514. Троицкий – Ковыляевский , женский, общежительный, при селе Ковыляе, Пензенской губ., Краснослободского уезда, в 30 вер. к сев.-зап. от Краснослободска, на левом берегу рч. Урея. Существовавшая здесь с 1842 г. богадельня в 1865 г. переименована в женскую общину, которая в 1875 г. преобразована в общежительный монастырь. Он получает до 9.000 руб. дохода с земли, процентов и приношений; при нем устроено женское училище. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1865 г., 18, ст. 100; 1876 г., 11, ст. 132; “Памят. кн. Пензен. губ. на 1864 г.”, 98; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1854 г., 81 (пожертв. 90 дес. земли); 1875 г., 153 (переим. в м-рь); 1884 г., 246 (училище). 515. Троицкий – Мигулинский – Сенные – Поляны , мужской, совсем уничтоженный, Донского Войска области, Усть-Медведицкого округа, находился в 10 вер. выше по р. Дону Мигулинской станицы, следовательно, в окрестностях, если не в самой станице Казанской, то близ ее на прав. бер. Дона. Основан в конце XVII ст. иноком Капитоном, поселившимся здесь около 1690 г. и получившим разрешение построить церковь в 1700 г. Упразднен в 1788 г. и обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.”, V, 65; Ратшин, 95; Болховитинов, “Ист. геогр. опис. Воронеж. губ.”, 187; Токмаков, “Указ. матер. для изуч. ист. и археол. Дон. обл.”, I, 5 (Дело 1715 г. по отписке войска Дон. о постановлении в пустынь игуменом иером. Иосифа); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 848 (Мигулин.-Троиц., а ниже Троиц. пуст. Сенные Поляны); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1791 г., XIX, 284 (опис. Войска Донского). 516. Троицкий – Одигитриевский – Зосимова пустынь , женский, общежительный, Московской губ., Верейского у., в 46 вер. к вост. от Вереи и в 25 вер. к югу от Голицинской станции Смоленской жел. дор., близ сельца Архангельского. Начало ему положил старец Зосима, сын богатого Смоленск. дворянина Верховского, который после своих скитаний по Сибири, поселил здесь своих двух сестер и скончался в 1833 г. В 1841 г. эта община утверждена правительством и в 1856 г. переименована в общежительный м-рь. Главными жертвователями и попечителями были Грузинская царевна Тамара, Бахметева и особенно Лепешкины. “Сенат. вед.”, 1857 г, 41; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1841 г., 11 (учрежд. общ.); 1844 г., 97 (пожерт. земли); 1846 г., 92 (пожертв. 6 кам. лавок); 1853 г., 87 (пожертв. земли); 1856 г., 13 (переимен. в м-рь); 1861 г., 21 (наделен лесом в 156 десят.); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1877 г., I, 295 (воспомин. игум. Пимена).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

При обители имеется женское училище с прогимназическим курсом, приют и две гостиницы для богомольцев. Монастырь многолюден. Управление игуменское. Софийский Успенский монастырь в Усманском уезде. Близ р. Усманки, в 3 верстах от уездного города Усмани, расположен Софийский общежительный монастырь. Обитель устроена на средства помещицы Феодоровой в конце XVIII века. В обители один храм – в честь Успения Богоматери, с двумя приделами. Как на достопримечательности монастыря, можно указать на живописный портрет Св. Тихона Задонского , бывший в его кельи еще при жизни святителя, живописное распятие, перед которым молился в своей келье Св. Тихон, черную бархатную камилавку, четки и полотняный платок св. Тихона. Есть приют для сирот духовного звания, церковноприходская школа и гостиница для паломников. Управляет монастырем игуменья. Спасская община в Мариинском уезде. Эта община находится при селе Студенце (Соломенка тож), в 70 верстах от уездного города Моршанска. Устроена она в конце прошлого столетия. В нем один храм во имя Всемилостивого Спаса. Управляет ее настоятельница. Тамбовский Вознесенский монастырь. В северо-восточной части г. Тамбова, при впадении р. Студенца в р. Дну, расположен Вознесенский