам и желают нам всякого блага и могут даровать просимое нам по благодати Божией. Богослужение есть словесная жертва человека, существа словесного, Богу Создателю своему, славимому в Трех Лицах Божеству, жертва, приятнейшая Богу более всех других жертв (особенно вещественных), особенно если они приносятся от чистого сердца. 2 августа. Благодарю Господа за непреткновенное служение утрени, литургии и вечерни, за избавление меня от скорби и тесноты в начале литургии, за животворное причащение пречистых Таин, за избавление от лукавых и нечистых помыслов во время литургии оглашенных. Благодарение за добродушный прием меня у директора гимназии и за благую весть о законоучительстве в женской гимназии. Благослови и помоги мне, Господи! Да будет имя Твое благословенно! Богослужение есть взаимослужение Бога человекам и человеков Богу, или сердечный, благодарный, благоговейный отклик человека на любовь, правду, силу и благопромыслительность Божию относительно людей, явленные в сотворении видимого мира для человека как царя тварей, и сладкое собеседование с Богом, славословие Его и прошение о своих нуждах, и, поскольку Бог совершает в нас посредством известных обрядов и священных действий животворные силы Свои в нас, богослужение есть и священнодействие Божественных Таин веры, соединенное с обрядами священными.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010