общежительный монастырь. Основан он епископом Тамбовским Питиримом в 1690 году. В нем теперь три храма: соборный, в честь Вознесения Господня, в честь иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость», с двумя приделами, и третий – в корпусе сестер, во имя прп. Антония Печерского. Святыней обители является местночтимая икона Скорбящей Божией Матери, почитаемая чудотворной. Ежегодно в храмовой праздник и 24 октября при громадном стечении богомольцев совершается крестный ход в монастырь из городского собора. При монастыре есть странноприимный дом, церковноприходская школа для девочек и больница. Монастырь многолюден. Управляет им игуменья. Темниковский Рождество-Богородицкий монастырь. Этот нештатный общежительный монастырь расположен в гористой живописной местности, в 1,5 верстах от уездного города Темникова. Первоначально здесь существовала женская богадельня, устроенная в 1812 г. при Николаевской кладбищенской церкви. Затем богадельня была переименована в общину, а впоследствии – в монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Марие-Магдалинская Черноморская пустынь в Екатеринодарском отделе. Третьеклассная общежительная Марие-Магдалинская пустынь находится в 12 в. от станицы Тимашевской и в 92 в. от областного г. Екатеринодара. Она основана в 1818 году по желанию Черноморского казачества, внесшего на устройство обители 20 тыс. рублей. Храм ее освящен в 1848 г. во имя Св. равноап. Марии Магдалины. Управляет игуменья. Покровский монастырь в Екатеринодарском отделе. Эта общежительная нештатная обитель находится близ станицы Динской, в 35. в. от Екатеринодара. Основанная в 1899 г. в имении крестьянки Татианы Кончаковой, она до 1904 г. существовала под именем женской общины, a в этом 1904 г. преобразована в монастырь. В Покровской обители имеется один молитвенный дом в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Управляет игуменья. Спасо-Преображенский Сентинский монастырь в Баталпашинском отделе. Сентинская общежительная обитель находится близ аула Сенты, на самом берегу р. Теберды, в 70 в. от Баталпашинска. Она учреждена в 1892 г. и существовала первое время как община, а в 1897 г. была переименована в монастырь. Ныне в обители два храма. Управляет игуменья. Кутаисская губерния Мужских обителей 21, жснских 5. Мужские обители Гелатский или Гаэнатский Богородичный монастырь в Кутаисском уезде. Гелатский первоклассный необщительный монастырь расположен в восхитительной местности, в 3 в. от станции Закавказской ж. д. «Гелати» и в 6 в. к северо-востоку от Кутаиса, у подножия громадного горного хребта, на одной из широких террас, которыми местность опускается в долину р. Цхалцилтели, т. е. Красной речки. Монастырь основан в 1110 г. грузинским царем Давидом III Возобновителем. Просуществовав несколько веков, он в 1509 году подвергается разорению от татар, но вскоре же возобновляется имеретинским царем Багратом III (1510–1548). Вью XVII веке он делается кафедрой митрополита, а в XIX веке переходит в ведение имеретинских епископов. Соборный храм монастыря, построенный в честь Успения Пресвятой Богородицы, имеет шесть приделов: во имя Свв. прпп. Иоакима и Анны, Св. вмчц. Марины, Св. ап. Андрея Первозванного, Всемилостивого Спаса, Св. Николая Чудотворца и Св. мчц. Ирины.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Управление в обители игуменское. Крестовоздвиженский монастырь в Саратове. Обитель стоит на берегу р. Волги, в самом городе. Когда и кем основан монастырь, точно указать нельзя, но в 1880 году он несомненно уже существовал. Храмов в      нем три: Крестовоздвиженский, соборный, во имя Св. вмчц. Параскевы и в честь Св. Иакова, брата Господня. Управляет игуменья. Покровский монастырь близ Балашова. Покровский монастырь находится       в 2 верстах от г. Балашова. Основан он таким образом. В 1866 г. купец Илларион Иванов устроил в своем доме богадельню с благотворительной целью для призрения престарелых лиц женского пола. В 1871 г. она переименована была в общину, а в 1884 г. здесь учрежден был общежительный монастырь. При монастыре есть училище для малолетних сирот. Церковь одна, во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Балашов стоит на линии Рязанско-Уральской жел. дороги. Управляет Покровской обителью игуменья. Свято-Троицкий монастырь в Сердобском уезде. Этот нештатный общежительный монастырь находится при деревнях Пановке и Плещеевке, в 30 верстах от г. Сердобска. Открытый с Высочайшего соизволения в феврале 1883 года, в виде общины, основанной вдовой Пелагеей Поповой, он в 1904 г. был преобразован в монастырь. Храмов в нем два: домовый в честь Св. Троицы и новый, недавно заложенный. При обители есть больница и богадельня. Управляет игуменья. Таловский Благовещенский монастырь в Аткарском уезде. Обитель основана всего лишь в 1905 году на земле купца Толмачева. Стоит монастырь близ слободы Малой Воронцовки. Тургайская область Обитель женская 1. Кустанайский Иверский монастырь. Обитель стоит в самом гор. Кустанае, в 285 в. от станции Самаро Златоустовской ж. д. Челябинск. Основана она в 1894 г. по указу Св. Синода сначала в виде общины, обращенной в 1907 г. в монастырь. В обители два деревяных храма: во имя Св. Троицы и в честь Иверской Божией Матери. Существует школа. Управление игуменское. Уральская область Обитель мужская 1, женская 1. Уральский Николаевский единоверческий мужской монастырь в Уральском уезде. Этот общежительный монастырь расположен на Сутяжном острове, в 15 верстах от г. Уральска. Основана обитель в 1879 году. Храмов в ней два, и оба во имя Св. Николая Чудотворца. Управление игуменское.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

521. Троицкий – Самарский , мужской, общежительный, при селе Кохановке, Екатеринославской губ., Павлоградского у., в 50 вер. к вост. от Павлограда, на правом берегу р. Самары. Учрежден в 1885 г. с миссионерским при нем училищем. “Собр. узак. и распор. правит.”, 1886 г., 5, ст. 51; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1885 г., 188. 522. Троицкий – Спасский – Мойкинский или Мойский , мужской, общежительный, Самарской губ., Бузулукского уезда, в дачах села Ключегорья, при впадении рч. Мойки в Самару, на границе уез. Самарского, Бузулукского и Бугурусланского, в 130 вер. от гор. Самары и в 70 вер. от Бузулука. Еще до учреждения м-ря здесь существовали пещеры, в коих жили отшельники. В 1858 г. крестьянин Лаврентий Кузмин обратился к епархиальному начальству с просьбою устроить здесь монастырь, для чего вдова капитана Анна Путилова пожертвовала принадлежавшие ей 110 дес. В 1860 г. последовало согласие правительства и м-рь учрежден с киновиею для поминовения усопших благотворителей. “Сенат. ведом.”, 1860 г., 83; “Извлеч. из отчета Об. Прок.”, 1860 г., 9; Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764 – 1869 г.”, 143. 523. Троицкий – Творожковский , женский, общежительный, С.-Петербургской губ., Гдовского уезда, в 81 вер. к юго-вост. от Гдова, при сельце Творожкове и оз. Высканде. Под именем женской общины учрежден в 1865 г. старанием и на средства Александры Филипповны фон-Розе, первой начальницы с посвящением в рясофор с именем Ангелины. В 1887 г. община возведена на степень м-ря. “Монахиня Ангелина – основательница и строит. Свято-Троиц. Творожков. жен. общины, возведенной в м-рь с наименов. его Свято-Троиц. жен. м-рем”, Спб., 1888 г., с видом м-ря; “Собр. узак. и распор. правит.”, 1865 г., 75, ст. 480; 1888 г., 13, ст. 113; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1884 г., 253; “Отчет Об. Прок. св. Синода за 1887 г.”, 167. 524. Троицкий – Ульяновский – Стефановский – Спасский , мужской, общежительный, Вологодской губ., Усть-сысольского у., Устькуломской волости, в 192 вер. к вост.-сев.-вост. от Усть-сысольска и в 20 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Свято-Троицкий мужской монастырь (Чебоксары) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкий мужской монастырь (чуваш. Свапл Виçпрлев ар мнастр) — православный мужской монастырь. Был основан в 1566 году по указу царя Иоанна Васильевича Грозного. Монастырь был создан в миссионерских целях, для проповеди православия среди языческих народов Поволжья, имел общежительный устав. Расположен на берегу реки Волги в Чебоксарах. Содержание История [ править править код ] Свято-Троицкий мужской монастырь был основан в 1566 году по указу царя Ивана Грозного. Монастырь был создан в миссионерских целях, для проповеди православия среди народов Поволжья с этническими религиями, имел общежительный устав. В 1609 году монастырь был сожжён и разорён, а настоятелель отец архимандрит Геласий был убит. В XVII веке монастырь владел шестью деревнями, почти 900 десятинами земли, рыбными угодьями на реке Волге. В 1764 году монастырь лишился всех своих владений и деревень и причислен к 3-му классу. В 1767 году монастырь посетила императрица Екатерина II. В 1789 году к монастырю была приписана Владимирско-ретенская пустынь. По указу Павла I в конце XVIII века монастырю были даны земли (около 30 га) и озёра для рыбной ловли. Общий вид мужского Троицкого монастыря. 1900 год В 1838 году к монастырю приписывается Спасо-Геронтиева пустынь. В конце XIX века при архимандрите Димитрии обновляется и освящается пришедший в ветхость Троицкий собор. В 1902 году настоятелем назначается архимандрит Серафим. При нём монастырь начал возрождаться духовно. Во время его настоятельства в монастыре значительно увеличилось число братии. После Серафима настоятелем стал Игумен Вассиан бывший. Он до конца пытался сохранить монастырь, но все же его закрывают в октябре 1924 года. В 1926 году здания монастыря были переданы под комсомольский и пионерский клубы. С 1946 года здания монастыря становятся памятником архитектуры и охраняются государством. В 1974 году были выделены средства на реставрационные работы в монастыре. В разное время здания монастыря занимались разными организациями: фирмой «Турист», подводниками, театром юного зрителя и др.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкий...

При монастыре имеются: приемный покой для богомольцев, братская больница, две гостиницы для простых богомольцев, две – для дворян и купцов. Есть также особые помещения для почетных гостей, владык и Высочайших Особ. Монастырь многолюден и благоустроен. Управляет им игумен. Свято-Троицкий монастырь близ Лебедяни. На правом берегу р. Дона, в 1,5 верстах от уездного города Лебедяни, расположен Свято-Троицкий общежительный монастырь. Предание рассказывает, что монастырь этот был основан в XIV веке; около половины XV столетия его разрушили татары. Возобновителем явился патриарх Филарет, при котором обитель называлась Яблоновой пустынью. В 1765 году монастырь опять постигло несчастье: он сгорел. Только немногие святыни удалось спасти от уничтожения. В числе их была икона Св. Троицы, пожертвованная в обитель царем Алексеем Михайловичем. Ее уносили в разные городские церкви, но всякий раз она возвращалась в монастырь, и ее находили на яблоне сгоревшего монастыря. После пожара Свято-Троицкий монастырь был упразднен; возобновили его по ходатайству Св. Тихона Задонского . В обители при каменные церкви: соборная Троицкая, Успенская и во имя Св. прор. Илии. При монастыре имеются церковно-приходская школа и богадельня. Управление игуменское. Спасо-Преображенский монастырь, в Борисоглебском уезде. Этот общежительный монастырь расположен близ села Туголукова, при реке Карачане. Основан в начале текущего столетия на средства гражданина Носова, почему именуется иногда Носовским. Пока в обители только один храм во имя прп. Серафима Саровского и свв. Сергия и Германа Валаамских. Вообще монастырь еще только устраивается и небогат достройками. Управляет игумен. Трегуляев Предтеченский монастырь в Тамбовском уезде. На правом берегу Цны, в 7 верстах от губернского города Тамбова живописно расположен Трегуляев общежительный монастырь. Честь основания его принадлежит тамбовскому епископу Питириму (1688 r.). Сначала он именовался Загородным домом; в 1811 году его возвели на степень монастыря. В обители три церкви: центр монастыря занимает собор Иоанна Предтечи, близ собора старый храм в честь Введения Пресвятой Богородицы, есть еще новый храм во имя Иоанна Крестителя, построенный в русско-византийском стиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

2) Старец Клеопа, не малое время живший на Афонской горе и в Молдавии в Драгомирнском монастыре, и имевший со старцем Паисием близкое общение духовное; по выходе в Россию, еще до 1788 года, был настоятелем Островской Введенской пустыни; духовный делатель и хранитель умнаго трезвения. Он ввел в Островской пустыни общежительный устав Афонской горы, который последователями его Игнатием и Макарием перенесен был и в Песношский общежительный монастырь, состоящий ныне в Московской епархии. – Игнатий, с 1778 года после Клеопы был строителем Островской Введенской пустыни; с 1788 года архимандритом Тихвина монастыря, где по благословению митрополита Гавриила ввел общежительный устав; наконец в 1795 году переведен архимандритом в Симонов монастырь, для учреждения общежития, и там скончался в 1796 году. Везде он был для братии примером добродетельнаго жития, а наипаче смирения, нищеты и нестяжания; шелковых одежд, со вступления в монашество, не носил; был к нищим милостив, к несчастным сострадателен, к братии исполнен любви и благодетелен. – Макарий был настоятелем Песношской обители с 1788 г. до самой своей кончины, последовавшей в 1811 году. Он имел духовную связь и переписку со старцем Паисием, – наставником его благодетеля старца Клеопы, – и получил в дар от него посох. Ему особенно обязана Песношская обитель своим устройством и благолепием, внешним и внутренним. Неутомимый и многосведущий в трудах хозяйственных, он еще более неутомим был в подвигах внутренней жизни. Вид его казался строгим, но душа была полна отеческой любви; не имел он никакой собственности, а все делил с братиею; всех принимал с благоприветливостью, и его сердечная простота, сопряженная с духовною мудростию, невольно привлекала к нему всеобщее уважение. Митрополит Платон часто представлял его в пример другим настоятелям и поручал ему приводить в устройство различныя обители; и действительно многия из них заимствовали от Песноши и порядок общежития и способных к поддержанию онаго иноков. Так известный по благочестивой жизни игумен Кириллоновоезерский Феофан, быв на Песноше в 1790 году, оттуда заимствовал общежительный устав и испросил у Макария нескольких из братий для помощи при заведении общежития в Новоезерском монастыре; так пустыни: Давидова, Оптина, Берлюковская, Екатерининская, Медведева, Кривоезерская, и монастыри: Голутвинский и Московский Сретенский получили лучшее устройство общежития по образцу Песношскаго монастыря, при содействии и руководстве Макария. Сподвижниками его в духовном делании были Самуил, впоследствии настоятель Голутвина монастыря, Аврамий, впоследствии настоятель Козельской Оптиной пустыни и Иерофей, бывший после того строителем Екатерининской пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Он ввел в Островской пустыни общежительный устав Афонской горы, который последователями его Игнатием и Макарием перенесен был и в Пешношский общежительный монастырь, состоящий ныне в московской епархии. – Игнатий, с 1778 года после Клеопы был строителем Островской введенской пустыни; с 1788 г. Архимандритом Тихвина монастыря, где по благословению митрополита Гавриила ввел общежительный устав; наконец в 1798 году переведен архимандритом в Симонов монастырь, для учреждения общежития, и там скончался в 1796 году. Везде он был для братии примером добродетельного жития, а наипаче смирения, нищеты и нестяжания; шелковых одежд, со вступления в монашество, не носил; был к нищим милостив, к несчастным сострадателен, к братии исполнен любви и благодетелен. – Макарий был настоятелем Пешношской обители с 1788 г. До самой своей кончины, последовавшей в 1811 году. Он имел духовную связь и переписку со старцем Паисием, – наставником его благодетеля старца Клеопы, – и получил в дар от него посох. Ему особенно обязана Пешношская обитель своим устройством и благолепием, внешним и внутренним. Неутомимый и многое ведущий в трудах хозяйственных, он еще более неутомим был в подвигах внутренней жизни. Вид его казался строгим, но душа была полна отеческой любви; не имел он никакой собственности, а все делил с братией; всех принимал с благоприветливостью, и его сердечная простота, сопряженная с духовною мудростью, невольно привлекала к нему всеобщее уважение. Высокопреосвященнейший митрополит Платон часто представлял его в пример другим настоятелям, и поручал ему приводить в устройство различные обители; и действительно многие из них заимствовали от Пешноши и порядок общежития и способных к поддержанию оного иноков. Так известный по благочестивой жизни игумен Кириллоновоезерский Феофан, быв на Пешноше, в 1790 году, оттуда заимствовал общежительный устав, и испросил у Макария нескольких из братий для помощи при заведении общежития в Новоезерском монастыре; так пустыни: Давидова, Оптина, Берлюковская, Екатерининская, Медведева, Кривоезерская, и монастыри: Голутвинский и Московский Сретенский получили лучшее устройство общежития по образцу Пешношского монастыря, при содействии и руководстве Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

349. Параскевиевский – Топловский , женский, общежительный, Таврической губ., Феодосийского у., в 40 вер. к зап. от Феодосии и в 1½ вер. от дер. Топлу, на северном склоне Крымского хребта. В 1858 г. было разрешено при источнике св. Параскевы, учредить киновию с подчинением Успенскому Бахчисарайскому скиту. В 1864 г. здесь основан общежительный женский монастырь с укреплением за ним жертвуемой вдовою губ. секр. Ламбери земли. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1864 г., 82, ст. 542; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1858 г., 9 (учрежд.), 13 (пожертв. земли); “Таврич. губ. в.”, 1853 г., 25 (основ. скитов); Кн. Е. Горчакова, “Жен. Топловский м-рь св. Параскевы в Крыму”, Москва, 1888 года; “Прибавл. к Церковн. вед.”, 1888 г., 39, 1066 (О свят. Стефане Сурожском); Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764–1869 г.”, 169. 350. Параскево – Вознесенский , женский, общежительный, Пензенской г., Инсарского у., Рузаевской волости, при дер. Пайгарме, в 40 вер. к сев.-вост. от Инсара. Учреждена под именем женской общины в 1866 г. на средства пожертвованные ст. сов. Киселевою и некоторыми крестьянами. В 1884 г. община переименована в общежительный м-рь. При нем имеется училище. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1866 года, 64, ст. 500; 1884 г., 50, ст. 399; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1866 г., 143 (учрежд.); 1884 г., 234 (переим. в м-рь), 246 (училище). 351. Перынь – Богородицы , мужской скит, приписанный к Юрьеву мон., Новгородской губ. и уезда, в 4 вер. от Новграда, при истоке р. Волхова из Ильменя оз., на возвышенном, весною окружаемом водою, месте. До принятия христианства новгородцами здесь стоял главный идол Перун, сброшенный в Волхов в 988 г., и на месте его была поставлена церьковь Рожд. Богородицы, около которой образовался впоследствии монастырь. В летописях имя его встречается только в 1386 г., когда его сожгли новгородцы, затем, в 1552 г., когда „на Перине монастыре выгорел весь и трапеза, а игумена в монастыре не было». В 1634 г. он был приписан к Юрьеву мон. и в 1764 г. обращен в приходскую церковь Юрьевской слободы; в 1827 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010